Василий новиков трюмный машинист миноносца "стерегущий". Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память

10 марта 1904 года миноносец Русского Императорского флота "Стерегущий" вступил бой с 2 Японскими крейсерами и 4 миноносцами, 4 Русских орудия против 24х Японских. В жестоком бою Русский миноносец огнём корабельных пушек разрушил четыре Японских миноносца.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Два оставщихся в живых матроса задраились в машинном отделении и открыли кингстоны затопив свой корабль. Так в отчаянном беспощадном бою погиб Русский миноносец "Стерегущий".

Миноносцы – в то время корабли небольшие, Кстати, напомним происхождение термина, миноносцами называли корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими, как тогда говорили, "самодвижущиеся мины" - торпеды.

Миноносец «Стерегущий»

Миноносец "Стерегущий" был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии.

-"Стерегущий" принадлежал к крупной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый "Сокол". Впервые в истории судостроения построенный из никелевой стали (что позволило сэкономить на массе конструкции в пользу вооружения, он по вооружению, скорости мореходности превосходил почти все корабли этого класса. Водоизмещение 240 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с.; скорость хода максимальная 29,7 узла, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1 - 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 торпедных аппарата, экипаж 49 человек.

Шла Русско-Японская войн

Шла русско-японская война. Активность русского флота после назначения вице-адмирала С. О. Макарова командующим Тихоокеанским флотом резко возросла. Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 9 на 10 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев. Первый отряд направился в Ляодунский залив. Второй - в составе эскадренных миноносцев "Решительный" и "Стерегущий" под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам Эллиот. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно.

Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура. Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с "Решительного", шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура Около шести часов утра 10 марта были обнаружены возвращавшиеся из ночного дозора у Порт-Артура миноносцы "Усугу-Мо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили. «Решительный», а вслед за ним и «Стерегущий» резко повернул в открытое море: командир «Решительного» капитана 2-го ранга Ф. Э. Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, «Решительный» и «Стерегущий», развивая предельную скорость устремились к Порт-Артуру. Японские истребители легли на параллельный курс, имея головным «Акебоно» и открыли огонь. Имея численное превосходство, противник начал развертывание для охвата русских кораблей с двух сторон. Видя неизбежность неравного боя, командир "Решительного" капитан 2 ранга Боссе, бывший старшим в русском отряде, смело повернул свой корабль на противника и, дав полный ход, открыл по врагу огонь. Вслед за "Решительным" вступил в бой и "Стерегущий". На них обрушился шквал огня. Вскоре подошли легкие крейсера "Унтозе" и "Токйва". Имея подавляющее преимущество, японцы усилили натиск и начали окружать русские корабли. Ведя меткий огонь на оба борта, "Решительный" полным ходом пошел на прорыв окружения и, повредив два неприятельских миноносца, на большёй скорости прорвался к Порт-Артуру под прикрытие береговых батарей. "Стерегущий" оказался в более трудных условиях. Из-за неисправности машины он не мог дать полный ход и, продолжая отстреливаться из всех орудий, упорно вел тяжелый бой. Если «Решительный», находившийся в тот момент на три румба справа и впереди «Акебоно», успешно отбивался от него, то шедший кильваторе «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев «Акебоно» и «Сазанами» и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских истребителя. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные.

C первых минут боя «Стерегущий» получил значительные повреждения Один из первых японских снарядов попал в борт "Стерегущего", вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. «Стерегущий» прикрывая прорыв «Решительного» лёг на обратный курс и атаковал Японские корабли. Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем». Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу, получив двадцать семь прямых попаданий от меткого огня "Стерегущего" "Акебоно" окутался паром и вышел из боя, вслед за ним отошел устранять повреждения "Сазанами", на котором было десять крупных пробоин. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант Александр Семёнович Сергеев. Командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал раненый инженер-механик В. Анастасов. - Когда замолчало последнее орудие, тяжело раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина, тот принес сигнальные книги помог привязать к ним обрывком фала кусок железа, и секретные документы полетели за борт. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию…». Японцы попытались буксировать «Стерегущего» к борту подлшёл вельбот с "Сазанами". Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем. Неравный бой закончился.. Японские сигнальщики заметили в море на горизонте дымы от двух Русских кораблей От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера «Баян» и «Новик», посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что они получили значительные повреждения, имели убитых и раненых.. Шестерым кораблям японского флота победа над "Стерегущим" далась недешево: в "Сазанами" попало 8 снарядов, в "Акебоно" - чвыше 30, корабли получили серьезные повреждения, понеся убыль в командах

Так завершился бой, благодаря которому миноносец "Стерегущий" навсегда вошел в историю Российского флота

Миноносцы – в то время корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.

Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране.

Мужество экипажа миноносца «Стерегущий» настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стла из чёрного гранита, на которой выведены слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

В 1962 году в его честь был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля.

Стерегущий

Эскадренный миноносец типа «Сокол»

Стерегущий

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Прыткий» («Сокол») · «Послушный» («Коршун») · «Пылкий» («Кречет») · «Прочный » («Ястреб») · «Поражающий» («Нырок») · «Пронзительный» («Беркут») · «Подвижный» («Альбатрос») · «Прозорливый» («Гагара») · «Резвый» («Ворон») · «Ретивый» («Филин») · «Рьяный» («Сова») · «Решительный» («Кондор», «Баклан») · «Сердитый» («Бекас») · «Смелый» («Горлица») · «Сторожевой» («Грач») · «Скорый» («Перепел») · «Страшный» («Скворец») · «Стройный» («Стриж») ·«Статный» («Щегол») · «Разящий» («Дрозд») · «Расторопный» («Дятел») · «Сильный» («Баклан», «Кондор») · «Строгий» («Лебедь») · «Сметливый» («Пеликан») · «Свирепый» («Павлин») · «Стремительный» («Фазан»)

Миноносец «Стерегущий» (до 9 марта 1902 года «Кулик») принадлежал к серийным . От ранее построенных кораблей этого типа он отличался разборной конструкцией корпуса, так как предназначался для пополнения миноносных сил Тихоокеанской эскадры. Заложен на Невском заводе в Петербурге.

После разборки 12 разборных миноносцев Невского и Ижорского завода в марте – ноябре 1900 г были доставлены на пароходах Добровольного флота в базу Тихоокеанской эскадры - Порт-Артур . Сборка осуществлялась на косе Тигровый хвост силами специалистов Невского завода. «Стерегущий» был спущен на воду 9 июня 1902 г. После окончания испытаний 30 августа 1903 года «Стерегущий» был принят в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Погиб в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время русско-японской войны. Против миноносцев «Стерегущий» и «Решительный» действовало четыре японских миноносца, которые по вооружению, водоизмещению и количеству экипажа существенно превосходили русские миноносцы.

Описание конструкции

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Энергетическая установка и ходовые качества

ГЭУ миноносца состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Расчетная мощность каждой машины 1900 л.с. при 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу. Время разводки паров составляло около часа. Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза

Вооружение

Вооружен одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Стерегущий

Стерегущий

История службы

С началом Русско-японской войны 27 января 1904 г. «Стерегущий» использовался в дозорах и сторожевой службе на внешнем рейде Порт-Артура, а также в проходе у Золотой горы и за месяц боевых действий совершил 13 выходов в море. 28 января на рейде «Стерегущий» столкнулся с миноносцем «Боевой», 11 февраля участвовал в перестрелке с японскими миноносцами.

Гибель

Вступив в командование флотом, решил усилить разведку, для чего организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. Уже на следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе.командиров миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» капитана. 2 ранга Ф. Э. Боссе и лейтенанта А. С. Сергеева, поручив им подробный осмотр побережья.

Закончив приготовления к походу, оба миноносца 25 февраля 1904 года около 19 ч вышли в море. Согласно полученной инструкции им надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку». С миноносцами же противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания -разведки»*.

Во время разведки «Решительный» и «Стерегущий» у входа в бухту Талиевань обнаружили превосходящие силы противника. Капитан Боссе от боя уклонился…

Утром следующего дня, при возвращении, когда до Порт-Артура оставалось около 20 миль, наши миноносцы в утреннем тумане заметили сразу четыре вражеских корабля двигавшихся пересекающимся курсом. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно». Всю ночь они безрезультатно курсировали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами»,он смог проскочить. Японские корабли не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», шедшем вторым, положение которого быстро стало безнадежным.

Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он почти час продолжал бой. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец не надолго вышел из боя, и вскоре вернулся в строй, заняв место между «Синономе» и «Усугумо». Еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. «Стерегущий» стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист 2-й статьи Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке № 2, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.


Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. С. Сергеев и мичман К. В. Кудревич, был убит лейтенант Н. С. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 ч 10 мин орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца «Усугумо». Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам «Усугумо» и «Синономе» отделались незначительными повреждениями, то в «Сазанами» попало восемь снарядов, а в «Акебоно» - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые.

Командир «Сазанами» капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему. Так как на горизонте уже показались знакомые силуэты японских крейсеров 3-го боевого отряда, а порт-артурские береговые батареи продолжали молчать, начальник отряда капитан 2 ранга Микикане Цуция согласился, и «Сазанами» направился к «Стерегущему»...

Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идет бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам и готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур «Решительный» сообщил о бедственном положении «Стерегущего». Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на «Новик», уже разворачивавшийся для выхода из гавани...

Остановившись недалеко от «Стерегущего», «Сазанами» спустил вельбот подготовить русский миноносец к буксировке.

В 8 ч 10 мин японцы завели буксир, и «Сазанами», постепенно увеличивая скорость, потащил «Стерегущий» в море, навстречу приближавшимся кораблям японского флота. Три других миноносца составляли как бы почетный эскорт.

Однако буксировка не удалась - через 18 мин буксир лопнул. Тогда, отклепав стальной трос правого якоря, японцы приготовились переправить его на «Сазанами», который вернулся к «Стерегущему» и уже спустил вельбот. Но тут приближавшиеся со стороны Порт-Артура «Новик» и «Баян» с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи.

Падавшие вокруг русские снаряды, крутая волна и постепенное заполнение «Стерегущего» водой - все это заставило Кондо отказаться от дальнейшей буксировки. Правильность этого решения подтвердил последовавший с флагманского крейсера «Читосе» приказ: бросить захваченный миноносец!

Оставленный «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 ч 20 мин волны Желтого моря не сомкнулись над ним. В составленном Морским генеральным штабом в Токио «Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)» сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.

В 10 ч 45 мин «Сазанами» подошел к борту «Токива», и четырех русских моряков обнаруженных живыми на борту «Стерегущего» переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем, - и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы.» Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину.

Насколько восхищение врага было искренним, подтверждает ответ, полученный Н. П. Сергеевой - женой командира «Стерегущего» на запрос о судьбе ее мужа (она направила его в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца). В нем от имени адмирала Ямамото Оговорилось: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».

Командиры

хх.хх.хххх-хх.хх.1904 - лейтенант Б. Л. Кузьмин-Караваев 2-й

17.02.1904-26.02.1904 - лейтенант А. С. Сергеев

Память

Николай II на открытии памятника

26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли в Александровском парке рядом с Каменноостровским проспектом в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса «Стерегущего» получили награды. 10 мая 1913 года по «высочайшему повелению» памятник передали городу Петербургу «при описи и особом акте», а гипсовую модель памятника -Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью «СТЕРЕГУЩИЙ» украшает один из красивейших проспектов города на Неве.


Памятник миноносцу «Стерегущий» открыли в присутствии императора Николая II , премьер-министра Петра Столыпина и председателя Госдумы Михаила Родзянко . Среди караульных был кочегар Алексей Осинин - один из четырёх моряков, выживших в бою корабля с четырьмя японскими крейсерами.

Эскадренный миноносец «Стерегущий» заложили в 1900 году на Невском заводе. Но портом приписки для него стал Порт-Артур. Местом гибели в 1904-м году тоже стал Порт-Артур. сайт выяснял, как цепь роковых событий привела к трагической развязке.

Море кишело японцами

В конце февраля 1904 года русско-японская война уже была в разгаре. Японские корабли частенько наведывались на рейд, бомбардировали русскую батарею Порт-Артура, нападали на корабли. Ходили слухи о подготовке к высадке японского десанта на берег. Командование флота, вице-адмирал Степан Макаров , генерал-адъютант, наместник императора на Дальнем Востоке Евгений Алексеев страстно желали узнать, где же базируются японские корабли, откуда они приплывают, откуда они посылают на таран свои теплоходы, начинённые взрывчаткой и зажигательными смесями - не из самой ведь Японии!

«Стерегущий» затонул во время разведывательной операции. Фото: Public Domain

В ночь с 25 на 26 февраля 1904 года разведывательную миссию поручили выполнить двум миноносцам - «Стерегущему» и «Решительному». Им приказали обследовать близлежащие острова, а обнаруженные японские корабли, по возможности, потопить торпедами.

