Как я сдавал егэ вк. Личный опыт


06.08.2017

Вот и закончились ЕГЭ. Теперь об этих страшных днях остаётся только вспоминать. Хотелось бы рассказать будущим выпускникам о своём, возможно, не очень положительном, но всё-таки опыте. Не гонюсь за победой в конкурсе, так как красиво писать не очень умею, но буду рада, если кому-то эта история хоть чуточку поможет систематизировать свою подготовку. Год назад я так же, как и вы сейчас, смотрела видео и читала истории людей, прошедших через это испытание.

Зайду издалека. После довольно успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, я решила, что мне нужен год отдыха, и, собственно, 10 класс пролетел мимо меня. Я делала абсолютно НИЧЕГО, хотя уже понимала, какие предметы буду сдавать и могла начинать спокойно готовиться, но уже ничего не вернуть. Как я уже сказала, в 10 классе я устроила себе отдых, но на учебу я не забивала, а просто добросовестно выполняла дз (и то не всегда) ну и иногда слушала учителей, но о подготовке к ЕГЭ речи и не шло, хотя сборники я себе купила, как вы поняли, все было зря.
Вот так незаметно подкрался конец 10 класса, тогда то я уже и стала задумываться о том, что мне предстоит через год, но особо значения не предавала. Времени то много, думала я.

Ну что же, начну, собственно говоря, с предметов, которые я сдавала: математика (база и профиль), общество, русский и английский. Буду писать простые, но, возможно, полезные советы. А в конце обобщу все, еще напишу списки материалов, которые использовались мной при подготовке.
Пойдём по порядку.

БАЗОВАЯ МАТЕМАТИКА.
В принципе проблем с математикой у меня, к счастью, не было. Я всегда старалась внимательно слушать учителя, выполнять дз, если непонятно, то задавать вопросы. Честно говоря, база и есть, наверное, один из немногих экзаменов, о котором можно сказать "Каждому, кто учился в школе, подсилу сдать ЕГЭ". Это действительно так. Тестов я решила где-то 5 за весь год, причем 2 из них были на пробниках. Вот остаётся 1 день до экзамена и я осознаю, что в последний раз видела КИМ в феврале, когда и писала тот самый пробник. За день до экзамена прорешала с репетитором типы 19 и 20 заданий, чтоб уж наверняка, а потом дома сама решила 3 теста и спокойненько пошла спать.
Вот наступает 31 мая. Для меня это первый экзамен. Волнения никакого не было. Нас привезли в школу и начали по одному запускать. Для меня было удивительно, что мне не разрешили пройти в джинсовке. Сказав, что это верхняя одежда, попросили снять, что я и сделала. Вообще обстановка на экзамене была спокойной. Очень хорошо было сходить на этот экзамен в качестве репетиционного, так сказать, разведать обстановку. Результат 19/20 (до сих пор не понимаю, в чем ошибка, но меня это и не волнует)

ПРОФИЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА.
Вот тут дела обстоят сложнее. Училась я в филологическом профиле, где математика изучалась на базовом уровне. До середины 10 класса я жила с надеждой на то, что мне, возможно, и не придётся сдавать профиль, но не тут то было. Несмотря на то, что специальность я выбрала гуманитарную, ВУЗ всё равно требует профиль. В конце 10 класса нашла репетитора, и с июля мы начали занятия. Репетитор была просто прекрасной, она объяснила мне с нуля почти все. А порекомендовала мне ее моя же учительница по математике, то есть сразу было понятно, что без помощи репетитора сдать предмет не получится. Без нее я, наверное, не смогла бы и порог перейти. Тогда я и не думала, что мой уровень знаний для сдачи этого экзамены совсем невысок. Из всего варианта я могла решить только заданий 7-8. Со стереометрией я вообще не дружила, и задания из 1 части мне казались невыполнимыми, производные мы к тому времени еще не прошли, текстовые задачи, к сожалению, тоже хромали, теория вероятности давалась с трудом, а уж про 2 часть я вообще молчу. Ну что ж, началась интенсивная подготовка к профилю. Репетитор сразу дала мне подборки всех типов заданий 1 части с РЕШУ ЕГЭ, которые я постепенно выполняла весь год, что было непонятно, мы сразу разбирали. За одно занятие я научилась решать задачи на теорию вероятности, потом я, кончено же, забывала, как они решаются, но вспомнить было не такой уж большой проблемой. Начали изучать потихоньку тригонометрию, и за пару недель я уже могла решать 13 задание, затем потихоньку разбирали неравенства из 15 и о, чудо, оно тоже стало получаться. Я очень была рада тому, что меня учили не зубрить, а именно понимать математику, это тоже очень помогло. Если я не знала формулы, то могла спокойно их вывести, это не составляло труда. Август я опять ничего не делала, но к концу лета я уже умела хоть что-то. До Нового Года у меня была уже отработана вся 1 часть и 13, 15 задание из 2. Изредка мы заглядывали в 16 задание (планиметрия) в надежде выполнить хоть один пунктик, но удавалось не всегда. После Нового Года мы стали разбирать экономические задачи, они мне сразу не понравились. Но если кредиты и вклады давались мне еще хоть как-то, то оптимизация казалась сущим адом. Кое-как я научилась их решать, но на протяжении года все равно забывала алгоритмы и вспоминала заново. Домашки от репетитора я выполняла огромное количество, часто засиживалсь до 3 ночи, иногда до 5, дабы успеть сделать хоть что-то. Вкупе с подборками 1 части я решала различные пробники, тесты, варианты Ларина, что тоже дало о себе знать, после его вариантов задания обычных тестов кажутся довольно легкими, подборки 13, 15, 17, реже 16 заданий Яковлева. Где-то в марте мы решили посмотреть 18 задание на параметры, оно мне сразу не очень понравилось, но все же решила попытаться, к сожалению, безуспешно. Изредка заглядывала в 19, ну мало ли, вдруг будет возможность заработать хоть 1 балл. Так и приблизился конец учебного года и вот первый и последний пробник. Результат-76 баллов. Ну что же, я была очень довольна. Осталось полтора месяца до ЕГЭ, подборки заданий 1 части я закончила решать давно, но репетитор дала мне новые, их я решала вплоть до последних дней. Еще иногда смотрела вебинары Эйлера и Декарта, но это мне мало что дало, наверное, потому что смотрела я не все, а так довольно интересно.
Ну вот и до экзамена остаются считанные денечки. 31 и 1 я ходила на консультации к репетитору, где мы просто нарешивали тесты. Вот остается пол дня до экзамена, я судорожно начинаю делать шпаргалки, беру все типы 4, 8, 11, 17 заданий, ну мало ли, вдруг память вышибит, кучу формул и теорем, которые я даже до этого не видела в глаза, опять же, с чем черт не шутит. В общем шпаргалок было столько, что я не знала, куда их прятать. За их созданием я просидела до половины второго ночи, пользы они, кстати, не принесли, так что лучше спите.
Вот наступает утро 2 июня. Я иду в школу, оттуда нас везет автобус в другую, где, собственно, и проходит экзамен. По дороге я со скоростью света начинаю повторять все (не делайте так). Вот до экзамена пол часа, я пытаюсь максимально сконцентрироваться, но выходит плохо. Наконец-то начинается печать кимов, сил ждать уже нет. И вот раздают варианты. Пока организаторы читали инструктаж, я мельком пробежалась по варианту и успокоилась, ничего сверхсложного не заметила, но это только показалось на первый взгляд. Первая часть решалась хорошо, кроме 11 задания, я просто не смогла посчитать. Было обидно, но ладно. Вот начинаю смотреть вторую, вижу 13 задание и впадаю в ступор. Не смогла найти ОДЗ, как позже выяснилось, не нужно было и искать. Я сделала так, как получилось. 15 задание решилось легко. Вот я приблизилась к 17, была задача на кредит. Радости не было предела. Но, как выяснилось, рано радовалась, перечерчивала таблицу 5 раз и все безуспешно, в итоге решила кое-как. Далее решила перерешать 13 и 15, обнаружила в 13 ошибку, все по новой. Сделала пункт а) в 16 наугад, авось совпадет. Время поджимало, осталось 5 минут, решила попробовать 19, за него по нулям. Вышла из аудитории убитая, с надеждой на проходной. Ожидание было долгим и мучительным, каждый день обновляла чек егэ и ждала результатов. Уже думала: дайте мне мои 27 баллов и не мучайте больше.
ИТОГ-80 БАЛЛОВ.
Радости не было предела, не зря столько мучилась.

