Лев Выготский: очень краткое введение. Выготский Лев Семенович

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ.

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии.

Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских цереехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни «Мысль и язык», которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предстояло стать выдающимся исследователем.

После окончания школы в 1913 г. поехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения - в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей.

Выготский был страстным почитателем театра, не пропускал ни одной театральной премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические этюды и статьи в различные литературные журналы о романах А. Белого, Д. Мережковского.

После революции 1917 г., которую он принял, Лев Семенович уезжает из столицы обратно в родной Гомель, где работает учителем литературы в школе. Позже его приглашают преподавать философию и логику в Педагогический техникум. Вскоре в стенах этого техникума Выготский создает кабинет экспериментальной психологии, на базе которого активно занимается научно-исследовательской работой.

В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Ленинграде, молодой, никому не известный работник просвещения из провинциального городка выступил со своей первой научной работой. Его доклад содержал острую критику рефлексологии. Доклад этот назывался «Методика рефлексологического и психологического исследования».

В нем указывалось на разительное несоответствие классического метода воспитания условного рефлекса задаче научно обусловленного объяснения поведения человека в целом. Современники отмечали, что содержание доклада Выготского было новаторским, и преподнесен он был просто блистательно, чем, собственно, и привлек к себе внимание известнейших психологов того времени А.Н. Леонтьева и А. Р. Лурии.

А. Лурия пригласил Выготского в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента Лев Семенович становится лидером и идейным вдохновителем легендарной тройки психологов: Выготский, Леонтьев, Лурия.

Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им психологическая теория, приобретшая широкую известность под названием «Культуро-историческая концепция развития высших психических функций», теоретический и эмпирический потенциал которой не исчерпан до сих пор. Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре. Эта теория представляет альтернативу существовавшим поведенческим теориям, и прежде всего бихевиоризму.

Согласно Выготскому, все психические, данные природой («натуральные») функции с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.д. Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем закрепляются в его сознании.

Выготский писал: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерапсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Важность этой формулы для исследований в области детской психологии была в том, что духовное развитие ребенка ставилось в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых.

Выготский предпринимал попытки объяснить, каким образом отношения организма с внешним миром формируют его внутреннюю психическую среду. Он убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки (наследственность), так и социальные факторы.

У Льва Семеновича много работ посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в школе. Причем не только нормально развивающихся детей, но и детей, имеющих различные аномалии развития.

Именно Выготскому принадлежит самая выдающаяся роль в становлении науки дефектологии. Он создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментального дефектологического института. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, т.е. его можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы.

Основной упор при изучении психологических особенностей аномальных детей Выготский делал на умственно отсталых и слепоглухонемых. Он не мог, как многие другие его коллеги по цеху, делать вид, что такой проблемы не существует. Раз дефективные дети живут среди нас, необходимо приложить все усилия, чтобы они стали полноправными членами общества. Выготский считал своим долгом в меру сил и возможностей помогать таким обделенным судьбой детям.

Еще один фундаментальный труд Выготского - «Психология искусства». В нем он выдвинул положение об особой «психологии формы», о том, что в искусстве форма «развоплощает материал». Вместе с тем автор отверг формальный метод из-за его неспособности «вскрыть и объяснить исторически меняющееся социально-психологическое содержание искусства». Стремление удержаться на почве психологии, на «позиции читателя, испытывающего воздействие искусства», Выготский доказывал, что последнее является средством преобразования личности, орудием, которое вызывает у нее «огромные и подавленные и стесненные силы». По мнению Выготского, искусство радикально изменяет аффективную сферу, играющую очень важную роль в организации поведения, социализирует ее.

На последнем этапе своей научной деятельности он занялся проблемами мышления и речи и написал научную работу «Мышление и речь». В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью.

Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

Выготскому его научное прошлое уготовило одну альтернативу. Взамен диады «сознание-поведение», вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада «сознание-культура-поведение».

К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству. При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР.

С начала 1930-х гг. на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях.

11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер.

Наследие Л.С. Выготского - это около 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства», работы по проблемам психологического развития человека с рождения (переживания, кризисы) и закономерностям формирования личности, ее основных свойств и функций. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность.

Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки - педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича Выготского А. Р. Лурия называл его гением и великим гуманистом XX в.