Ночью разведчики наткнулись на одинокий огонь японского крейсера. «Решительный» ринулся в бой, но на полном ходу из его труб стали вырываться языки пламени. Японцы заметили всполохи огня и тоже решили нарушить маскировку. Один за другим стали зажигаться боевые огни. «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили японскую базу! И очень вовремя они собрались оттуда убраться и попытаться донести разведданные в порт.

На заре миноносцам удалось оторваться от преследователей. Корабли шли открытым морем прямо в порт, но в 20 милях от него столкнулись с другим караваном японских крейсеров. Они охотились на русские корабли.

Итог завязавшегося боя печален: «Стерегущий» затонул. «Решительный» смог укрыться от японцев под защитой береговой батареи.

Смерть по документам

«Стерегущий» не смог уйти из-под обстрела, потому что один из первых японских снарядов повредил ему два котла, другой пробил борт, и вода затопила топки. Миноносец встал и вынужден был принять бой. Он стоял один против четырёх около часа. Погибли четыре офицера и 44 моряка низших чинов.

Наместник Императора Николая II на Дальнем Востоке генерал-адъютант Евгений Алексеев телеграфировал в Санкт-Петербург: «Командующий флотом вице-адмирал Макаров доносит: 26-го февраля 6 миноносцев, из них 4 под общим начальством капитана 1-го ранга Матусевича, встретились с миноносцами неприятеля, за которыми появились крейсеры. Произошла жаркая схватка, в которой миноносец «Властный», под командой лейтенанта Карцева, миной Уайтхеда потопил неприятельский миноносец. При возвращении миноносец «Стерегущий», под командой лейтенанта Сергеева, был подбит, лишился машины и начал тонуть. В 8 часов утра пять миноносцев возвратились. Когда выяснилось критическое положение «Стерегущего», я перенёс свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 неприятельских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен…»

Сохранились и свидетельства с японской стороны. Мичман Ямадзаки , возглавивший призовую команду (небольшой отряд, выдвигающийся на побеждённый корабль за трофеями), осматривавшую «Стерегущий», докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперёк, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя».

Японцы попытались отбуксировать миноносец, но он под тяжестью набранной воды затонул.

Две смерти кочегара Новикова

Через некоторое время английская газета «Таймс» опубликовала заметку о том бое, в которой сообщалось, что «Стерегущий» не утонул, а был затоплен героями-матросами, не желавшими сдавать свой корабль врагу. Они видели, что на борт поднимается призовая команда, поэтому заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с миноносцем.

Скоро это сообщение попало и в русские газеты. О подвиге пошла молва. А в 1905 году даже Морское ведомство опубликовало официальный отчёт об обороне Порт-Артура, в котором упоминалось и о гибели «Стерегущего»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».

Некоторые газеты приписывали подвиги морякам Василию Новикову и Ивану Бухареву . В легенду поверили, хотя они вовсе не уснули под волнами.

«Открывавший кингстоны» Василий Новиков за тот бой получил два Георгиевских креста. Вернулся из плена и поселился в родной Еловке Красноярского края. В силу вполне понятных причин герой войны не был на открытии памятника, мог даже и не знать о том, что его героизм и подвиг его товарищей увековечен таким метафоричным образом.

Но, по некоторым данным, моряк всё же увековечил память о себе, правда, не упоминая о своей «первой смерти». В японском плену он якобы встретил капитана I ранга Селецкого , командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». В лагере трюмный машинист Новиков рассказал командиру свою версию гибели миноносца. Селецкий приводит её в своих воспоминаниях: «Стрельба со «Стерегущего» прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделения на палубу, так как его котел повреждён, и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послать их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец, он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооружёнными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают...»

Смерть настигла Новикова по легенде в 1904 году. А по-настоящему - в 1919-м. Его убили односельчане за помощь колчаковцам.

Сложно упрекать моряка в симпатиях к адмиралу, с которым он сражался бок о бок, когда тот ещё был лейтенантом и командовал миноносцем «Сердитый».

