Занятие 2 младшая насекомые развитие речи. Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые

Анна Грищенко
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»

Тема : Насекомые .

Цели :

Совершенствовать слуховое внимание;

Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;

Активизировать и обогащать лексический запас по теме; расширять объем понимания чужой речи ; формировать обобщающее понятие «насекомые » ;

Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;

Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.

Оборудование

Игрушка кузнечик, бубен, ширма.

Предметные картинки, в названиях которых есть

Сказка В. Сутеева «Кораблик» , картинки с изображением персонажей сказки, фланелеграф, предметные картинки с изображениями насекомых .

Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия .

Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]

Упражнение «Кузнечик играет на бубне»

Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .

Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :

Наш кузнечик маленький,

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .

4. \\\ \\\ \\\ .

II.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке»

Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.

Язычок проснулся,

Выглянул в окошко.

Умылся, причесался.

И пошёл гулять.

Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.

Упражнение «Лягушка-Слоник»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Упражнение «Кошка сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Упражнение «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

III. Основная часть занятия .

Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :

«Са-са-са - прилетела к нам оса» .

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .

Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.

Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Упражнение «Доскажи словечко» .

Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.

Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .

Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»

Педагог рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе.

Кораблик

Пошли гулять на речку лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.

Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок.

Ква-ха-ха! - засмеялся лягушонок. - Куда же вы годитесь!

Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок и решили построить кораблик. Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей притащил соломинку. А жучок - веревочку. И пошла работа : в скорлупку соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали - и построили кораблик. Столкнули кораблик в воду, сели на него и поплыли. Лягушонок высунул голову из воды, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл. И не догонишь.

(По В. Сутееву)

После этого обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .

IV.Физ. минутка

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять.

Задень, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Н. Нищева Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

V. Основная часть занятия .

Дидактическая игра «Бабочка и цветок»

Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.

Игра «Летает –не летает»

Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Детям предлагается закончить предложение.

Птичка… (летает) .

Рыбка… (не летает) .

Самолёт (летает) .

Машина… (не летает) .

Вертолёт (летает) .

Поезд… (не летает) .

Муха (летает) .

Бабочка (летает) .

Упражнение «Насекомые над лугом »

Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.

Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и

Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.

Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные

пальцы вперед.

Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит,пыльцу повёз.

Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

VI. Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили на занятии ?

Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .

Давайте повторим чистоговорки :

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Наше занятие окончено . Спасибо за внимание.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»

Тема : Насекомые .

Цели :

Совершенствовать слуховое внимание;

Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;

Активизировать и обогащать лексический запас по теме; формировать обобщающее понятие « насекомые » ;

Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;

Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.

Оборудование

Игрушка кузнечик, бубен, ширма.

Предметные картинки, в названиях которых есть

звук [С].

Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]

Упражнение «Кузнечик играет на бубне»

Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .

Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :

Наш кузнечик маленький,

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .

II.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке»

Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.

Язычок проснулся,

Выглянул в окошко.

Умылся, причесался.

И пошёл гулять.

Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.

Упражнение «Лягушка-Слоник»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Упражнение «Кошка сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Упражнение «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

III. Основная часть занятия .

Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :

«Са-са-са - прилетела к нам оса» .

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .

- Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.

Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Упражнение «Доскажи словечко» .

Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.

Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .

Воспитатель показывает предметные картинки и обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .

IV.Физ. минутка

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

- Раз, два, три, четыре, пять.

Задень, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Н. Нищева Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

V. Основная часть занятия .

Дидактическая игра «Бабочка и цветок»

Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.

Игра «Летает –не летает»

Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Детям предлагается закончить предложение.

Птичка… (летает) .

Рыбка… (не летает) .

Самолёт (летает) .

Машина… (не летает) .

Вертолёт (летает) .

Поезд… (не летает) .

Муха (летает) .

Бабочка (летает) .

Упражнение « Насекомые над лугом »

Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.

Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и

Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.

Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные

пальцы вперед.

Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит,пыльцу повёз.

Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

VI. Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили на занятии ?

Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .

Цель:

Повторить с детьми самые распространенные виды насекомых, их строение, место обитания;

Побуждать запоминать названия насекомых и закрепить обобщенное слово - насекомые;

- закреплять знания дошкольников об особенностях весенней поры года;

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Материал: картинки «Насекомые», стихотворение «Бабочка».