СОВЕТЫ:
В принципе никаких особо советов дать не могу, но попробую
1) Решать, решать и еще раз решать.
2) Не оставлять никаких вопросов на потом, иначе вы просто забудете о них, а на экзамене может встретиться всякое.
3) Давать себе отдых, иначе можно угробить здоровье.
МАТЕРИАЛЫ:
1) Вне конкуренции РЕШУ ЕГЭ
Если нужен высокий балл, то обязательно прорешайте прототипы всех заданий 1 части. Что-то из этого обязательно встретится.
2) Сайт Алекс Ларин
Довольно необычные задания, над решениями которых нужно довольно долго думать. Но как я уже говорила, после его вариантов типовые тесты решаются довольно таки легко.
3) Канал Валерия Волкова
Все четко, ясно и по делу.
4) Материалы Яковлева.
Собраны подборки всех прототипов заданий 2 части с ЕГЭ и пробников разных лет. Очень полезно отрабатывать задания.
5) Не пренебрегайте различными типовыми вариантами, например, из сборника Ященко.
В моем случае это были самые разные варианты и пробники, которые отправляла мне репетитор. Из сборника я решила всего лишь пару вариантов, так что смысла в его покупке я не увидела.
Ну, вот по математике и все.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Подготовку к этому экзамену я начала в 11 классе. Летом мною были куплены множества различных пособий, большинство из которых я даже не открыла. Не могу сказать, что подготовка к этому предмету была усиленной, несмотря на то, что предмет был для меня очень важный.
Ну а теперь к делу.
Готовилась я к обществу сама, без репетиторов. В школе была очень хорошая учительница, если были какие-то вопросы, то спокойно могла обратиться к ней. Общество я люблю, не могу сказать, что готовилась с нуля, база, может, и не очень хорошая, но все-таки была в моей голове. Именно сам формат ЕГЭ я начала понимать примерно за месяц, советую сделать вам это ранее, но какой-то материал для сдачи экзамена я знала. Первые пол года я почти что ничего не делала. Единственное-что мне удалось, так это за пару дней до районной олимпиады прочитать самое тоненькое, из имевшихся у меня, кстати говоря, довольно хорошее, пособие для подготовки к ЕГЭ, дабы положить в свою голову хоть что-то.
Дальнейшая подготовка началась после Нового Года. Пыталась смотреть курсы Фоксфорда, мне они достались бесплатно, довольно неплохие, но ничего совсем нового я не узнала и прекратила просмотры, решила готовиться самостоятельно. Кстати, учебник того же Фоксфорда оказался хорошим, иногда полезно заглядывать, и что приятно-он бесплатный. Я начала конспектировать каждую тему по справочнику Баранова, довольно хороший сборник, но не могу его рекомендовать, как идеальное пособие для подготовки, только в качестве систематизации и закрепления информации. Но иметь его все же нужно. Делала я все это с группой ЕГЭ 100 баллов, там сразу же и тесты решала. Хватило меня где-то на месяц. Дальнейшие пару месяцев, вместо подготовки, я только и делала, что ныла, что ничего не сдам. Потом уже начало припекать и я поняла, что пора бы зашевелиться. До апреля я изредка прогоняла темы, которые у меня западали, чтобы не быть полным профаном. Тогда же, в апреле, нагрянул первый и опять же последний пробник. Результат неутешительный-64 балла. Но метаться уже было поздно. Я начала решать прототипы заданий на РЕШУ ЕГЭ. Дошла я правда только до 7, но это все равно помогло. Параллельно штудировала тесты Лазебниковой, которые, кстати говоря, оказались сложнее экзамена. Так же я прорешивала 2 часть, сделала все типы 26 задания, за которое в итоге получила всего лишь 2 из 3. Что касается эссе, то я написала их 4 за год, это дало о себе знать, на ЕГЭ получила 3/5. За день я просто повторила все темы, запаслась шпаргалками по планам, карманными справочниками, ну и пошла спать. Утром охватила дикая паника, что завалю экзамен, не набрав проходного балла, но отступать назад было поздно. По дороге я опять судорожно повторяла все темы, и опять безуспешно. Вот настал час, когда мы уже сидим в аудиториях и ждем, пока распечатают КИМы. В этот момент хочется просто встать и выйти с экзамена. Получила я свой вариант, поняла, что это провал, но начала выполнять. Кое-как расправившись с 1 частью, я приступила ко 2. Писала первое, что приходило на ум, ибо времени на раздумья не было. Еле успев дописать эссе, я расстроенная покинула экзамен. И вот, надеясь хоть перейти порог за счет, как я думала не очень плохой 1 части, я ждала результатов. Он и обрадовал, и огорчил одновременно. Я допустила 6, 6!!! ошибок в 1 части, что очень сильно подрезало мне баллы. В итоге заваленная 1 часть, в момент просмотра сканов бланка, мне казалось, что кто-то писал моей рукой, и довольно неплохая 2 часть.
ИТОГ-76 БАЛЛОВ.

СОВЕТЫ:
1) Все тот же совет решать тесты на РЕШУ ЕГЭ и из сборников.
2) Обращать внимание на события, которые происходят сейчас, смотреть новости.
3) Изучать темы по блокам, чтобы не было каши в голове.
4) Обязательно прописывать вторую часть. Это поможет на самом экзамене, потому что вы будете примерно знать время, которое вам нужно для написания, ну, и, конечно же, оформление.
5)Писать эссе. Выучить биографии известных личностей и универсальные примеры. Советую выбрать 2 блока и писать лишь по ним, потому распыляться только себе дороже. Лучше подготовиться хорошо к двум, чем посредственно ко всем.
МАТЕРИАЛЫ:
1)Учебники Боголюбова профильные.
2)Липсиц Экономика.
3)Ю.Ю. Петрунин обществознание. Учебник углубленный, для сдачи дви в МГУ, но материал подан хорошо.
4)А.Ф. Никитин Право.
5)Справочник Баранова. Многим он очень нравится, я и сама им пользовалась, НО! для изучения материала с нуля он не подходит, использовать лишь только в качестве систематизации и закрепления материала, ну и не забывать следить за ошибками, ибо там их немало.
6)С. А. Маркин Решение заданий части С. Мне очень понравилась эта книжечка, особенно материалы для эссе.
7)С. Б. Павлов обществознание расширенный курс. Материал расписан довольно подробно и понятным языком.
8)М. Ю. Брандт словарь по обществознанию.
9)Конституция РФ, ну куда же без нее.
10)Тетрадь для эссе Чернышевой.
11)Тесты Лазебниковой и любые типовые тесты.

РУССКИЙ ЯЗЫК.
Русский язык я любила всегда. Этот предмет был одним из любимых в школе, учительница была хорошей, поэтому репетитор мне не потребовался. Уже с 10 класса нас начали потихоньку готовить к ЕГЭ, мы просто пытались решать тесты и иногда писать сочинения. Проблем с русским у меня не было, было чувство языка, многие называют это «врожденная грамотность», некоторые задания выполнялись по интуиции и почти всегда верно. Поэтому теорию по русскому в 10-11 классах я не учила совсем, да и не только в 10-11, а вообще. Всегда было достаточно объяснений учителя, да и все само откладывалось в голове. Лето перед 11 классом я не занималась русским, начала готовиться в 11 классе. Первые пол года мы почти все время готовились к итоговому сочинению, потому что на тот момент это было важнее. После его сдачи, а сдали все, кроме 1 человека, на 5/5, мы приступили к подготовке к ЕГЭ. В школе мы решали много тестов, разбирали каждое задание по отдельности, и такая методика была наиболее эффективной. По ходу разбирали непонятные нам вопросы, и таким образом устраняли пробелы в знаниях. Сама я тестов решала мало, но на дз нам все время задавали решать задания из ЕГЭ, и этого казалась мне вполне достаточным. Работали мы по известным тестам Цыбулько и еще пользовались материалами с РЕШУ ЕГЭ. Кстати, что касается ударений, то их я не учила, некоторые я запоминала по ходу решений, а некоторые смотрела по орфоэпическому минимуму. Задания с паронимами тоже не вызывали проблем, так как мне всегда было понятно по контексту. Задание 7, которое вызывает затруднения у многих, мне тоже давалось легко, но если вы испытываете сложности, то в группе вк «ЕГЭ по русскому языку с Анастасией» и на ее же канале Anastasia Pesik даны очень хорошие видеоразборы заданий+теория. Сложности у меня вызывали лишь задания по тексту, но это уже не столь о знаниях, сколько об умении хорошо анализировать текст.
Теперь о сочинении. Что касается структуры, то ее подробно мы разобрали в 10 классе, я просто выучила шаблон и писала все время по одному, ну, мне так было легче. Шаблоны можно найти в интернете. Не могу сказать, что мы писали очень много сочинений в школе, дома я опять же не писала, но это не повлияло на мой балл, так как опять же проблем с ним у меня не было. Никогда не вела тетради с записями аргументов и т.п., все было в моей голове. Я просто читала произведения, запоминала, а потом использовала их для аргументации. Лично я читала небольшие произведения, в основном рассказы или повести, так как для меня было проще запомнить много маленьких, чем одно большое вроде «Войны и мира» и «Тихого Дона». Ну это уже кому как, на самом деле произведения действительно стоящие, в них аргументы на множества проблем, но мне было трудно их осилить, и я не стала себя мучить. По проблемам, которые попадались редко, я читала краткие содержания произведений, чтобы иметь представление о том, что можно писать в сочинении. Но если Вы совсем ленивый человек, то можно читать вкратце все произведения или слушать аудиокниги. Еще в интернете полно банков аргументов на все проблемы, их я тоже не оставила без внимания, на ЕГЭ как раз писала аргумент именно из банка, который я прочитала за день перед ЕГЭ.
В конце февраля мы писали областной пробник, результат-83 балла. Он меня не очень обрадовал, я знала, что могу гораздо лучше, поэтому начала работать усиленней. Самый последний школьный пробник я написала на 98 баллов и была очень рада.
За день до ЕГЭ я опять же нарешала кучу вариантов, это немного сбило меня на экзамене, нужно было дать себе отдохнуть. По дороге на экзамен я пыталась повторить аргументы на сочинение, и в этот раз не зря.
Проблема мне попалась не очень сложная, но не такая, на которую я надеялась. А текст был про войну, чему я очень обрадовалась, так как аргументы на эту тему в моей голове были, но опять же на тему героизма. А писала я про сохранение памяти, ну ничего, все обошлось хорошо. За сочинение 24/24. А вот в тесте 3 обидные ошибки, которые я могла бы не делать, ибо долго думала над этими заданиями, а в итоге написала неправильные варианты ответов, именно в заданиях по тексту. Вообще тест попался легкий, поэтому проблем не возникло (кроме, тех 3 заданий, а именно 20,21 и 24).
ИТОГ-93 БАЛЛА.
Я была немного расстроена лишь потому, что могла бы не допускать этих ошибок и заработать заветную соточку, но результат меня устроил.
СОВЕТЫ:
1)Как можно больше решать тестов.
2)Читать много литературы и выучить клише сочинения.

МАТЕРИАЛЫ:
1)Тесты Цыбулько.
2)Группа Анастасии вк и ее канал Anastasia Pesik, у нее же были видео и перед итоговым сочинением.
3)Группа ЕГЭ100 баллов, иногда решала там тесты.
4)И любимый РЕШУ ЕГЭ.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Его я сдавала для себя, в качестве подстраховки, если вдруг завалю математику. Готовилась в школе, так как была в профиле, где было 6 уроков в неделю. В основном мы решали тесты, но вообще подготовка была такой себе. Дома я занималась по сборнику Музлановой и тестам Веселовой (чтение, грамматика, лексика), еще скачала сборники Макмиллана. Опять же начала смотреть курсы Фоксфорда, но мне не очень понравилось, и я прекратила. Дома писала эссе и письма, чтобы знать структуру, хотя письмо я выучила еще в 9 классе перед ОГЭ.
Для аудирования нужно просто слушать, слушать и слушать. Будь то песни, подкасты, фильмы, сериалы, ролики болггеров, что угодно, но это вам очень поможет, так как нужно именно окунуться в язык и набрать лексику.
Для говорения я заказала книжечку Мишина с тренажером, чтобы чувствовать время, это тоже помогло, а еще там очень хорошие клише, которые я просто заучила и все. С вопросами у меня проблем не было, поэтому я мне было важно лишь уложиться во время.

Английский был для меня последним экзаменом, я шла на него с мыслью лишь бы быстрее отмучиться. Тест попался нормальный, но я человек-косяк сбила ответы в бланке. Еще аудирование было не очень приятно слушать, из-за того что отвлекли шумы с улицы. Во время я уложилась, а его оооооооооочень мало, еле успела переписать, но все же успела.
Задания устной части тоже были нормальными, потеряла балл в вопросах из-за того, что он был нечетким, после прослушивания, я сама не могла разобрать, что сказала. И еще сбивали люди, говорящие рядом со мной. Мне повезло, что я прошла первой, остальные сидели и долго ждали своей очереди. Не думаю, что это приятное занятие, но чтобы скоротать время, были розданы газеты на иностранном. Еще если у Вас будет возможность, то обязательно съездите на пробник, многие ребята ездили, и уже представляли, как это проходит, нам такой возможности не выпало, и вся процедура была для меня незнакомой и довольно странной.
ИТОГ-72 БАЛЛА
Сбитые в бланке ответы очень испортили мне баллы, но я особо не расстроилась, потому что этот экзамен был взят запасным, но все же попробую и с ним поступать.

СОВЕТЫ:
1)Решать, решать и решать.
2)Погрузиться в язык, если возможно, то болтать по скайпу с друзьями на английском.
3)Выучить клише, для письма, эссе и устной части.
4)Научиться распределять время.
5)Работать с бланками.

МАТЕРИАЛЫ:
1)ЕГЭ 2017 под редакцией Музлановой.
2) Раздел говорение Музланова.
3) Устная часть Мишин.
4)100 эссе для ЕГЭ Юнева.
5)Написание задание с развернутым ответом.
6)Тесты Веселовой по лексике, словообразованию, чтению и грамматике.
7)Справочник Музлановой.
8)Книжчки Ягуденой для эссе и грамматики
9)Е.Л.Занина Английский язык: эссе.
10)Пособия Макмиллана.

Ну, вот на этом и закончилась моя история ЕГЭ, а теперь общие советы:
1)Летом отдыхайте, еще успеете очень плотно поработать, но если все-таки решили учить, то не перегружайте себя.
2)Составьте расписание, по которому будете работать весь год, так правда удобнее распределить время.
3) Отрабатывайте структуру ЕГЭ.
4)Не забывайте об оформлении 2 части и распределении времени на ЕГЭ, его действительно ОЧЕНЬ мало.
5)Давайте себе время на отдых, иначе можно просто угробить свое здоровье, да и постоянная зубрежка к хорошему не приведет.
6)Создайте себе условия для подготовки, чтобы вас ничего не отвлекало.
7)Ну и не забывайте о здоровье, оно у вас одно, и его вам никто не вернет, а вот ЕГЭ пересдать можно.

Удачи, будущие выпускники! Вы все сможете!

Арина Заброскова: https://vk.com/azabroskova


Сохранить ссылку:

Пресс-служба Ведомства по контролю в образовании сообщила о том, как школьники сдали ЕГЭ 2017. В течение прошедшей итоговой аттестации 21 выпускнику удалось получить максимальное количество баллов на трех экзаменах, в сумме 300 баллов.

Ребят, которые не смогли преодолеть минимальный порог баллов, стало значительно меньше, чем в прошлом году. В два раза меньше старшеклассников, не сдавших ЕГЭ по истории и русскому. Количество заваливших физику уменьшилось в 1,6 раза; русскую литературу, географию и базовый экзамен по математике - почти в 1,5 раза; иностранный язык, информатику и ИКТ, обществознание - на четверть.

Большинство старшеклассников сдавали единый госэкзамен в основной период, который стартовал 29 мая и закончился 1 июля. Заранее зарегистрировались на прохождение аттестации приблизительно 703 тысячи участников, среди которых примерно 617 тысяч выпускников 2017 года. Организаторами были подготовлены особенно комфортные помещения для прохождения итоговой аттестации детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Пункты проведения экзаменов были оборудованы системами видеоконтроля, техникой для распечатки материалов ЕГЭ, металлодетекторами, в помещениях дежурили общественные наблюдатели. Все эти меры направлены на то, чтобы государственный экзамен был максимально прозрачным и объективным. Как сообщают представители Рособрнадзора, суммарное число нарушителей порядка проведения ЕГЭ уменьшилось почти в полтора раза, если сравнивать с прошлогодней экзаменационной кампанией.

Какие учебные дисциплины чаще всего выбирают школьники для сдачи ЕГЭ?

Как правило, это те предметы, которые требуются в вузах, куда выпускники собираются поступать. Самым популярным экзаменом по выбору в этом году стал ЕГЭ по обществознанию, который сдавали 54 процента от общего числа участников единого госэкзамена.

Физику сдавали 26 процентов экзаменующихся,
историю – 21 процент,
биологию – 20 процентов,
химию – 13 процентов.

Выпускники, не прошедшие аттестацию, смогут повторно сдавать Единый государственный экзамен после 1 сентября.

Выбирая вуз для продолжения образования и конкретное направление подготовки, абитуриенты могут воспользоваться новой услугой, которая помогает оценить свои шансы на поступление. Например, в Петербурге на сайтах СПбГУ, Политехнического университета и многих других вузов появилась страничка Калькулятор ЕГЭ. Здесь расположены специальные формы, в поля которых следует вводить полученные результаты ЕГЭ по нескольким предметам, указать имеющиеся индивидуальные достижения, к которым могут относиться золотой и серебряный знак ГТО, школьный аттестат или диплом учреждения среднего профессионального образования с отличием, участие в олимпиадах и конкурсах. Обработав данные, система предложит на выбор направления подготовки, куда можно поступать с имеющимися данными. Будут показаны минимальные проходные баллы прошлых лет на бюджетные и контрактные места, а также пороговые баллы для участия в конкурсе.

Из петербургских вузов самые высокие пороговые баллы у Большого университета (СПбГУ) – 65 баллов по всем предметам. Если у выпускника 64 балла (или ниже) по русскому языку или другому предмету, необходимому на выбранном направлении, то документы у него в приемной комиссии не принимают. Зато могут принять в других вузах, где данный порог ниже.

В Политехническом университете Петра I, например, по русскому языку для участия в конкурсе достаточно иметь 45 баллов, столько же – по физике и математике. Если же на выбранную специальность требуется обществознание или информатика, то набранные за ЕГЭ баллы должны быть не ниже 50.

Подробную информацию о пороговых баллах каждый вуз размещает на своем официальном сайте. Также на данных площадках можно найти сведения о приеме прошлых лет и списки поступающих, что позволяет оценить свои возможности и шансы на поступление.

Сдавшие последние этапы ЕГЭ российские школьники рассказывают об ужесточении правил экзамена: перед испытанием их досматривают с металлоискателем, весь процесс записывается на видеокамеры, а по пункту проведения экзамена (ППЭ) можно передвигаться только в сопровождении организатора. Пережившие ЕГЭ выпускники и организатор рассказали Medialeaks, насколько строго соблюдались правила, как много людей удалили за нарушения и можно ли было списать на экзамене.

Анастасия Ющук (имя изменено), организатор на ППЭ

Я работаю организатором ЕГЭ третий год. В школе учителей, которые могут работать в этом качестве, заносят в специальную базу и потом случайным образом распределяют по ППЭ. Всё происходящее в аудитории записывается на камеру, но идёт только видео без звука, поэтому следят, чтобы ученики не шевелили губами. Любой неправильный поворот головы, взгляд под парту расценивается так, будто ученик уже списывает.

За эти три года процедура сильно ужесточилась, они постоянно выдумывают что-то новое. Например, на информатике ученики обязаны расписаться, что они ознакомлены с правилами использования компьютера на экзамене. Так вот, теперь листок, в котором они расписываются, может передавать только организатор. Если один выпускник по инерции передаст список другому, то это будет нарушением процедуры и школьника даже могут удалить за это с экзамена. Ручку или линейку передать другому тоже нельзя.

В моём ППЭ организаторам не отмечали мелом место на полу, где они должны стоять, но я легко могу себе это представить. Потому что если организатор, который проводит инструктаж, нечаянно заслонит перед камерой какого-то ребёнка, то председателю государственной экзаменационной комиссии сразу же звонят и сообщают об этом. Организаторы могут получить выговор. Видимо, так делают в тех школах, где уже не раз такое случалось, и директора просто решают перестраховаться.

Раньше на экзамен можно было брать с собой воду в бутылке и еду, например, шоколад. Теперь еду могут принести только дети с ограниченными возможностями здоровья. И те оставляют её у дежурных перед аудиторией и выходят туда поесть. Воду можно набрать только из кулера - это правило ввели, кажется, в прошлом году.

В этом году девятиклассник из школы, в которой я работаю, умудрился притащить на экзамен целый планшет, с которым его и засекли. Ученика удалили с экзамена, но теперь выговор получат и директор школы, и даже классный руководитель. Якобы школьник не знал, что нельзя приносить с собой технику на экзамен, а не предупредил, конечно, классный руководитель. В моём ППЭ никого с экзаменов не удаляли.

Организаторам платят 300 рублей в час, но это очень тяжёлая работа - могут уволить с основной работы за любой промах. Я знаю, что в этом году уже уволили двоих. Одного за то, что он забыл выложить из кармана телефон и он зазвонил в аудитории. И так происходит каждый год.

Школьники, конечно, сильно боятся из-за всей атмосферы. С другой стороны, сейчас гораздо меньше стали списывать. Выпускники знают, что если их засекут на экзамене с телефоном, то в этом году они уже никуда не поступят. Я считаю, что это повышает шансы детей из глубинки на то, что они смогут поступить в хорошие вузы. С другой стороны, камеры пока есть не везде. До сих пор некоторые выпускники с юга приезжают в Москву со 100 баллами по русскому языку, а в итоге вообще не могут на нём говорить. Но это теперь бывает гораздо реже.

Марина Легоньких, школьница из Хабаровска

Металлоискателями проверяли. Насчёт телефонов я не знаю, по-моему, из моих знакомых никто не проносил. Моих одноклассниц обыскали на экзамене по обществознанию и отобрали шпаргалки, но меня никто не обыскивал. В туалете могли спокойно собраться четыре человека и обсуждать задания. У одного парня на металлоискателе ручка запищала. На некоторых экзаменах не полностью проводили металлоискателем, а только до пояса, поэтому, наверное, кто-то мог пронести телефон.

Когда мы выходили, у нас проверяли, чтобы все разрешённые предметы оставались на экзамене, чтобы даже ручки не выносили. Следили строго. Даже до самого экзамена в некоторых школах говорили, чтобы мы не разговаривали до инструктажа, хотя, по сути, нас должны были пускать погулять или поговорить. В туалет пускали только по одному, а в конце экзамена по два человека начинали пускать. В туалет организаторы вроде как не заходили. Было две камеры.

Были мелкие нарушения со стороны организаторов. На одном экзамене у всех нас собрали паспорта, хотя не имеют на это права. Никого из моих знакомых с экзамена не удаляли - я не знаю таких случаев. К репетиторам я не ходила. Вообще нас в школе готовили хорошо - особенно к русскому. Русский язык и обществознание были очень лёгкими. Ну и реально соответствовало тому, что говорили в начале экзамена: все задания из школьной программы. А в математике точно есть парочка заданий олимпиадного уровня.

Публикация от kseniya neverova (@neverovakseniya) Июн 19 2017 в 7:57 PDT

Я думаю, все брали шпаргалки. Большинство из нашего класса делали маленькие блокнотики и записывали туда всё. Правда, блокнотики не особо помогли, хотя там были все формулы. Кто-то прятал их в лифчике, кто-то просто в карман, потому что их не обыскивали. Кто-то даже пронёс в туалет вариант прорешенный пробный, но это не те задания, которые у нас были. Ещё один парень рассказывал, что его друг всю руку исписал формулами, надел рубашку с длинными рукавами, а в туалете закатывал рукав и так списывал. В туалете валялось немного шпаргалок - только на математике.

Обстановка на ЕГЭ и весь этот тоталитарный контроль пугали - особенно на математике, потому что это был экзамен, к которому я больше всего готовилась, и с математикой у меня очень плохо было в школе. Поэтому когда я увидела задания и поняла, что не могу их решить, то начала плакать. Кстати, организаторы подходили: сначала первый, потом через минут 15 второй. Спрашивали, всё ли хорошо.

Сильно напрягало, что некоторые организаторы не разрешали выходить до начала инструктажа. Так ещё сложнее: даже с друзьями перед экзаменом не поговоришь. Многие, кто попал в разные аудитории, договаривались о встрече, например в 12.20, и выходили в туалет. Наблюдатели не могли зайти в туалет. Это по моему опыту, потому что у одноклассниц же отобрали как-то шпаргалки. На математике меня тоже спалили со шпаргалкой, но не отобрали: организатор просто улыбнулся.

Я хотела поступать в академию им. Скрябина, но мне баллов не хватит. Поэтому пока не знаю.

Владислав Саяпин, школьник из Елани, Волгоградская область

Я сдавал английский, обществознание, русский, математику - базу и профиль. К английскому готовился с учителем на консультациях, к математике, профилю - к репетитору ходил. К обществу не готовился, только на уроках.

Металлоискатели были во всех пунктах проведения, камеры тоже везде были. Списать было нельзя в аудитории, потому что камеры. Плюс там сидел тот, кто наблюдает за тобой. В общем, сопровождающий.

Они сидели и стояли, ходили по аудитории. Когда тебе нужно выйти в туалет, они тебя выводят, отдают другому сопровождающему, и он тебя сопровождает до туалета. Во время проведения экзамена просто так одному нельзя было ходить, только с сопровождающим. У меня есть много знакомых, которые говорили, что их одноклассники, друзья смогли пронести телефон.

Английский язык мы сдавали в Волгограде, потому что в нашем районе было мало выпускников, которые выбрали этот экзамен. Волгоград в 360 километрах от моего посёлка, на машине ехать в одну сторону пять часов. В первый день сдавали письменную часть, во второй день - устную. Я и ещё один одноклассник остались ночевать в Волгограде, а третий возвращался домой и на следующий день вместе с классным руководителем снова ехал в Волгоград пять часов на машине, которую предоставила администрация посёлка.

Для меня самым сложным экзаменом было обществознание. Потому что я ему уделял меньше времени, чем другим предметам. Пока что я знаю баллы только по обеим математикам: базовая у меня сдана на четвёрку, профильная - на 45 баллов. Это немного, но я планирую поступать на факультет экономической безопасности. У них нет бюджета, поэтому для меня главное - перейти порог и набрать средний балл.

Мне не было сложно психологически из-за надзора. Я просто делал задания и не отвлекался на сопровождающего в аудитории. Иногда, когда они подходили, смотрели рядом с тобой, вот тогда ощущалось какое-то давление. Я не видел, чтобы парни переживали, но видел, что некоторые девочки плакали, когда выходили. В ППЭ, где был я, никого не удаляли. Может, такое и было, но точно не в моей аудитории.

Дарья Русских, школьница из Новосибирска

Самое страшное, на мой взгляд, это определиться с будущей профессией. В начале 11 класса я выбрала много предметов, потому что не знала, куда пойду. В конце концов, я сдавала математику - оба уровня, русский язык, биологию и химию. Сама процедура проведения не страшна, все взрослые понимают детей, стараются подбодрить. Меня больше всего тревожило содержимое конвертов с заданиями, но, как показала практика, и там ничего страшного нет. Если ты готов, то всё будет по силам. Волнительно - это ждать результаты.

Не скажу, что было как-то психологически сложно… Все ждали этого, все знали, что это будет. Для меня это было обычной процедурой. У меня, конечно, на металлоискателе пикало всё, не знаю вот только почему. Видимо, это были лямки бюстгальтера. Тогда я как-то заволновалась. Проверяла женщина, и она спросила: «Что у тебя там?» У меня ничего не было, совсем! Думаю, телефона у меня нет. На белье вот эти железки, они, видимо, побрякивали. Я говорю: «На бюстгальтере, скорее всего», - потому что пикало, когда проводили по лопатке. Она: «Ну ладно». Мне запомнилось, потому что проверяющая так удивлённо меня спросила. Господи, что у меня может быть на лопатке?! Ну, наверное, телефон!

Публикация от Управление образования (@uochegem) Июн 5 2017 в 11:53 PDT

А так… Обычно проходишь - всё нормально, люди вовсе не звери и никакие не изверги. Проходят спокойненько, проверяют.

Мне так выпадало, что почти везде я сидела за первой партой. Есть эта камера и есть - меня лично она не смущала. Я пришла, чтобы написать. Тишина, меня ничто не отвлекает: ни видеокамеры, ни учителя, ни ребята. Я знала, что будут камеры и металлоискатели, и смирилась.

Не знаю, проносил ли кто-то телефон: я сидела за первой партой. В туалет запускали нас по одному… Поэтому не знаю - по крайней мере, я ничего не заметила. Может, кому-то что-то удалось, но это на их совести. В моей школе и в моём ППЭ никого не удаляли. Была только одна девочка, она очень сильно плакала под конец экзамена, очень сильно рыдала. Ей организатор сказал: «Ну ты запиши хоть, что у тебя есть». Она говорит: «У меня ничего нет», - и рыдает.

Честно говоря, я ещё не знаю, куда буду поступать. Всё зависит от результатов. Вообще планирую в медицинский, но это видно будет.

Кристина Соколова (имя изменено), школьница из Москвы

Наблюдатели проверяли нас очень даже хорошо, но не везде было так. Знаю ребят, которые смогли протащить телефон! Шпоры делали практически все, но не пользовались. Не знаю почему. Наблюдатели очень хорошие: за дисциплиной следили, строгие, но приветливые.

Я написала математику, обществознание, русский, биологию и химию. Самым сложным для меня экзаменом была химия. Химия с её органикой - это для каждого, наверное, сложновато. Да и как бы ни звучало, я готовилась сначала к сочинению (декабрь), а потом уже к химии, биологии и обществознанию (пять месяцев). Не особо хватает времени для хорошей подготовки.

На химии было сложно и потому, что я не увидела часть заданий. Напечатали часть С на обратной стороне таблицы Менделеева, которую я не перевернула! У всех знакомых спрашивала, сказали, что долго искали, в конверте смотрели, вдруг лист не достали, некоторые вообще не нашли! Главный организатор сказал, что нельзя ничего сделать. Мол, надо было внимательнее всё смотреть, вертеть, крутить. Я там чуть ли не плакала, но потом успокоилась.

В аудитории пользоваться шпаргалками было нельзя. Да и в туалете не особо, там наблюдатели ходили, смотрели. Но в туалете можно ведь было спросить у девочек - если повезёт и если они там будут. Я спрашивала, у меня тоже спрашивали. С разных аудиторий нас выпускали по одному, а заходили мы вместе.

Ещё в ППЭ я сфотографировала сборник заданий для подготовки к ЕГЭ, который выбросили в мусорную корзину - от счастья. Телефон сопровождающая отдала после экзамена. (Прим. Medialeaks: выпускники должны оставлять все запрещённые вещи за территорией ППЭ, пользоваться телефоном там можно только в штабе начальника ППЭ).

Из моей школы с экзамена никого не удаляли, а в ППЭ одного человека удалили. Было довольно строго: первые пять минут кипиш просто, а потом всё ок. Я планирую поступать в мед.

Всем бодрого времени суток! На линии Андрей Пучков. В этой статье я бы хотел дать некоторую оценку прошедшему ЕГЭ, по крайней мере той части, которая касается истории и обществознания.

Сразу стоит сказать, что сам экзамен прошел совсем не так, как ожидали многие. Многие решили «сброшенный» «досрочный» вариант по истории или обществу, и посчитали, что тест будет простым. Но на самом деле нет. Я не устаю повторять вот уже который год, что Единый государственный экзамен, да и вся система образования, эволюционирует в сторону все большей кастовости и сословности.

Из лифта вертикальной социальной мобильности, как предполагалось, ЕГЭ теперь становится своеобразным ситом, сквозь которое просеивают тех или иных людей. Что я имею в виду? Высшее образование становится элитарным. Думаю, если все будет идти как сейчас, бюджетных мест совсем не останется к 2020 году. Вся конкуренция будет вестись уже за коммерческие места в вузах.

Не хочу тут нести какую-то «социальную скорбь», я просто фиксирую факты.

Во-первых , реальный основной этап ЕГЭ оказался намного сложнее, чем такой же экзамен в предыдущий год. Вся сложность экзамена заключается однако не в знаниях. Очень многие ребята действительно много выучили. Вся сложность заключалась именно в навыках: формулирования мыслей, реальной ориентации в исторической карте, исторической эрудиции, умении видеть причинно-следственные связи и пр. Те ребята, которые даже многого не знали, однако умели такое, может сами по себе, — сдали егэ действительно неплохо.

К примеру Эдуард пришел ко мне на курсы подготовки в начале мая. Начал заниматься примерно с 6, 7 числа. Я сам, если честно не очень был уверен в его успехе, поскольку в мае только начинать с полного нуля подготовку — это жесть. Однако ученик сдал общество (напомню, готовился с полного нуля) — на 71 балл.


Про остальных учеников писать не буду без их разрешения, захотят, сами напишут отзывы. Скажу лишь, что есть те, кто сдали и на 87, есть и те, кто сдал на 84, есть те, кто сдал на 76 баллов. Есть и те ребята, которые сдали ниже 60 баллов. Собственно, говорить что-то излишне: кто готовился и учитывал мои рекомендации, сдали неплохо, кто подходил посредственно, также и сдали. Были и случаи эксцессы, связанные со здоровьем.

Во-вторых , тестирование ЕГЭ и дальше не будет учитывать, какая именно работа проходит в школе. А школах творится тихий ужас. Я уже не удивляюсь, а просто слушаю своих учеников: в погоне за рейтингом в школе ведутся аж все дисциплины прямо до последнего звонка учебного выпускного года. Очень многие учителя занимаются чем угодно, только не преподаванием дисциплины. Может многие коллеги просто не видят смысла в занятиях из-за катастрофически урезанного времени. Может дело в чем-то другом. Но факт остается фактом: современная школа не может обеспечить успешную сдачу выпускного экзамена.

А ЕГЭ строится прямо по программе. Очень многие выпускники, которые «проснулись» (!) весной были в искреннем шоке от того объема тем, которые есть в Контрольно-измерительных материалах.

В-третьих, в этом году вскрылся некий субъективный фактор: очень многие эксперты по проверке второй части по всей видимости получили негласную отмашку «валить» вторую часть. Очень и очень немногие пошли подавать на апелляцию, поскольку их запугали в школе или еще где. Но факт фактом — некоторые задания второй части были завалены абсолютно несправедливо.

И сейчас ты немедленно спросишь: «Ну а дальше-то как, что делать?» Немедленно даю рекомендации.

Чем раньше вы начнете разбор материала по КИМ ЕГЭ, тем лучше. Лучше всего начать готовиться с 10 класса. Если вы уже закончили 10-й класс, то я настоятельно рекомендую готовится летом. Преимущества ранней подготовки очевидны:

  • Раннее изучение всего курса даст время, чтобы углубиться в некоторые наиболее сложные темы.
  • Раннее изучение, например по истории, позволит лучше повторить события, явления, процессы и причинно-следственные связи во Всемирной истории.
  • Раннее изучение сделает возможным успешное участие в олимпиадах в год выпуска, что существенно повысит шансы поступления на бюджет в вуз.

Постоянное решение и разбор тестов с профессионалом, который наглядно покажет, в чем ошибки и как их преодолеть.

Необходимо уже сейчас начать формировать навыки формулирования мыслей, ориентации в картах, формировать историческую и обществоведческую эрудицию. Это дело не одного дня и не одной недели, и даже не одного месяца.

В целом, девиз того человека, который готовиться к ЕГЭ, можно сформулировать так: системность, ответственность и систематичность.

  • Системное изучение материала включает в себя логично выстроенные темы по истории и обществу.
  • Ответственное отношение к экзамену и к себе, требовательность к себе.
  • И систематическое повторение, чтобы не было эффекта фрагментарных знаний.

Post Scriptum

Кстати, сейчас мы проводим акцию: только до 10 июля у вас есть возможность прийти на наши курсы по серьезной скидке — 4990 р. Таким образом годовая подготовка по одной дисциплине составит всего 20 000 рублей вместо 24 990 рублей.

Купон скидки: iun2017

С уважением, Андрей Пучков

19 июня – день максимального напряжения, сконцентрированного в школьниках всей страны, выбравших в свой список предметов для сдачи историю. Еще бы, столько дат, столько исторических событий, личностей и монументов, выучить не каждому под силу. Сейчас вы узнаете, как это было и что хотелось бы посоветовать тем, кто приметил этот предмет для сдачи. Поехали.

Начнем с того, что история это такой предмет, который может одному и тому же человеку казаться и трудным, и довольно простым к восприятию. И секрет в том, что нужно просто найти подход к его изучению. Сама я не из тех, кто «зубрил» весь учебный год предмет.

Для меня достаточно было уроков, сборника заданий ЕГЭ, видеороликов на youtube с лекциями, ну и, конечно же, любимого - документальных сериалов и фильмов по истории. Посмотрела и послушала я достаточно, и поэтому, идя на экзамен чувствовала себя уверенно. Хотя и не обошлось без штудирования дат за вечер «до».

Первое, что мне удалось заметить, придя на экзамен, что в классах много свободных парт. То есть многие заявившиеся на экзамен по истории не пришли , видимо, предмет действительно много кого пугает, но пугаться точно не стоит! От лишних накручиваний и переживаний можно неправильно рассчитать время выполнения экзамена.

Кстати, на написание 25 заданий дано 3 часа 55 минут. Этим временем необходимо распорядиться правильно. Неторопливо, рассудительно, но ловко нужно обойтись с тестовой частью. Там вы встретите и раскиданные по периодам события, и исторических личностей, с характеристиками их деятельности, и понятие, термин которого нужно выделить и записать в ответ, так же и контурная карта с соответствующими вопросами, и письма, адресованные кому-то очень важному в истории страны. Ваша задача – не растеряться во всем этом разнообразии и ответить верно, а главное – укладываясь во время.

Я, ознакомясь с заданиями своего КИМа, поняла, что знаю ответы не на все вопросы теста. Что же делать? Идти домой и плакать? Конечно, нет, вспомните, что задания теста составлены людьми . Это поможет вам тем, что вы сможете представить себя на месте составителя задания и понять его логику.

Если и это не поможет, то можно попробовать так же перенестись в тело исторического деятеля и порассуждать, как бы он поступил, в данных обстоятельствах, учитывая его склонности, интересы и черты характера, конечно. Таким образом, вспоминая то или иное событие, территории, временной промежуток или особенности воеводы, князя или императора вы маленькими шагами придете к правильному ответу. Заодно убедившись на пути к нему, что все знания – при себе.

А если тема вопроса совсем незнакома, можно просто довериться интуиции . Порой, она может подсказать то, что мы подозреваем, но боимся ответить.

И вот, добравшись до открытых заданий, идет работа с текстом. В принципе, тут опять же пригодится логика, немного интуиции и знания основных исторических событий. Конечно, деятельность крупных исторических личностей лучше изучить более подробнее, знать хотя бы по одной-две реформе в каждой сфере: социальной, духовной, политической и экономической.

Не обойтись в последнем задании – сочинении, и без писательских способностей. Умение хорошо писать поможет вам рассказать проверяющему достоверно и чисто даже о том событии, которое вы знаете плохо .

Итак, подведем итог, вот мои полезные советы, которые пригодятся сдающим ЕГЭ по истории:

1. Найдите правильный подход к изучению истории. Смотрите документальные фильмы, слушайте интересные лекции учителей, читайте книги, сюжет которых основан на реальных событиях. В общем, займитесь тем, что любите, связывая это с занятие с историей.

2. Не волнуйтесь. Все выучить невозможно и никто этого делать не будет, поэтому чувствуйте себя уверенно и правильно распланируйте время решения заданий, чтобы хватило времени на перепроверку и внесение ответов в бланки.

3. Не знаете ответа? Не беда! Порассуждайте, подумайте, что бы вы делали при такой исторической ситуации. Если это не помогло, подключайте интуицию – ничего страшного в этом нет.

4. Вам все-таки нужно опираться на что-то: выучите основные даты и изучите крупные исторические личности, реформы, которые были ими приняты.

5. Читайте побольше. И практикуйтесь в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство письма и тогда, проверяющий зачитается и получит удовольствие от вашей работы, и это расположит его настрой к вам с первой строки.

Знаете, на удивление, после того, как я написала последний экзамен, и точка напряжения была позади, мне не захотелось забыть все пройденное, как это бывает иногда. Наоборот, захотелось изучать историю дальше. Ведь, выучить пару дат, послушать интересные лекции,почитать факты и биографии,– это совсем не сложно, а то, какими глазами на тебя смотрят друзья и одноклассники, не сдающие ЕГЭ, когда ты рассказываешь о том, что написал – бесценно.