Самостоятельный ремонт — Чистка вентилятора отопителя.

Вентилятор печки Рено Логан — это тот элемент отопительной системы данного автомобиля, на состояние которого стоит обращать особое внимание. Дело в том, что в российских погодных условиях температура, поддерживаемая в салоне, играет далеко не маловажное значение. В связи с этим печка Рено Логан должна всегда быть в полной исправности, ее вентилятор полностью работоспособным.

Принципиальная схема системы отопления

Принципиальное устройство системы отопления Логана в принципе практически ничем не отличается от устройства отопления автомобилей иных марок. При этом стоит помнить о том, что на Renault Logan данная система управляется отдельно от системы кондиционирования воздуха. При этом отопитель салона может работать одновременно с включенным кондиционером.

С технической точки зрения узлы такого отопителя размещены в одном блоке с теплообменником испарителя кондиционера. К ним относятся следующие элементы:

  • радиатор (теплообменник), с его помощью поступающий в салон автомобиля атмосферный воздух нагревается;
  • сам вентилятор, приводящийся в действие с помощью электромотора, он регулирует подачу атмосферного воздуха к заслонкам печи и кондиционеру;
  • заслонки терморегулятора и распределителя воздуха.

Если описать схематически работу такой системы, то тепло в нее подается от охлаждающей двигатель жидкости. Далее подогретый воздух через воздуховоды направляется в салон, при этом установленные на них заслонки позволяют менять направление тепловых потоков, направляя их в нужное водителю место.

Что же касается вентилятора, то его задача состоит в том, чтобы создавать такие потоки воздуха, нагнетая теплый воздух в систему от радиатора. При этом наряду с заслонками скорость его вращения позволяет менять мощность и скорость передвижения теплых воздушных масс в салоне автомобиля.

Основные причины неисправностей

Печка Рено Логан — это тот элемент конструкции автомобиля, для которого производителем не установлен срок обязательного технического обслуживания, и поэтому его диагностика и ремонт, производятся исключительно по мере выхода его из строя. При этом основными неисправностями системы отопления являются следующие поломки:

  • выход из строя радиатора;
  • выход из строя вентилятора;
  • выход их строя резистора.

Система отопления может банально загрязниться, то есть в ее воздуховоды может попасть грязь и пыль, которая, забивая их, перекрывает тепловым потокам путь внутрь салона. Также достаточно часто ломаются заслонки воздуховодов и тросы управляющей ими системы.

Определить факт поломки обогревателя достаточно просто и для этого не понадобиться какое-либо специальное оборудование. Вам стоит просто отметить тот факт, что при включенной печи воздух в салоне не прогревается и этого достаточно для того, чтобы начинать ремонт системы отопления вашего автомобиля. Кроме того, о непорядках в ней могут свидетельствовать различные неприятные запахи, появившиеся в салоне.

Последний признак не только неприятный, но и опасный, так как, находясь в замкнутом пространстве салона, можно достаточно легко отравиться продуктами горения тех предметов и веществ, которые могли попасть в систему отопления. Поэтому, как только неприятный запах появился в салоне, необходимо сразу же прекратить эксплуатацию автомобиля и заняться инспекцией его системы отопления.

Неисправности вентилятора печи

Если рассматривать неисправности каждого элемента системы отопления в отдельности, то вентилятор печки обычно перестает работать по причине износа щеток двигателя. «Лечится» это их заменой, хотя иногда не помогает, и тогда требуется полностью менять мотор печки.

Если же менять щетки, то для этого вам понадобится крестообразная отвертка, с помощью которой вскрывают корпус вентилятора. После этого проверяется состояние данных деталей и проводится их замена. При этом необходимо выдержать размеры щеток, а также стоит приобретать оригинальные запасные части. Так вы сможете значительно продлить срок эксплуатации вашего тепловентилятора.


Более радикальный способ ремонта, а именно, замена вентилятора печки, может понадобиться в том случае, когда данный агрегат полностью вышел из строя и неработоспособен. При этом причиной такого печального явления может стать отсутствие масла на оси вентилятора, поэтому, всякий раз проводя ревизию этого узла, смазывайте го высокотемпературным маслом ATF.

Замена вентилятора отопителя проводится после полного демонтажа передней панели. Именно такое требование предъявляет . При этом стоит помнить о том, что вентилятор отопителя бывает двух видов: с узким и широким разъемом питания. Это стоит учитывать при проведении ремонтных работ.

Самостоятельный ремонт - Чистка вентилятора отопителя

В предыдущем журнале устанавливая фильтр салона, я делал фотографии штатного отверстия на Рено Логан.
Вынув фильтр, в салон посыпалась куча листвы. Это меня насторожило, но принимать во внимание на тот момент я не собирался. Фильтр салона на то и предусмотрен чтобы улавливать всю грязь. А если завод изготовитель посчитал что фильтр салона необходимо ставить после вентилятора отопителя, видать так и нужно. Я не умнее завода изготовителя, поэтому все оставил как есть.
Но пришла осень. С деревьев начала осыпаться листва.
И в один прекрасный момент я заметил что при включении вентилятора отопителя у меня появляется вибрация на руле. На 1 и 2 скорости незначительная, на 3 и 4 руль трясся даже визуально. На тот момент я ни как не связывал поломку со временем года и его особенностями. Первое что мне пришло в голову это выход из строя вентилятора отопителя. Летом постоянно езжу с закрытыми стеклами и включенным кондиционером, зимой с постоянно включенным отопителем. Грубо вентилятор работал круглогодично. Да и частые советы на форумах смазать втулки крыльчатки, остановили меня на этом варианте.
Машина на гарантии, в ближайшем будущем близилось ТО и естественно первая мысль чтобы данную неисправность устранили по гарантии, а так чтобы 10 раз ездить не пришлось решил дотянуть до ТО, а там пусть разбираются.
Машина в данный период эксплуатировалась с максимальной скорость обдува 2. Благо сильных морозов не было, тепла хватало и вибрация сильно не напрягала.
И вот пришло время ехать на ТО.
Машина была предварительно записана, пожелания указаны.
По приезду на ТО не успев сдать автомобиль, мастер приемщик меня "осадил".
"Скорее всего вибрация на руле появилась из-за того что листики попали на крыльчатку. Такие случаи уже были и не однократно и даже у автомобилей Премиум класса. Мы посмотрим, если это действительно из-за листиков, это не является гарантийным случаем и чистка, регулировка, смазка производится за счет клиента."
Хоть в голове и не укладывалось, почему я должен платить за ошибки завода изготовителя, не я ведь сыпал туда листья и об отсутствии в системы вентиляции должен был позаботиться производитель, но данные слова действительно есть в гарантийной книжке.
И я поинтересовался сколько стоит данная операция.
Мастер-приемщик посмотрел в компьютере, и назвал ошеломительную сумму 4500 руб.
На сколько я помню замена панели приборов со снятием и установкой всех приборов на Рено Логан по Диалоджису 0,8 н/ч пусть будет 0,2 н/ч на с/у моторчика и чистку. Стоимость н/ч я не спросил, в з/н по ТО все работы прописаны одной строчкой без указания норматива времени, только общая стоимость. Но явно что 4500 руб за 1 н/ч это перебор. Честно сказать даже если н/ч стоил 1100 руб, такой суммы у меня не было, кредит кушает все. Поэтому выступать почему так дорого, я не собирался.
Все мои пожелания на ТО связанные с печкой остались просто посмотреть причину.
Метод дефектовки вентилятора со стороны дилера оказался прост.
Вынув фильтр салона, печка включилась на максимум и по всему салону полетели листики.


Здесь сразу хочу заметить.
Установка фильтра салона дает не только защиту испарителя кондиционера, не только защиту салона от пыли. Так же Вы получаете специальное отверстие для чистки системы вентиляции. Если бы стояла заглушка, вся бы листва прибивалась к испарителю и достать бы ее было просто не возможно.
Поэтому совет - Ставьте салонные фильтры, в наших машинах это просто необходимость.

Вопросы к дилеру сразу отпали, причина вибрации была понятна всем.
Сервисмены бесплатно попытались продуть мне всю систему с помощью компрессора, вылетело много всякого, но вибрация так и не пропала.
Так как лишних денежных средств у меня не было, было решено устранять причину самостоятельно.
ТО было закончено, все собрано.
И я вернулся во своя си изучать процесс снятия и установки вентилятора отопителя.
В интернете сразу было найдено интересное видео по замене вентилятора отопителя Рено Логан.


Данный вариант меня заинтересовали и вот в один прекрасный денек я решил заняться данным вопросом. Снимать панель приборов по видео мне не нужно было, нужно только ее подснять.
Далее постараюсь подробно описать процесс выполняемых работ.
Для начала снял уплотнитель проема передней правой двери



Уплотнитель металлизированный U-образный просто надевается на кромку стойки кузова, стягиваем его так чтобы не мешал.
Далее снимается накладка внутренняя накладка стойки кузова, она крепится на металлических защелках вставляющихся в отверстия в стойке.





Сняв накладку появляется верхний болт крепления панели, откручиваем его.



В нижней части под заглушкой, есть еще один болт крепления панели, так же откручиваем его.
Здесь есть нюанс открутив нижний болт защелкните заглушку обратно, она хрупкая и во избежание ее поломки лучше защелкнуть ее обратно.



Далее снимаем центральный туннель(об этом я писал Установке блокиратора КПП).
Появляются в доступе 2 центральный нижних болта крепления панели приборов, откручиваем их.





Далее необходимо снять накладку центральной консоли и магнитолу (данные операции можно посмотреть в Установке магнитолы), под ней нам нужно открутить центральный верхний болт крепления.
По видео для Рено Логан все работы выполнены и можно приступать к снятию вентилятора отопителя.
Я подснял панель приборов, на сколько получилось отодвинул, при закрепленной левой части.
Но свершилось чудо) и фишку удалось снять.
Далее нужно снять сам вентилятор.
Для этого необходимо поставить положение заслонки направления воздуха в крайнее правое положение, иначе ручка управления мешает вынуть моторчик.
После, как на видео, нужно найти фиксатор положения вентилятора (он находится примерно на 2 часа по циферблату).
Фото защелки уже снятого.



Нажимаем его и поворачиваем против часовой стрелки на 15 градусов.
Вентилятор спокойно вынулся из корпуса отопителя.
Ну а далее как всегда не бывает все гладко.
Наша панель приборов имеет чуть более глубокий вещевой ящик и поэтому мотор вентилятора ни как не хотел выниматься из под панели приборов.
Вандалить свой автомобиль, и изгибать закрепленную панель я не решился.
Поэтому просто теми же операциями подснял левую часть панели приборов.
Снял уплотнитель проема, снял накладку стойки, окрутил 2 крайних болта.
Сразу сделал фото виновника данных работ.



И вот подумать только, всего лишь один листик, а дает ужасную вибрацию.
Листик был удален, и раз уж мотор в руках, решил его почистить.
Была взята малярная кисть и прочищена каждая впадинка.
Каково было мое удивление когда, из мест крепления лопастей к корпусу вентилятора мне приходилось вычищать грязь отверткой, и это все на первом году эксплуатации автомобиля.
(фото к сожалению не сделал покажу место скопления грязи уже на чистой крыльчатке)



Возмущения по схеме работы отопителя принятой на заводе изготовителе и установке фильтра салона после вентилятора отопителя, не было предела. Даже в ВАЗ 2109 устанавливался фильтр до вентилятора, тем самым предотвращая попадание как листвы так и пыли на сам вентилятор и в салон.
За этой схемой естественно нужно следить и не давать забиваться фильтру, но это на много проще чем каждый раз снимать панель приборов для чистки вентилятора.
Это меня настораживало и я решил бороться с пылью и листвой попадающей в систему вентиляции салона.
Эта тема моего будущего журнала.
А на данный момент.
Хочу показать что с завода, даже пластиковая крыльчатка идет отбалансированна, и даже попадание пыли на крыльчатку будет давать дисбаланс в работе.



На данный момент я все почистил и в обратном порядке все собрал.
Фишка отопителя вставляется только в одном положении, и защелкнуть ее обратно было по сравнению со снятием на много проще.
Выложу фото наклейки вентилятора, вдруг кому пригодится.



В обратной сборке вопросов не возникло, единственное когда собирал отвалился, выпал один зубчик какого то крепления с правой стороны.
Летом собираюсь проклеить приборку посмотрю что откуда отвалилось, и вообще мое ли это.
В результате проделанных операций даже изменился звук работы вентилятора. До этого слышался звук четко работающего вентилятора, а сейчас только звук дующего воздуха.
Стало намного тише и приятнее.

PS. Хочу добавить про отломанный зубчик, блок управления отопителем тоже нужно отсоединить от панели приборов. Иначе тросики управления заслонками натягиваются и ломают крепления на блоке. Блок можно просто открутить винты и выщелкнуть во внутрь приборной панели, снимать его совсем не обязательно.

Прежний мотор отходил своё, как-никак 7 лет бесперебойной работы и в итоге умер. Умирал медленно - сначала стал хуже греть салон, затем засвистел, потом появились стуки при работе, потом приходилось его включать хлопком по торпеде, и в итоге он окончательно сдох. Изгнание воздушной пробки позволило ему кое-как проработать дыша на ладан со стуками и свистом, но всё же он умер. Причина - пришёл конец щёткам. Послушал много советов по замене щёток, почитал посты на форумах, поискал щётки в магазинах, но не нашёл таковых. Некоторые покупают москвичёвские, укорачивают их и припаивают взамен родных. Но прочитал что жизнь мотору это не всегда надолго продлевает - через год-другой всё повторяется, иногда ещё быстрее. Я решил не морочиться с щётками и заменить мотор. Отдавать за новый мотор 5-6 (плюс минус тысяча) тысяч рубликов было неохота, поэтому я стал юзать авторазборки и барахолки. В итоге нашёл на барахолке моторчик, эксплуатировавшийся не очень долгое время за 2000 рублей. Что ж. встретился с продавцом и взял его. теперь предстояло достать старый мотор и поставить новый. В мануалах говорится, что требуется снятие всей панели приборов. Я решил упростить процесс и последовать советам тех, кто сталкивался с заменой мотора печки и обойтись без снятия панели. В общем опишу свой процесс замены моторчика:

Нам понадобится
- Собственно то, что мы хотим поменять, в нашем случае - мотор
- Коврик или ткань, которую можно постлать на землю
- Набор головок TORKS
- Отвёртка плоская

Итак, мотор печки в Логане расположен чуть выше места, куда врезают салонный фильтр, доставать его мы будем со стороны переднего пассажира. Отделяем уплотнитель двери в месте боковой стоки и панели, снимаем накладку боковой стойки, преодолевая сопротивление пластиковых креплений, и под накладкой в углу панели отворачиваем саморез соответствующей головкой TORKS

Затем по тому же краю спускаемся в нижнюю часть панели, отделяем декоративную заглушку продолговатой формы и под ней откручиваем саморез, удерживающий нижний край панели. Затем открываем капот, снимаем минусовую клемму аккумулятора, дабы избежать неприятностей и снимаем накладку на центральной консоли, где непосредственно расположена магнитола, конфорки управления печкой и разные другие нужные кнопки, при помощи плоской отвёртки осторожно поддеваем её в местах креплений и снимаем. Отделяем колодки проводов от кнопок и откладываем в сторону накладку. Затем снимаем "бороду" центральной консоли, где расположены подстаканники и рычаг КПП, её удерживают два самореза в подстаканниках и гайка в задней части её, под декоративной накладкой. Отделяем колодку проводов прикуривателя и убираем в сторону снятую деталь. Отворачиваем два самореза по бокам в центральной консоли над ручками управления печкой и всё готово для снятия мотора.

Любой механизм, в том числе узлы автомобиля, периодические ломается. Идеальных и безотказных на 100% машин ещё не придумали. Поломки случаются и с французским автомобилем Рено Логан. Нельзя сказать, что система отопления и вентиляции в этом автомобиле слабое звено, но её поломка точно болезненная, особенно в прохладное время года.

Принцип работы системы отопления салона в Рено Логан особо ничем не отличается от других автомобилей. Радиатор печки подключён сразу в систему охлаждения двигателя. В нём циркулирует охлаждающая жидкость, температура которой при работающем и прогретом двигателе примерно 90–100 градусов Цельсия. На радиатор направлен вентилятор. Он создаёт поток воздуха, который нагревается от радиатора и попадает в салон автомобиля. Количество тепла регулируется рычагом заслонки и переключателем вентилятора.

Если в салон не поступает тёплый воздух или появился посторонний шум при работе печки, то, возможно, следует провести ремонт вентилятора отопителя Рено Логан. Многие владельцы Рено считают, что для проведения ремонта печки необходимо полностью демонтировать переднюю панель. Да и так написано в инструкции по ремонту и эксплуатации автомобиля Renault Logan. Это удовольствие долгое и дорогое. Из-за этого некотрые даже предпочитают мёрзнуть зимой.

На самом дела для ревизии вентилятора достаточно открутить всего пару винтов. С этой задачей можно справиться и самостоятельно. Но давайте всё по порядку. Прежде чем снимать панель, легче проверить состояние фильтра салона. Он часто забивается и через него может не поступать тёплый воздух от печки. Проверить это просто: он находится в нише бардачка, с правой стороны панели. Если с салонным фильтром всё в порядке, то тут уже и следует проводить ревизию вентилятора.


Необходимый инструмент

Для проведения ремонта печки Renault Logan своими силами нам понадобится инструмент:

  • крестовая отвёртка;
  • прямая отвёртка;
  • специальный ключ TORX T20, в народе «звёздочка»;
  • пластмассовый съёмник или простая небольшая линейка.

Для проведения ревизии даже неподготовленному человеку понадобится не более 25–35 минут.

Как снять вентилятор?

Все работы будем проводить с правой стороны автомобиля.

  1. Снимаем резиновый уплотнитель с правой передней двери в верхней части.
  2. Используя пластмассовый съёмник или линейку, аккуратно снимаем правую переднюю декоративную стойку. Она идёт от панели к потолку. Крепится на защёлках. Рекомендуется проводить ремонт в тёплом помещении или когда на улице будет достаточно комфортно. Это нужно для того, чтобы не поломать пластиковые крепления: при низких температурах пластмасса становится хрупкой.
  3. После снятия стойки на панели сверху появляется доступ к первому винту. Откручиваем его «звёздочкой».
  4. Второе место крепление передней панели находится под бардачком справа. Он закрыт пластмассовой заглушкой. Удаляем аккуратно её отвёрткой. Откручиваем второй винт ключом TORX T20. Всё. Теперь можно проводить манипуляции с панелью.
  5. Аккуратно оттягиваем правую сторону панели на себя. Снимаем с направляющих и в образовавшуюся щель просовываем руку и нащупываем вентилятор печки. Он имеет круглый корпус. Увидеть его не удастся, поэтому всё делаем на ощупь. Это немного трудно, но возможно.
  6. Снимаем вентилятор, поворачивая корпус по часовой стрелке. Отключаем фишку питания. Вынимаем из-под панели и осматриваем. Различают два вида вентилятора. Конструктивно они отличаются друг от друга незначительно: широким или узким разъёмом.

Возможные неисправности и ремонт вентилятора печки

Как правило, вентилятор не работает по причине износа щёток. Их замену провести своими руками несложно. На помощь придёт крестообразная отвёртка. С помощью неё откручиваем два винта и снимаем крышку корпуса. Доступ к щёткам открыт. Проверяем их состояние и проводим замену. Можно искать оригинальные, но можно использовать любые щётки подходящих габаритов. Вот размеры необходимых щёток: квадратное сечение 4 на 4 миллиметра, длина около 2 сантиметров. Если попадутся длиннее, то их можно сточить до нужного размера. Устанавливаем щётки и собираем в обратном порядке.

Обязательно надо смазать ось вентилятора. Для этого подойдёт высокотемпературное масло ATF, его используют в рулевой колонке и автоматических коробках передач. Также можно использовать любой его аналог.

Если визуально видно, что вентилятору ремонт не поможет, рекомендуем его заменить на новый. Покупая вентилятор для печки, обратите внимание на фишку подключения. Она имеет два варианта исполнения.

Новая модель вентилятора имеет узкую фишку!

Для более детального примера можно ознакомиться с видеоотчётом (см. ниже) по ремонту вентилятора печки на бесплатном видеоканале. Не уверенные в своих силах владельцы Рено могут воспользоваться услугами станции технического обслуживания. Средняя цена такого ремонта 1500-1700 руб.

Выбор за вами. Удачного и выгодного ремонта!