"развитие творческих способностей детей в условиях реализации фгос". Учебно-методический материал на тему: «педагогические основы развития творческих способностей учащихся в условиях реализации фгос

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — музыкальный опыт, умения и знания.
Задачей музыкального творчества является – развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Реализация данной задачи в полной мере соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, в частности к музыкальному развитию дошкольников .

Существуют три этапа формирования творческих способностей .
Задача педагога на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в музыкальном образце взрослого. Ребенок учится на Ваших образцах.Примерные задания данного этапа: сочинить конец мелодии, исполненной педагогом, инсценировать движениями какую-то песню, выбрать из заданных элементов танца те, которые подходят к характеру данной пьесы и т.д.
Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал. Примерные задания второго этапа: сочинить песню на заданный текст, придумать движения или пляску, передавая характерные движения персонажей.
На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов. П римерные задания — сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению из нескольких за-данных, сочинить мелодии по своему желанию без всяких образцов, выбрать тематику танцевально-игрового действия, распределить роли, составить композицию простейшей пляски. Как видите, творческие задания от этапа к этапу усложняются.

Разделяют несколько видов детского творчества — , .
Специальные задания на развитие творческих способностей включайте на каждом занятии (можно какой-то один вид). Проводите доминантные занятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.

В дошкольном образовании выделяют следующие условия, необходимые для развития творчества и музыкального развития детей.
Задача педагога – создать условия для активного экспериментирования с целью накопления первоначального музыкального опыта.
1. предметно-пространственная среда и оборудование (музыкальные уголки в группах, атрибуты костюмов, музыкальные инструменты, их муляжи, художественные игрушки, игрушки-забавы, грамзаписи для слушания, разные виды кукольного театра, музыкально-дидактические игры).
2. Очень важно для развития творчества создать игровые проблемные ситуации (игры для детей), побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
3. Необходимо активизировать слуховую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности.
4. Дети должны понять, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками , движениями.
5. Главное — необходим запас музыкальных впечатлений, знаний, умений , которые дети получают в процессе обучения на занятиях. В творчестве ребенок применяет те навыки и умения, которые он усвоил в процессе обучения.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Слайд 1)
(слайд 2) Да это действительно так. Работая учителями начальных классов, мы видим важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
(слайд 3) В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями начальных классов были поставлены задачи:
формирование знаний в соответствии с новыми стандартами;
формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетентно, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Поэтому каждому педагогу начальной, а теперь и средней школы важно понять ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ надо изменить в своей деятельности для реализации обозначенных выше задач.
(слайд 4) Что важно знать и уметь учителю?

  • знать принципы деятельностного подхода;
  • уметь реализоват ь деятельностный подход на практике ;
  • освоить новую систему оценивания - критериальную ;
  • освоить принципы организации диалога на уроке.

(слайд 5) Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
  • теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, и компетентностей в любой предметной области познания.

(слайд 6) Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

(слайды 7-8) Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.
(слайд 9) Его можно выразить формулой «деятельность -личность» , т. е. «какова деятельность, такова и личность». Проводя аналогию, можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь» .
(слайд 10) «Вне деятельности нет личности» .
Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
(слайд 11) Так как основной формой организации обучения является урок, то каждому учителю необходимо знать принципы построения урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.(Приложение 2)
Дети на уроках с применением деятельностного метода работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Технология деятельностного метода требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений.
(слайд 12) Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Ученики, конечно, под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на поставленные вопросы, открывают для себя новые знания.
Использование на уроках системно-деятельностного подхода дает детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше своих учеников.
Буквально несколько лет назад, каждый ученик говорил:


Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

То сейчас ученик с полной ответственностью может заявить:

(слайд 13)

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учусь в школе, учусь в школе, учусь в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учусь в школе, учусь в школе, учусь в школе.

