Подготовительная группа бытовой труд картотека. Перспективный план работы кружка ручного труда «Оч.Умелые ручки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Характеристика видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
повысится интерес дошкольников к труду;
сформируются навыки совместной деятельности;
сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
расширятся представления детей об окружающем;
создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
сформируется чувство общественного долга;
труд станет для детей потребностью.
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
Задание №1
«Полив комнатных растений».
Цель : расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
« Мытьё комнатных растений».
Цель : дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».
Цель : обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель : учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за растениями».
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель : учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений».
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений».
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука».
Цель : учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей».
Цель : дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель : формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой».
Цель : учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство в зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели».
Цель : довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец».
Цель : поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель : учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала».
Цель : учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №23 Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель : продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель : формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол».
Цель : учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья».
Цель : учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Задание №31
« Поддержание порядка в шкафу с пособиями
».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.
Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.
Задание №33
«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №34
« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке».
(реставрация книг).
Цель : учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.
Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.
Картотека
трудовых поручений
Старшая группа
составила воспитатель Башкирова Татьяна Васильевна
Карточка-1
«Полив комнатных растений».
Цель: Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-2
« Мытьё комнатных растений».
Цель: Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Карточка-3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пуливелизатора».
Цель: Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
карточка-4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: Учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Карточка-5
«Ухаживаем за растениями».
Цель: Уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Карточка-6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Карточка-7
«Посадка лука».
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Карточка-8
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-9
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-10
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Карточка-11
«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Карточка-12
«Смена грязных полотенец».
Цель: Поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение.
Карточка-13
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
карточка-14
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с помощником воспитателя) »
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Карточка-15
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка-16
«Мытьё строительного материала».
Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
карточка-17
«Мытьё кукол».
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка-18
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
карточка-19
«Наведение порядка в группе».
Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.
Карточка-20
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Карточка-21
«Стирка кукольного белья».
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
карточка-22
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Карточка-23
«Работа в книжном уголке»
(реставрация книг).
Цель: Учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.
Трудовое воспитание в детском саду
«Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.
Штыкова Марина
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию (труд) в подготовительной группе
Перспективный план работы по социально - коммуникативному развитию (труд ) в подготовительной группе .
Составитель : М. С. Штыкова, воспитатель группы №10 .
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь
Понедельник Игра – соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» .
Цель : учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре. Трудовое поручение .
«Смена грязных полотенец» .
Цель : поддерживать устойчивый интерес к труду , стремление старательно выполнять поручение.
Дежурство по столовой.
Цель : учить детей составлять план работы на день , самостоятельно определять дежурных, распределять обязанности.
Беседа о дежурстве.
Цель : Рассказать детям об особенностях дежурства в подготовительной группе , новых задачах дежурных; показать рациональные способы и приёмы работы, требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия).
Вторник Самообслуживание Упражнение «Мой шкафчик»
Цель : Закрепляем, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу. .Рассматривание картины «Труд дворника »
Цель продолжать закреплять знания детей о труде дворника , его рабочем инвентарем, прививать интерес к труду взрослых ; развивать желание поддерживать чистоту. Дежурство по группе .
Цель : Порядок в уголке безопасности.
Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , вызвать желание помогать взрослым. Коллективный труд
«Разложим на места конструктор и строительный материал» .
Цель : прививать детям любовь к порядку и чистоте, продолжать учить трудиться в коллективе .
Среда Беседа , «как мы живём в детском саду» .
Цель : Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду .
Проблемная ситуация «Оказание первой помощи
Цель : закреплять знание детей о предметах опасных для жизни и здоровья человека о правилах поведения во время несчастных случаев. Ручной труд .
Поделки из природного материала (ёжик) .
Цель : Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным материалом. Учить подбирать детали, изображать фигурки в движении, передавать выразительность образа. Закреплять умение скреплять детали с помощью клея. Уточнять представления о свойствах материалов. Беседа.
«Кто работает в школе»
Цель : дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе; познакомить с функциями учителя; способствовать расширению социальных представлений о школе.
Четверг Воспитание культуры поведения во время приема пищи и кислородного коктейля.
Цель : учить аккуратно есть ложкой, и пить из бокала.
