Правильная посадка за партой для начальной школы. Как правильно сидеть за партой: формируем правильную осанку Правильное положение за рабочим столом

Профилактика нарушений осанки.

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

Школьные годы – большой отрезок жизни. За это время мы успеваем не только повзрослеть, получить среднее образование и почувствовать себя самостоятельным человеком, но и приобрести проблемы со здоровьем. Одно из самых распространенных нарушений, доставшихся большинству по окончании 11 класса вместе со школьным аттестатом, - неправильная осанка. А все потому, что редко кто из родителей задумывался о том, как правильно должен сидеть их ребенок за партой. В приоритете были хорошие оценки, экзамены, долгожданные каникулы... А в классе день за днем позвоночник получал постепенные искривления. И даже если время от времени учителя напоминали, как правильно сидеть за партой, чтобы сохранить осанку, мало кто прислушивался к их советам. Чтобы не повторять собственных ошибок, научите своего ребенка сидеть за партой правильно.

Как сидение за партой влияет на спину?
Позвоночник – опора всего организма. В некоторых медицинских источниках прошлого времени еще можно встретить слегка пафосную метафору: позвоночник называют «столбом здоровья». Хотя, если разобраться, то это не такое уж сильное преувеличение. Ведь от здоровья позвоночника зависит не только внешний вид человека (а он очень важен, особенно в молодости!), но и работа всех систем органов. Не говоря уже о болях в спине, сопровождающих искривления позвоночника. Искривленный позвоночник мешает заниматься некоторыми видами спорта, выдерживать большие нагрузки, наслаждаться полноценной жизнью. И корень этих серьезных трудностей лежит в самых простых, даже элементарных, жизненных ситуациях. Потому, наверное, мы и не уделяем им должного внимания. И спохватываемся подчас слишком поздно, когда в позвоночник уже деформирован.

Но дело в том, что не только позвоночник поддерживает тело. Он, в свою очередь, тоже нуждается в поддержке, которую обеспечивают мышцы спины. Для их достаточной силы необходимы тренировки. И речь не только и не столько о спорте, хотя и он необходим растущему организму. Но общий режим активности напрямую влияет на состояние спинных мышц и позвоночника. Для правильного развития школьник должен активно двигаться, бегать, ходить, стоять на обеих ногах. Вместо этого дети и подростки школьного возраста проводят по несколько часов кряду сидя за партой, отвлекаясь лишь во время коротких перемен (да и то не все). Вернувшись вечером домой (куда добрались, сидя в автобусе или папиной машине), садятся за уроки или за стол перед компьютером (который, по сути, мало отличается от парты в школе). И так день за днем, год за годом. Эту неподвижность разбавляют уроки физкультуры пару раз в неделю, в лучшем случае – занятия в спортивной секции. Но они не уменьшают того вреда, который наносит здоровью неумение правильно сидеть за партой.

Как сидеть за партой – правила для сохранения осанки
Чтобы свести к минимуму вред от малоподвижного образа жизни, нужно с детства учить ребенка правильно сидеть за партой и любым другим столом. При том важно, чтобы он придерживался ваших рекомендаций не только под присмотром, но и тогда, когда вас нет рядом, чтобы напомнить о необходимости принять правильное положение. Единственный вариант – с самого детства объяснять, показывать и довести до автоматизма такое положение тела за партой:

  1. Спина должна быть ровной, позвоночник направлен вертикально. Допускается лишь небольшой наклон вперед, и то при условии сохранения позвоночника ровным, то есть наклон в случае необходимости осуществляется всем корпусом.
  2. Плечи все время должны оставаться на одном уровне и образовывать горизонтальную линию, без наклонов. Это получится само собой, если будет выполнено требование первого пункта.
  3. Между грудью и партой обязательно оставлять промежуток. В среднем он должен быть таким, чтобы помещалась раскрытая ладонь, повернутая вверх вдоль края стола. Ложиться на стол или прижиматься к нему грудью категорически запрещено – это нарушает вертикальное положение спины и прямоту позвоночника.
  4. Руки должны лежать на парте, причем при сгибе в локтях образуется приблизительно прямой угол. Если ребенок привыкнет опускать одну руку вниз, под парту, плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – плечи ссутуливаются, спина округляется и «горбится».
  5. Ноги должны стоять на полу твердо, рядом друг с другом. Обе стопы должны полностью касаться пола, от пятки до пальцев. Нагрузка на обе ягодицы при этом одинаковая.
  6. Запрещается класть ногу на ногу. Ноги должны быть параллельны друг другу и сгибаться в коленях так, чтобы бедро и голень образовывали между собой прямой (или максимально близкий к нему) угол.
  7. Подпирать голову одной или двумя руками, опираться о стол локтями и тянуться в любую сторону, прикасаясь к краю стола подмышками, - нельзя.
  8. Нельзя также наваливаться спиной на спинку стула. Она предназначена для легкой поддержки и временного отдыха. Если касаться спинки – то всем позвоночником, а не только поясничным или другим отделом.
Учтите также, что все эти правила подразумевают, что парта и сама соответствует стандартам. Когда-то в школах партой назывались не просто письменные столы в классных кабинетах, но цельные конструкции, состоящие из стола и соединенной с ним лавки. В современных школах чаще всего стулья и столы не связаны между собой. Это создает ситуации, когда правильно сидеть за партой просто невозможно. Чтобы избежать ошибок, запомните признаки правильной парты:
  • Размеры парты зависят от роста ребенка. Соответственно, в младших и старших классах не может быть одинаковых по высоте столов и стульев.
  • Если высота парты и стула подобрана правильно, то соблюдение правильной осанки не вызывает труда. Иначе невозможно будет поставить ноги на пол всей ступней и при этом согнуть колени под прямым углом.
  • Соответствие высоты стола и стула определяется возможностью положить на стол руки, согнутые в локтях под прямым углом. Если стул слишком низкий, угол сгиба будет острым. Если высота стола недостаточна – кисти рук будут неестественно выгибаться, что чревато развитием так называемого тоннельного синдрома в запястьях.
  • Нельзя сидеть за партой на табурете, у стула должна быть спинка. Спинка стула направлена вертикально или с незначительным регулируемым наклоном назад.
  • Стулья на колесиках мешают поддерживать стабильную позу во время сидения за партой, поэтому они менее желательны, чем обычные стулья на четырех устойчивых ножках.
Если нет возможности или желания регулярно покупать новую мебель, приобретите сразу парту с регулируемой высотой. Это позволяет скорректировать позу с учетом разного роста детей в классе. Дома же такое продуманное рабочее место гарантирует, что активный рост не станет причиной дискомфорта для ребенка, а вы будете уверены, что он сидит за столом правильно.

Как приучить ребенка правильно сидеть за партой
Многие родители были бы очень рады сберечь здоровье своих чад и внимательно контролируют их осанку в домашней обстановке. Но в школе положение тела сидящего за партой ученика зависит только от него самого и неравнодушия учителя. Вот несколько практических рекомендаций, которые повышают вероятность того, что подросток не забудет, как правильно сидеть за партой:

  1. Регулярно (каждые 15-25 минут) нужно хотя бы немного подвигаться. Не вставая из-за стола, достаточно потянуться, размять плечи, повернуть голову в одну и в другую сторону, повращать шеей и т.п. Это восстановит кровообращение, заставит нарушить застывшую позу и в целом пойдет на пользу и физическому здоровью, и умственной деятельности.
  2. Если речь идет о школьных партах, расстояние между ними должно быть таким, чтобы можно было полностью выпрямить ноги под столом. Это обеспечит возможность проделать упражнения из предыдущего пункта и комфортное самоощущение при сидении за партой.
  3. В классе также нужно время от времени пересаживать детей из-за одной парты за другую. Это нужно для того, чтобы ребенок оказывался в разных местах относительно доски, учителя, прохода между рядами парт. Соответственно, неизбежные отклонения от ровной позы будут меняться тоже и частично уравновешиваться.
  4. Если на парте стоит монитор компьютера, то его центр должен находиться аккурат напротив глаз ученика, на том же уровне. При этом оптимально расстояние от экрана до глаз сидящего человека – около 50 сантиметров.
  5. Одно из самых сложных для соблюдения, но крайне важных правил – не класть ногу на ногу под столом. Чтобы облегчить формирование этой привычки, выбирайте для школьника парту с ящиком, полкой или перекладиной, ограничивающей пустое пространство.
Сидеть за партой правильно – это, кроме положения тела, означает не сидеть за партой слишком долго. Как раз в возрасте до 16 лет происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. И все заложенные в это время дефекты могут с годами «аукнуться» склонностью к мигреням, быстрой утомляемостью, ранним остеохондрозом и другими неприятностями. Повышать нагрузку на позвоночник можно только постепенно. Дети до 10 лет должны вставать из-за стола и двигаться через каждые полчаса. А между тем, уроки в начальной школе длятся не меньше 40 минут. Поэтому хотя бы дома следите за осанкой ребенка, чтобы он привыкал и правильно сидел за партой даже без надзора.

