Рим и эллинистический мир краткое содержание. Презентация на тему "древние греция и рим"

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Эпоха Эллинизма

  • Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.
  • В детских погребениях эпохи эллинизма встречаются подобные игрушки.
  • Ника Самофракийская(богиня победы). Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
  • Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Бостон. Музей изящных искусств.
  • Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Рим. Музей Терм.
  • Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Рим. Музей Терм.
  • Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. до н. э. Берлин.
Философия Платона, Аристотеля и Эпикура.
  • Философия Платона,
  • Аристотеля и Эпикура.
Платон. (427-347 гг. до н. э.) греческий философ. Древняя Греция «Апология Сократу»
  • «Апология Сократу»
  • Апология (от греч apologia) – восхваление, защита кого-либо или чего-либо.
Отношение к государству.
  • Главные сословия:
  • Философы, которые на основании созерцания идей управляют всем государством.
  • Воины, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов.
  • Работники (крестьяне и ремесленники, которые поддерживают государство материально, предоставляя ему жизненные ресурсы).
  • Основные формы правления:
  • Монархия.
  • Аристократия.
  • Демократия.
Идеальное государство по Платону.
  • Основано на уничтожении частной собственности, общности жён и детей, государственной регулируемости браков, общественном воспитании детей (не должны знать своих родителей).
  • каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
Педагогическая деятельность.
  • Основная задача педагогической деятельности Платона - формирование гармонично развитого человека через каждодневные усилия и философский образ жизни.
  • Духовные упражнения: подготовка ко сну, в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться.
  • 4 главные науки: математика, астрономия, музыка и диалектика.
Диалектика Платона.
  • диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.
  • Всеобщей целью является благо.
  • диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; производя всевозможные логические разделения, она умеет всё сливать воедино.
Триада основных онтологических субстанций.
  • Единое - основа всякого бытия; лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение.
  • Ум – является порождением «единого», имеет чистую и несмешанную природу.
  • Мировая душа - объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью (принцип самодвижения).
  • Смерть тела есть переход его в другое состояние.
Учение об идеях.
  • Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства.
  • У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты.
  • Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной.
Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя.
  • Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
  • Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
  • Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.
  • Самая великая победа - победить себя.
  • Речь истины проста.
  • Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
  • Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.
  • Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она - величайшее зло.
  • Бог в нас самих.
АРИСТОТЕЛЬ
  • (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.)
  • – древнегреческий философ и учёный
Аристотель Философия Аристотеля
  • Всё знание делится на три части:
  • - теоретическое(физика и
  • метафизика)
  • - практическое(этика и политика)
  • - поэтическое(творчество)
Теоретическое знание(онтология)
  • Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
  • Метафизика - учение о первопринципах бытия или первая философия.
  • => 4 первоначала: форма, материя, действующая причина(начало), цель.
Практическое знание(гносеология)
  • Этика - учение о нравственности.
  • Основная добродетель – найти середину между двух крайностей.
  • Политика - учение о государстве.
  • Государство - это общение ради общего блага.
Отношение к государству
  • 1) Аристотель выделил:
  • правильные формы правления – монархия, аристократия, полития
  • неправильные формы правления – тирания, олигархия, демократия
  • 2)Наилучшая форма правления – полития – правление большинства в интересах общей пользы.
  • Наихудшая – охлократия – вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы.
  • 3)Во главе всего стоит закон.
  • 4) Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми(политическое право => естественное и условное).
  • 5) Государство состоит из семей и противопоставляется семьям - общениям ради частного блага.
Отношение к человеку и обществу
  • 1.Человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
  • Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни.
  • 2.Общество тождественно государству
  • Слои граждан(государственные элементы):
  • - очень зажиточные(-)
  • - средние – «золотая середина»(+)
  • - крайне неимущие(-)
  • 3.Совершенством человека предполагается совершенный гражданин , а совершенством гражданина - совершенность государства .
  • 4.Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
Собственность
  • 1.Положение человека в обществе определяется собственностью.
  • 2.Частная собственность - единственно возможная и прогрессивная.
  • 3.При этом необходимы:
  • 1)«щедрость» - поддержание неимущих
  • 2)«дружба» - солидарность равных между собой
Категории по Аристотелю
  • 1. сущность – человек, лошадь
  • 2. «сколько» – длиною в два локтя
  • 3. «какое» – белое, умеющее читать и писать
  • 4. «по отношению к чему-то» – половинное, большее
  • 5. «где» – в Ликее, на площади
  • 6. «когда» – вчера, в прошлом году
  • 7. «находиться в каком-то положении» – лежит, сидит
  • 8. «обладать» – обут, вооружен
  • 9. «действовать» – режет, жжет
  • 10. «претерпевать» – его режут, жгут
Сущность
  • 1.Существуют первичная и вторичная сущности.
  • - первичная - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем(отдельный человек или отдельная лошадь)
  • - вторичная - те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, и эти виды, и их роды («отдельный человек» - «человек» - «живое существо»)
  • 2.Вид в большей мере сущность, чем род.
  • 3.Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем.
  • 4.Первые сущности обозначают определенное нечто.
  • 5. Сущностям свойственно то, что им ничего не противоположно.
  • 6. Сущность не допускает большей и меньшей степени.
  • 7. Сущность, будучи одной и тождественной по числу, способна принимать противоположности.
Количество
  • 1.Может быть раздельно(число, слово) и непрерывно(линия, время, место).
  • 2.Одни количества состоят из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого положения.
  • 3.Количеству ничто не противоположно.
  • 4.Количество не допускает большей и меньшей степени.
  • 5.О количестве говорится как о равном и неравном
Соотнесенное («по отношению к чему-то»)
  • 1.Соотнесенное - это то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому.
  • 2. У соотнесенного бывает противоположность
  • 3. Соотнесенное допускает большую и меньшую степень.
  • 4. Все соотнесенные между собой [стороны] обоюдны.
  • 5. Соотнесенные между собой [стороны] по природе существуют вместе.
  • 6.Ни о первых сущностях, ни о их частях не говорят, что они соотнесенное.
  • 7. Воспринимаемое чувствами существует раньше, чем чувственное восприятие.
Качество(«какое»)
  • 1.Качество – благодаря чему сущности дается определение.
  • 2.Имеет много значений(видов):
  • - устойчивые и преходящие свойства
  • - врожденные способности/неспособности
  • - претерпеваемые свойства и состояния
  • 3. У качества бывает и противоположность.
  • 4. Не все качественно определенное допускает большую и меньшую степень.
  • 5. Такими-то и такими-то [вещи] называются в соответствии с перечисленными видами качества производными от них именами или именами, образованными от них как-то иначе.
Остальные категории
  • Действие и претерпевание допускают:
  • 1)противоположность себе
  • 2)большую или меньшую степень
  • «Где», «когда», «обладать»(чем?) –
  • не имеют никаких ключевых особенностей, используются в прямом смысле
Четыре вида противолежания
  • О противолежащих друг другу вещах говорится:
  • - или как о соотнесенных между собой
  • - или как о противоположностях
  • - или как о лишенности и обладании
  • - или как об утверждении и отрицании
Ещё некоторые понятия…
  • Противоположности
  • Предшествующее и последующее
  • Данное вместе
  • Обладание
      • Движение:
  • 1.возникновение
  • 2.уничтожение
  • 3.увеличение
  • 4.уменьшение
  • 5.превращение
  • 6.перемещение
Сочинения Аристотеля
  • Логические трактаты –
  • «Категории»,«Об истолковании», «Первые аналитики»,
  • «Вторые аналитики»
  • Физические трактаты –
  • «Физика», «О возникновении и уничтожении»,«О небе», «Метеорологика»
  • Биологические трактаты –
  • «История животных»,«О частях животных»,«О возникновении животных»,«О движении животных»,
  • «О душе»
  • Этические сочинения –
  • «Никомахова этика», «Эвдемова этика»
  • Социально-политические сочинения –
  • «Политика», «Афинская полития»
  • Сочинения об искусстве –
  • «Риторика», «Поэтика»
Афоризмы Аристотеля
  • «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие».
  • «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Счастье - это довольство собою».
  • «Меньшее из зол надо выбирать».
  • «Познание начинается с удивления».
  • «Платон мне друг, но истина дороже».
Эпикур(341–270 гг. до н.э.)
  • Главное препятствие на пути к счастью-страх.
  • Три главных страха:
  • 1. Страх перед судьбой
  • 2. Страх перед богами
  • 3. Страх перед смертью
Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • 1)стремление к удовольствиям должно быть разумным
  • 2)важны только естественные и необходимые удовольствия
  • 3)отсутствие страданий- удовольствие
  • 4) счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих
  • Эпикур был сторонником атомистического материализма.
  • вес атомов определяет их движение после первотолчка
  • бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
  • В пространстве между этими мирами-боги.