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ПЬЯНЗИН Иван Семенович Иван Семенович Пьянзин родился в 1919 году в селе Великопетровка Карталинского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Закончил Верхнеуральский сельскохозяйственный техникум. В 1938 году призван в Советскую Армию. Окончил по

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

ЧЕРНЫШЕНКО Виктор Семенович Виктор Семенович Чернышенко родился в 1925 году в селе Александровка Княжнолиманского района Донецкой области в крестьянской семье. Украинец. В феврале 1943 года призван в Советскую Армию. Учился в школе при учебно-танковом полку в Ульяновске. С

Из книги Сергей Собянин: чего ждать от нового мэра Москвы автора Мокроусова Ирина

ЕЛЬЦОВ Иван Семенович Иван Семенович Ельцов родился в 1910 году в Омске в семье рабочего. Русский. После службы в Советской Армии в 1931 году приехал в Верхний Уфалей. Работал в паросиловом хозяйстве, нормировщиком железнодорожного цеха никелевого завода. В 1940 году поступил

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Абакумов Виктор Семенович Помощник Маршала Советского Союза Берии Лаврентия ПавловичаПо поводу личности Виктора Семеновича Абакумова и по сей день не утихают ожесточенные споры. Одни утверждают, что это был замечательный человек, возглавлявший в годы войны

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Собянин Сергей Семенович БиографияРодился 21 июня 1958 года в селе Няксимволь Березовского района Тюменской области.Окончил Костромской технологический институт в 1980 году и Всесоюзный юридический заочный институт в 1989 году.Кандидат юридических наук.Трудовую

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

Малявин Борис Семенович Генерал-майор Генерального штабаРодился 30 июля 1876 г., православного вероисповедания. Уроженец Волынской губернии. Окончил 3-й Московский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1907).Из училища

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Андрей Семенович Люди постарше помнят такие слова – вычислительный центр (сокращенно ВЦ). До появления персоналок они были во всех уважающих себя учреждениях. Одна-две большие машины, которые обслуживал коллектив инженеров, операторов, программистов.Андрей Семенович

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

СТРОЕВ Егор Семенович (25.02.1937). Член Политбюро ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Секретарь ЦК КПСС с 20.09.1989 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1986 г. В КПСС состоял с 1958 г. по август 1991 г.Родился в деревне Дудкино (ныне Строево) Хотынецкого района Орловской области в семье сельского

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

СУРКОВ Михаил Семенович (02.12.1945). Член Политбюро ЦК КПСС с 25.04.1991 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с июля 1990 г. Член КПСС с 1968 г.Родился в г. Челябинске. Русский. В 1977 г. окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. С 1960 г. слесарь, контролер предприятия в г. Омске. С 1963 г.

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

ШЕНИН Олег Семенович (22.07.1937). Член Политбюро ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Секретарь ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1962 г.Родился на пристани Владимирская Волгоградской (тогда Сталинградской) области в семье служащего. Русский. Через три недели

Из книги Золотые звезды курганцев автора Устюжанин Геннадий Павлович

Л.С. Выготский (1896–1934) Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший

Из книги автора

Выготский Лев Семёнович 1896–1934 советский психолог Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича

Из книги автора

Гераськин Дмитрий Семенович Родился в 1911 году в селе Монастырщина Кимовского района Тульской области. Работал в колхозе. В 1941 году призван, в Советскую Армию. Беспартийный. В октябре 1943 года, будучи в звании сержанта, пал смертью храбрых в боях за Родину. Звание Героя

Из книги автора

Семен Семенович Почти год минуло с того дня, как наши радисты впервые приняли с Большой земли радостную весть о великой победе Красной Армии под Сталинградом, а мы до сих пор продолжали жить событиями того времени. О чем бы ни начинали говорить, неизменно возвращались к

Из книги автора

ЯЗОВСКИХ Иван Семенович Иван Семенович Язовских родился в 1923 году в деревне Язовка Далматовского района в семье крестьянина. По национальности русский, член КПСС с 1952 года.После окончания Топорищевской семилетней школы работал в колхозе. В марте 1942 года призван в армию.

Выготский Лев Семенович (1896-1934 Орша, Российская империя) - известный в мировой психологии сов. психолог.

Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех др. аспектах творчества В.).

В ранний период творчества (до 1925) Выготский разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против. аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма (см. Каузально-динамический анализ).

