Светлячок почему светится для детей. Почему светятся светлячки ночью научное объяснение

Что приводило к путанице). Нередко термин «крылатая ракета» ошибочно считают эквивалентом более узкого англоязычного термина cruise missile , однако последний относится только к управляемым ракетам, у которых большая часть полёта к цели проходит с постоянной скоростью .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Испытания крылатой ракеты "БУРЯ"

    ✪ Новый российский космический двигатель позволит достичь Марса за полтора месяца

    ✪ Крылатые ракеты. National Geographic (HD)

    ✪ SLAM: крылатая ракета с ядерной энергетической установкой

    ✪ Ядерные космические двигатели: что это такое?

    Субтитры

Сравнение с другими видами ракет

Достоинства

  • Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию , что создаёт трудности для ПРО противника.
  • Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа , что затрудняет обнаружение ракеты радиолокационными средствами.
  • Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью .

Недостатки

  • Относительно небольшие скорости (порядка скорости звука ~1150 км/ч).
  • Высокая стоимость по сравнению с другими боеприпасами.
  • Относительно малая мощность всех разрывных зарядов, за исключением ядерных .

Сравнение с самолётами

Параллельно в Британии по заказу военных Арчибальд Лоу вёл работы над радиоуправляемой «летающей бомбой» для поражения дирижаблей и наземных целей. Первая попытка полёта была осуществлёна 21 марта 1917 года и закончилась аварией. Подобный же проект разрабатывался Генри Фолландом . Летательный аппарат длиной около 6-7 метров, массой около 230 кг и двигателем мощностью 35 л. с. изготавливался «Aircraft Establishment Royal Aircraft Factory ». В результате трёх неудачных попыток полёта в июле 1917 года проект был закрыт .

В 1920 году в Англии стандартный самолёт-истребитель «Бристоль» F.2B был оснащён радиоуправлением и успешно летал. Для страховки в кабине самолёта находился лётчик. Однако уже через год был испытан управляемый по радио самолёт без пилота.

В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелеты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах .

В 1927 году создана авиационная торпеда (по терминологии того времени) «Laryng» - небольшой летательный аппарат с поршневым звездообразным мотором и системой гироскопического управления, оснащённый боеголовкой массой 113 кг. После длительных испытаний конструкции с кораблей и в пустынях Ирака производство признано нецелесообразным.

В 1931 году англичане создали радиоуправляемую воздушную мишень «Queen». Всего было построено три опытных образца, на основании успешных испытаний которых в 1935 году была запушена серия радиоуправляемых мишеней под обозначением DH.82B «Queen Bee» (пчела-королева, пчелиная матка) в количестве 420 экземпляров (как считают, именно с того времени к беспилотникам прилипло жаргонное название Drone (трутень)). Беспилотники «Queen Bee» применялись на начальном этапе второй мировой войны в качестве разведчиков. Характеристики: максимальная скорость - 175 км/час, практический потолок - 4267 м, продолжительность полёта - до трёх часов.

В СССР работы над телемеханическими самолётами проводились начиная с 20-х годов и до 1942 года. В качестве самолёта-снаряда был выбран бомбардировщик ТБ-1, для которого была разработана телемеханическая система «Дедал». В дальнейшем эти работы подстегнули разработку различных отечественных автопилотов. По программе рассматривались различные варианты самолётов-снарядов: СБ, И-16, УТ-2. В 1940 году велась разработка радиоуправляемого самолёта ТБ-3РН в двух вариантах: в первом бомбардировщик начинялся взрывчаткой и управлялся оператором с самолёта сопровождения, во втором варианте велись разработки дистанционно управляемого бомбардировщика, который после выполнения задания по бомбометанию должен был вернуться на базу и произвести посадку. Единственное боевое применение самолёта-снаряда ТБ-3 было в 1942 году, когда начинённый четырьмя тоннами тротила самолёт должен был поразить железнодорожный узел в Вязьме. Однако при подлёте к цели из-за возникших неполадок передатчика на самолёте сопровождения ДБ-3Ф самолёт-снаряд упал, промахнувшись мимо цели.

Также в СССР в конце 30-х годов разрабатывался составной самолёт-снаряд. В качестве носителя заряда использовался радиоуправляемый ТБ-3 с 3,5 тоннами взрывчатки, на спине которого крепился самолёт управления КР-6. Радиус действия сцепки доходил до 1200 км.

В 1941 году в США на фирме «Дженерал Моторс» разрабатывался самолёт-снаряд под шифром А-1, представляющий собой радиоуправляемый моноплан, стартующий с тележки. Боевой нагрузкой ЛА были бомбы весом до 225 кг. Было построено большое количество опытных экземпляров, но программу отменили в 1943 году. В 1942 году начались исследования по проекту «Option», результатом которого стала постройка серии аппаратов TDN-1, которые использовались для обучения и оценочных испытаний. Затем была построена партия самолётов-снарядов TDR-1 в количестве 189 штук. Боевое применение американским флотом против японцев атакующих дронов TDR-1 состоялось в районе Соломоновых островов в 1944 году. Из суммарно запущенных 46 29 достигли цели, что расценилось командующим флотом адмиралом Честером Нимитцем отрицательно.

В Германии программа разработки самолётов-снарядов различного назначения началась в 1941 году и достигла пика развития к концу войны. В 1942 году начато практическое изучение аэродинамики связки планера DFS-230 и самолётов управления типа Kl-35, Fw-56 и Bf-109. В результате было решено использовать связку из самолёта-снаряда J-88A и Bf-109F (программа «Бетховен»). В 1943 году было выдано задание на постройку опытной партии из 15 экземпляров системы, условно названной «Мистель-1» (упряжка с навозом ). Весной 1944 года в составе 4-й группы бомбардировочной эскадры KG101 сформирована учебная группа. Ночью 24 июня 1944 года эскадрилья впервые атаковала группу кораблей союзников в устье реки Сена. По результатам удара началась разработка систем «Мистель-2» и «Мистель-3». В октябре этого года группа, на вооружении которой состояло 60 «Мистелей», была передана в состав экспериментальной KG200. Весной 1945 года на «Мистели» частично перевооружили KG30, о результативности их работы достоверных данных нет. Также строились серийно «Мистель-4», представляющие собой связку из J-88G-7 и истребителя Ta-152H. До конца войны было изготовлено 250 экземпляров, до 50 было захвачено союзниками. Проект «Мистель-5» представлял собой связку из нижнего самолёта-снаряда Ta-154А и верхнего самолёта управления Fw190A-8. В ходе работ дошли до переоборудования первой партии в четыре связки, затем переоборудование было отменено. Также немцы разрабатывали другие проекты составных самолётов, в том числе и с реактивными двигателями. В частности, 5 эскадрилья эскадры KG200 занималась вопросами применения буксируемого самолёта-снаряда на базе реактивного Ме-328В

В ночь с 4 на 5 июня 1944 года беспилотный радиоуправляемый самолёт-снаряд S.M.79 ВВС Итальянской Социальной Республики произвёл первый и единственный боевой вылет в направлении Гибралтара, с целью атаковать стоявшие там английские корабли. После того, как пилот выбросился с парашютом, управление велось с самолёта сопровождения Cant Z.1007-II. Из-за дефекта управления самолёт-снаряд не долетел до цели и упал.

