Индейцы северной америки. Самые современные американские индейцы

Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию.

10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи

Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи

Апачи - кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки

Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы

Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки

Инки - загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки

Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей - рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя

Майя - самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.

Коренные жители Америки получили свое название от Христофора Колумба. Знаменитый мореплаватель назвал всех аборигенов Америки одним словом - индейцы. На самом деле на территории современных Соединенных Штатов проживало множество племен, говорящих больше, чем на 300-х языках. В настоящее время сохранилось не более сотни наречий. В этой статье пойдет речь о коренных жителях Америки, которые проживали и проживают непосредственно на территории современных Соединенных Штатов Америки.

Численность коренных жителей США, до появления Колумба, определить не представляется возможным т.к. на первоначальном этапе, подсчетом индейцев никто не занимался. В связи с этим, диапазон называемых цифр огромен, от 8 млн до 75 млн человек. Сейчас, по данным переписи населения США, численность индейцев составляет чуть более 5 миллионов человек, что равняется 1,6% населения страны.

Индейцы различались не только по языку и роду занятий, но также и по жизненному строю.

Индейцы племени Пуэбло занимали территорию современных штатов Аризона и Нью-Мексико . До настоящего времени эта народность сохраняет свои традиции. Они проживают в глинобитных или каменных домах, построенных по типу многоквартирных, нередко в несколько этажей. Традиционно пуэбло занимаются земледелием, выращивая бобы и кукурузу. Также у представителей этого племени отлично получается создавать изделия из керамики, секреты изготовления которой передаются из поколения в поколение. Численность пуэбло на сегодняшний день составляет около 32 тысяч человек.

Навахо – среди индейских племен самая многочисленная группа. Сегодня она насчитывает по разным оценкам от 100 тысяч до 200 тысяч человек. Навахо занимали территории юго-запада США, проживали по соседству с пуэбло. Занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыболовством. В последующем занялись ткачеством, которое и по сей день остается одним из самых главных их ремесел.

Интересно, что в годы второй мировой войны был создан особый шифр навахо, которым пользовались для передачи и получения сообщений. 29 индейцев, служившие на флоте США, взяв за основу свой язык, получили уникальный код, которым успешно пользовались в армии и в послевоенные годы.

Ирокезы – воинственный народ. Объединял несколько ирокезоязычных племен: каюга, могавки, онондага, онайда. Занимали центральную часть США: штаты Пенсильвания , Огайо , Индиана , Иллинойс . Земледелием у них занимались в основном женщины. Мужчины ходили на охоту, рыбную ловлю, воевали. Жили ирокезы в деревнях с численностью до 3-х тысяч человек. Довольно часто всей деревней переселялись на новое место с более плодородной землей. На территории США в данный момент насчитывается около 35 тысяч представителей ирокезов.

Гуроны – северные соседи ирокезов и ближайшие их родственники. Представители этого племени первыми начали торговые отношения с европейцами. Численность гуронов сократилась с 40 тысяч до 4 тысяч человек.

Чероки – ирокезоязычное племя, жившее обособленно, собственным укладом с численностью примерно 50 тысяч человек. Изначально племена чероки были разбросаны по территории штатов Северной и Южной Каролины , Виргинии , Алабамы и Джорджии . Сейчас чероки проживают в основном в Оклахоме , их насчитывается порядка 15 тысяч человек. Вождь племени Секвойя стал основателем слоговой азбуки языка чероки в 1826 году. Двумя годами позже он начал выпускать газету «Чероки Феникс» на языке своего народа.

Могикане – самое мирное племя, проживавшее на территории штатов Нью-Йорк и Вермонт . Предположительно, в начале XVII века их насчитывалось около 4 тысяч. В настоящее время потомки могикан проживают на территории Коннектикута , с численностью всего в 150 человек.

Народы сиу или дакота кочевали в основном по территориям штатов Северной и Южной Дакоты , Монтаны и Вайоминга , охотясь на бизонов. Эта народность включает несколько племен, говорящих на языках сиуанской семьи. Сейчас представители народа проживают на севере США и насчитывают около 103 тысяч человек.

Рассел Минс – американский киноактер, самый знаменитый из народности сиу. Роль вождя Чингачгука самая известная из сыгранных им. Минс активно занимался общественной деятельностью, а также выступал за права индейцев.

Куана Паркер – известный вождь команчей. Активно занимался политической деятельностью, отстаивал права индейцев.

Сегодня коренные жители США практически утратили свой язык, пользуются им только дома, внутри семьи. Большинство индейцев полностью переняли уклад белых людей. Однако, несмотря на это, коренные жители Америки любят свою землю, чтят традиции своих предков, передавая их из поколения в поколение.

А также территория Гавайев и Аляски, представляют собой остатки племен и этнических групп, некоторые из которых проживают на своих суверенных территориях резервациях, где действуют свои законы. Индейцы или коренные жители США часто называют себя просто индейцами или Indians, а молодое поколение часто использует слово уроженец или Natives. Термин индейцы был принят в среде белых колонистов, термин был единым для прессы и научных групп, исследовавших коренное население Северной Америки, однако коренные жители Аляски и Гавайских островов могут назвать себя иначе, например коренными гавайцами или коренными жителями Аляски, в пример можно привести инуитов, юпик и алеутов, уроженцы из Канады называются первыми нациями.

История

Переселение европейцев на территорию современных Соединённых штатов началось с 15 века, с этого времени стартовал конфликт интересов между колонизаторами и коренными жителями, которые являлись собирателями-охотниками и сохраняли свои традиции в устной форме, с этого времени начали появляться первые письменные подтверждения существования американских индейцев. Индейцы являлись полной противоположностью европейским пришельцам с их христианскими, культурными, социальными и промышленными традициями.

В резервациях сейчас проживает треть всех индейцев США, а площадь таких территорий достигает 2% от территории США.

Тем не менее индейцы самая бедная и несчастная часть американского этноса, безработица среди индейцев в пять раз выше чем в среднем по стране, сравните безработица среди афроамериканцев в два раза выше средней. Четверть всех индейцев США живут за чертой бедности, они страдают заболеваниями и социальными пороками в разы чаще чем средне статистический житель США. Среди индейцев высокая рождаемость, средний возраст индейца — 29,7 года, среднестатистического американца 36,8 лет. Индейцы пользуются особенными льготами от правительства, например среднее и высшее образование для них всегда бесплатное, однако сами индейцы учиться не желают, количество людей с высшим образованием среди них значительно ниже средних значений по стране.

Индейцы Америки начали забывать свои языки , только 21% из них говорит на своем родном языке, что правда не удивительно для такой страны как США, когда переселенцы уже во втором поколении не могут сказать ни слова на языке своих родителей.

Тем не менее сейчас индейцев можно увидеть во всех слоях общества и экономики , среди них есть видные политики, журналисты, экономисты, деятели науки, программисты, киноактёры, медики и тому подобное.

Сегодня индейцы продолжают мигрировать в городские районы , 70% коренных американцев проживают в городах и пригородах, особенно много их в Миннеаполисе, Денвере, Альбукерке, Финикс, Тусон, Чикаго, Оклахома-Сити, Хьюстон, Нью-Йорке и Рапид-Сити. Такие проблемы как расизм, безработица, наркотики и банды не обошли индейцев.

Музыка и искусство

Индейская музыка довольно примитивна, она может включать барабанный бой, различные погремушки, флейты и свистки из дерева или тростника, правда можно выделить некоторых индейцев, которые засветились в популярной эстрадной музыке в США в том числе Рита Кулидж, Уэйн Ньютон, Джин Кларк, Баффи Сент-Мари, Блэкфут, Тори Амос, можно отметить, что Элвис Пресли имел индейские корни. Ежегодно в Нью-Мексико и Альбукерке проходят фестивали индейской музыки, как правило это барабанная музыка.

Индейские племена очень искусны в керамике, картинах, ювелирных изделиях, плетении, скульптуре и резьбе по дереву.

В 1990 году был принят закон, согласно которому в США запрещается идентифицировать произведения искусства с индейской культурой если автор не является индейцем, что получило неоднозначную реакцию в обществе и даже трудности для индейских художников и мастеров.

Какие пытки обожали ирокезы? Какое племя в Северной Америке было самым развитым? Как вождь-партизан апачей стал шоуменом? Правда ли, что предки Обамы и Джонни Деппа - индейцы чероки? Мы расскажем обо всем этом, и даже больше.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное - у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов - ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

    Ирокезы не носили соответствующую прическу - она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

    Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

    Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США - британцы. Быть союзником ирокезов - плохая примета.

Гуроны

Гуроны - ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, - их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам - мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы - они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез» .

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

    Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

    Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Пуэбло

Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази , который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.

Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.

Интересные факты:

    Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито» . Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.

    В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания - вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.

Апачи

Апачи - типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо . Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX - начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши» , названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу - красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги - у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение - собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Апачи-индейцы Апачи-французские гопники

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака , а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Я - просто индеец. Ветер в моих волосах. Я - просто индеец. Дождь мою краску смыл. В моих руках моя сила, танец в моих ногах. Я буду идти, пока моих хватит сил.

Индейцы - название коренного населения Америки, данное туземцам Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название "индейцы" заменяется словом "коренное население".

Предки индейцев пришли из Северо-Восточной Азии и заселили оба американских континента примерно 11-12 тыс. лет назад . Языки индейцев составляют отдельную группу индейских (америндских) языков, подразделяющихся на 8 североамериканских, 5 центральноамериканских и 8 южноамериканских семей.

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане - покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий - о сотворении мира.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

Охотники и рыболовы Субарктики (северные атапаски и часть алгонкинов). Населяют тайгу и лесотундру Канады и внутренних районов Аляски. Выделяются три подобласти: равнины Канадского щита и бассейн реки Макензи, где обитают алгонкины (северные оджибве, кри, монтанье-наскапи, микмаки, восточные абенаки) и восточные атапаски (чипевайан, слэйви и др.); субарктические Кордильеры (от среднего течения реки Фрейзер до хребта Брукс на севере), которые населяют атапаски чилкотин, карриер, талтан, каска, тагиш, хан, кучин и др., а также внутриматериковые тлинкиты; внутренние районы Аляски (атапаски танана, коюкон, колчан, атна, ингалик, танаина). Занимались сезонной охотой, главным образом на крупную дичь (северный олень-карибу, лось, в Кордильерах также горный баран, снежная коза), сезонным рыболовством, собирательством (ягоды). В Кордильерах большое значение имела также охота на мелких зверей и птиц (куропатка). Охота главным образом загонная и с ловушками. Орудия из камня, кости, дерева; ряд народов на западе (тутчон, кучин и др.) использовал добытую (атна) или покупную самородную медь. Транспорт: зимой - снегоступы, сани-тобогган, летом - каноэ, сшитые из бересты (в Кордильерах - также из еловой коры). Делали одеяла из полосок меха, сумки из шкур и бересты, развита выделка замши.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы, варежки) из шкур и замши, украшена иглами дикобраза и мехом, позднее бисером. Заготовляли сушёное мясо, размолов и смешав с жиром (пеммикан), и юколу. В Кордильерах употребляли ферментированные рыбу и мясо. Жилище в основном каркасное, крытое шкурами или корой, коническое или куполовидное из связанных концами жердей или врытых в землю опор с перекладинами, на западе также прямоугольное, на Аляске каркасные полуземлянки, крытые шкурами, землёй и мхом, у слэйви и чилкотин - постройки из брёвен и досок в виде двускатного шалаша.

Вели полукочевой образ жизни, концентрируясь и распадаясь на мелкие группы в зависимости от календарного цикла. Преобладала малая семья. Домохозяйства (из родственных малых семей или большесемейные) входили в локальную и региональную группы. У атапасков Аляски и отчасти Кордильер существовали также матрилинейные роды. Отдельные группы индейцев Кордильер заимствовали элементы родственной структуры у индейцев северо-западного побережья. Втянутые европейцами в торговлю пушниной, многие группы стали сезонно селиться в посёлках у миссий и торговых факторий.

Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Этнолингвистический состав сложен: вакаши (квакиутл, нутка, белла белла, хайсла, маках и др.), салиши (белла кула, тилламук, центральные салиши), макросемья на-дене (атапаски Орегона, тлинкиты, возможно, также хайда) и семья цимшиан.

Основные занятия - морское и речное рыболовство (лосось, палтус, треска, сельдь, рыба-свеча, осётр и др.) с помощью запруд, сетей, крючков, ловушек и промысел морского зверя (у нутка, маках - китов) на плоскодонных долблёных лодках с помощью каменных и костяных гарпунов, копий. Охотились на снежных коз, оленей, лосей и пушного зверя, собирали корни, ягоды и др.

Были развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и особенно дерева - характерны тотемные столбы из кедра возле домов, маски и др. Знали холодную ковку самородной меди. Жили в поселениях в больших прямоугольных домах из досок с двускатной или плоской крышей, покидая их на время летнего сезона. Существовала престижная экономика (обычай потлача), характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство на юге).

Выделяются районы: северный (тлинкиты, хайда, цимшиан, хайсла) и южный (большая часть вакашей и другие народы к югу). На севере были характерны матрилинейная родственная структура, ношение женщинами лабреток в нижней губе, для юга - обычай деформации головы, би- и патрилинейность. Вакаши и прибрежные салиши также могут быть выделены в промежуточный центральный район. На севере и у вакашей распространён тотемизм, у вакашей и белла кула - ритуальные тайные общества, заимствованные также народами Севера.

Собиратели и охотники Калифорнии. Этнолингвистический состав разнороден: хока (карок, шаста, ачумави, атсугеви, яна, помо, салинан, чумаш, типаи-ипаи и др.), юки (юки, ваппо), пенути (винту, номлаки, патвин, майду, нисенан, йокутс, мивок, костаньо), шошоны (габриелино, луисеньо, кауильа, серрано, тубатубал, моно), макросемьи алгик (юрок, вийот), атапаски (толова, хупа, като).

Основные занятия - полуоседлое собирательство (жёлуди, семена, травы, клубни, корни, ягоды; насекомые - кузнечики и др.), рыболовство, охота (олень и др.), у народов южного побережья (чумаш, луисеньо, габриелино) - морское рыболовство и морской зверобойный промысел (также на севере у вийот). При сборе семян применяли особые орудия - семявыбивалки. Для поддержания продуктивности собирательских угодий практиковалось регулярное выжигание растительности.

Основной продукт питания - промытая желудёвая мука, из которой варили кашу в корзинах, опуская туда раскалённые камни, и пекли хлеб. Меновым эквивалентом служили связки дисков из раковин. Было развито плетение (водонепроницаемые корзины); как декоративный материал использовали птичьи перья. Жилища - куполообразные землянки, конические шалаши из пластин коры секвойи, хижины из тростника и хвороста. Характерны ритуальные парильни (полуземлянки) и маленькие амбары для желудей (на сваях и платформах). Одежда - набедренные повязки у мужчин и юбки-передники у женщин, накидки из шкур.

Преобладающая социальная единица - линидж (главным образом патрилинейный), территориально-потестарная - трайблет (100-2000 человек), который обычно включал несколько селений, во главе с вождем одного из них - нередко наследственным (по линиджу), занимающим привилегированное положение. Существовали ритуальные общества. Типичны случаи мужского (иногда женского) травестизма.

Индейцы богатой рыбой северо-западной Калифорнии (юрок, толова, вийот, карок, хупа, чимарико) по хозяйственно-культурному типу приближались к индейцам северо-западного побережья. Население сосредоточивалось вдоль рек, основное занятие - рыболовство (лосось). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство. Индейцы нагорья в северо-восточной Калифорнии (ачумави, атсугеви) имели некоторое сходство с индейцами Плато и Большого Бассейна. Основные занятия - собирательство (корни, луковицы, в некоторых местах - жёлуди и др.), рыболовство, охота на оленей и водоплавающую птицу. На северо-западе и северо-востоке Калифорнии не выявлены признаки родовой организации. На юге Калифорнии заметно культурное влияние индейцев юго-запада Северной Америки, у ряда народов была известна лепная керамика.

Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Сочетали ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.) с охотой (на северо-востоке сезонной), рыболовством и собирательством. Орудия из камня, дерева, кости; знали холодную обработку меди, изготовление лепной керамики. Месторождения меди разрабатывались к западе от озера Верхнее и в Аппалачах. Обрабатывали землю палками и мотыгами из лопаток и рогов оленя и лося. Поселения часто укреплённые. Распространены татуировка и раскраска тела, использование перьев птиц в декоративных целях и для одежды. Выделяются два региона: Северо-Восток и Юго-Восток.

Индейцы Северо-Востока (ирокезы, алгонкины) обитали в лесах умеренного пояса (на западе также в лесостепи) в районе Великих озёр. Собирали кленовый сок. Были развиты обработка дерева, плетение. Изготовляли лодки из коры и долблёнки, одежду и обувь (мокасины) из шкур и замши, украшенной иглами дикобраза. Жилище - большой прямоугольный каркасный дом или овальное, иногда круглое, куполообразное сооружение с каркасом из ветвей (вигвам), крытое пластинами коры или травяными циновками; на севере также крытый корой конический шалаш.

Регион включал три историко-культурных района. В восточном (от озера Онтарио к северо-запад до озера Гурон и к юго-Восток до Атлантического океана) у ирокезов (гуроны, собственно ирокезы) и части восточных алгонкинов (делавары, могикане) в основе социальной организации - матрилинейный род с делением на линиджи и сублиниджи, образующие семейно-родственные общины, занимавшие длинные дома.

У ирокезов, гуронов, могикан - племенная организация, возникали союзы племён (Лига ирокезов, в XVII веке - конфедерация могикан); у приатлантических алгонкинов основная социально-потестарная единица - деревня, счёт родства - патрилинейный или билинейный, возникали территориальные группы и их объединения во главе с наследственными вождями, возможно, протовождества (сахемство наррагансетов и др.). Был развит обмен. С XVI века как меновый эквивалент и в церемониальных целях использовался вампум (бусы из раковин). Традиционное оружие - особой формы деревянные палицы (со сферической головкой, с каменым или металлич. лезвием). В западном районе (север-восток бассейна Миссисипи, области к югу и юго-западу от озера Мичиган, Гурон, Верхнее), населённом главным образом центральными алгонкинами (меномини, потеватоми, саук, фокс, кикапу, маскутен, шауни, группы племён иллинойс и майами) и отчасти сиу (виннебаго), характерны патрилинейные роды, племенная организация с дуальной потестарной структурой ("мирные" и "военные" институты), полуоседлое сезонное обитание - летом в каркасных домах в земледельческих селениях по берегам рек, зимой в вигвамах в охотничьих лагерях. Охотились на оленей, бизонов, другую дичь.

Существовали ритуальные общества и фратрии (как и у ирокезов на востоке), большие семьи. Северный район (к северу от Великих озёр, также юго-восточный Квебек, Нью-Хэмпшир и Вермонт), населённый алгонкинами (юго-западные и юго-восточные оджибве, оттава, собственно алгонкины, западные абенаки), составлял переходную зону к Субарктике. Земледелие (кукуруза) из-за широтно-климатических условий имело подсобное значение, главное занятие - рыболовство в сочетании с собирательством и охотой. Характерен патрилинейный локализованный тотемный род. Летом концентрировались у рыбных промыслов, остальное время жили дисперсно небольшими группами. На западе около озера Верхнее и Мичиган у меномини, оджибве и других важное значение имел сбор дикого риса.

Культуры индейцев Юго-Востока развивались в условиях субтропических лесов (от долины реки Миссисипи до Атлантического океана). Относятся к мускогам, на периферии региона жили алгонкины Северной Каролины и Виргинии, ирокезы (чироки) и сиу (тутело и другие).

На охоте использовали духовую трубку. Зимнее жилище круглое, на земляной платформе (высотой до 1 м), бревенчатое, крыша из жердей с глиной и травой в промежутках, летнее - прямоугольное двухкамерное с белёными стенами, у семинолов во Флориде - свайное с двускатной крышей из пальмовых листьев, у алгонкинов - каркасное, крытое корой. Родственная структура основана на материнской филиации (кроме ючи). Для мускогов характерно деление племени на "мирную" и "военную" половины. У криков, чокто существовали союзы племён, у натчей и ряда других народов юго-востока и бассейна Миссисипи - вождества, возникавшие с VIII-X веков после демографического взрыва в результате широкого распространения кукурузы. Развивалась социальная стратификация, выделилась привилегированная элита.

Конные охотники Великих равнин. Относятся к сиу (ассинибойны, кроу, дакота), алгонкинам (чейенны, арапахо, черноногие), кэддо (собственно кэддо), шошонам (команчи), кайова-таноанской семье (кайова). Были вытеснены на Великие равнины с северо-востока и запада Северной Америки до и в ходе европейской колонизации XVII-XVIII веков. Заимствовав у европейцев лошадь и огнестрельное оружие, занялись коневодством и кочевой охотой на бизонов, а также на оленей, лосей, антилоп-вилорогов. Летом проводилась загонная охота всеми мужчинами племени. Оружие - лук со стрелами, копьё (у команчей, ассинибойнов), каменные булавы, позднее - ружья. Зимой распадались на кочевые общины, занимались охотой, собирательством (красный турнепс, почки молочая, чертополох, ягоды и др.). Орудия - из камня и кости. При перекочёвках имущество перевозилось на волокушах, собаках, позднее на лошадях.

Традиционное жилище - типи из шкур бизонов диаметром до 5 м, с очагом в центре и отверстием для дыма в верхушке. Общеплеменные летние лагеря имели круговую планировку с палаткой совета (тиотипи) в центре. Каждая охотничья община занимала в лагере своё место.

Традиционная одежда из оленьей или лосиной кожи украшалась перьями, иглами дикобраза и бисером. Характерны головной убор воина из орлиных перьев, браслеты и ожерелья из раковин, зубов и костей животных. Распространена татуировка и раскраска лица и тела. На востоке мужчины выбривали голову с боков, оставляя высокий гребень. Раскрашивали изделия из кожи (одежды, типи, бубны), изготовляли одеяла из шкурок. Важную роль играли общеплеменная организация, мужские союзы. Наследственная власть вождей постепенно вытеснялась властью военной элиты.

На востоке Великих равнин (прерии) сформировался переходный тип, сочетавший конную охоту на бизонов с ручным подсечно-огневым земледелием. Относятся к кэддо (арикара, уичита, пауни) и сиу (оседж, канза, понка, куапо, омаха, айова, мандан, ото, миссури). Земледельческими работами занимались в основном женщины, подготовкой полей для посева, выпасом лошадей и охотой - мужчины. Землю обрабатывали мотыгой из бизоньей лопатки, граблями из оленьих рогов, палкой-копалкой. Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиционное жилище - "земляной дом" - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферическая из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типи. Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играли рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство. Преобладали родственные структуры, основанные на материнской филиации.

Два других переходных (или промежуточных) типа представлены индейцами Плато и Большого Бассейна. Собиратели, рыболовы и охотники Плато (нагорья и плато к северу от Большого Бассейна между Каскадными и Скалистыми горами, главным образом территорий бассейнов рек Колумбия и Фрейзер): в основном сахаптины (не-персе, якима, модок, кламат и др.) и салии (собственно салии, шусвап, оканаган, калиспел, колвил, спокан, кор-дален и др.), а также кутенай (возможно, родственны алгонкинам). Занимались собирательством (луковицы растения камас, корни и др., у кламат и модок - семена водных лилий), рыболовством (лосось) и охотой. Над речными потоками строили платформы, с которых били лосося острогами или вычерпывали сетями. Было развито плетение (из корней, тростника и травы). Жилище - круглая полуземлянка с креплением из брёвен и входом через дымовое отверстие, двускатный заземлённый шалаш, крытый корой или тростником. На летних стоянках - конические шалаши, крытые тростником. Транспорт - лодки-долблёнки, на севере (кутенай, калиспел) - каноэ из еловой коры с выступающими под водой спереди и сзади концами ("осетровый нос") для мелководных речек; для перевозки грузов использовали также собак. Основная социальная единица - деревня, возглавляемая вождём. Существовали также военные вожди. Некоторые племена (модок и другие) захватывали рабов на продажу (племенам северо-западного побережья). В XVIII веке индейцы Плато подверглись сильному влиянию индейцев Великих равнин, у которых многие народы переняли коневодство, типы одежды (парадные головные уборы из перьев и др.) и жилища (типи), на востоке перешли к конной охоте на бизонов.

Охотники и собиратели Большого Бассейна: шошоны (пайют, юте, собств. шошоны, кавайису) и вашо, близкие к индейцам Калифорнии . Основные занятия - охота (на оленя, антилопу-вилорога, горного барана, кроликов, водоплавающую дичь, на севере и востоке также на бизона) и собирательство (семена горной сосны и др., в ряде районов - жёлуди), на периферии региона (запад и восток) у крупных озёр - также рыболовство. Жилище - конический шалаш или куполообразная постройка на каркасе из жердей, крытых корой, травой или тростником, ветровой заслон и полуземлянка. Сушили мясо тонкими полосками. Одежда (рубашки, штаны, мокасины с ноговицами, накидки) из шкур бизона, оленя, кроликов. Вели кочевой образ жизни, собираясь в поселениях зимой. Существовали малая семья и аморфные локальные группы. В XVIII веке переняли у индейцев Великих равнин коневодство; на севере и востоке распространилась конная охота на бизонов.

Земледельцы и скотоводы юго-запада Северной Америки (юго-запада США и севере Мексики). В регионе представлено несколько хозяйственно-культурных типов, центральное место принадлежало земледельцам пуэбло, имеющим сложный этнолингвистический состав. Расцвет их культуры падает на X-XIV века - время существования огромных многоэтажных домов-поселений (Каньон Чако, Касас-Грандес). Занимались суходольным и орошаемым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др., с середины XVIII века - пшеница и хлопчатник, фруктовые деревья). У европейцев заимствовали домашних животных. Сезонная охота и собирательство носили подсобный характер. У народов, окружавших зону пуэбло (южные атапаски - навахо, апачи) или занимавших юг и восток региона (главным образом говорившие на языках юто-ацтекской семьи - пима, папаго, яки, майо, тараумара и другие, и макросемьи хока), наряду с земледелием или вместо него важное значение имели охота и собирательство (папаго, сери, отчасти апачи). У части апачей получило развитие земледелие и скотоводство (навахо). У пуэбло и навахо развито ткачество, характерны серебряные украшения с бирюзой, у многих народов - "живопись на песке" - культовые изображения из цветного песка и кукурузной муки. Социальная организация основывалась главным образом на родовых структурах с материнской филиацией, у пуэбло также на религиозных обществах.

Индейцы центральной и южной Мексики, Центральной Америки, Больших Антильских островов и Анд (майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, амусго, пипиль, чибча, кечуа и другие). Выделяются месоамериканский, карибский и андский регионы. Занимались интенсивным ручным земледелием с применением искусственного орошения (Мексика, Перу), террасирования горных склонов (Перу, Колумбия), грядковых полей (Мексика, Эквадор, горная Боливия), в лесных горных районах и тропических низменностях также подсечно-огневым земледелием. Выращивали кукурузу, бобовые, тыквенные, хлопчатник, овощи, перец-чиле, табак, в высокогорных районах - горные клубнеплоды, киноа, во влажных тропических низменностях - сладкий маниок, батат, ксантосому и др. В центральных и южных Андах разводили лам, альпак, морских свинок, в Центральной Америке - индеек, на побережье Перу - уток. Занимались охотой (в центральных Андах - облавной), рыболовство наибольшее значение имело на побережье Перу.

Традиционные ремёсла - гончарство, узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение, обработка дерева (мужчины). В доиспанских государствах были развиты архитектура, монументальное и прикладное искусство, торговля, в том числе морская - на побережьях Мексики и Эквадора. В Андах во 2-м тысячелетии до нашей эры появляется металлургия меди и золота, в 1-м тысячелетии нашей эры - бронзы. Современные поселения - хутора (касерии) и деревни разбросанной или скученной планировки (альдеа), окружающие общинный центр - посёлок-пуэбло. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, из сырцового кирпича, дерева и тростника, с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей, на юге Центральной Америки и в Колумбии - круглое, с конической крышей.

Для Центральной Америки характерны очаги из трёх камней, плоские или трёхногие глиняные сковороды, сосуды-триподы, для Северной и Центральной Америки (особенно Мексики) - паровые бани. Традиционная одежда из хлопка, шерсти. Характерны богато орнаментированные уипили, серапе, пончо, женские распашные юбки, соломенные шляпы. Преобладала большая патриархальная семья. Во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Мексике и Перу появляются мелкие протогосударственные объединения типа вождеств, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры - крупные государственные образования (культуры майя, сапотеков, теотиуакан, мочика, уари, тиауанако).

Индейцы южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд (араваки, карибы, тупи, пано, уитото, тукано, же и другие). Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, батат, ямс и другие тропические клубнеплоды, кукуруза, персиковая пальма, после контактов с европейцами - бананы), рыболовство (с применением растительных ядов), охота (с луком и духовой трубкой) и собирательство. В поймах крупных рек преобладали рыболовство и интенсивное земледелие (кукуруза), в лесах на водоразделах - охота, собирательство и примитивное огородничество, в сухих саваннах - бродячее собирательство и охота наряду с оседлым земледелием в прилегающих лесах во влажный сезон. Во влажных затопляемых саваннах Венесуэлы, Восточной Боливии, Гвианы встречалось интенсивное земледелие на грядковых полях.

Были развиты гончарство, ткачество, резьба по дереву, монументальная живопись на стенах общинных домов (тукано, карибы), изготовление украшений из перьев, после испанского завоевания - из бисера. Основное жилище - большой дом (малока) длиной 30 м и более, высотой до 25 м для больших семей и хижины для малых или больших семей. Для индейцев Бразильского нагорья характерны поселения кольцевой или подковообразной планировки. Одежда из хлопка или тапы (набедренные повязки, передники, пояса) часто отсутствовала, на западе распространялись накидки и рубахи под влиянием индейцы Анд. У индейцев к востоку от Анд преобладали автономные общины численностью до 100-300 человек, на плодородных пойменных землях Амазонки, Ориноко, Укаяли, Бени возникли вождества, во внутренних лесных районах встречались мелкие бродячие группы. Семья большая, матрилокальная, на северо-западе Амазонии - патрилокальная.

У индейцев равнины Чако (северная Аргентина, западный Парагвай, юго-восточная Боливия) - гуайкуру, ленгуа, матако, самуко и другие - основные занятия - рыболовство, собирательство, охота, примитивное земледелие (после разливов рек), после заимствования у европейцев лошади у ряда племён конная охота.

Бродячие охотники степей и полупустынь умеренного пояса Южной Америки - Патагония, пампа, Огненная Земля (тэхуэльче, пуэльче, она, или селькнам). Основное занятие - охота на копытных (гуанако, викунья, олень) и птиц (нанду), после заимствования у европейцев лошади - конная охота (кроме огнеземельцев). Характерное оружие - бола. Были развиты выделка и раскраска кожи. Традиционное жилище - тольдо. Одежда - набедренные повязки и накидки из шкур. Семья большая, патрилинейная, патрилокальная. Арауканы центрального Чили уровнем общественной организации и типом хозяйства скорее напоминали народы Амазонки.

Морские собиратели и охотники юго-запада Огненной Земли и Чилийского архипелага - ямана (яганы) и алакалуф. Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. После демографического шока, вызванного распространением ранее не известных болезней, европейцы заняли многие земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. В Северной Америке многие народы были вовлечены в неэквивалентную торговлю мехами, в Латинской Америке - превращены в зависимых крестьян (первоначально порой и в рабов). С 1830-х годов в США стала проводиться политика переселения индейцев на запад (так называемую Индейскую территорию, с 1907 - штат Оклахома) и образования резерваций. В 1887 был начат раздел племенных земель на индивидуальные участки (аллоты). Численность индейцев в США за два столетия сократилась на 75% (237 тыс. человек в 1900), многие народы (восток США, Канады и Бразилии, Антильские острова, юг Чили и Аргентины, побережье Перу) полностью исчезли, некоторые разделились на отдельные группы (чироки, потеватоми и другие) или объединились в новые общности (индейцы Братертауна и Стокбриджа, см. в статье Могикане, ламби в штате Северная Каролина). Во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Крупнейшие современные индейские народы: в Латинской Америке - кечуа, аймара, ацтеки, киче, какчикели, майя Юкатана, маме, арауканы, гуахиро, в Северной Америке - северные атапаски, навахо, собственно ирокезы, чироки, оджибве. В США официально признаны 291 индейский народ и около 200 деревенских общин аборигенов на Аляске, существует около 260 резерваций. Наибольшая численность индейского населения в штатах Оклахома, Аризона, Калифорния, в Латинской Америке - в горных областях Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Боливии, Перу, в Канаде - главным образом на севере провинций Онтарио и Квебек и в западных провинциях - Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Альберта. Растёт численность городского населения (свыше половины индейцев Северной Америки, особенно в городах Лос- Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, в Южной Америке - городах Маракайбо, Лима). Возникли города на территориях резерваций. В Канаде, в основном в северных и внутренних районах, индейцы сохранили часть этнических территорий, также превращённых в резерваци.

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Около 50% и в быту пользуются родным языком. Многие индейские языки находятся на грани исчезновения. На некоторых языках (кечуа, аймара, науа, гуарани) говорят по нескольку млн. человек, существует литература, печать, радиовещание. В США и некоторых странах Латинской Америки с конца XIX века наблюдается тенденция к росту численности индейцев. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие - работа по найму на территориях резерваций и в городах, в Канаде - на лесозаготовках; индейцы в городах в основном сохраняют связи с резервациями. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров, часть доходов - от туризма и сдачи своих земель в аренду. Законом 1934 в США было введено огранич. самоуправление индейских резерваций через выборные советы общин, действующие под контролем правительственного Бюро по делам индейцев. В Канаде до конца 1960-х годов около половины индейцев сохраняли традиционные занятия. В Латинской Америке занимаются в основном ручным земледелием, работой по найму на плантациях и в промышленности, кустарными промыслами. Отдельные небольшие группы в Латинской Америке в основном сохраняют традиционную культуру. В Латинской Америке, особенно в Колумбии и Перу, важным источником дохода у отдельных групп стало выращивание коки по заказам наркокартелей.

Индейцы Северной Америки в основном - католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. Растёт число протестантов (главным образом в Амазонии). Характерны синкретические индеанистские культы - "религия длинного дома" (возникла около 1800 среди ирокезов), туземная церковь Америки (пейотизм) (возникла в XIX веке на севере Мексики), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), церковь Креста (в районе реки Укаяли, возникла в 1970-х годах), пляска духа (XIX век) и др. У индейцев Центральной и Южной Америки доиспанские культы синкретически слиты с католичеством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Характерны театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре. В Канаде создано 57 образовательных центров, в США - 19 колледжей, контролируемых индейскими общинами. Образованы межплеменные и национальные индейские организации. Крупнейшие: в США - Национальный конгресс американских индейцев, Национальный совет городских индейцев, Национальная ассоциация президентов советов общин, Организация Движение американских индейцев - центр распространения паниндеанизма - входит в Международный совет индейских договоров, пользующийся статусом неправительственной организации ООН; в Канаде - Национальное братство (Ассамблея первых наций); в Латинской Америке - Конфедерация индейских национальностей Эквадора, "Экуарунари", Федерация центров индейцев шуар, Национальная индейская конфедерация Мексики, Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, Армия бедняков Гватемалы, Союз индейских народов Бразилии, а также международные организации: Всемирный совет индейских народов, Индейский совет Южной Америки. Некоторые организации прибегают к вооруженной борьбе.

Это самый крупный в мире мемориал посвящен самому известному индейцу - Это- Мемориал Неистового Коня. Он находится в Южной Дакоте. И посвящена эта скульптурная композиция самому известному вождю индейцев, который был невероятно воинственным. Его племя Лакота до самого конца противостояло правительству Америки, которое отбирало у них землю, где они и жили.

Вождь, носивший имя Неистовый Конь стал известным еще в 1867 году. Именно тогда разгорелась страшная война между местными индейцами и европейцами, которые вторглись на континент. Только Неистовый Конь смог сплотить своих людей. И в одной из схваток они разбили даже отряд Уильяма Феттермана. Во всех важных боях, вождь принимал участие. И только его вера в будущее, добрая доля храбрости и отваги смогли убедить племя Лакота в своих силах и могуществе. Ни разу Неистового Коня не настигла стрела противника.

В середине 20 века было принято решение сделать гигантскую статую, которая бы изображала Неистового Коня во весь рост. Предложил этот проект архитектор Циолковски. Более 30 лет мастер трудился над своим шедевром, но смог доделать лишь только голову вождя. А работа над статуей продолжается и сейчас. Однако это не мешает мемориалу быть популярным местом для туристов. Тем более что тут же находится уникальный музей, который посвящен индейцам.

Индейцы захотели, чтобы памятник изображал Бешеного Коня. Основная причина в том, что Бешеный Конь был выдающимся индейцем - отважным воином и блестящим военным стратегом. Он первым из индейцев использовал систему приманок. Он никогда не подписывал никаких договоров и никогда не жил в резервации.Известна история о том, как Бешеный Конь ответил белому торговцу, насмехавшемуся над ним за отказ жить в резервации, хотя большинство индейцев из племени лакота уже жили там. Торговец спросил: «Где теперь твои земли?» Бешеный Конь «посмотрел в сторону горизонта и, указывая рукой поверх головы своей лошади, гордо сказал: „Мои земли там, где похоронены мои предки"».

В 1877 году стало ясно, что силы неравны. Продолжение войны привело бы просто к уничтожению всего народа лакота, Неистовый конь подписал акт о капитуляции. Однажды он без разрешения покинул резервацию, что породило слухи о готовящемся бунте. По возвращении он был арестован. Поначалу вождь не вполне понял, что происходит, но когда увидел, что его ведут на гаупвахту, возмутился и стал сопротивляться конвою. Один из солдат проткнул его штыком. Великий воин и вождь погиб в мирном лагере, а не в бою.

Мы индейцы, брат, выдаст нас – наш взгляд...