Правила игры в длинные нарды. Как играть в нарды

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 2 голоса)

Особое внимание любителей настольных игр привлекает игра в Длинные нарды. Это древняя восточная игра, которой увлекались мудрецы. Сегодня же она доступна каждому. Правила игры в Длинные нарды настолько просты, что играют в них с большим удовольствием как профессионалы виртуальных клубов, так и новички. На нашем сайте можно играть и в короткие нарды, правила игры в короткие нарды довольно сильно отличаются.

Суть игры в длинные нарды

В игре принимают участие два человека. Один играет светлыми фишками, второй – темными. Доска для нард представляет собой две равнозначные половины, размеченные узкими треугольниками (стрелами). Задача каждого соперника – перегнать свои фишки через поле противника и вернуть на свои начальные позиции – «Домой». После чего первым убрать все фишки на "борт" доски.

Никогда невозможно предугадать, кто из двоих участников будет победителем. Случайное выпадение значений костей может кардинально изменять позиции игроков на поле боя. Этим нарды и интригующе интересны.

Онлайн версия длинных нард на нашем сайте не только позволяет играть с реальными соперниками, но и предусматривает участие в Турнирных соревнованиях.

Как играть в Длинные нарды?

В онлайн игре Длинные нарды правила следующие:

  • компьютер раздает каждому участнику по пятнадцать фишек, которые они выставляют на своем поле с левой стороны вдоль одной стрелы;
  • далее определяется первенство хода – каждый участник подбрасывает кубик, у кого выпадает большее значение баллов, тот и начинает игру;
  • ходом в нардах считается передвижение фишек по полю равное выпавшему на двух кубиках числу баллов;
  • движение шашек выполняется против часовой стрелки;
  • в нардах можно ходить после сброса костей либо одной фишкой, либо двумя, к примеру, первую шашку перемещают на количество позиций, которое указывает один кубик, вторую – второй кубик, либо продолжают передвигать первую фишку далее, просчитывая количество возможных передвижений, прибавляя значение точек второго кубика к первому;
  • нельзя пропускать ходы, если есть возможность передвинуть хотя бы одну фишку;
  • если выпавшее число на кубиках не позволяет сделать ход (позиции заняты фишками противника), то игрок пропускает ход;
  • со старта (первой стрелы) можно брать только одну фишку, если есть желание ходить двумя фишками – двигают одну со старта, а вторая выбирается из тех, которые уже были передвинуты на другие позиции в начале игры;
  • если при выбрасывании костей выпадает дубль – количество ходов удваивается, то есть можно сделать одной фишкой четыре хода согласно значениям одного кубика, либо "поделить" ходы на любое количество фишек, например по одному ходу на четыре фишки;
  • если получается ходить только одной фишкой, то игрок передвигает шашку согласно значениям одного кубика, а количество позиций, на которые указывает второй кубик, сгорает;

после того, как все фишки вернулись домой, можно снимать их на "борт" доски. При этом действуют такие правила:

  • номера ячеек считаются справа налево - крайняя справа = 1, далее 2, 3, 4, 5 и 6. (например, если у игрока выпали кости 6 и 4 - он снимает одну фишку с 4-ой (справа) ячейки и одну с 6-ой (справа))
  • если на ячейке с номером выброшенной кости нет фишек - игрок должен передвинуть фишки по "общим" правилам. Если передвинуть их он тоже не может (нет таких вариантов) - он снимает на "борт" фишку с крайней левой ячейки, на которой фишки есть. Например если выбросили 3 и 4, но на 3-й ячейке нет фишек - игрок должен убрать одну фишку с 4-ой ячейки на "борт", а еще одну фишку с 4-ой ячейки передвинуть на 3 ячейки вправо, т.е. на первую справа ячейку. Еще один пример - если в "доме" остались тольки фишки, расположенные на 1-ой и 2-ой ячейках и на костях выпало 5 и 3 - снимаются фишки сначала со 2-ой ячейки, потом с 1-ой.
  • игра заканчивается в тот момент, когда один из двух участников полностью убрал свои фишки с ячеек на доске.

Нарды (тавла, трик-трак) - это, возможно, древнейшая настольная игра в человеческой истории. Игры с досками и игральными костями, судя по археологическим раскопкам, были известны шумерам и древним египтянам. Настольная игра с очень похожими правилами была известна уже в древнем Риме. В нынешнем виде игра появилась в средневековой Персии. С XII века в нарды играют и в Западной Европе.

В этой статье мы расскажем о правилах игры в нарды для начинающих (пошагово).

Общие сведения

Игра проводится на специальной доске при помощи шашек. Двое соперников играют двумя комплектами шашек (белыми и черными). Цель игры - как можно скорее провести вокруг доски все свои шашки, а также затруднить продвижение шашек противника. Выиграл тот, кто первым сумел вывести шашки с поля. Количество ходов зависит от броска костей: таким образом, при игре в нарды большую роль играет везение. Вместе с тем, для успешного завершения партии игрок должен работать головой и грамотно применять стратегию.

Есть две разновидности игры с разными правилами: длинные и короткие нарды. Длинные нарды - это классический вариант игры, известный на Востоке и в России. Короткие нарды - это европейская, реформированная версия игры, созданная англичанином Эдмондом Хойлом в XVIII веке. В последнее время короткие нарды получили распространение и в нашей стране, но не вытеснили длинные нарды.

Мы опишем правила игры в обеих ее версиях.

Кубики, доска и шашки

Инвентарь прост: доска с двадцатью четырьмя лунками, два кубика и тридцать шашек (пятнадцать белых и столько же черных).

Игровым полем является внутренняя сторона доски (в отличие от шахмат и шашек). Доска разделена на две половины (это разделение называется «бар»).

В коротких нардах расстановка перед партией происходит следующим образом. Противники садятся друг напротив друга с разных сторон доски. Каждый игрок выстраивает шашки своего цвета в правой верхней лунке игровой доски. Фактически ваши шашки будут выстроены в ряд с правой стороны доски, шашки противника - напротив. Первоначальное местоположение шашек называется «головой».

Цвет шашек не определяет очередность хода (этот вопрос решается броском костей)

В процессе игры нужно будет провести свои шашки через лунки (поля) на верхнем и нижнем краях доски. Правая верхняя лунка на старте уже занята вашими шашками, левая нижняя - занята шашками противника. Соперники ведут свои шашки вокруг доски против часовой стрелки. Ваша задача - провести их сначала через лунки дальнего края доски, а потом через лунки ее ближнего края в правую ближнюю четверть, которая называется вашим «домом». После этого вы сможете начать вывод с доски своих шашек. Такую же задачу выполняет и ваш противник - его «дом» находится (с вашей точки зрения) на дальнем левом краю поля.

Нарды: правила игры для начинающих с картинками:

Победителем считается тот, кто успел первым вывести все свои шашки из игры.

Третий обязательный элемент инвентаря - это два кубика (игральные кости). В нардах они имеют специальное название - зары. Перед каждым ходом игрок кидает обе кости. От суммы возможных очков зависит то, какие действия сможет совершить игрок.

Правила игры в длинные (простые, классические) нарды

В начале игры все шашки противников расставляются описанным в прежнем разделе образом, в «голове». Затем броском кубиков игроки определяют, кому принадлежит первый ход.

Перед тем как сделать ход игрок снова бросает две кости, чтобы определить, на сколько шагов он может передвинуть шашку вперед. Например, выпавшие числа 3 и 2 позволяют ему снять шашку «с головы» и продвинуть ее на три лунки и еще на две вперед. Следующий ход делает противник, далее игроки продолжают ходить по очереди.

Снимая «с головы» шашки, игроки могут двигать только одну шашку за свой ход. Но есть исключение: в правилах игры в нарды предусмотрен дубль. Если при первом броске костей выпадает дубль: 3 и 3, 4 и 4, 6 и 6, можно ходить двумя шашками (например, при броске 3 и 3 продвинуть и ту и другую вперед на три клетки).

  • сходить одной шашкой дважды за один ход (например, если 2 выпало на одном кубике и 3 на другом - сходить одной шашкой на три шага и тут же - на два)
  • сходить двумя шашками (при броске костей 2 и 3 передвинуть одну шашку на 2 шага, другую - на 3 шага).

Это очень важный момент: игрок может выбрать, какой вариант более целесообразен, и поступить по обстоятельствам.

Если в лунке уже стоит собственная шашка, ставить туда свои шашки (в любом количестве) - можно.

Если в лунке уже стоит шашка противника, ставить туда свою шашку нельзя.

Ходить на произвольное количество шагов нельзя.

Ходить назад нельзя.

Пропускать ход, если есть какая-либо возможность сходить, нельзя. По правилам необходимо делать ход в свой черед, даже если это действие ухудшит ваше положение. Пропустить ход можно лишь в том случае, когда правила вообще не оставляют возможности ходить.

Игра в нарды, фото:

Если выпал дубль (одинаковый бросок двух костей), то общее число шагов удваивается. Например, при броске 4:4 игрок ходит не на 8 лунок вперед, а сразу на 16 (одной шашкой на 16 лунок-полей или двумя шашками на 8).

В течение партии желательно не только как можно скорее довести все шашки до своего «дома», но и поставить палки в колеса противнику. Поставив шесть ячеек своего цвета подряд, вы создаете «непроходимый заслон», через который противнику не пробиться. Мы помним, что ходить на лунку, занятую шашкой противника, нельзя, и, скажем, при броске костей на 5 и 4 невозможно сразу сходить на девять пунктов вперед, а можно только 4, а потом сразу же на 5 шагов (либо сначала на 5, а потом на 4). Таким образом, перепрыгнуть «мост» из шести шашек противника не получится.

В отношении строительства «мостов» имеется ограничение. Строить мост можно только в том случае, если впереди этого заслона находится хотя бы одна шашка противника.

Когда все шашки - уже в «доме», игрок начнет снимать их с доски, чтобы скорее завершить партию. Пока хотя бы одна шашка остается на доске, ваша партия не завершена. Делается это тоже по броску кубиков. Так, при броске 1 и 3 убирается по одной шашке из тех, что стоят в первой и третьей лунке справа. Если с данного поля уже убраны все шашки, снимается шашка со старшей позиции. При этом шашки можно не только снимать, но и передвигать в «доме».

Считается, что в нардах ничьи не бывает. Однако в последние годы появилось одно исключение. Если один из соперников уже убрал все шашки с поля, надо дать другому один ход. Если за этот ход он тоже успеет убрать все шашки, считается, что наступила ничья.

Конец одной партии - это еще не конец матча. Противники могут провести несколько игр на очки. При этом важно, что в длинных нардах есть два вида побед. Более полная победа называется «марс» (один противник уже завершил игру, а другой еще не успел ввести в «дом» все свои шашки). Проигравший «марс» проигрывает двойное количество очков.

Правила игры в длинные нарды: видео

Правила игры в короткие нарды

Между двумя разновидностями игры много общего. Та же доска, то же количество шашек. Поэтому мы расскажем лишь о специфических особенностях коротких нардов.

Правила игры в короткие (быстрые) нарды таковы, что шашки противника движутся друг навстречу другу (дом белых и дом черных находятся друг напротив друга). Поэтому игра - скорее сражение, чем бег наперегонки.

Правила разрешают и предписывают сбивать с доски шашку противника. Как мы помним, в длинных (классических) нардах нельзя поставить свою шашку в лунку, если там уже стоит чужая шашка. В коротких нардах правила иные - если в лунке стоит лишь одна шашка (это называется «блот»), противник может выбросить ее, поставив на это место свою. Но если в одной лунке более двух шашек, ни взять их, ни остановиться на этом поле - нельзя. Сбитые шашки складываются на «баре» (черта, которая делит поле пополам). Противник стазу попадает в невыгодное положение: следующим ходом ему предписано вернуть свою шашку в игру. Вводить ее в дело приходится в «доме» противника, то есть на максимальном расстоянии от цели - своего собственного «дома». В какую лунку ее ставить, определяет бросок костей. Так, если кости показывают 3 и 5, то можно на выбор поставить шашку в третью или в пятую лунку. Если же сделать такие ходы невозможно технически (лунки заняты двумя и более шашками противника), придется пропустить ход и попытать счастья следующий раз.

«Побить» шашки противника - это значит замедлить его продвижение к финишу и, следовательно, увеличить собственные шансы на победу. По этой причине занимать сводное поле (лунку) только одной фишкой - довольно опасно.

Победить в коротких нардах можно по-разному. Более полная победа называется «марс» (если проигравший еще не успел снять с поля ни одной шашки). Еще более полная победа называется «кокс» (если проигравшему не удалось снять ни одной шашки и кроме того хотя бы одна его шашка осталась на баре или в «доме» противника). «Марс» дает двойное количество очков, «кокс» дает тройное количество очков.

Правила игры в короткие нарды: видеоурок

Нарды существуют в двух видах - длинные и короткие. в западных странах наиболее популярны короткие нарды, которые так же разыгрываются на большинстве турниров и является основой для игры в нарды онлайн. Главным отличием между игрой в короткие и длинные нарды является первоначальное расположение игровых фишек на доске и розыгрыш битых фишек. Для того, чтобы началась игра, каждый игрок по очереди бросает игральный кубик. Этот бросок определяет того, кто ходит первым и с какими числами осуществляет этот ход. Если же выпадают одинаковые значения на кубиках, их бросают до тех пор, пока не выпадут разные значения. В соответствии с тем, что выпало на кубиках игрок двигает фишки по доске. Затем, для того, чтобы осуществить ход каждый игрок бросает оба кубика. Число, выпавшее суммарно на двух кубиках определяет на сколько пунктов игрок пройдет вперед, напоминаем. что фишки двигаются от пунктов с высоким значением с пунктами с более низким значением.

Начиная с дома каждого игрока, пункты нумеруюються для каждого в отдельности. Домом называется последняя для игрока четверть, которая начинается с пункта, на котором в начале игры стоит 5 фишек. наиболее дальним пунктом есть двадцать четвертый, он же и первый для противника. В данном типе нард у каждого игрока есть ровно по 15 фишек. Когда начинается игра, они расположены в такомпорядке: две шашки в пункте 24, пять в 13 пункте, три в пункте №8 и пять в пункте №6.

Целью игры в коротких нардах, та же, что и в длинных - снять все шашки с доски, поочередно переводя их между пунктами в дом. Соответственно, партию выигрывает тот, кто первым выведет все шашки из игры. Чтобы несколько четче разграничить короткие и длинные нарды приведем основные правила игры в короткие нарды.

1. В игре шашка может заполнять только открытый пункт - тот, который не занят двумя или больше фишками соперника.

2. Числа, которые выпали на обоих кубиках обусловливают разные ходы. К примеру, если у игрокавыпадает 3 и 5, он может походить одной фишкой на три пункта, а другой - на пять, или одной фишкой сразу на восем пунктов.

3. Во время игры в короткие нарды, игрок, которому выпало два одинаковых чисела на кубиках - дубль, числа играют дважды. К примеру, если получаем 4-4, то игрок делает четыре хода по четыре очка, и фишки переставлять можна в другой комбинации - как пожелает игрок.

4. Игрок должен ходить двумя числами, выпавших или четырьмя (есливыпадает дубль). Если возникло условие, когда можно сыграть одним числом, игрок вынужден выбрать одно и сыграть им. Если каждому из чисел можно отдельно сыграть. но не двумя сразу, игрок должен сделать следующий ход. Когда у игрока нет возможности сделать ход, то он его пропускает. При условии что выпадает дубль, но не представляется возможным обыграть сразу все четыре хода - делаются все возможные.

В коротких нардах пункт, на котором есть только одна фишка называется блот. И поэтому, когда фишка противника останавливается на таком пункте, блот считаетсязакрытым, или избитым. Из этого становится понятно, что для защиты фишек необходимо ставить их вдвойне, а не одиночно, конечно, если это позволяет ситуация. возможность поставить две фишки на одном пункте определяется бросанием кубика. Противник не сможет побить сдвоенные фишки, и занять этот пункт своей. Если кубик позволяет пойти на пункт, занятый более чем одной фишкой противника, то фишка не ходит. Но когда шесть полей, идущих впереди, заняты несколькими фишками противника, ваша фишка является замкнутой и двигаться сможет только тогда, когда одно из полей освободится. Нельзя побить фишку противника и переместить ее тем же ходом так, чтобы она разместилась в пункте своей же фишкой и стала удвоенной. Но есть возможность побить и перекрыть одну свою фишку с помощью другой, побить и подвигаться на свободный пункт, побить и выбросить фишку. Когда на баре стоят фишки, важнейшая обязанность игрока, чьи это шахи - это запустить их в дом противника. Фишка становится в игру на пункт, который равный значению, выпавшему на кубике. Например, если в игре игроку выпали 6 и 4, он имеет право поставить шашку в шестой или в четвертый пункт, при условии, что на них нет фишек соперника. Если два пункта, которые соответствуют числам на кубиках, заняты - игрок вынужден пропустить свойход.

Если не возможно вернуть все шашки в игру - очки исчезают. Какт олько все шашки снова окажутся на доске, можно ходить по обычному типу, перемещая ту шашку, которую Вы считаете нужным. Выбрасывание фишек в коротких нардах. После того, как все пятнадцать фишек оказались в доме, игрок может начинать выбрасывать их из игры. Для этого необходимо бросать кубик и фишки переносятся из тех пунктов, выпавших на нем, то есть если выпадает 6 и 3 можно забрать фишки с шестого и третьего пункта соответственно. Если же на нужном пункте нет шашек, выбрасываются фишки из пунктов, число которых меньше того, что выпало на кубике.

Правила довольно простые и легко запоминающиеся. Если Вы играете дома - это будет просто развлечением для Вас и вашего противника, однако можно играть и с помощью ставок, которые будут Вам интересны и полезны..

Часть 1

Подготовка к игре

    Ознакомьтесь с игровой доской. В нарды играют на специальной доске, состоящей из 24 узких треугольников, также называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и сгруппированы в четыре квадранта (четверти) по 6 треугольников каждый. Квадранты делятся на 4 вида: дом игрока, двор игрока, дом противника и двор противника. На пересечении квадрантов, посередине доски находится бар.

    • Игроки садятся по противоположные стороны доски лицом друг к другу. Дом каждого игрока расположен в ближнем к нему правом квадранте. Дома находятся друг напротив друга, так же как и дворы, расположенные в левом квадранте.
    • Игрок перемещает свои шашки от дома противника против часовой стрелки так, что траектория их движения напоминает подкову.
    • Треугольники пронумерованы от 1 до 24 (для каждого игрока своя нумерация), причем пункт с номером 24 расположен дальше всего, а пункт под номером 1 находится в ближнем правом углу дома. Игроки перемещают свои шашки из противоположных концов доски, так что пункт 1 одного игрока для его противника имеет номер 24, пункт 2 – номер 23, и так далее.
  1. Помните, в любой момент игры можно удвоить ставку. В нардах не победитель выигрывает очки, а проигравший теряет их. Так что если вы выиграли, то противник проиграет по номинальному, двойному или тройному значению, в зависимости от ставок на кубике удвоения. Этот кубик – не кость, а просто отметка. В начале игры он кладется вверх гранью с единицей, но в ходе игры можно удвоить ставку: это делается в начале своего хода перед тем, как бросить кости.

    • Если вы предлагаете удвоение и противник его принимает, кубик поворачивается новым числом вверх и помещается во двор противника. Теперь только он сможет предложить удвоение на одном из своих последующих ходов.
    • Если противник не принимает удвоение, то он проигрывает игру по начальной ставке на кубике.
    • Можно удваивать ставку, переудваивать ее и так далее, но обычно удвоение происходит не более трех или четырех раз за игру.
  2. Старайтесь доминировать на доске. Прежде, чем двигать шашки в дом, постарайтесь занять как можно больше пунктов двумя шашками, не нагромождайте по 5-6 шашек в нескольких пунктах. Это не только даст вам больше вариантов при передвижении на открытые пункты, но и затруднит передвижение шашек противника, уменьшив для них количество открытых пунктов.

Часть 3

Взятие шашек и их повторный ввод в игру
  1. Побейте блот, и шашка противника отправится на бар. Если вы бьете блот , то есть ставите свою шашку на пункт, занятый лишь одной шашкой противника, его шашка отправляется на бар. Старайтесь по возможности бить блоты, особенно если это помогает вам передвигать собственные шашки ближе к дому. Этим вы также сильно замедляете продвижение шашек противника.

    • Если шашка игрока находится на баре, он не имеет права двигать другие шашки, пока не выведет ее с бара в дом противника.
  2. Вводите побитые шашки обратно в игру. Если противник побил ваш блот, то ваша шашка ставится на бар. Теперь ваша задача – вернуть эту шашку обратно на поле, в дом противника. Для этого вы бросаете кости, и если у вас выпал номер, соответствующий открытому пункту в доме противника, вы ставите свою шашку на этот пункт. Если пункты с выпавшими номерами закрыты, вы пропускаете ход и повторяете попытку на следующем своем ходу.

    • Например, если вы выбросили 2, то можете вывести шашку на 23 пункт в доме противника, если, конечно, он открыт, поскольку в этом случае шашка с бара ходит на два пункта.
    • При выводе с бара нельзя суммировать два выпавших числа. К примеру, если у вас выпало 6-2, вы не можете походить одной шашкой на 8 пунктов. В этом случае вы можете вывести свою шашку на шестой либо второй пункт, если они свободны.
  3. Выведя все свои шашки с бара, вы можете продолжить ходить другими шашками. После того, как на баре не осталось ваших шашек, вы вновь можете ходить шашками на доске. Если вы вывели с бара последнюю шашку, и при этом у вас осталось неиспользованным второе выпавшее число, вы можете походить другой шашкой на доске на соответствующее ему количество пунктов.

    • Если у вас на баре две шашки, то необходимо ввести в игру обе. Если после броска костей вы смогли ввести только одну, второй ход теряется, и вы пытаетесь ввести оставшуюся на баре шашку на следующем ходу.
    • Если у вас на баре более двух шашек, то все остальные вы сможете двигать только после того, как выведете все свои шашки с бара.

Часть 4

Выбрасывание шашек из игры
  1. Понимайте условия, необходимые для выигрыша. Чтобы выиграть партию, нужно раньше противника вывести все свои шашки с доски, то есть выбросить их из игры. Для этого вы бросаете обе кости, после чего убираете соответствующие шашки с доски. Выпавшие номера должны равняться или превышать количество пунктов, необходимое для того, чтобы выбрасываемые шашки оказались за пределами доски.

    • Например, если у вас выпало 6-2, вы можете выбросить шашки, стоящие на пунктах 6 и 2. Однако если у вас нет шашки на пункте 6, вы можете выбросить шашку с пункта с меньшим номером, например, пункта 5 или 4.
  2. Сначала передвиньте все свои шашки в дом. Выбрасывать шашки из игры можно только после того, как все ваши шашки окажутся в вашем доме. Надо благополучно перевести все свои шашки на пункты 1-6. На этих пунктах шашки могут быть расположены как угодно. Но не забывайте, что и в доме ваши шашки по-прежнему уязвимы.

    • Если у противника на баре шашка, он может вывести ее на блот в вашем доме, если он у вас есть, и вам придется вновь вводить побитую шашку в игру и возвращать ее из дома противника, а пока она не достигнет вашего дома вы не имеете права выбрасывать из игры другие шашки. Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек как можно дольше.
  3. Начните выбрасывать шашки из игры. При этом вы выбрасываете шашки с пункта, соответствующего числу, выпавшему на кости. Например, если у вас выпало 4-1, и у вас по шашке на 4 и 1 пунктах, то вы можете их выкинуть. Если выпал дубль 6-6, и у вас 4 шашки на 6 пункте, то выкинуть можно все 4.

    • Если вам надо бросать кости и при этом вы не можете выбросить какую-либо шашку, двигайте одну из шашек. Например, если у вас осталось 2 шашки на пунктах 6 и 5 и выпало 2-1, передвиньте шашку с пункта 6 на пункт 4 и с пункта 5 тоже на 4.
    • Можно использовать большее значение на кости, чтобы выкинуть из игры шашку с меньшего пункта. Если выпало 5-4, а у вас осталось только несколько шашек на пунктах 2 и 3, то можно выкинуть две из них.
    • Вы должны сначала использовать кость с меньшим значением, даже если это означает, что вы не сможете полностью использовать выпавшие числа. Например, если у вас шашка на пункте 5 и выпадает 5-1, то сначала вы передвигаете шашку на один пункт, ставя ее на точку 4, а потом выбрасываете ее из игры, используя 5.
  4. Выбросите из игры все 15 шашек. Если вы сделаете это раньше противника, то выиграете партию. Однако не все победы равнозначны. Противник может проиграть одним из трех способов:

    • Обычное поражение. Происходит в том случае, если вы выкинули все свои шашки из игры раньше противника. Противник проигрывает по значению на кубике удвоения.
    • Марс (гаммон). Если вы выбросили все свои шашки из игры до того, как противник успел выкинуть хотя бы одну, то противник проигрывает с Марсом, то есть с удвоением значения на кубике удвоения.
    • Кокс (бэкгаммон). Если вы выкинули все свои шашки игры до того, как противник успел выбросить хотя бы одну, и при этом одна или более шашек противника все еще находятся на баре или в вашем доме, то противник проигрывает с Коксом, то есть с утроением значения на кубике удвоения.

Короткие нарды правила игры

В коротких нардах успех зависит от мастерства в значительно большой степени, чем в длинных нардах, именно поэтому на западе играют между собой и проводят турниры фактически только в короткие нарды. То же относятся и к сайтам для игры в нарды онлайн — все они предлагают короткие нарды, там они называются backgammon.

Как можно поиграть в эту игру:

Главные отличия игры короткие нарды, делающие ее более динамичной и захватывающей:

1. Расстановка шашек.
2. Розыгрыш битых шашек.

Чтобы начать игру короткие нарды, каждый бросает одну зару. Этими бросками определяется, кто походит первым, и какие числа для первого хода он будет использовать. Если у обоих выпали одинаковые значения, кидают зары до тех пор, пока не выпадут разные. Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих зарах.

В игре короткие нарды после первого хода, игроки поочередно бросают обе зары. Число на каждой из них говорит, на сколько пунктов, игрок может переместить свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении — от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

Короткие нарды — начальная позиция

рис 1. Начальная расстановка шашек для игры в короткие нарды.

В игре короткие нарды пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Домом каждого игрока является последняя для него четверть игрового поля, начинается с пункта, в котором в начальной позиции стоит пять камней. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он же является 1-м пунктом для соперника. В коротких нардах у каждого игрока имеется 15 шашек. В начале шашки у каждого игрока расположены так: две шашки в 24-м пункте, пять в 13-м, три в 8-м и пять в 6-м.

Короткие нарды – цель игры

Цель игры короткие нарды та же, что и в длинных нардах — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Короткие нарды — движение шашек в игре

рис 3. Варианты ходов шашек в коротких нардах.

1. В игре короткие нарды шашка может перемещаться только на открытый пункт — такой, что не занят двумя или более шашками противника.

2. В игре короткие нарды. числа на обеих зарах определяют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 4 и 6, он может пойти одной шашкой на четыре поля, другой — на шесть, или одной шашкой сразу на десять (четыре плюс шесть) пункта, последнее только в случае, когда промежуточный пункт (отстоящий на 4 или 6 полей от начального пункта) тоже свободен.

3. В игре короткие нарды, игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

4. Игрок обязан ходить оба выпавших числа, если это возможно (либо все четыре, если выпал дубль). Если можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он его пропускает. Когда выпал дубль, а игрок не способен сделать все четыре хода, он должен сделать все, что возможны.

Как побить и зарядить шашку в игре короткие нарды

В игре короткие нарды пункт, занятый только одной шашкой, называется блот. Когда шашка соперника останавливается в этом пункте, блот считается побитым и шашка кладется на бар.
В коротких нардах, соответственно модно и нужно ставить в один пункт две шашки, защищая их от боя. Возможность составить сдвоенные шашки определяется броском игральных кубиков.

Соответственно, нельзя побить сдвоенные шашки, или поставить туда свою. Если зара дает возможность пойти на пункт, занятый больше чем одной шашкой соперника, то шашка "не идет". Когда шесть полей перед шашкой заняты сдвоенными шашками соперника, ваша шашка получается запертой. Пока существует заслон, двигаться она не сможет.

Уточнение: нельзя убить шашку противника и "запрятаться", то есть нельзя переместить ее тем же ходом так, чтобы она встала на пункт с другой своей шашкой и сделалась сдвоенной, и защищенной от побития.
Можно:
* побить и накрыть одну свою шашку другой;
* побить и пойти дальше на свободный пункт (не прятаться);
* побить и выбросить.

рис 4. Белым выпало 6-4 и одна из шашек на баре, они должны зарядить шашку в пункт 4 в доме, поскольку пункт 6 занят красными.

В коротких нардах, если на баре находятся его шашки, первая обязанность игрока — это зарядить их в доме противника. Шашка возвращается в игру, вступая на пункт, равный значению, выпавшему на заре. К примеру, когда в игре короткие нарды, игроку выпали 5 и 3, он имеет право зарядить шашку в пятый либо в третий пункты, если они свободны от двух или более шашек соперника. Если оба пункта, согласно выпавшим зарам, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок не может ввести все шашки, согласно выпавшим очкам, они пропадают. Как только, все шашки будут сняты с бара, можно ходить как обычно, перемещая любую шашку, которая вам нравится.

Выбросить шашки в игре короткие нарды

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. В коротких нардах игрок выбрасывает шашку так: бросаются зары и шашки, стоящие на пунктах, согласно выпавшим очкам, с доски убираются. К примеру — выпало 5 очков, можно снять шашку с пятого пункта. Когда на пункте, равном выпавшей кости, нет ни одной шашки, разрешается перемещать шашку с пунктов меньших, чем число, выпавшее на заре.

рис 4. Белым выпало 6-4: они выбрасывают шашки с 5-го и 4-го пунктов.

В игре короткие нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть, хотя бы одну, шашку, называется "оин". Проигравший "оин" платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс". В таком случае проигравший теряет удвоенную ставку. Кроме одиночных игр можно играть и матчи — до установленного числа очков.

Короткие нарды с даве:
Каждый перед своим броском может предложить сопернику ‘даве’ — сдаться или поднять ставку. Первоначальное право сделать такое предложение имеют оба соперника. Когда предложение сделано, принято, а ставка увеличена, право сделать ‘даве’ имеет тот, кто его ранее принял. Перед началом игры соперники договариваются, как идет увеличение ставок то ли в геометрической (2, 4, 8.), то ли в арифметической (1, 2, 3, 4.) прогрессиях.
‘Марса’ при игре в короткие нарды с даве нет.

Поиграть в короткие нарды можно на сайте Bwin, читайте обзор