Подводный флот в годы второй мировой войны. Подводные лодки второй мировой войны: фото

21 Мар

Подводный флот немцев во времена Второй мировой

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине - ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство


На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота.
Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин - U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Категории: / / от 21.03.2017

Всякая война является ужасным горем для любого народа, который она так или иначе затрагивает. За свою историю человечество познало много войн, две из которых были мировыми. Первая мировая практически полностью разрушила Европу и привела к падению некоторых крупных империй, таких как Российская и Австро-Венгерская. Но еще ужаснее по своим масштабам была Вторая мировая война, в которой были задействованы многие страны практически со всего света. Погибли миллионы людей, еще больше осталось без крыши над головой. Это ужасное событие до сих пор затрагивает так или иначе современного человека. Его отголоски можно найти повсюду в нашей жизни. Эта трагедия оставила после себя очень много загадок, споры из-за которых не утихают на протяжении десятилетий. Тяжелейшую ношу принял на себя в этой битве не на жизнь, а на смерть тогда еще не совсем окрепший от революции и гражданских войн и только наращивавший свою военную и мирную промышленность Советский Союз. В сердцах людей поселилась непримиримая ярость и желание бороться с захватчиками, которые посягнули на территориальную целостность и свободу пролетарского государства. Многие уходили на фронт добровольно. Одновременно происходила реорганизация эвакуированных промышленных мощностей для производства продукции на нужды фронта. Борьба приняла масштаб действительно народной. Именно поэтому она и называется Великой Отечественной войной.

Кто такие асы?

Как немецкая, так и советская армии были прекрасно обучены и укомплектованы техникой, авиацией и другим оружием. Личный состав исчислялся миллионами человек. Столкновение таких двух военных машин породило своих героев и своих предателей. Одними из тех, кого можно по праву считать героями, являются асы Второй мировой войны. Кто же это такие и чем они так известны? Асом можно считать человека, который добился в своей сфере деятельности таких высот, которые мало кому удалось покорить. И даже в таком опасном и ужасном деле, как военное, всегда были свои профессионалы. Как у СССР, так и у союзных сил, и у нацистской Германии были люди, которые показали лучшие результаты по числу уничтоженной техники или живой силы противника. Об этих героях и расскажет эта статья.

Список асов Второй мировой войны обширен и включает в себя много известных своими подвигами личностей. Они были примером для целого народа, их обожали, ими восхищались.

Авиация - без сомнения, один из самых романтичных, но в то же время опасных родов войск. Поскольку любая техника может отказать в любой момент, дело пилота считается очень почетным. Оно требует железной выдержки, дисциплины, умения контролировать себя в любой ситуации. Поэтому и к авиационным асам относились с большим уважением. Ведь уметь проявить хороший результат в таких условиях, когда твоя жизнь зависит не только от техники, но и от тебя самого, - высшая степень военного искусства. Итак, кто же они - летчики-асы Второй мировой войны, и почему их подвиги так знамениты?

Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.

Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.

Николай Дмитриевич Гулаев - один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд - 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.

Также высокий результат был и у Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.

Но, несмотря на то что танковые войска были одними из самых многочисленных в составе Советской армии, танкисты-асы Второй мировой войны по каким-то причинам у СССР не водились. Почему так - неизвестно. Логично предположить, что многие личные счеты заведомо завышались или занижались, поэтому назвать точное количество побед вышеупомянутых мастеров танкового боя не представляется возможным.

Немецкие танковые асы

Зато германские танковые асы Второй мировой войны имеют намного больший послужной список. Во многом это связано с педантичностью немцев, которые все строго документировали, да и времени повоевать у них было гораздо больше, чем у их советских "коллег". Активные действия немецкая армия начала вести еще в 1939 году.

Немецкий танкист № 1 - это гауптштурмфюрер Михаэль Виттман. Он воевал на многих танках (Stug III, Tiger I) и уничтожил за все время войны 138 машин, а также 132 самоходные артиллерийские установки различных вражеских стран. За свои успехи неоднократно был награжден различными орденами и знаками Третьего Рейха. Погиб в бою в 1944-м во Франции.

Также можно выделить такого танкового аса, как Для тех, кто так или иначе интересуется историей развития танковых войск Третьего Рейха, будет очень полезной книга его мемуаров «Тигры в грязи». За годы войны этот человек уничтожил 150 советских и американских САУ и танков.

Курт Книспель - еще один танкист-рекордсмен. Он подбил за свою воинскую службу 168 танков и САУ врага. Около 30 машин являются неподтвержденными, что не позволяет ему сравняться по результатам с Виттманом. Погиб Книспель в бою возле деревни Востиц в Чехословакии, в 1945 году.

Кроме того, хорошие результаты были и у Карла Броманна - 66 танков и САУ, у Эрнста Баркманна - 66 танков и САУ, у Эриха Маусберга - 53 танка и САУ.

Как можно увидеть из этих результатов, как советские, так и немецкие танковые асы Второй мировой войны умели воевать. Конечно, количество и качество советских боевых машин было на порядок выше, чем у немцев, однако, как показала практика, и те, и другие применялись довольно успешно и стали основой для некоторых послевоенных образцов танков.

Но и на этом список родов войск, в которых отличились свои мастера, не заканчивается. Поговорим немного об асах-подводниках.

Мастера подводной войны

Так же как и в случае с авиацией и танками, самыми успешными являются немецкие моряки. Подводники Кригсмарине за годы своего существования потопили 2603 корабля союзных стран, общее водоизмещение которых достигает показателя 13,5 миллионов тонн. Это действительно впечатляющая цифра. Да и внушительными личными счетами немецкие асы-подводники Второй мировой войны тоже могли похвастаться.

Самый результативный немецкий подводник - Отто Кречмер, на счету которого 44 корабля, в том числе и 1 эсминец. Общее водоизмещение потопленных им суден - 266629 тонн.

На втором месте - Вольфганг Лют, который отправил на дно 43 корабля противника (а по другим данным - 47) общим водоизмещением 225712 тонн.

Также известным морским асом был и который сумел потопить даже британский линкор «Ройял Оук». Это был один из первых офицеров, получивших дубовые листья к Прин уничтожил 30 кораблей. Погиб в 1941 году при атаке британского конвоя. Он был настолько популярен, что его гибель два месяца скрывалась от народа. А в день его похорон был объявлен траур на всю страну.

Такие успехи немецких моряков также вполне объяснимы. Дело в том, что Германия начала морскую войну еще в 1940 году, с блокады Британии, таким образом надеясь подорвать ее морское величие и, воспользовавшись этим, провести удачный захват островов. Однако уже совсем скоро планы гитлеровцев были сорваны, так как в войну вступила Америка с ее большим и мощным флотом.

Самый знаменитый советский моряк подводного флота - Александр Маринеско. Он потопил всего 4 корабля, зато каких! Тяжелый пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», транспорт «Генерал фон Штойбен», а также 2 единицы тяжелой плавбатареи «Хелене» и «Зигфрид». За его подвиги Гитлер внес моряка в список личных врагов. Но судьба Маринеско не сложилась удачно. Он впал в немилость советской власти и умер, а о его подвигах перестали говорить. Награду Героя Советского Союза великий моряк получил лишь посмертно в 1990 году. К сожалению, многие асы СССР Второй мировой войны закончили свою жизнь подобным образом.

Также знаменитыми подводниками Советского Союза являются Иван Травкин - потопил 13 кораблей, Николай Лунин - также 13 кораблей, Валентин Стариков - 14 кораблей. Но Маринеско возглавил список лучших подводников Советского Союза, так как причинил наибольший ущерб немецкому морскому флоту.

Точность и скрытность

Ну и как же не вспомнить таких прославленных бойцов, как снайперы? Здесь Советский Союз забирает заслуженную пальму первенства у Германии. Советские снайперы-асы Второй мировой войны обладали очень высокими послужными счетами. Во многом такие результаты были достигнуты благодаря массовой государственной подготовке гражданского населения по стрельбе из различного оружия. Значком «Ворошиловский стрелок» были награждены около 9 миллионов человек. Итак, какие же снайперы самые известные?

Имя Василия Зайцева пугало немцев и вселяло мужество в советских солдат. Этот обычный парень, охотник, убил из своей винтовки Мосина 225 солдат Вермахта только за месяц боев под Сталинградом. Среди выдающихся снайперских имен - Федор Охлопков, на счету которого (за всю войну) около тысячи гитлеровцев; Семен Номоконов, который убил 368 вражеских солдат. Среди снайперов были и женщины. Тому пример - знаменитая Людмила Павличенко, которая воевала под Одессой и Севастополем.

Немецкие снайперы менее известны, хотя в Германии с 1942 года существовало несколько снайперских школ, которые занимались профессиональной подготовкой кадров. Среди самых результативных немецких стрелков - Маттиас Хетценауэр (345 убитых), (257 уничтоженных), Бруно Суткус (209 застреленных солдат). Также известным снайпером из стран гитлеровского блока является Симо Хайха - этот финн за годы войны убил 504 красноармейца (по неподтвержденным данным).

Таким образом, снайперская подготовка Советского Союза был неизмеримо выше, чем у немецких войск, что и позволило советским бойцам носить гордое звание - асы Второй мировой войны.

Как же становились асами?

Итак, понятие "ас Второй мировой войны" довольно обширное. Как уже было сказано, эти люди добивались в своем деле поистине впечатляющих результатов. Это достигалось не только за счет хорошей армейской подготовки, но и благодаря выдающимся личным качествам. Ведь для летчика, к примеру, очень важна координация и быстрая реакция, для снайпера - умение выждать удобный момент для нанесения порою единственного выстрела.

Соответственно, определить, у кого же были лучшие асы Второй мировой войны, невозможно. Обе стороны совершали беспримерные геройства, которые позволили выделить из общей массы отдельных людей. Но стать мастером можно было, только упорно тренируясь и совершенствуя свои боевые навыки, поскольку война не терпит слабости. Конечно же, сухие строки статистики не смогут донести до современного человека всех тех тягот, невзгод, которые испытывали профессионалы войны во время своего становления на почетный пьедестал.

Нам, поколению, которое живет, не зная таких страшных вещей, не стоит забывать о подвигах наших предшественников. Они могут стать вдохновением, напоминанием, памятью. И мы должны стараться делать все для того, чтобы таких ужасных событий, как минувшие войны, больше не повторялось.

Роль подводных лодок была высоко оценена немцами еще в годы Первой мировой войны. Несмотря на несовершенство технической базы, конструкторские решения того времени были положены в основу новейших разработок.

Главным пропагандистом субмарин в Третьем рейхе выступал адмирал Карл Дёниц, опытный подводник, отличившийся в сражениях Первой мировой. С 1935 году при его непосредственном участии подводный флот Германии начал свое перерождение, вскоре превратившись в ударный кулак Кригсмарине.

К началу Второй мировой войны подводный флот рейха насчитывал всего 57 единиц, которые подразделялись на три класса водоизмещения - большие, средние и челночные. Впрочем, Дёница количество не смущало: он прекрасно знал возможности германских верфей, способных в любой момент нарастить производительность.

После того, как перед Германией капитулировала Европа, Англия, по сути, осталась единственной силой, противостоящей рейху. Однако ее возможности во многом зависели от поставок продовольствия, сырья и вооружения из Нового Света. В Берлине прекрасно понимали, что заблокируй морские пути, и Англия окажется не только без материально-технических ресурсов, но и без подкрепления, которое было мобилизовано в британских колониях.

Однако успехи надводного флота рейха по деблокации Британии оказались временными. Кроме превосходящих сил Королевского флота немецким кораблям противостояла также британская авиация, перед которой они были бессильны.

Отныне германское военное руководство будет полагаться на подводные лодки, менее уязвимые перед авиацией и способные незамеченными подойти к противнику. Но главное, что постройка субмарин обходилась бюджету рейха на порядок дешевле чем выпуск большинства надводных судов, при этом для обслуживания подлодки требовалось меньшее количество человек.

«Волчьи стаи» Третьего рейха

Дёниц стал родоначальником новой тактической схемы, по которой действовал германский подводный флот Второй мировой. Это так называемая концепция групповых нападений (Rudeltaktik), прозванная англичанами «волчьей стаей» (Wolfpack), при которой субмарины совершали серию координированных ударов по ранее намеченной цели.

По замыслу Дёница группы из 6-10 подлодок должны были выстроиться широким фронтом в линию на пути предполагаемого следования конвоя противника. Как только одна из лодок обнаруживала вражеские суда, она начинала преследование, при этом отправляя координаты и курс своего движения в штаб подводных сил.

Атака объединенными силами «стаи» осуществлялась ночью из надводного положения, когда силуэт субмарин был практически неразличим. Учитывая, что скорость подлодок (15 узлов) была замено выше темпа, с которым двигался конвой (7-9 узлов) возможностей для тактического маневра у них было предостаточно.

За весь период войны было сформировано около 250 «волчьих стай», причем состав и количество судов в них постоянно менялись. К примеру, в марте 1943 года британские конвои HX-229 и SC-122 были атакованы «стаей» из 43 подлодок.

Большие преимущества германскому подводному флоту давало использование «дойных коров» - субмарин снабжения XIV серии, благодаря которым в разы увеличивалась автономность ударной группы во время похода.

«Конвойная битва»

Из 57 германских подводных лодок для действий в Атлантике пригодны были лишь 26, однако и этого числа было достаточно, чтобы уже в сентябре 1939 года пустить ко дну 41 корабль противника общим весом 153 879 тонн. Первыми жертвами «волчьей стаи» оказались британские суда - лайнер «Атения» и авианосец «Корейджес». Еще один авианосец - «Арк-Ройяль» - избежал печальной участи, так как торпеды с магнитными взрывателями, пущенные немецкой подлодкой U-39, сдетонировали раньше времени.

Позднее U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу и потопила линейный корабль «Ройял Оук». Эти события заставили правительство Британии убрать из Атлантики авианосцы и ограничить передвижение других крупных военных судов.

Успехи подводного флота Германии заставили Гитлера, до этого времени скептически относившегося к подводной войне, изменить свое мнение. Фюрер дал добро на массовое строительство субмарин. В течение последующих 5 лет в состав Кригсмарине вошло еще 1108 подводных лодок.

1943 год стал апогеем германского подводного флота. В этот период морские глубины единовременно бороздили 116 «волчих стай». Величайшая «конвойная битва» пришлась на март 1943 года, когда немецкие подлодки нанесли тяжелейший урон четырем конвоям союзников: потопленными оказались 38 судов общим тоннажем 226 432 брт.

Хронические пьяницы

На берегу немецкие подводники заслужили репутацию хронических пьяниц. Действительно, возвращаясь из рейда раз в два-три месяца они напивались вдрызг. Однако это была, наверное, единственная мера, позволявшая снять тот чудовищный стресс, который накапливался во время пребывания под водой.

Среди этих пьяниц были настоящие асы. Например, упоминаемый выше Гюнтер Прин, на счету которого 30 кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны. Он стал первым немецким офицером, удостоившимся звания кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями. Однако герою рейха не суждено было стать самым результативным немецким подводником: 7 марта 1941 года его лодка затонула при атаке союзного конвоя.

В итоге список германских асов-подводников возглавил Отто Кречмер, который уничтожил 44 корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют с 43 судами водоизмещением 225 712 тонн и Эрих Топп, потопивший 34 корабля водоизмещением 193 684 тонны.

Особняком в этом ряду стоит имя капитана Макса-Мартина Тайхерта, который на своей лодке U-456 в апреле 1942 года устроил настоящую охоту на британский крейсер «Эдинбург», перевозивший из Мурманска 10 тонн советского золота в качестве оплаты поставок по ленд-лизу. Погибший год спустя Тайхерт так и не узнал, какой груз он пустил ко дну.

Конец успеха

За весь период войны немецкие подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В том числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. Жертвами этих атак стали свыше 100 тысяч военных и торговых моряков союзного флота.

Самой результативной следует признать группу подлодок West. Ее субмарины атаковали 10 конвоев, потопив при этом 33 корабля общим тоннажем 191 414 брт. Эта «волчья стая» потеряла только одну субмарину - U-110. Правда потеря оказалась весьма болезненной: именно здесь англичане нашли шифровальные материалы для военно-морского кода «Энигмы».

Даже в конце войны, осознавая неизбежность поражения, германские верфи продолжали штамповать субмарины. Однако все больше подлодок не возвращались с заданий. Для сравнения. Если за 1940–1941 годы было потеряно 59 субмарин, то в 1943–1944 годах их число уже достигло 513! За все годы войны союзными войсками было потоплено 789 немецких подлодок, в которых погибло 32 000 моряков.

С мая 1943 года эффективность ПЛО союзников заметно возросла в связи с чем Карл Дёниц был вынужден увести подлодки из Северной Атлантики. Попытки вернуть «волчьи стаи» на исходные рубежи успеха не имели. Дёниц решил дождаться ввода в строй новых подлодок XXI серии, однако их выпуск затянулся.

К этому времени союзники сосредоточили в Атлантике порядка 3000 тысяч боевых и вспомогательных кораблей и около 1400 самолетов. Еще до высадки десанта в Нормандии они нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого он уже не оправился.

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее капитаном являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.

Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата. Среди подводников других стран лишь около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу, это немногим больше чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

Высокая результативность немецкого подводного флота была достигнута, в первую очередь, за счет огромного немецкого подводного флота в 2054 подлодки (почти 50% всего подводного флота мира), которые в первой половине войны практически полностью контролировали все морские пути в Европу. Кроме того, успеху способствовала и высокая выучка экипажей, и совершенные подлодки, и невероятная интенсивность их использования в боевых походах. В среднем длительность похода немецкой подлодки составляла 3-6 месяцев, а иногда и 9-10 месяцев в год. А количество походов одной лодки могло достигать и 20 раз. В то время, когда подлодки союзников за время войны максимально выходили в море 5-6 раз. Суммарная же длительность походов редко достигала 3 месяцев за все время войны. Необходимо отметить и высокую ремонтоспособность немецкого подводного флота. Постоянно в строю находилось почти 70% наличного флота, в то время, когда союзники имели на ходу лишь половину флота, а СССР и Япония всего 30%.

Не последнее значение в результативности немцев имела и применяемая тактика подводников – «свободная охота» и «волчьи стаи». Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% — отставшие от конвоев и 30% — шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.

За этот успех немецкие подводники заплатили высокую цену: 647 подлодок было уничтожено. Из 39 тысяч моряков-подводников, участвовавших в боевых походах, погибло 32 тысячи. Подавляющее большинство — в последние два года войны.

Ниже приведены данные о командирах подлодок, добившихся самых высоких результатов в своей стране.

Подводники Великобритании

Лейтенант-коммандер. В 1933 году поступил на службу в подводный флот, командовал подлодкой «Н-31», которая затонула в Северном море. С лета 1940 года командовал подлодкой «Upholder», на которой за 15 месяцев совершил 28 боевых походов и потопил 14 кораблей общим тоннажем 93 тыс. т., повредил 3 корабля тоннажем в 33 тыс.т. Среди потопленных кораблей один эсминец и две подлодки противника. За уничтожение хорошо охраняемого крупного итальянского лайнера «СС Конте Россо», Ванклин был награжден высшей британской военной наградой Крестом Виктории. В апреле 1942 года подводная лодка «Upholder» погибла со всем экипажем, предположительно попав на минное поле.

Подводники Германии

Адмирал флотилии. В 1936 г. поступил на подводный флот, служил 1-й помощником на подлодке «U-35». С 1937 г. – командир подлодки «U-23». Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. С 1940 г. стал командиром «U-99». В первом же патрулировании потопил 11 судов, затем еще 8. Потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклес», «Форфар» и «Лориент», а также эсминец «Даринг». Совершил 16 боевых походов. Всего потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тыс.т. и повредил 6 судов водоизмещением 38 тыс. т. Являлся самым результативным подводником Германии. Награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Капитан 1-го ранга. В 1933 г. поступил на флот кадетом, совершив 9-месячное кругосветное плавание на легком крейсере «Карлсруэ». Служил на легком крейсере «Кёнигсберг». В 1937 г. переведен в подводный флот. В 1939 г. назначен командиров подлодки «U-9», на которой совершил 6 походов. Потопил французскую подводную лодку «Дорис». С 1940 г. переведен на подлодку «U-138», на которой потопил 4 корабля общим водоизмещением 34,6 тыс. т. В 1940 - 1942 гг. командовал лодкой «U-43» и совершил 5 походов (204 суток в море), во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 64,8 тыс. т. В 1942 – 1943 гг. командуя подлодкой «U-181» совершил 2 похода длительностью в 335 суток. Основными жертвами Люта были не суда в составе конвоев, как у многих других подводников, а самостоятельно идущие корабли. Всего совершил 16 боевых походов. На своем счету имел 46 потопленных кораблей общим водоизмещением 225,8 тыс. т., а также 2 поврежденных корабля общим водоизмещением 17 тыс. т. Имел 2-й результат среди германских асов подводной войны. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами и Бриллиантами.

Капитан 2-го ранга. С 1940 г. командовал подлодкой «U-552», которая атаковал конвой НХ-156. Потопил эсминец США «Ройбен Джеймс». В конце 1941 г. ушел в плавание в район Азорских островов. Совершил 13 боевых походов. За время войны потопил 35 торговых судов, водоизмещением 197 тыс. т. и повредил 4 судна водоизмещением 32 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Капитан 2-го ранга. С 1931 г. служил на линкоре «Шлезвиг-Гольштейн». В 1935 г. переведен в подводные силы. В 1936-1938 гг. командовал подлодкой «U-2». В 1938 г. получил лодку «U-38», на которой совершил 9 походов, проведя в море в общей сложности 333 суток. Потопил пароход «Манаар» водоизмещением 7 тыс. т. В 1941 г. у берегов Африки потопил 8 судов водоизмещением 47 тыс. т. Совершил 9 боевых походов. Всего за время военных действий потопил 34 корабля общим водоизмещением 187 тыс. т. и повредил 1 корабль водоизмещением 3,7 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Капитан 1-го ранга. В 1925 г. поступил на флот кадетом, через четыре года был произведен в лейтенанты. Служил на торпедных катерах. В 1935 г. переведен в подводный флот. Командовал подводными лодками «U-19» и «U-11». В 1939 г. назначен командиром подводной лодки «U-25», на которой совершил 3 похода, проведя в море 105 суток. С 1940 г. командовал подлодкой «U-103». На этой лодке провел 4 похода, длительностью 201 сутки. Всего совершил 7 боевых походов. За время военных действий потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 тыс. т. и повредил 5 кораблей водоизмещением 14 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Подводники Италии

Карло Фечиа ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) (25.10.1908 — 27.08.1944)

Капитан 2-го ранга. В 1928 году он окончил Военно-морскую академию, служил на подлодках. В начале войны командовал подводными лодками «Ciro Menotti», и «Tazzoli». В 1941 году за один поход потопил три крупных транспорта противника. В 1942 году за два месяца похода уничтожил 6 кораблей союзников, а в следующие два месяца – еще 4. В 1943 году, после подписания Италией перемирия, перешел с подводного флота командующим эскадры торпедных катеров, на которых уничтожил еще 7 кораблей, но уже немецких. Совершил 10 боевых походов на подлодке. Потопил 16 кораблей союзников общим водоизмещением в 86 тыс. т. Награжден Рыцарским Крестом Железного Креста и Золотой медалью Военной Доблести.

Джанфранко Гаццана Приароджа (Gianfranco Gazzana Priaroggia) (30.08.1912 — 23.05.1943)

Корвет-капитан. В 1935 году после окончания Военно-морской академии получил назначения на тяжёлый крейсер «Тренто», а затем перевелся в подводный флот. Служил старпомом на подлодке «Доменико Миллелире», после командовал подводными лодками «Archimede» и «Leonardo da Vinci». За один поход сумел потопить 6 кораблей общим водоизмещением 58,9 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 9 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 76,4 тыс.т. 23 мая 1943 года подлодка «Leonardo da Vinci» была потоплена вместе со всем экипажем в 300 милях к западу от мыса Финистерре кораблями Королевского военно-морского флота. Джанфранко Гаццана Приароджа был посмертно награждён итальянской золотой медалью «За воинскую доблесть», а также Рыцарским крестом Железного креста.

Подводники СССР

Результативность советских командиров подлодок определялась, в отличие от всего мира, не в потопленном тоннаже, а в количестве потопленных кораблей. Не трудно предположить, что делалось это советской идеологической машиной для завуалирования низкой эффективности подводного флота в сравнении с другими странами. Ведь очевидно, что уничтожение крейсера или крупного транспорта и торпедного катера или тральщика имеет большую разницу, как в размере ущерба нанесенного противнику, так и в значении корабля для флота врага. Однако комиссары этой разницы «не видели». Поэтому сравнивали 13 заявленных кораблей Ивана Травкина (командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) с количеством потопленных кораблей асов подводной войны других стран. И действительно, 13 потопленных кораблей Травкина не так «грустно» смотрятся в сравнении с 16-19 кораблями потопленными англичанами или американцами. Правда, официально Травкину было засчитано 7 потопленных кораблей, хотя фактически он потопил 1 транспорт в 1,5 тыс. т. Исходя из этого, ниже приведем рейтинг советских командиров подлодок в сопоставимых единицах измерения, в тоннаже потопленных кораблей. Естественно, что он абсолютно не совпадает с десятками лет навязываемой нам советской военной статистикой.

Возглавляет список Александр Маринеско, который причинил германскому военному потенциалу наибольший ущерб, в сравнении с другими советскими подводниками.

Капитан 3-го ранга. В 1933 году окончил Одесское мореходное училище и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В 1933 году был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания, которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при учебном отряде подводного плавания, служил помощником командира на подлодке «Л-1», затем командиром на подлодке « М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовке в 1940 году занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок азартных карточных игр. В августе 1942 года лодка «М-96» впервые вышла в боевой поход. По советским отчетам потопила немецкий транспорт, по немецким данным – лодка промахнулась. В ноябре 1942 года лодка вышла во второй поход для высадки группы разведчиков. За этот поход Маринеско получил орден Ленина и звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки «С-13», на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года. Ей удалось повредить транспорт «Зигфрид», водоизмещением 553 т, который в отчете «вырос» до 5 тыс. т. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» (25,5 тыс. т) и «Штойбен» (16,6 тыс.т). Таким образом, Маринеско совершив 6 боевых походов потопив два корабля общим тоннажем в 40,1 тыс. т. и повредил один водоизмещением в 553 т.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка «С-13» — ордена Красного Знамени. Сам же командир лодки, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Вице-адмирал. В 1932 году окончил Военно-морском училище, затем Училище береговой обороны Морских Сил РККА, а в 1936 году прошел обучение в Учебном отряде подводного плавания. Во время войны командовал подводной лодкой «К-1» на Северном флоте. Участник 13 боевых походов, провёл 172 суток в море. Выполнил одну торпедную атаку, 13 минных постановок. Уничтожил 6 транспортов и 2 боевых корабля противника общим тоннажем 18,6 тыс.т. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного знамени, орденом Нахимова II степени, двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной звезды.

Капитан 1-го ранга. В 1931 году окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, служил на подводной лодке «Пантера». По окончании в 1940 году Военно-морской академии служил на подлодке «Л-3» на Балтийском флоте. Под командованием Грищенко подлодка «Л-3» совершила одну успешную торпедную атаку, а на поставленных ее минах подорвалось 5 транспортов. В целом подлодка потопила 6 кораблей общим тоннажем в 16,4 тыс. т. Награжден 9-ю орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны.

Вице-адмирал. В октябре 1942 года организовал перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота — на Северный. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» совершила 8 боевых походов и потопила 2 транспорта и 2 боевых корабля общим тоннажем в 10,1 тыс. т. За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.

Подводники США

В начале войны военная статистика ВМС США вела учет потерь противника и результативности боевых действий собственных сил по общепринятой системе – подтверждении заявлений командования своих войск. Однако такая статистика не отражала реальной картины, что негативно отражалось на планировании войсковых операций и даже справедливости награждения своих воинов. Поэтому в январе 1943 года командованием всех видов вооруженных сил США был сформирован Совместный комитет по оценке военно-морского флота (JANAC), который на основании 12 различных источников информации формировал статистические отчеты. На сегодняшний день эти отчеты считаются максимально объективными и практически не подвергались корректировки с получением новой информации. В 1947 году JANAC сформировал отчет о рейтинге результативности командиров подлодок ВМС США. В методику расчета рейтинга были заложены не только данные о потопленном тоннаже кораблей противника, но и их количество, время, потраченное на атаку одной цели, количество и дальность походов, количество торпед выпущенных на одну цель и т.д. В результате оценивалось фактическое мастерство подводников, практически, исключая везение и удачу. Ниже приведены данные о подводниках возглавляющих этот рейтинг.

Ричард О’Кейн (Richard Hetherington «Dick» O’Kane) (02.02.1911 – 16.02. 1994)

Капитан 1-го ранга. В 1934 году окончил Военно-морскую академию США. Первые годы службы провел на тяжелом крейсере «Честер» и эсминце «Пруитт». В 1938 году окончил школу подводного плавания и был назначен штурманом на подлодку «Wahoo». С 1943 года приступил к командованию подлодкой «Tang», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 24 корабля противника общим тоннажем в 93,8 тыс. т. В рейтинге командиров подлодок ВМС США занимает первое место по результативности. Награжден Почетной Медалью, тремя Военно-морскими крестами и тремя Серебряными звездами.

Капитан 1-го ранга. После окончания Военно-морской академии в 1935 году служил на броненосце «Айдахо». В 1938 году закончил обучение в школе подводного плавания и с конца 1941 года командовал подлодкой «Pompano», на которой совершил три боевых похода до ее серьезного повреждения. После командовал новой подлодкой «Seahorse», на которой за один боевой поход потопил 4 судна общим водоизмещением в 19,5 тыс.т. за что, получил свой первый Военно-морской крест. Всего совершил 5 походов, во время которых уничтожил 19 кораблей противника общим тоннажем в 71,7 тыс.т. Был награжден четырьмя Военно-морскими крестами и признан вторым командиром подлодки в США по результативности.

Капитан 3-го ранга. В 1930 году окончил Военно-морскую академию. До начала войны служил на крейсерах и авианосцах, а затем на подводных лодках класса «R» и «S». В течении года на подлодке «Wahoo» совершил 5 боевых походов, во время которых потопил 19 кораблей общим тоннажем в 54,7 тыс.т. В 1943 году лодка с Мортоном пропала без вести. Был награжден Военно-морским крестом, тремя Золотыми звездами и Крестом за выдающиеся заслуги.

Евгений Беннетт Флэкки (Eugene Bennett Fluckey) (05.10.1913 — 28.06. 2007)

Контр-адмирал. В 1935 году закончил Военно-морскую академию и был направлен на службу на линкор «Nevada», затем переведен на эсминец «McCormick». В 1938 году поступил в школу подводного плавания, после окончания, которой служил на подлодках «S-42» и «Бонита». С января 1944 года по август 1945 года командовал подлодкой «Barb», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 16 кораблей общим тоннажем в 95 тыс.т. В числе уничтоженных кораблей — японские крейсер и фрегат. Награжден Почетной медалью и четырьмя Крестами военно-морского флота. В рейтинге результативности американского флота занимает четвертое место.

Контр-адмирал. В 1930 году окончил Военно-морскую академию и был направлен на линкор «Nevada». Затем служил на эсминце «Rathburne». После окончания школы подводного плавания служил на различных подлодках первым помощником, а в 1938 году был назначен командиром старого эсминца «Reuben Джеймс». В 1941 году был переведен на должность командира подлодки «S-20». В 1942 году получил новую подлодку «Harder», на которой совершил 6 боевых походов, потопив 16 кораблей противника общим тоннажем в 54 тыс. т. В рейтинге результативности ВМС США занимает пятое место. Награжден Почетной медалью и Серебряной звездой.

Капитан 2 ранга. В 1933 году он окончил Военно-морское училище в Аннаполисе и стал кадровым морским офицером. В годы войны командовал подводной лодкой «Archerfish», которая 28 ноября 1944 года обнаружила японский авианосец «Shinano» с боевым охранением. Авианосец водоизмещением 71,9 тыс.т. считался самым крупным авианосцем в мире до 1961 года, когда США построили первый атомный авианосец. Инрайт атаковал авианосец четырьмя торпедами, которые попали в нос корабля. За успешную операцию был награжден Военно-морским крестом. И хотя Джозеф Инрайт не вошел в первые числа рейтинга самых результативных подводником США, эго атака считается одной из самых удачных в морских сражениях.

Оценивая результативность американских подводников нельзя не отметить и экипаж подлодки «Flasher», который под командованием двух командиров возглавляет рейтинг самой результативной подлодки ВМС США. Эта подлодка уничтожила 21 корабль противника общим тоннажем в 104,6 тыс. т. Об этих капитанах информация ниже.

Контр-адмирал. В 1934 году окончил Военно-морскую академию. Командовал подлодкой «Sturgeon». С 25 сентября 1943 года по 31 октября 1944 года командовал подлодкой «Flasher», на которой потопил 15 боевых кораблей и транспортов противника водоизмещением 56,4 тыс. тонн. Был награжден Военно-морским крестом и Серебряной Звездой.

Капитан 1-го ранга. В 1936 году окончил Военно-морскую академию и служил на линкоре «Миссиссипи». После окончания школы подводного плавания был назначен капитаном подлодки «Skipjack». С 31 октября 1944 года по март 1946 года командовал лодкой «Flasher», на которой потопил 6 кораблей тоннажем 43,8 тыс. т. Всего совершил 5 боевых походов. Был награжден Военно-морским крестом.

Подводники Японии

Вице–адмирал. После окончания Военно-морской академии продолжил обучение в школе подводного плавания. С 1935 года в качестве офицера служил на подлодках. В 1940 году был назначен командиром подлодки «I-21». Участвовал в нападении на Перл-Харбор. За два боевых похода потопил суда противника общим тоннажем в 44 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 10 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 58,9 тыс.т. 29 ноября 1943 года подводная лодка «I-21» погибла со всем экипажем у атолла Тарава, предположительно от атаки палубного самолета «TBF Avenger» с конвойного авианосца «Chenango».

Успехи остальных подводников Японии не превышали 50 тысяч тонн.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится до около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием.


Более 70 тыс. погибших моряков, 3,5 тыс. потерянных гражданских судов и 175 военных кораблей у союзников, 783 затонувшие подлодки с совокупным экипажем в 30 тыс. человек у нацистской Германии - продолжавшаяся шесть лет битва за Атлантику стала крупнейшим морским сражением в истории человечества. «Волчьи стаи» немецких U-boat уходили на охоту за союзными конвоями из грандиозных сооружений, возведенных в 1940-е на Атлантическом побережье Европы. Авиация Великобритании и США годами безуспешно пыталась разрушить их, но и сейчас эти бетонные колоссы устрашающе громоздятся в Норвегии, Франции и Германии. Onliner.by рассказывает о создании бункеров, где когда-то от бомбардировщиков прятались подлодки Третьего рейха.

Во Вторую мировую войну Германия вступила лишь с 57 подводными лодками. Значительную часть этого флота составляли устаревшие малые лодки типа II, рассчитанные на патрулирование лишь прибрежных вод. Очевидно, что в этот момент командование кригсмарине (немецкого ВМФ) и высшее руководство страны не планировали разворачивать крупномасштабную подводную войну против своих противников. Впрочем, вскоре политика была пересмотрена, и не последнюю роль в этом кардинальном повороте сыграла личность командующего подводным флотом Третьего рейха.

В октябре 1918 года, на исходе Первой мировой, во время нападения на охраняемый британский конвой немецкая подводная лодка UB-68 была контратакована и повреждена глубинными бомбами. Семь моряков погибли, остальной экипаж попал в плен. В его составе был и обер-лейтенант Карл Дениц. После освобождения из плена он сделал блестящую карьеру, дослужившись к 1939 году до звания контр-адмирала и командующего подводными силами кригсмарине. В 1930-е годы он сконцентрировался на разработке тактики, позволившей бы успешно бороться с конвойной системой, жертвой которой он стал на заре своей службы.


В 1939 году Дениц выслал командующему ВМФ Третьего рейха гросс-адмиралу Эриху Редеру меморандум, в котором предложил использовать для атаки на конвои так называемую Rudeltaktik, «тактику волчьих стай». В соответствии с ней предполагалось нападать на морской конвой противника заранее сконцентрированным в районе его прохождения максимально возможным количеством субмарин. При этом противолодочный эскорт распылялся, а это, в свою очередь, повышало эффективность атаки и снижало возможные жертвы со стороны кригсмарине.


«Волчьи стаи», по мнению Деница, должны были сыграть существенную роль в войне с Великобританией, основным соперником Германии в Европе. Для реализации тактики, предполагал контр-адмирал, достаточно будет формирования флота из 300 новейших лодок типа VII, способных, в отличие от своих предшественников, на далекие океанские походы. В рейхе немедленно развернулась грандиозная программа строительства подводного флота.




Ситуация принципиально изменилась в 1940-м. Во-первых, к концу года стало ясно, что «Битва за Британию», целью которой было склонить Соединенное Королевство к капитуляции лишь посредством авиационных бомбардировок, была нацистами проиграна. Во-вторых, в том же 1940 году Германия осуществила стремительную оккупацию Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и, что было самым главным, Франции, получив в свое распоряжение практически все Атлантическое побережье континентальной Европы, а вместе с ним и удобные военные базы для рейдов по океану. В-третьих, в состав флота стали массово вводиться требуемые Деницом U-boat типа VII. На этом фоне они приобретали не просто существенное, а решающее значение в стремлении поставить Британию на колени. В 1940 году Третий рейх вступает в неограниченную подводную войну и поначалу достигает в ней феноменальных успехов.