В июле 1944 года Воздушные силы США приняли программу «Афродита». Смыслом программы было переоборудование отработавших ресурс бомбардировщиков В-17 в самолёты-снаряды, управляемые по радио с самолёта сопровождения. Точно также, как и на советских ТБ-3РН, самолёт поднимал в воздух экипаж из пилота и бортинженера, вёл его к цели вручную, затем активировал телеуправление, боевую часть (9070 кг ВВ «Торпекс») и выбрасывался с парашютами (верх кабины самолёта был срезан). Самолёт-снаряд продолжал полёт к цели, управляемый по радио, а экипаж подбирала команда эвакуации. Переделанные В-17, получившие индекс BQ-7, и самолёты сопровождения В-17 под индексом CQ-4 поступили в 562-ю бомбардировочную эскадрилью. Самолёты-снаряды несколько раз были задействованы в боевых операциях (в августе и октябре 1944 года), против немецких позиций ракет Фау-1. Операции с применением самолётов-снарядов против сильно защищённых целей были признаны малорезультативными, поэтому было решено их использовать по крупным промышленным целям. BQ-7 ещё несколько раз использовались при налётах без особого успеха. Программа была признана неудачной, а самолёты-снаряды BQ-7 более опасными для своих экипажей, чем для противника. Тем не менее, дальнейшем развитием программы стала переделка бомбардировщиков В-24 в самолёты снаряды BQ-8. Принцип применения остался прежнем. ВМС США начали собственную программу по переделке RB4Y-1 (патрульной версии В-24). Однако из-за низкой точности, надёжности и высокой сложности применения программа была закрыта.

Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стала «Фау-1 » (Fi-103), разработанная Германией . Она впервые была испытана 21 декабря 1942 года. Впервые в боевых условиях она была применена в конце Второй мировой войны против Великобритании . Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой вполне серьезно, в том числе, отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был, теоретически, выбросится с парашютом.

В сентябре 1944 года в московское КБ были доставлены обломки V-1, а позже образцы ракет и чертежи, захваченные в Пенемюнде . Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею . Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян .

В 1947 году в СССР начались работы над крылатой ракетой «Комета». Ракета проектировалась в специальном КБ-1, планер ракеты создавался в ОКБ-155 на базе истребителя МиГ-15. Ракета поставлялась в войска на протяжении многих лет и производилась в вариантах воздушного старта (КС-1), наземного старта (С-2 «Сопка», «Стрела», ФКР-1). Для отработки систем ракеты и обучения личного состава на базе самолёта МиГ-17 был сконструирован пилотируемый «самолёт-дублёр „Кометы“» (СДК), выпускаемый серийно.

В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря» , работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет . Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark , очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.

В конце 50-х годов прошлого века начали разрабатываться крылатые ракеты с мощными жидкостными ракетными двигателями, позволяющими добиться значительного прироста характеристик ракеты.

Классификация

Крылатые ракеты делятся

  • по типу заряда:
    • с ядерным снаряжением
    • с обычным снаряжением
  • по решаемым задачам (назначению):
    • стратегические
    • тактические
    • оперативно-тактические (чаще всего противокорабельные)
  • по типу базирования:
    • наземного
    • воздушного
    • морского

В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).

Существующие системы

Производства в разных странах

СССР и Россия

  • 10XН
  • 16Х - опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
  • КС-1 - первая серийная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, средней дальности.
  • КСР-2
  • КСР-5 - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ.
  • КСР-11 - сверхзвуковая противорадиолокационная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасной или фугасно-осколочной БЧ.
  • К-10С - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ.
  • Х-20 - сверхзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ.
  • Х-22 - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ.

ТОП 10 САМЫХ БЫСТРЫХ РАКЕТ МИРА

Р-12У

Самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции — в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

53Т6 «Амур»

Самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

SM-65-«Атлас»


Одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959—1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.


UGM-133A Trident II


Американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса — 59 тонн. Макс. забрасываемый вес — 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков — 11 300 км.


РСМ 56 Булава


Одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.


Minuteman LGM-30G


Одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.


«Сатана» SS-18 (Р-36М)


Самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания - около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».


DongFeng 5А


Межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель — уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 — карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

Р-7


Советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956—1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.


РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта — миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Возникшие (точнее, возродившиеся) в конце 1970-х гг. в СССР и США как самостоятельный класс стратегических наступательных вооружений, авиационные и морские крылатые ракеты (КР) большой дальности со второй половины 1980-х годов рассматриваются и в качестве высокоточного (ВТО), предназначенного для поражения особо важных малоразмерных целей обычными (неядерными) боезарядами. Оснащенные высокомощными (масса - порядка 450 кг) неядерными боевыми частями (БЧ) крылатые ракеты AGM-86C (CALCM) и AGM-109C "Томагавк" продемонстрировали высокую эффективность в боевых действиях против Ирака (перманентно ведущихся начиная с 1991 г.), а также на Балканах (1999 г.) и в других частях света. В то же время тактические (неядерные) КР первого поколения имели относительно низкую гибкость боевого применения - ввод полетного задания в систему наведения ракеты осуществлялся на земле, перед вылетом бомбардировщика или выходом корабля из базы, и занимал более суток (в дальнейшем он сократился до нескольких часов).


