Что такое свидетельство егэ. Как подать заявление на сдачу егэ выпускникам прошлых лет

Система субъектов государственной власти РФ

Система и структура государственных органов построена на основании норм, предусмотренных ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который предусматривает особую систему органов государственной власти, выраженных в следующих категориях органов;

  • Представительных (законодательных).
  • Исполнительных.
  • Судебных.

Конституция (устав) субъекта РФ может также установить должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Замечание 1

Орган государственной власти выступает в качестве части государственного аппарата, который наделен спектром государственно-властных полномочий и имеет самостоятельную компетенцию, предоставленную государством.

Государство делегирует свои полномочия государственным органам, в результате чего формируется их компетенция.

Субъекты власти формируются с учетом территориальной организации государства, власть осуществляется государственными и местными органами. При этом государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов РФ.

Принципы деятельности органов государственной власти

Деятельность органов государственной власти базируется на следующих принципах:

  • учет государственной и территориальной целостности РФ;
  • суверенитет распространяется на всю территорию РФ;
  • Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
  • государственная власть едина;
  • имеет место разделение государственных властей на исполнительную, законодательную, судебную, все ветви власти при этом независимы друг от друга;
  • федеральные органы власти и муниципальные органы управления независимы друг от друга.

Государственная власть имеет особое оформление, что отражается на системе и структуре органов, ее представляющих. В качестве субъектов государственной власти могут выступать отдельные субъекты, которые занимаются исполнением политических решений, организацией их исполнения. Субъекты власти - это не только государственные органы, они могут быть выражены в социальных и национальных общностях, классах, народе в целом, то есть представлять их интересы, в данный момент государство осуществляет данную функцию в форме компетентных органов и организаций.

Определение 1

Таким образом, объект государственной власти – это подвластные, то есть те, в отношении которых осуществляется государственная власть.

Властные субъекты имеют свою самостоятельную классификацию по следующим основаниям:

  • Индивидуальные и коллективные субъекты. Они выступают в качестве участников политического процесса. В качестве коллективных субъектов выступают различного рода образования, в качестве индивидуальных - конкретное лицо.
  • Отношение к политике. Здесь выделяют активно политических и пассивно политических субъектов. Первая категории активно участвует в политической жизни страны, вторая каким-либо образом реагирует на властные решения.
  • Степень организованности. Здесь выделяют организованные, частично организованный и неорганизованный субъекты. Так, в качестве неорганизованных субъектов можно рассматривать электорат, толпу, конфессии и иные субъекты. В качестве организованных можно назвать политические партии, профсоюзы, корпорации и так далее.
  • Характер деятельности . Здесь выделяют институциональные и неинституциональные субъекты.

Замечание 2

В качестве характерной особенности субъектов можно назвать тот фактор, что субъекты и объекты зачастую не совпадают. Те, кто реализует власть, как правило не является теми, в отношении которых власть реализуется, здесь чаще всего идет четкое подразделение. Граждане являются не только субъектами подчинения власти, но и выступают в качестве членов демократического общества, а, соответственно, имеют право реализовывать власть через соответствующую систему органов. Данные положения вытекает из норм Конституции РФ, которая определяет граждан в качестве индивидуальных носителей и источников власти.

Сам термин «функция», произошедший от латинского слова functio - исполнение, осуществление, имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, функция рассматривается как социальная роль, предназначение, назначение объекта, с другой - функция есть сама деятельность, работа, обязанность данного объекта.

Под функцией государственной власти понимается обычно её предназначение, которое в соответствии с направлениями деятельности государства воплощается в конкретных видах этой деятельности.

Сущность и свойства государственной власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции государственной власти нельзя отождествлять с функциями государства. Взаимоотношение этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.

Функции государственной власти подразделяются на:

1. Регулятивная функция, то есть направляющая, вносящая порядок, планомерность в общественную жизнь. Регулирование и регламентирование общественных отношений, деятельности организаций и поведение людей в обществе находит своё проявление в правотворческой деятельности государства и его органов.