Целью кампании, впоследствии с подачи Черчилля получившей название «Битва за Атлантику», было разрушение океанских коммуникаций, которые связывали Великобританию с союзниками за океаном. Гитлер и военное руководство рейха прекрасно понимали степень зависимости Соединенного Королевства от импортируемых товаров. Срыв их поставок справедливо виделся важнейшим фактором для вывода Британии из войны, а главную роль в этом должны были сыграть «волчьи стаи» адмирала Деница.


Для их сосредоточения прежние военно-морские базы кригсмарине на территории собственно Германии с выходом в Балтийское и Северное моря оказались не слишком удобными. Зато территории Франции и Норвегии позволяли получить свободный доступ на оперативный простор Атлантики. Основной проблемой при этом стало обеспечение безопасности подлодок на их новых базах, ведь они находились в пределах доступности британской (а позже и американской) авиации. Разумеется, Дениц прекрасно понимал, что его флот станет немедленно подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, выживание в которых стало для немцев необходимым залогом успеха в «Битве за Атлантику».


Спасением для U-boat стал опыт германского бункеростроения, в котором инженеры рейха знали толк. Им было ясно, что обычные бомбы, которыми в начале Второй мировой только и обладали союзники, не могут нанести существенного урона зданию, укрепленному достаточным слоем бетона. Проблему с защитой подлодок решили пусть и затратным, но достаточно простым в реализации способом: наземные бункеры стали строить и для них.




В отличие от подобных сооружений, рассчитанных на людей, U-Boot-Bunker возводился с тевтонским размахом. Типичное логово «волчьих стай» представляло собой огромный железобетонный параллелепипед длиной 200-300 метров, внутри разделенный на несколько (до 15) параллельных отсеков. В последних и осуществлялось текущее обслуживание и ремонт подлодок.




Особое значение придавалось конструкции кровли бункера. Ее толщина в зависимости от конкретной реализации достигала 8 метров, при этом крыша не была монолитной: укрепленные металлической арматурой бетонные прослойки чередовались с воздушными. Такой многослойный «пирог» позволял лучше гасить энергию ударной волны в случае прямого попадания в здание бомбы. На крыше же располагались средства ПВО.




В свою очередь, толстые бетонные перемычки между внутренними отсеками бункера лимитировали возможные разрушения даже в случае, если бомба все-таки пробьет крышу. В каждом из таких изолированных «пеналов» могло находиться до четырех U-boat, и в случае взрыва внутри его жертвами стали бы только они. Соседи при этом пострадали бы минимально или не пострадали вовсе.




Сперва относительно небольшие бункеры для подводных лодок начали возводить в Германии на старых военно-морских базах кригсмарине в Гамбурге и Киле, а также на островах Гельголанд в Северном море. Но настоящий размах их строительство приобрело во Франции, ставшей основным местом дислокации флота Деница. С начала 1941 года и в течение следующих полутора лет на Атлантическом побережье страны сразу в пяти портах появились гигантские колоссы, из которых «волчьи стаи» стали отправляться на охоту за конвоями союзников.




Крупнейшей передовой базой кригсмарине стал бретонский город Лорьян на северо-западе Франции. Именно здесь находилась ставка Карла Деница, здесь он лично встречал каждую возвращавшуюся из похода субмарину, здесь возвели сразу шесть U-Boot-Bunker для двух флотилий - 2-й и 10-й.




Строительство продолжалось год, контролировала его «Организация Тодта», а участвовало в процессе в общей сложности 15 тыс. человек, в основном французов. Бетонный комплекс в Лорьяне быстро показал свою эффективность: авиация союзников не смогла нанести ему сколь-нибудь значимый урон. После этого англичане и американцы решили перерезать коммуникации, с помощью которых осуществлялось снабжение морской базы. За месяц, с января по февраль 1943 года, союзники сбросили несколько десятков тысяч бомб собственно на город Лорьян, в результате чего он был на 90% разрушен.


Впрочем, не помогло и это. Последняя U-boat ушла из Лорьяна только в сентябре 1944-го уже после высадки союзников в Нормандии и открытия в Европе второго фронта. После окончания Второй мировой бывшая нацистская база стала успешно использоваться французским ВМФ.




Аналогичные сооружения меньшего масштаба появились также в Сен-Назере, Бресте и Ла-Рошели. В Бресте разместились 1-я и 9-я подводные флотилии кригсмарине. Общий размер этой базы был скромнее «штаб-квартиры» в Лорьяне, но зато здесь был построен крупнейший одиночный бункер во Франции. Он был рассчитан на 15 отсеков и имел габариты 300×175×18 метров.




6-я и 7-я флотилии базировались в Сен-Назере. Для них построили 14-пенальный бункер длиной 300 метров, шириной 130 метров и высотой 18 метров, истратив на него почти полмиллиона кубометров бетона. 8 из 14 отсеков являлись по совместительству сухими доками, что позволяло осуществлять и капитальный ремонт субмарин.



В Ла-Рошели разместили всего одну, 3-ю, подводную флотилию кригсмарине. Ей оказалось достаточно бункера из 10 «пеналов» с габаритами 192×165×19 метров. Крыша из двух 3,5-метровых бетонных слоев с воздушной прослойкой, стены минимум в 2 метра толщиной - всего на здание было истрачено 425 тыс. кубометров бетона. Именно здесь снимался фильм Das Boot - вероятно, самое известное кино о немецких подводниках времен Второй мировой.




В этом ряду некоторым особняком стоит морская база в Бордо. В 1940-м здесь была сосредоточена группировка субмарин, но не германских, а итальянских, основных союзников нацистов в Европе. Тем не менее и тут по приказу Деница программу строительства защитных сооружений осуществляла все та же «Организация Тодта». Особыми успехами при этом итальянские подводники похвастать не могли, и уже в октябре 1942-го их дополнила специально сформированная 12-я флотилия кригсмарине. А в сентябре 1943 года после выхода Италии из войны на стороне «Оси» база под названием BETASOM была полностью занята немцами, оставшимися здесь ещё почти на год.




Параллельно со строительством во Франции командование немецкого ВМФ обратило свое внимание и на Норвегию. Эта скандинавская страна имела для Третьего рейха стратегическое значение. Во-первых, через норвежский порт Нарвик осуществлялась поставка в Германию жизненно важной для ее экономики железной руды из остававшейся нейтральной Швеции. Во-вторых, организация военно-морских баз в Норвегии позволяла контролировать Северную Атлантику, что стало особенно важно в 1942 году в условиях начала проводок союзниками арктических конвоев с товарами по ленд-лизу в Советский Союз. Вдобавок на этих базах планировали обслуживать линкор «Тирпиц» - флагман и гордость Германии.


Норвегии уделялось столь пристальное внимание, что Гитлер лично приказал превратить местный город Тронхейм в одну из Festungen - «Цитаделей» рейха, специальных немецких квазиколоний, с помощью которых Германия могла бы дополнительно контролировать оккупированные территории. Для 300 тыс. экспатов - переселенцев из рейха рядом с Тронхеймом планировали построить новый город, который должен был получить название Нордштерн («Северная звезда»). Ответственность за его проектирование была возложена лично на любимого архитектора фюрера Альберта Шпеера.


Именно в Тронхейме создавалась и основная североатлантическая база для дислокации кригсмарине, включая подлодки и «Тирпиц». Начав здесь осенью 1941 года строительство очередного бункера, немцы неожиданно столкнулись со сложностями, невиданными ранее во Франции. Сталь приходилось привозить, бетон на месте также производить было не из чего. Растянувшаяся логистическая цепочка постоянно разрывалась усилиями по обыкновению капризной норвежской погоды. Зимой строительство вынужденно замирало из-за снежных заносов на дорогах. К тому же оказалось, что местное население с куда меньшей охотой трудилось на великой стройке рейха, чем, например, это делали французы. Приходилось привлекать подневольную рабочую силу из специально организованных рядом концлагерей.


Бункер «Дора» размерами 153×105 метров всего на пять отсеков был с большим трудом достроен только к середине 1943 года, когда успехи «волчьих стай» в Атлантике стали все быстрее сходить на нет. Здесь разместилась 13-я флотилия кригсмарине с 16 U-boat типа VII. «Дора-2» осталась незавершенной, а от «Доры-3» и вовсе отказались.


В 1942 году союзники нашли ещё один рецепт борьбы с армадой Дёница. Бомбардировки бункеров с готовыми лодками результата не давали, зато судостроительные заводы, в отличие от военно-морских баз, были защищены куда слабее. К концу года благодаря этой новой цели темпы строительства субмарин существенно замедлились, и искусственная убыль U-boat, все ускорявшаяся усилиями союзников, уже не восполнялась. В ответ немецкие инженеры, казалось бы, предложили выход.




На незащищенных предприятиях, рассредоточенных по всей стране, теперь планировалось изготавливать лишь отдельные секции лодок. Окончательная их сборка, испытания и спуск на воду производились на специальном заводе, который представлял собой не что иное, как все тот же знакомый бункер для подводных лодок. Первый такой сборочный завод решили построить на реке Везер недалеко от Бремена.



К весне 1945 года силами 10 тыс. строителей - узников концлагерей (6 тыс. из которых в процессе погибли) на Везере появился крупнейший из всех U-Boot-Bunker Третьего рейха. Огромное здание (426×97×27 метров) с толщиной крыши до 7 метров внутри было разделено на 13 помещений. В 12 из них осуществлялась последовательная конвейерная сборка подлодки из готовых элементов, а в 13-м уже завершенная субмарина спускалась на воду.




Предполагалось, что завод под названием Valentin будет производить не просто U-boat, а U-boat нового поколения - тип XXI, очередное чудо-оружие, которое должно было спасти нацистскую Германию от неминуемого поражения. Более мощная, более скоростная, покрытая каучуком, чтобы затруднить работу радиолокаторов противника, с новейшим гидроакустическим комплексом, позволявшим атаковать конвои без визуального контакта с ними, - это была первая действительноподводная лодка, которая могла провести весь боевой поход без единого подъема на поверхность.


Рейху, впрочем, она не помогла. До конца войны лишь 6 из 330 находившихся в процессе строительства и в разной степени готовности субмарин были спущены на воду, и только две из них успели выйти в боевой поход. Завод Valentin так и не был закончен, в марте 1945 года подвергнувшись серии бомбовых ударов. На германское чудо-оружие у союзников появился свой ответ, также невиданный ранее - сейсмические бомбы.




Сейсмические бомбы были ещё предвоенным изобретением британского инженера Барнса Уоллеса, которое нашло свое применение только в 1944 году. Обычные бомбы, взрываясь рядом с бункером или на его крыше, не могли нанести ему серьезный урон. Бомбы Уоллеса были основаны на ином принципе. Мощнейшие 8-10-тонные снаряды сбрасывались с максимально возможной высоты. Благодаря этому и особой форме корпуса в полете они развивали сверхзвуковую скорость, что позволяло им углубляться в грунт или пробивать даже толстые бетонные крыши укрытий подлодок. Оказавшись в глубине конструкции, бомбы взрывались, в процессе производя небольшие локальные землетрясения, достаточные для того, чтобы нанести значительные повреждения даже самому укрепленному бункеру.



Из-за большой высоты их сброса с бомбардировщика снижалась точность, однако в марте 1945 года две из таких бомб типа Grand Slam угодили в завод Valentin. Углубившись в бетон крыши на четыре метра, они сдетонировали и привели к обрушению значительных фрагментов конструкции здания. «Лекарство» для бункеров Деница было найдено, вот только Германия уже и так была обречена.


В начале 1943-го «счастливым временам» удачной охоты «волчьих стай» на союзные конвои пришел конец. Разработка американцами и англичанами новых радиолокаторов, расшифровка «Энигмы» - главной немецкой шифровальной машины, установленной на каждой их подлодке, усиление конвойных эскортов привели к стратегическому перелому в «Битве за Атлантику». U-boat стали гибнуть десятками. Только в мае 1943-го кригсмарине потерял их 43 штуки.


«Битва за Атлантику» стала крупнейшим и самым продолжительным морским сражением в истории человечества. За шесть лет, с 1939 по 1945 год, Германией было потоплено 3,5 тыс. гражданских и 175 военных кораблей союзников. В свою очередь, немцы лишились 783 подлодок и трех четвертей всех экипажей своего подводного флота.


Лишь с бункерами Деница союзники так и не смогли ничего сделать. Оружие, которое могло разрушить эти сооружения, появилось лишь под конец войны, когда почти все они уже были оставлены. Но даже после окончания Второй мировой избавиться от них не получилось: слишком много усилий и затрат потребовалось бы для сноса этих грандиозных конструкций. Они до сих пор стоят в Лорьяне и Ла-Рошели, в Тронхейме и на берегу Везера, в Бресте и Сен-Назере. Где-то они заброшены, где-то превращены в музеи, где-то их заняли промышленные предприятия. Но для нас, потомков солдат той войны, эти бункеры имеют прежде всего символическое значение.