Егэ по литературе изменения фипи. Что ждет экзамен по литературе через год? ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

Анна Малкова

Чем можно пользоваться на ЕГЭ? Давайте разберемся.
На ЕГЭ обязательно надо взять с собой паспорт !

Мобильный телефон на ЕГЭ использовать нельзя. Мобильные устройства сдаются при входе в аудиторию. Если вас вдруг заметят на ЕГЭ с мобильным (с книжкой, с тетрадью…) – удалят с экзамена. Результаты будут аннулированы.

На ЕГЭ по математике вы берете с собой ручки (черные гелевые) и линейку. Оказывается, что многие выпускники не знают: линейкой на ЕГЭ по математике пользоваться можно! А вот циркуль брать нельзя (логично: вдруг кто-то использует его как холодное оружие?). И поэтому, готовясь к ЕГЭ по математике, учитесь рисовать окружности от руки. Поначалу они будут похожи на картошку с отростками, но с каждым разом станут получаться лучше.

В варианте базового ЕГЭ по математике у вас будет необходимый справочный материал. Главное – заранее знать, как им пользоваться.

В варианте профильного ЕГЭ по математике тоже есть «справочный материал» - в виде 5 формул тригонометрии. Конечно, этого мало для решения задач! Надеемся, что к моменту сдачи ЕГЭ вы выучите больше, чем жалкие 5 формул!

Брать ли на ЕГЭ шпаргалки? Рискованно. Хотя один школьник из Казахстана изготовил шпаргалку длиной 11 метров и даже смог ею воспользоваться, после чего попал в книгу рекордов Гиннеса. Но не всем так повезет, и вероятнее не попадание в книгу рекордов, а удаление с ЕГЭ.

Зато есть смысл перед экзаменом сделать себе идеальную шпаргалку. Расположить на листе бумаги, например, все необходимые формулы геометрии. Пока вы их пишете, оформляете, делаете к ним рисунки – отлично запоминаете материал. Вначале – сверяясь с учебником. Потом – по памяти. После этого можно смело оставить это произведение искусства дома, ведь вы уже все помните.

На ЕГЭ по физике можно (и нужно) взять с собой непрограммируемый калькулятор. Это калькулятор «с функциями» - позволяющий, кроме действий арифметики, посчитать синус, тангенс, логарифм, корень квадратный и многое другое.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по физике , пользуйтесь именно таким калькулятором. Не нужно заменять его своим мобильным телефоном! Потому что мобильный вы на ЕГЭ не возьмете.

На ЕГЭ по химии вам тоже можно принести калькулятор. И еще вам выдадут: таблицу Менделеева (она заменяет десяток шпаргалок!), таблицу растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов. Если умело пользоваться этим богатством, можно отлично сдать ЕГЭ по химии.

На ЕГЭ по географии – можно брать калькулятор, линейку и транспортир.

На ЕГЭ по другим предметам, кроме ручки, ничего брать не нужно.

Можно ли брать с собой еду? Оказывается, нет. Вы знаете, почему ЕГЭ продолжается не 4 часа, а 3 часа и 55 минут? Потому что считается, что за 4 часа вы проголодаетесь, и вас надо будет кормить, такое правило. А 3 часа и 55 минут вы можете прожить без приема пищи. Поэтому ни бутерброд, ни пиццу, ни орешки принести не получится.

Пожалуйста, позавтракайте перед ЕГЭ дома! Только не огурцами с молоком! Много кофе тоже не нужно пить. Кофе в избыточной дозе может вызвать сонливость и в то же время является мочегонным средством.

Можно принести на ЕГЭ воду, если в аудитории, где проводится ЕГЭ, не предусмотрен кулер или бутылки с водой.

На экзамен в форме ГВЭ можно взять с собой еду.

Что еще школьники берут с собой на ЕГЭ? Да чего только не берут! Но делать этого не нужно. Однажды в новостях было сообщение, что одна девочка взяла с собой на ЕГЭ по русскому ужа. Во время экзамена уж выполз, напугал абитуриентов и наблюдающих, началась паника, уж ползал, все кричали и пытались спастись, потом приехал отряд МЧС. Пресмыкающееся погибло. Девочка объяснила свой поступок тем, что ужику было скучно одному дома. Это, конечно, креативно, но жестоко по отношению к ужу и к одноклассникам.

Удачи вам на ЕГЭ!

Расскажи друзьям!

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса (17.1-17.3). охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 - по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.: 17.2 - по произведениям второй половины XIX в.: 17.3 - по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность показать свое отношение к проблемам. поднимаемым писателем. понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Ниже приводится таблица, представляющая распределение заданий по частям экзаменационной работы.

Методика прохождения ЕГЭ меняется каждый год. Специалисты изобретают новые способы определения уровня знаний учеников, разрабатывают перечень вопросов, обновляя их тематику, меняют количество обязательных предметов. Такое положение вещей чрезвычайно настораживает и пугает будущих выпускников, ведь им также необходимо знать, к чему готовиться и чего ожидать от важного для их жизни экзамена.

В нашей статье мы расскажем основные этапы прохождения ЕГЭ по литературе 2017 года, а также озвучим возможные изменения, которые коснутся этого экзамена.

Дата проведения

До главных школьных экзаменов осталось не так уж много времени. Не за горами пора, когда “покой нам только сниться”, а на письменном столе собираются горы учебников по разным предметам. Конечно, подготовка к ЕГЭ отнимает много свободного времени, сил и нервов. Предварительное расписание будущих экзаменов уже составлено и выглядит оно следующим образом:

  • Досрочный этап - 24 марта 2017 года. Резервный день досрочного этапа - 3 апреля 2017 года.
  • Основной этап - 13 июня 2017 года, а резервный день закреплен за 20 июня 2017 года.

Обязательные предметы, вынесенные на ЕГЭ 2017

Это наиболее животрепещущая тема, стремительно переходящая от одного ученика к другому. Многие школьники переживают, что список обязательный предметов значительно расширится и им придется еще больше времени прозябать за учебниками, вместо заслуженного отдыха после уроков.

На сегодняшний день нет окончательного списка новых обязательных предметов, ведь на рассмотрении у чиновников было несколько дисциплин: от истории до физики.

  • Русский язык - необходим для поступления в любой ВУЗ страны.
  • Математика - экзамен разделен на два уровня (базовый и профильный).

ЕГЭ по литературе: возможные изменения

Ближе к 2018 году экзамен по литературе должен быть в корне пересмотрен и в некоторые его пункты внесут кардинальные изменения. В частности, специалисты намерены полностью убрать задания с короткими ответами, оставив лишь небольшие сочинения и одно полноценное.

Впрочем, пока еще рано бить тревогу и панически бояться окончания года - ЕГЭ по литературе в 2017 году придет по привычной всем схеме:

  • 1 блок - Смысловой. Здесь ученикам представлен небольшой отрывок эпического или драматического произведения с 7 вопросами по его содержанию (краткими). Кроме того, выпускник должен написать пару мини-сочинений по заданной тематике.
  • 2 блок - Лирическое произведение с несколькими вопросами к нему, а также два мини-сочинения.
  • 3 блок - Развернутое сочинение на любую из трех заданных тем.

Тем не менее, небольшие изменения все-таки произойдут. Они будут касаться построения вопросов - в ЕГЭ 2017 уклон сделают на знание реалий текста, а не на знание основных литературных терминов. Из этого следует, что для сдачи экзамена недостаточно обладать узкими познаниями в литературе.

Также хочется заострить внимание еще на одной особенности экзамена по литературе - на стихотворения. Как правило, ученики надеются, что в бланках они найдут стихотворное произведение определенного автора из школьной программы.

Тем не менее, исходя из правил КИМы, если поэт был включен в кодификатор, то на экзамене для анализа могут подать любое его произведение. Это достаточно правильный подход, ведь во время прохождения итогового испытания выпускник должен показать в мини-сочинении, насколько правильно он умеет анализировать, не ссылаясь на страницы учебников.

Уже в 2016 году “нешкольные” стихотворения можно было отыскать во многих вариантах КИМов, поэтому в 2017 году этот ход обязательно повторится.

Итоговое сочинение

Для хорошей оценки по этому блоку недостаточно просто взять и изложить свои мысли на бумаге. Необходимо тщательно продумать каждое предложение, грамотно оформить и выразить свое мнение в понятной и простой форме. Орфографические и пунктуационные ошибки привлекают внимание проверяющих, поэтому нужно их избегать.

Кроме того, каждый ученик должен постараться раскрыть заданную тему полностью, используя не только свои жизненные примеры, но и аргументы из области литературы. Структура текста должна выглядеть следующим образом: введение, несколько аргументов и примеров, заключение.

Чтобы итоговое сочинение было качественным, выпускнику уже сейчас доступен перечень произведений, которые вынесены на ЕГЭ по литературе. Прочитав их, а также ознакомившись с дополнительной информацией про автора, историей написания, ключевыми моментами и другими подробностями, вы обязательно напишете достойное произведение, которое заслуживает высочайшей оценки.

Шкала оценивания

В 2017 году для того, чтобы пройти пороговое значение по данному экзамену, необходимо набрать всего лишь 36 баллов. Их заработать не так-то и сложно - достаточно решить 9 заданий (с 1 по 7, 10 и 11). В соответствии с пятибалльной шкалой первичные/тестовые баллы выглядят следующим образом:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Любой выпускник мечтал бы увидеть заветную “Пятерку” в аттестате, но не каждому дано сдать экзамены на высокие оценки. Только тот, кто не жалеет собственных сил и времени, тратит их на подготовку, без конца листает вспомогательную литературу, имеет все шансы получить “Отлично”. Подготовку к ЕГЭ можно выполнять различными способами:

  • Раз за разом проходить демоверсию экзамена.
  • Ознакомиться с вопросами при помощи тестов, которые похожие на те, что будут вынесены на ЕГЭ.
  • Обратиться к репетиторам.

Какой бы из предложенных вариантов вы не выбрали, необходимо помнить, что без определенного багажа знаний, ни один из них работать не будет. Больше читайте, анализируйте, пытайтесь составлять сочинения, и тогда успешная сдача экзамена вам гарантирована.


Сдача ЕГЭ из года в год меняется – в контрольно-измерительные материалы постоянно вносятся изменения. Это заставляет нервничать и будущих выпускников, и их учителей. К чему готовиться, если еще неизвестно, что и как придется сдавать в конце учебного года? Однако ситуация изменилась к лучшему: к началу учебного года Федеральный институт педагогических измерений озвучил запланированные изменения в сдаче ЕГЭ-2017 по всем предметам. Какими они будут?
Обязательные предметы на ЕГЭ-2017
Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.
Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не поступало. Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:
  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);
  • математика– базовый или профильный уровень на выбор.
Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».
ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях
Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в девятых классах.
В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:
  • в задании № 17 (пунктуация в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;
  • в задании № 22 (лексический анализ слова в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.
  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.
ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:
относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой «реальной математики» и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;
профильный – гораздо более сложный, ориентированный на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.
По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».
В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демоверсиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.
ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре
ЕГЭ по обществознанию в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:
блок заданий с краткими ответами;
блок заданий с развернутыми ответами;
«альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.
Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.
Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.
ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части
ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть, подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:
7 – по механике,
5 – по термодинамике и МКТ,
6 – по электродинамике,
3 – по квантовой физике.
Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.
ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста
К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:
  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;
  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;
  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).
Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста. Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.
Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности
Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая(вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.
В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий, в числе которых:
восстановление пропущенных элементов в таблицах или схемах;
анализ графиков, диаграмм и таблиц;
поиск ошибок в обозначениях на рисунке;
выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).
Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.
Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:
общее число заданий уменьшится с 40 до 28;
первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);
время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.
ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений
ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.
Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по английскому языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».
ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части
Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:
задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,
вопросы на установления соответствия,
расчетные задачи.
Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.
При этом:
общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;
максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;
задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.
ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания
В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:
задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);
задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).
Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).
ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений
Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.
При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:
задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;
для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.
ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания
В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.
Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).
С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:
9 (размещение населения России, работа с картой),
12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);
13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);
19 (экспорт и международный транспорт).
Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.
Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017
Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная таблица изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.
Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:
  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;
  • изучить методические рекомендации для учителей, составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.