В течение 10 лет Выготский Л.С. занимался дефектологией, создав в М. лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического ин-та (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («Мышление и речь », 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии (см . Зона ближайшего развития , Обучение и развитие ), проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и многие др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и др. смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотику, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев («тройка»), впоследствии к ним присоединились Л.И. Божович , А.В. Запорожец , Р.Е. Левина , Н.Г. Морозова , Л.С. Славина («пятерка»), создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями во многих странах мира. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Выготский Лев Семенович (1896–1934) - российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами к-рого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное (см . Ассоциация ) течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его Сознание . «История развития высших психических функций», 1931).

На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под к-рыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из к-рой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных.

, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского

Известные ученики А. Н. Леонтьев , А. Р. Лурия , А. В. Запорожец , Л. И. Божович и др.

Лев Семёнович Выго́тский (имя при рождении - Лев Си́мхович Вы́годский ; 5 ноября , Орша , Могилёвская губерния - 11 июня , Москва) - советский психолог . Основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория » в психологии . Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка . По его имени назван коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии » (также «круг Выготского»).

Современное положение в развитии наследия Выготского в России и за рубежом нередко характеризуется как «культ Выготского» (Vygotsky cult, the cult of Vygotsky, the cult of personality around Vygotsky) : "В настоящее время в психологии существует некий «культ Выготского», слепое поклонение, редко когда основанное на понимании и прочтении работ этого, бесспорно, выдающегося ученого" . С другой стороны, в качестве противовеса этому культу, во всем мире с начала 2000х идет «ревизионистская революция в выготсковедении» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Гении и злодеи Лев Выготский Неклассический психолог

    ✪ ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ: Выготский Лев Семенович

    ✪ Идеи Л.С. Выготского и современная дефектология

    ✪ С.Н. Мареев - Л.С. Выготский Часть 1: Проблема Метода

    Субтитры

Биография

Лев Симхович Выгодский (в 1923 году изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Львовича Выгодского (1869-1931) и его жены, учительницы Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874-1935) . Уже через год семья перебралась в Гомель , где отец получил должность заместителя управляющего местного отделения Соединённого банка . Семья Выгодских была вполне зажиточной: вместе с другими наследниками покойного брата Семена Львовича Выгодского, они владели домом в Гомеле . Образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876-после 1940), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации . Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский ( -) . После гибели отца в 1897 году Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье дяди - Семёна Львовича Выгодского и воспитывался вместе с его восьмерыми детьми . Л. С. Выгодский впоследствии изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

Получив начальное образование дома, Л. С. Выготский сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6-й класс казённой гимназии, закончил последние два класса в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера . Продолжал заниматься древнееврейским , древнегреческим , латинским и английским языками с частными учителями, самостоятельно изучил эсперанто . В 1913 году поступил на медицинский факультет Московского университета , но вскоре перевёлся на юридический. Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 году приложением ко второму изданию «Психологии искусства»). В 1916 году опубликовал статьи на литературные темы в посвящённом вопросам еврейской жизни еженедельнике «Новый путь » (в котором он работал техническим секретарём): «М. Ю. Лермонтов (к 75-летию со дня смерти)» и «Литературные заметки (Петербург, роман Андрея Белого)»; опубликовался также в издававшейся Максимом Горьким «Летописи » и «Новом мире». До 1917 года включительно активно писал на темы еврейской истории и культуры, выражая неприятие антисемитизма в русской литературе и негативное отношение к идеям социализма и коммунизма . В 1917 году бросил занятия на юридическом факультете Московского университета и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского .

Работал также в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте. В самом начале 1934 г. Выготский было приглашен в Всесоюзный инстит экспериментальной медицины, который создавался в то время в Москве, для организации в нем сектора психологии. Тем не менее, этим планам не суждено было реализоваться: Выготский был госпитализирован в мае и скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза . Похоронен на Новодевичьем кладбище 13 июня 1934 года .

