Можно ли включить кондиционер на обогрев. Почему нельзя включать кондиционер зимой

Многие жители больших городов нашей холодной страны придерживаются устойчивого мнения, что кондиционеры используются только во время жаркого летнего зноя, чтобы сохранять внутри помещений приятную прохладу. Однако это не так. Современное климатическое оборудование можно и нужно использовать также зимой, соблюдая при этом некоторые меры предосторожности.

Требования, которые необходимо выполнять в ходе эксплуатации кондиционеров зимой:

1. Соблюдение рабочего диапазона температур, указанных компанией-производителем.

Изначально кондиционеры были рассчитаны на охлаждение и очистку воздуха в помещении при плюсовых значениях температуры воздуха извне. Любая климатическая техника может успешно функционировать только в пределах строго обозначенного диапазона температур наружного воздуха. Нарушение данного ограничения приводит к тому, что техника выходит из строя, и снижается срок службы кондиционера, что негативно отражается на имидже и репутации производителя. Кроме того, все рабочие функции кондиционера и технические параметры, гарантированные выпускающей компанией, активны только в пределах крайних значений температурного диапазона.

Поэтому перед включением климатического устройства необходимо внимательно изучить правила эксплуатации техники. Практически все модели кондиционеров, выпущенные известными мировыми брендами, поддерживают режим обогрева при минусовой температуре наружного воздуха.

Значительная часть продаваемых в настоящее время моделей стабильно и эффективно работает в интервале от – 5 градусов С до + 25 С. Если взять сплит-систему MDV, то данное устройство может обеспечить обогрев помещения, если снаружи не холоднее -8 градусов Цельсия. VRF-системы MDV мини-формата поддерживают данную функцию до -15 градусов ниже нуля. Многие современные модели могут стабильно функционировать даже до -10 С … - 20 С за счет устройства систем подогрева дренажа, масла в компрессоре.

При более низких температурах зимой возникают технические проблемы: конденсат снаружи застывает, в момент пуска кондиционера компрессора происходит вскипание масла, понижается давление конденсации. Наружный блок устройства и дренажная трубка покрываются ледяным панцирем. Таким образом, нарушаются теплообменные процессы, эффективность нагревания помещения снижается.

Важно! Поэтому следует помнить: большинство производителей кондиционеров при минусовой температуре не рекомендуют использовать климатическую технику в режиме «обогрев»!

Если все же необходимо срочно нагреть помещение, то специализированные приборы, например, инфракрасный обогреватель или тепловая пушка, справятся с этим гораздо эффективнее.

2. Использование специально адаптированного оборудования.

Зачастую бывает так, что требуется постоянное бесперебойное охлаждение помещения даже при минусовых значениях температуры воздуха снаружи. Это актуально для таких предприятий, как станции мобильных операторов связи, роботизированные комплексы и телекоммуникационные компании. В этом случае наилучшим выходом станет установка на кондиционер или сплит-систему специально адаптированного оборудования. Сервисное обслуживание таких сложных систем следует проводить не менее четырех раз в год.

Туда входит:

  • дренажный обогреватель, который предназначен для отвода сконденсированной жидкости из кондиционера, предотвращая ее замерзание;
  • нагреватель картера компрессора, который поддерживает заданную температуру масла, тем самым исключая возможность возникновения гидроудара вследствие вскипания хладагента;
  • замедлитель скорости вентилятора, который предотвращает обмерзание внутреннего блока кондиционера посредством контролирования требуемой температуры конденсации.

Зимний комплект доработки обеспечивает функционирование сплит-системы в режиме охлаждения до -15С, а в безветренную погоду и до -20 градусов. При необходимости диапазон можно расширить, однако данное решение является достаточно дорогостоящим и в большинстве случаев неоправданным экономически.

Важно! Адаптированное зимнее оборудование следует устанавливать только через авторизованный сервисный центр, в этом случае можно предотвратить аннулирование гарантийных обязательств компании-производителя.

Своевременное проведение профилактических работ.

В летние месяцы кондиционеры являются самым востребованным видом бытовой техники. Период напряженной работы должен предваряться обязательными профилактическими мерами.