Ход занятия в младшей группе

1. Организационный момент.

Воспитатель. - Добрый день, дети. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: на улице ясно, солнечно. Я предлагаю вам попутешествовать по весеннему саду.

(на мольберте картина весеннего сада)

Какая пора года изображена на картине?

Почему вы считаете что это весна?

Кто изображен на картине? (Жучки, муравьи, мухи, божьи коровки, бабочки, пчелы)

Как мы их назовем одним словом? (насекомые)

Повторили вместе со мной - насекомые.

Что они делают? (Они радуются весне.)

Где живут насекомые? (В земле, в коре деревьев, на растениях)

2. Сюрпризный момент. (Появление бабочки)

Посмотрите, к нам в гости залетела букашка. Как она называется? (бабочка)

Какая она?

Что есть у бабочки? (Туловище, крылья, лапки, головка, усики)

3. Чтение стихотворения «Бабочка»

Послушайте стихотворение про бабочку

На лесной полянке чудо —

на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

4. Беседа по содержанию стихотворения

О ком это стихотворение?

Какая бабочка?

Что делает бабочка?

На что похожа бабочка?

Чем вам нравится бабочка?

Давайте с вами покажем, как она машет крылышками и летает.

5. Игра «Полет бабочки»

Летает бабочка с цветка на цветок. Ой, посмотрите, кто подлетел к бабочке? (пчелка)

Как жужжит пчела? (ж-ж-ж)

Над чем кружит пчелка?

Зачем?

Что собирает пчелка?

Кто любит мед?

Какой мед?

Как можно назвать пчелку и бабочку одним словом? (насекомые)

Давай поиграем в игру с насекомыми.

6. Дидактическая игра «Кого не стало?»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением насекомых, предлагает детям назвать их, и закрыть глаза. Потом прячет какую-то картинку, предлагает открыть глаза и сказать, какого насекомого не стало.

7. Итог занятия

На какую прогулку мы сегодня отправились?

Кого мы встретили? (бабочка, пчелка)

Как мы назовем их одним словом? (насекомые)

Какое насекомое похоже на цветок?

Что делает пчела?

Цели:

Расширить знания детей о насекомых.
Обогатить словарь детей по теме «насекомые».
Формировать устойчивые представления о цвете, количестве, величине, форме.
Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, определять положение предмета (середина, край), отсчитывать заданное количество предметов (один,два, три).
Продолжать учить слушать и понимать речь взрослого.
Упражнять в звукоподражании.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки, ручного труда.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь, внимание, мышление.
Воспитывать интерес к насекомым.

Оборудование:

Картинки с изображением насекомых: муха, бабочка, муравей, жук, пчела, гусеница и паук.
Мелкие игрушки-насекомые.
Вырезанные из плотного картона гусеницы с отверстием для шнурка в нижней части, шнурки.
Картинка с изображением гусениц разных цветов, приделанные на веревочки силуэтные картинки бабочек таких же цветов.
Картинка с изображением трех одинаковых бабочек и одной отличной от них.
Картинка-схема с изображением бабочки из геометрических фигур, геометрические фигуры, счетные палочки.
Краски пальчиковые, сложенный пополам лист бумаги, вырезанный в форме бабочки.
Картинки-фон с изображением теней трех ульев разного размера, вырезанные из цветного картона ульи, силуэтные картинки пчел.
Пластилин, семена клена, горошины, еловые иголки, вырезанный из зеленого картона листик.
Картинка с изображением муравейника и муравьев, карандаши.
Пуговицы разных цветов и размеров, силуэтное изображение сапога с наклеенными кругами, соответствующего пуговицам цвета и размера.
Вырезанные из картона жуки и цветы красного, желтого, зеленого, белого, синего цвета.
Парные картинки с изображением насекомых.
Картинка-фон с изображением жука, вырезанные детали изображения: два надкрылья, голова. Клей, черный маркер.
Разноцветные прищепки, вырезанные из плотного картона силуэтные изображения пауков без лапок.
Сетки-паутинки. Вырезанные из зеленой бумаги листочки.
Картинка с изображением паутины с кругами-каплями, плоские стеклянные камешки.
Картинка-фон с изображением теней тарелки, вилки, ножа, ложки; цветные силуэтные изображения этих столовых приборов.
Сушка, веревочки.
Аудиозаписи: «Жук», «Паучок», «Бабочка» Е. Железновой.