Кроме того, КР имели сравнительно высокую стоимость (более 1 млн. долл.), низкую точность попадания (круговое вероятное отклонение - КВО - от десятков до сотен метров) и в несколько раз меньшую, чем у их стратегических прототипов, дальность боевого применения (соответственно, 900-1100 и 2400-3000 км), что было обусловлено использованием более тяжелой неядерной БЧ, "вытеснившей" из корпуса ракеты часть топлива. Носителями КР AGM-86C (стартовая масса 1460 кг, масса БЧ 450 кг, дальность 900-1100 км) в настоящее время являются лишь стратегические бомбардировщики-ракетоносцы В-52Н, а AGM-109C оснащаются надводные корабли класса "эскадренный миноносец" и "крейсер", снабженные универсальными вертикальными контейнерными пусковыми установками, а также многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ), применяющие ракеты из подводного положения.

Основываясь на опыте боевых действий в Ираке (1991 г.), американские КР обоих типов были модернизированы в направлении повышения гибкости их боевого применения (теперь ввод полетного задания может осуществляться дистанционно, непосредственно на борту самолета или корабля-носителя, в процессе решения боевой задачи). За счет внедрения оптической корреляционной системы конечного самонаведения, а также оснащения блоком спутниковой навигации (GPS), значительно повысились точностные характеристики оружия (КВО -8-10 м), что обеспечило возможность поражения не просто конкретной цели, а ее определенного участка.

В 1970-1990-е годы произведено до 3400 ракет типа AGM-109 и более 1700 AGM-86. В настоящее время КР AGM-109 ранних модификаций (как "стратегические", так и противокорабельные) в массовом порядке дорабатываются в тактический вариант AGM-109C Block 111С, оснащенный усовершенствованной системой наведения и имеющий повышенную с 1100 до 1800 км дальность боевого применения, а также уменьшенное КВО (8-10 м). При этом масса (1450 кг) ракеты и ее скоростные характеристики (М=0,7) остались, практически неизменными.

С конца 1990-х годов параллельно ведутся работы и по созданию упрощенного, более дешевого варианта КР "Тэктикал Томагавк", предназначенного исключительно для применения с борта надводных кораблей. Это позволило снизить требования к прочности планера, отказаться от ряда других элементов, обеспечивающих старт ракеты в подводном положении из торпедных аппаратов АПЛ, и тем самым улучшить весовую отдачу летательного аппарата и повысить его ТТХ (в первую очередь, дальность, которая должна возрасти до 2000 км).

В более отдаленной перспективе за счет снижения массы БРЭО и применения более экономичных двигателей максимальная дальность модернизированных КР типа AGM-86C и AGM-109C возрастет до 2000-3000 км (при сохранении прежней эффективности неядерной БЧ).


крылатая ракета AGM-86B

Однако процесс трансформации авиационных КР AGM-86 в неядерный вариант в начале 2000-х годов существенно замедлился ввиду отсутствия у ВВС США "лишних" ракет этого типа (в отличие от КР "Томагавк" в ядерном варианте, которые, в соответствии с российско-американскими договоренностями, изъяты из боекомплектов кораблей и переданы на береговое хранение, AGM-86 по-прежнему продолжают входить в ядерный зачет, являясь основой стратегического вооружения бомбардировщиков ВВС США В-52). По этой же причине так и не началась трансформация в неядерный вариант и стратегической малозаметной КР AGM-129A, которой также оснащаются исключительно самолеты В-52Н. В этой связи неоднократно поднимался вопрос о возобновлении серийного производства усовершенствованного варианта КР AGM-86, однако решение об этом так и не принято.

В качестве основной тактической КР ВВС США на обозримую перспективу рассматривают дозвуковую (М=0,7) ракету Локхид Мартин AGM-158 JASSM, летные испытания которой начались в 1999 г. Ракета, имеющая габариты и массу (1100 кг), приблизительно соответствующие AGM-86, способна поражать цели с высокой точностью (КВО - несколько метров) на дальности до 350 км. В отличие от AGM-86 она оснащена более мощной БЧ и имеет меньшую радиолокационную заметность.

Другое важное преимущество AGM-158 - универсальность по носителям: ею могут оснащаться практически все типы боевых самолетов ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США (В-52Н, В-1В, В-2А, F-15E, F-16C, F/A-18, F-35).

КР JASSM снабжена комбинированной автономной системой наведения - инерциально-спутниковой на маршевом участке полета и тепловизионной (с режимом самораспознавания цели) -на конечном. Можно предположить, что на ракете найдет применение и ряд усовершенствований, внедряемых (или намеченных к внедрению) на КР AGM-86C и AGM-109C, в частности, передача на наземный КП "квитанции" о поражении цели и режим перенацеливания в полете.

Первая малосерийная партия КР JASSM включает 95 ракет (ее производство началось в середине 2000 г.), две последующие партии составят 100 изделий каждая (начало поставок - 2002 г.). Максимальный темп выпуска достигнет 360 ракет в год. Серийное производство КР предполагается продолжать по меньшей мере до 2010 г. В течение семи лет предполагается изготовить не менее 2400 крылатых ракет при единичной стоимости каждого изделия не менее 0,3 млн. долл.

Фирма Локхид Мартин совместно с ВВС рассматривают возможность создания варианта ракеты JASSM с удлиненным корпусом и более экономичным двигателем, что позволит увеличить дальность до 2800 км.

В то же время ВМС США, параллельно с довольно "формальным" участием в программе JASSM, в 1990-е годы продолжали работы по дальнейшему совершенствованию тактической авиационной КР AGM-84E SLAM, являющейся, в свою очередь, модификацией противокорабельной ракеты Боинг "Гарпун" AGM-84, созданной в 1970-е годы. В 1999 г. на вооружение палубной авиации ВМС США поступила тактическая крылатая ракета Боинг AGM-84H SLAM-ER с дальностью порядка 280 км - первая американская система оружия, обладающая способностью автоматического распознавания целей (режим ATR -Automatic Target Recognition). Придание системе наведения КР SLAM-ER способности автономно выявлять цели - крупный шаг в области совершенствования ВТО. По сравнению с режимом автоматического захвата цели (АТА - Automatic Target Acquisition), уже реализованным в ряде авиационных средств поражения, в режиме ATR "картинка" потенциальной цели, получаемая бортовыми датчиками, сравнивается с ее цифровым образом, заложенным в память БЦВМ, что позволяет осуществлять автономный поиск объекта удара, его идентификацию и нацеливание ракеты при наличии лишь приблизительных данных о местонахождении цели.

Ракетой SLAM-ER оснащаются палубные многоцелевые истребители F/A-18B/C, F/A-18E/F, а в перспективе - и F-35A. SLAM-ER - "внутриамериканский" конкурент КР JASSM (закупки последней флотом США до настоящего времени представляются проблематичными).

Таким образом, до начала 2010-х годов в арсенале ВВС и ВМС США в классе неядерных крылатых ракет с дальностью 300-3000 км будут находиться лишь маловысотные дозвуковые (М=0,7-0,8) КР с маршевыми ТРДД, обладающие малой и сверхмалой радиолокационной заметностью (ЭПР=0,1-0,01 кв.м) и высокой точностью (КВО - менее 10 м).

В более отдаленной перспективе (2010-2030-е гг.) в США предполагается создать КР большой дальности нового поколения, рассчитанные на полет с большой сверхзвуковой и гиперзвуковой (М=4 и более) скоростью, что должно значительно уменьшить время реакции оружия, а также, в сочетании с малой радиолокационной заметностью, степень его уязвимости от существующих и перспективных средств ПРО противника.

ВМС США рассматривает возможность разработки высокоскоростной универсальной крылатой ракеты JSCM (Joint Supersonic Cruise Missile), предназначенный для борьбы с усовершенствованными системами ПВО. КР должна иметь дальность порядка 900 км и максимальную скорость, соответствующую М=4,5-5,0. Предполагается, что она будет нести унитарную бронебойную часть или кассетную БЧ, снаряженную несколькими суббоеприпасами. Развертывание KPJSMC, по наиболее оптимистическим прогнозам, может быть начато в 2012 г. Стоимость программы разработки ракеты оценивается в 1 млрд.долл.

Предполагается, что КР JSMC сможет запускаться с надводных кораблей, оборудованных универсальными вертикальными пусковыми установками Мк 41. Кроме того, ее носителями могут являться многоцелевые палубные истребители типа F/A-18E/F и F-35A/B (в авиационном варианте ракета рассматривается как замена дозвуковой КР SLAM-ER). Планируется, что первые решения по программе JSCM будут приняты в 2003 г., а в 2006-2007 финансовом году может начаться полномасштабное финансирование работ.

По словам директора военно-морских программ фирмы Локхид Мартин Э.Карни (АI Carney), хотя государственное финансирование программы JSCM пока не осуществляется, в 2002 г. предполагается профинансировать работы по научно-исследовательской программе ACTD (Advanced Concept Technology Demonstrator). В случае, если задел по программе ACTD будет положен в основу концепции ракеты JSMC, фирма Локхид Мартин, вероятно, станет основным исполнителем работ по созданию новой КР.

Разработка экспериментальной ракеты ACTD осуществляется совместными усилиями фирмы Орбитал Сайнс и центром морских вооружений ВМС США (авиабаза Чайн Лэйк, штат Калифорния). Ракету предполагается снабдить жидкостным воздушно-прямоточным двигателем, исследования по которому ведутся в Чайн Лэйк в течение последних 10 лет.

Основной "спонсор" программы JSMC - тихоокеанский флот США, заинтересованный, в первую очередь, в эффективных средствах борьбы с быстро совершенствуемыми китайскими средствами ПВО.

В 1990-е годы ВМС США приступили к реализации программы создания перспективного ракетного оружия ALAM, предназначенного для использования надводными кораблями против береговых целей, Дальнейшим развитием этой программы в 2002 г. стал проект комплекса FLAM (Future Land Attack Missile), который должен заполнить "нишу дальности" между корректируемым активно-реактивным артиллерийским 155-мм управляемым снарядом ERGM (способным с высокой точностью поражать цели на дальности более 100 км) и КР "Томагавк". Ракета должна обладать увеличенной точностью.Финансирование работ по ее созданию начнется в 2004 г. Планируется, что ракетой FLAM будут оснащаться эскадренные миноносцы нового поколения типа DD(X), которые начнут вводиться в строй с 2010 г.

Окончательный облик ракеты FLAM еще не определен. По одному из вариантов возможно создание гиперзвукового летательного аппарата с жидкостным ПВРД на базе ракеты JSCM.

Фирма Локхид Мартин совместно с французским центром ONR ведет работы по созданию твердотопливного воздушно-реактивного двигателя SERJ (Solid-Fuelled RamJet), который может найти применение и на ракете ALAM/FLAM (хотя более вероятным представляется установка такого двигателя на ракетах более поздней разработки, которые могут появиться после 2012 года, или на КР ALAM/FLAM в процессе ее модернизации), Так как ПВРД менее экономичен, чем ТРДД, сверхзвуковая (гиперзвуковая) ракета с двигателем типа SERJ, по оценкам, будет обладать меньшей (порядка 500 км) дальностью, чем дозвуковые КР аналогичной массы и габаритов.

Фирмой Боинг совместно с ВВС США рассматривается концепция гиперзвуковой КР с решетчатым крылом, предназначенной для доставки в район цели двух - четырех сверхминиатюрных автономных дозвуковых КР типа LOCAADS. Основной задачей системы должно являться поражение современных мобильных баллистических ракет, имеющих время предпусковой подготовки (начало которой можно зафиксировать средствами разведки после подъема ракеты в вертикальное положение) порядка 10 минут. Исходя из этого, гиперзвуковая крылатая ракета должна достичь района цели в течении 6-7 мин. после получения целеуказания. На поиск и поражение цели суббоеприпасами (мини-КР LOCAADS или планирующими боеприпасами типа ВАТ) может быть отведено не более 3 мин.

В рамках этой программы исследуется возможность создания демонстрационной гиперзвуковой ракеты ARRMD (Advanced Rapid Response Missile Demonstrator). УР должна выполнять крейсерский полет со скоростью, соответствующей М=6. При М=4 должен осуществляться выброс суббоеприпасов. Гиперзвуковая ракета ARRMD со стартовой массой 1045 кг и максимальной дальностью 1200 км будет нести полезную нагрузку массой 114 кг.

В 1990-х гг. работы по созданию ракет оперативно-тактического класса (с дальностью порядка 250-350 км) развернулись и в Западной Европе. Франция и Великобритания на базе французской тактической КР "Апаш" с дальностью 140 км, предназначенной для поражения железнодорожного подвижного состава (поступление этой ракеты на вооружение ВВС Франции началось в 2001 г.) создали семейство крылатых ракет с дальностью порядка 250-300 км SCALP-EG/""CTOpM Шэдоу", предназначенных для оснащения ударных самолетов "Мираж"20000, "Мираж" 2000-5, "Хариер GR.7 и "Торнадо" GR.4 (а в перспективе - "Рафаль" и EF2000 "Лансер"). К особенностям ракет, снабженных ТРДД и выдвижными аэродинамическими поверхностями, относятся дозвуковая (М=0,8) скорость, маловысотный профиль полета и малая радиолокационная заметность (достигаемая, в частности, оребрением поверхностей планера).

Ракета совершает полет по заранее выбранному "коридору" в режиме следования рельефу местности. Она обладает высокой маневренностью, что позволяет реализовать ряд запрограммированных маневров уклонения от огня ПВО. Имеется приемник системы GPS (американская система NAVSTAR). На конечном участке должна использоваться комбинированная (тепловизионная/микроволновая) система самонаведения с режимом самораспознавания цели. Перед приближением к цели ракета выполняет горку с последующим пикированием на объект поражения. При этом угол пикирования может устанавливаться в зависимости от характеристики цели. БЧ тандемного типа BROACH на подлете "выстреливает" в цель головной суббоеприпас, который пробивает отверстие в защитном сооружении, в которое влетает основной боеприпас, взрывающийся внутри объекта с некоторым замедлением (степень замедления устанавливается в зависимости от конкретных особенностей назначенной к поражению цели).

Предполагается, что ракеты "Сторм Шэдоу" и SCALP-ЕG-поступят на вооружение авиации Великобритании, Франции, Италии и ОАЭ. По оценкам, стоимость одной серийной КР (при суммарном объеме заказов в 2000 ракет) составит приблизительно 1,4 млн.долл. (однако объем заказа в 2000 КР представляется весьма оптимистичным, поэтому можно ожидать, что реальная стоимость одной ракеты окажется значительно выше).

В дальнейшем на базе ракеты "Сторм Шэдоу" предполагается создать уменьшенный экспортный вариант "Блек Шахин", которым смогут оснащаться самолеты типа "Мираж"2000-5/9.

Международный франко-английский концерн MBD (Матра/ВАе Дайнэмикс) изучает новые модификации ракеты "Сторм Шэдоу"/SСАLР-ЕG. Один из перспективных вариантов - всепогодная и всесуточная КР корабельного базирования, предназначенная для поражения береговых целей. По оценкам разработчиков, новая европейская ракета с дальностью более 400 км может рассматриваться в качестве альтернативы американской морской КР "Томагавк", снаряженной неядерной БЧ, по сравнению с которой она будет обладать более высокой точностью.

КР должна быть снабжена инерциально-спутниковой системой наведения с экстремальной корреляционной системой коррекции по земной поверхности (TERPROM). На конечном участке полета предполагается задействовать тепловизионную систему автономного самонаведения на контрастную цель. Для наведения КР будет использована европейская система космической навигации GNSS, находящаяся в стадии разработки и по своим характеристикам близкая американской системе NAVSTAR и российской ГЛОНАСС.

Концерн EADS ведет работы по созданию другой дозвуковой авиационной КР KEPD 350 "Таурус" со стартовой массой 1400 кг, весьма близкой КР SCALP-EG/"Сторм Шэдоу".Ракета с максимальной дальностью боевого применения порядка 300-350 км рассчитана на полет на малой высоте со скоростью, соответствующей М=0,8. Она должна поступить на вооружение германских истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" после 2002 г. В дальнейшем ею предполагается вооружить и самолеты EF2000 "Тайфун". Кроме того, предполагаются поставки новой КР на экспорт, где она составит серьезную конкуренцию франко-английской тактической крылатой ракете Матра/ВАе Дайнэмикс "Сторм Шэдоу" и, вероятно, американской AGM-158.

На базе ракеты KEPD 350 разрабатывается проект противокорабельной КР KEPD 150SL с дальностью 270 км, предназначенной для замены ракеты "Гарпун". ПКР этого типа предполагается оснастить перспективные германские фрегаты и эскадренные миноносцы. Ракета должна размещаться в палубных контейнерах прямоугольного сечения, сгруппированных в четырехконтейнерные блоки.

Вариант KEPD 150 воздушного базирования (имеющий стартовую массу 1060 кг и дальность 150 км) выбран ВВС Швеции для оснащения многоцелевого истребителя JAS39 "Грипен". Кроме того, эта УР предлагается ВВС Австралии, Испании и Италии.

Таким образом, европейские крылатые ракеты по скоростным характеристикам (М=0,8) приблизительно соответствуют американским аналогам, так же совершают полет по маловысотному профилю и имеют дальность, значительно меньшую дальности тактических вариантов КР AGM-86 и AGM-109 и приблизительно равную дальности AGM-158 (JASSM). Так же, как и американские КР, они обладают малой (ЭПР порядка 0,1 кв.м) радиолокационной заметностью и высокой точностью.

Масштабы производства европейских КР значительно меньше, чем американских (объемы их закупок оцениваются в несколько сотен единиц). При этом стоимостные характеристики американских и европейских дозвуковых КР приблизительно сопоставимы.

Можно ожидать, что до начала 2010-х годов западноевропейская авиационно-ракетная промышленность в классе тактических (неядерных) КР будет производить лишь изделия типа SCALP/"Сторм Шэдоу" и KEPD 350, а также их модификации. С расчетом на более отдаленную перспективу (2010-е годы и позже) в Западной Европе (в первую очередь - во Франции), так же, как и в США, ведутся исследования в области гиперзвуковых ударных КР большой дальности. В течение 2002-2003 годов должны начаться летные испытания новой гиперзвуковой экспериментальной крылатой ракеты с ПВРД "Вестра", создающейся фирмой EADS и французским агентством вооружений DGA.

Реализация программы "Вестра" была начата агентством DGA в сентябре 1996 г. При этом ставилась цель "содействовать определению облика многоцелевой дальней высотной (боевой) ракеты". Программа позволяла отработать аэродинамику, энергетическую установку и элементы системы управления перспективной КР. Исследования, проведенные специалистами DGA, позволяли сделать вывод, что перспективная высокоскоростная ракета должна выполнять заключительный этап полета на малой высоте (первоначально предполагалось, что весь полет будет проходить лишь на большой высоте).

На базе КР "Вестра" должна быть создана боевая гиперзвуковая ракета FASMP-A с воздушным стартом, призванная заменить KPASMP. Ее поступление на вооружение ожидается в конце 2006 г. Носителями ракеты FASMP-A, оснащенной термоядерной БЧ, должны являться истребители-бомбардировщики Дассо "Мираж" N и многофункциональные истребители "Рафаль". Кроме стратегического варианта КР возможно создание и противокорабельного варианта с обычной БЧ и системой конечного самонаведения.

Франция в настоящее время - единственная зарубежная страна, имеющая на вооружении крылатую ракету большой дальности с ядерной боевой частью. Еще в 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Аэроспасьяль ASMP. 17 июля 1974 г. была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования этой ракеты. Испытания завершились в 1980 году и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 г.

Ракета ASMP (входящая в состав вооружения истребителей-бомбардировщиков "Мираж"2000М и палубных штурмовиков "Супер Этандар") оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска - 90-350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них.

В Китае с 1977 г. реализуются национальные программы создания собственных крылатых ракет большой дальности. Первая китайская КР, известная как Х-600 или "Хонг Ньяо-1" (ХН-1), была принята на вооружение сухопутных войск в 1992 г. Она обладает максимальной дальностю 600 км и несет ядерную боевую часть мощностью 90 кТ. Для КР разработан малогабаритный турбовентиляторный двигатель, летные испытания которого начались в 1985 г. Х-600 оснащена инерциально-корреляционной системой наведения, вероятно, дополненной блоком спутниковой коррекции. В системе конечного самонаведения, как предполагают, использована телевизионная камера. По сообщению одного из источников, КВО ракеты X-600 составляет 5 м. Однако эта информация, по-видимому, является слишком оптимистичной. Радиовысотомер, установленный на борту КР, обеспечивает полет на высоте порядка 20 м (очевидно, над поверхностью моря).

В 1992 г. для китайской КР был испытан новый, более экономичный двигатель. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска до 1500-2000 км. Модернизированный вариант крылатой ракеты под обозначением ХН-2 был принят на вооружение в 1996 г. Разрабатываемая модификация ХН-З должна иметь дальность порядка 2500 м.

Ракеты ХН-1, ХН-2 и ХН-З относятся к оружию наземного базирования. Они размещены на "грунтовомобильных" колесных пусковых установках. Однако в разработке находятся и варианты КР для размещения на борту надводных кораблей, подводных лодок или на самолетах.

В частности, в качестве потенциальных носителей КР рассматриваются новые китайские многоцелевые атомные подводные лодки проекта 093. Старт ракет должен выполняться из подводного положения через 533-мм торпедные аппараты. Носителями авиационного варианта КР могут являться новые тактические бомбардировщики JH-7A, а также многоцелевые истребители J-8-IIM и J-11 (Су-27СК).

В 1995 г. сообщалось, что в КНР начаты летные испытания сверхзвукового беспилотного ЛА, который может рассматриваться как прототип перспективной крылатой ракеты.

Первоначально работы по созданию крылатых ракет велись в Китае хаиньской Электромеханической академией и привели к созданию тактических противокорабельных ракет "Хаинь-1 " (вариант советской ПКР П-15) и "Хаинь-2". Позже была разработана сверхзвуковая ПКР "Хаинь-З" с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и "Хаинь-4" с ТРД.

В середине 1980-х г. для работ в области создания крылатых ракет в КНР были образованы НИИ 8359, а также "Китайский институт крылатых ракет" (впрочем, последний, возможно, является переименованной хаиньской Электромеханической академией).

Следует остановиться и на работах по совершенствованию БЧ крылатых ракет. Помимо боевых частей традиционного типа, американские КР начали комплектоваться и принципиально новыми типами БЧ. В ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 г. впервые были использованы КР, несущие волокна тонкой медной проволоки, разбрасываемые над целью.Такое оружие, получившее в дальнейшем неофициальное название "И-бомба", служило для вывода из строя линий электропередач, электростанций, подстанций и других объектов энергетики: повисая на проводах, проволока вызывала короткое замыкание, лишающее электроэнергии военные, промышленные и коммуникационные центры противника.

В ходе боевых действий против Югославии применено новое поколение этого оружия, где вместо медной проволоки использованы более тонкие углеродные волокна. При этом для доставки новых "противоэнергетичеких" боевых зарядов к целям используются не только КР, но и свободнопадающие авиационные бомбы.

Еще один перспективный тип боевых частей американских КР - взрывомагнитная БЧ, при срабатывании которой генерируется мощный электромагнитный импульс (ЭМИ), "выжигающий" радиоэлектронное оборудование противника. При этом радиус поражающего воздействия ЭМИ, генерируемого взрывомагнитной БЧ, в несколько раз превышает радиус поражения обычной осколочно-фугасной БЧ такой же массы. По ряду сообщений средств массовой информации, взрывомагнитные БЧ уже были применены США в реальных боевых условиях.

Безусловно, роль и значение крылатых ракет большой дальности в неядерном снаряжении в обозримом будущем будет возрастать. Однако эффективное применение этого оружия возможно лишь при наличии глобальной космической навигационной системы (в настоящее время подобными системами располагают США и Россия, а в скором времени к ним присоединится и Объединенная Европа), высокоточной геоинформационной системы районов боевых действий, а также многоуровневой системы авиационной и космической разведки, выдающей данные о положении целей с их точной (порядка нескольких метров) географической привязкой. Поэтому создание современного высокоточного оружия большой дальности - удел лишь относительно развитых в техническом отношении стран, способных разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии всю информационно-разведывательную инфраструктуру, обеспечивающую применение такого оружия.

Вторая половина двадцатого столетия стала эпохой ракетной техники. В космос был запущен первый спутник, потом свое знаменитое «Поехали!» сказал Юрий Гагарин, однако начало ракетной эры следует отсчитывать не от этих судьбоносных моментов в истории человечества.

13 июня 1944 года гитлеровская Германия нанесла по Лондону удар с помощью самолетов-снарядов Фау-1, которые можно назвать первой боевой крылатой ракетой. Несколько месяцев позже на головы лондонцам обрушились новая разработка гитлеровцев - баллистическая ракета Фау-2, унесшая тысячи жизней мирных горожан. После окончания войны немецкие ракетные технологии попали в руки победителей и стали работать в первую очередь на войну, а исследование космоса были всего лишь дорогостоящим способом государственного пиара. Так было и в СССР, и в США. Создание ядерного оружия практически сразу превратило ракеты в стратегическое оружие.

Следует отметить, что ракеты были изобретены человеком еще в глубокой древности. Есть древнегреческие описание устройств, очень напоминающие ракеты. Особенно любили ракеты в Древнем Китае (II-III век до н. э.): после изобретения пороха эти летательные аппараты стали использовать для фейерверков и других развлечений. Есть свидетельства о попытках применять их и в военном деле, однако на существующем уровне технологий они вряд ли могли причинить неприятелю значительный урон.

В Средние века вместе с порохом ракеты попали в Европу. Этими летательными аппаратами интересовались многие мыслители и естествоиспытатели той эпохи. Однако ракеты были скорее диковинкой, практического толку от них было мало.

В начале XIX века на вооружение британской армии принимаются ракеты Конгрева, однако из-за малой точности они вскоре были вытеснены артиллерийскими системами.

Практические работы над созданием ракетного оружия возобновились в первой трети XX столетия. В этом направлении работали энтузиасты в США, Германии, России (затем в СССР). В Советском Союзе результатом этих изыскания стало рождения РСЗО БМ-13 — легендарной «Катюши» . В Германии гениальный конструктор Вернер фон Браун занимался созданием баллистических ракет, именно он разработал Фау-2, а позже смог отправить человека на Луну .

В 50-х годах начались работы над созданием баллистических и крылатых ракет, способных доставлять ядерные заряды на межконтинентальные расстояния.

В этом материале мы расскажем о самых известных видах баллистических и крылатых ракет, в обзор войдут не только межконтинентальные исполины, но и известные оперативные и оперативно-тактические ракетные комплексы. Практически все ракеты, попавшие в наш список, разработаны в конструкторских бюро СССР (России) или США – двух государств, обладающих наиболее совершенными ракетными технологиями в мире.

Scud B (Р-17)

Это советская баллистическая ракета, которая является составной частью оперативно-тактического комплекса «Эльбрус». Ракета Р-17 была принята на вооружение в 1962 году, дальность ее полета составляла 300 км, она могла забрасывать почти тонну полезной нагрузки с точностью (КВО – круговое вероятное отклонение) в 450 метров.

Данная баллистическая ракета является одной из наиболее известных образцов советской ракетной техники на Западе. Дело в том, что многие десятилетия Р-17 активно экспортировалась в различные страны мира, которые считались союзниками СССР. Особенно много единиц этого оружия было поставлено на Ближний Восток: в Египет, Ирак, Сирию.

Египет применял Р-17 против Израиля во время войны Судного дня, в период первой войны в Персидском заливе Саддам Хусейн обстреливал Scud B территорию Саудовской Аравии и Израиля. Он грозил использовать боеголовки с боевыми газами, что вызвало в Израиле волну паники. Одна из ракет попала в американскую казарму, убив 28 военнослужащих США.

Россия применяла Р-17 во время второй чеченской кампании .

В настоящее время Р-17 используют йеменские повстанцы в войне против саудитов.

Технологии, использованные в Scud B стали основой для ракетных программ Пакистана, КНДР, Ирана.

Trident II

Это твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета, которая в настоящий момент стоит на вооружении ВМС США и Великобритании. Ракета «Трайдент-2» («Трезубец») была принята на вооружение в 1990 году, дальность ее полета составляет более 11 тыс. км, она имеет боевую часть с блоками индивидуального наведения, мощность каждого может составлять 475 килотонн. Масса Trident II – 58 тонн.

Данная баллистическая ракета считается одной из самых точных в мире, она предназначена для поражения ракетных шахт с МБР и командных пунктов.

Pershing II «Першинг-2»

Это американская баллистическая ракета средней дальности, способная нести ядерную боевую часть. Она была одним из самых больших страхов граждан СССР на завершающем этапе Холодной войны и головной болью советских стратегов. Максимальная дальность полета ракеты составляла 1770 км, КВО – 30 метров, а мощность моноблочной боевой части могла достигать 80 Кт.

США разместили эти в Западной Германии, уменьшив время подлета к советской территории до минимума. В 1987 году США и СССР подписали договор об уничтожении ядерных ракет средней дальности, после чего «Першинги» были сняты с боевого дежурства.

«Точка-У»

Это советский тактический комплекс, принятый на вооружение в 1975 году. Данная ракета может оснащаться ядерной боевой частью, мощностью 200 Кт и доставлять ее на дальность в 120 км. В настоящее время «Точки-У » стоят на вооружении ВС России , Украины, бывших республик СССР, а также других стран мира. Россия планирует заменить данные ракетные комплексы на более совершенные «Искандеры».

Р-30 «Булава»

Это твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, разработка которой началась в России в 1997 году. Р-30 должна стать основным оружием подводных лодок проектов 995 «Борей» и 941 «Акула» . Максимальная дальность «Булавы » составляет более 8 тыс. км (по другим данным — более 9 тыс. км), ракета может нести до 10 блоков индивидуального наведения мощностью до 150 Кт каждый.

Первый запуск «Булавы» состоялся в 2005 году, а последний – в сентябре 2019 года. Эта ракета разработана Московским институтом теплотехники, который ранее занимался созданием «Тополя-М», а изготавливают «Булаву» на ФГУП «Воткинский завод», где производят «Тополя». По словам разработчиков, многие узлы этих двух ракет идентичны, что позволяет значительно удешевить их производство.

Экономия государственных средств – это, конечно же, достойное желание, но оно не должно вредить надежности изделий. Стратегическое ядерное оружие и средства его доставки – это основной компонент концепции сдерживания. Ядерные ракеты должны быть также безотказны и надежны, как автомат Калашникова , чего нельзя сказать о новой ракете «Булава». Она пока что летает через раз: из 26 произведенных пусков 8 были признаны неудачными, а 2 – частично неудачными. Это недопустимо много для стратегической ракеты. К тому же многие эксперты нарекают на слишком малый забрасываемый вес «Булавы».

«Тополь-М»

Это ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, способной доставить ядерную боевую часть мощностью 550 Кт на расстояние в 11 тыс. км. «Тополь-М » - это первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая на вооружение в России.

МБР «Тополь-М» имеет шахтное и мобильное базирование. Еще в 2008 году в МО России заявили о начале работ по оснащению «Тополя-М» разделяющимися боевыми блоками. Правда, уже в 2011 году военные заявили об отказе от дальнейших покупок этой ракеты и постепенном переходе на ракеты Р-24 «Ярс» .

Minuteman III (LGM-30G)

Это американская твердотопливная баллистическая ракета, которая была принята на вооружение в 1970 году и находится на нем и сегодня. Считается, что Minuteman III – это самая быстрая ракета в мире, на терминальной стадии полета она может достичь скорости 24 тыс. км/ч.

Дальность полета ракеты составляет 13 тыс. км, она несет три боевых блока по 475 Кт мощности каждый.

За годы эксплуатации Minuteman III прошел несколько десятков модернизаций, американцы постоянно меняют на них электронику, системы управления, узлы силовых установок на более совершенные.

По состоянию на 2008 год США имели 450 МБР Minuteman III, на которых было установлено 550 боеголовок. Самая быстрая ракета в мире еще будет находиться на вооружении армии США как минимум до 2020 года.

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

«Искандер»

Это один из самых известных российских ракетных комплекса. Сегодня это название в России стало почти что культовым. «Искандер » принят на вооружение в 2006 году, существует несколько его модификаций. Есть «Искандер-М», вооруженный двумя баллистическими ракетами, с дальностью полета 500 км, и «Искандер-К» - вариант с двумя крылатыми ракетами, которые также могут поражать противника на дистанции в 500 км. Ракеты могут нести ядерные боевые части мощностью до 50 Кт.

Большая часть траектории баллистической ракеты «Искандера» проходит на высотах более 50 км, что сильно осложняет ее перехват. Кроме того, ракета имеет гиперзвуковую скорость и активно маневрирует, что делает ее очень сложной мишенью для вражеской ПРО. Угол захода на цель ракеты приближается к 90 градусам, это сильно мешает работе РЛС неприятеля.

«Искандеры» считаются одним из самых совершенных видов вооружения, которыми располагает армия России.

«Томагавк»

Это американская крылатая ракета большой дальности, имеющая дозвуковую скорость, которая может выполнять как тактические, так и стратегические задачи. «Томагавк » был принят на вооружение армии США в 1983 году, неоднократно использовался в разных вооруженных конфликтах. В настоящее время эта крылатая ракета стоит на вооружении флота США, Великобритании и Испании.

Дальность некоторых модификаций «Томагавка» достигает 2,5 тыс. км. Ракеты можно запускать с подводных лодок и надводных кораблей. Ранее существовали модификации «Томагавка» для ВВС и сухопутных сил. КВО последних модификаций ракеты составляет 5-10 метров.

США использовали эти крылатые ракеты во время обеих войны в Персидском заливе, на Балканах, в Ливии.

Р-36М «Сатана»

Это самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета, из всех созданных когда-либо человеком. Она была разработана в СССР, в КБ Южное (г. Днепропетровск) и принята на вооружение в 1975 году. Масса этой жидкотопливной ракеты составляла более 211 тонн, она могла доставить 7,3 тыс. кг на дальность 16 тыс. км.

Разные модификации Р-36М «Сатана» могли нести один боевой блок (мощность до 20 Мт) или оснащаться разделяющейся головной частью (10х0,75 Мт). Даже современные системы ПРО бессильны против такой мощи. В США не зря Р-36М окрестили «Сатаной», ибо это действительно настоящее оружие Армагеддона.

Сегодня Р-36М остается на вооружении стратегических сил России, на боевом дежурстве состоят 54 ракеты РС-36М.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Почему светятся светлячки ночью — какие там у на «лампочки» и как они работают сейчас подробно объясним. Светящиеся жучки-светлячки, знакомые всем с детства, или по-научному светляки, названы так потому, что у этого семейства жуков существуют особенные органы, производящие свет, и расположенные в брюшной области жука.

Почему светятся светлячки ночью научное объяснение

Уникальная способность воспроизводить свет в полёте заложена в светляке самой . Свет образуется в результате работы органов свечения, которые состоят из фотогенных клеток, этаких излучателей света, снабжённых сплетениями трахей и пучков нервов, представленных в организме в большом количестве.

Трахеи в организме несут на себе функцию «кислородопроводов», по которым к органам свечения поступает кислород, без которого невозможны окислительные процессы, происходящие в клетках.

Под органами свечения расположено несколько слоёв клеток, содержимое которых состоит из кристаллов мочевой кислоты, являющихся своеобразными отражателями света в организме жука-светлячка.

У представителей разных видов жуков-светляков эти органы расположены по-разному.

Это может быть один большой орган свечения, расположенный в области так называемых абдоминальных стернитов – это научное название части тела жука, обозначающего часть прозрачной кутикулы, расположенной в брюшной полости, который присущ видам светляков, обитающих в Европе, Африке, Америке, Азии и на Дальнем Востоке. А вот тропические представители жуков имеют множество световых органов, расположенных в брюшной полости, но со стороны спины.

Почему светятся светлячки ночью и как же образуется свечение светлячков? А образуется оно в виде химической реакции, главными составляющими которой являются химические соединения люциферин, устойчивый к нагреванию, и фермент люцифераза — белок, богатый сульфгидрильными группами. Поступающий через трахеи кислород вступает в реакцию окисления с люциферином, а фермент люциферазы усиливает её скорость, являясь естественным катализатором реакции.

На вопрос, зачем природа наградила обычного жука такой необычной функцией, можно ответить: с помощью свечения светляк общается с другими особями.

В ходе эволюционирования у светляков выработалась своеобразная система общения с помощью световых сигналов: в ней в полной мере представлены сигналы «продолжения рода» между самцом и самкой, предупреждающие об опасности сигналы, а также сигналы, оповещающие о территориальной принадлежности и связанные с ними сигналы, выражающие агрессию.

Свечение, излучаемое жуками светлячками, естественного, строго определённого цвета, при этом в процессе свечения не происходит повышения температуры. У некоторых видов жуков окрас свечения отличается в зависимости от половой принадлежности.

Хорошо изучена способность некоторых видов светляков к дозированию испускаемого света, а также способность к испусканию прерывистого света. Некоторые тропические виды светляков, образуя рой, испускают прерывистое свечение, когда момент вспышки и затухания происходит одновременно. По такому показателю, как КПД, органы свечения светляков необычайно производительны.

Почему светятся светлячки ночью как маленькие лампочки, давайте сверим их с электро приборами. Энергия, производимая лампой накаливания, превращается в видимый свет лишь в размере пяти процентов, в то время как у светляка этот показатель варьируется в пределах от 87 до 98 процентов.

Мерцание светлячков ночью видео