Они включают следующие операции:


Своевременно выполняя данные процедуры, можно обеспечить работу кондиционирующего устройства в течение срока службы, указанного компанией-производителем.

Какие кондиционеры можно включать зимой

В холодное время года регулярное проветривание является залогом хорошего самочувствия и сопротивления болезням.

Регулярный приток свежего воздуха можно обеспечить, открыв форточку, фрамугу или створки окна на 10-15 минут. Однако вместе с атмосферным воздухом в квартиру проникают копоть от выхлопных газов, дым от заводских труб, цветочная пыльца и нескончаемый городской шум. Решить вопрос кардинально можно посредством приобретения греющего устройства – инверторного кондиционера.

Инверторные кондиционеры – это оптимальная климатическая техника, которая эффективно работает на обогрев при низких температурах. Инверторные приборы являются более долговечными, поскольку срок их службы может достигать 14-ти лет. Данная разновидность кондиционирующих агрегатов даёт сразу 100% мощности, а когда помещение охладится до требуемой температуры, оно функционирует в поддерживающем режиме, позволяя сохранить комфортный микроклимат.

Инверторные системы минимизируют нагрузку на компрессор, который является ключевым элементом всего аппарата, потому что не случается резких стартов. Как следствие, такой кондиционер максимально эффективен. Также весомым достоинством в практической эксплуатации считается низкий уровень шума.

Принцип их работы повторяет алгоритм функционирования теплового насоса. Это устройство способно генерировать тепло из холодного воздуха атмосферы. Происходит это в процессе конденсирования жидкости, который сопровождается выделением тепла. Создаваемое высокое давление заставляет хладагент конденсироваться в теплообменнике внутреннего блока устройства, при этом прибор существенно нагревается, температура доходит приблизительно до 70 градусов Цельсия. Реагируя на резко понизившееся давление, фреон испаряется, аккумулируя тепло из воздуха снаружи.

Насколько целесообразно экономически использовать системы кондиционирования инверторного типа для обогрева помещений? Лучше всего это показывает соотношение потребленной кондиционером электроэнергии и выделенной им тепловой энергии – для инверторных устройств он достигает 400%. Несомненно, такой эффект является гораздо более выгодным, чем использование для теплоотдачи любого обогревающего прибора.

Качественный кондиционер можно отрегулировать под индивидуальные потребности, добавив такие функции, как удаление влаги, фильтрация газообразных примесей и другие. Данные сплит-системы обеспечат комфортный микроклимат ка в жилых, так и в производственных помещениях.

Правильная эксплуатация кондиционера зимой

Бережное и соответствующее инструкции использование сплит-системы, настенного кондиционера или мобильного климатического устройства является залогом его эффективной и долгосрочной работы. Некоторые компании категорически запрещают использовать кондиционер в зимнее время года, призывая владельцев произвести консервацию устройства. Этот процесс состоит из нескольких шагов:

  • конденсация фреона в наружном блоке;
  • запуск прибора в режиме охлаждения;
  • применение манометрического коллектора, снабженного сервисным портом;
  • выключение подачи жидкости основного блока;
  • выключение подачи газа до того момента, пока атмосферное давление не сравняется с давлением захвата воздуха;
  • выключение манометрического коллектора.
  • полное отключение электропитания системы!

Если консервация невозможна по каким-либо причинам, то тогда особенно важно не нарушать правила эксплуатации кондиционера в зимнее время. Дорогостоящие модели снабжены системами самостоятельной диагностики и защиты, которые выключают систему автоматически. В то же время марки эконом-класса при ненадлежащих условиях эксплуатации выходят из строя достаточно быстро. Они продолжают функционирование до тех пор, пока какой-то узел или конструкция не выйдет из строя.

Самые частые причины поломок кондиционеров:

  • некачественная установка техники;
  • несоответствие установленного оборудования целям заказчика;
  • нарушение правил эксплуатации;
  • отсутствие надлежащего сервисного обслуживания.

Как обеспечить правильную работу кондиционера любого вида в зимний период?

Самый лучший способ — это дополнить комплект кондиционера стартером, то есть устройством безопасного пуска двигателя, которое эффективно при очень низких температурах воздуха снаружи. Таким образом можно предотвратить те перегрузки при старте, которые случаются в случае обледенения трубопровода дренажа.