О том, как правильно сидеть за столом, должны помнить и взрослые, и дети. В случае ребенка, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника и другим серьезным последствиям. Стоит помнить, что для формирующегося организма находиться в неудобном положении длительное время – большой стресс. Но и для взрослых большинство ежедневных неудобств связано с неправильной посадкой за рабочим столом. Так, постоянные боли в спине и шее, головная боль и зрительное перенапряжение могут быть связаны со слишком высоким столом или неудобной спинкой стула.

Почему родителям необходимо следить за правильной посадкой ребенка? При постоянном искривленном положении быстро устают мышцы, появляются боли в позвоночнике, возможно развитие сколиоза. Искривление позвоночника – само по себе серьезная проблема, но также стоит знать, что у детей с этим заболеванием чаще развиваются бронхит, гастрит и пневмония. При нарушениях осанки могут беспокоить запоры и вздутие живота.

что подразумевает правильное положение за рабочим столом?

Стоит учитывать правило 3-х углов: колени под столом должны образовывать один прямой угол, бедра и спина – 2-й, а руки с согнутым локтем – 3-й угол.

  • Ноги должны твердо стоять на полу (можно использовать маленькую подставку). Колени, как мы уже говорили, согнуты под прямым углом.
  • Спина должна полностью быть прямой и полностью опираться о спинку стула.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола.
  • Локти не должны задираться слишком высоко, для этого необходимо выбрать стол подходящей высоты.
  • Стул должен регулироваться по высоте, в обратном случае для с растущего ребенка вам придется ежегодно покупать стул по высоте.

Какой высоты должны быть стол и стул?

При росте 110-119 см высота стола должна быть 52 см, высота стула – 32 см;

При росте 120-129 см высота стола должна быть 57 см, высота стула – 35 см;

При росте 130-139 см высота стола должна быть 62 см, высота стула – 38 см.

Если у вас есть возможность купить усовершенствованную модель рабочего детского стола с наклонной столешницей, это будет большим преимуществом. Дело в том, что для рисовать ребенку удобнее всего под углом приблизительно до 5°, примерный угол для письма - 15° и для чтения около 30°. Если для этих действий ребенка можно менять положение столешницы, шея и спина будут находиться в покое, а значит, исключаются лишние нагрузки на организм.

Обратите внимание, как вы сейчас сидите: чувствуете ли вы боль в спине, ногах, шее? Многие сидят неверно: руки свисают, ноги перекрещены, а спина выглядит как крючок. Некоторые находятся в таком положении по несколько часов в сутки! Неправильная посадка ведет к нарушению осанки, болям в спине, затекание ног, запоры, вздутие живота и т.д. При верной посадке внутренние органы функционируют правильно и давление на позвоночник минимально, остальные части тела не устают. Правильная посадка включает удобное рабочее место и верное расположение спины, ног и рук.

Расположение тела при правильной посадке

Выпрямите спину, втягивая живот и раскрывая плечи. Ноги должны упираться в пол. Руки расслаблены, локти полностью лежать на столе, и слегка расставлены по бокам. Сидеть следует на краю стула, не пережимая заднюю часть бедра. Почувствуйте, как ваши седалищные кости упираются в сидение. Вершины этих костей йоги называют «фундамент» позы. Сидеть нужно точно на вершинах, не отклоняясь вперед или назад. Органы в таком положении поднимаются вверх, что хорошо заметно женщине.

Удобное рабочее место

  1. Стул должен иметь спинку, изгиб на уровне поясницы. Когда спина устает, вы сможете плотно упереться и отдохнуть. Чтобы ноги упирались пятками в пол, необходима высота стула соответствующая вашему росту. Для регулировки есть специальные накладки на сидение и подставки под ноги. Сидение желательно твердое, чтобы почувствовать «фундамент».
  2. Опустите руки и поднимите локти перпендикулярно плечам, немного подайте их вперед, так чтобы они находились на столе. В этом случае руки не должны напрягаться и свисать. Если высота стола не позволяет расслабленное положение рук, измените высоту стула.
  3. Компьютерная клавиатура должна быть расположена ниже основной высоты стола.
  4. Не наклоняйте голову при чтении, используйте подставку для книг.

