Композиционные средства в дизайне. Гармония цвета в композиции

Гармония (греч.Harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, характеристика прекрасного. В дизайне же гармония - это совместимость элементов, составляющих композицию. Каждый элемент дизайна должен дополнять другой цветом, формой, размерами, фактурой, структурой. Если в дизайне присутствует гармония, то его тему очень просто увидеть, она может быть утонченной, романтичной, вызывающей, шокирующей, броской, смешной и т.д. Любая дизайнерская композиция основана на определенных принципах, иначе она не будет восприниматься как нечто гармоничное, целое.

Композиция (от лат. compositio) - составление, связывание. Это планомерное, строго определенное соединение предметов, переданное дизайнером в своей работе. Композиция всегда имеет определенное содержание, характер, назначение.

Замысел - база, план всей будущей композиции. Началом создания дизайна служит идея, которую нужно хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску новой формы. Часто идея передается в названии композиции. Свои имена имеют не только картины, скульптуры, но и композиции оригинальные предметы интерьера. Название заставляет зрителя задержаться у композиции, более внимательно вглядеться и открыть то, что он вначале не заметил, а также добавить новую гамму ощущений к своей первой реакции. На Востоке очень часто различные предметы интерьера украшаются фразами, написанными каллиграфическим почерком.

Для реализации своего замысла в конкретный образ необходимо владение определенными правилами, законами, приемами, которые позволяют создать гармоничную композицию.

Основные понятия дизайна и композиции

Признаки композиции: целостность, наличие доминанты, уравновешенность.

Типы композиции: замкнутая, открытая, симметричная, асимметричная, статичная, динамичная.

Формы композиции: центрическая, линейно-ленточная, плоскостная, объемная, пространственная, комбинированная.

Элементы композиции: пространство, линия, пятно (точка), форма, цвет, свет и тень, фактура и текстура.

Композиционные средства: повтор, группировка, наложение и врезка, членение, градация, ритм, доминанта, контраст, нюанс, масштаб, формат, пропорция, конструкция, контрапункт, трехкомпонентность, простота, стилизация.

КОМПОЗИЦИЯ

Признаки композиции

Целостность

Если композиция выделяется в окружающем пространстве как единое целое, то можно говорить о ее целостности

Все элементы дизайна должны быть расположены таким образом, чтобы композиция была максимально выразительна, обладала целостностью и не содержала таких частей, которые бы противоречили функциональности, конструктивности, эстетичности. Все элементы должны работать на общую идею. Часто дизайнеру ради сохранения единства приходится отказываться от красивой и интересной детали, если она противоречит замыслу. Целостность дизайна определяют следующие правила:

1. Ни один дополнительный элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.

2. Главные и второстепенные части не могут меняться местами без ущерба для целого.

3. Ни одна часть не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

Наличие доминанты (фокусной зоны)

Фокусная зона - это центр зрительного интереса, наибольшего акцента, главный элемент композиции, который сразу бросается в глаза. Именно ему служат все остальные второстепенные элементы, направляя взгляд зрителя. Это смысловой центр. Часто фокусная зона состоит из самых больших и ярких элементов и является центром баланса. Как правило, фокусные элементы располагаются первыми при составлении дизайна. Фокусная зона не должна быть настолько большой, чтобы забить всю композицию. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с ее геометрическим центром. Фокус композиции может быть и на дальнем плане, и на ближнем, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, соподчиняясь между собой. И именно фокусная зона определяет всю идею композиции, делает ее выразительной.

Выразительность в дизайне наиболее ярко и точно выявляет замысел. Являясь категорией творческой, выразительность рождается всеми средствами композиции. Она проявляет себя только в законченном произведении, являясь конечным продуктом композиции, ее целью, вершиной.

Уравновешенность (баланс)

Термин «баланс» относится как к зрительному восприятию стабильности композиции, так и к ее физической устойчивости. Композиция должна быть устойчивой в буквальном смысле и не разваливаться на части. Зрительный баланс более сложное понятие. Безусловно, симметричные композиции изначально уравновешенны. Но часто, оригинальный дизайн не имеет оси или центра симметрии. Равновесие же создается путем правильного расположения элементов и их цветов в композиции. Хорошего баланса в дизайне можно добиться путем

правильного расположения предметов с различным визуальным весом. Более «тяжелые» (большие по размерам и более темные, грубоватые) элементы обычно размещают ближе к центру композиции, а более «легкие» (меньшие по размерам и более светлые) - ближе к краям. Уравновесить композицию может одна- единственная точка, поставленная в нужном месте. При этом чем ярче цвет, тем меньшего размера будет уравновешивающее пятно.

Если убрать один из элементов, композиция развалится как физически, так и зрительно - станет незаконченной, фрагментарной. Поэтому уравновешенность, законченность - основа гармоничной композиции.

Типы композиции

Замкнутая композиция

В замкнутой композиции все элементы как бы замыкаются сами на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферии, возвращаясь через другие второстепенные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру. Все композиционные элементы тесно связаны между собой. Для замкнутой композиции характерно наличие полей, точных границ, рамок.

Открытая композиция

В свободной композиции отсутствует фокусирование взгляда на центре композиции. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение. Это может быть центробежная композиция -визуально создается эффект поступательного движения или скольжения по спирально

Симметричная композиция Основная черта такой композиции - симметрия, которая настолько крепко «держит» всю композицию, что является основой ее целостности. Строить такую аранжировку легко - достаточно наметить границы и ось симметрии. Симметрия отвечает одному из законов природы - стремлению к устойчивости, поэтому симметричные композиции гармоничны и уравновешенны. Но они статичны, часто не интересны, в них отсутствует динамика и развитие.

Асимметричная композиция

Асимметричная композиция не содержит оси или точки симметрии. Она более сложна в построении, так как автору нужно уделять особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения гармоничного дизайна. Зато такая композиция выразительна, динамична, интересна.

Статичная композиция

Композиции этого типа визуально устойчивы, неподвижны, часто симметрично уравновешенны. Они могут быть глубокими, философскими, а могут быть тяжелыми, скучными, застывшими, «мертвыми».

Динамичная композиция

Порыв, движение, открытость - это черты динамичной композиции. Стремительность, калейдоскоп образов, напор, скорость, бег времени, новизна, стремление разрушить устоявшееся равновесие. Визуально такие ощущения создаются благодаря асимметрии, открытым границам. Динамичные композиции сложней, индивидуальней. От мастера требуется особое чувство гармонии, чтобы такая композиция была целостной и уравновешенной.

Формы композиции

Точечная композиция

В точечной (центрической) композиции всегда просматривается центр, от которого могут разбегаться или притягиваться ее составляющие. Здесь фокус - главный элемент, организующий изображение.

Плоскостная (фронтальная) композиция

Такая композиция предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Она не имеет осей и центра симметрии, ярко выраженного фокуса, не стремится к компактности

Объемная композиция

Восприятие объемной композиции происходит во многих ракурсах, в трех измерениях пространства. Целостность композиции оценивается с нескольких точек наблюдения и не может быть охвачена единым взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, который является промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна. Объемная композиция чувствительна к освещенности, к направленности света. Здесь особую роль играет свет и тень.

Пространственная композиция

Гармоничное расположение объемных художественно-декоративных элементов в пространстве считается пространственной композицией. Здесь важную роль играет активное использование пространства между отдельными предметами, игра света и тени, объема и цвета. При этом каждый элемент дизайна должен быть представлен с самых выгодных сторон и служить общему замыслу декоратора.

Композиционные средства

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия - это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный - в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т. д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор - это устойчивость и равновесие; вертикальный - стройность, высота; диагональный, спиральный - активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) и нерегулярным, который более интересен, так как позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Группировка

Один из самых распространенных приемов в составлении композиции С помощью группировки можно сосредоточить элементы в одном месте и последовательно распределить их в другом, выделить композиционный центр. Создать асимметричный баланс, придать движение или создать ощущение неподвижности. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части, размеры фигур, их фактуру и т. д. - все, что зрительно отличается одно от другого.

Наложение и врезка

Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрывание силуэтов. Это незаменимый прием для пространственных композиций, а также при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особый эффект достигается, когда одновременно используется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

Членение

Прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой и монотонной поверхности. Членение широко применяется в архитектуре, декоре помещений.

Градация

Градация возникает, когда два или больше идентичных элемента с каждым повторением изменяются в сторону увеличения или уменьшения. При этом дизайнер заставляет взгляд следить за этим процессом, что создает динамику и яркость образа. Градация может проявляться в следующих видах:

Изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними; сохраняется величина элементов, но изменяются интервалы

Между ними; изменяются и величина элементов, и интервалы между ними;

Градации цвета от светлого к темному, от одного тона к другому;

Изменение кривизны линий, или их наклона. Линия, форма, цвет, фактура, пространство часто используются в градации.

Ритм - закономерное чередование, или последовательное изменение элементов, повторение, приводящее к гармонии и придающее дизайну стройность и четкость. Ритм способствует организации элементов, задает динамическое развитие. Ритм - это эффект движения в композиции, который может быть достигнут чередованием формы или цвета, сменой размеров элементов композиции. Ритм является динамической составляющей дизайнерского проекта. Внутренняя экспрессия заряжает энергией зрителя, приносит радость, вдохновение. Монотонность делает композицию унылой и неинтересной. Ритмами пронизана вся жизнь природы: суточный, лунный, годовой, солнечный ритм, морские волны, гребни песков пустыни, мерцание звезд во вселенной, альфа и бета ритмы мозга человека - все это пульс природы. Художники древности пытались чутко уловить этот ритм и воплощали его в орнаментах. Так, египетский орнамент с изображением лотоса представляет собой непрерывную линию жизни, сочетающую все фазы ее развития: почка (зарождение), цветок (расцвет), стебель (связь), капли (праматери жизни). Орнаменты, созданные в разных странах в разное время, часто имеют схожие геометрические построения. И в то же время каждый передает индивидуальные черты породивших их культур. Глядя на кружки, крестики и волны древних орнаментов своим просвещенным взором, мы воспринимаем их как стильное украшение предметов этнического направления. Хотя для их создателей - дизайнеров того времени, эти знаки имели определенное значение. Они были не просто рисунками, а символами, знаками, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира.

Доминанта

Определенный участок дизайна должен привлекать внимание, иначе глаза зрители будут беспокойно блуждать и ни на чем не останавливаться, что создаст напряжение, ощущение незаконченности. В качестве доминанты (фокуса) может быть использован любой элемент дизайна. Фокус - это и есть привлечение внимание к определенному месту. Когда имеется несколько ярких элементов, особенностей, глаза отвлекаются от центральной идеи в поисках наиболее важной детали, чтобы сконцентрироваться.

Композиция не может быть выразительной, если она не акцентирована, когда главные компоненты находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или дополнительные элементы расставлены с равными промежутками. Расположенные в одной плоскости и на одинаковом расстоянии элементы создают монотонную неестественную композицию. Поэтому уделяется большое внимание тому, чтобы компоненты не находились в одной плоскости, а создавали впечатление объемности и многоплановости. Монотонность создает и четко выраженная фокусная точка. Композиция, в которой главный элемент находится точно в середине, скучна. Если же его переместить немного в сторону, появится динамика.

Контраст и нюанс

Контраст - (франц. contraste), резко выраженная противоположность. Выразительность многих композиций часто определяется контрастом - резко выраженным противопоставлением двух начал. Свет и тень, объем и плоскость, большое и малое, черное и белое, матовое и блестящее. Контраст очень выразителен, ведь это интрига, столкновение, начало процесса, выделение на общем фоне, активность, авторитарность. Если от композиции требуется привлечь внимание, создать настроение праздника, активизировать, шокировать, тогда смело используйте контрасты. В то же время контраст, являясь очень активным средством восприятия, может вызвать утомление, раздражение, агрессию. В больших количествах он просто невыносим. Поэтому при использовании контраста надо соблюдать меру.

Нюанс (франц. nuance) - оттенок, тонкое различие, едва заметный переход в цвете, мысли, звуке. Используя мягкие, слабо выраженные отличия, можно создать элегантную благородную композицию. Это самое тонкое и деликатное из композиционных средств.

Масштаб - это отношение всей композиции дизайна к окружающим ее предметам. Необходимо хорошо продумать предназначение композиции, место, где она будет располагаться, и только тогда определить ее конструкцию и масштаб. Иначе она будет смотреться гротескно.

Пропорция

Пропорция - это размер каждого элемента композиции по отношению к другому, а также ко всей композиции. Пропорцию можно сравнить с ингредиентами рецепта, которые должны быть взяты в определенном соотношении. И главное здесь не сделать ваше блюдо безвкусным или пересоленным.

Конструкция

Конструкция определяет параметры композиции, ее высоту, ширину, глубину. Вначале дизайнер представляет свою композицию в законченном виде. Затем продумывает пути ее конструирования. И только потом следует приступать к воплощению, предварительно приготовив все вспомогательные средства и необходимые материалы.

Трехкомпонентность

Для убедительного выражения сложного и разнообразного движения необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала между элементами). Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.

Простота

Максимальной убедительности и выразительности образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

Стилизация

Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур. Стилизуя, дизайнер выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, выделяет главное, находит ритмическую основу. Природные формы слишком перегружены несущественными деталями, случайной пластикой, обилием цветовых нюансов, отвлекающих от замысла композиции.

Формообразование.

Форма в дизайне - это внутренняя организация структура изделия, наиболее ярко выражающая содержание, форма должна соответствовать назначению техническим характеристикам эргономическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к изделиям. Основными критериями при создании формы изделий быта служат функциональные свойства, а также эстетики и моды. Основополагающие свойства формы - материальность и характер расположения в пространстве. Материальную форму условно называют объемом. Поверхность грани, линии, точки объема представляют собой геометрические элементы формы.

Гармоничная форма изделия это такая форма, в которой достигнута всесторонняя гармонии: внешнего и внутреннего, частей и целого, с человеком с материальной основой со средой.

Предмет должен быть образован по возможности наиболее лаконично, с экономией декоративных средств. Лаконичная форма - это признак рациональной конструкции и удачного использования материала.

Дизайнерское решение изделий осуществляется по средствам формообразования. Формообразование это творческий процесс создание формы изделия на основе учёта объективных важнейших факторов, а также закономерностей композиции. Процесс формообразования изделия протекает в определённом порядке. Этот порядок - структура вполне закономерная и представляется так:

Выявление характера объёмно пространственной структуры и технических закономерностей;

Достижение соразмерности целого и частей;

Уточнение пластики внешней формы изделия.

Формообразование служит инструментом материализации объекта дизайна.

Дизайн и композиция в дизайне

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Классические виды дизайна:

1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда... Здесь уже идет работа с объемом.

3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов. (во блин! как нам повезло, что никакого отношения к этому виду дизайна мы не имеем!)

Новые виды дизайна . Выделяют две группы:

* Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн (различные технические сооружения, например мосты).

* Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн.

Важно . Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой. (к сожалению, неопытные web-дизайнеры часто делают наоборот: находят какой-нибудь красивый шаблон сайта и содержимое сайта подгоняют под этот шаблон. )



Композиция в дизайне . Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.

Сущность понятия "композиция"

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Сущность понятия "гармония"

Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия "формальность"

Формальная композиция . Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

Характеристики и свойства элементов композиции

Через структурную организацию элементов композиции

3 основных вида композиции : фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная . Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная . Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная . Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции :

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет...

Элементы композиции

3 основных элемента: точка, линия, пятно.

У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот)

Классификация свойств пятен:

Физические : величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

Субъективные : (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

Размещение элементов

Степень контакта элементов композиции :

* Полное отсутствие связи.

* Подразумевающиеся (логические) связи.

* Физический контакт или очевидные связи.

* Физический контакт со слиянием группы, монолит.

Композиционные оси - это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции.

Размещение фронтальной композиции : плоскостной и иллюзорно-пространственный.

В плоскостном варианте элементы двухмерны и не накладываются друг на друга. В иллюзорно-пространственном варианте элементы объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива.

В зависимости от размещения выделяют следующие типы композиции: замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального восприятия композиции), неограниченная (подразумевается продолжение композиции за пределами визуального восприятия)

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Цельность . Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты закона целостности:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга ).

Равновесие . Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и равноценность элементов . Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость ), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный (например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Композиционный центр зависит от :

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

* Контраст

* Тождества

* Симметрия

* Ассиметрия

* Пропорциональность

* Масштабность

Контраст

Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст . Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст . Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

Нюанс

Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).

Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Симметрия

Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии : зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная . Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая симметрия . Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение! )

Зеркально-осевая или смешанная . Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия . Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел )

Асимметрия

Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Ритм

Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение ) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм . Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. (См рис.1 )

2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:

Чередование на одинаковых интервалах. (См. рис.2 )

рис.2

Чередование равных элементов с неравными интервалами (См. рис.3)

рис.3

Ряд с чередованием неравных элементов (См. рис 4)

рис.4

Динамический ритм . Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии.

рис.5

рис.6

(на рис.5,6 показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу ).

Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.

Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):

2) Интервал

3) Цвет (светлота)

Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

Модульность

Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль - это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению (т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре ). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю:

1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.

2) Целостность.

3) Выразительность.

4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.

Цветоведение - предмет включающий в себя элементы физики, психологии, физиологии и теории искусства. Цвет- один из признаков видимых нами предметов, осознаное нами ощущение, возникает в процессе поглащения и отражения волн. 1. Ахроматические - безцветные: o белый; o серый(оттенки) ; o черный. 2. Хроматические - цветные: три признака (отличие) o цветовой тон; o насыщенность; o светлота или яркость.
Ахроматические: Хроматические:
Интенсивный цвет - это значит зависит от насыщенности и светлости. 1. Хроматические делятся: o теплые; o холодные. 1. Теплые цвета (желтый, оранжевый и самые светлые) приближают к зрителю. 2. Холодные цвета (синий, фиолетовый и самые темные) - отдаляют. Линейная перспектива: при удалении теплые тона приобретают зеленоватый оттенок, а холодные остаются без изменения. Все цвета при отдалении становятся более светлыми и не такими насыщенными. Цветовая гармония - равновесие и симметрия сил. Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цве­товыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгар­монии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цве­тов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекатель­ного-непривлекательного. Подобные суждения постро­ены на личном мнении и не носят объективного харак­тера. 1. Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. 2. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание. Однако глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету - чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической. Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что и называют цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает изменённое, новое качест­во. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым. Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цве­товыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгар­монии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цве­тов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекатель­ного-непривлекательного. Подобные суждения постро­ены на личном мнении и не носят объективного харак­тера. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из об­ласти субъективных чувств и перенесено в область объ­ективных закономерностей. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указыва­ют на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах что цвета явля­ются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет.
Цветовой контраст: Цветовой контраст:
Контраст цветовых сопоставлений - самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, крас­ный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. В пределах цветового контрастирования может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порождённой стихийной силой. Незатемнённые цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и кера­мика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. Цветовые контрасты можно очень часто найти в витра­жах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры. Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип цветового контрастирования.
Контраст светлого и тёмного: Контраст светлого и тёмного:
День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними располо­жены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Сущест­вует всего один максимально чёрный и один макси­мально белый цвет и бесконечное число светлых и тём­ных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. В европейском и восточно-азиатском искусстве мы на­ходим много произведений, которые построены исклю­чительно на чистом контрасте светлого и тёмного. Этот контраст имел огромное значение для живописи тушью в Китае и Японии. Основы этого искусства выросли здесь из шрифта и письма кистью.
Контраст холодного и тёплого: Контраст холодного и тёплого:
Характер холодных и тёплых цветов можно представить в таких со­поставлениях: o холодный - тёплый o теневой - солнечный o прозрачный - непрозрачный o успокаивающий - возбуждающий o жидкий - густой o воздушный - земной o далёкий - близкий o лёгкий -тяжёлый o влажный - сухой.
Контраст дополнительных цветов:
Мы называем два цвета дополнительными, если их пиг­менты, будучи смешанными, дают нейтральный се­ро-чёрный цвет. В физике два хроматических света, ко­торые при смешивании дают белый свет, также считают­ся дополнительными. Два дополнительных цвета обра­зуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя се­ро-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по от­ношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диамет­рально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов: o жёлтый - фиолетовый o жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый o оранжевый - синий o красно-оранжевый - сине-зелёный o красный - зелёный o красно-фиолетовый - жёлто-зелёный. Дополнительные цвета, в их пропорционально пра­вильном соотношении, придают произведению статиче­ски прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта ста­тистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи.
Симультанный контраст:
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновре­менно, порождает его сам. Этот факт означает, что ос­новной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Си­мультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же при­чине.
Контраст цветового насыщения:
Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фикси­руют противоположность между цветами насыщенны­ми, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматичес­кие цвета, полученные путём преломления белого све­та, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря до­бавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цве­та нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми».
Контраст цветового распростронения:
Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность - противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький». Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами лю­бого размера. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того. чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейт­рально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны. По Гёте световую насыщенность различных цветов мож­но представить системой следующих соотношений: · жёлтый: 9 · оранжевый: 8 · красный: 6 · фиолетовый: 3 · синий: 4 · зелёный: 6 Если в цветовой композиции вместо гармоничных про­странственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Методы цветового подбора
Дополнительные цвета: Дополнительные цвета
Дополнительные цвета расположены друг напротив друга(сильный цветовой контраст)
Cмежные цвета: Cмежные цвета:
Смежные цвета расположены рядом друг с другом(слабый цветовой контраст)
Триады: Триады:
Триады- это подбор цвета по принципу равнобедренного треугольника(самое гармоничное цветовое отношение)
Смежные с дополнительным: Смежные с дополнительным:
Рисунки
Радость: Нежность: Страх: Печаль:

Композиция - одно из важнейших средств создания художественной формы в искусстве, без которого не может быть выражено содержание произведения, смысл художественной формы.

Вы наверняка не раз обращали внимание на изображения, причем не обязательно фотографические, которые приятны взгляду безотносительно к содержанию. Их как правило можно перевернуть, отразить в зеркале, а иногда даже и обесцветить, не нарушив при этом зрительной привлекательности. Чем же объясняется такая «устойчивость» эмоционального восприятия? О фотографиях, имеющих подобные свойства, говорят, что в них присутствует визуальная гармония, и причина ее - в особом расположении элементов по полю изображения, или гармоничной композиции. Слово композиция происходит от латинского сompositio - «составление». Правила художественной композиции были разработаны еще в античности и с тех пор практически не изменились. Они настолько универсальны, что зритель любого возраста, пола, расы и вероисповедания в состоянии отличить сильную композицию от слабой. Гармоничная композиции может иметь различные пространственные основы: пропорцию, симметрию, ритм, контраст, перспективу...

Главное, о чем следует помнить: композиция - важнейший элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность.

Композиция - одно из важнейших средств создания художественной формы в искусстве, без которого не может быть выражено содержание произведения, смысл художественной формы. В этом уроке мы рассмотрим принципы работы с композицией

Композиционное построение включает:
- выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения;
- объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве;
- соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

О НАСЛЕДИИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Учение о гармонии берет свое начало в Древней Греции. Наиболее глубокий след в мировой культуре оставили пифагорейцы. Последователи Пифагора представляли вселенную, включая человека, как единое целое, в котором все гармонично взаимосвязано. Пытаясь математически обосновать идею единства мира, пифагорейцы утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Они фактически ввели понятие пропорции как основы гармоничности. На основе пропорций человеческого тела последователи Пифагора утвердили математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал статую «Канон». Существуют разные виды пропорций, но для нас наиболее важен частный случай геометрической пропорции, получивший название «золотое сечение»: a:b=b:(a+b). Отрезок a относится к большему отрезку b так же, как b относится к отрезку суммарной длины a+b. Отношение золотого сечения выражается числом 0,618. Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по золотому сечению, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший - 0,382.

На плоскости золотое сечение - это прямоугольник со сторонами в пропорции 1:0,618, который можно получить геометрическим построением, показанным на рис. 1.

Если стороны AB и AD прямоугольника ABCD относятся друг к другу в пропорции золотого сечения, грубо - 5:8 (что очень близко к размеру 35-миллиметрового кадра), а отрезок CE перпендикулярен диагонали BD, то проекция из точки Е на сторону AD делит ее в той же пропорции, то есть FD:AF=5:8. Если расположить структурные элементы изображения в получившихся треугольниках, а диагонали - вдоль разделяющих отрезков, то результат будет радовать глаз, чем бы эти треугольники ни были наполнены (рис. 2). Диагонально-треугольная композиция часто встречается в пейзажной фотографии (фото 1).

Упрощенный вариант использования золотого сечения - правило трех третей. Оно является полезным в практике приближением, потому что строится гораздо проще золотого сечения и в большинстве случаев работает не менее эффективно. Согласно правилу третей, гармоничная композиция создается помещением структурных элементов в точки пересечения линий, разделяющих поле изображения на девять почти равных прямоугольников.

......................................................................................................................................................

При построении кадра нужно помнить о разнице между восприятием живого глаза и неодушевленного объектива и стараться при компоновке изображения внимательно следить не только за объектом съемки, но и за всем, что находится в пределах видоискателя

......................................................................................................................................................

КОМПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА

Как вы помните по лекции о свойствах оптических систем, объективы делятся на три категории: короткофокусные (широкоугольные), нормальные и длиннофокусные (телеобъективы). Мы уже говорили о том, что для каждой из них характерны определенные искажения перспективы, которые обусловлены тем, где находится так называемая точка схождения. Что такое точка схождения, легко понять, представив себе ряд находящихся на равных расстояниях друг от друга одинаковых объектов, расположенных вдоль оптической оси. Наглядным примером будет ряд столбов, стоящих вдоль дороги, уходящей вдаль. Первый столб, находящийся рядом с вами, будет большим, второй - поменьше, третий - еще меньше, и так далее. Если через основания и верхушки столбов провести две воображаемые прямые, то они пересекутся как раз в той самой точке схождения. Находящийся в ней столб не имеет видимых линейных размеров, иными словами, он для зрителя превращается в точку (фото 2). Широкоугольные объективы приближают точку схождения, то есть объекты, расположенные рядом с фотоаппаратом, будут казаться преувеличенно большими, а те, что вдали, - слишком маленькими. Это делает изображение динамичным вне зависимости от сюжета (фото 3).
Телеобъективы, напротив, удаляют точку схождения, и расстояния между объектами, находящимися на оси, непараллельной плоскости кадра (или, как говорят, в разных планах), кажутся меньше, чем они есть на самом деле. Понимание вышеописанных свойств дает фотографу возможность строить сложные, так называемые многоплановые изображения.

О ТУННЕЛЬНОМ ЗРЕНИИ

Может показаться удивительным, сколько любительских фотографий построено совершенно идентично: главный объект - точно в центре кадра, занимает он там примерно одну десятую общей площади, а все остальное пространство заполнено мусором, не имеющим совершенно никакого отношения к сюжету. На самом деле ничего странного тут нет. Объясняется это явление тем, что часть визуальной информации мозг блокирует, помогая своему владельцу сконцентрироваться на интересующем его объекте. Кстати сказать, то же самое происходит с фоновым шумом любого происхождения. Если бы не это, мы бы наверняка уплыли в страну безумия, влекомые ошеломляющим потоком зрительных образов, звуков, запахов, вкусовых оттенков и тактильных ощущений. Но, к сожалению, то, что помогает в жизни нормальному человеку, играет злую шутку с теми, кто смотрит на мир через видоискатель фотоаппарата. Художник-живописец, например, рисует то, что видит, то есть замечает. Следовательно, фоновая информация, заботливо заблокированная его мозгом, остается ненарисованной, а главный объект занимает господствующее положение на холсте. У фотографов же все по-другому. Когда они чего-то не замечают, объектив об этом не догадывается и предательски фиксирует все, что попало в поле его зрения. Это влечет за собой две неприятности: во-первых, в кадре оказывается масса никому не нужной ерунды, в которой объект съемки теряется, как ребенок в универмаге, а во-вторых, центр интереса оказывается точно в середине изображения, что в большинстве случаев создает статичную и в то же время напряженную композицию, неприятную глазу.

Очевидно, что простейшая композиция - одноплановая. Хорошо известная всем, у кого есть паспорт. Но то, что является допустимым в индустрии паспортного фото, в художественной фотографии приветствуется только в том случае, если является единственно возможным методом выражения творческого замысла. Обычно одноплановая композиция свидетельствует о неопытности фотографа. Даже если портрет композиционно прост, в нем есть как минимум два плана: лицо и фон, освещенный таким образом, чтобы придать изображению глубину (фото 4).

Рассуждая о многоплановой композиции, я хотел бы передать близко к тексту сказанное как-то Сергеем Максимишиным, известным фотожурналистом и талантливым фотографом: новичок фотографирует сюжет «ехал Ваня на коне», фотограф поопытнее усложняет композицию вторым планом и снимает карточку «ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне», а совсем уж опытный и хитрый фотограф добавляет третий план, в котором «старушка в это время мыла фикус на окне». Таким образом, прожженный фотожурналист не только создает сложное изображение, в котором основной объект каждого плана находится в композиционно важной точке, но и делает сюжет более занимательным, вводя в него конфликт (Ваня и собачка заняты одним, а старушка - совершенно другим). Рассмотрите фото 5.

Основная задача фотографа в процессе компоновки изображения - заставить взгляд зрителя оставаться в пределах фотографии как можно дольше. Многоплановая композиция с правильным расположением элементов подходит для этого как нельзя лучше. Если объекты в кадре нанизаны, словно шашлык на палочку, то взгляд проносится по ним со скоростью и неостановимостью бронепоезда. В результате через несколько минут зритель уже не помнит, что было на фотографии. Расположение объектов вдоль ломаной линии или - еще лучше - спирали заставляет зрителя кружить взглядом по фотографии гораздо дольше.