И, безусловно, для обеспечения корректной работы кондиционера в осенние и зимние месяцы следует вызвать специалиста из профессионального сервиса. Он проверит герметичность системы, очистит фильтры и даст практические советы по предотвращению возможных поломок.

Проверка работоспособности кондиционера в зимний период

Любое кондиционирующее устройство снабжено аналогичным набором составляющих:

  • конденсатор;
  • компрессор;
  • вентилятор;
  • испаритель;
  • клапан.

Все составляющие объединены посредством медных трубок узкого сечения, по которым циркулирует фреон, меняющий свое газообразное агрегатное состояние в жидкостное, и обратно.

Для того, чтобы проверить работоспособности кондиционера зимой, нужно с помощью профессиональных специалистов провести комплекс профилактических мероприятий:

  1. Визуальный контроль и диагностика оборудования.
  2. Проверка на соответствие правилам эксплуатации данной модели.
  3. Чистка фильтрующих элементов внутреннего блока.
  4. Очистка входных и выходных жалюзи внутреннего блока.
  5. Проверка температуры сухого воздуха на входе внутреннего блока.
  6. Контроль состояния электроконтактов и кабелей.
  7. Контроль герметичности системы трубопроводов
  8. Контроль функционирования дренажа.
  9. Контроль механических повреждений конструкции.
  10. Чистка испарителя внутреннего блока.

Также можно произвести самостоятельную проверку. Для этого следует предпринять такие шаги:

  • Визуальный осмотр блоков на отсутствие механических повреждений корпусных, гидравлических и электрических частей оборудования;
  • Протестировать функционирование устройства в режиме «обогрев»/охлаждение»;
  • Проверка работы выходных жалюзи с механическим приводом;
  • При помощи пылесоса очистить вентилятор, который находится в наружном блоке устройства;
  • Контроль температуры сухого воздуха на входе и выходе из испарителя;
  • Проверка среднего давления в наружном блоке;
  • Проверка герметичности соединения внутреннего и внешнего блоков;
  • Проверка герметичности дренажной системы кондиционера;
  • Проверка воздушных фильтров внутреннего блока кондиционера.

После проведения всех процедур следует на полчаса запустить прибор в режиме "вентилирование". Затем запустить устройство в режиме охлаждения.

Важно! Согласно ст. 18, п. 6 закона РФ «О защите прав потребителей», «Не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара». Таким образом, если самостоятельные действия по проверке работоспособности кондиционера повлекли за собой какие-либо дефекты, то производитель не обязан проводить бесплатный гарантийный ремонт.

Кондиционер может работать безотказно довольно длительное время. Зачастую ухудшение параметров происходит достаточно незаметно для владельца. Только благодаря своевременной проверке и профилактике можно избежать неисправностей и поломок дорогостоящих деталей кондиционирующего устройства.

Виды домашних кондиционеров

В домашних условиях часто используются следующие виды климатической техники:


Системы кондиционирования создают новое качество жизни, напрямую влияя на состояние здоровья, самочувствие и психическое равновесие людей, находящихся в оборудованном сплит-системой или кондиционером помещении.

Кондиционеры различают по следующим параметрам:

  • Пакету функций (ионизация воздуха, охлаждение, обогрев, фильтрация и т.п.);
  • Потребляемой мощности;
  • Производительности;
  • Уровню создаваемого шумового фона;
  • Цене.

Основное назначение кондиционера — охлаждение воздуха в помещении. Кроме того, у него имеются и дополнительные функции:

Очищение воздуха – очищение от от пыли жизненно необходимо, для этого разработаны разные виды фильтров: антибактериальный, противовирусный, гипоаллергенный. Срок фильтров зависит от степени загрязнения воздуха.

Обогрев – одна из самых востребованных функций. Применяется в совокупности с тепловым насосом, обладает высокой эффективностью и экономичностью.

Дезодорация — это очистка воздуха в помещении от неприятных запахов.

Вентиляция — направленное распределение воздушных потоков в помещении.