Ход занятия:

Рано солнышко проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось,
Пожелало всем добра.

Игровая ситуация «Муха-именинница»

Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Сегодня мы отправляемся в гости к Мухе-цокотухе. Она сегодня именинница - день рождения у нее сегодня. А кроме нас придут к мехе на праздник самые разные гости. А вот и они.

Далее воспитатель показывает картинку «Гостя», называет изображенное на ней насекомое и просит повторить. После того, как дети выполнят все задания, связанные именно с этим «гостем», воспитатель просит детей назвать его еще раз.

Пчела

Приходила к мухе бабушка-пчела.
Мухе-цокотухе меду принесла.

Дидактическая игра «Расставь ульи»

Вот домики для пчел - ульи. На место теней расставьте подходящие по размеру ульи.
Какого цвета самый большой улей, самый маленький? Посадите одну пчелу на самый маленький улей, на средний улей посадите две пчелы, на самый большой улей посадите три пчелы. Прилетели пчелы и зажужжали: «ж-ж-ж».

Муравей

Приходил муравей.
Приводил сто друзей.

Рисование карандашами «Проведи муравьев к муравейнику»

Возьмите карандаши и нарисуйте дорожку от каждого муравья к его дому - муравейнику.

Стрекоза

Прилетала стрекоза.
Растопырив глаза.

Ручной труд «Стрекоза»

Прямым раскатыванием делаем туловище, круговым раскатыванием - голову. Соединяем детали. Из семян ясеня делаем крылья, из еловых иголок усики, из двух горошин - глаза.

Гусеница

Гусеница приползала.
Превращением удивляла.

Игра со шнурками «Гусеница»

Вставьте шнурок в отверстие, проденьте и намотайте на гусеницу. Так гусеница готовится стать бабочкой.

Музыкальная пауза «Бабочка»

Дети выполняют движения соответственно словам песни: отрывают кусочки от вырезанного из зеленой бумаги листочка, ложатся на ковер, бегают, машут раками.

Дидактическая игра «Гусеница стала бабочкой»

Вот и стали гусеницы бабочками. Разложите бабочек сверху на гусениц правильно: желтая гусениц стала желтой бабочкой, красная гусеница стала красной бабочкой, синяя гусеница - синей бабочкой, а зеленая гусеница - зеленой бабочкой.

Бабочка

Бабочка прилетала.
Красиво крыльями махала.

Посмотрите на картинку и покажите бабочку, не такую на другие, отличающуюся от других бабочек.

Конструирование «Сложи бабочку»

На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур. Воспитатель просит показать заданную фигуру и назвать ее цвет.

Рисование «Бабочка»

Дети раскрашивают одно крыло бабочки, складывают пополам, приглаживают ладошкой, затем раскрывают.

Жук

Приходили жуки рогатые,
Солидные, богатые.

Динамическая пауза «Жук упал»
Полетели жуки, зажужжали: «ж-ж-ж».
(Бег со звукоподражанием)

Жук упал и встать не может.
(Лечь на спину, махи руками и ногами)

Ждет он, кто ему поможет.
(Взрослый поднимает малыша)

Игра с пуговицами «Сапожки»

Приходили к мухе жуки-блошки.
Приносили ей красивые сапожки.
А сапожки не простые,
На них застежки расписные.

Разложите пуговицы на круги подходящего размера и цвета.

Дидактическая игра «Рассади жуков на цветы»

Назовите, какого цвета жуки. Эти жуки любят сидеть на цветах. Но каждый жук садится на свой цветок - такого же как у него цвета. Рассадите жуков на цветы: красных жуков - на красные цветы, синих жуков - на синие цветы, желтых жуков - на желтые цветы, зеленых жуков - на зеленые цветы.

Аппликация «Божья коровка»

На изображение жука дети наклеивают две половинки надкрылий и голову. Черным маркером дорисовывают пятнышки и глазки.

