Что такое 5 разряд. Многозначные числа

В начальных классах дети изучают «Разряды и классы чисел», однако эта тема вызывает много вопросов у родителей.

В этой статье Вы сможете «освежить» свои знания и объяснить ребенку эту тему.

Числа и цифры

ЧИСЛА - это единицы счёта. С помощью чисел можно сосчитать количество предметов и определить различные величины (длину, ширину, высоту и т. д.).
Для записи чисел используются специальные знаки - ЦИФРЫ .
Цифр десять: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Натуральные числа

НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА — это числа, которые используются при счёте.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, …,
1 - самое маленькое число, а самого большого числа не существует.
Число 0 (нуль) обозначает отсутствие предмета. Нуль НЕ является натуральным числом.

Разряды и классы натуральных чисел

Для записи чисел используется ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ . В десятичной системе счисления пользуются единицами, десятками единиц, десятками десятков - сотнями и т. д.
Каждая новая единица счёта больше предыдущей ровно в 10 раз:

Десятичная система счисления - позиционная. В этой системе счисления значение каждой цифры в записи числа зависит от её позиции (места).

Позиция (место) цифры в записи числа называется РАЗРЯДОМ . Самый младший разряд - ЕДИНИЦЫ . Затем следуют ДЕСЯТКИ, СОТНИ, ТЫСЯЧИ и т. д.


Каждые три разряда натуральных чисел образуют КЛАСС .


Плакат «Сделай уроки сам!» 3-4 класс https://сайт

Основной вопрос, который родители часто задают: зачем ребенку эти знания? Ответ на этот вопрос очень простой — после изучения этого материала, дети переходят к таким темам как сложение и вычитание в столбик, где обязательно необходимо знать разряды числа, чтобы правильно вычислить примеры.

И если ребенок не освоит эту тему, тогда он не сможет правильно решать в столбик.

Складываем и вычитаем через разряды

Сложение столбиком

А) Складываем единицы: 4 + 3 = 7.
Записываем под единицами.
Б) Складываем десятки: 4 + 3 = 7.
Записываем под десятками.
В) Складываем сотни: 4 + 3 = 7.
Записываем под сотнями.

Цифры в записи многозначных чисел разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами . В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса:

Первый класс справа называют классом единиц , второй - тысяч , третий - миллионов , четвёртый - миллиардов , пятый - триллионов , шестой - квадриллионов , седьмой - квинтиллионов , восьмой - секстиллионов .

Для удобства чтения записи многозначного числа, между классами оставляется небольшой пробел. Например, чтобы прочитать число 148951784296, выделим в нём классы:

и прочитаем число единиц каждого класса слева направо:

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296.

При чтении класса единиц в конце обычно не добавляют слово единиц.

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место - позицию. Место (позицию) в записи числа, на котором стоит цифра, называют разрядом .

Счёт разрядов идёт справа налево. То есть, первая цифра справа в записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифра справа - цифрой второго разряда и т. д. Например, в первом классе числа 148 951 784 296, цифра 6 является цифрой первого разряда, 9 - цифра второго разряда, 2 - цифра третьего разряда:

Единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. иначе ещё называют разрядными единицами :
единицы называют единицами 1-го разряда (или простыми единицами )
десятки называют единицами 2-го разряда
сотни называют единицами 3-го разряда и т. д.

Все единицы, кроме простых единиц, называются составными единицами . Так, десяток, сотня, тысяча и т. д. - составные единицы. Каждые 10 единиц любого разряда составляют одну единицу следующего (более высокого) разряда. Например, сотня содержит 10 десятков, десяток - 10 простых единиц.

Любая составная единица по сравнению с другой единицей, меньшей её называется единицей высшего разряда , а по сравнению с единицей, большей её, называется единицей низшего разряда . Например, сотня является единицей высшего разряда относительно десятка и единицей низшего разряда относительно тысячи.

Чтобы узнать, сколько в числе заключается всех единиц какого-либо разряда, надо отбросить все цифры, означающие единицы низших разрядов и прочитать число, выражаемое оставшимися цифрами.

Например, требуется узнать, сколько всего сотен содержится в числе 6284, т. е. сколько сотен заключается в тысячах и в сотнях данного числа вместе.

В числе 6284 на третьем месте в классе единиц стоит цифра 2, значит в числе есть две простые сотни. Следующая влево цифра - 6, означает тысячи. Так как в каждой тысяче содержится 10 сотен то, в 6 тысячах их заключается 60. Всего, таким образом, в данном числе содержится 62 сотни.

Цифра 0 в каком-нибудь разряде означает отсутствие единиц в данном разряде. Например, цифра 0 в разряде десятков означает отсутствие десятков, в разряде сотен - отсутствие сотен и т. д. В том разряде, где стоит 0, при чтении числа ничего не произносится:

172 526 - сто семьдесят две тысячи пятьсот двадцать шесть.
102 026 - сто две тысячи двадцать шесть.