Ионизация – это насыщение воздуха отрицательными ионами, что благоприятно влияет на состояние здоровья.

Осушение — удаление влаги из воздуха. Актуально в сыром климате.

Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.

В этой статье вы узнаете:

Кондиционер работает благодаря переносу тепловой энергии в разные стороны пространства. Однако, возможности деятельности теплового насоса ограничены.

Если в документах написано, что устройство работает как на обогрев, так и на охлаждение, то его функции ограничиваются наружными температурными показателями в -5ºС. Но имеются также агрегаты, которые функционируют при -16ºС и -20ºС.

Включение кондиционера зимой

В инструкции по применению указано, что кондиционер может работать при реверсивной схеме до -5ºС, а в режиме обогрева – до 0ºС.

Лучший метод обеспечить длительную эксплуатацию прибора – это его консервация в зимний период.

Может ли функционировать устройство в холод на охлаждение?

Хладагент испаряется, после чего показатели и так снижаются на 6-13ºС. Даже когда на улице температура положительная, в испарителе она будет минусовой. На корпусе появляется лед, поэтому теплообмен будет нарушен, испарение уменьшается, и лишь часть хладагента превращается в газ. Когда такая масса попадает в компрессор, создается среда для гидроудара.

Применение агрегата в холода создает следующие трудности:

  • производительность охлаждения уменьшается;
  • при обледенении теплообменника, жидкость попадает на части вентилятора и попадает в помещение;
  • температурные показатели нагнетания увеличиваются, а это приводит к неисправности четырехходового вентиля;
  • дренажная трубка забивается льдом.

До скольких градусов зимой работает кондиционер?

Устройство на охлаждение может функционировать при минимальных температурах по многим причинам. Существуют специальные методы, как избежать неисправности и заставить кондиционер работать в холод.

Нужно уменьшить скорость вращаемого вентилятора. В этих целях монтируется прибор, регулирующий давление конденсации. Благодаря этому производительность станет минимальной. Уменьшив теплосъем с воздушного потока, будет снижено обмерзание испарителя. Электронный модуль имеет следующие цели:

  • регулировка скорости вращаемого вентилятора;
  • обеспечение стабильного давления фреона;
  • избежание обмерзания блока.

Нужно подогреть кратер компрессора. Это нужно для того, чтобы жидкость, появившаяся от простоя, не спровоцировала гидроудар, а также не вскипела. Незначительное повышение температуры сделает во фрикционных узлах масляное вещество не таким вязким, что сделает запуск проще. Следует сразу сказать, что непрерывно работающие компрессоры исключают данную трудность. Поэтому их можно эксплуатировать при температуре менее 15 градусов.

Трубки, которые отводят конденсат, способны замерзнуть при минусе. При этом вся жидкость попадет в комнату. Избежать проблемы возможно благодаря монтажу обогревателя незначительной мощности, внедрив в дренажную конструкцию.

Данные дополнения являются зимним комплектом и продаются для того что бы использовать прибор в зимнее время. В новейших вариантах, как правило, сезонная оснастка изначально присутствует.

Так до каких температурных показателей может функционировать устройство? Лучшие кондиционеры, имеющие инверторный компрессор, могут эксплуатироваться до температуры в -30 градусов.

Функционирование устройства на обогрев

Кондиционер по сути это тепловой насос. Именно поэтому, с сокращением воздуха снаружи, производительность будет падать. Минимальный предел работы агрегата на тепло – 5 градусов. Зимой обледенение теплообменника провоцирует неисправности с лопастями вентилятора, а также электродвигателя.

Но кондиционеры регулярно обновляются. К примеру, в некоторых компаниях применяют особые компрессоры с несколькими штуцерами, для возможности работы на обогрев когда за окном -24º. В Японии, а также в странах ЕС активно используются климат-системы для горячего снабжения и отопления.

Виды кондиционеров, которые работают зимой

Если в агрегате присутствует обогрев, то в обязательном порядке применяется четырехходовой клапан. Цена данных устройств большая в сравнении с моделями, имеющими единый режим охлаждения. В документах по применению указаны максимальные температуры при которых может работать устройство. Разница состоит в применении стандартных и инверторных компрессоров, видах хладагента и типа смазки.

При надобности можно эксплуатировать устройство с особым комплектом. Так в холод они могут выдержать порядка -25 градусов, функционируя на охлаждение. Однако это относится лишь к инверторным приборам.

Применение стандартного агрегата для обогрева

Для обогрева зимой подойдет и обычный напольный кондиционер. Горячий поток будет равномерно прогревать всю площадь, несмотря на работу встроенного ТЭН.

Если температура на улице около -5 градусов, то можно включить неподготовленное устройство, функционирующее в летнем режиме. При температурах ниже — 10º, холод сможет выдержать инверторный агрегат, если это указывается в инструкции. В остальном случает поможет лишь установка зимнего комплекта.

Зима приближается семимильными шагами. Ощущается это не только на улице, но и в наших собственных квартирах: к сожалению, система отопления часто оставляет желать лучшего, и приходится обогревать дом своими силами. Бывает и другая ситуация: порой батареи топят слишком активно, и охладить воздух в помещении просто необходимо. В связи с этим у многих возникает вопрос: можно ли пользоваться кондиционером зимой? Отвечаем – можно. Но с некоторыми условиями.

На рынке представлен широкий ассортимент кондиционеров, имеющих различные технические характеристики, поэтому не очень-то просто. Но кое-что все-таки объединяет сплит-системы, моноблоки и прочие устройства: в зимний период их используют крайне редко. Но почему?

Дело в наших знаменитых русских морозах. Когда температура воздуха меняется, меняется и его влажность – поэтому при работе кондиционера возникают излишки влаги (конденсат). В большинстве кондиционеров установлена дренажная система для удаления влаги: видимая часть этой системы – трубка, которая, как правило, выходит на улицу. Если на улице слишком холодно, трубка дренажной системы замерзает, и в ней образуется ледяная пробка, которая не дает конденсату выйти наружу. Тогда у влаги остается два выхода: либо она просачивается в Ваш дом через внутренний корпус, либо выводит прибор из строя.

От холодов страдает и наружный блок, в частности компрессор – «сердце» кондиционера, сжимающее холодильный агент (особое вещество, необходимое для работы кондиционеров) и поддерживающее его движение по остальным частям прибора. Выполнять свои прямые обязанности ему помогает специальное масло, свойства которого как раз зависят от температуры воздуха. Если она опустится ниже границы, утвержденной производителем, масло загустеет, и детали компрессора будут изнашиваться.

Существует еще одна опасность. В режиме обогрева холодильный агент, несмотря на свое название, должен не охлаждаться, а нагреваться. При чрезмерно низкой температуре этого не происходит. При поступлении охлажденного, т.е. жидкого, хладагента в компрессор происходит гидравлический удар – он-то и может привести прибор в негодность.

Поэтому зимой следует использовать кондиционер с осторожностью и следовать инструкции по эксплуатации.

Правда, есть один вид кондиционеров, который можно приспособить для работы в зимних условиях, – это мобильный моноблочный кондиционер. Это передвижное напольное устройство можно использовать во всех комнатах, брать с собой на дачу или перевезти при переезде: монтажа прибор не требует. Единственный элемент прибора, который не должен находиться в помещении, – это воздуховод для отвода теплого или холодного воздуха. Чтобы устранить риск промерзания воздуховода, стоит вывести его в вентиляционное отверстие.

В целом работа кондиционера строится только на одном принципе, знакомом нам с уроков физики: поглощается тепло при испарении, а выделяется – при конденсации.

Первоначально прибор предназначался для охлаждения, но современные технологии шагнули далеко вперед, так что сейчас обогрев – самая обычная функция для климатической техники. Чтобы понять, как работает кондиционер на обогрев, давайте сначала рассмотрим, как он работает на охлаждение:

  1. Хладагент в газообразном состоянии поступает в компрессор.
  2. В компрессоре хладагент сжимается под давлением и нагревается до очень высокой температуры.
  3. Из компрессора хладагент попадает в конденсатор, где происходит переход хладагента в жидкое состояние.
  4. Далее давление хладагента понижается, и он попадает в испаритель внутреннего блока кондиционера, где снова переходит из жидкого состояния в газ. Происходит вскипание хладагента, он «забирает» тепло из помещения, проходит обратный путь до внешнего блока и «выбрасывает» забранное тепло на улицу.
  5. Хладагент в газообразном состоянии вновь поступает в компрессор, и цикл замыкается.

Пользоваться режимом обогрева позволяет специальный клапан – он разворачивает поток хладагента и как бы меняет местами конденсатор и испаритель. В остальном принцип тот же самый.

Прежде чем пользоваться режимом обогрева, убедитесь, что прибор обладает такой функцией. Это указано в инструкции, а также на самом устройстве – режим обогрева, как правило, обозначен пиктограммой солнца.

Если режим обогрева предусмотрен, смотрите на нижний порог температуры, при которой можно включать обогрев, – обычно это также пишут в инструкции.

Помните: у каждого термометра может быть погрешность. Порой она достигает нескольких градусов. Поэтому лучше не пользоваться кондиционером, если Ваш термометр показывает критическую отметку, заявленную производителем.

До какой температуры кондиционеры работают на обогрев

Как правило, кондиционеры исправно работают в режиме обогрева, когда температура воздуха выше -5°C. При более низких температурах, во-первых, мощность обогрева значительно падает, а во-вторых, возникает риск обледенения конденсатора или дренажной системы устройства. Так что не рекомендуем включать режим обогрева во время сильных морозов, иначе из-за неправильной эксплуатации Вы рискуете потерять своего климатического «друга».

Однако некоторые модели сплит-систем нагревают воздух и при -10°C, и при -15°C. Нижняя граница температур зависит от типа хладагента. Также при -15°C работают инверторные модели – в них есть функция регулировки интенсивности работы компрессора, что позволяет ему быть более гибким в отношении наружных температур. Конечно, цена инверторного кондиционера значительно выше обычного.

Самая простая причина, по которой не работает обогрев, – клиент купил устройство, не разобравшись в его возможностях. Скажем, сплит-системы без режима обогрева очень популярны в широтах с теплым климатом. Поэтому будьте внимательны ко всем мелочам при покупке климатического оборудования.

Любимый прибор не греет в холодное время? Это неудивительно. Мы уже писали про возможные опасности работы кондиционера на морозе: проблема может быть связана и с поломкой компрессора, и с маслом, и с дренажной системой. Мастер поможет детально разобраться в проблеме.

Если обогрева не происходит, не спешите бить тревогу. Особенно когда дисплей показывает, что прибор нормально работает. Возможно, просто долго прогревается внутренний блок – это нормально в холодную погоду. Температура в помещении может начать подниматься в течение 15 минут после запуска устройства.

Еще одна распространенная проблема – утечка холодильного агента. Утечка происходит, например, из-за некачественной спайки межблочных трубок, по которым циркулирует хладагент. В этом случае понадобится заправка хладагентом, которая производится сервисными службами.

Даже если Вы знаете, не стоит забывать, что после установки за ним нужно правильно ухаживать. Если Вы не успели своевременно очистить фильтры, то поломки не избежать.

Точно определить проблему поможет и небольшой экран индикации. В современных моделях он, как правило, выводит код ошибки. Значение каждого кода отображено в инструкции.

Если Вы не можете определить причину поломки или не уверены, что можете починить его самостоятельно, стоит вызвать мастера.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение

Ответ будет таким же, как и ответ на вопрос про обогрев, – можно. Но только если зима теплая.

Как правило, минимальная температура, при которой кондиционер работает нормально в режиме охлаждения, – это -5°C. При более низкой температуре прибор подвержен всем тем опасностям, о которых мы писали в начале статьи. Поэтому внимательно изучите технические характеристики устройства, прежде чем пользоваться режимом охлаждения.

Чтобы не отвлекаться на работу кондиционера, можно установить : с ним прибор будет включаться и отключаться автоматически по расписанию, которое Вы составите.

Тем не менее у Вас всегда есть возможность «усилить» кондиционер, поставив зимний комплект.

Зимний комплект для кондиционера

Порой кондиционер оснащают так называемым зимним комплектом. В комплект входит несколько устройств. Они подогревают дренажную систему, предотвращают загустение масла и переохлаждение хладагента.