Памятник «Стерегущему»

Памятник миноносцу. Фото: Public Domain

Конечно, скульптора Константина Изенберга и архитектора Александра фон Гогена на создание памятника вдохновила именно легендарная часть подвига экипажа миноносца. Монумент изображает моряков в трюме, открывающих иллюминатор и кингстоны. На них льётся морская вода. Два героя запечатлены в момент незадолго до их гибели, когда роковое решение уже принято. Был некоторый спор, делать ли памятную надпись о подвиге двух конкретных людей, но он разрешился повелением Николая II - считать, что памятник сооружён в память о подвиге всех моряков миноносца «Стерегущего».

К работе над памятником приступили в 1905 году, на пике славы подвига моряков. Примечательно, что сначала на монумент и впрямь лилась вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. Но в 1935 году подачу воды прекратили, чтобы сохранить скульптуру. В 1947 году трубы, подающие воду, восстановили, но в 1971 году воду подавать прекратили окончательно.

Мужество экипажа русского миноносца потрясло и врага. В Японии его команде тоже поставлен памятник: на стеле из чёрного гранита выбиты слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

К 110-летию подвига моряков русского миноносца

На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.

Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».

Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода. Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся история нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.

Последнюю отдали Родине честь:

Кингстоны открыли своими руками

С такою же волей железной, как здесь,

На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…

Специально для Столетия

В этот день (26 февраля по старому стилю) в 1904 году свой подвиг совершили моряки миноносца "Стерегущий".
..
Шла русско-японская война. Адмирал С.О.Макаров, прибыв в Порт Артур, организовал практически ежедневные разведывательные рейды миноносцев. 25 февраля миноносцы «Решительный» (командир - капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе) и «Стерегущий» (лейтенант А. С. Сергеев) вышли в такой рейд.
На рассвете 26 февраля в проливе Лаотешань миноносцы были обнаружены и атакованы четырьмя японскими миноносцами, к которым потом присоединились ещё и два легких крейсера. Наши корабли приняли решение прорываться в Порт Артур.
.

«Решительный», находившийся чуть впереди японцев, успешно отбивался и отрывался от преследования, а шедший вторым «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев - «Акебоно» и «Сазанами» - и с первых минут боя получил значительные повреждения. Видя, что «Решительный» уходит, японцы сосредоточили весь огонь на «Стерегущем».
Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.
Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант
Александр Семёнович Сергеев. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте. В 7 ч 10 мин утра орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. японцы спустили вельбот и высадились на миноносец.
«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, — писал в своем донесений командир высадившейся группы Ямазаки, — в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного -только на самой корме лежал один труп.
Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
На борту японцы обнаружили двух живых защитников «Стерегущего» - легко раненного кочегаря А Осининя и трюмного машиниста В. Новикова.. Вместе с ранее подобранными из воды Ф Юрьевым и И. Хиринским (выброшенных в море взрывом) только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды «Стерегущего» погибли в бою.
.

.
Японцы завели буксирный трос, чтобы буксировать повреждённый корабль в качестве трофея. Однако в этот момент подошли со стороны Порт Артура «Новик» и «Баян» и с максимальной дистанции открыли огонь по лежащим в дрейфе японским кораблям.
Это вынудило японцев отказаться от буксировки. Брошеный «Стерегущий» ещё около получаса держался на воде, пока в 9 ч 20 мин волны Жёлтого моря не сомкнулись над ним.
Четырёх пленных русских моряков переправили на японский крейсер. На нём они были доставлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы.»
Н. П. Сергеева, вдова командира «Стерегущего» на запрос о судьбе её мужа (который она направила в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца) получила ответ адмирала Ямамото: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».
Позже она писала касательно "Решительного": «...выходит, выгоднее спасаться самому, чем честь Родины и флага». Адмирал С. О. Макаров имел другое мнение, изложенное в рапорте на имя адмирала Е. И. Алексеева: «Повернуть ему («Решительному») на выручку — значило погубить вместо одного миноносца два. В этих условиях выручить „Стерегущий" было невозможно».
Все офицеры и команда «Решительного» были удостоены наград «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт».
Одно из первых сообщений о бое и гибели «Стерегущего» появилось в газете «Новое время» (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на «Стерегущем» два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только «не сдались врагу, но вырвали у него добычу»; открыв кингстоны, они «наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах».
Было решено поставить памятник "Стерегущему". Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Царём.
Однако, как выяснилось позднее, на "Стерегущем" не было кингстонов затопления. Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года доложил на «высочайшее имя» ситуацию, поставив вопрос: «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооружённым в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца „Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"?»
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"», — такова была резолюция Императора Николая II...
26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге.