Значение слова столпник в православной энциклопедии древо. Значение слова столпник Первый известный на руси столпник

24 декабря Православная Церковь вспоминает преподобных Даниила Столпника и Луку Столпника. В чем заключается истинный смысл подвига столпничества, который еще при жизни святых вызывал у одних удивление, а у других – порицание.

Всякому человеку, чтобы чувствовать себя более или менее защищенным и устроенным в этой жизни, необходим свой кров, или, как принято говорить, крыша над головой. Правда, у каждого свои представления о том, какой должна быть эта самая крыша, но в любом случае стремление иметь свое удобное жилище всегда считалось вполне естественной человеческой потребностью. Потому тот, кто дерзал отказаться от нормальных условий жизни и выбирал для себя весьма суровый и достаточно странный, с точки зрения общества, способ существования, вызывал у окружения в лучшем случае удивление, а в худшем – такого самоотверженного смельчака спешили причислить к безумцам. Нам сегодня трудно представить себе, чтобы кто-то стал вдруг обустраивать место для проживания, скажем, на… столпе, дереве или в колодце (были и такие подвижники), добровольно подвергая себя всяким неудобствам, лишениям и испытаниям, мужественно претерпевая холод, зной, дождь, ветер.

Любое явление, которое кажется нам отклонением от нормы, которое мы не в силах постичь, принято называть аномальным или феноменальным. В христианстве много таких феноменальных проявлений. Одно из них – подвижничество в его различных видах. Некоторые формы подвижничества и в прежние времена, а в нынешние – тем более, воспринимаются порой даже христианами как некие крайности. Что уж говорить о неверующих! Впрочем, все это вполне закономерно. Есть люди, которые всю свою жизнь проводят у подножия гор, но им ни разу не приходит в голову штурмовать вершину. А встречаются такие, которые проникаются желанием добраться до самой высокой горной точки и, подобно альпинистам, день за днем, преодолевая препятствия, упорно идут к достижению цели. Жажда близости неба заставляет их совершать невероятные поступки. Подвижничество и есть непрестанное и упорное движение к небу, к Богу. И с этой точки зрения, каждый христианин должен быть в той или иной степени подвижником. Однако настоящее аскетическое подвижничество не может быть уделом многих, потому что оно требует огромной веры и любви к Богу, самоотречения, невероятных духовных, душевных и физических усилий, определенного внутреннего настроя.

Среди различных видов христианской аскезы самым необычным выглядит столпничество, которое очень часто ставят в один ряд с юродством, потому что оно тоже напоминает «безумство Христа ради», о котором писал апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 4:10). Столпничество представляет собой достаточно редкое и загадочное явление в истории христианской Церкви, да и отношение к нему у исследователей (особенно представителей западной школы) весьма неоднозначное. Среди прославленных Церковью аскетов, подвизавшихся на столпах, известно всего лишь около двух десятков имен. Хотя некоторые авторы, исследовавшие этот феномен, констатируют, что в VI веке численность столпников в Византийской империи была так велика, что государственное законодательство придало им статус особого сословия. Кто же принадлежал к этому сословию? Первоначально к столпникам причисляли всех отшельников, которые селились на высоких тесных каменных скалах, имевших естественное природное происхождение, и по форме напоминали столпы. Чтобы находиться в состоянии неусыпного бдения и постоянного бодрствования во время совершения подвига непрестанной молитвы, некоторые из аскетов, пренебрегая опасностью сорваться вниз, специально выбирали очень узкие утесы. Когда же пустыннику не удавалось найти подходящий утес, он сооружал себе на его подобие столп.

Столпничество – явление исключительно восточное, на Западе оно совсем не прижилось. Там его не одобряли и относились к нему с подозрительностью. Во всяком случае, из западных столпников известен лишь один такой отшельник, подвизавшийся в Арденнских горах, – это Вульфилаих Трирский. Этот вид подвижничества довольно древний, он возник, как полагают историографы и хронисты, сразу же по прекращении эпохи гонений на христианство и мученичества как его своеобразное продолжение. Зная, каким физическим и душевным страданиям подвергали себя эти отчаянные боголюбцы, проводившие жизнь на столпах, совершая удивительные подвиги, их действительно можно поставить в один ряд с мучениками.

Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. Считается, что этот вид аскезы возник в противовес языческому культу гор и холмов. Из жития святых столпников известно, что одни из них селились намеренно (как, например, Даниил Столпник) в пустом языческом храме, другие (как преподобный Алипий) – на месте, где стояли прежде идольские столпы. В этом тоже был свой особенный смысл – уничтожение идолопоклонства и замена его христианским богопочитанием.

Некоторые из столпников с самого раннего возраста чувствовали тяготение к подвижнической жизни. Каждый из них, прежде чем взять на себя такой трудный подвиг, проходил сначала послушание и определенную аскетическую подготовку, как правило, либо в монастыре под руководством духовного наставника, либо в затворе, постоянно упражняясь в посте, безмолвии, молитве и созерцании, подвергая себя строгим лишениям и приучая противиться желаниям плоти. И лишь после этого, понуждаемый особым действием Промысла Божия и укрепленный благодатью, он становился на путь такого служения. Столпы, на которых подвижники проводили все свое время, были различными по виду и высоте (от 3 до 15 метров и выше). Некоторые из них представляли собой столпообразную узкую башенку с решеткой, напоминавшей балкон с навесом сверху. Но были такие мужественные столпники, которые отказывались от навеса, перенося тяготы холода и зноя, имея своим единственным покровом лишь небо над головой.

Таким добровольным страдальцем в течение 53 лет был преподобный Алипий столпник. Самое удивительное, что при таком суровом и тяжелом образе жизни почти все столпники были долгожителями. Этот факт свидетельствует о действии укрепляющей благодати Божьей в этих праведниках. Подвиги столпничества продолжались на Востоке до XII столетия, а на Руси – до второй половины XV века. Последний из прославившихся русских столпников, Савва Вишерский, почил в 1460 году.

24 декабря Православная Церковь чтит двух из известных столпников – преподобных Даниила и Луку. Святой Даниил (410 – 490 гг.) был учеником преподобного Симеона Столпника, которого древние церковные историки считают одним из основоположников этого вида аскетического делания. Он родился в Месопотамии. В житии преподобного Даниила Столпника сказано, что его появление на свет произошло удивительным образом. Мать его, Марфа, долго была неплодной и терпела при этом поношения от мужа и родственников. Однажды отчаявшаяся женщина молилась со слезами всю ночь Богу, пообещав, что если родится ребенок, то она отдаст его в дар Ему. Вскоре она забеременела и родила сына. Имя свое святой получил лишь в пятилетнем возрасте от одного игумена по наитию свыше. В 12 лет он тайком ушел из дома с намерением поступить в монастырь и принять постриг. Однако игумен, взирая на столь юный возраст Даниила, в постриге ему сначала отказал. Приехавшие родители отрока сумели уговорить игумена совершить постриг. В недолгом времени инок Даниил вместе с игуменом отправился в поездку по святым местам. Во время этой поездки состоялась встреча будущего отшельника с преподобным Симеоном Столпником, от которого он получил наставления, благословение и предсказание о своем будущем подвиге столпничества. Сначала подвижник затворил себя на 9 лет в пустом языческом храме, где вступил в борьбу с полчищем бесов. Пост и молитва были его главным оружием. И, лишь пройдя это суровое испытание, он по откровению Божию взошел на столп. Первый столп преподобному соорудил его друг Марк. Очень скоро о подвижнике узнали люди из прилегающих селений. Сразу нашлись и недовольные, и завистники, и клеветники, поносившие его и обвинявшие этого святого страдальца в гордости и в похоти. Они попытались разрушить столп и изгнать отшельника. Но смирение, кротость, незлобие и человеколюбие этого праведника покорили даже его врагов, один из которых построил ему еще один, более высокий, столп.

При жизни святой совершил много разных чудес. Молитвы преподобного Даниила обладали такой силой, что Бог исцелял чрез него бесноватых. По молитвам святого у греческого царя Льва Великого родился наследник. Царь, возрадовавшись о рождении сына и в благодарность за молитвы, воздвиг ему третий столп. Святой подвижник обладал даром прозорливости и предвидения. Он предсказал большой пожар в Константинополе. Преподобный очень долго жил на столпе без крыши над головой и позволил ее устроить, уступив просьбам царя, только тогда, когда однажды после продолжительного снегопада и мороза ученики нашли столпника обледеневшим. Бог открыл ему и час его кончины. Собрав своих учеников, он дал им духовное завещание и просил похоронить с мощами трех святых отроков Вавилонских – Анании, Азарии и Мисаила для того, чтобы приходящие на его могилу христиане воздавали честь не ему, а мощам трех отроков. Таким образом, этот праведник сохранил свое смирение и уничижение пред Богом даже по смерти.

Сведений о преподобном Луке, Новом Столпнике, не очень много. Известно лишь то, что он был воином при греческом царе Романе (919–944) и при Константине Порфирородном (912–959). В 917 году на Византийскую империю напали болгары. Во время сражения погибло много воинов, но Лука по Промыслу Божию остался жив. После этого он принял монашество и был поставлен в пресвитера. Ревнуя о высоком духовном совершенстве, он взошел на столп и начал преуспевать в более суровых подвигах. Обложив свое тело железными веригами, преподобный соблюдал очень строгий пост, вкушая лишь один раз в неделю приносимую ему просфору и немного овощей. Через три года святой отшельник отправился на гору Олимп, затем в Константинополь, где, чтобы сохранить свой обет молчания, жил с камнем во рту. Наконец он обосновался в городе Халкидоне и провел там на столпе 45 лет, прославившись праведной жизнью и совершенными чудесами.

Подвижническая жизнь всех столпников представляет собой наглядный пример изречения апостола Павла о том, что: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Святые столпники являли миру удивительнейшие образцы торжества духа над плотью. Их очищенная подвигом телесная и духовная природа возносилась к таким небесным высотам, что еще при жизни на земле они достигали того богоподобия, к которому призывается Творцом каждый человек.

Валентина Новикова

Индийские йоги и буддийские монахи всегда славились своими уникальными физическими способностями, обретенными в результате сочетания дисциплины, медитации и молитвы. Однако 1700 лет назад ряд христиан показали такой невероятный и, говоря современным языком, экстремальный пример дисциплины и любви к Богу, перед которым практики йогов и монахов просто меркнут. Эти люди – столпники. Жить на столбе десятки лет – это поистине непостижимо.

Первый столпник

В IV веке христианство было еще относительно молодой религией, его приверженцы испытывали немало трудностей, существуя среди множества иноверцев. Эти условия способствовали крайнему аскетизму, который показывали особенно преданные Богу верующие. Для кого-то это означало строгий пост или же вовсе голодание. Для других формой близкого общения со Всевышним и отрешения от земных искушений стало отшельничество. Столпничество – одна из наиболее удивительных форм такого аскетизма.

Понятие stylites (столпники) произошло от греческого слова stylos, что означает «столп» или «колонна». Иными словами, столпник – это житель колонны.


Если не считать древние сказания о неких отшельниках, передававшиеся из уст в уста, первым и самым известным столпником был Симеон, впоследствии причисленный к лику святых. Он родился примерно в 390 году, а умер 2 сентября 459 года. Этот уникальный человек жил недалеко от города Алеппо. Уже в 13 лет он ясно ощущал себя христианином, а в 16 ушел в монастырь – причем поначалу в течение семи дней лежал перед его воротами, пока его, наконец, не приняли в обитель.

Симеон прослыл самым аскетичным и, как казалось со стороны, самым странным из всех монахов. И он явно чувствовал, что все-таки его место – не здесь. В конце концов, он покинул монастырь и стал жить в уединенной хижине, которую сам для себя построил. Полтора года он жил в строгом посте и молитве, а в период Великого поста, как гласит предание, вообще ничего не пил и не ел. Окружающие говорили, что в этот момент он пережил чудо, и относились к нему с большим почтением.


Следующим этапом аскетизма для Симеона стало «стояние». Он стоял до тех пор, пока не падал без сил. Но и этого ему показалось мало. Симеон пробовал все новые и новые пути к святости: жил в узком колодце, жил в двадцатиметровом пространстве на склоне горы (ныне известной как Гора Симеона), также он обвивал свое тело грубыми веревками, изнуряя себя ранами. Однако достичь полного отрешения от мира не удавалось: Симеона осаждали толпы паломников. Они требовали от него, чтобы он открыл им «истину», однако как раз в поисках этой самой истины и ответов на главные вопросы он и пытался уединиться в раздумьях и молитве. Наконец, Симеон нашел кардинальный способ – жить на колонне.


Первый его столб был высотой в девять футов и венчался небольшой платформой площадью примерно один квадратный метр, по краям которой были сделаны перила (чтобы столпник случайно не упал). На этой колонне Симеон твердо решил провести остаток своей жизни.

Еду, молоко и воду ему приносили мальчики из местного монастыря: они привязывали ее к спущенным вниз веревках, и Симеон подтягивал их вверх. Подробности быта столпника (смена одежды, отправление естественных потребностей, сон и т.д.) до наших дней почти не дошли. По одной из версий, когда его одежда изнашивалась, ему передавали наверх новую. По другой – он так и оставался в лохмотьях, пока они не падали с него, и тогда он продолжал стоять без одежды.


Поначалу местные монахи решили, что подобная жизнь на столбе – ни что иное как гордыня, желание возвеличить себя над другими. И они решили его проверить. Монахи настоятельно попросили Симеона спуститься со столба. Он не стал противиться и покорно начал спускаться. В этот момент они поняли, что это вовсе не гордыня, а действительно показатель истинной веры и отрешения от всего земного.


До наших дней дошли свидетельства о том, что Симеон был способен исцелять людей от физических и душевных недугов, а также мог предсказывать будущее. Кроме того, он регулярно произносил со своего столба проповеди для верующих.

Известно, что Симеон прожил на колонне 37 лет (до самой старости) и умер на ней же – предположительно, от инфекций. Сегодня его как преподобного святого почитают и католическая, и православная церковь.

После кончины Симеона другие христиане (особенно в Сирии и Палестине) стали следовать его примеру. Один из них, живший на территории современной Турции, даже взял себе такое же имя, и его стали называть Симеоном-младшим.


В России одной из форм столпничества можно считать и христианский подвиг святого Серафима Саровского, который молился Богу, стоя на камне, каждую ночь в течение тысячи дней.


Столпничество XXI века

Уже к концу VI столетия такая форма, как столпничество, в христианском мире почти сошла на нет, и лишь единицы выбирали этот путь. И тем более удивительно, что в наше время у святого Симеона появился последователь. Современным столпником можно считать грузинского монаха Максима Кавтарадзе, который живет на столбе вот уже четверть века. Правда, он практикует более цивилизованный в бытовом плане вид столпничества.


Грузинский христианин обустроил себе жилище на вершине природного столба – узкой и высокой скалы. Этот столп расположен в глухом ущелье на западе Грузии. До ближайшего села – 10 километров.


Когда-то на вершине скалы располагалась часовня Кацхинского Спасо-Вознесенского монастыря – здесь жили древние монахи-отшельники. Отец Максим приехал в эти края в начале 1990-х. До пострига в монахи он вел совсем не праведную жизнь, даже сидел в тюрьме за продажу наркотиков, но, обретя веру, отказался от вредных привычек и решил посвятить себя Богу. С помощью братьев-монахов он постепенно восстановил эту церковь. С тех пор живет здесь один и лишь изредка спускается со своего 40-метровго столба по металлической лестнице.


В часовне, расположенной на столбе, оборудованы несколько келий. А у подножия скалы выстроен маленький монастырь, в котором служат несколько монахов и послушники.


Как и Симеон Столпник, Максим Кавтарадзе, старается не общаться с внешним миром и получает продукты, поднимая их на веревках (припасы ему приносят местные послушники). Однако он иногда находит время на общение с трудными подростками и более молодыми священниками, которые приходят к нему за советом. Кроме того, у него есть достаточно икон, книг и даже кровать.


У каждого на это свои причины.

Из числа преподобных , избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.) .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец , в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий , столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник , 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Хэнк Морган (Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура ») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

Наверно я бы и не узнал про столпничество, если бы не изучал китайскую традицию и сам однажды не начал практиковать столбовое стояние. С виду не замысловатое упражнение, на самом деле очень серьезное и как я выяснил, является базовым для внутренних стилей. Хочу предупредить, что его нельзя выполнять без предварительной подготовки и опытного инструктора.

Своим сообщением я лишь хочу открыть дискуссию, по довольно интересной теме пересечения традиций. Думается, в этом вопросе нельзя поставить точку, можно лишь порассуждать и узнать для себя немного нового.

Ниже, будут цитаты из различных источников, разбавленные моими комментариями.

Итак, что же такое столпничество в христианской традиции?



Сто́лпник (греч. στυλίτης , лат. stylita ) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Действительно было бы интересно взглянуть на истоки этой традиции и как зародился данный подвиг. Я не нашел информации по этому поводу и будет интересно, если вы обладаете чем-то ценным и поделитесь своим знанием в комментариях. Из того что мной было найдено в интернете, могу привести лишь следующее:


Из описания жизни святых столпников видно, что все они действовали под особенным водительством Духа Божия, а поэтому нельзя думать, что они решались на великий подвиг столпничества, не испросив прежде на то благословения Божия. Так, св. Симеону трижды являлся ангел Господень и призывал его к столпничеству. А его ученику, св. Даниилу, было видение столпа, «высотою превосходящего облаки, преподобного Симеона, стоящего на верху столпа и призывающего: взыди сюда, Данииле».

Изготовление столпов


Столпы делались различного вида и высоты. Например, столп св. Даниила был вышиной в два человеческих роста, столп св. Луки — в 12 локтей. Но были и более высокие — в 36 и 40 локтей (1 локоть — 38-45 см.). В основном, это была столпообразная башня с балконом на верху. Верхняя площадка, на которой стоял подвижник, была совсем небольшая. Иногда она окружалась деревянной сплошной решёткой, из-за которой видны были только голова и плечи столпника. Для защиты от солнечного зноя и непогоды иногда на столпах устраивался навес. Лестница для восхождения на столп находилась снаружи, об этом свидетельствуют жития святых. Столпы воздвигали отчасти сами подвижники или посторонние. Св. Даниилу первый столп построил его друг Марк, а второй соорудил Геласий, владелец той земли, где подвизался столпник; император Лев тоже создал столп и крышу над ним в благодарность за полезную общественную деятельность св. Даниила.

Подготовка к подвигу


Прежде всего, будущий столпник, который решил посвятить себя на служение Господу, должен очистить себя, приготовиться. С первых шагов своего усовершенствования он обязан противиться требованиям плоти, принуждая себя к добру, противясь злу. Готовясь к подвигу, будущие столпники селились в монастырях, где подвергали себя самым строгим лишениям. Так, св. Лука «железом себя обложил по всей плоти». Св. Даниил, поселившись в идольском капище, завалил все входы и оставил только «оконце едино мало приходящих ради». И только уже после подготовительных подвигов самоумерщвления и затворничества, испытав себя в самоотвержении и терпении, святые подвижники всходили на столпы. Мысль о столпничестве появлялась у них по призванию и откровению Божию.

Молчание и созерцание


Уединение и молчание служили благотворным средством для богомыслия и молитвы, они подготавливали к другому виду аскетического столпнического упражнения — созерцанию. Под созерцанием понимается такая деятельность духа, вследствие которой намеренно долго мысль останавливается на предмете религиозного значения. Святые столпники «душу свою направляли к небесным, ум их витал в горнем». С мыслью о Боге у них неразлучна была мысль о своём сердце, которое они тщательно охраняли даже от всяких помыслов.

Постоянно изучая в себе человеческую сущность, прислушиваясь к непреложным её требованиям и наблюдая, за что, для чего и отчего она находится в вечной борьбе с самой собой, столпники лучше всех мудрецов понимали истинное достоинство и назначение человека и не приносили небесного в жертву земному, а земное не чтили, как небесное.

Эффекты


При помощи данной работы над собой столпники становились иногда глубокими психологами, могли подать лучший совет в затруднении, исцелить душевные язвы, разрешить сомнения, поднять падшего, очистить, успокоить. Всё это привлекало к местам столпостояния огромное количество народа. Туда, в горы и ущелья, шли и простые миряне, и монахи, и императоры, и высшие духовные лица. Многие из приходивших к столпникам не хотели уходить от них и, оставляя свои дома и имения, селились рядом со столпами для того, чтобы непрестанно видеть перед собой такой подвиг и учиться из бесед святых столпников. Поэтому столпы являлись центрами, где сосредоточивалась религиозная жизнь. Возле каждого святого столпника постепенно организовывались общины. Бесчисленные исцеления, совершаемые святыми столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцелённым говорить про них. Обид они не помнили, молились за своих врагов и исцеляли клеветников.

Стояние столбом (Чжан Чжуан) в китайской традиции


«Столбовая наработка» - основа ушу,

поговорка кулачного искусства гласит: «Хочешь изучать кулак - вначале стой столбом». В синъицюань столбовой наработке уделяют огромное внимание,

существует высказывание мастеров синъицюань: «Хочешь изучить синъицюань - сначала стой три года столбом».
«Тренирующий кулаки и не тренирующий наработки - до самой старости так и остаётся пустым местом».

Ван Сянчжай писал: Упражнения Стояние столбом направлены на развитие силы из не-силы, движения из не-движения, быстрого движения из медленного движения.

В Ицюань, Столбовое стояние есть основной тренировочный метод для наработки внутреннего усилия для боя, а также эффективный способ оздоровления организма и самосовершенствования. Позиции условно делятся на «оздоровительные столбы» - Цзяньшэнь Чжуан и «боевые столбы» - Цзицзи Чжуан.

В оздоровительных позициях основной целью упражнения является поиск расслабления тела и успокоения ума.

Основными требованиями в практике оздоровительных столбов являются


  • Расслабление

  • Наблюдение (концентрация)

  • Правильность позиции

  • Дыхание

Ван Сянчжай в работе «Центральный стержень кулачного пути» пишет:

Ум не убегает вовне, внешние вопросы не проникают внутрь, дух сияет, вы чувствуете восхитительную подвижность, как если бы вы были один во всей вселенной, волосы на вашем теле как бы натянуты и стоят дыбом. Все тело как бы пульсирует. Вы как огромное, драгоценное, прекрасное дерево, достигающее облаков. Вы как будто подвешены сверху и поддерживаетесь снизу. Такое состояние духа можно сравнить с плаванием по воздуху. Ваш опыт, ваше переживание мягко пульсирует во всех клетках тела. Через какое-то время такое состояние станет естественным состоянием движения. Естественные методы полезны для тела, они улучшают его работу.
Что касается ума, то вам следует видеть тело как большую плавильную печь. Вы должны наблюдать за тем работает ли все тело целиком, все клетки тела вместе естественным образом. Ничто не должно форсироваться силой. Вам также не следует придаваться фантастическим иллюзиям. Если вы практикуете надлежащим образом, тело тренируется без использования обычных упражнений, нервная система культивируется без специального культивирования, вы чувствуете покой, комфорт во всем теле. Постепенно формируется характер. Естественная сила постепенно развивается. Но вам следует помнить о том, что вы не должны использовать силу обычным способом, так как это нарушило бы кровообращение и вы потеряли бы расслабленность и гармонию. Без расслабления энергия застаивается, сила жесткая, правильное намерение останавливается, дух сломлен.

Итак, упражнения Чжан Чжуан являются эффективным методом оздоровления и развития боевых навыков и силы. Но в данном упражнении развивается не мышечная сила, а сила, которая в традиционных системах китайского ушу называется «нэйцзинь» - «внутренняя энергия», известная также под такими понятиями как - Ци, Ки, Прана.

Получается, что в китайской традиции данное упражнение использовалось для развития именно внутренней силы, для тренировки духа и воли. С помощью столбового стояния, китайские мастера не только становились выдающимися войнами, но и совершенствовали здоровье и занимались самопознанием.

Еще в тему пересечения традиций, специально для любителей осознанных сновидений, хочу сказать, что ни в китайской ни в христианской традиции осознанные сновидения не практиковались. Более того в китайском языке, даже нет иероглифа, обозначающего осознанные сновидения.

Из числа преподобных , избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.) .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Хэнк Морган (Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура ») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

В повести Николая Лескова «Скоморох Памфалон» византийский придворный Ермий становился столпником. После 30 лет, проведенных на скале, он впадает в отчаяние от мысли, что на земле нет людей, достойных вечной жизни. И тогда Голос приказывает ему сойти со столпа, отправляться в Дамаск и найти там некоего Памфалона. Ермий отыскивает скомороха Памфалона, который рассказывает ему историю своей жизни.