Принципы работы зимнего комплекта заключаются в следующем:

  • Благодаря температурному датчику регулируется скорость вращения вентилятора внешнего блока. Когда температура становится ниже, скорость замедляется. Тем самым предотвращается замерзание (и загустение) масла и образование наледи в корпусе.
  • Значительная часть нагрузки компрессора приходится на его запуск. А если компрессор еще и промерзший, кондиционеру точно несдобровать. Поэтому зимний комплект обеспечивает обогрев картера компрессора. Так компрессор всегда готов к запуску.
  • Чтобы не возникало ледяных пробок, а конденсат выводился без проблем, обогревается дренажная система.

Казалось бы, все проблемы решены, а опасности преодолены, если бы не одно но. Действительно, зимний комплект позволяет включать кондиционер при более низких температурах, чем заявлено производителем, но только в режиме охлаждения !

При включении кондиционера с зимним комплектом в режиме обогрева прибор все равно не сможет работать должным образом. Более того, значительно возрастает риск гидроудара.

Приветствую всех гостей сайта Кондиционерщик! Если вы попали на данную страницу, значит у вас возникли сомнения после вашего климатического помощника. Сегодня хочу рассказать о том, как ведет себя кондиционер, когда он работает на обогрев. Еще коротко расскажу о том, как происходит процесс нагрева. И выясним, почему греться «сплитом» выгодно.

Принцип регулирования температуры в режимах обогрева и охлаждения ничем не отличается. То есть, какую температуру задали на пульте, такую же «кондёр» и должен поддерживать в комнате (при ). Традиционно «градус» поддерживается на заданном уровне включением/выключением компрессора (если модель не инверторная). Но есть одна особенность, которая часто вызывает сомнения!

Как происходит обогрев кондиционером и почему он эффективен

Коротко о том, как происходит процесс:


Таким образом, получается, что «электрическая энергия» (при работе компрессора) тратится лишь на ПЕРЕНОС «тепловой энергии» с улицы. Например, чтобы получить 2000 Вт тепла в комнате, кондиционер затратит лишь 600 Вт электроэнергии. Любые традиционные нагреватели тратят энергию не на перенос тепла, а на его ПРЕОБРАЗОВАНИЕ из электричества. И чтобы выдать те же 2000 Вт тепла должны потребить 2000 Вт электричества.

Почему при работе «сплита» на обогрев, он ведет себя не так, как при работе на охлаждение

Обычная редко вызывает сомнения, и вы привыкаете к его «поведению». Но как только переключаетесь на противоположный режим, то сразу возникают вопросы. Не удивительно! Ведь внутренний блок периодически затихает !

Когда вы , вентилятор внутреннего блока крутится постоянно, и жалюзи работают в установленном режиме. При этом только изменяется температура потока. А при включении режима обогрева, внутренний вентилятор останавливается, когда теплообменник холодный. Этому есть причина! И далее мы разберем, почему так происходит.

Особенности работы кондиционера на обогрев

Все очень просто! Основная причина заключается в том, что при работе на тепло на внешнем блоке (а точнее на его радиаторе) образуется конденсат (вода), который не должен заледенеть.
Вращением вентилятора внутреннего блока регулируется температура конденсации фреона в системе. Пока вентилятор «стоит», повышается температура газа во внутреннем блоке (происходит нагрев теплообменника). При этом регулируются температурные параметры для поддержания процессов испарения и конденсации хладагента (фреона).

Во время остановки вентилятора внутреннего устройства, можно услышать, что компрессор кондиционера продолжает работать. Тем самым повышает давление и, в свою очередь, температуру газа в системе.

Таким образом, теплообменник внутреннего блока хорошо прогревает воздух в комнате. И при этом вы не почувствуете прохладный поток. В режиме охлаждения вентилятор не останавливается, поскольку испарение фреона происходит во внутреннем блоке. При этом образование наледи на нем не происходит (конечно же, при исправной системе и соблюдении всех условий эксплуатации).

Поэтому, периодическая остановка внутреннего блока — это «нормальная» работа кондиционера в режиме обогрева. И будьте уверенны, что кондиционер .