Самообслуживание
Цель : Совершенствовать, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу. Чтение литературного произведения.
Сказка «Трудолюбивый хомячок »
Т. А Шорыгина. стр 13-16
Цель : Прививать любовь к труду через худ . Слово; воспитывать трудолюбие .
Цель : Учить убирать свои вещи, ставить стульчики за столы, проверять, все ли остается в порядке перед выходом на прогулку
Пятница Коллективный труд .
«Заклеим книжки» .
Цель : вызвать у детей уважение к труду взрослых , писателей; воспитывать бережное отношение к книгам. Трудовое поручение «Выбери тупые карандаши» .
Цель : продолжать учить детей пользоваться точилкой для карандашей. Дежурство по занятию.
Цель : Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных (раскладывать подготовленные воспитателем материалы, убирать их после занятия, мыть кисточки, стаканчики, протирать клеёнки, столы, организовывать работу товарищей Хозяйственно бытовой труд «Мытьё стульчиков.»
:Цель : Упражнять детей в трудовых действиях , закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в труде со взрослыми .
Понедельник. Словесная игра. «Кто больше назовет столовые приборы»
Цель : Совершенствовать знания детей о столовых предметах и их назначениях. Трудовое поручение «Чистота и порядок в уголке для рисования»
Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , умение видеть беспорядок, самостоятельно его устранять. Дежурство по столовой.
Цель : совершенствовать трудовые умения и навыки трудиться для блага других . Беседа. «Кто работает в детском саду» .
Цель : уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада , показать взаимосвязь между разными видами труда ; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада ; развивать логическое мышление , воображение.
Вторник. «Самообслуживание» Поможем Буратино одеться»
Цель : совершенствовать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться, закреплять взаимопомощь. Рассматривание сюжетных картин. «Мамины помощники»
Цель : развивать связную речь детей , трудолюбие и желание помогать взрослым. Дежурство по группе «Уборка строительного материала»
Цель : совершенствовать умения самостоятельно поддерживать порядок в группе . Коллективный труд . «Заклеим книжки у малышек»
Цель : вызвать у детей желание помочь малышам в заклеивание книг.
Среда Беседа. «Профессии города Ульяновска»
Цель : систематизировать знания детей о профессиях нашего города. Проблемная ситуация «Собачка попала под машину» .
Цель : закреплять знания и умения детей находить выход из проблемной ситуации и оказывать первую помощь. Ручной труд .
«Корзинка из картона» .
Цель : Закреплять умение работать с картоном. Учить детей самостоятельно изготавливать выкройку, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.
«О труде работников швейного производство Русь»
Цель : продолжать знакомить о труде взрослых , воспитывать уважение к труду , развивать любознательность и внимание.
Четверг КГН «Мой внешний вид»
Цель : воспитывать желание быть опрятным, продолжать учить следить за своим внешним видом.. Самообслуживание.
«Уборка постели» .
Цель : Обращать внимание на не расправленную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.
Чтение литературного произведения.
Я. Дягутите. «Руки человека» (из книги рожь поет)
Цель : Прививать любовь к труду через художественное слово; воспитывать трудолюбие .
Самостоятельная деятельность детей.
«Наш книжный дом»
Цель : Учить детей самостоятельно наводить порядок в уголках; воспитывать трудолюбие .
Пятница Коллективный труд .
«Заклеим раскраски»
Цель : вызвать уважение к труду взрослых , воспитывать бережное отношение к книгам, раскраскам. Трудовое поручение .
«Готовим столы к игре»
Цель : продолжать учить детей выполнять действия по инструкции; продолжать воспитывать трудолюбие .
Дежурство по занятию.
Цель : совершенствовать умение самостоятельно готовиться к занятиям и убирать после них рабочие места. Хозяйственно бытовой труд .
«Складывание кроватных покрывал»
Цель : закреплять умения складывать покрывало, воспитывать аккуратность.
Понедельник
Д/и «Завяжем кукле бант»
Цель : учить детей завязывать бантик кукле, правильно выполнять последовательность действий. Трудовое поручение «Порядок в лаборатории экспериментов»
Цель : вызвать интерес детей к предметам в лаборатории, воспитывать трудолюбие , аккуратность. Дежурство по столовой.
