Развитие речи во 2 мл группе насекомые. Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста
Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые".
Цели занятия:
Обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование
относительных прилагательных; согласование числительных с существительными;
составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.
Развивающие
: развитие логического мышления и внимания.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной
мотивации к занятию.
Материал: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с
изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько
вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание)
Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)
А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
2. Сообщение темы занятия
В. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.
Дети. Насекомые.
В. А каких насекомых вы еще знаете?
Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
3. Лексикограмматические игры и упражнения
А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят,
вылезают, трудятся, засыпают и т.д.
Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных.
Игра с мячом.
В. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Жук какой?
Ребенок. Большой, рогатый и т.д.
В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.
4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг скок, прыг скок
Тишину послушали.
5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Воспитатель показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На
цветке 3 муравья”
6. Игра “ Куда спрятались насекомые”
На доске помещена картина с изображением поляны.
В. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.
Дети. Гусеница под яблоком.
Бабочка укрылась под ромашкой.
Усатый жук заполз под куст. И т.д.
7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.
В. Ребята отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Посмотрите, к вам в альбом прилетела
красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.
8. Итог занятия.
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Упражнение на координацию движений с
речью.
Вот какая стрекоза очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения
кулачков на уровне глаз)
Это жук с зеленым брюхом.
Вертится как вертолет:
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок,
начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей
оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг скок, прыг скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых. Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым. Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые» Ход занятия: Приходит письмо. Внутри загадки Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки «Отгадай загадки» Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. -Бабочка Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её? … -Пчела Целый день летает, всем надоедает, Ночь настанет, тогда перестанет. - Муха Беседа по теме Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху? Дети: -Это насекомые Логопед: -Правильно, это насекомые. -А, как передвигаются насекомые? Дети: -Они летают Логопед: -А, что еще могут делать насекомые? Дети: - кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть: Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых? Дети: -Да! Логопед: -Вам нравятся насекомые? Дети: -Да! Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми. Проводится дидактическая игра «Что изменилось?» Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось. Д/И Назови ласково» Жук - жучок. Паук -... Лист - … Комар -... Пчела -... Стрекоза -... Муха - … Крыло - … Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных Д/И «Один – много» Муха – мухи, жук - …., паук - …, комар - …, пчела - …, крыло - ….. Образуют форму множественного числа существительных Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Дружно пальчики считаем - Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем) -Прячьтесь! (прячут руки за спину) Выполняют пальчиковую гимнастику Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые» Логопед дает образец рассказов. 1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок. 2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит. Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно. Подведение итогов Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились. Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается? Бабочка-порхает Пчела-летает Гусеница- ползает Кузнечик- прыгает Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.
Задачи :
- формировать знания детей о насекомых (пчела, божья коровка),развивать умение различать их по характерным признакам;
- развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека;
- воспитывать познавательный интерес детей;
- развивать логическое мышление, умение собирать целое из частей, группировать насекомых по способу передвижения;
- развивать умение различать понятия «хорошо – плохо»;
- воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, окружающему миру, насекомым;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- вызвать желание помогать окружающим
Словарная работа : упражнять детей в имитации звуков, произносимых насекомыми (з–з–з), активизировать в речи названия насекомых (пчела, божья коровка) и само понятие «насекомые»
Методы и приемы:
- Игровая мотивация — в гости к ребятам пришел Мишка: он проснулся после зимней спячки и очень хочет есть.
И/у «Что любит есть Мишка?» (мед)
«А кто делает мед?» (пчелы)
Но вот беда: Мишка не знает, как выглядят эти самые пчелы. Он их никогда не видел. Поможем ему разобраться?
Вот к нам прилетели 2 насекомых. Кто же это? (пригласить детей – «пчелок» присесть на «цветы» на цветочной поляне)
- Д/и «Угадай и назови» (дети называют насекомых)
- И/у«Как ты догадался, что это пчела? Что у нее есть?» (признаки: крылья, черно – желтые полоски, усики)
И/у «Как ты догадался, что это божья коровка? По каким признакам?» (она красного цвета, с черными точками на спине)
- И/у «Какая польза от пчелы? Что она нам дает? (мед) Что делает?» (опыляет цветы)
И/у «Какая польза от божьей коровки?»(поедает вредную тлю, которая уничтожает урожай)
- Давайте немного поиграем. Встанем в круг. Игра называется «Плохо или хорошо?» Я говорю фразу. Если вы считаете, что это хорошо, хлопаете в ладоши, если плохо – топаете ногами.
Светит солнце (хорошо)
Идет дождь (плохо)
Пчела делает мед (хорошо)
Пчела жалит (плохо)
Почему «плохо»? (потому что больно)
Но укус пчелы полезен в малых дозах.
Пчела опыляет цветы (хорошо)
Почему «хорошо»? (цветы становятся большими, красивыми, из цветков потом появляются яблоки, ягоды)
Божья коровка поедает тлю (хорошо)
Правильно, хорошо. А почему вы так думаете? (тля ест листья, уничтожает растения, а божья коровка, поедая тлю, спасает урожай)
Божья коровка пачкает руки (плохо)
А теперь приглашаю вас за стол.
- Д/и «Собери картинку»
Перед вами 4 кусочка одной картинки. Соединив их правильно, у вас получится какое-то насекомое. Кто же это?
- Вы, наверно, немного подустали, да и Мишка наш загрустил. Он хочет с вами поиграть.
Физкультминутка. Игра «Мишка и пчелы» (2 раза)
(«Пчелы» охраняют свой улей. Мишка выходит из своей берлоги, распевая:
«Я тучка, тучка, тучка,
Я вовсе не медведь.
Ах, как приятно тучке
По небу лететь»
Доходит до улья. «Пчелки», обнажив свои жала (указательные пальцы обеих рук) и жужжа «з-з-з», пытаются догнать и ужалить Мишку. Тот убегает в свою берлогу.)
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к вашим столам.
Д/и «Летает или ползает?»
Перед вами 5 насекомых. Вам нужно разделить их на 2группы: а) насекомые, которые ползают;
Б) насекомые, которые летают.
(Мишка проверяет правильность выполнения задания. Дети называют ползающих и летающих насекомых)
И/у «Почему ты думаешь, что они ползают, а не летают?» (нет крыльев)
И/у «Почему они летают?» (есть крылья)
- Ребята, к нам прилетели еще божьи коровки. Только чего-то на них не хватает. Посмотрите, пожалуйста, внимательно (нет точек). Давайте мы их разукрасим, а то они не похожи сами на себя.
(Каждый ребенок выбирает себе насекомое, садится за стол и при помощи пальцев и гуаши черного цвета дорисовывает точки на спине божьей коровки.)
Теперь мы положим их на листья и разместим на подоконнике.
10. Анализ занятия. Теперь Мишка знает, как выглядят пчелы и не залезет в улей. Он благодарит детей за то, что они помогли ему разобраться и прощается с ними.
Разделение на подгруппы: предложить детям подойти к своим шкафчикам, найти в нем спрятанный сюрприз (ободки пчел) и перевоплотиться в пчел.
Наглядный материал, пособия:
- По 3 картинки с изображениями пчелы и божьей коровки (каждая разрезана на 4 части по диагонали)
- Фигурки пчелы, божьей коровки
- 3 комплекта насекомых (пчела, бабочка, божья коровка, паук, муравей) (фотографии)
- Силуэты божьих коровок без точек (для рисования пальцами)
- Ободки пчел на подгруппу
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
«Насекомые» Котовой Т.В.
Программные задачи:
- Познакомить детей с насекомыми.
- Установить отличия и сходства у бабочки и жука.
- Учить сочетать речь и движения; развивать артикуляционную и интонационную выразительность речи.
- Подвести к обобщенному понятию – насекомые.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.
Материал: картинки насекомых, цветы.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстративного материала по теме «Насекомые»
Знакомство с литературными произведениями6 В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К.Чуковский Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;
Пальчиковая гимнастика «Бабочка-коробочка, «Кузнечики»…
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята так на улице тепло,красиво, в небе порхают бабочки(прикрепляем бабочек на ниточке на обруч)
Бабочка-коробочка
Улетай на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке.
Воспитатель: Ребята а это кто там в травке сидит, кузнечик!
Расправляйте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Травушку покушайте,
Тишину послушайте.
Детки повторяют движения, превращаясь в кузнечиков.
Воспитатель: К нам пришла весна красна. Что происходит весной в природе?
Дети: Ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается их теплых стран птицы…
Воспитатель: Молодцы. А ёще весной появляются насекомые. Посмотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: Жуки, бабочки, пчелки…. (показ презентацию).
Воспитатель: Правильно, на моем Волшебном цветочке написаны загадки про этих насекомых, а на листках ромашки – отгадки. Давайте приграем в игру « Отгадай».
1.Всех жучков она милей
Спинка красная у ней
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
(божья коровка).
2. Сок цветов душистых пьёт.
Дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её …..
3. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её….
(Стрекоза)
4. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Кто это?(бабочка).
5. Я лечу, лечу, лечу
Очень громко я жужжу. (жук).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех отгадали. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек (на каждое название насекомого дети загибают
один палец)
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали (машут ладошками).
От усталости упали (роняют ладошки на стол).
Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шмели».
Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик., надо быстро спрятаться к себе в домик.
Молодцы ребята. Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила поведения на природе. Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».
«Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок – и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?(да)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!.
Молодцы, ребята!. Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.
Воспитатель: Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых. До свидания, ребята.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»
Тема : Насекомые .
Цели :
Совершенствовать слуховое внимание;
Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;
Активизировать и обогащать лексический запас по теме; формировать обобщающее понятие « насекомые » ;
Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;
Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.
Оборудование
Игрушка кузнечик, бубен, ширма.
Предметные картинки, в названиях которых есть
звук [С].
Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]
Упражнение «Кузнечик играет на бубне»
Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .
Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :
Наш кузнечик маленький,
Зелененький, удаленький,
Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет.
Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .
II.Артикуляционная гимнастика
«Сказка о веселом язычке»
Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.
Язычок проснулся,
Выглянул в окошко.
Умылся, причесался.
И пошёл гулять.
Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.
Упражнение «Лягушка-Слоник»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Упражнение «Кошка сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Упражнение «Трубочка»
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
III. Основная часть занятия .
Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :
«Са-са-са - прилетела к нам оса» .
Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .
- Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.
Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы- у бабочки усы.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Жу-жу-жу-я жука в руках держу.
Упражнение «Доскажи словечко» .
Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.
Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .
Воспитатель показывает предметные картинки и обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .
IV.Физ. минутка
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
- Раз, два, три, четыре, пять.
Задень, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Н. Нищева Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
V. Основная часть занятия .
Дидактическая игра «Бабочка и цветок»
Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.
Игра «Летает –не летает»
Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Детям предлагается закончить предложение.
Птичка… (летает) .
Рыбка… (не летает) .
Самолёт (летает) .
Машина… (не летает) .
Вертолёт (летает) .
Поезд… (не летает) .
Муха (летает) .
Бабочка (летает) .
Упражнение « Насекомые над лугом »
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.
Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и
Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.
Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные
пальцы вперед.
Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит,пыльцу повёз.
Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».
VI. Подведение итогов.
О ком мы сегодня говорили на занятии ?
Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .