Как организовать учебный центр профессиональной подготовки. Бизнес план учебного центра (как открыть учебный центр)

Открывать новые учебные центры стало выгодно в связи с увеличением потребности населения в получении дополнительных сертификатов по краткосрочным образовательным курсам.

Капитальные вложения в учебный центр, площадь которого будет составлять до 200 квадратных метров, и который рассчитан на от 100 до 150 учеников, составят от 13.000 до 15.000 условных единиц. Окупится учебный центр в течение от 6 до 10 мес. Уровень рентабельности составляет порядка 30%.

Ежемесячная оборачиваемость составляет от 10.000 до 15.000 условных единиц.

В Санкт-Петербурге открыто около 200 учебных центров. Эти учебные центры предоставляют услуги краткосрочных курсов. Основными конкурентами учебного центра являются:

  • Высшее учебное заведение (ВУЗ);
  • Средне специальное учебное заведение (техникум);
  • Колледж;

Также зачастую все учебные заведения создают на своей базе вспомогательные учебные дисциплины.

Высоким уровнем спроса в последние годы пользуются факультативы, длительность которых составляет 20-60 занятий. Один курс, длительностью в 40 учебных часов расценивается от 3.000 до 4.000 рублей.

Привлечением учащихся можно заняться с помощью открытия и внедрения дополнительных оригинальных курсов и программ. Примерами могу быть эксклюзивные курсы по рекламе, для маркетинга. Разработкой курсов занимаются педагоги. О самых востребованных и новых учебных курсов, учебные центры получают информацию от работодателей.

Основным критерием успешного ведения бизнеса является грамотный и квалифицированный штат сотрудников (преподаватели).

Существует возможность организовать учебный комплекс на базе некоторой компании, в качестве дополнительного подразделения. К тому же, открыв учебное заведение, имеется хорошая возможность для экономии финансовых средств, заключая договор аренды помещений на некоторое время, а не целиком на весь день.

Следовательно, открывая новый учебный центр существует возможность миновать основные затраты на аренду и оборудование для помещений. Капитальные вложения в бизнес будут составлять от 2.000 условных единиц.

Этап 1. Концепция и регистрация

Формирование и прибыльность компании будут зависеть от идеи и задумки. В первую очередь необходимо, что бы эти идеи отличались от других учебных центров.

Существуют следующие идеи и концепции учебных центров:

  • Учебные центры со стандартными курсами: бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, дизайнерские курсы, курсы персональных компьютеров и другие;
  • Автоматизированные учебные центры (офисные приложения; 1С: Конфигуратор, Бухгалтерия, Предприятие);
  • Тренинговый учебный центр;
  • Учебный центр с преподаванием индивидуального и специфического направления (женщина-охранник и другие оригинальные курсы);

Регистрация юридического лица осуществляется как регистрация негосударственного образовательного учреждения. При регистрации необходимо указать основную деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, основной деятельностью негосударственного образовательного учреждения получение чистого дохода являться не может, полученная прибыль должна идти на усовершенствование и рост учебного центра.

Помощь юрисконсульта и адвоката обойдётся учебному центру в 200 условных единиц.

При оказании услуг, лучше всего избрать упрощённую систему налогов. В таком случае выплаты будут составлять 6 процентов от прибыли.

Доходность учебного центра зависит от концепции.

Этап 2. Персонал и заработная плата

Штат сотрудников для учебного заведения и их оплата труда

Штат сотрудников состоит от 7 до 11 человек.

Этап 3. Помещение

Что бы организовать учебный центр для обучения от 100 до 150 учащихся на протяжении целого дня (4х сменный график; утренняя смена, 2 смены днём и одна смена вечером) необходимо заняться подбором помещения от 200 квадратных метров:

  • Учебные классы (2 шт.) по 50 квадратных метров каждый (в помещении 50 квадратных метров проводить обучение допускается для групп до 10 учащихся);
  • Учебное помещение, оснащенное компьютерной техникой (60 квадратных метров). Проходить обучение также могут до 10-ти учащихся;
  • Оставшиеся 40 квадратных метров отводятся для приемной и кабинета руководителя;

Итог: арендная плата за 200 квадратных метров с учетом стоимости одного квадратного метра от 30 условных единиц – 6.000 условных единиц ежемесячно. Однако на практике, учреждения образования имеют возможность получить помещение в аренду у комитета по управлению государственным имуществом. В этом случае учебный центр имеет возможность получить аренду помещения по меньшей цене – от 15 условных единиц за 1 квадратный метр.

Для организации учебного центра необходимо помещение порядка 200 квадратных метров. Арендная плата будет составлять 6.000 условных единиц ежемесячно.

Этап 4. Оборудование и оснащение

Оборудование для учебного центра и его стоимость

Итог – от 6.500 условных единиц.

Для закупки полного комплекта оборудования и необходимого оснащения учебного центра понадобится порядка 6.500 условных единиц.

Этап 5. Лицензирование

Что бы получить лицензии на осуществление образовательной деятельности необходимо предоставить следующий комплект документов:

  • Заявка с указанием разработанных образовательных программ, которым будут обучаться клиенты;
  • Информация о персонале, о количестве персонала и квалификации сотрудников, а также информация о ожидаемой посещаемости учреждения;
  • Информация об аудиториях, классах и размещении;
  • Информация о снабженности курсов необходимой материально-технической базой и необходимой литературой (предоставляются выписки из балансовых ведомостей, а также список литературы для каждой учебной программы и дисциплины);
  • Информация о педагогах (предоставляется информация по каждой дисциплине с преподавателем);
  • Дополнительная информация (учредительские сведения и данные, регистрационное удостоверение и др.);

Решение о предоставлении лицензии и рассмотрение всей документации длится порядка 4 недель.

Для получения лицензии нужно предоставить в соответствующий орган пакет документов и подождать решения на протяжении 1 месяца.

Этап 6. Учащиеся

Прибыльный класс должен состоять порядка из 10 учащихся.

Ежемесячно учебным центром должно набираться от 10 различных классов по различным направлениям.

Основным способом привлечь учащихся является размещение рекламы.

Образовательный бизнес набирает популярность во всём мире. Тенденции развития технологий обязывают людей постоянно повышать квалификацию. Открытие учебного центра выгодное и рентабельное предприятие. Наряду со спросом на услуги в целом, компании испытывают потребность в современных оборудованных площадках.

Преимущества и недостатки

Перед началом реализации проекта стоит внимательно изучить сильные и слабые стороны.

К плюсам ведения предпринимательства в сфере образовательных услуг относятся:

  1. Рентабельность от десяти до тридцати процентов.
  2. Короткие сроки окупаемости, иногда достигается в рамках шести месяцев.
  3. Постоянный спрос при привлечении грамотных и востребованных преподавателей.
  4. Стартовые вложения позволяют начать работу даже неопытному предпринимателю.
  5. Гибкость к спросу, а также вывод бизнеса на автономную основу.

Что касается базовых недостатков, то к ним относится необходимость поиска востребованных специалистов с квалификацией. Также стоимость услуг зависит от внешних условий, например, в городах ценник выше, но конкуренция, а в регионах низкие заработные платы.

Бизнес подвержен кризисам и перепадам в экономике. В сложные времена людям сложнее расставаться с деньгами, которые идут на повышение качества их знаний. Рассмотрим, как открыть учебный центр, который будет соответствовать требованиям времени и стандартам обучения.

Анализ преимуществ и недостатков бизнеса помогает определить перспективу реализации и выявить зоны, в которых целесообразно сделать акцент. Например, если предпринимательство подвержено колебаниям в структуре спроса, то надо заранее продумать пути изменения направлений.

В сознании не всех людей сегодня сформировалось представление о том, что собой представляет учебный центр. Ещё десятилетие назад под таким заведением понималось место, где предоставлялись академические образовательные услуги. В 2019 году учебный центр – площадка для взаимодействия экспертов и соискателей знаний. Ориентирован на проведение тренингов и предоставление консалтинговых услуг.

Существует два базовых направления в современном дополнительном образовании:

  • персонализированная работа с коучером;
  • В2В – использование возможностей центра для обучения сотрудников.

Второй вариант приносит большие прибыли, так как ввиду быстроты изменений в мире, компании готовы платить большие деньги за повышение квалификации персонала.

Одна из важных особенностей – профессионалы, нуждающиеся в актуальной информации готовы принимать участие в краткосрочных тренингах. Из-за динамики изменений они испытывают потребность в увеличении знаний, но не достаточно времени для самостоятельного поиска сведений. Им комфортнее обратиться к специалисту, который за деньги суммировал, отобрал и подготовил всю информацию.

Учебные центры актуальны для людей, чьи профессии обретают тесную связь с информационными технологиями. Постоянное обновление систем и программ вынуждает граждан, при желании сохранить рабочее место, обучаться нововведениям. Пошаговая инструкция по тому, как открыть детский центр, представлена ниже. Количество курсов определяет предприниматель.

Современный учебный центр – это заведение, в котором предоставляется актуальная информация в сжатом виде. Часть обучения предоставляется в онлайн формате, так как люди ограничены во времени.

Сегодня развивается два формата дополнительного образования: онлайн и оффлайн. Второй вариант, который предполагает классическую систему получения знаний, где лектор и слушатели находятся в одном помещении, будет рассмотрен детальнее.

Рассмотрим преимущества дистанционного обучения:

  1. Организация онлайн-тренингов менее затратна, нет необходимости в аренде помещения, покупке инструментария и базового оборудования.
  2. Допустимая низкая ценовая политика, что привлечёт большее количество клиентов.
  3. Шанс работать с представителями разных городов и даже стран как в отношении клиентов, так и экспертов.
  4. Люди обучаются в комфортных для них условиях, например, дома или во время перерыва на обед.

Что касается недостатков такого формата, то тождественны преимуществам оффлайн метода.

К ним относятся:

  • сложность в проведении моделирования и игровых тренингов;
  • невозможность проведения объективного тестирования знаний.

На обучения часто приходят люди, стремящиеся найти новые контакты, познакомиться с нужными людьми. Онлайн-формат тренингов лишает их такой возможности. Бизнес план учебного центра предполагает выбор формата работы, не стоит исключать вариант совмещения технологий.

При открытии учебного центра стоит учитывать потребности целевой аудитории. Если большинство предпочитает получение знаний дистанционно, рекомендуется включить этот пункт в перечень услуг.

Перед открытием заведения стоит тщательно продумать направления для обучения, которые будут реализовываться в работе. Обучать людей допустимо всему, но не стоит распыляться на множество направлений одновременно. Но пренебрегать выгодными предложениями сотрудничества также не целесообразно, даже если тренинги не согласуются с основной тематикой.

Рассмотрим базовые особенности современного обучения в России, которые позволят спланировать работу:

  1. Свыше семи миллионов человек в России получают или когда-либо были задействованы в дополнительном образовании.
  2. Краткосрочные курсы более привлекательны для граждан, чем те, что длятся свыше одного месяца.

Рынок образовательных услуг равномерно разделён между подростками и специалистами, повышающими квалификацию.

Дополнительное обучение для подростков допустимо разделить на следующие направления:

  • подготовка к выпускным и вступительным экзаменам по профильным предметам;
  • языковое обучение, последнее время большую популярность набирают экзотические языки;
  • творческие студии, распространены среди детей младше четырнадцати лет.

Курсы для работающих специалистов базируются на сферах, где людям не хватает высшего образования для успешного выполнения должностных обязанностей. Постепенно в России набирает популярность распространённая в Европе концепция непрерывного образования. Предполагается, что человек в течение жизни совершенствуется и посещает тренинги по саморазвитию и профессиональному совершенствованию. Уточняя, как открыть курсы, отметим, что недостаточно выбрать направление, речь идёт о создании программ. Уточняя, как открыть школу бухгалтеров, отметим, что необходим спрос на услуги, по расчётам – это выгодно.

Нет универсального совета относительно выбора направления. Рекомендуется отдавать приоритет новым профессиям, сферам, где динамично развиваются технологии, а система образования отстаёт.

Специалистов подбирать допустимо как на полный день, так и на частичную занятость. Второй вариант будет привлекательным для педагогов, а предпринимателю позволит сэкономить на ставке и получить максимум выгоды.

Помимо преподавателей потребуются следующие специалисты:

  • заместитель руководителя;
  • бухгалтер;
  • методист;
  • заведующий учебным отделом.

Что касается учителей, то опыт и квалификация зависит от направлений и специализации центра. Если речь идёт о работе со взрослыми сотрудниками, то целесообразно искать экспертов, а для работы с детишками важно наличие педагогического образования. Учебный центр стоит открыть по одной специализации, разброс в направлениях не вызывает доверия.

На начальном этапе допустимо ряд функций выполнять самостоятельно. Но вот специалистов искать надо сразу, для этого используются сайты по поиску работы, социальные сети и иные источники.

Выбор помещения для учебного центра не просто важный момент, но и первоочередной. Дело в том, что для открытия ООО потребуется предоставить юридический адрес. Помещение соответствует следующим критериям:

  1. Количество кабинетов равно направлениям работы либо согласовать график, чтобы курсы не пересекались.
  2. Отдельная зона для директора и административного состава.
  3. Холл, в котором легко расположится группа людей.

Удачно, если получится расположить гардероб и кафе. Как минимум надо установить кулер и автомат для кофе.

Стоит рассмотреть вариант аренды части действующего учебного заведения, например, школы или института. В идеале организовать отдельный вход, но даже вариант с попаданием через главный – подойдёт. Преимущество места в полностью оборудованных комнатах.

При выборе помещения стоит руководствоваться принципом доступности для клиентов. Если человеку надо пройти сквозь завод или стройку, чтобы попасть, то он предпочтёт другие курсы.

Учебный центр необязательно размещать в проходимых местах, но предпочтительно, чтобы он располагался вблизи метро. Так людям проще добираться.

Перечень оборудования зависит от наполненности выбранного посещения. Иногда требуется докупить технику в виде проектора, компьютеров и литературу.

Но если речь идёт о голых стенах, то необходимо приобрести мебель:

  • шкафы;
  • столы и стулья;
  • полки и стеллажи.

Не стоит брать дешёвые варианты техники, так как необходима бесперебойная работа систем и аппаратуры. Современные требования к образовательному аспекту предполагают оснащение центров высокоскоростным интернетом.

В зависимости от направлений деятельности потребуется и специализированное оборудование, например, наушники и аппаратура для занятий иностранным языком. Иногда нужны пособия, которые не продаются в общем доступе и заказываются у создателей из других стран.

Оборудовать помещение высокоскоростным интернетом необходимо. Также стоит позаботиться о современной учебной литературе, перед приобретением стоит посоветоваться со специалистами.

Чтобы заведение работало, а владелец не сталкивался со сложностями, важно оформить его в соответствии с правилами и стандартами.

При , необходимо подготовить следующий перечень документов:

  • бумага, на которой указываются все образовательные программы, реализуемые на базе центра;
  • сведения о преподавателях учреждения с их уровнем образования и документацией, подтверждающей право на проведение обучений;
  • план помещений, соответствующих требованиям пожарной безопасности и вмещающих заявленное количество учащихся;
  • учебно-методические планы реализуемых курсов, а также документация и перечень технического оборудования, используемого в процессе обучения.

Документом является свидетельство о государственной регистрации центра, как вида бизнеса. Лучшей организационной формой станет ООО.

Учебному центру необходимо получить лицензию на ведение дела. Без неё работа заведения незаконная. Рекомендуется привлечь опытного юриста, который поможет в решении организационных моментов. Стоимость услуг составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Обходным вариантом регистрации бизнеса является такая форма деятельности:

  1. Предприниматель заключает договор с каждым преподавателем, но не на образовательные услуги, а на аренду помещения.
  2. Тот, кто проводит обучение, заключает соглашение с учениками.

Применение технологии неоднозначно, так как, во-первых, она сложна и требует постоянного контроля в заключении и продлении договоров. Во-вторых, недопустима организация онлайн-бизнеса по подобной схеме. Приведённая техника отражает, как открыть учебный центр без получения лицензии.

Получение лицензии на ведение деятельности продолжительный и трудоёмкий процесс. Для простоты стоит обратиться в компанию, помогающую в оформлении. Это стоит денег, зато экономит время и силы.

Стартовый капитал и окупаемость

Рентабельность бизнеса зависит от ряда факторов. Предпринимателю потребуется вложить деньги в аренду помещения, заработную плату сотрудникам и закупку оборудования. Для подсчёта расходов целесообразно составить бизнес-план, указав, что требуется для открытия конкретного центра.

Рассмотрим несколько примеров статей расходов:

  1. Учебный зал – столы, стулья, интерактивная доска, компьютер, расходные материалы.
  2. Обучение парикмахеров – столики, зеркала, инструменты, расходники, в том числе шампуни, краски, перчатки.
  3. Детская развивающая комната – ковры, игрушки, развивающие игры, защитные механизмы для углов и розеток.

Несмотря на стартовые затраты бизнес относится к категории высоко маржинальных. Это связано с тем, что не требуется регулярной закупки сырья, что характерно для производства. Из получаемых доходов выплачивается заработная плата и аренда помещения. Разница между доходами и издержками – прибыль предпринимателя.

Окупается открытие образовательного центра за несколько лет. Бизнесмену необходимо постоянно создавать спрос на услуги, инвестировать в маркетинг и рекламу. Заключение договоров с коммерческими организациями, которые направляют сотрудников для повышения квалификации, ускорит процесс возврата стартовых вложений. Подобная схема отражает, как открыть образовательный центр.

Бизнес окупается быстро, если не затягивать с его раскруткой. Рекомендуется уже перед началом деятельности развернуть маркетинговую кампанию и найти преподавателей.

Учебный центр как бизнес представляет собой новое направление в образовательной индустрии. Спрос на услуги растёт ежедневно, а конкуренции немного. Для организации заведения предпринимателю необходимо решить, какой формат центра ближе, найти помещение, подобрать персонал и продумать стратегию продвижения услуг. Бизнес, в котором нет материального товара, гибок и подвижен. Предпринимателю проще среагировать на изменяющиеся условия рынка. Бизнес-идея о том, как открыть центр дополнительного образования для детей популярна среди бизнесменов.

Работодатели нуждаются в сотрудниках, способных подходить к решению проблем оригинально, а также видящих выход из таких ситуаций, перед которыми другие отступают. Высоким спросом на рынке образовательных услуг пользуются курсы повышения квалификации , и они приносят неплохую прибыль. Данная статья посвящена тому, как открывается учебный центр .

Об открытии учебного центра

Во все времена знания признавались наивысшей ценностью. Сегодня в условиях развития и совершенствования новых технологий они востребованы как никогда. Именно грамотные и высококвалифицированные сотрудники являются залогом стабильности любой организации.

Организационные вопросы

Так как открыть учебный центр ? Во-первых, необходимо стать юрлицом, а также выбрать вид деятельности, которым будет заниматься учебный центр . При привлечении дипломированных специалистов (а конкретнее – преподавателей) на постоянной основе требуется сертификат для работы учебного центра . Получить его не так просто: эта процедура займет немало времени и потребует вложений.

Но из такой ситуации есть весьма неплохой выход. Чтобы не требовался сертификат , достаточно при регистрации учебного центра указать вид экономической деятельности «консалтинговые услуги», либо выбрать смежные, близкие по значению виды деятельности. И после этого можно взаимодействовать с преподавателями и лекторами на основании трудового соглашения.

Чтобы открыть учебный центр , необходимо четко понимать, какие образовательные услуги наиболее востребованы, какой сейчас на них спрос и предложение действует на рынке. Что под этим подразумевается? Нужно знать: в какой форме будут проходить занятия, какие преподаватели будут вести их, для какого контингента персонала будут они.

Для того, чтобы учебный центр начал хорошо окупаться, самым лучшим вариантом будет, если его руководитель будет совмещать данную должность с аналогичной, но в какой-либо фирме или крупной организации. Слушателями, которые будут первыми, кто прошел курсы, станут его сотрудники в этой фирме. Это гарантирует вам на начальных этапах минимум аудитории и станет своеобразным «двигателем торговли».

Прибыльность от открытия учебного центра спрогнозировать практически нельзя. Дело в том, что прибыль напрямую зависит от количества читаемых курсов , их стоимости, количества слушателей, а также сопутствующих затрат. Приведем основные из них:

  • стоимость приобретения помещения или аренды плюс затраты на поддержание в нем чистоты;
  • коммунальные платежи, а также оплата услуг связи, телевидения, интернета;
  • затраты на офисную мебель, оргтехнику и комплектующие;
  • выплата зарплаты и материального вознаграждения работникам и преподавательскому составу;
  • стоимость рекламной кампании.

Требования, предъявляемые к помещению

Основной вопрос, который беспокоит будущего руководителя учебного центра , это, конечно же, стоимость аренды. Она может оказаться, как малой, так и довольно значительной. Все зависит от территориального месторасположения и интерьера помещения.

Немаловажное значение также имеет площадь будущего учебного центра . Расчет необходимой площади исходит из количества и частоты проведения занятий, а также предполагаемой аудитории. Также необходимо предусмотреть комнату для работы администратора и проходы в учебные аудитории.

Интерьер аудитории нужно продумать так, чтобы ее можно было легко переделать в помещение для проведения различных заседаний или иного назначения. Современные аудитории принято оснащать видеопроекторами или интерактивной доской. Если запланировано проведение занятий с использованием компьютеров, надо заранее позаботиться о приобретении соответствующего оборудования.

Для того, чтобы обеспечить высокую и стабильную посещаемость предлагаемых курсов, здание, в котором они будут проводиться, должно располагаться вблизи транспортных узлов (метро, остановки общественного транспорта, ж/д станции). Не стоит арендовать помещение в жилом многоквартирном доме, поскольку его жильцы явно будут не в восторге. Занятия, как правило, проходят в свободное от работы время, и их проведение всегда сопровождается бурными обсуждениями и часто затягивается допоздна. Но если есть собственное помещение, вполне подходящее для проведения занятий, то эта статья расходов полностью выпадает.

Заранее также необходимо подумать о том, где будут питаться слушатели курсов . Хорошо, если рядом есть магазин, столовая или буфет. Если поблизости нет ничего подобного, необходимо приобрести кофейный автомат, либо предусмотреть комнату для кофе-брейков.

Кадровый состав

Для нормального функционирования учебного центра помимо преподавательского состава (штатных и внештатных сотрудников) требуется менеджер, бухгалтер, уборщик помещений и другие рабочие . Если помещение не такое большое, то можно и совмещать данные должности. А рабочие профессии, такие как электрики, слесари, уборщицы, можно восполнить за счёт периодического обращения к соответствующим службам.

Лицом учебного центра по праву является его менеджер, который всегда находится на рабочем месте, отвечает на звонки, проводит консультирование и регулирует всю деятельность учебного центра. Также в обязанности менеджера входит организация рекламной кампании и исследования рынка образовательных услуг. Поэтому к кандидату на такую должность предъявляют весьма высокие требования: это должен быть человек способный работать в режиме многозадачности , с нестандартным мышлением, ответственный и открытый для общения. Желательно, чтобы у кандидата был опыт подобной работы.

Система оплаты труда сотрудников должна быть гибкой. Поэтому стоит ее разделить на фиксированный оклад и премию, которая будет зависеть от количества обучающихся . Оптимальный вариант, если они будут заинтересованы в привлечении новых клиентов, и поэтому станут выполнять свою работу с максимальной отдачей.

Продвижение

Вопрос «как открыть учебный центр » также опирается и на маркетинговую стратегию . Она напрямую зависит от того рода деятельности, который выбран. Их может быть несколько. Основные из них:

  • обучение новой профессии, курсы повышения квалификации и переподготовка;
  • дополнительные или факультативные курсы для школьников;
  • организация занятий по личностному росту (например, по тайм-менеджменту);
  • сдача помещений или аудиторий для проведения разных семинаров, лекций и прочих мероприятий.

Если учебный центр предусматривает проведение занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, то имеет смысл подписание договора о взаимодействии с предприятиями и центрами занятости, которым необходимы такие курсы . При ориентации учебного центра на детскую и юношескую аудиторию, нужно давать объявления в СМИ. Также эффективным будет раздача тематических буклетов в школах и центрах детского и юношеского творчества.

Для продвижения учебного центра весьма эффективны информационные встречи, где люди, прошедшие обучение в данном заведении, будут рассказывать о том, какие положительные изменения произошли в их профессиональной деятельности после курсов или семинара.

Информацию о сдаче в аренду учебных помещений целесообразно размещать на сайтах в интернете, периодических печатных изданиях с соответствующей целевой аудиторией. Чтобы учебный центр поскорее начал приносить прибыль, лучшим вариантом является совмещение разных направлений работы.

Не стоит сразу ждать легкой и быстрой прибыли от открытия учебного центра . Требуется определенное время для его становления на рынке образовательных услуг . Но если все грамотно рассчитать, просчитать все возможные варианты развития событий, то учебный центр кроме достойного заработка принесет своему руководителю новые яркие впечатления и расширит круг деловых знакомств.


* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП . Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).


Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

9630 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 370361 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.

Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.

За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.

Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.

В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:

  • высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
  • быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
  • высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
  • первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
  • возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.

К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.

В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.

Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.

Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.

Концепция и направление работы

Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:

  • курсы для маркетологов;
  • изучение различных бухгалтерских программ;
  • курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
  • образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.

На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.

После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

Полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);

Авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);

Обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);

Оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;

Проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.

Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.

Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.

Выбор помещения

Мы не зря указали этот момент в самом начале, ведь для регистрации ООО компании необходим юридический адрес. Надо заметить, что данному моменту уделяется много внимания, поскольку важно, чтобы помещение соответствовало многочисленным условиям действующего законодательства. Если специализации будет четыре, то необходимо наличие как минимум четырех кабинетов соответственно. Дополнительно создается кабинет для директора и бухгалтера. Делается наиболее удобный холл. По возможности можно организовать раздевалку и другие дополнительные пространства.

Собственно, выбор помещения – это, пожалуй, даже главный вопрос, ведь сегодня образовательные учреждения должны открываться в наиболее подходящих для этого местах. Наверное, оптимальным решением можно назвать аренду нескольких помещений в каком-либо ВУЗе или школе, поскольку в этом случае вся площадка полностью соответствует тем условиям и требованиям, которые предъявляются к современным учебным заведениям.

Закупка оборудования

Для предоставления образовательных услуг, скорее всего, потребуется приобретение проектора (либо большой плазменной панели) и столов со стульями. Также покупаются компьютеры и иная техника, которая будет обеспечивать простоту и удобство учебного процесса. Непременно в распоряжении преподавателей должна иметься современная и актуальная учебная литература, которая также стоит определенных денег.

Регистрация бизнеса

Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.

Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.

Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).

Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:

  • разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
  • создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
  • указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
  • рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
  • предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
  • предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
  • указываются и другие сведения по необходимости.

Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.

Поиск персонала

Другим важным моментом при открытии учебного центра считается набор преподавателей. Как и было сказано выше, их квалификация, опыт и образование полностью зависят от того, в каком направлении работает сам учебный центр. Количество преподавателей также напрямую зависит от специфики образовательного центра. Как правило, в самом начале деятельности выбирается примерно четыре разных курса, для каждого из которых нанимается один преподаватель. С ростом востребованности заведения количество курсов, а соответственно, и наемных работников, может быть увеличено.

Дополнительно в штате должен иметься секретарь, занимающийся составлением занятий и общением с потенциальными клиентами, а также бухгалтер, на котором лежит обязанность составления отчетов и подсчета налогов.

Привлечение клиентов

Чтобы учебный центр приносил высокую прибыль, важно, чтобы количество клиентов было большим, а также с 9:00 до 21:00 классы не пустовали. В этом случае следует привлекать клиентов разными способами. Для подобных целей используются листовки, распространяемые в различных организациях и предприятиях (возможно, даже профильных). Естественно, делается реклама на местном телевидении и создается свой собственный сайт, на котором каждый посетитель может найти всю необходимую ему информацию об учебном центре.

Финансовые расчеты

Итак, разобравшись с основными организационными моментами, посчитаем приблизительные расходы, необходимые для старта бизнеса. Для открытия учебного центра понадобится 765 тыс. рублей, из которых:

  • регистрация бизнеса и получение лицензии – 40 000 рублей;
  • аренда помещения на месяц– 55 000 рублей;
  • закупка оборудования и литературы для работы – 350 000 рублей;
  • реклама и иные меры для привлечения клиентов – 30 000;
  • заработная плата сотрудников в месяц – 250 000;
  • иные расходы (например, ремонт или закупка дополнительного оборудования) – 40 000.

Как показывает практика, общий доход в месяц при обучении ста человек составляет примерно 500 тысяч руб. Чистая прибыль в этом случае составляет 110 тысяч рублей. Таким образом, все вложения окупятся здесь примерно за восемь месяцев работы. В то же время, если будет увеличиваться количество учеников и будет увеличиваться число преподаваемых предметов, то закономерно будет расти и прибыль от деятельности.

Вывод

Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.