Класс: 4

Цель: формирование у учащихся умения читать и записывать многозначные числа.

Задачи для учителя:

  • создать условия для формирования у учащихся практических навыков определения разрядов и классов многозначных чисел;
  • организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися;
  • продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности;
  • содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Используемые методы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку , раздаточный материал. Учебник: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука “Математика” 4 класс.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

  • знают разряды и классы многозначных чисел;
  • умеют читать и писать многозначные числа.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение.

Личностные:

  • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками

Ход урока

I. Психологический настрой на деятельность.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны, а еще старательны.

Дети сели за парты. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброй работы.

Девиз нашего урока: “Не будь тороплив, а будь терпелив”.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир чисел. (Слайд 1)

II.Актуализация знаний о разрядном составе трёхзначных чисел.

Вы уже много знаете о числах.

Какие знаки используют для записи чисел? (Цифры)

Какие вы знаете числа? (Однозначные, двузначные, трёхзначные)

Почему у них такие названия? (Для их записи используются 1, 2 или 3 цифры)

Что вы можете сказать о числе 1000? (Оно четырёхзначное, круглое)

Прочитайте числа и назовите в них разрядные слагаемые: 345, 67, 129, 921, 840. (Слайд 2).

Рассмотрите числа и назовите лишнее число: 145, 51, 512, 152, 521, 251, 5127. (Слайд 3). Докажите.

Запишите эти числа в порядке возрастания: (Слайд 3)

На что обратили внимание, глядя на остальные числа? (Для их написания использовали три цифры 1, 2, 5);

Что обозначает цифра 5 в каждом числе?;

Сделай вывод о значении цифр в записи числа в зависимости от места, которое оно занимает.

III. Постановка проблемы. Постановка целей и задач урока.

Сколько знаков использовали для записи этого числа?

Что необходимо сделать, чтобы число было удобно прочитать?

Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Читать и записывать многозначные числа).

Итак, тема нашего урока “Разряды и классы чисел” (Слайд 5)

IV. Работа по теме урока.

1. Рассмотрите таблицу разрядов и классов. (Слайд 6)

2. Рассматривать её следует справа налево. Сначала посмотрите только на первый столбец первую строку.

Что вы замечаете? (Здесь известные нам трёхзначные числа)

Назовите разряды I класса:

1 разряд – единицы,

2-й разряд – десятки,

3-й разряд – сотни.

3. Прочитайте как назвали математики II класс? (Класс тысяч), а III класс?

(Класс миллионов).

Обратите внимание на название разрядов этих классов? (Их названия такие же, как в 1-м классе).

Да, но при чтении чисел необходимо называть название класса.

Прочтите числа, записанные в таблице.

V. Первичное закрепление

1. Мультимедийный диск по теме урока. (Прослушать)

3. Задания для закрепления по мультимедийному диску.

4. Задание № 6 учебника стр. 107 – комментирование

5. Самое большое четырёхзначное число? (9.999) А как записать?

6. Самое маленькое пятизначное число? (10.000)

7. Самое большое пятизначное число? (99.999)

8. Самое большое шестизначное число? (1.000.000). А вы знаете, почему же миллион – слово “великан”? Только представьте себе, что если каждый лист прочитывать за 6 минут и если ежедневно читать по 8 ч. непрерывно, кроме воскресений, то миллион листов можно прочитать лишь за 40 лет! Вот что такое миллион! Вот почему его называют великаном!

9. Работа устная по слайдам презентации (Слайды 7-11).

10. Первичное закрепление умения записывать числа с последующей проверкой.

Запиши числа: 6 тысяч, 140 тысяч, 5 миллионов. (Проверка по слайду 12)

Запиши цифрами: сто шестьдесят две тысячи девятьсот тридцать пять, один миллион триста восемьдесят тысяч триста один. (Проверка по слайду 13)

VI. Физкультминутка. (Слайд 14)

VII. Закрепление.

Игра 1 “Живая нумерация”

Трое учеников выходят к доске, каждый получает набор цифр.

Первый показывает количество единиц III класса,

второй – количество единиц II класса десятков,

третий – количество единиц I класса.

Ученики правильно называют многозначное число.

Игра 2 “Прочитай число”

Сейчас каждый загадает цифру (0-9) и с каждого ряда по 3 чел. Выйдут и запишут на доске и у нас получится многозначное число.

Прочитайте число.

Сколько единиц каждого класса в этом числе?

Сколько единиц каждого разряда в этом числе?

Работа в группе

Прежде, чем начать работу в группе, распределите между собой роли. Группа работает под девизом: “Ты ответственный за то, что делает твоя группа”.

(Каждой группе выдаются наборы цифр, из которых составляются наибольшее, наименьшее числа)

VIII. Повторение изученного.

1. Задача № 10 стр. 108.

Проверка решения:

1) 100 000: 50 = 2000(мешков) – всего на 2-х машинах.

2) 2000: 2 = 1000 (мешков) – на каждой машине.

Какого класса числа использованы в задаче?

2. Тест. (Слайд 15)

Обвести кружком номер правильного ответа:

1. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это

2. Число 32 028 читается:

1) три тысячи двести двадцать восемь;

2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

3) тридцать две тысячи двадцать восемь.

3. Число 9 860 состоит из суммы разрядных слагаемых

2) 9000 + 800 + 60

4. Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается:

5. Число, в котором 7 единиц первого класса и 3 единицы второго класса записывается:

6. Число, к которому надо прибавить 1, чтобы получить 100 000:

Проверка в парах, оценивание работ по критериям и оценивание себя.

IX. Рефлексия

Вспомни, всё о чём говорили на уроке и ответь на вопросы:

Какова была тема урока?

Чему я должен был научиться на уроке? (цель)

Что получилось?

Что не получилось и почему?

X. Домашнее задание (разноуровневое)

Домашнее задание на “5”. (карточки)

1. Запиши три различных шестизначных числа, используя только цифры 5, 0,7. Подчеркни наибольшее среди записанных чисел. Запиши его в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Запиши трёхзначное число. Поменяй в нём цифры единиц и сотен. Запиши получившееся число.

Домашнее задание на “4”. (карточки)

1. Запиши число, в котором содержится:

а) 500 ед. 3 класса, 50 ед. 2 класса и 5 ед. 1 класса;

б) 6 ед. 2 класса и 172 ед. 1 класса.

2. Продолжи ряд чисел. Допиши ещё 5 чисел: 72100, 73200, 74300, ...

Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 .

С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число .

От количества знаков (цифр) в числе зависит его название.

Число, состоящее из одного знака (цифры), называется однозначным. Наименьшее однозначное натуральное число — «1 » , наибольшее — «9 ».

Число, состоящее из двух знаков (цифр), называется двузначным. Наименьшее двузначное число — «10 », наибольшее — «99 » .

Числа, записанные с помощью двух, трёх, четырёх и более цифр, называются двузначными, трёхзначными, четырёхзначными или многозначными. Наименьшее трёхзначное число — «100 », наибольшее — «999 ».

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место — позицию.

Запомните!

Разряд — это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.

Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.

Разряды отсчитываются с конца числа.

Разряд единиц — это самый младший разряд, которым заканчивается любое число.

Цифра «5 » — означает «5 » единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).

Разряд десятков — это разряд, который стоит перед разрядом единиц.

Цифра «5 » — означает «5 » десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).

Разряд сотен — это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра «5 » означает «5 » сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).

Запомните!

Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра «0 » (ноль).

Пример. В числе «807 » содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц — такая запись называется разрядным составом числа .

807 = 8 сотен 0 десятков 7 единиц

Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.

Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.

Классы и разряды

В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.

Класс единиц или первый класс — это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен .

Класс тысяч или второй класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.

Числа Класс тысяч (второй класс) Класс единиц (первый класс)
сотни тысяч десятки тысяч единицы тысяч сотни десятки единицы
5 234 - - 5 2 3 4
12 803 - 1 2 8 0 3
356 149 3 5 6 1 4 9

Напоминаем, что 10 единиц разряда сотен (из класса единиц) образуют одну тысячу (единицу следующего разряда: единицу тысяч в классе тысяч).

10 сотен = 1 тысяча

Класс миллионов или третий класс — это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.

Единица разряда миллионов — это один миллион или тысяча тысяч (1 000 тысяч). Один миллион можно записать в виде числа «1 000 000 ».

Десять таких единиц образуют новую разрядную единицу — десять миллионов « 10 000 000 »

Десять десятков миллионов образуют новую разрядную единицу — сто миллионов или в записи цифрами «100 000 000 ».

Числа Класс тысяч (второй класс) Класс единиц (первый класс)
сотни миллионов десятки миллионов единицы миллионов сотни тысяч десятки тысяч единицы тысяч сотни десятки единицы
8 345 216 - - 8 3 4 5 2 1 6
93 785 342 - 9 3 7 8 5 3 4 2
134 590 720 1 3 4 5 9 0 7 2 0
Числа Класс миллионов (третий класс) Класс тысяч (второй класс) Класс единиц (первый класс)
сотни миллионов десятки миллионов единицы миллионов сотни тысяч десятки тысяч единицы тысяч сотни десятки единицы
8 345 216 - - 8 3 4 5 2 1 6
93 785 342 - 9 3 7 8 5 3 4 2
134 590 720 1 3 4 5 9 0 7 2 0

Как прочитать многозначное число

Запомните!

Не произносят название класса единиц, а также название класса, все три цифры которого нули.

Например, число «134 590 720 » читаем: сто тридцать четыре миллиона пятьсот девяносто тысяч семьсот двадцать.

Число «418 000 547 » читаем: четыреста восемнадцать миллионов пятьсот сорок семь.

На нашем сайте для проверки своих результатов вы можете воспользоваться калькулятором разложения числа на разряды онлайн .

Важно!