Хронология важнейших событий жизни и карьеры

  • 1924, январь - участие в работе II Психоневрологического съезда в Петрограде, переезд из Гомеля в Москву, зачисление в аспирантуру и на должность в в Москве (директор иститута - К.Н. Корнилов)
  • 1924, июль - начало работы заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно-отсталых детей отдела Социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) (завотделом СПОН - С.С. Тизанов) Главсоцвоса при Наркомпросе РСФСР; уволен с должности в 1926 г. по инвалидности
  • 1924, 26 ноября-1 декабря - II съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), Москва: на съезде в ходе работы секции умственной отсталости офици­ально заявлен поворот на социальное воспитание как новое направление в развитии советской дефектологии и специальной педагогики; опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л.С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей»
  • 1925, 9 мая - рождение первого ребенка: дочери Гиты
  • 1925, лето - первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал через Германию, где встречался с местными психологами
  • 1925 - защита диссертации Психология искусства . 5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук, договор на издание Психологии искусства был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского
  • 21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 г - туберкулёз, госпитализация в больнице санаторного типа «Захарьино»; по выписке из больницы по медицинским соображениям квалифицирован как инвалид вплоть до конца года
  • 1926 - на протяжении всего года временная нетрудоспособность по причине инвалидности, вызванной восстановлением от лечения хронического туберкулеза; опубликована первая книга Выготского, «Педагогическая психология»; пишет заметки и очерки, составившие незавершенную рукопись о "кризисе психологии", впоследствии, несколько десятилетий спустя, после смерти автора опубликованную под названием Исторический смысл психологического кризиса
  • 1927 - с начала года (официально - с 1 января 1927) возвращается с инвалидности, возобновляет работу в и в ряде др. учреждений Москвы и Ленинграда
  • 1927, 17 сентября - научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУС) утвердила Выготского профессором
  • 1927, 19 декабря - назначен на должность руководителя Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, оставался на этой должности до октября 1928 г. (уволен по собственному желанию), с 1929 года - внештатный научный консультант, руководитель психологическими лабораториями в Экспериментальном дефектологическом институте (преобразованная Медико-педагогическая станция)
  • 1927, 28 декабря - 4 января 1928 г. - Первый Всероссийский педологический съезд, Москва; Выготский принимает участие в работе съезда в качестве соредактора секции трудного детства (редакторы: Л. С. Выготский и Л. В. Занков) сборника тезисов и докладов, а также представляет два доклада: «Развитие трудного ребенка и его изучение» (на секции трудного детства) и «Инструментальный метод в педологии» (на исследовательско-методологической секции); к ним тематически примыкают, соответственно, доклады Занкова «Принципы построения комплексных программ вспомогательной школы с педологической точки зрения» и Лурии «К методике инструментально-психологического исследования»; первая публичная презентация «инструментальной психологии» как исследовательского метода и первая публичная заявка на самостоятельное научное направление в психологии , связанное с именами Выготского и Лурии
  • 1928 - первые публикации в духе самостоятельной психологической теории и по результатам экспериментальных исследований с использванием "инструментального метода": опубликована серия журнальных статей на русском и английском языках и вторая книга Выготского, «Педология школьного возраста»
  • 1928, декабрь - конфликт с директором Института экспериментальной психологии (ГИЭП) К.Н. Корниловым, Выготский подает докладную записку в коллективный орган управления института, Коллегию института; Выготский продолжает работать в Институте психологии в качестве преподавателя психологии, но с конца 1928 г. исследовательская деятельность группы Выготского-Лурии сворачивается в этой организации, а экспериментальные исследования переводятся в Академию коммунистического воспитания , на кафедру (в лабораторию) психологии (заведующий с 1924 г. - Лурия )
  • 1929, апрель - Выготский читает лекции в Ташкенте (вернулся в Москву в начале мая того же года)
  • 1929, осень - первая официальная работа в учреждении системы здравоохранения РСФСР : Выготский зачислен на работу ассистентом (впоследствии: заведующим психологической лаборатории) детской психоневрологии и экспериментальной психологии в Клинике нервных болезней 1 МГУ (уволен не позднее марта 1931 г.)
  • 1929, сентябрь - IX Международный психологический конгресс в Йельском университете ; Лурия представил два доклада, один из которых сделан по итогам его многолетних оригинальных исследований (с применением так называемого сопряженного моторного метода), а другой - в соавторстве с Выготским; сам Выготский в работе конгресса участия не принимал
  • 1930 - рождение второго ребенка: дочери Аси; выходит в свет третья книга (написана в соавторстве с Лурией), «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок» и четвертая книга Выготского, в трех частях (соответственно, в 1929, 1930 и 1931 г.), «Педология подростка»
  • 1930, 25 января-1 февраля - Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград; Выготский принимает участие в работе съезда в качестве члена президиума и соредактора материалов съезда по секции педологии в сборнике тезисов и докладов (другие члены президиума педологической секции и соредакторы: Басов М. Я., Выготский Л. С., Моложавый С. С. и Щелованов Н. М.), а также представляет три доклада:
  • 1930, 23-27 апреля - На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне заочно зачитан итоговый доклад Л. С. Выготского «Le problème des fonctions intellectuelles supérieures dans le systeme des recherches psychotechniques» (тезисы доклада были также опубликованы и на русском языке в 1930 году: «Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования» в журнале Психотехника и психофизиология труда); первая публичная презентация результатов эмирических исследований исследователей Круга Выготского и Лурии как объединенного проекта по изучению "высших форм" и "культурного развития" в условиях нормального и аномального развития
  • 1930, лето - из Берлина переезжают в Советский Союз и приступают к работе в сотрудничестве с исследователями Круга Выготского-Лурии бывшие студентки Курта Левина Нина Каулина и Гита Биренбаум : начало полномасштабного пересмотра исследовательской программы и сближения «инструментальной» и «культурно-исторической» психологии Выготского с немецко-американским гештальтистским движением в психологии
  • 1930, 9 октября - доклад о психологических системах , сделанный в Клинике нервных болезней 1 МГУ: заявлено начало новой исследовательской программы, нацеленной на изучение психологических систем ; фактический отказ от изучения от изолированных "психологических функций"
  • 1931, январь-февраль - начало первой официальной работы в системе Наркомздрава : приказом по Наркомздраву от 17 февраля 1931 Выготский зачислен на работу в должности замдиректора по научной части
  • 1931, 1 марта - из научного сотрудника 1 разряда переведен в действительные члены (директор института - А.Б. Залкинд)
  • 1931, весна-лето - начало марта: реактологическая дискуссия в Государственном институте психологии, педологии и психотехники; в ходе обсуждения Выготский и Лурия публично отказываются от "реактологии" и механицизма "инструментального периода" 1920х годов ; май-август: первая психологическая экспедиция Лурии в Среднюю Азию (при заочном участии Выготского) ; третья ученица Курта Левина Блюма Зейгарник переезжает из Берлина в Москву и присоединяется к Кругу Выготского-Лурии ; Выготский поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с А.Р Лурией
  • 1931, 22 октября - смерть отца
  • 1932, март - доклад Выготского в Институте психологии, педологии и психотехники: первая публичная презентация исследователького проекта и проекта книги "Мышление и речь" (директор института - В.Н. Колбановский)
  • 1932, лето - вторая психологическая экспедиция Лурии в Среднюю Азию (при непосредственном участии Курта Коффки и заочном участии Выготского)
  • 1932, декабрь - доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове
  • 1933, апрель-май - Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским
  • 1934, январь-февраль - Выготский получает приглашение и начинает работу над созданием специализированного психологического отдела во (ВИЭМ), в Москве
  • 1934, 9 мая - Выготский переведен на постельный режим
  • 1934, 11 июня - смерть
  • 1934, декабрь - выход в свет посмертного сборника работ 1928-1934 гг. под названием "Мышление и речь"

