Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память. Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий

110 лет назад, во время Русско-японской войны в неравном бою с превосходящими силами противника погиб русский миноносец «Стерегущий» . Геройская гибель миноносца сделала его имя легендарным. Оно прославлялось в стихах и песнях, а памятник, посвященный подвигу экипажа миноносца и по сей день украшает Санкт-Петербург.

Событие это произошло 26 февраля (старый стиль) 1904 года. Получив приказ провести разведку побережья, эскадренные миноносцы «Решительный» (командир - капитан 2 ранга Федор Боссе) и «Стерегущий» (командир - лейтенант Александр Сергеев) успешно выполнили задачу и на рассвете, около 6 часов утра, возвращались в Порт-Артур. Согласно полученной инструкции командирам миноносцев надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку», но с миноносцами противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания-разведки».

Неожиданно наткнувшись на четыре японских миноносца, к которым вскоре присоединились два вражеских крейсера, командиры русских кораблей приняли решение уклониться от сражения и прорываться к Порт-Артуру. Яростно отстреливаясь от врага, русские истребители (как называли тогда миноносцы), пошли на прорыв. Однако выполнить этот замысел удалось лишь «Решительному». Упустив один из русских миноносцев, японцы сосредоточились на «Стерегущем», который, будучи окруженным со всех сторон, был вынужден принять неравный бой.

Позже вдова лейтенанта А.Сергеева и отдельные публицисты корили капитана «Решительного» за то, что он, спасая свой экипаж, оставил «Стерегущего» на верную гибель. Однако вице-адмирал С.О.Макаров полностью поддержал действия капитана Ф.Боссе, отметив в рапорте, что повернуть «Решительному» на выручку - «значило погубить вместо одного миноносца два». «В этих условиях выручить "Стерегущий" было невозможно», - констатировал прославленный флотоводец. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Боссе был оправдан и «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт» удостоен ордена Св. Георгия IV степени, а все моряки «Решительного» также были отмечены наградами.

Но вернемся к «Стерегущему». Отражая атаки противника, «Стерегущий» не оставлял надежды прорваться в Порт-Артур, однако, когда японский снаряд повредил два смежных котла, миноносец стал быстро терять ход. В ходе боя «Стерегущий» получил множество повреждений, а его экипаж понес тяжелые потери. Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать боем. «Истребитель не должен попасть в руки врага!» - такими были последние слова умирающего лейтенанта. Тем временем, новые вражеские попадания сделали в миноносце пробоины, в которые хлынула вода... Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». К 7 часам утра все было кончено - на воде качался лишь разрушенный остов миноносца, лишившийся труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.


«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь, - сообщалось в рапорте японского офицера. - С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико (...) Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. (...) Положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию»
.

Волны взрывая, летит «Стерегущий»

В туче снарядов навстречу врагам,

И перед смертью с волною бегущей

Шлет он прощанье родным берегам.

Круг замыкает японская стая,

Пушки все реже бросают ответ.

Вот и последняя бомбой подбита.

Бой угасает. Защитников нет.

Лезут японцы. Их жадные взоры

Ищут нетронутый пулей мундир.

Возле орудий лежат командоры.

В рубке убитый лежит командир...

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня)

Досталось в этом бою и японцам. В один из вражеских миноносцев попало восемь снарядов, в другой - около тридцати. На обоих кораблях были убитые и раненные.

Изрешеченный «Стерегущий» было решено захватить как трофей, отбуксировав его на японскую базу. Однако врагу русский миноносец так и не достался. Преследуемые русскими крейсерами «Баян» и «Новик», вышедшими на подмогу «Стерегущему», японцы приняли решение бросить заполнявшийся водой миноносец. Брошенный японцами «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 часов 20 минут не ушел на дно Желтого моря.

Из 49 членов экипажа «Стерегущего» в живых остались только четыре человека: Ф.Юрьев, И.Хиринский, А.Осинин и В.Новиков, поднятые японцами на борт. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно, - отмечал, обращаясь к русским морякам японский морской министр адмирал Ямамото. - Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы» . По возвращении на Родину из японского плена все четверо были награждены Георгиевскими крестами.

Героический подвиг «Стерегущего» произвел сильное впечатление на современников. В 1911 году, в присутствии Императора Николая II, в Александровском парке, располагающимся рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге, состоялось торжественное открытие памятника, посвященного экипажу миноносца-героя. Скульптурная композиция изображает двух матросов, открывающих кингстоны, так как согласно легенде моряки Василий Новиков и Иван Бухарев затопили плененный корабль, чтобы он не достался врагу.

Легенда эта родилась благодаря газетчикам, сообщившим, что двое русских моряков, запершись в трюме, решили вырвать добычу из рук японцев, для чего открыли кингстоны и затопили корабль. Однако, как отмечает историк флота Н.Н.Афонин , на миноносцах данного класса кингстонов не было, и, как удалось выяснить специальной комиссии, не сдавшийся врагу корабль ушел на дно от полученных повреждений. Но когда эта легенда была опровергнута документами, памятник «Стерегущему» был уже отлит и готовился к открытию. Пришлось запрашивать Императора, можно ли открывать памятник, посвященный вымышленному подвигу двух моряков. Резолюция Государя гласила: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"» .

Между тем, красивое предание о гибели «Стерегущего» получило широкое распространение в народе и нашло отражение в картинах, стихах и песнях.

Но, чу! В миноносце послышались стоны -

Грозные стоны железных болтов.

Это матросы открыли кингстоны,

Вьются воронки с обоих бортов.

Вздрогнуло судно, и, плавно качаясь,

Медленно шел «Стерегущий» ко дну.

Гордо Андреевский стяг, развеваясь,

Отдал салют за родную страну.

Кто это были матросы-герои,

Знает об этом один только Бог.

Но знают наверное, что было их двое.

Дух им воинственный в этом помог.

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня).

Но и без этой легенды подвиг «Стерегущего» не перестает быть подвигом. Как справедливо отмечал в 1910 г. капитан 2-го ранга Е.Н.Квашин-Самарин, «всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!»

В 1962 году честь «Стерегущего» был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля. По существующей во флоте традиции, имя «Стерегущего» и его командира - лейтенанта Сергеева, неоднократно в дальнейшем присваивалось кораблям советского и российского флота.

Помилуй нас, Бог Всемогущий,

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб «Стерегущий»

Вдали от родимой земли.

Командир прокричал: «Ну, ребята!

Для вас не взойдет уж заря.

Героями Русь ведь богата:

Умремте ж и мы за Царя!»

И вмиг отворили кингстоны

И в бездну морскую ушли

Без ропота, даже без стона,

Вдали от родимой земли.

И чайки туда прилетели,

Кружатся с предсмертной тоской,

И вечную память пропели

Героям в пучине морской.

В том сила России грядущей:

Герои бессмертны у ней.

Так миноносец живет «Стерегущий»

В сердцах всех российских людей.

(Песня «Гибель Стерегущего» ).

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник «Стерегущему» - миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Этот необычного вида монумент - одна из достопримечательностей города. Но почему именно «Стерегущий» удостоился такой чести? Ведь в ту войну, не спустив Андреевского флага, погибло множество русских военных кораблей. Объясняется это сюжетом, запечатленным в бронзе памятника: два матроса, открыв кингстоны, затопляют судно, чтобы оно не досталось врагу. В этом и состоял подвиг миноносца «Стерегущий» , погибшего, но не сдавшегося японцам. Вот только имена героически погибших матросов, да и сам факт самозатопления, на памятнике из-за чего-то не указаны. Не кроется ли в этом какая-то тайна? Об этом рассказывает Михаил Пазин в своей статье "Памятник "Стерегущему" - Историческая загадка" в газете "Секретные материалы".

Как известно, внезапным нападением японских кораблей на Порт-Артур 26 января 1904 года эта база русского флота в Китае была блокирована. Несколько наших военных судов получили значительные повреждения и выбыли из строя. На следующий день в корейском порту Чемульпо приняли бой с японской эскадрой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Подвиг «Варяга» облетел весь мир, но его пришлось затопить, а «Корейца» взорвать, в результате чего в этом районе боевых действий не осталось ни одного активно действовавшего русского боевого корабля. Маломощная Владивостокская эскадра не могла тягаться со всем японским флотом, мгновенно завоевавшим себе господство на Тихом океане.

Надо было наводить порядок в эскадре и выводить блокированные в Порт-Артуре корабли в бой против японцев. Командующим Тихоокеанским флотом 1 февраля 1904 года был назначен знаменитый адмирал Макаров. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля и сразу же взялся за дело. В первую очередь решил узнать, где базируются японские корабли, круглосуточно блокирующие с моря Порт-Артур. Не из самой же Японии они приходят на рейд и обстреливают крепость и гавань из своих орудий? У них должна быть где-то поблизости база.
Чтобы это узнать, адмирал в ночь с 25 на 26 февраля 1904 года послал в разведку два лучших миноносца - «Стерегущий», под началом лейтенанта Сергеева, и «Решительный», которым командовал капитан второго ранга Боссе, который был назначен старшим по этому разведывательному отряду.

Перед выходом в море Макаров проинструктировал обоих командиров лично. Им надлежало внимательно осмотреть все бухты и удобные для стоянки японского флота места вдоль всего побережья от Порт-Артура до острова Элиот. Обнаруженные вражеские корабли следовало топить торпедами, а в артиллерийский бой без нужды не вступать, поскольку вооружение «Стерегущего» и «Решительного» было слабым.
Это были небольшие кораблики длиной по 57,9 метра, шириной по 5,6 метра и осадкой в 3,5 метра. Их максимальная скорость равнялась 26,5 узла, а основным вооружением, помимо двух пушек, были два надводных торпедных аппарата. Экипаж миноносца (тогда торпеды назывались минами) составлял 62 человека, в том числе три офицера. Мощность паровых машин миноносцев составляла по 6000 лошадиных сил. Они имели запас хода в 600 миль, а в эту ночь им следовало пройти туда и обратно всего 180 морских миль.

Приказ адмирала Макарова гласил: выйти из Порт-Артура около 18 часов 25 февраля, произвести разведку вдоль побережья и на рассвете 26 февраля по открытому морю вернуться на базу. В район острова Элиот миноносцы должны были прибыть около 2 часов ночи. Погода обещала быть спокойной и лунной, что облегчало проведение разведывательной операции.
Немного задержавшись с погрузкой угля, миноносцы вышли в море. Впереди, развивая максимальную скорость, шел «Решительный». За ним, не отставая, «Стерегущий». Ведя разведку вдоль побережья, около 9 часов вечера с «Решительного» заметили вдалеке огонь боевого фонаря японского корабля у входа в бухту Талиевань. Капитан Боссе решил произвести торпедную атаку и взял курс на неприятеля, увеличив скорость. Но, как только миноносец развил полный ход, из его труб стало вырываться пламя. Это привело к демаскировке, внезапность атаки была утеряна.
За первым боевым фонарем вражеского судна русским морякам открыт огни и других кораблей. Капитан Боссе решил от боя уклониться. Оба миноносца повернули от берега в открытое море. Уже наступал четвертый час ночи, и командиры миноносцев, посовещавшись, решили возвратиться в Порт-Артур, по считав свою задачу выполненной.

Домой они возвращались не вдоль берега, а открытым морем. Около 6 часов утра 26 февраля на горизонте показались горы Ляотешань, в подножии которых располагался Порт-Артур.

До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.


Эскадренный миноносец "Стерегущий"

Противник сразу обнаружил два русских миноносца и ринулся на них, отрезая дорогу на Порт-Артур. Завязался ожесточенный бой. Силы были неравными: помимо того, что японцы имели численное преимущество - четверо против двух, у них еще было и более мощное вооружение. Японские миноносцы оказались и более быстроходными. Они быстро настигли «Решительный» со «Стерегущим» и открыли по ним артиллерийский огонь. Отлично понимая, что такого боя им не выдержать, капитан Боссе решил идти на прорыв. Его миноносец шел головным, отчаянно отстреливаясь от наседавшего врага, а сзади прикрывал тыл «Стерегущий». Вырвавшись вперед, «Решительный» ушел из-под обстрела, а вот «Стерегущему» не повезло - в первые же минуты боя у него было повреждено большинство орудий и вышла из строя машина. Миноносец потерял гад, и на нем сосредоточили огонь все четыре японских корабля.

Вражеские снаряды разрушали палубные надстройки, дырявили борта, но «Стерегущий» продолжал бой. Видя гибельное положение товарища, «Решительный» повернул назад, чтобы прикрыть его, но не смог пробиться сквозь заградительный огонь японцев. Поняв, что спасти «Стерегущий» уже нельзя, а потерять и свой миноносец можно, капитан Боссе решил идти в Порт-Артур, чтобы вызвать подкрепление. Развив максимально возможный ход и отстреливаясь от противника, «Решительный» вскоре вошел в зону действия береговых батарей. Здесь японцы поостереглись его преследовать.
«Стерегущий» остался один. Пылая от носа до кормы, глубоко осев в воду, он продолжал бой. Поочередно на нем были убиты все офицеры, принимавшие командование, - Сергеев, Головизнин и Анастасов, погибло и большинство команды.

В это время «Решительный» достиг гавани и тяжело раненный капитан Боссе успел доложить адмиралу Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу» и упал без сознания. На помощь гибнущему судну поспешил сам командующий флотом, ведя крейсера «Новик» и «Баян». Подойдя к месту трагедии, он увидел, что возле искореженного, наполовину затопленного «Стерегущего» кружатся японские корабли, подбирая раненых и заводя буксирный трос, а с моря на Порт-Артур надвигается японская броненосная эскадра. Внезапно «Стерегущий» вздрогнул, как раненый зверь, и ушел под веду. Больше Макарову в море делать было нечего - «Стерегущий» утонул, а легким крейсерам «Новик» и «Баян» с броненосцами сражаться было бесполезно. Поэтому он отдал приказ возвращаться в Порт-Артур.

По распоряжению Макарова весь экипаж «Решительного» был награжден Георгиевскими крестами. Многие упрекали капитана Боссе в том, что он бросил на произвол судьбы подбитый «Стерегущий», но Макаров заступился за него, объяснив, что лучше было потерять один корабль, а не два. За бой 26 февраля 1904 года капитан Боссе был награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Такова в общих чертах история героической гибели миноносца «Стерегущий». До этого момента никаких тайн и загадок не существует - все предельно ясно. А вот дальше начинаются нестыковки.

27 февраля 1904 года из Мукдена в Петербург на имя Николая II от наместника на Дальнем Востоке генерал- адъютанта Алексеева была отправлена телеграмма, в которой со слов адмирала Макарова описывался морской бой ранним утром 26 февраля. В ней совершенно недвусмысленно было сказано: «Когда выяснилось положение «Стерегущего», я перенес свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 вражеских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен».
Из этого следует: адмирал Макаров считал, что «Стерегущий» затонул сам, причем это случилось на его глазах. Что творилось на корабле в последний момент, никто не знал, поскольку из всего экипажа осталось в живых всего четыре человека, которые и попали ранеными в плен.

Через некоторое время английская газета «Тайме», со ссылкой на японские источники, опубликовала сенсационное известие: оказывается, «Стерегущий» утонул не сам, а был сознательно за-топлен русскими моряками. «Тридцать пять убитых и тяжело раненных лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь 4 легко раненных русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах...».

Следует сказать, что во время той войны как на японском флоте, так и в армии было много нейтральных наблюдателей и корреспондентов газет. Очевидно, кто-то из них имел беседу с японскими моряками, которые высаживались на «Стерегущий».
Это сообщение вызвало в России настоящий фурор. На фоне так неудачно начавшейся войны с Японией подвиг миноносца «Стерегущий» и двух его неизвестных матросов был ярким примером стойкости и храбрости наших воинов, что вселяло веру в победу. Российские газеты мгновенно подхватили эту новость, и она стала достоянием широкой общественности, вызвав взрыв патриотизма. Уже в мае 1904 года в Петербурге вышла красочная открытка с изображением «Стерегущего» и его командира лейтенанта Сергеева. В тексте были даны тактико-техническое параметры корабля, а также описание подвига. Венчало этот памятный листок стихотворение неизвестного поэта, в котором были и такие слова:

Два сына «Стерегущего»
в пучине спят морской,
Их имена неведомы,
сокрыты злой судьбой.
Герои безыменные, не нужно
вам имен:
Вы гордость нашей родины,
краса ее знамен.

Факт героической гибели двух неизвестных матросов со «Стерегущего», затопивших свой корабль, чтобы он не достался врагу, стал в России общеизвестным. В 1905 году Морское ведомство опубликовало официальный отчет «Порт-Артур: Японская осада и русская оборона его с моря и с суши». Были в нем строки и о «Стерегущем»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны, ибо миноносец вскоре же затонул... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги подвиги русского флота».
До сих пор факт самозатопления «Стерегущего» базировался только на газетных сообщениях, поскольку очевидцев этого события не было. Но, как мы помним, четверо матросов со «Стерегущего» попали в плен - квартирмейстер Федор Юрьев, кочегар Иван Хиринский, кочегар Александр Осинин и трюмный машинист Василий Новиков. Если первые трое ничего толком рассказать не могли, поскольку были ранены задолго до конца боя, то Василий Новиков прояснил ситуацию. Находясь в плену, он встретил в Японии капитана I ранга Селецкого, командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». Его судно еще 24 февраля 1904 года по пути на Дальний Восток было захвачено японским броненосцем «Сайен» и отведено в порт Фузан. В лагере для военнопленных Новиков и рассказал Селецкому о том, как погиб «Стерегущий». В 1910 году Селецкий опубликовал воспоминания о своем пребывании в плену, в которые был включен рассказ Новикова, изложенный от третьего лица: «Стрельба со «Стерегущего прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделена на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послал их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооруженными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает. Осмотревшись кругом, он видит следующую картину: на вертикально поднятом крюке развевается военный японский флаг; в шлюпке, стоящей у борта, лежат его раненые товарищи: Федоров, Хиринский и Осинин, а сам «Стерегущий» буксируется японским миноносцем». После этого «Стерегущий» стал тонуть, и японцам срочно потребовалось перерубить буксирный канат, чтобы погибавший русский корабль не утащил за собой на дно и своего победителя.

Как видим, рассказ Новикова предельно точен, ошибся он только лишь в фамилии раненого квартирмейстера - того звали не Федоровым, а Федором Юрьевым. Однако заслугу потопления Стерегущего» Новиков присвоил себе. Никаких двух неизвестных матросов не было - миноносец затопил один конфетный человек машинист В. Новиков, к тому же он не утонул вместе с кораблем, а успел выбраться на палубу.

Рассказ этот существенно поколебал уже ставшую официальной версию гибели «Стерегущего». Поэтому перед установкой памятника было решено создать в Морском ведомстве специальную комиссию, которая исследовала бы все обстоятельства гибели «Стерегущего». Выл еще и практический вопрос - что же все-таки написать на памятнике: подвиг двух неизвестных матросов или подвиг матроса Новикова? Работать комиссии было трудно, ведь никаких документов со «Стерегущего» не сохранилось, оставшиеся в живых матросы, кроме Новикова, толком ничего сказать не могли. Экипаж миноносца «Решительный» тоже ничем делу помочь не мог, так как был свидетелем лишь начала боя, а потом ушел в Порт-Артур.

Тогда решили обратиться к японцам. К большому удивлению всех, они факта самозатопления русскими матросами миноносца «Стерегущий» не подтвердили! Но ведь начальная информация об этом поступила именно от них?! К сожалению, найти человека, рассказавшего о подвиге двух русских матросов англичанам, не удалось. Более того, Морским Генштабом Японии был издан капитальный 4-томный труд «Описание военных действий на море в 37-38 годах Мейдзи (1904-1905 гг.)», в котором официально значилось, что «Стерегущий» затонул сам собой в 10 часов утра в семи милях маяка Ляотешань. Кроме того, нашему военному атташе в Токио старшему лейтенанту Воскресенскому были переданы иные материалы, в которых было записано, что в момент буксировки русский миноносец затонул сам вследствие поступления в него большого количества воды через многочисленные пробоины. В частности, российской стороне было передано донесение мичмана Ямазаки. Он был старшим призовой команды, высаживавшейся на «Стерегущий». Вот что он увидел на русском миноносце: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита. Один снаряд попал в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе погонного орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около 20 трупов обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. В этом числе один, видимо офицер, на шее у него был одет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не под-дается описанию».

В целом японская версия гибели «Стерегущего» выглядела так. Как только он перестал оказывать сопротивление, с миноносца «Сазанами», которым командовал капитан-лейтенант Кондо Цунемацу, была спущена шлюпка с призовой командой, во главе которой был мичман Ямазаки. Они подобрали из воды русских матросов Федора Юрьева и Ивана Хиринского. Высадившись на палубу, японцы пленили Александра Осинина и Василия Новикова. В течение 40 минут японские моряки осматривали свой трофей и тушили пожары, намереваясь отбуксировать «Стерегущий» в Японию. Они подняли над ним свой флаг и начали заводить буксирный трос. Однако, из-за непрерывного поступления воды в трюм, «Стерегущий» все больше и больше оседал, несмотря на начатую японцами буксировку, которая продолжалась около 20 минут. Наконец, буксирный трос, не выдержав тяжести залитого водой «Стерегущего», лопнул. Тогда японцы решили завести новый буксирный трос, но в этот момент со стороны берега появились русские крейсера «Новик» и «Баян». Оценив положение «Стерегущего» как безнадежное, японцы сняли свой флаг и в спешке покинули его. В момент отхода японских миноносцев от «Стерегущего» и приближения к нему спешивших на выручку русских крейсеров он и затонул.
Таковы были факты, предоставленные японской стороной. Авторитетная комиссия, созданная для расследования обстоятельств гибели миноносца «Стерегущий», пришла к выводу, что никакого подвига двух неизвестных матросов не было. Миноносец не мог быть затоплен так, как описывал Новиков, потому, что в машинном отделении не было ни кингстонов, ни клинкетов. Так Николаю II и доложили. Не мудрствуя лукаво, тот на рапорте Морского ведомства собственноручно начертал: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»», то есть всего экипажа, а не конкретных лиц.


Памятник "Стерегущему"

Но как же быть с монументом? Ведь на нем изображены два матроса, отрывающих кингстоны! Поскольку в обществе уже укоренилось мнение, что подвиг двух храбрых моряков все же был, то памятник решили не переделывать и оставили все как есть.
Торжественное открытие памятника «Стерегущему» состоялось 10 мая 1911 года. На Каменноостровском проспекте были выстроены войска со знаменами, а в Неву вошли боевые корабли. Возле памятника стояли почетные гости - вдова адмирала Макарова, родственники погибших моряков, премьер-министр Столыпин, председатель Государственной думы Родзянко, командир миноносца «Решительный» капитан Боссе, а также высшие чины армии и флота.

Когда к открытию монумента было все готово, на торжество прибыл император Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной. Их сопровождали великие князья и морской министр адмирал Григорович. С верков Петропавловской крепости грянул салют, и в этот момент с монумента было сдернуто белое покрывало. Восхищенным взорам присутствующих открылся необычного вида монумент, ставший памятником героизму, самоотверженности и мужеству русских моряков. Прозвучали соответствующие такому случаю речи, а затем Николай II, как писала «Петербургская газета», «подойдя к стоявшему у памятника часовому, оставшемуся в живых из команды миноносца «Стерегущего» бывшему кочегару I статьи Александру Осинину, собственноручно приколол ему на грудь орден Святого Георгия III степени, а также осчастливил своим вниманием семью погибшего лейтенанта Сергеева». После этого к подножию монумента были возложены венки, а войска прошли церемониальным маршем. На этом торжество было завершено.

Вскоре Морское ведомство, на средства которого был сооружен монумент, официально передало его в ведение городского самоуправления Петербурга. Памятник «Стерегущему» быстро стал достопримечательностью города, привлекая своим необычным видом - через открытый иллюминатор к ногам фигур матросов в специально устроенный бассейн стекала вода, создавая иллюзию гибели миноносца. В таком первозданном виде он сохранялся до 1970 года, когда была отключена вода, так как она явилась причиной коррозии металла монумента.
Так был ли подвиг двух неизвестных матросов в бою 26 февраля 1904 года или же миноносец затонул сам? Эта загадка до сих пор не разгадана, и тайна гибели «Стерегущего» не раскрыта.

«Стерегущий» действительно вел себя в том бою по-геройски - его экипаж сражался до последнего, не спустив славного Андреевского стяга. Большинство членов команды погибли, а сам миноносец превратился в искореженный кусок металла, со сбитыми трубами и мачтами. К тому же он имел множество надводных и подводных пробоин в бортах. Во время своего последнего боя комендоры «Стерегущего» влепили 8 снарядов в японский миноносец «Сазанами» и 27 - в миноносец «Акебано», на которых было много убитых и раненых.

Подвиг миноносца «Стерегущий» вошел в анналы истории русского военно-морского флота, став образцом храбрости и доб-лести, проявленных при защите Отечества, для многих поколений наших моряков.

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

В Ленинграде, на Петровской стороне, в красивейшем уголке парка имени В. И. Ленина, высится памятник матросам российского флота В граните запечатлен момент, когда они открывают кингстоны миноносца "Стерегущий", чтобы он не достался врагу...

"Стерегущий" принадлежал к крупной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый "Сокол", заказанный в 1895 году в Англии российским Морским техническим комитетом. Впервые в истории судостроения построенный из никелевой стали (что позволило сэкономить на массе конструкции в пользу вооружения), он по вооружению, скорости (29,7 узла), мореходности превосходил почти все корабли этого класса Кстати, напомним происхождение термина миноносцами называли корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими, как тогда говорили, "самодвижущиеся мины" - торпеды, в отличие от минных транспортов, выставлявших в море якорные мины заграждения. После испытаний "Сокола" было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях, несколько изменив первоначальный проект. Корпуса упрочили, увеличив толщину обшивки в средней части до 6-7,5 мм, а в оконечностях до 4,5-6 мм и применив улучшенные котлы, вырабатывавшие пар для поршневых машин. Из-за этого водоизмещение миноносцев возросло на 20 т, скорость же несколько снизилась.

В 1898-1902 годах на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи а Або заложили 26 "Соколов" улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными На них устанавливалось не по четыре, а по восемь, но более компактных, удобных для перевозки, котлов

Представители Главного управления кораблестроения постоянно наблюдали за изготовлением миноносцев, при необходимости советуя подправить проект. Так, капитан 2-го ранга А. Муравьев, находившийся на Невском заводе, отмечал: "Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм". И пояснял миноносцам выгоднее атаковать крейсера и броненосцы в ненастную погоду, когда качка мешает вражеским комендорам вести прицельный огонь.

Части миноносцев, построенных на Невском заводе, везли на пароходах Добровольного флота в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, на полуострове Тигровый хвост, в начале 1900 года был сооружен крытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев.

И вот 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля - "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а потом в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название - "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все напряженнее, война с Японией приобретала реальные очертания. В ночь на 9 февраля флот Страны восходящего солнца коварно атаковал русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо.

В тот же день лейтенант Кузьмин-Караваев-2 четырежды выводил "Стерегущий" в море, утром в дозор, потом в атаки на эскадру адмирала Х. Того и поздним вечером на поиски японских кораблей. Так началась боевая служба миноносца.

14 февраля "Стерегущий" в паре со "Скорым" сопровождает минный крейсер "Всадник", через десять дней со "Сторожевым" дежурит на внешнем рейде, отгоняя японские миноносцы от подбитого при нападении броненосца "Ретвизан".

9 марта, в 18 ч, "Стерегущий" (им командовал лейтенант А Сергеев) и "Решительный" ушли разведать воды, омывающие Квантунский полуостров. Выполнив задание, они на рассвете уже приближались к Порт-Артуру, когда впереди вдруг показались четыре японских миноносца. "Решительный" дал полный ход, отбился от наседавших "Акебоно" и "Сазанами" и, несмотря на повреждения, прорвался под прикрытие береговых батарей. А "Стерегущему" не повезло - в самом начале боя японский снаряд разорвался в кочегарке, вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Японские миноносцы окружили "Стерегущий" и взяли его под перекрестный обстрел Четыре пушки русского корабля против 24 японских, а к противнику тем временем подошло подкрепление - два крейсера.

Взрыв, и командир миноносца А. Сергеев падает с перебитыми ногами. На помощь бросается минный унтер-офицер Ф. Юрьев. Ему командир отдал последний приказ - драться до последнего снаряда так, чтобы "каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного судна!"

Прогремел новый взрыв, лейтенант Сергеев погиб, а тяжело раненного Юрьева выбросило за борт. Следующий снаряд вывел из строя рулевого и расчет носового орудия. Тогда за штурвал встал раненый мичман К. Кудревич, а командование кораблем принял старший офицер, лейтенант Н. Головизнин. От "Стерегущего" поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Мичман Кудревич, уйдя от бесполезного теперь штурвала, встал к носовой пушке и в одиночку повел огонь по японцам. Никто не помышлял о сдаче!

Когда в кочегарке вспыхнул пожар, его быстро погасили машинисты и кочегары П. Хасанов, А. Осинин и В. Новиков - они еще надеялись спасти миноносец. Другой снаряд пробил борт ниже ватерлинии, навстречу забортной воде бросился кочегар И. Хиринский и, задраив дверь в переборке горловины, не пустил ее в соседние отсеки.

А на верхней палубе одно за другим умолкали орудия. Погибли Кудревич и Головизнин, почти вся палубная команда. Последний из офицеров "Стерегущего", инженер-механик В Анастасов, приказал уцелевшим матросам покинуть тонущий миноносец. В эти минуты смертельно раненный сигнальщик Кружков подозвал кочегара Осинина - тот принес сигнальные книги помог привязать к ним обрывком фала кусок железа, и секретные документы полетели за борт.

Это сделали вовремя - к миноносцу подходил вельбот с "Сазанами". Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем. Неравный бой закончился. Шестерым кораблям японского флота победа над "Стерегущим" далась недешево: в "Сазанами" попало 8 снарядов, в "Акебоно" - 27, корабли получили серьезные повреждения, понесли убыль в командах.

Из экипажа "Стерегущего" в живых остались только Ф. Юрьев, И Хиринский, А. Осинин и В. Новиков. Все они по возвращении на Родину были награждены знаками отличия военного ордена IV степени (обычно его называли Георгиевским крестом) А в 1911 году, когда в Петербурге торжественно открыли памятник героям "Стерегущего", построенный по проекту А. Изенберга, ветеранам пожаловали следующую степень той же награды. Еще раньше, 15 апреля 1905 года, в списки российского военного флота зачислили два новых миноносца - "Инженер-механик Анастасов" и "Лейтенант Сергеев". Тогда же на Невском заводе началась постройка минного крейсера "Стерегущий".

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров "Решительного" и "Стерегущего" и поручил им подробный осмотр побережья.

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов - атаковать их. Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с "Решительного" корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах. Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, "Решительный" и "Стерегущий" натолкнулись на четыре японских "истребителя", подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. "Решительный" оторвался вперёд, а "Стерегущий" оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт "Решительного", неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что "Решительный" уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на "Стерегущем". Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков. Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия "Стерегущего". Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия "Стерегущего" замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна. Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера "Петропавловск", на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин. Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев. Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков. С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

Использованные материалы:

Н.Н.Афонин. Стерегущий
Новиков Василий Николаевич
Памятные места нахимовцев
Памятник миноносцу "Стерегущий"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.