КОМПОЗИЦИЯ И ЭМОЦИИ

Наверняка вы замечали, что некоторые фотографии не просто несут какую-то информацию, но еще и вызывают эмоции. Более того, существуют изображения, которые заставляют зрителя переживать, грустить или радоваться при полном отсутствии сюжета. Секрет таких работ в том, что эмоциональное воздействие оказывает не только информация, содержащаяся в изображении, но и взаимодействие визуальных элементов, обусловленное их взаимным расположением в кадре.

Если композиционно важные элементы расположены в кадре таким образом, что взгляд переходит с одного на другой без скачков и движется по плавной кривой, то такая фотография воспринимается без напряжения и имеет успокаивающий эффект. Он выражен особенно сильно, если в основе композиции лежит S-образная кривая (фото 6, 7) или в разных планах есть пологие диагонали, встречно пересекающие кадр (фото 8).

Параллельные диагонали, в отличие от встречных, делают изображение динамичным. Если действовать осмысленно, то можно успешно сочетать в одном изображении разные композиционные элементы. При этом общий психологический эффект будет определяться совокупным воздействием всех элементов.

При построении кадра нужно помнить о разнице между восприятием живого глаза и неодушевленного объектива и стараться при компоновке изображения внимательно следить не только за объектом съемки, но и за всем, что находится в пределах видоискателя. Исключением, в некотором смысле, можно считать «ковровую» композицию, целиком состоящую из «мусора». Гармоничность здесь достигается повторяющимися элементами и контрастами (фото 9).

Хорошее упражнение на фотографическое внимание: поймав объект в кадр, подходите к нему до тех пор, пока все ненужное останется за пределами видоискателя, и выбирайте такой ракурс, чтобы главный объект оказался не в центре поля изображения, а в точке пересечения линий золотого сечения. Хотелось бы подчеркнуть, что на первом этапе обучения фотографии лучше не пользоваться оптикой с переменным фокусным расстоянием, а снимать штатным объективом. Напомню, что штатный объектив - это тот, фокусное расстояние которого примерно равно диагонали кадра. Таким образом, в 35-миллиметровом мире это будет примерно 50 мм (для особо въедливых - 43 мм), в среднем формате 6×6 см штатным будет объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для цифровой камеры с сенсором формата APS это 35 мм. Фотография, сделанная штатным объективом, имеет важную особенность: перспектива на ней очень близка к тому, как видит человеческий глаз.

Компонуя изображение таким образом, чтобы взгляд вынужден был перепрыгивать с одного элемента на другой или резко менять направление, можно добиться ощущения напряжения и беспокойства, которое легко усилить, нарушив композиционный баланс. Однако, наклоняя горизонт, зрителю нужно дать понять, что сделано это специально. На фото 10 это достигнуто идеально вертикальным расположением статуи и деревьев в третьем и четвертом планах.

......................................................................................................................................................

Основная задача фотографа в процессе компоновки изображения - заставить взгляд зрителя оставаться в пределах фотографии как можно дольше

......................................................................................................................................................

КОМПОЗИЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Если вы еще не слышали, что главный объект должен занимать в кадре не менее 60% площади, а остальные 40% должны по крайней мере от него не отвлекать, то услышите не раз. На самом деле это очередной пример сочетания твердолобого догматизма с примитивным пониманием действительности. Правильно используя законы композиции, можно привлечь внимание зрителя даже к одному лицу в огромной толпе или к нескольким объектам в разных частях кадра. Сделать это можно несколькими способами. Самым простым и часто используемым является включение в кадр диагоналей, ведущих к центру интереса или как бы проходящих сквозь него. Помимо этого, объект можно выделить цветом или тоном, а также заключить его в рамку, присутствующую в кадре на правах самостоятельного структурного элемента. Фотография на фото 11 являет собой пример одновременного применения всех упомянутых способов. Использование сразу нескольких композиционных приемов в этой фотографии не случайно. Явление синергизма, с которым вы еще не раз столкнетесь в этом курсе, проявляет себя в том, что кумулятивный эффект сильнее, чем простая сумма составляющих. Важно здесь еще то, что эффект, достигнутый применением чисто композиционных приемов, усиливается выражением лица модели, то есть элементом смысловым. Частным случаем ритмической структуры (то есть последовательности повторяющихся элементов) можно считать и включение в кадр двух или трех конгруэнтных фигур.
Количество сюжетно значимых объектов в кадре имеет существенное значение. Если это один или два объекта сюжет, как правило, простой и добиться эмоциональной выразительности весьма сложно. Если в композиции много элементов связанных отношениями, сознанию сложно воспринимать такой образ.

Удобнее всего при постороении композиции считать до трех. Число 3 обладает особыми семантическими свойствами, которыми мы пользуемся, сами того не сознавая, практически с самого рождения. Драматическая история о трех поросятах, беседа трех девиц под окном, приключения трех богатырей по нашу сторону границы и трех мушкетеров по противоположную навсегда застряли в мозговых извилинах любого мало-мальски грамотного человека. Даже те, кто не знает, кто такой Посейдон, прекрасно разбираются в количестве зубцов на символе владения подводным царством, а не читавшие Ремарка кучкуются по трое в подворотнях с целью совершенно определенной. Причиной психологической важности числа 3 является то, что оно резко снижает возможность случайности происходящего. Например, случайное столкновение двух знакомых на улице - явление достаточно частое, но непреднамеренная встреча трех как правило вызывает очень сильное удивление, а иногда и подозрение, в зависимости от результатов и последствий этого примечательного события. Та же простая логика применима и при построении фотографического изображения. Если в нем присутствуют всего два похожих предмета, зритель может и не подумать, что так было задумано, но когда повторений три, ему понадобятся дополнительные усилия, чтобы не заметить преднамеренности. Более подробно о неявных элементах изображения мы поговорим позже, в курсе «Фотография как средство художественного повествования».

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Хорошему фотографу не нужно делить кадр воображаемыми линиями и потом раскладывать картинку по получившимся треугольникам. Вместо этого он руководствуется внутренним голосом, который шепчет ему в нужный момент: жми кнопку прямо сейчас! Как правило фотография, сделанная по команде этого голоса, интереснее, глубже и непринужденнее той, что выверена микрометром и транспортиром. Поэтому во время съемки лучше руководствоваться чувствами, а анализировать результаты (если захочется, конечно) уже потом, изучая отпечаток или глядя на компьютерный экран.

1) Типы растительного материала по функциональному назначению.

2) Признаки (термины) гармоничной композиции. Элементы композиции.

3) Средства композиции

4) Принципы построения цветочной аранжировки.

Растительный материал по функциональному назначению делят на три типа:

1) Линейный (формообразующий) – является основой (каркасом) композиции, которая задаёт высоту и ширину композиции. Это могут быть высокие стебли трав, цветочных растений, ветки, изогнутая лоза.

2) Фокусный – является основным (доминантным). Им могут быть крупные или яркие цветы, цветы интересной формы и т.д. Фокусный материал используют в любых композициях для привлечения зрительного внимания.

3) Материал-наполнитель – это мелкоцветные растения или листья, которые применяют для маскировки крепежей, сосудов, заполняют пустоты композиции и придают ей дополнительные цветовые оттенки.

4) Помимо цветочных можно использовать разнообразные веточки и плоды древесных и кустарниковых растений, лианы, злаки, овощи и фрукты. Зелёная масса уравновешивает контрасты и выравнивает фон.

Признаки композиции .

1) Целостность.

2) Наличие доминанты.

3) Уравновешенность.

Элементы композиции .

1) Линии. Особенно актуальны для линейных композиций

2) Масса – это концентрация цвета в одном месте, чаще составляется из мелких цветов, которые трудно использовать поодиночке. Она может быть сформирована также из листьев или хвои. Масса сгущает окраску отдельных цветов, создаёт акцент, создаёт визуальные ощущения веса и силы.

3) Цвет – является средством создания выразительной композиции, вызывающее определённые эмоции. Большое внимание уделяется сочетанию окраски цветов, вазы и фона.

4) Цвет и форма сосудов – для композиции следует подбирать вазы простые, скромные, не слишком яркие, не разрисованные. Универсальными цветами сосудов являются: белый, чёрный, серый, зелёный.

5) Пространство (пустота) – может быть важным декоративным элементом во многих цветочных композициях. Чередование пустых и заполненных мест задаёт ритмический массивный стиль, предполагает полное заполнение пустоты, линейной – свободу и лёгкость.

6) Фон – должен составлять гармоничное целое с растениями и вазой. Фон способен преобразить аранжировку, усилить её воздействие или «убить». На пёстром цветном фоне теряются разноцветные букеты, а однотонные сливаются с бледным фоном тех же оттенков.

7) Фактура – (строение, характер поверхности) шероховатая, гладкая, глянцевая, матовая, грубая и нежная.

8) Количество цветов – необходимо учитывать для гармоничной расстановки и гармоничного восприятия. Цветы, ветки и зелень не должны теснить и закрывать друг друга. Чем больше разных цветов помещают вместе, тем труднее она воспринимается и тем хуже сохраняется из-за разных биологических условий содержания.



1) Доминанта – главная часть аранжировки, в первую очередь не должна забивать другие элементы. Эффектным акцентом может быть красивый цветок или их группа, оригинальный крупный лист, красивая линия или даже пустота. Все другие составляющие композиции подчиняются ей, усиливая её воздействие на зрителей.

2) Объёмность – в любой аранжировке должны чётко просматриваться высота, ширина и глубина. Аранжировка не будет выразительной, если между главными её компонентами одинаковое расстояние или дополнительные растения расставлены с равными промежутками. Цветы и ветки должны создавать впечатление объёмности, многоплановости, т.е. они не должны располагаться в одной плоскости. Элементы должны располагаться на разной высоте, что делает букет объёмным, но так чтобы при этом не нарушались ритм и равновесие.

3) Ритм (повторение) – при хорошем ритме в композиции чередуется как форма, так и цвет. Ритм можно создать сменой размера цветка (от крупного в центре или внизу к среднему и мелкому вверху и на периферии), от яркого к тусклому, от более светлых до более тёмных, от грубого к мягкому и т.д.

4) Контраст – частый приём в аранжировках, создающий интригу, эмоциональность, выразительность. (крупный лист и тонко изогнутая ветка, глянцевая поверхность и опушённые листья, лаконичность и замысловатые линии). Контраст придаёт аранжировке динамику.

5) Пропорциональность – это выдерживание пропорции между сосудом и элементами аранжировки. Классическим является соотношение 3х5х8 (правило золотого сечения). Для низкой вазы за три части примем её ширину; высота должна быть равна пяти частям. При выборе пропорций растений и вазы учитываются особенности строения растительного материала. Одни растения лучше смотрятся в низких приземистых вазах, другие в высоких.

6) Равновесие – это зрительное и физическое равновесие композиции. Зрительно уравновешенная композиция воспринимается более тяжёлой у основания (горловины) сосуда и более лёгкой в удалении от неё. Она достигается распределением колеров, размеров и созданием различной плотности расположения растений в пределах формы. Тяжёлыми воспринимаются тёмные тона (тёмно-красный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный). Лёгкими – светлые тона (розовый, белый, голубой, жёлтый, оранжевый). К неопределеным относятся зелёный и серый цвета.

7) Масштаб – это соотношение размера букета и размера помещения.

1) Каждый цветок должен быть хорошо виден и не утопать в зелени. Для этого по мере необходимости у живых или искусственных удаляют листья, оставляя самые красивые и необходимые.

2) В любой композиции должна быть фокусная точка, она не должна быть слишком выразительной, иначе теряет значение вся аранжировка.

3) Аранжировка может быть односторонней (фронтальной) или круговой. Односторонние аранжировки составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена только лицевая сторона. Растения с длинным цветоносом помещают на задний план, с коротким – на передний. Цветы должны быть направлены в сторону зрителя, а зелень может заполнять композицию со всех сторон. В центре помещают более крупные листья или более яркие цвета. Фронтальные композиции могут быть мелкими или большими. Круговые аранжировки составляют так, чтобы цветы были видны со всех сторон, их разворачивают так, чтобы они смотрели во внешнюю сторону композиции и не были повёрнуты внутрь. Высокие растения помещают в центре, более короткие и изогнутые - вкруговую со всех сторон. Аранжировочная зелень располагается внутри и снаружи аранжировки.

4) В любой аранжировке вертикальные стебли не должны пересекаться, это допустимо лишь тогда, когда существует особый замысел.

5) Чтобы подчеркнуть в композиции окраску цветов нужно взять много цветов, но чтобы показать оригинальное строение цветка – достаточно одного, двух (ирис,лилия).

Всем привет! Сейчас мы с вами разберем не менее важную тему в веб-дизайне, которая дается многим с большим трудом, да и вообще далеко не каждому. Эта тема называетсякомпозиция в дизайневашего сайта. На самом деле намного сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Овладеть этим можно, если много практиковаться, просматривать или анализировать работы лучших веб-дизайнеров. Однако прежде чем идти практиковаться, вам нужно получить проверенные, правильные знания. Именно этим мы сейчас с вами и займемся.

Прежде чем мы приступим к изучению основных принципов композиции, надо также знать, что каждый элемент сайта не должен быть сам по себе. Он должен взаимодействовать с окружающими его элементами и гармонично вписываться в общую картину. Это, пожалуй, основное правило, которое вы должны запомнить и всегда им руководствоваться. Ну а теперь приступаем к первому принципу гармоничной композиции в дизайне.

Баланс

Ваша композиция в дизайне может быть сбалансированной. Баланс — это как бы равновесие между элементами сайта в композиции. Такая композиция не придает ощущения того, что какая-то ее часть доминирует над всеми остальными. можно с помощью правильного размещения, раскрашивания и задания правильных размеров различных объектов.

Баланс может быть симметричным, то есть объекты (два серых круга ) в этом случае расположены на одинаковом расстоянии по отношению к какому-то третьему объекту (черный круг ). Проще говоря, симметричный баланс — это синоним «одинаковый «. В нашем случае два серых круга расположены на одинаковом расстоянии по отношению к большому черному кругу (рисунок ниже) .

Также баланс может быть асимметричным. Асимметрия — это полная противоположность симметрии. Это означает, что объекты расположены не на одинаковом расстоянии по отношению к какому-то третьему объекту. Еще баланс бывает радиальным. В этом случае объекты расположены по кругу и расходятся из какой-то одной точки.

Контраст

Контраст — это определенные элементы веб-дизайна, которые подчеркивают значимость друг друга, когда расположены рядом. Например, это может быть белый и черный, большой и маленький, толстый и тонкий. На рисунке в крайнем левом верху мы видим черный, а в крайнем правом верху — белый.

Если они будут стоять рядом, то контраст будет заметен. В следствие этого будет наибольшее внимание. Также если взять, что-то большое и толстое (форма квадрата в крайнем, нижнем левом углу) , и взять маленькое, худое (форма полоски в крайнем правом углу ), и поставить их рядом — также будет контраст.

Значимость и подчиненность

Это значит, что в любом дизайне сайта есть определенная область, на которой сосредоточено внимание посетителя. Это место, на которое сразу падает взгляд человека, как только он заходит на сайт. Все объекты на сайте должны иметь иерархию значимости и подчиненности.

Другими словами, более важные объекты обычно имеют наибольший размер, они ярче по цвету и контрасту. В общем, они привлекают наибольшее внимание.

Делается это очень просто благодаря изменению размеров, формы, цвета, текстуры, подсветки теней и прочих элементов, способных выделить объект и привлечь внимание.

Направление внимания

По сути, в веб-дизайне вы должны как бы сделать тропинку из , по которым должен пройтись человек туда, куда вам нужно. К примеру, вам нужно, чтобы человек заказал на сайте утюг:

  • Сначала вам нужно привлечь его внимание. Вы делаете большой и яркий заголовок.
  • Далее в подзаголовке подводите человека к теме.
  • В тексте с помощью фото и описания выгод, подводите его к совершению покупки.
  • В конце вы уже показываете человеку цену и предлагаете ему нажать на кнопку «Заказать товар «.

Весь процесс должен пройти так, как описано выше. Не должно происходить такого, что человек зайдет на ваш сайт и ему сначала бросится кнопка «Заказать » или сама цена, а только потом заголовок. Человек может увидеть большую цену и, не узнав обо всех выгодах, которые вы ему предлагаете, скорее всего, уйдет.

Этого допускать нельзя.

Вы должны управлять вниманием посетителя. Делается все это, как в прошлых примерах (с помощью размера, формы, текстуры и так далее ).

Пропорции

Пропорции — это соотношение размеров фигур, по отношению друг к другу. То есть две фигуры могут быть абсолютно одинаковыми по виду (например, как на рисунке, самая нижняя черная и самая верхняя белая ), но только одна будет больше, а другая меньше.

Все стороны, углы, диаметры и прочие характеристики, всего лишь увеличиваются или уменьшаются на определенное какое-то число.

Масштаб

Масштаб — это реальный размер какого-либо объекта, рассматриваемый по отношению к чему-то (например, по отношению к другим предметам, людям, земли и так далее ).

Кстати, в любых графических редакторах (например, в ), когда надо увеличивать или уменьшать размер с помощью лупы, вам будет показан масштаб картинки в %. Надеюсь, вам стало понятнее, что такое масштаб.

Повторение и ритм

Довольно часто нам нужно будет как-то привлекать внимание пользователя, но одного объекта для этого будет не достаточно. Необходимо будет этот объект повторить или, проще говоря, продублировать. Также это можно использовать для удержания внимания посетителя.

Единство в разнообразии

Довольно часто приходится из разных объектов делать одну целостную картину или структуру, которая должна выполнять определенную цель или идею. В этом и заключается вся суть в единстве и разнообразии композиции.

Итак, это были все основные принципы гармоничной композиции в дизайне сайта или блога. Всегда старайтесь соблюдать эти принципы. В общем, изучайте и внедряйте!