Цель : совершенствовать трудовые умения и навыки , умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других . Беседа «Нужные профессии в городе»
Цель : закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей .
«Что мы знаем о стирке»
Цель : Учить сортировать белье по цвету (светлое, тёмное, объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать, отжимать, развешивать .
Вторник Самообслуживание «Наша спортивная форма»
Цель : продолжать развивать у детей умение складывать спортивную форму аккуратно и следить за её чистотой. Рассматривание картинок «Эволюция вещей»
Цель : развивать связную речь детей , наблюдательность,память. Дежурство по группе ««Чистота в театральном уголке»
Цель : совершенствовать умение детей самостоятельно поддерживать порядок в группе . Коллективный труд .
«Уборка в уголке конструирования»
Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , умение видеть беспорядок, самостоятельно устранять его.
Среда Беседа. «Благородные поступки»
Цель : воспитывать миролюбие, желание совершать добрые поступки ради других людей. Проблемная ситуация «История со счастливым концом»
Цель : продолжать закреплять знание детей об опасных предметах, которые находятся дома и правильно пользоваться ими. Ручной труд . «Сюжетная композиция из листьев»
Цель : Учить подбирать красивое сочетание форм и цветов при составлении декоративных композиций. Беседа.
«Профессии наших мам» .
Цель : совершенствовать знания детей о профессиях своих мам, воспитывать уважение к труду взрослых .
Четверг КГН. «Носики – курносики»
Цель : продолжать закреплять умение пользоваться носовым платком. Самообслуживание.
Цель : определять на ощупь мокрые вещи, при необходимости сушить их, выворачивать на изнанку, вешать на батарею, своевременно менять. Рассматривание иллюстраций
«Кто строит дома»
Цель : Учить детей группировать , объединять профессии по общему признаку (каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др.) развивать связную речь .
Самостоятельная деятельность детей.
«Вместе приведем в порядок все игрушки» .
Цель : побуждать детей к опрятности; учить трудиться вместе со всеми , уметь договариваться.
Пятница Коллективный труд .
«Уборка музыкального уголка»
Цель : закреплять умение детей выполнять трудовые поручения , протяженные во времени. Трудовое поручение «Стираем кукольное белье»
Цель : воспитывать трудолюбие , желание помогать взрослым; учиться навыкам стирки (намылить, ополоснуть, выжимать) . Дежурство по занятию.
Цель : совершенствовать навыки самостоятельно раскладывать материал для каждого ребенка, мыть кисточки, непроливайки и застирывать тряпочки. Хозяйственно бытовой труд .
«Смена постельного белья»
Цель : продолжать учить помогать взрослым, снимать свое постельное белье и действовать по инструкции.
Воспитательные задачи:
1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.
2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.
4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).
Сложить аккуратно на полке строительный материал.
Расставить игрушки, посадить красиво кукол.
Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.
Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.
Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.
Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.
Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.
Расчистить дорожку от снега.
Собирать сор, листья в определенное место.
Смести снег с лавочек.
Труд в природе:
Поливать комнатные растения.
Полить грядку на огороде, цветник на участке.
Кормить птиц.
Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).
Сажать лук.
Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.
Средняя группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.
2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.
3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.
4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.
Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).
Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.
Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.
Вытирать разлитую воду после поливки цветов.
Мыть и протирать строительный материал.
Мыть игрушки в группе и на участке.
Наводить порядок в раздевальных шкафах.
Подметать часть участка, веранды, дорожки.
Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.
Собирать песок в горку в песочном дворе.
Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.
Труд в природе:
Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.
Срезать лук специальными ножницами.
Рыхлить землю в цветочных горшках.
Собирать природный материал для поделок.
Собирать щавель, крупные семена.
Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).
Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).
Старшая группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.
3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.
4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.
5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».
Хозяйственно-бытовой труд.
Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.
Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.
Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.
Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.
Протирать лавочки на своем участке и у малышей.
Следить за порядком в песочном дворе.
Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.
Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).
Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).
Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).
Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.
Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.
Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).
Труд в природе:
Пересаживать комнатные растения.
Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.
Высаживать рассаду, ухаживать за ней.
Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.
Полоть грядки на своем участке и участке малышей.
Собирать в саду ягоды и фрукты.
Перекапывать грядки (вторичная перекопка).
Ручной труд:
Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.
Ремонтировать книги.
Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.
Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.
Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.
Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.
Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.