Основные правила для правильной посадки в течение дня

  1. Менять положение спины и ног каждый 15 минут;
  2. Разминки для ног, рук и глаз необходимо делать каждые 30 минут;
  3. Опираться на спинку стула или кресла, только если устали;
  4. Не перекрещивайте ноги и не ставьте одна на другую, так вы затрудняете кровообращение;
  5. Не наклоняйте голову вперед и не напрягайте мышцы шеи;
  6. Задняя часть бедра располагается на 2/3 сидения и не «впивается» в стул.

Вот и всё, теперь вы сидите правильно?

Сутулая спина и неправильная осанка - это бич всех школьников. Во время сидения за партой или письменным столом на поясничный отдел позвоночника давит вес всего тела. Это становится причиной усталости и утомляемости, а также ведёт к нарушению осанки, сколиозу и другим заболеваниям. С первых школьных дней ребёнок довольно много времени проводит сидя: на занятиях и дома.

Чтобы не испортить первокласснику осанку, важно следить за положением ученика за столом во время подготовки домашних заданий и учёбы. В этой статье мы расскажем о том, как правильно сидеть за партой и предотвратить проблемы с позвоночником с раннего детства.

Почему стоит беспокоиться

Правильная посадка за ребёнку необходима не только для эстетической красоты. Ровная спина позволяет избежать деформаций позвоночника, мышечного корсета и проблем с внутренними органами. Формировать правильную осанку ребёнка очень важно в период активного роста (с 5 до 12 лет). То есть, именно в то время, когда малыш начинает ходить в школу и учится правильно сидеть за столом.

Проблемы с позвоночником носят не только внешний характер, они грозят:

  • повышенной утомляемостью;
  • деформацией внутренних органов;
  • нарушением кровотока и дыхания;
  • возникновением таких заболеваний, как межпозвоночная грыжа, мышечные спайки;
  • периодическими головными болями.

Поэтому важно объяснять ребенку, как правильно сидеть за столом с первых учебных дней. Выработанная осанка за партой предотвращает развитие искривления позвоночника, способствует повышению работоспособности, позитивно отражается на стимуляции умственной деятельности и внимании.

Правильное положение ученика за партой

В большинстве современных учебных заведений все парты однотипные, они не рассчитаны на разницу в росте у детей. Идеальным будет вариант, если в классе малыша установить столы-трансформеры, которые легко можно подстроить под особенности телосложения каждого школьника. В любом случае, объясняя ребенку, как правильно сидеть за партой в школе, стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • колени согнуты и образуют прямой угол;
  • шея ровная, не вытянута вперёд и не наклона вниз;
  • локти полностью располагаются на поверхности стола;
  • угол спины и бёдер составляет 90 градусов;
  • ноги стоят на полу или опоре всей поверхностью стоп;
  • спина ровная, но не напряжена, прикасается к спинке стула;
  • расстояние от рабочей поверхности до глаз находится в пределах 30-35 см.

Работая за письменным столом, малыш должен опираться на пять точек: руки, ноги, ягодицы. Также профилактической мерой будет периодическая смена места ребёнка в классе по отношению к доске.

Особенности организации рабочего пространства дома

Для подготовки домашних заданий у ребёнка должно быть оборудовано комфортное учебное место. Стоит выбирать стол и стул, которые будут регулироваться под рост малыша. Следите за тем, чтобы во время письма промежуток между туловищем и краем парты составлял ширину ладони или детского кулачка. При работе за компьютером важно, чтобы расстояние от глаз до монитора было не менее 50 см, а взгляд был направлен в центр или на 2/3 высоты экрана.

Следует помнить и о правильном размещении источника света над столом. Чем качественнее освещение, тем меньше ребёнку придётся нагибаться к столу. Лампу лучше всего расположить слева, если малыш правша, и наоборот. Чтобы нагрузка на позвоночник была минимальной, следует давать ребёнку отдохнуть через каждые 45 минут сидения. Во время перерыва полезно выполнить простые физические упражнения, размяться. Это позволит ученику отдохнуть и от умственной нагрузки.