Места работы после 1924 г.

  • (с 1924 - научный сотрудник 2 разряда, с 1931 - действительный член),
  • (ГИНП) при ЛГПИ и в (в 1927-1934),
  • Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (АКВ) (1929-1931),
  • Клиника нервных болезней при Первом Московском государственном университете (1-й МГУ) (в должности ассистента, затем заведующего психологической лабораторией; см. Россолимо, Григорий Иванович ) (1929-1931)
  • Второй Московский государственный университет (2-й МГУ) (1927-1930), а после реорганизации 2-го МГУ -
    • Московский педагогический государственный университет (МГПИ им. А. С. Бубнова) (1930-1934; заведующий кафедрой педологии трудного детства) и
    • (МГМИ) (1930-1934; заведующий кафедрой общей и возрастной педологии);
    • (вплоть до ликвидации института в 1931 г.)
  • при Секции естествознания Комакадемии (член секции с 17.03.1930: АРАН. Ф.350. Оп.3. Д.286. ЛЛ.235-237об )
  • (с начала 1931 г. в должности зам.директора института по научной части)
  • (ЭДИ им. М. С. Эпштейна) (1929-1934, научный руководитель исследовательской лаборатории)

Также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы , Ленинграда , Харькова и Ташкента , например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в апреле 1929 года).

Семья и родственники

Хая-Анна Семёновна Выгодская (Хавина, 1895-6 июня 1936) . Зинаида Семёновна Выгодская (1898-1981) , лингвист, автор русско-английских и англо-русских словарей , переводчик. Эстер (Эся) Семёновна Выгодская (1899-1969) . Клавдия Семёновна Выгодская (1904-1977) , лингвист, автор русско-французских и французско-русских словарей . Мария Семёновна Выгодская (1907-1990) . Давид (предположительно 1905-1918 или 1919). Гита Львовна Выгодская (1925-2010) - психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник , соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996) (её дочь - Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук). Ася Львовна Выгодская (1930-1985), кандидат биологических наук, научный сотрудник .
  • Двоюродный брат - Давид Исаакович Выгодский , поэт, литературовед, переводчик (его жена - детская писательница Эмма Иосифовна Выгодская).