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное - сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

(слайд 14) Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду для того, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
(слайд 15) Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых , основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых , мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.
(слайд 16) Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус.
(слайд 17) Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
(слайд 18) Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.
Но все это становится возможным только при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.
(слайд 19) Так что же такое творчество? Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности. Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать - значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.
(слайд 20) В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества.Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами.
(слайд 21) Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.
(слайд 22) В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Ведь именно у них вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в начальной школе, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Поэтому, если мы хотим воспитать в ребенке творческую личность, то на занятиях по любым методикам должны ставить перед собой цель:
сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое;
объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания об окружающем мире;
разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение.
Таким образом, в самой системе воспитания детского творчества должна быть заложена возможность достижения нескольких целей, а выбор их - дело учителя, который по своему усмотрению пользуется доступными ему способами активизации детей. Деятельность, которая необходима для развития творческих способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий.
(слайд 23) Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Поэтому детей следует учить в первую очередь наблюдать, исследовать, размышлять и манипулировать идеями.
(слайд 24) Большинство уроков труда и технологии в начальных классах посвящены работе с бумагой. Бумага - самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Желательно, чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги и картона. Бумага сама по себе - кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
(слайд 25) Уроки по изготовлению поделок из бумаги способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
(слайд 26) В процессе обработки бумаги учащиеся знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой), выполняют изделие по готовому образцу.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, складывания, внимание его направляется на создание новых по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда учитель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге, ее отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.
(слайд 27) Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.
Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

Мастер-класс

(слайд 28) Сегодня мы предлагаем Вам на несколько минут превратиться в учеников погрузиться в мир творчества и поработать с бумагой.

Тема: «Снежинки-гармошки»

Назначение: украшение интерьера. Данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, учителей начальных, классов, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей

Описание: Объемная снежинка выполнена из бумаги, сложенной «гармошкой». Может послужить украшением интерьера дома, детского сада, школы, офиса.

Цель: изготовление объемной снежинки из бумаги.

Задачи: Учить использовать бумагу, сложенную «гармошкой» для создания объемной снежинки; развивать мелкую моторику рук и глазомер,воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Вырезание снежинок из бумаги своими руками - это на самом деле всего лишь частный случай вырезания узоров из бумаги. А вот само искусство вырезания узоров из бумаги является очень древним и начинает свою историю в Китае, примерно во втором веке нашей эры, когда была изобретена сама бумага. Широкое распространение это искусство получило в 13 - 17 веках, когда цена бумаги существенно снизилась и стала доступной для простого народа, а позднее по торговым путям искусство вырезания распространилось и на Евразию. Искусство вырезания узоров из бумаги так полюбилось многими странами, что их народы стали считать это искусство своим исконным. По форме узоры из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми, в виде звезд или снежинок, изображали животных, птиц, растения и использовались для украшения окон, стен, мебели. Традиции каждого отдельного народа вносили в искусство вырезания узоров из бумаги свои особенности и специфичность.
А теперь вернемся к истории возникновения вырезания снежинок. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений вышеописанного древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка из бумаги именно снежинок впервые появилась в России, причем задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору березы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта.
Ежегодно в канун Нового года снежинки из бумаги украшают окна квартир и как ничто другое создают атмосферу этого зимнего праздника!
Где-то снега много, где-то маловато, но все согласны, что снежинки— любимое и главное украшение зимы и зимних праздников. Сколько же существует способов их смастерить! Ну, наверное, всё же меньше, чем самих вариантов узоров на этих ледяных кристалликах.
Давайте смастерим снежинки, используя очень полезные навыки, умение гофрировать или складывать гармошкой и умение симметрично вырезать. Оба навыка тренирует пальчики и отлично развивают глазомер.

(слайд 29) Практическая работа

Материалы, необходимые для работы: бумага, ножницы, клей, резинка для плетения, карандаш простой.
(слайд 30) Возьмите лист бумаги, сложите её пополам вдоль и разрежьте.
(слайд 31) Теперь полоску нужно сгофрировать, т.е. сложить гармошкой. Те, кто хорошо умеет это делать, могут гофрировать с небольшим шагом, примерно 12 мм. Малышам же стоит предложить гофрировать "по направляющим". Сложите прямоугольник пополам (узоры по краям), затем ещё раз пополам и ещё раз пополам.
(слайд 32) Разверните. Сложите гармошкой по намеченным линиям. Когда мы с первоклассниками осваивали этот способ, в этом месте они постоянно ошибались. Чтобы понять, правильно ли они перегнул, я предложила попробовать сыграть "Я играю на гармошке", растягивая свою гармошку. Сразу стало понятно, больше не ошибался никто!, но каждый раз сами себя проверяли пением.
(слайд 33) Перегните пополам каждую гармошку, следя за тем, чтобы при складывании края совпали. Края скругляем или срезаем на уголок в одну сторону.
(слайд 34) Вырезаем узоры. Работаем сразу с двумя гармошками. По линии сгиба рисовать не нужно. Вырезаем симметричный узор.
(слайд 35) Склеиваем детали снежинки по внутренней стороне.
(слайд 36) Склеиваем детали полностью, пока половинки не соединятся в круг. Снежинка готова.

(слайд 37) Творческое задание

А теперь я предлагаю Вам подумать, какие ещё игрушки и образы можно создать из снежинки? Как можно применить снежинки в оформлении? Чем может стать в Вашей работе элемент такого вида?

Рефлексия. Давайте послушаем, какие идеи у Вас возникли.

(слайды 38-43) Теперь посмотрим, что сделали школьники на уроке технологии индивидуально и объединившись по 2-3 человека.

(слайд 44) Выводы. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Для активации творческой деятельности важны: мотивация, внимание, воображение, любознательность. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл

Подготовила:Маландина Валентина Константиновна, учитель начальных

классов МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа»

Параньга, Усола,2014

Развитие творческих способностей учащихся в условиях ФГОС

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Хотя нам не выделяют часы для внеурочной работы.

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Каждый год в школе с учащимися проводится конкурс исследовательских работ. Лучшие работы отправляются на районный и республиканские конкурсы по направлениям. Поэтому с детьми приходится ещё и работать индивидуально. Исследовательская работа имеет для учащихся и практическое значение. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии, учатся сами планировать свою деятельность. А так же привлекаются родители к этой работе.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Цель исследования :

определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования:

развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования :

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Таким образом, условие возникновения данного проекта обусловливается необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, а именно обучающихся и их родителей.

Как правило, творческие способности мы развиваем во всех уроках. Пишем проекты, составляем презентации, на уроке рисования развиваем художественно- эстетическое творчество..Но я взяла себе тему для самообразования «Развитие литературно -творческих способностей детей».Литературное творчество делает жизнь богаче, содержательнее. Оно развивает их способность эстетического чувства, обогащает внутренний мир, даёт возможность познать радость творчества.

Литературное творчество имеет значение не только для развития литературных способностей, оно важно для развития ребёнка в целом, для формирования сознания, нравственности, а в старшем школьном возрасте и мировоззрения.

Дети младшего школьного возраста чаще пишут о том, что им более всего близко и доступно – о природе, о своих играх и развлечениях, о том

Что их радует, удивляет, забавляет. Затем они начинают отражать в своих стихах и общественные события.

К.Д.Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за пределами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, …Язык есть самая живая, самая обильная связь, соединяющая отжившее, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое». Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Оно обладает возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Язык – это средство литературного творчества – поэзии, прозы. Языковой анализ текста – это всегда исследование, всегда творчество.

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребёнка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребёнку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приёмов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, служит работа по учебнику «Мастерская слова». И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращённой к нему. Ведь все эти жанры является своеобразной словесной игрушкой Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Отсюда один шаг до сочинения собственных стихов.

Работу по литературному чтению в течение нескольких недель интегрирую в уроки обучения грамоте. В это же время провожу различные упражнения на развитие чувства ритма слухового внимания. Пользуясь толковым словарём, выясняем с ребятами, что такое рифма.

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма – это рифма на последнем слоге, женская – с ударением на предпоследнем слоге. Рифмовать, значит подбирать слова для получения рифмы. Затем наблюдаем рифму стихов, напечатанных в «Азбуке». Читая с детьми стихи, наблюдаем, что строчки рифмуются по-разному.

В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :

1. Дополни слоги до слов

2. Придумай рифму к слову

3. Чистоговорки

4. Игра «Доскажи словечко»

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый …(василёк)

Отгадай ребус и составь стишок.

Ечка

Ечка

Ечка

Ечка

(Печка,свечка,речка, овечка)

В доме затоплена печка,

Мигает зажжённая свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

6. Придумай стишок по его началу или концу .

Как у наших у ворот,

Бабка курочек зовёт.

7. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Круглое, сладкое (Яблоко ).

Загадки, пословицы, поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии, красоты. Они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Они воспитывают в ребятах высокое чувство любви к родной земле, понимание труда, как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Дети очень любят их придумывать.

В свое работе над «Развитием литературно творческих способностей детей» я считаю, что есть результаты. По окончанию 4 класса мы выпускаем книжку «Моя первая книжка», где дети помещают туда свои стихи, интересные истории, рисунки. В этом конечно помогаю я сама.

Мои дети являются участниками «Кумашевского чтения» 1 место-Шайхутдинова Ильвина, «Герасимовсое чтение «– Чиркова Наталья -2 место, Семенов Артём –сертификат, «Гаязовское чтение «– Растворцева Арина – сертификат, «Якимовское чтение «– Растворцева Арина, Семенов Артём – сертификаты.

В конкурсе «Самырык тукым» Семенов Артем занял 2 место, Растворцева Арина – 1 место. Они были награждены грамотами.

Участвуют не первый год в республиканском экологическом конкурсе «Первые шаги», «Мой первый проект»: Растворцева Арина –сертификат и Семенов Артем – грамота Шайхутдинова Ильвина - сертификат

Участие во II районной научно-практической конференции школьников в секции«Начальная школа» с исследовательской работой «Богатыри земли марийской» . Чиркова Наталья - сертификат

Районный конкурс краеведческих исследовательских
работ обучающихся
«Край родной марийский»
Направление «Родословие»
Номинация «История моей фамилии»
I место в районе у Чирковой Натальи . Участие в республике(свидетельство) Республиканский творческий музыкально-поэтический конкурс

« Семья вместе – душа на месте»

«Мой первый проект» (грамота )

Участие в республике (свидетельство)

Так же участвуют и в других творческих конкурсах. «Защитим лес» , «Огонь – не забава» «Лес в творчестве юных», Дикая природа» Проводимая мною работа с детьми развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к народному творчеству и народным традициям, способствует воспитанию патриотизма у детей. А так же воспитывает положительную мотивацию к учению.

Литература:

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009г. №1, №6, №7

    Литературное чтение в 1 классе.

    Программа «Школа России»

    Нетрадиционные методы обучения. Автор Е.Щербакова.

    Интернет - ресурсы

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей, но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Задачу по развитию творческой личности я пытаюсь реализовать на уроках музыки и внеурочной деятельности.

«Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития» (Б. В. Асафьев). Во все времена в теории и практике отечественной школы шел настойчивый поиск путей гармоничного развития личности, обладающей творческим потенциалом, возможностей наиболее полного раскрытия ее способностей. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) Проблема развития творческой активности личности разрабатывали такие исследователи как: Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.; педагогическое творчество учителя и учащихся затрагивали: Д.Б.Кабалевский, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Дмитриева. Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка". Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. На что же должен обратить внимание педагог в работе над творческой активностью учащихся?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) я предлагаю любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа. У творчески одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие творческой личности, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Мои воспитанники принимают участие во всех конкурсах, внеклассных мероприятиях, создают мультимедийные презентаций и коллективные проекты. К примеру, проект создания собственного музыкального клипа захватил ребят, так как при его создании учитывались интересы и уровни дарования каждого ребёнка в команде. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.

В работе по развитию творческой личности целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения обучающегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.

Основы деятельности педагога в развитии творческой личности ребёнка.

Развитие одаренности младших школьников проходит более успешно, если деятельность преподавателя базируется на основе создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося, подготовки учащихся к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы учащихся, проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

В своей работе с каждым учеником приходится оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга «творческий ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный». В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.

Большое значение при работе с детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей. Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни. Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.

Преподавателю для работы по развитию творческой личности нужно обладать следующим комплексом качеств:

Личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

Профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);

Поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя:

Представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок;

В чем особенность развития одаренных детей;

Разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).

Особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для развития музыкальной одаренности. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирования абстрактного; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности; стремление к самореализации; выделение собственного «Я».

Каковы же педагогические условия развития творческой личности?

Процесс развития творческой личности будет эффективным, если:

1.приоритетными будут педагогические задачи личностного развития с высоко моральными ориентирами, воспитания характера, эмоционально-волевой сферы ребенка, позитивного отношения к жизни,;

2.будут созданы условия, обеспечивающие позицию ребенка как субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации;

3.педагогический процесс будет адекватен специфике процесса обучения музыканта как художественно-творческой деятельности;

4.педагогическими факторами будут выступать художественная ориентационно - развивающая среда и педагогическая поддержка, направленная на развитие личностной, эмоциональной сфер.

Полученные образовательные результаты в целом совпадают с заранее спланированными показателями результативности. Использовав предложенные в ходе проекта методы и формы работы, касаемые увеличения креативного потенциала у детей, удалось добиться развития интереса к предмету «Музыка» и сформировать побудительные мотивы для творческой деятельности у младших школьников. У учащихся выработаны прочные вокально-хоровые навыки, слушательская культура, а также навыки интерпретации музыкальных произведений.

Использование различных традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения на уроках музыки, стимулирует развитие у школьников уверенности в своих творческих возможностях, даёт детям импульс для поиска, пробуждает их фантазию и позволяет испытать радость творчества. Предложенные формы и приёмы организации творческой деятельности универсальны, так как их можно использовать и на других учебных предметах. В процессе работы составлена серия оригинальных творческих заданий, целостно развивающих творческий потенциал личности школьника: дидактическая игра «Музыкальная шкатулка», «Дыхательно - игровая гимнастика», и т.д. Ребята участвуют в школьных и городских мероприятиях. Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества воспитанники учреждений дополнительного образования развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Ежегодно мои ученики принимают участие в муниципальных конкурсах: «Рождественская звезда»; военно – патриотической песни «Виват, Россия!» и смотре художественной самодеятельности, что приносит не только положительные результаты в виде призовых мест, но и позволяет прививать учащимся основы художественного вкуса, учить их навыкам сценического мастерства, создавая атмосферу успешности. Так же во внеурочное время ребята дополнительно посещают кружки по основам вокального мастерства «Радуга», где имеют возможность развить и реализовать свой потенциал.Творческие конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

Роль родителей в развитии творческой личности детей.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований.

Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

1.родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2.Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.

3.Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4.И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?

Организация конкурсного движения является одной из составляющих в системе развития творческих способностей у детей наряду с их привлечением к активной концертной деятельности.

Все достижения моих воспитанников я загружаю на сайт http://nsportal.ru/senatorova-natalya-alekseevna ; очень активно общаемся с ребятами в vk.com , вместе подбираем репертуар для работы. Готовим проекты, снимаем фото и видео на эту тему. И как результат - выступаем на школьных мероприятиях, муниципальных конкурсах, показывая свою работу. И я в этом вижу свою большую роль – роль педагога, несущего своё горящее сердце, показывая дорогу, освещая и зажигая новые звёзды.

Использованная литература

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. 1973

2. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение», 1989г.

3.“Музыка в школе №1 1990”, Москва, “Просвещение”.
4. “Музыка в школе №2 1990”, Москва, “Просвещение” 5. Практические занятия по методике преподавания музыки. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html

Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО .

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого , свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка », - писал П. П. Блонский.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности . Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию , а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ ) . Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала . Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей , включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них : необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление .

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей .

1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле ("я сам", впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности . Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей , поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности , в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера , что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности - изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников . Детей включают во все многообразие художественной деятельности : они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей , используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы) . Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления , умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности , поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения , инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей , фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности .

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку - это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Для развития способностей ребенка , взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности , раскрыть творческий потенциал .

Публикации по теме:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

Консультация - практикум для педагогов ДОУ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества… (Василий.

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Развивающая среда по сенсорному воспитанию в младшей группе. Подготовила воспитатель: Дзюба Т. М. Формирование у детей дошкольного возраста.