Правотворческая деятельность в социальном плане - это согласование волевых устремлений различных субъектов социума путем снятия противоречия, выработки компромиссного варианта поведения. На данном этапе закладываются основная легитимация государственной власти, то есть такое состояние, которое выражает правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Правотворческой деятельностью занимаются все органы государственной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его законодательным органом. Только Федеральное Собрание правомочно издавать федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

2. Организаторская функция, то есть практическая организация исполнения, претворения в жизнь государственной политики, что находит своё выражение в исполнительно-распорядительной деятельности государства и его органов.

Правоисполнительная деятельность представляет собой разновидность подзаконной деятельности. Государственные органы и должностные лица реализуют предписания правовых норм в конкретных случаях путем издания акта применения права. Правоприменение представляет собой творческий процесс, когда властвующий субъект, установив фактические обстоятельства дела, находит соответствующее правило поведения, предложенное законодателем, и после окончательной проверки реализует его. Правоисполнительная деятельность - прерогатива органов исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической реализации в общегосударственном масштабе.

3. Охранительная функция, то есть охрана общественного и государственного строя, прав и интересов граждан от всяких посягательств, норм права от нарушений. Эта функция многосложна и объединяет рад конкретных охранительных функций, различающихся по объектам, на охрану которых направлены эти функции, а также по методам и средствам их осуществления.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных органов по охране конституционных прав и свобод граждан, общественных объединений, государственных учреждений и организаций путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Общесоциальная важность правоохранительной деятельности, ее многоплановость проявляются в широком диапазоне социальных функций, которые предопределяют основные направления данного вида деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Органами, на которые возложена реализация правоохранительной функции, являются суд, прокуратура, следственные подразделения, органы дознания, субъекты оперативно-розыскной деятельности, органы внутренних дел, служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, адвокатура, нотариат и другие. Организационно-правовые формы реализации функций государственной власти принято подразделять на экономические, политические, идеологические и собственно организационные. Эти формы находятся в логическом взаимодействии с правовыми и не могут быть противопоставлены друг другу. В их основе лежат экономические, политические, нравственные законы, но это ни в коей мере не исключает их правовое опосредование.

Поскольку государственная власть представляет собой государственное руководство обществом, то её функции указывают на то, в чём это руководство состоит и как оно осуществляется: оно состоит в регулировании, организации и охране соответствующих общественных отношений и вместе с тем оно осуществляется путём регулирования, организаций и охраны этих общественных отношений. Конечно же, реализация всех функций государственно власти на практике возможна только по средствам воплощения их в конкретной деятельности государства. В этом смысле функции государственной власти выступают и как функции государства.

Однако деятельность государства имеет не только такую властнофункциональную характеристику, но и конкретное предметное содержание. Она проявляется в регулировании, организаций и охране отношений во всех сферах общественной жизни: политической, хозяйственной, идеологической, чем и определяются основные направления деятельности государства. В соответствии с ними функции государственной власти воплощаются в конкретных видах деятельности государства, которыми являются нормотворческая, исполнительно-распорядительная и охранительная деятельность. Это означает, что в любой из сфер общественной жизни (политической, хозяйственной, идеологической) проявляются все три функции государственной власти и соответственно все три вида государственной деятельности: нормотворческая, исполнительно-распорядительная, охранительная. В этом заключается связь функций государственной власти с функциями и конкретной деятельностью государства.

Сказанное ранее свидетельствует о том, что функции государственной власти несколько отличаются от функций государства, поскольку они на практике преломляются в конкретных видах государственной деятельности в соответствии с определёнными направлениями этой деятельности. Поэтому функции государства, будучи производными от функций государственной власти, отличаются от них своим предметным содержанием, определяемым направлениями государственной деятельности, соответствующими конкретным сферам общественной жизни.

Итак, государственная власть имеет регулятивную, организаторскую и охранительную функции, соответствующие её предназначению. Они преобразуются в функции государства, представляющего собой организацию осуществления государственной власти, и проявляются практически в конкретных видах государственной деятельности - нормотворческой, исполнительно-распорядительной и охранительной, которые осуществляются на каждом из основных направлений государственной деятельности в важнейших сферах общественной жизни: политической, экономической и идеологической.

В научной литературе сложилось несколько точек зрения относительно понятия системы государственной власти, ее субъекта и правового закрепления этих понятий.

Например, с учетом принципа разделения властей, который нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего, в структуре государственной власти можно выделить такие элементы (субъекты) как законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть.

С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить следующую группу субъектов государственной власти: центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.

Структуру государственной власти и ее субъектов можно охарактеризовать еще с одной стороны: с точки зрения ее внешнего оформления, внешней организации. Государственная власть как способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, так как свое организационное выражение государственная власть находит именно в определенном механизме.

Анализируя данные концепции с позиции системно-деятельностного подхода, можно выделить структуру государственной власти: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

Рассматривая данные компоненты, можно дать им следующую характеристику.

Субъект государственной власти – тот, кто принимает политическое решение, организует его исполнение. Субъектами государственной власти могут быть отдельные личности, социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. те, чью волю, чьи интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Объекты государственной власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а с другой – подчинение объектов власти субъекту власти.

Средства осуществления государственной власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

Методы осуществления государственной власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведения и деятельности подвластных. Государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.

При использовании системно-деятельностного подхода к определению государственной власти первоочередным предметом анализа должно стать развитое состояние государственной власти, которое характеризуется как дифференцированное по составу элементов (субъектов, их статусу, видам, отношениям, ценностям, целям, задачам, технологиям и т.п.).

С этой точки зрения понимания государственной власти можно выделить следующую классификацию субъектов государственной власти :

  • первичные субъекты государственной власти: социальные группы, народ, общество, его составные части и граждане, обладающие естественными, публичными правами, являющимися основой легитимности учреждаемой или изменяемой ими государственной власти. Следует особо подчеркнуть, что названные права имеют исключительный характер и не могут принадлежать иным субъектам. Присвоение их другими субъектами с точки зрения права является преступлением, не создает правовых оснований властвования, не создает легитимной государственной власти и должно рассматриваться как проявление насилия и произвола;
  • вторичные субъекты государственной власти: органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, создаваемые первичными субъектами государственной власти, и производные от них органы – министерства, ведомства, подразделения и т.п.), через которые опосредствованно первичными субъектами осуществляются конкретные государственно-властные полномочия, направленные на реализацию функций государства.

Важным условием, обеспечивающим системность государственной власти, является то, что каждый ее субъект имеет особую разновидность государственной власти. Это обстоятельство выступает основой для определенной субординации. Первичные субъекты государственной власти осуществляют учредительную государственную власть, вторичные субъекты – соответственно законодательную, исполнительную, судебную и контрольную власть государства.

В теории изучения государственно властных отношений субъекты государственной власти имеют также следующие основания классификации :

  • индивидуальный и коллективный субъект , который является основным участником политического процесса. Коллективным субъектом в политической жизни выступает социальное образование, члены которого обладают надындивидуальными особенностями сознания и поведения. Любая деятельность человека, если он не выступает как индивидуальность, является деятельностью коллективного субъекта;
  • – вторым, после разделения на индивидуальных и коллективных субъектов, основанием классификации, может являться отношение к политике. Здесь выделяют активно политические и пассивно политические субъекты. Первые активно участвуют в политической жизни, вторые – тем или иным образом реагируют на властные решения;
  • по степени организованности (упорядоченности внутренней структуры) субъектов властных отношений подразделяют на следующие группы: неорганизованные (электорат, толпа, классы, конфессии и другие большие социальные группы, включая выделенные по демографическим параметрам); частично организованные (социальные движения, группы давления, другие малые группы, совокупность лиц, постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизированной внутренней организацией, политические элиты и бюрократию, если их рассматривать, именно, как социальные группы); организованные (государственные структуры, политические партии, профсоюзы, экономические корпорации и другие организации);
  • по характеру деятельности (институциональные и неинституциональные).

Особенностью государственной власти является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их постепенному совпадению. Каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти.

Вместе с тем и в демократическом государственноорганизованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.