Научный вклад

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма , в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», незаконченная рукопись, ), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя «высшие» формы поведения к «низшим» элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психологических функций как структурных единиц деятельности мозга . Изучая развитие и распад высших психологических функций на материале детской психологии , дефектологии и психиатрии , Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это «динамическая смысловая система» находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» лишь однажды встречается в текстах самого Выготского, это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского . С начала 21 века во всем мире происходит исторический анализ упущенных возможностей в оригинальной теории Выготского, пересмотр традиционных оценок творческого наследия Выготского советского периода и разработка новых, - изначально задуманных автором, но впоследствии забытых или проигнорированных в советской психологии 20 века-путей его развития на современном этапе (см., напр. ). Это интеллектуальное движение в ряде недавних публикаций стало широко известно как «ревизионистская революция» в выготсковедении .

Учение о «высших психологических» процессах

На протяжении всего десятилетия своей научной карьеры психолога (1924-34) Выготский всегда понимал смысл своей научной работы как разработку учения о «высших психологических» процессах, явлениях, функциях, системах функций, форм поведения, и т.п. При этом он подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: ergo жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) - взяли его как понятие психического, а не психологического, - мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять» . При этом Выготский подчеркивал принципиальную важность различения психологических и психических явлений с точки зрения диалектической психологии и, в частности, его психологической теории:

Диалектическая психология... не смешивает психические и физиологические процессы, она признает несводимое качественное своеобразие психики, она утверждает только, что п с и х о л о г и ч е с к и е процессы едины. Мы приходим, таким образом, к признанию своеобразных психофизиологических единых процессов, представляющих высшие формы поведения человека, которые мы предлагаем называть психологическими процессами, в отличие от психических и по аналогии с тем, что называется физиологическими процессами .

Более того, в своих работах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические » для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория . Тем не менее, сразу после его смерти тексты Выготского стали подвергаться систематической правке при подготовке к публикации, что в конечном счете привело к системным фальсификациям его научного наследия в послевоенных публикациях работ Выготского на протяжении всего советского периода 1950х-1980х годов .

Культурно-историческая теория

Самое яркое выражение посмертной фальсификации наследия Выготского представлено в так называемой "культурно-исторической" теории Выготского. В незаконченной и неозаглавленной рукописи работы, опубликованной в искаженном виде в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (название дано по первым словам текста, работа над рукописью завершена не позднее ) и представленной как основная теоретическая работа этого автора, дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики, согласно которой необходимо различать низшие и высшие психологические функции, и соответственно два плана поведения - натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психологических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психологические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психологическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психологических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено - стимул-средство, или знак .

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психологических функций, - «ситуация буриданова осла ». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы» . Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.

Он отмечал, что операция с бросанием жребия обнаруживает новую и своеобразную структуру, так человек сам создает стимулы, определяющие его реакции, и употребляет эти стимулы в качестве средств для овладения процессами собственного поведения.

Разрабатывая метод исследования высших психологических функций, Выготский руководствуется принципом «проявления великого в самом малом» и помимо бросания жребия анализирует такие явления как «завязывание узелка на память» и счет на пальцах.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания . Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики . В данной работе Выготский указывает на различный генезис развития мышления и речи в филогенезе, и что отношения между ними не являются постоянной величиной. В филогенезе обнаруживается доречевая фаза интеллекта, а также доинтеллектуальная фаза развития самой речи. Но в процессе онтогенетического развития в какой-то момент мышление и речь пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

Внутренняя речь, по Выготскому развивается путём накопления длительных функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребёнка вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции речи и наконец, речевые функции усваиваемые ребёнком становятся основными функциями его мышления.

Возрастная и педагогическая психология

В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития , определяемая как «своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Л. С. Выготский отмечал, что культура создает особые формы поведения и видоизменяет деятельность психической функции. В этой связи, понятие культурного развития ребёнка объясняется им как процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. В развитии ребёнка повторяются оба типа психического развития: биологический и исторический. Иными словами, эти два типа развития находятся в диалектическом единстве.

