Архитектурный ордер: общие сведения. Названия греческих архитектурных ордеров

Древние памятники архитектуры не щадит время, но они продолжают удивлять многие поколения своими гармоничными формами. Праздничный и даже несколько помпезный дорический стиль, так любимый зодчими Греции и Рима, сегодня на современных улицах практически отсутствует, но до сих пор вызывает восхищение. Он создан древними зодчими, которые вручную творили удивительную красоту.

На рубеже 6 века до нашей эры в архитектуре сформировались два удивительных по красоте художественных направления. Это ионийский и дорический стиль. День за днем архитекторы с помощь строителей добивались совершенства пропорций и форм, которые проверяли на великолепных строящихся храмах и дворцах. Они старались добиться того, чтобы дорический ордер выглядел безукоризненно, ведь он был основой архитектуры того времени. Окончательное формирование стиля закончилось приблизительно в 600 году

Изначально в древней Греции преобладали постройки прямоугольной формы, а материалом, который использовался для строительства, были непрочная глина и тростник. На смену таким недолговечным составляющим для возведения жилищ пришло более прочное, украшенное новыми декоративными отделками и скульптурой храмовое строительство.

Бесконечное стремление древних архитекторов к монументальности и созданию в постройках способствовало формированию новых, ставших впоследствии классическими стилей. Наиболее значимые из всех - римский и греческий дорический ордер. Римский ордер выполнялся с мутулами и с зубцами-дентикулами.

Говоря об отличии, можно заметить, что у классической колонны дорического ордера отсутствовала база или же она выполнялась с сильным утончением. На стволе располагались вертикальные желобки, которые назывались каннелюрами. Они плотно примыкали друг к другу, а также отсутствовала привычная дорожка между ними. В этом стиле каннелюры выполнялись с особо острыми гранями и не были глубокими.

Дорическая капитель - это круглая подушка (эхин) и толстая квадратная плита (абака). На верхнюю часть ложится основная нагрузка находящихся выше деталей. Дорическая капитель имеет особенность, выраженную в том, что эхин у нее обработан иониками, а под полкой абаки находится каблучок, который украшается изысканным орнаментом.

Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Эхин - это круглая подушка криволинейного профиля и квадратной абаки, а фриз, в свою очередь, делится на горизонтальные триглифы и метопы. Уникальный дорический ордер получил свое развитие в Именно здесь мастера стали строить более долговечные каменные храмы, применяя данные украшения. Одним из таких сооружений Греции является в Керкире.

Наибольший расцвет дорический ордер получил в VI-V вв. до нашей эры, это время царствования совершенных форм и классики. Этот стиль являлся украшением и подчеркивал величественность и монументальность композиции зданий того времени, их красоту и уникальность зодчества. Типичный и самый старый дорический храм находится в Греции, это Храм Геры в знаменитой Олимпии. Его возраст - VII в. до н. э. Он был воздвигнут в живописной местности на южных склонах холма Кроний.

Построен храм по всем правилам ранней дорической архитектуры с четко выраженной ориентацией с запада на восток, имеет слегка вытянутую форму. Периптерий имеет определенное количество колонн. Особый колорит им придает то, что они разные по резьбе, пропорциям и мельчайшим деталям. Изначально они были сделаны из дерева, но позже постепенно их начали заменять каменными. Происходило это в течение значительного промежутка времени, почти с древности и до римского периода, а это, в свою очередь, отразилось на резьбе, которая также подвергалась изменениям в зависимости от тенденций развития

В тех случаях, когда применение тосканского ордера нежелательно вследствие его слишком простого и грузного вида, когда характер здания требует применения форм более легких и разработанных, когда серьезность сооружения не допускает излишней вычурности и нежности отделки, применяется дорический ордер.

Этот ордер, зародившись в Греции и претерпев различные изменения в римскую эпоху, вылился окончательно в две разновидности, в два типа. Один из них, с применением в поддерживающей части зубцов," зубчатый дорический ордер, представляется более простым и менее изящным, чем другой, модульонный дорический ордер, в котором под слезником расположен ряд модульонов. В обоих этих ордерах различие сказывается в антаблементах и капителях; базы же и пьедесталы обработаны одинаково, поэтому с них мы и начинаем наше рассмотрение.

Пьедестал дорического ордера имеет внизу цоколь, а наверху карниз. Высота карниза равняется Ч 2 модуля, а базы- 5 /в модуля. Вообще, базы пьедесталов, как и карнизы их, имеют, как правило, высоту "/г модуля, за исключением коринфского ордера, где обе эти части получили более значительное развитие; поэтому отклонение от этого размера в дорической базе пьедестала делается особенно заметным. Объясняется же это тем, что в базе дорического пьедестала имеется не один плинт, как во всех других ордерах, а два. Если мы исключим нижний плинт, то профиль базы представится в виде плинта, на котором помещаются обратный каблучок и обратный астрагал; все эти части занимают ровно Ч 2 модуля. Добавление дополнительного плинта повлекло за собой увеличение высоты всей базы пьедестала (табл. V). Так как размеры четырех элементов, составляющих основную часть базы пьедестала, прогрессивно уменьшаются снизу вверх, то для облегчения их построения можно прибегнуть к тому графическому способу, который указан на разрезе пьедестала.

Карниз пьедестала только в тосканском ордере не имеет характера карниза, во всех же других ордерах, в частности в дорическом, этот характер вполне ясен. Карниз дорического пьедестала сходен с карнизом тосканского ордера: поддерживающая часть в форме каблучка, слезник в виде штучного камня, украшенного сверху полочкой, и, наконец, венчающая часть в виде четвертного вала с добавлением небольшой полочки наверху, чтобы избежать излишне острого края. Слезник, как полагается, имеет снизу небольшую выемку.

База дорической колонны представляет собой некоторое развитие тосканской базы. Разница между ними лишь та, что переходом от стержня колонны к валу служит не полочка, а обратный астрагал.

Колонна своими пропорциями заметно отличается от тосканской благодаря тому, что диаметр ее составляет не V7, a Vs часть высоты:

Хотя в цифрах эта разница как будто не особенно значительна, но на вид дорическая колонна несравненно стройнее и легче тосканской. Утонение колонны равно 7б, сверху стержень заканчивается, как всегда, астрагалом.

Стержень колонны может быть оставлен гладким, как в тосканском ордере, но может быть и украшен рядом продольных выемок (ложбинок, каналов), которые носят название каннелюр и производят очень благоприятное впечатление. Благбдаря каннелюрам колонна лучше круглится, и ее теневая сторона, оживленная световыми рефлексами, не сливается с затемйенным полем стены, находящейся за колоннами. По всей окружности дорической колонны располагается 20 каннелюр. В зависимости от желания или от материала колони, кайнелюры могут быть глубже или мельче. Построение кривизны их в первом слу чае делается при помощи прямоугольного треугольника, построенного на ширине каннелюры, как на гипотенузе, а во втором случае эта ширина ^принимается за сторону равностороннего треугольника (табл. V).

На этой же таблице показаны профили архивольта и импоста с их размерами, а также обработка цоколя стен и пилонов. Что касается дру: гих деталей этого ордера, то вследствие различия между зубчатым и модульонным ордерами приходится рассматривать каждый из них отдельно. Сначала рассмотрим дорический зубчатый ордер.

Капитель его равна по высоте 1 модулю и разделена, как и тосканская, на три части, причем шейка, четвертной вал и абак занимают те же места; отличие дорической капители от тосканской сказывается лишь в профилях второстепенных. Вместо одной полочки под четвертным валом в дорической капители помещаются три очень узкие полочки, расположенные уступами одна под другой. Ширина каждой из них вдвое меньше, чем в тосканской капители. Абак капители увенчан не полочкой с выкружкой под ней, как в тосканской капители, а полочкой с каблучком, тем сочетанием, которое, как мы указывали выше, встречается так же часто, как и астрагал (табл. VI).

Архитрав высотой в 1 модуль имеет наверху, как и тосканский, полочку. Над архитравом находится фриз, который в дорическом ордере имеет совершенно исключительное развитие, лучше всего указывающее на греческое происхождение этого ордера. Это сходство будет яснее после ознакомления с греческими ордерами; здесь же мы укажем лишь на те части греческой системы, которые послужили образцом для римского ордера.

Уложив на колонны большие архитравные камни, греки вели дальнейшую работу из камней мелких размеров. Над осями всех колонн, над промежутками между колоннами и непременно на углах архитрава устанавливались камни, которые назывались триглифами.

Промежутки между этими камнями оставались пустыми или заделывались особыми плитами, украшенными рельефами. Для этих промежутков сохранилось греческое название метопы.

Триглифы представляли собой низкие опоры для дальнейшей кладки камней карниза и имели вид прямоугольников, несколько вытянутых в вертикальном направлении и украшенных так, как будто они состоят из трех поставленных рядом дощечек со скошенными вертикальными фасками. Метопам придавали форму квадрата или близкую к квадрату.

Таким образом, в греческой архитектуре триглифы были формой прежде всего конструктивной.

В римской архитектуре изменились самые принципы конструкции, которые не требовали применения триглифов. Здесь ордера получили значение чисто декоративное, что вызвало новую трактовку тех или других приемов греческих зодчих. Триглиф, не нужный для конструкции, так как весь фриз строился из кирпича и затем оштукатуривался, остался лишь как воспоминание о греческих образцах. Здесь мы видим уже триглиф не на углу архитрава, а отступя от угла, т. е. симметрия оказалась предпочтительнее конструктивной правды; поэтому триглиф, утративший свое прежнее значение, помещен над центром колонны.

Триглиф представляет собой очень тонкую пластинку, наложенную на плоскость фриза, и имеет скошенные углубления, напоминающие составленные вместе три полоски.

Для полноты представления о форме триглифа мы приводим изображение его в большом масштабе (табл.. VII), прибавив его план, или горизонтальный разрез, и три вертикальных разреза: но выступающей полоске, по впадине и по метопе, - чтобы получить вид триглифа сбоку.

Ширина триглифа-I модуль, а высота-Р/г модуля, т. е. ширина относится к высоте, как 2: 3,-пропорция, не представляющая уже для нас новизны. Так как ширина скосов каждой из трех полосок составляет X U ширины самой полоски, то все полоски и скосы легко распределяются, если ширину триглифа сначала разделить на три части и затем каждую из них, в свою очередь, на четыре части, другими словами, разделить модуль на 12 парт; полоски сами собой получатся шириной в две парты, а скосы - по одной парте.

На таблице VII показано, как скосы заканчиваются наверху н сопрягаются между собой, как выстраивается в ракурсе закругление скоса, которое на фасаде рисуется в виде */ 4 окружности.

Под триглифом, ниже полочки архитрава, протянута узкая полочка, ограниченная несколько скошенными плоскостями, а к ней снизу подвешены шесть капель, имеющих вид усеченных пирамид или усеченных конусов. Чтобы распределить по фасаду эти капли на одинаковых расстояниях, можно воспользоваться линиями, определяющими впадины и полоски триглифа.

Сверху, в поддерживающей части карниза, над триглифами и метопами, проходит пояс, который над триглифами еще несколько выступает вперед.

Метопы обычно заполняются украшениями, но здесь мы этого вопроса не касаемся, а переходим прямо к рассмотрению венчающего карниза.

Как было уже сказано при изучении ордеров в массах, в дорическом карнизе поддерживающая часть сильнее развита, чем в тосканском; поэтому ей необходимо дать больше места. Здесь поддерживающая часть занимает не 7з, а половину высоты всего карниза. Половину этой поддерживающей части, непосредственно под слезником, занимает ряд зубцов, расположение которых было объяснено выше. Другая, нижняя половина поддерживающей части, состоит, в свою очередь, из двух частей: криволинейной в виде каблучка, поддерживающего полоску с зубцами, и прямолинейной в виде пояска над триглифами и метопами (табл. VI).

Слезник представляет собой камень, ограниченный с фасада вертикальной плоскостью и увенчанный небольшим профильном из полочки и каблучка. Снизу у слезника устроено, недалеко от внешнего края, углубление в виде полукруглой выемки, и так, как в тосканском слезнике, на нижней плоскости сделана узкая выступающая полоска, благодаря которой образуется вторая впадина, занимающая почти весь свободный свес слезника. Венчающая часть над слезником состоит из выкружки с небольшой полочкой наверху.

Чтобы составить себе ясное представление об обработке нижней части слезникового камня, следует обратить внимание на ссфит этого ордера (табл. VIII). Из чертежа видно, что широкая впадина в слезнике устроена не сплошь во всю длину его, но разбита поперечными полосками на отдельные прямоугольники, согласованные с расположением триглифов и метоп. Те впадины, которые расположены над триглифами, украшены группами капель, имеющих вид усеченных конусов и расположенных в три ряда, по шести штук в каждом ряду. Впадины, расположенные над метопами, расчленены узкими полочками, имеющими вид ремешков, на отдельные части в форме ромбов, треугольников и узких поперечных прямоугольников.

Дорический модульный ордер обладает следующими отличительными признаками и пропорциями. Капитель построена совершенно так же, как в предыдущем ордере, за исключением одной второстепенной части. Под четвертным валом капители в зубчатом дорическом ордере расположены три узкие полоски. Вместо этих трех однообразных полосок в мо- дульонном ордере помещен астрагал (табл. IX).

Теперь обратимся к антаблементу этого ордера.

Пропорции составных частей его те же, что и в родственном ему зубчатом дорическом ордере. Высота архитрава равняется 1 модулю, и сверху он заканчивается полкой. Отличие его от архитрава зубчатого- ордера заключается в том, что этот архитрав состоит из двух полос, расположенных уступами одна над другой. Ширина этих полос должна быть непременно различной, и различие это должно чувствоваться вполне определенно. Поэтому можно руководствоваться построением, указанным на изображении антаблемента (табл. IX). Здесь высота нижней полосы равняется 7з всей высоты архитрава, а верхняя полка вдвое уже этой полосы; таким образом, средняя полоса получается в I 1 ./* раза шире нижней, т. е. ширины их относятся между собой, как 2:3.

Во фризе этого ордера размещены такие же триглифы и метопы, как те, которые были подробно рассмотрены выше. Членение карниза такое же, как и в предыдущем случае, так как поддерживающая часть составляет по высоте половину всего карниза и состоит, в свою очередь, из двух подразделений. Непосредственно под слезником помещается полоса в виде вертикальной плоскости, к которой примыкают довольно массивные прямоугольные камни - модульоны. В массах модульоны были уже описаны выше, здесь же мы рассмотрим их более подробно. Ширина модульона по фасаду - 1 модуль, а величина его выступа из вертикальной плоскости, к которой он примыкает, несколько больше.

Нет надобности определять этот размер в цифрах потому, что он графически сам собой легко получается, если известно, каким образом отделана нижняя поверхность модульонного камня. У наружного края нижней поверхности в модульоне сделана во всю ширину камня полукруглая выемка (тоже слезничок), за которой следует выступающая из поля этой плоскости узкая полочка; внутренний край ее отступает от плоскости, к которой примыкает модульон, на 1 модуль.

Таким образом, па модульоне снизу получается квадратная площадка в 1X1 модуль, на которой расположено 36 капель, имеющих вид усеченных конусов (6 рядов по 6 капель). По правилу, относящемуся к штучным камням, верхняя часть модульона снабжена небольшим профилем, маленьким каблучком. Модульоны расположены над триглифами, и каждый из них обведен с трех сторон каблучком; такой же каблучок имеется и между модульоиами, завершая собой ту вертикальную полосу, которая служит основанием для модульоиов.

Полезно проследить положение этого каблучка на чертеже софита (табл. X). Здесь же показана разработка нижней плоскости слезни- ковых камней как между модульонамн, так и на углу, причем в разработке этой применена та же система, что и в дорическом зубчатом ордере: прямоугольники расчленены при помощи филенок (рамок из узких профилей) на треугольники и ромбы, в которых помещены эозет- ки и другие украшения. Хотя вся эта довольно сложная разработка нижней поверхности слезника находится в тени, но, благодаря отблескам (рефлексам) от других освещенных плоскостей, она не теряется, прекрасно видна и дает очень разнообразные сочетания светотени.

Высота слезника и венчающей части одинакова, а слезник по фасаду, с каблучком и полочкой наверху, не отличается от слезников всех ордеров, кроме тосканского, где слезник завершается астрагалом. Венчающая часть здесь - наиболее совершенная (об этом говорилось выше) и состоит из гуська с полочкой над ним. Так как Виньола определял размеры всех самых мелких частей ордера числами, выраженными в частях модуля, т. е. в партах, то он делил дорический модуль, как и тосканский, на 12 парт. Отмечая это, мы можем лишь заметить, что для нас эти парты практического значения не имеют, так как мы ограничиваемся размерами более крупных частей, которые указаны на всех

Наших чертежах ордеров и которые совершенно естественны и вполне достаточны для получения всех мельчайших деталей.

Архивольты и импосты в обоих дорических ордерах одинаковы, ширина их - 1 модуль, а профиль состоит из трех частей; средняя часть вдвое шире нижней или верхней и состоит из гладкого камня, заканчивающегося наверху астрагалом, нижняя часть имеет вид гладкой полосы, а верхняя имеет форму V» вала с полочкой наверху (табл. V).

Цоколь стен и пилонов представляет собой гладкую полосу с обратным астрагалом наверху, соответствующим тому, который находится в верхней части базы пьедестала.

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.


Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую - слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.





Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный - во времена античности считался «мужским» ордероКлассическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена , заканчивалась . В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной . Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на .

Дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два горизонтальных уступа - фасции . Небольшой полочкой, называемой тения , архитрав отделяется от , поверхность которого представляет чередование и . поддерживается , реже - . Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы - гутты .

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам — 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и (до опоясывающего ремешка) - по 1 модулю. имеет высоту 1 модуль, фриз - 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина в - 1 модуль, - 1,5 модуля.

За единицу измерения элементов ордера принят , равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Обломы Высота Выступ
Полочка 1 парта 34 парты
Гусёк 3 парты 34-31 парта
Полочка 0,5 парты 31 парта
Каблучок 1 парта 30,75-30,25 парты
Слезник 3,5 парты 30 парт
Каблучок 1 парт 29,5-28,75 парт
Модульон 3 парты 28,5 парт
Капельки модульона 0,5 парты 26-14 парт
Четвертной вал 2 парты 13,5 парт
Полочка 0,5 парты 11,5 парты
Капитель триглифа или ровная полоска 2 парты 11 парт

Архитрав

Капитель зубчатого ордера

Стержень колонны

База колонны

Карниз пьедестала

Стул

База пьедестала

Храм Гефеста в Афинах

Храм Афеи на острове Эгина Храм Посейдона на мысе Сунион

Парфенон

    Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.

Дорический ордер храма Гефеста. 5 в до н.э.

Греческий стиль в архитектуре начал формироваться за несколько веков до н.э. с началом переселения дорийских племен из северных районов Европы на юг. Основной характерной чертой греческого стиля стала ордерная система и ее разновидности: дорический ордер, ионический, коринфский, различавшиеся пропорциями в размерах и декором. Несущие и несомые части в любом строении, созданном в дорическом ордере, ионическом или коринфском: цоколь по периметру храма, колонны - несущая часть; антаблемент - перекрытие из архитрава (балки, лежащей на колоннах), фриза - часть несомая. Основными являлись дорический и ионический ордер, на базе которых развивался ордер коринфский и другие направления ордерной системы.

Сравнительная конструкция дорического и ионического ордера.

Изображение ионического и дорического ордера на картинке внизу дает возможность сравнить их основные элементы.

Дорический и ионический ордер в Древней Греции.

На фотографии: А — деревянный прототип ионического ордера. В — деревянный прототип ионической капители. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат. Ионический ордер исполнялся в малоазийском и аттическом вариантах. Ионический малоазийский ордер возник раньше, у этого ордера сначала не было фриза. Ионический аттический ордер появился позднее, как вариант малоазийского.

Схематическое изображение разных греческих ордеров. А. Дорический ордер. Б. Ионийский ордер: слева — аттический вариант, справа — малоазийский.

Дорический ордер

Дорический ордер был распространен в Сицилии, Южной Италии, Пелопоннесе. Дорические колонны имели большой диаметр, их ставили близко друг к другу, поэтому сооружения казались мощными и тяжеловесными. Дорическая капитель состояла из трех частей: абака - верхняя часть, толстая квадратная плита; под ней расположена часть, называемая «эхин», затем - часть капители, украшенная тремя поясками. Ниже - выступающий валик с полочкой - астрагал, он сопрягается со стволом колонны через декоративный элемент - «выкружку». Развитие дорического ордера привело к изменению соотношения диаметра колонн и высоты. В Коринфском храме (540-е гг. до н.э.) это соотношение составило 1:4. В Пропилеях в Афинах (5 в. до н.э.) - 1:5, в храме в Немее - 1:6,5. Постепенно греческие колонны становились более стройными и изящными. В процессе развития ордера изменилось и соотношение количества колонн на боковой части здания и на торцевых стенах. В храме в Сиракузах соотношение - 6:17, в Коринфе - 6:15. В дальнейшем боковых колонн было в 2 раза больше, чем у торцевых фасадов, и плюс еще одна колонна на каждую сторону. В храме Зевса в Олимпии и в афинском Гефестиейоне соотношение колонн 6:13; в афинском Парфеноне - 8:17. Таким образом, греческий стиль в дорическом ордере в процессе развития архитектуры приобретал все более совершенные пропорции. При строительстве храма богини Геры на острове Самос был использован дорический ордер, на картинке внизу - руины храма.

Развалины храма богини Геры на острове Самос по заказу Поликрата. Архитекторы Феодор и Ройк.

Ионический ордер

Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах Архипелага и в малоазийских колониях. Ионическая колонна выполняла не только свою основную функцию - поддерживать кровлю, но и стала декоративным объектом. В отличие от дорической, обладает цоколем, и ее ствол украшен более изысканно.

Строение ионической капители и базы колонны с планом.

На фото: А - абака, В - желобок, или выемка в волюте, С- четвертной вал,О - валик (астрагал) под четвертным валом, Е - чимбия, F- толща колонны, G- прямая, называемая катетом. (В плане капители соответствующие части обозначены теми же буквами). S - глазок волюты размеров. Членение базы (по Витрувию (Vitruvius), римский архитектор и инженер 2-й половины 1 в. до н. э.). К - толща колонны, L - чимбия, М - вал, N - верхняя выкружка, О - валики, Р- нижняя выкружка, Q - плинт, R- выступ.

Ионические храмы

Седьмым чудом света называли святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном. Был знаменит храм Геры на Самосее, созданный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Среди небольших строений сохранился храм из мрамора на острове Сифнос (525 г. до н.э.) К ионическому ордеру относится храм Дидимайон в Милете, где колонны украшены ионическими капителями с волютными завитками, каменными декором из листьев пальмы. В городах Малой Азии, где строил архитектор Пифей, был известен храм Афины в Приене в 334 г. до н. э., построенный по заказу Александра Македонского.

Храм Афины в Приене. Архитектор Пифей. 334 г. до н.э.

Коринфский ордер

Существует легенда, что своим появлением в конце 5 в. до н.э. коринфский ордер был обязан скульптору Каллимаха из Коринфа. Скульптор увидел на кладбище плетеную корзину с вещами, увитую листьями аканта, которая стала прообразом капители коринфской греческой колонны. Однако, есть предположение, что прототипом коринфского ордера являлась египетская капитель (ссылка на статью о египетских колоннах), декорированная листьями лотоса. Коринфский ордер по сравнению с дорическим ордером и ионическим коринфский был самым роскошным. Этот ордер воспринимался как разновидность ионического: считалось, что они отличаются только высотой капители и декором. Высота коринфской капители равна толщине колонны у основания и еще 1/6 этой величины - на абаку, о которой упоминалось в описании ионических колонн. Высота капители делится на равные части между рядами декора: первый и второй ряд листьев, под абакой - ряд завитков (ствол в этом месте делали более толстым). Архитрав, фриз, карниз составляют 1/5 часть высоты колонны и делятся на части так же, как и в ионической колонне. Выступ карниза у коринфской колонны равняется его высоте.

Гравюра "Коринфская капитель". Первая половина 19 в. Европа.

Коринфские полуколонны в 4 в. до н. э. были возведены архитектором скульптором Скопасом в святилище Афины Алей в Теге в 395 г. до н. э., в круглых сооружениях - толосах - в Дельфах и Эпидавре, где они располагались внутри здания. Коринфские колонны украшают монумент Лисикраты в Афинах (335-334 гг. до н. э.) 7-9 Фото: Памятник Лисикраты в Афинах. 335-334 гг. до н. э. Нередко в архитектуре греческого стиля смешивались элементы декора того и другого ордеров. В храме Фигалии, построенном Иктином, часть строения была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в глубине внутреннего помещения имела коринфскую капитель.

Римско-дорический ордер

Римляне, завоевав Грецию, переняли у местных зодчих манеру возведения сооружений. Ордер стал визитной карточкой архитектуры Древнего Рима. Римско-дорический ордер, в отличие от греческого, имел более стройные колонны, меньшую высоту антаблемента. Кроме того, в римско-дорическом ордере колонны часто не были украшены каннелюрами, опирались на базы. Карнизы обладали большей поддерживающей частью. Существовали разновидности римско-дорического ордера: тосканский, с модульонами, зубчатый. Тосканский ордер является наиболее простым. Нижняя треть стержня колонны является цилиндром, она сужается по мере нарастания высоты, образуя усеченный конус: диаметр гладкого ствола колонны вверху на 1/5 часть меньше нижнего. Уменьшение радиуса ствола колонны происходит по плавной кривой линии (энтазис). Зубчатый ордер характеризовался наличием в поддерживающей части зубцов. Модульонный ордер имел ряд специфических элементов - модульонов.

Разновидности римско-дорического ордера на картинках внизу:

Памятник Лисикраты в Афинах. 335-334 гг. до н. э.

Тосканский римско-дорический ордер.

Римско-дорический ордер с модульонами. Антаблемент и капитель.

Римско-дорический ордер с зубцами. Антаблемент и капитель.

После падения Римской империи ордерная система долгое время не использовалась в зодчестве, но, начиная с 15 в., ордер вновь стал одним из основных компонентов западно-европейской архитектуры, в российском строительстве ордерная система вошла в моду с конца 17 в.