Причины нарушения здоровья школьника и их профилактика. «Школьные» болезни

Школьные болезни – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз.

Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека. И при первом же их проявлении ребенка следует показать врачу.

С каждым годом детей со школьными недугами становится все больше и больше. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют родителям более серьезно относиться к здоровью своих детей – каждый год проходить медосмотр в целях профилактики.

у ученика гораздо больше, чем должна быть. Поэтому врачи рекомендуют регулярно выполнять любые физические упражнения. Даже ежедневная зарядка поможет предотвратить болезни спины и укрепить организм в целом.

Медицинские осмотры школьников наглядно демонстрируют широкую распространенность сколиоза, причиной которого является длительное сидение за партой в неправильной позе. Пока изменения незначительные, они мало заметны, но при прогрессировании сколиоза возникают сильные боли в спине, ограничения при движениях, а иногда и необходимость хирургической коррекции. Лечение болезней опорно-двигательного аппарата требует много времени, сил и обходится недешево. Гораздо проще регулярно проводить мероприятия по предупреждению аномального развития, в том числе искривления, позвоночника и костей таза. В первую очередь профилактика включает в себя правильную позу с прямой спиной во время письма и чтения, причем следить за позой необходимо не только в школе, но и дома в процессе выполнения домашних заданий, во время еды и прочих дел, которыми принято заниматься сидя. Важным фактором здоровья в данном случае является соответствие габаритов мебели росту ребенка. Сохранить и укрепить общее здоровье и состояние костно-мышечной системы ребенка помогают активные физические упражнения и подвижные игры.

8 из 10 детей имеют проблемы со спиной, а именно – искривление позвоночника. Виной такой статистики являются неправильная посадка за партой и очень тяжелые портфели, из-за которых мышцы спины сильно устают.

Существуют стандарты, которые определяют максимальный вес ранца учеников разных классов. Так для школьников 1–3 классов рюкзак должен весить не больше 2 кг, для 4–5 классов – не более 2,5 кг, для 6–7 классов – до 3,5 кг и для старшеклассников – не больше 4,5 кг. Но на практике, среднестатистический шестиклассник носит 4–5 кг, вместо максимальных 3,5 кг.

Другая не менее распространенная школьная болезнь близорукость . Уже в младших классах дети страдают на упадок зрения. По словам врачей-офтальмологов, каждому 5–6 ученику выписывают очки.

Есть несколько причин такого резкого ухудшения зрения.

В первую очередь, это перегрузка в школе. Дети много читают и пишут, их глаза постоянно напряжены. Да и дома еще ждет домашнее задание, на которое уходит не 2–3 часа, как должно быть, а все 4–5. У ребенка даже не остается времени на отдых, который ему необходим.

Еще одним фактором является освещение. Как правило, в школах оно плохое, особенно в непогоду. В идеале, свет должен быть естественным и падать слева. Но не все ученики могут сидеть возле окна. Тогда рекомендуют включать люминесцентные лампы. Но из-за недостатка финансов не все школы могут себе это позволить.

Чтение и письмо при слабом освещении вызывают дополнительное напряжение глазных мышц и являются факторами, провоцирующими снижение зрения.

К таким же результатам приводит чтение в положении лежа. Сохранить зрение помогает гимнастика, направленная на укрепление мышц, управляющих движениями глазных яблок. Для поддержания их тонуса достаточно регулярно выполнять активные движениями глазами из стороны в сторону, вверх и вниз, вращение в разных направлениях. Тренировки для хрусталика заключаются в попеременной фокусировке взгляда то на близко расположенном предмете, то на отдаленном.

Есть несколько упражнений для профилактики, которые нужно выполнять несколько раз в день.

Жмурки . Сильно зажмурьте глаза, посчитайте до трех и откройте. Повторите 5-6 раз.

Круги . Закройте глаза и сделайте круговые движения. Сначала по часовой стрелке, потом против часовой. Сделайте по 5-6 кругов.

Стрелки . Сделайте движения глазами вверх, вниз, влево, вправо по диагонали. Затем закройте глаза и повторите. В каждую сторону следует сделать по 3-4 раза.

Расстояние между глазами и книгой (тетрадью, монитором) составляло не менее 30 см.

3.Кроме ухудшения зрения, дети подвержены еще и болезнями желудочно-кишечного тракта (далее ЖКТ). Статистика гласит, что около 45% учеников имеют проблемы с ЖКТ, особенно гастритом (воспаление слизистой оболочки желудка).Болезни ЖКТ возникают из-за нарушения режима питания. Дети настолько заняты, что времени полноценно поесть у них нет. Вредные перекусы на ходу еще более усугубляют ситуацию.

Профилактика заболеваний органов пищеварения заключается в частом регулярном питании свежее приготовленной пищей. Категорически не рекомендуются быстрые перекусы всухомятку, а тем более употребление чипсов и других продуктов быстрого приготовления и сладкие газированные напитки.. Ребенку необходимо рациональное питание. Это не только поможет избежать болезней ЖКТ, но и повысит иммунитет.

Почти у 70% школьников явные или скрытые неврозы (психическое расстройство), которым характерны тревога, неспокойное состояние, плохой сон, резкие перепады настроения. Такое состояние вызывают нагрузки, несоответствующие академическим требованиям.Чтобы уберечь ребенка от неврозов, в первую очередь, необходимо войти в его положение и не терроризировать уборкой, мытьем посуды и т.д. Он и так пытается со всем справиться, но для этого ему нужно время. Обеспечь приятную и спокойную атмосферу, в которой ученик смог бы почувствовать себя в безопасности и забыть про все невзгоды.

Переутомление приводит к развитию вегетативных дисфункций, для предупреждения которых необходимо четкое соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и подвижный образ жизни. Для того чтобы утром не спешить и не подгонять себя и ребенка, все приготовления необходимо совершать вечером, чтобы утром иметь возможность спокойно собраться и накормить малыша завтраком. Следует интересоваться успехами первоклассника с самого его первого школьного дня, стараться адекватно оценивать его успехи, то есть акцентировать больше внимания не на результат, а на затраченные усилия. Если малыш старается, он заслуживает особой похвалы, если ленится, нужно подбодрить и воодушевить, а не ругать или наказывать. В течение первого школьного месяца желательно отказаться от просмотра с ребенком всех телевизионных передач. В крайнем случае, компромиссом сможет стать аудиосказка, которая, кстати, приучает воспринимать информацию на слух, тем самым облегчая процесс обучения в школе. И не забывать гулять с малышом, играть с ним, ведь он еще так мал.

Попытайся поговорить с ним, предложите помощь. Детям это важно, хотя и не говорят об этом.

Чтобы школьник был здоровым , ему следует:

– правильно питаться;

– заниматься спортом;

– делать профилактику наиболее распространенных болезней

– обеспечивать спокойную атмосферу.

Самые распространенные заболевания школьников. Их профилактика .

Итак, школьники в период учебы в школе чаще всего страдают от 4 видов заболеваний :

  1. Ухудшение зрения
  2. Гастриты и язвы
  3. Неврозы

Поговорим о том, чтобы избежать этих самых частых болезней, связанных с пребыванием ребенка в школе. Профилактика болезней школьников :

1. Глаза:

Из-за нагрузки на глаза на уроках, также чтении при плохом освещении, сидении за компьютером и ноутбуком чаще всего у школьников может развиться близорукость. Кроме всего у школьников 8-14 лет идет активный рост глаза и перегрузки глаз в этот период наиболее вредны. Особое внимание уделите ребенку, если кто-то из родителей носят очки. Как определить что, у ребенка ухудшается зрение? Ребенок очень близко смотрит телевизор, читает очень близко держа книгу. Жалуется, что устают глаза. Как предупредить ухудшение зрения у ребенка:

Освещение учебного места ребенка должно быть хорошим . Свет должен падать слева от окна и от лампы. Не разрешайте читать ребенку в потемках. Расстояние от глаз до книг ребенка должно быть 25-35 см. Примерно, это расстояние равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев вашего ребенка. Научите ребенка делать перерывы при чтении на 5-10 минут. Непрерывное чтение для школьника младших классов не более 20 минут. Для средней школы – не более получаса. Для старшеклассников – не более 45 минут. Старайтесь, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор . В идеале не более часа в день. И на расстоянии от 3 метров от экрана. И поменьше сидел за компьютером. Желательно не более получаса. Включите в рацион детей морковку, чернику, хурму, курагу, облепиху, рыбу, петрушку и кинзу. Эти продукты полезны для зрения. Старайтесь больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе .

2. Искривления позвоночника и плоскостопие :

Сколиоз (искривление позвоночника) и плоскостопие самые распространенные заболевания школьников. Нарушение осанки в начале (сутулость) может в дальнейшем привести к сколиозу. Причины неправильной осанки – долгое сидение за партой, неправильное ношение рюкзака. К плоскостопию может привести ношение тяжелых ранцев, неудобная обувь, лишний вес.

Распознать неправильную осанку можно по сутулости, перекосу плеч и горбике при наклоне. А плоскостопие можно заподозрить , если дети жалуются на усталость ног и быстро утомляются.

Профилактика сколиоза и плоскостопия:

Подходящий по высоте стол и стул (желательно регулируемые по высоте).

Стол и стул школьника должны подходить ему по росту

И правильная осанка за столом, ноги под прямым углом и стоят на полу. Рюкзак желательно с ортопедической спинкой и носить его нужно на двух плечах.

Рюкзак школьника должен быть ортопедическим и носить его нужно на двух плечах

Плаванье, гимнастика и танцы помогут в профилактике болезней опорно-двигательного аппарата. От плоскостопия, разрешайте дома ходить ребенку босиком. Летом полезно ходить босиком по песку и траве. Также не разрешайте девочкам, слишком рано носить туфли на каблуках.

3. Гастрит и язва:

Гастрит, панкреатит и язву большинство взрослых получает, будучи школьниками или студентами. Заболевания желудка и поджелудочной железы возникают из-за нарушений питания. Из-за чипсов, лимонадов и еды всухомятку. А также из-за больших перерывов в еде. Стресс и психологические нагрузки также могут привести к гастриту и язве детей.

Заподозрить заболевания желудка у детей можно по изжоге, тошноте, отрыжке, боли в животе и запахе изо рта.

Профилактика гастрита у детей : перед школой кормите ребенка завтраком. Обед школьника должен быть горячим. Старайтесь давать школьнику с собой полезные перекусы – фрукты и овощи, орехи и сухофрукты. Бутерброды делайте с курицей или отварным мясом. Лимонады замените на компоты из сухофруктов.

4. Заболевания нервной системы у школьников .

Если ребенка перегружать занятиями он может заболеть неврозом . Ребенок станет агрессивным, плаксивым. У него может появиться желание не ходить в школу совсем. Может быть плохой сон.

Профилактика неврозов у детей : не перегружайте ребенка занятиями, не требуйте от него только отличных оценок. Не кричите на детей, обеспечьте ребенку полноценный отдых. Разнообразьте досуг. От неврозов деток спасают и домашние питомцы – кошки, собаки, хомяки…Следите, чтобы ребенок высыпался.

Отправляя ребенка в школу, многие родители следят только за успеваемостью, а здоровье малыша отодвигается на второй план. И это в корне не правильно.

«Школьные годы чудесные», но не беззаботные. Вводятся все новые и новые стандарты обучения, к школьникам предъявляют высокие требования, которые также увеличивают с каждым годом. Организм учеников не справляется с нагрузками, развиваются различные «школьные» заболевания. Оканчивая школу, ученик вместе с аттестатом зрелости получает пышный букет заболеваний.

У 90% школьников отмечаются хронические заболевания. Отклонения в здоровье у детей 7-17 лет, носит обобщенное название “школьные” болезни. Естественно «школьные» болезни можно избежать. Но как?

Адаптация в школе

Ребенок, не успев перешагнуть порог школы, сталкивается с рядом задач: учебная программа, новый коллектив, новые условия, школьные нормы поведения. Задача родителей и учителей с первого дня ребенка в школе уделять достаточно внимания к адаптации малыша, иначе в дальнейшем, возможно, пострадает нервно-психическое состояние и физическое здоровье. От того как пройдет первая адаптация в школе, зависит здоровье ребенка и его успеваемость.

Стрессы и неврозы

Многие родители из благих намерений стараются записать сына или дочь во все кружки и секции, но чрезмерная , да еще и секции с кружками, могут привести к или . Хотите этого избежать? Оставьте ребенку время на отдых, игры, спокойный сон, этим самым можно избежать ряд «школьных» болезней.

Снижение зрение

Снижение зрение, по словам медиков, самая распространенная школьная болезнь. Для того чтобы у ребенка не портилось зрение, достаточно выполнять правила:

  • Место для выполнения домашних занятий должно быть удобным и хорошо освещенным.
  • Нельзя позволять ребенку лежа читать
  • Ограничить время для
  • Следить, чтобы в меню ребенка были капуста, морковь, черника, рыба, творог и зелень.

Сколиоз – враг номер один

Сколиоз – враг номер один, одна из самых распространенный «школьных» болезней.

«Сколиоз (греческое слово σκολιός означает – «кривой», латинское слово scoliōsis) – стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Что приводит к сколиозу? Неправильное положение за партой и при ходьбе. Если малыш постоянно сидит с неровной спиной, ходит, ссутулившись, происходит деформация позвоночника, и он постоянно испытывает недостаток кислорода. Появляется быстрая утомляемость, снижается внимание. К тому же, было замечено: дети, страдающие от сколиоза, более зажаты и менее активны и общительны.

Как избежать школьную болезнь сколиоз?

Как избежать школьную болезнь сколиоз? Следить за осанкой!

  • Правильно сидеть за столом: ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом, локти на уровне стола.
  • Правильно ходить: тело при ходьбе должно быть ровным.

Выработать правильную осанку при ходьбе, поможет такой способ:

Поставить малыша спиной к стенке, прижать к ней пятки, икры, ягодицы, лопатки и голову. Запомнить это положение и походить.

Ежедневно выполняя это упражнение, ребенок быстрее научится правильно ходить.

Гастрит

К сожалению, гастрит у школьников распространенная проблема. Эту «школьную» болезнь можно также избежать.

Нужно следить, чтобы ребенок обязательно утром завтракал, но не бутербродами, а кашей, сыром, яйцами, йогуртом. Обедал и не ходил голодным, перебивая аппетит сладостями. Ужин должен быть сытным, но легким. Следует избегать жареной и жирной пищи. В меню ребенка обязательно должны входить кисломолочные продукты: кефир, ряженка. Они улучшают работу пищеварительной системы.

Педикулез

Педикулез среди школьников встречается чаще, чем бы нам этого хотелось. Если вдруг ваше чадо заразилось, не стоит никого ругать и ударяться в панику. Что делать?

  • Срочно лечить, в аптеке достаточно различных средств продается.
  • Сообщить классному руководителю.

«Школьные» болезни, впрочем, как и все остальные, проще предотвратить, чем лечить.

Посмотрите еще

Давайте рассмотрим наиболее вероятнее риски и методы их избежания.

Зрение школьника.

Риск не в потере зрения, а в получении таких трудноизлечимых болезней как миопия или близорукость, астигматизм, дальнозоркость. Причина их возникновения в плохом освещении класса и рабочего места школьника, в следствии чего возникает сильная нагрузка на глаза ребенка при письме и чтении. Ну, конечно же, в особенной зоне риска дети с наследственными проблемами зрения.

Профилактика состоит в максимальном контроле над ребенком во время работы. Он не должен слишком низко наклоняться над столом. Учите ребенка привычке самоконтроля - касаясь локтем стола, он должен кончиками пальцев доставать до внешнего уголка глаза. Это и есть оптимальное по эргономичности расстояние от глаз до предмета во время концентрации внимания.

Очень хорошо, если ребенок будет регулярно делать несложную зарядку для глаз: переводить взгляд с близлежащего предмета на расположенный вдали; вращать зрачками по часовой стрелке и против ее движения; непрерывно моргать на протяжении 10-15 сек, чтобы убрать сухость глаз. И последнее, но довольно важное - при планировании рабочего места школьника, учтите, что свет лампы должен падать слева, чтоб не создавать тень под рукой ребенка.

Желудочно-кишечный тракт

Наиболее вероятные заболевания школьника, касающиеся ЖКТ - это гастрит и язва. Причины их возникновения кроятся в психологических нагрузках ребенка, неполноценном питании в учебных заведениях, частых перекусах очень вредными для детского организма продуктами - чипсами, конфетами, фастфудами, сухариками и прочими лакомства, содержащими химические вкусовые добавки и жиры. В чем состоит профилактика этих заболеваний? - в банальном соблюдении режима питания. Обязательно завтрак с теплой едой (каша, яичница), второй завтрак с фруктами или печением. На обед что-то жидкое - суп, каша, и, конечно же, легкий, но обязательно сытный ужин (овощи, куриное мясо или рыба). Запомните - последний прием пищи перед сном должен происходить не позже чем за два часа до укладывания в постель. Чтобы снизить уровень эмоциональных нагрузок ребенка, необходимо проводить совместные прогулки и игры на свежем воздухе. Главное чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Интересуйтесь его успехами в школе, поддерживайте в сложных ситуациях советом, улыбкой, душевным теплом. При возникновении первых симптомов проблем с ЖКТ - изжога, остановка желудка, регулярное расстройство, обязательно обратитесь к врачу!

Осанка школьника

Проблемы осанки наиболее опасные и сложные для растущего организма. Тут его поджидают такие болезни как кифоз (опасное искривление грудного отдела позвоночника), сколиоз (боковая деформация позвоночного столба) и лордоз - изгиб позвоночника вперед из-за привычки сутулиться. Причин таких заболеваний несколько. Основные из них это длительное, неправильное и неподвижное сидение за партой или столом, портфели без ортопедической вставки и с большим тяжелым содержанием или слабая мышечная масса ребенка, не защищающая спину от деформаций и не поддерживающая хребет. Тут профилактика очень важна. Первым делом учите ребенка держать спинку правильно, так чтобы не торчали лопатки, живот был немного втянут в себя, а взгляд направлять не под ноги, а за метра 3-5 впереди себя. При первой же возможности ребенок должен ходить с зацепленными за спиной руками.

Не разрешайте ребенку носить тяжелые сумки на одном плече, как сейчас очень модно. Помните что идеальный вариант для ношения школьного инвентаря - рюкзак с двумя лямками, желательно с ортопедической вставкой.

Проследите, чтобы ребенок сидел за столом с правильной осанкой - ножки стоят на полу, локти на столе, а спиной упираясь в спинку стула. Делать уроки ребенок должен только за столом. Ни в коем случае не лежа на кровати.

Родители обязательно должны позаботиться о кровати ребенка. Выберите ортопедический матрас, он должен быть упругим и полужестким.

Ну и не забывайте о физкультуре, особенно об упражнениях для укрепления мышц спины и пресса, которые выполняют функцию формирования осанки.

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

Отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

Уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков :

1-я группа - здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;

2-я группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;

3-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

4-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

5-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем, они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

Соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

Соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);



Физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза.

К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д.

Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одёргивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжёлым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц спины. При сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад, врачи могут диагностировать кифоз "горб", а при искривлении вбок -сколиоз.



Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить он его должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на неё. Школьная мебель должна соответствовать росту детей (за этим должна следить администрация школ).

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:

· ходьба по комнате на носках, пятках, внутренней и внешней поверхностях стоп;

· приседания;

· наклоны вправо и влево;

· повороты вправо и влево;

· наклоны вперёд;

Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладётся небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Не стоит думать, что «школа - не работа», волноваться нечего. Учёба - это стресс, и психологи отмечают, что половина школьников страдают различными формами неврозов . Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряжённость и беспокойный сон.

Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание.

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических ве­ществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это тре­бует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций поз­воночника.

Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в са­гиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, вы­полняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и дру­гих движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3-5 см в зависимости от длины позвоночника.

От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего челове­ка, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения.

Все виды осанки условно делят на 2 группы:

1-я - виды осанки, при которых шейный и поясничный са­гиттальные изгибы равны между собой или различаются не бо­лее чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая);

2-я - виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая).

Нормальная - шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко уве­личены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.

Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается.

Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое разви­тие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему не­привычны резко увеличившиеся тотальные размеры.

В младшем школьном возрасте начинает усиленно развивать­ся и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Антропометрические пробы

В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.

Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) - активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.

Антропометрические пробы. Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):

Является наиболее простым методом определения веса.

При росте 155-165 см минус 100;

При росте 165-175 см минус 105;

При росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Вес (кг)_____

Рост (м) х Рост (м)

Критерии:

20-25 – норма;

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Весо-ростовой показатель:

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

Грудо-плечевой тест:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

Критерии:

Норма – 1 и более;

0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

Индекс Эрисмана:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

35 - 24 – истощение;

Менее 37 – достаточная упитанность;

Более 40 – повышенная упитанность;

45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

Менее 50 – узкогрудость (астеническая);

Более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье:

Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

Критерии:

10 и менее – крепкое телосложение;

20 – хорошее;

20-25 – среднее;

25-35 – слабое;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100: 1 измерение.

Критерии:

5 – сниженное развитие мускулатуры;

5-12 – норма;

12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Степ-тест.

Он предназначен для тех, кто в состоянии преодолеть свою неуверенность, справиться с ленью и нанести сокрушительный удар по лишним килограммам. Проверьте, насколько хороша ваша физическая форма.

Попробуйте в течение 3 минут подниматься на ступеньку и опускаться со ступеньки высотой 30 см. Обычно шаги выполняют в следующей последовательности: правая нога - на ступеньку, левая нога - на ступеньку, правая нога - вниз, левая нога - вниз.

Во время выполнения теста несколько раз смените ногу, с которой вы начинаете подъем. Туловище при этом выпрямите, а руками выполняйте такие же движения, как при обычной ходьбе.

Если во время выполнения теста у вас появляются неприятные ощущения, немедленно прекратите упражнение.

Выполнив тест, сядьте на скамейку и не позднее чем через 5 секунд начинайте считать пульс. Результаты подсчета оцените по следующим данным:

Частота сердечных сокращений (уд./мин):

Женщины (20-46 лет)

79-84 - Отлично

90-97 - Хорошо

106-109 - Выше среднего

118-119 – Посредственно

122-124 - Ниже среднего

129-134 – Плохо

137-145 - Очень плохо

Мужчины (20-46 лет)

81-90 – Отлично

99-102 – Хорошо

103-112 - Выше среднего

120-121 – Посредственно

123-125 - Ниже среднего

127-130 – Плохо

136-138 - Очень плохо