Ревизионистское движение в выготсковедении

Современное положение дел в критическом международном выготсковедении 21 века характеризуется как преодоление «культа Выготского» и «ревизионистская революция в выготсковедении» . Критика различных интерпретаций Выготского началась ещё в 1970-е годы как в Советском Союзе, так и за рубежом: в 1980е-1990е г. , а особенно - в 21 столетии . Число критических публикаций неуклонно возрастало все это время вплоть до наших дней и лишь в недавнее время, в 2000-е годы, окончательно оформилось в ходе «ревизионистской революции» в выготсковедении . Ревизии подвергаются как качество переводов Выготского и многочисленных участников круга Выготского , так и аутентичность его текстов, опубликованных в Советском Союзе на русском языке . Вся эта критическая литература вносит большой вклад в переоценку также и исторической роли и теоретического наследия Выготского в контексте современной науки. Ревизионистское движение включает в себя ученых из Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Канады, Кореи, Нидерландов, России и Южной Африки, и стремительно растет. Целая серия ревизионистских публикаций состоялась недавно в журналах Вопросы психологии и PsyAnima, Dubna Psychological Journal.

Полное собрание сочинений Выготского

Существенным компонентом ревизионистского движения в выготсковедении является работа над добровольным, некоммерческим научно-издательским проектом «PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского» («PsyAnima Complete Vygotsky» project) , в ходе которой целый ряд текстов Выготского впервые становится свободно доступен широкому кругу читателей, причем в виде, очищенном от цензуры, редакторских вмешательств, искажений и фальсификаций в посмертных советских изданиях более позднего времени . Эта издательски-редакторская работа подкрепляется потоком критических исследований и научных публикаций по вопросам текстологии, истории, теории и методологии психологической теории Выготского и участников круга Выготского-Лурии .

Память

  • Факсимильные издания, вышедшие и бесплатно доступные в рамках некоммерческого издательского проекта PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского
  • Институт психологии имени Л. С. Выготского РГГУ
  • Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского
  • В честь Л. С. Выготского названа улица в микрорайоне Новинки в Минске и переулок в центре Москвы (2015).
  • Памятник Выготскому в корпусе гуманитарных факультетов

1896-1934) - известный в мировой психологии сов. психолог. Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех др. аспектах творчества В.). В ранний период творчества (до 1925) В. разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против, аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии ("Исторический смысл психологического кризиса"), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма (см. Каузально-динамический анализ). В течение 10 лет В. занимался дефектологией, создав в М. лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического ин-та (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. ("Мышление и речь", 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии (см. Зона ближайшего развития, Обучение иразвитие), проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и многие др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и др. смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотику, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев ("тройка"), впоследствии к ним присоединились Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина ("пятерка"), создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями во многих странах мира. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: Основные труды В.: Собр. соч. в 6 тт. (1982-1984); "Педагогическая психология" (1926); "Этюды по истории поведения" (1930; в соавторстве с Лурия); "Психология искусства" (1965). Лучшая биографическая книга о В.: Г. Л. Выгодская, Т. М. Лифанова. "Лев Семенович Выготский" (1996). См. также Инструментализм, Интеллектуализация, Интериоризация, Культурно-историческая психология, Метод двойной стимуляции, Функционализм, Экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович

Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно-исторической теории поведения и развития психики человека. Профессор (1928). Окончив юридический факультет Первого государственного московского университета и одновременно историко-филологический фак-т Народного ун-та А.Л. Шанявского (1913-1917), преподавал с 1918 по 1924 г. в нескольких институтах Гомеля (Белоруссия). Играл важную роль в литературной и культурной жизни этого города. Еще в дореволюционный период В. написал трактат о Гамлете, где звучат экзистенциальные мотивы об извечной скорби бытия. Организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище Гомеля и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ (Педагогическая психология. Краткий курс, 1926 г.). Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства. В 1924 г. В. переезжает в Москву, становится сотрудником Института психологии МГУ, директором которого был назначен К.И. Корнилов и перед которым была поставлена задача перестройки психологии на основе философии марксизма. В 1925 г. В. публикует статью Сознание как проблема психологии поведения (Сб. Психология и марксизм, Л.-М., 1925) и пишет книгу Психология искусства, в которой обобщает свои работы 1915-1922 гг. (издана в 1965 и 1968 гг.). Ктеме искусства впоследствии он возвращается только в 1932 г. в единственной статье, посвященной творчеству актера (и уже с позиций общественно-исторического понимания психики человека). С 1928 по 1932 В. работает в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, где создал психологическую лабораторию на фак-те, деканом которого был А.Р. Лурия. В этот период интересы В. концентрировались вокруг педологии, которой он пытался придать статус отдельной дисциплины и вел исследования в этом направлении (Педология подростка, 1929-1931). Совместно с Б.Е. Варшавой издал первый отечественный Психологический словарь (М., 1931). Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. Работы В. и других психологов подвергались в печати и на конференциях резкой критике с идеологических позиции, что очень затрудняло дальнейшее развитие исследований и внедрение их в практику педагогики. В 1930 г. в Харькове была основана Украинская психоневрологическая академия, куда были приглашены А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. В. часто навещал их, но Москву не оставил, т.к. у него в этот период налаживались отношения с Ленинградским государственным ун-том. В последние 2-3 года жизни он занялся формулировкой теории детского развития, создав теорию зоны ближайшего развития. За десять лет пути в психологической науке В. создал новое научное направление, основу которого составляет учение об общественно-исторической природе сознания человека. В начале же своего научного пути он считал, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку. Позднее В. осуждает рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье Сознание как проблема поведения (1925) он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. доказывает, что благодаря труду происходит удвоение опыта и человек приобретает способность строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле. Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем - речевую реакцию) В. усматривает в слове особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу В. В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми В. большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки - дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические идеалы. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, В. изложил в работе Развитие высших психических функций, написанной им в 1931 году. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности - сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением (этот процесс был назван интериоризацией).В последующих работах В. делает упор на исследовании значения знака, то есть на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому новому подходу, он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в его главном труде Мышление и речь (1934). Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие, охватывая широкий круг проблем, имеющих большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о зоне ближайшего развития, согласно которому только то обучение является эффективным, которое забегает вперед развития, как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Умственное развитие трактовалось В. как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства аффекта и интеллекта, однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование, основное содержание которого составляет анализ Страстей души Р. Декарта - работы, которая, согласно В., определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. В. полагал, что перспектива преодоления дуализма заложена в Этике В. Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, В. не показал. Труды В. отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. В. полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 г., хотя работа была написана в 1927 г., так и называлась- Исторический смысл психологического кризиса. Этот смысл, как считал В., заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создание особой дисциплины общей психологии как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В этих целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний. В связи с этим В. намечает (также нереализованный, как и многие другие его замыслы) проект разработки психологии в терминах драмы. Он пишет о том, что динамика личности - это драма. Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли на сцене жизни. Во внутреннем плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда ум с сердцем не в ладу. Хотя ранняя смерть не позволила В. реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи В. получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии и др.. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Труды.В изданы в Собрании сочинений в 6-ти т. - М, Педагогика, 1982 - 1984, а также в книгах: Структурная психология, М., МГУ, 1972; Проблемы дефектологии, М., Просвещение, 1995; Лекции по педологии, 1933-1934, Ижевск, 1996; Психология, М., 2000. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

советский психолог. 1896–1934

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Он был вторым из восьмерых детей в семье.

Образованием мальчика занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога.

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно – историко-философский факультет народного университета им. Шанявского.

С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; читал лекции в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педагогический факультет 2-го МГУ и др.), Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925 год, опубликовано в 1965 году).

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись создана в 1926 году), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Он разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка.

В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. Наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка.

Лев Семенович начал свою научную и практическую деятельность в области дефектологии еще в 1924 году, когда он был назначен заведующим подотделом аномального детства при Наркомпросе. В последующие годы. Л.С. Выготский вел не только интенсивную научную, но и проделал большую практическую и организационную работу в этой области.

В 1926 году им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции в Москве. За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции, а затем стал ее научным консультантом.

В 1929 году на базе названной выше лаборатории создается Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ЭДИ). Директором института был назначен И.И. Данюшевский. С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С. Выготский был его научным руководителем и консультантом.

В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.

В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 году Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.

Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для практической разработки проблем дефектологии. Созданная Л.С. Выготским научная система в этой области знаний имеет не только историографическое значение, но и существенно влияет на развитие теории и практики современной дефектологии. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.

Изучая развитие и распад высших психических функций, Выготский приходит к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Эти опыты ложатся в основу общепсихологической концепции, известной как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрывается общественно-историческая природа сознания, высших психических функций. В книге «История развития высших психических функций» (1930–1931 годы, опубликованной в 1960 году) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Им была сформулирована проблема возраста в психологии, предложен вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу.