Графический растительный орнамент. Орнаменты и узоры на все случаи жизни

Растительный орнамент, расцвет которого наблюдался в якутском народном искусстве ХIХ в., не имеет аналогий среди исконно сибирских орнаментальных культур. Присутствие в орнаментике якутов растительных и цветочных мотивов отличает ее также от орнаментальных культур народов Севера и более южных соседей, принадлежащих к монголоязычной этнической группе. В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Растительный орнамент наиболее выражен в якутских серебряных вещах: браслетах, поясах, декоративном решении передних лук седел. Он представлен различными модификациями вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами, а также мотивом процветшей лиры и розетками с растительным заполнением.

Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов. Подчеркнутость идеи роста и цветения, а не плодоношения, связана, очевидно, с местными природными условиями: стремительным ростом растительности во время белых ночей и отсутствием традиций плодового садоводства на вечной мерзлоте. Идея плодоношения получила воплощение в геометризованных формах орнамента со скотоводческой семантикой, в отличие от славянского орнамента, где она выражена в растительных формах, связанных с традициями земледельческих культур. Другая особенность якутского растительного орнамента заключается в отсутствии коврового принципа построения композиции, столь характерного для растительной орнаментики народов Кавказа и Средней Азии. Якутский орнамент не знает мотива плетения, он никогда не сливается с фоном, размещение его на предмете всегда связано с формой и конструкцией вещи. Растительному орнаменту якутов также чужда символика цвета, характерная для народного искусства монголоязычных народов. Вместе с тем ряд растительно-цветочных мотивов у якутов стилистически близок к растительному орнаменту народного искусства Кавказа, Средней Азии, Древней Руси, своими корнями уходящего в искусство Малой Азии. Центральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее - бесчисленные духи деревьев и трав. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхождения; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны - любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилейных.

Для якутских серебряных вещей характерен мотив изогнутого стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами. Композиционно и стилистически этот мотив близок к дагестанскому растительному орнаменту стилей тутта (веточка, дерево) и мархарай (спиралевидные стебли, заросли) . Однако дагестанский растительный орнамент отражал круг мусульманских представлений и нередко сочетался с причудливой вязью религиозных текстов. В якутском орнаменте отсутствуют мотив переплетения стеблей, мотив птиц, как части орнаментальной композиции. Профильное изображение цветка в дагестанской орнаментике отличается прихотливо вытянутой сердцевиной, иногда закручивающейся в завиток. Якутская орнаментика более свободна и конструктивна. Даже в пышных растительных композициях сохраняется логическая иерархия элементов орнамента, нередко присутствуют простые геометрические мотивы, выполняющие четкую конструктивную функцию.

В целом якутский растительно-цветочный орнамент отражает восточный вкус, проявляющийся в отборе и комбинациях растительных узоров, что позволяет сделать вывод о «восточном» стиле этой группы орнаментов. Образный строй растительной орнаментики связан с представлениями якутов о цветущей земле, древних богинях периода матриархата, персонифицированных в якутской мифологии.

Лировидный узор

Центральным мотивом растительной группы орнаментов является процветшая лира (рис.6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. О семантике лировидного мотива -- «кесюр ойуу» -- существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо -- древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэ?уэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви -- «о?о кэ?уэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.

Рис.6 Лировидный мотив

Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира.

Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента -- по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов.

Сердцевидный узор

Сердцевидный узор (рис.7) традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца -- трилистника, гоггилистника или семилистника.

Рис.7 Сердцевидный узор

Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях -- вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям -- ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента.

Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы»

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента - и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан


Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник


Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое - это хорошо забытое старое».


Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск


Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск - это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


Дамаск в современном интерьере, Architects Paper ® , a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.


Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент - это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Сегодн я мы продолжим рассказ о китайской культуре с ее многообразием узоров и символов.
С первой частью можно ознакомиться здесь:

Большое количество образов в Китае связано с растительным миром.

Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы зимой. Такие деревья сажали во дворах храмов предков - это должно было живым принести счастье и удачу. Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе. Сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. Однако, изображение сосны и журавля означало последние годы долгой жизни.
"Ни вяз, ни тополь с сосной не сравнятся. Царит над всеми она. Всех сосна зеленей." (Ду Фу).
"Сосна, кипарис - природно сиры и прямы. Трудно им быть с лицом персика, сливы". (Ли Бо)

В Китае издавна трогательно любили цветы персика , которые олицетворяли собой весну. Людям доставляло эстетическое наслаждение созерцание ярких, изящных и утонченных цветов персика: они напоминали лицо красавицы.

Ценились не только цветы персика, но его плоды, ветви. Так из персикового дерева, обладающего магическими свойствами, даосские монахи изготовляли печати, оттиски с которых украшали талисманы и амулеты. Ветвям персикового дерева приписывали целебные свойства: ими хлестали больных лихорадкой и так изгоняли нечистую силу.
В Китае персик называют "персик бессмертия" или "именинный персик". Персики дарят на день рожденья, желая долгих лет жизни. Орнамент с изображением персика обычно вывешивают у входной двери, чтобы отгонять нечисть.
Плод персика олицетворял супружеское счастье.


Цветы сливы.
Удивительный цвет, изящная форма и чудесный аромат цветущей сливы сделали ее очень популярной в китайском искусстве. Акварели и узоры на ткани, инкрустации, песни и стихи возводят утонченный образ ветки цветущей сливы в разряд национальных символов. Слива цветет раней весной, когда вокруг совсем холодно и даже лежит снег.



Чистота и благородство цветка, наперекор снегу и холоду открывающего свои нежные лепестки навстречу солнцу ранней весной, заряжают энергией и жизненной силой людские сердца.

Цветок пиона приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая) . Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит - «цветок знатности и богатства», его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий.
"Пион - цветок бгатый и роскошный. К лицу он дочерям императора." (Сон в красном тереме)

Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото. В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.


Пион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того, пион считается эмблемой земной любви.

Хризантема. Пассивным началом инь в цветочном царстве является хризантема, олицетворяющая собой покой, долголетие, простоту и гордость. Это самый осенний цветок. Традиционные цвета китайской хризантемы - белый и желтый.

Распространены пуговицы в виде золотых хризантем.


А также вышивка и печать на ткани.

Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара".

Символика лотоса в китайской культуре тесно связана с буддизмом: это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ил.
При этом лотос нежный и красивый цветок, символ женственности.

Особым почитание пользовалась , которую можно встретить в любом районе Китая. Эт о дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление весны. Ее красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это дерево стало также символом прекрасного пола. Тонкую талию женщины в Китае сравнивают с ивой.
Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо они сулили счастье и добро. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.
Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца.
Переплетенные ветви ивы являются симовлом нерасторжимой любви.

Китайское слово " аналогично по звучанию "поколение за поколением", поэтому в орнаментах гранат символизирует многочисленное потомство.

Плод его изображают с лопнувшей кожицей, чтобы сквозь трещину, похожую на улыбающийся рот, были видны зернышки. Такой рисунок читается как "сто сыновей".

Орнаменты из кизила (dogwood) стали популярны в эпоху Хань. Кизил использовали в качестве лекарства, а по народным поверьям, он был способен приносить удачу. В настоящее время изображение кизила используется в укаршениях и ювелирных изделиях.