Комар

Вот комар молодец,
Он комар удалец.
К мухе в гости прилетал,
Очень весело плясал.

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Найдите картинку, точно такую же как у вас.

Динамическая пауза «Комарики»

Вот комарики сидят
(Сесть на ковер)

В разные стороны глядят.
(Повороты влево-вправо, ладонь приставить ко лбу)

Порезвиться захотели
(Встать на ноги)

Друг за другом полетели.
(Бег по кругу друг за другом)

По комариному запели: «з-з-з».
(Звукоподражание)

Паук

Я паук, не злой совсем.
Мух-красавиц я не ем.

Игра с прищепками «Паучок»

Из прищепок сделайте паучку лапки.

Упражнение «Паутина»

Жучок летел-летел и наткнулся на паутину. Разложите сетку-паутину перед собой. Посадите в середину жучка. Сложите паутину, разверните ее. Передвиньте жучка к раю паутины. Вырвался жучок и улетел - поднимите жука вверх.

Упражнение «Роса на паутине»

Прошел дожди и на паучьей паутине остались капельки. Разложите камешки-капельки на паутину.

Динамическая пауза «Паучок ползет по ветке»

Паучок ползёт по ветке,
А за ним ползут все детки.
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по
предплечью, а затем по предплечью другой руки)

Дождик с неба вдруг полил
Паучка на землю смыл.
(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение. Затем хлопок по столу, коленям)

Солнце стало припекать
Паучок ползет опять.
(Ладошки с растопыренными пальцами смотрят в стороны)

А за ним ползут все детки
(Тоже что и в начале. «Паучки» ползут вверх – на голову)

Чтобы погулять по ветке.
(Перебираем пальцами по волосам)

Муха

Дидактическое упражнение «Сервируем стол»

Разложите сверху на тени столовые приборы - тарелку, ложку, вилку и нож.

Упражнение «Сушки на веревочке»

Муха приготовила вам угощение - сушки. Возьмите по три сушки и наденьте их на веревочку.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Насекомые» Котовой Т.В.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с насекомыми.
  • Установить отличия и сходства у бабочки и жука.
  • Учить сочетать речь и движения; развивать артикуляционную и интонационную выразительность речи.
  • Подвести к обобщенному понятию – насекомые.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.

Материал: картинки насекомых, цветы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстративного материала по теме «Насекомые»

Знакомство с литературными произведениями6 В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К.Чуковский Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;

Пальчиковая гимнастика «Бабочка-коробочка, «Кузнечики»…

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята так на улице тепло,красиво, в небе порхают бабочки(прикрепляем бабочек на ниточке на обруч)

Бабочка-коробочка

Улетай на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке.

Воспитатель: Ребята а это кто там в травке сидит, кузнечик!

Расправляйте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Травушку покушайте,

Тишину послушайте.

Детки повторяют движения, превращаясь в кузнечиков.

Воспитатель: К нам пришла весна красна. Что происходит весной в природе?

Дети: Ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается их теплых стран птицы…

Воспитатель: Молодцы. А ёще весной появляются насекомые. Посмотрите, кто это к нам прилетел?

Дети: Жуки, бабочки, пчелки…. (показ презентацию).

Воспитатель: Правильно, на моем Волшебном цветочке написаны загадки про этих насекомых, а на листках ромашки – отгадки. Давайте приграем в игру « Отгадай».

1.Всех жучков она милей

Спинка красная у ней

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки.

(божья коровка).

2. Сок цветов душистых пьёт.

Дарит нам и воск и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её …..

3. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её….

(Стрекоза)

4. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Кто это?(бабочка).

5. Я лечу, лечу, лечу

Очень громко я жужжу. (жук).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех отгадали. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек (на каждое название насекомого дети загибают

один палец)

И веселый мотылек

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали (машут ладошками).

От усталости упали (роняют ладошки на стол).

Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шмели».

Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик., надо быстро спрятаться к себе в домик.

Молодцы ребята. Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила поведения на природе. Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».

«Если я приду в лесок».

Если я приду в лесок – и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю?(да)

Если мусор уберу, банку закопаю (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю!.

Молодцы, ребята!. Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.

Воспитатель: Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых. До свидания, ребята.