  • Душа-материальный объект,состоящий из атомов. Важнейшей частью души является ум, расположенный в сердце.
  • главный источник познания - ощущения, с помощью которых человек только и может получать какую-либо информацию об окружающем мире.
  • -Живи незаметно.
  • -Кому не довольно малого, тому всего мало.
  • -Величайший плод ограничения желаний - свобода
  • -Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
  • -Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда.
  • -Лучший Друг - это тот, кто незаметно для тебя подсыпает тебе в чашку яд и ты умираешь безмятежно, в неведение!
  • -Проживи незаметно!
  • -Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
  • -В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость.
  • -Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
  • -Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
  • -Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
Определения
  • АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа.
Литература
  • Литература
  • Д.А.Гусев -“Введение в философию”
  • Хачатурян -“История мировых цивилизаций”
  • Сайты: 1.www.aphorism.ru
  • 2.wikipedia.org
  • 3.www.peoples.ru
  • 4.www.krugosvet.ru

Тема: Античность. Урок 2. Эллинистический мир.
Конспект урока
Тип урока: комбинированный.


Формируемые универсальные учебные действия:
понимать роль и значение патриотизма в истории древнегреческих полисов; оценивать значение
древнегреческой философии для становления философского мировоззрения, попытки решения
этических вопросов;
выполнять практическую работу на основе сопоставления различных источников информации;
заполнять и анализировать таблицу, раскрывающую взгляды древнегреческих философов Сократа,
Платона и Аристотеля;
участвовать в коллективном обсуждении значения эпохи Александра Македонского как первого
столкновения Востока и Запада, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
ставить учебную задачу.
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний:
1. Дайте общую характеристику античности. Где и когда впервые появились античные
государства?
2. Охарактеризуйте полис как гражданскую общину.
3. Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема урока Эллинистический мир. (запись в тетрадь).
Слайд 2. Создание эллинистического мира связано с деятельностью
выдающейся исторической личности. Ему принадлежат слова: «Удача
сопутствует храбрым». А вот небольшой отрывок современного поэта
Александра Дыбина:
Я Бог в Египте. Царь я в Персеполе.
Покорен мне священный Вавилон.
Почти весь Мир в моей державной воле,
И до Небес возносится мой трон!
Моя фаланга царства сокрушает;
Свет Разума повсюду я несу;
И судьбы Мира навсегда решают
Слова мои ­ лишь их произнесу!
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Как вы думаете, кто этот выдающийся человек, чья деятельность станет сегодня предметом
обсуждений?
Слайд 3.Александр Македонский первым попробовал объединить в единое целое мир Востока и
мир Запада. Удалось ли ему это сделать? Выясним сегодня на уроке.
Цель урока: выяснить и оценить значение эпохи Александра Македонского с точки зрения первого
столкновения Запада и Востока.
Слайд 4. План урока:
1. Личность и походы Александра Македонского.
2. Эпоха эллинизма.
Слайд 5. 1.Личность и походы Александра Македонского.
К IV в. до н.э. полисная система Греции вступает в полосу серьёзного кризиса. Назовите
основные причины кризиса полисной системы.
(Примерный ответ: Полисная система ценностей определяла занятия, «недостойные» граждан:
∙ ремесленное производство∙ финансовые операции ∙ ростовщичество ∙ торговля ∙ эксплуатация
серебряных рудников в Лаврионе. Эти занятия стали уделом метеков – чужестранцев. Занятия
«недостойные», но очень доходные. Богатства скапливались в руках неграждан (метеков и
вольноотпущенников), все большее число граждан беднело. Чтобы избежать обнищания, они стали
продавать свои земли, происходило постепенное увеличение земельных владений неграждан.
Таким образом, был нарушен важнейший принцип полисной системы ­ земельная собственность
перестала быть связанной с гражданством. Усиливается противостояние «новых богатых» и
беднеющих граждан, происходит упадок ополчения, развивается наёмничество. А в это время
греческие полисы ведут постоянные войны между собой (Пелопоннесская война, Союзническая
война).
Слайд 6. Ослаблением греческих полисов воспользовался Филипп II, когда в 358г. до н.э.
провозгласил себя царем. Просмотр анимационного фрагмента «Возвышение Македонии,
завоевания Александра Македонского».
Слайд 7 . Задание: прочитайте п. 3,5 § 5 , раздел «Мнение ученого» с.67­68.
Заполните таблицу «Оценка деятельности Александра Македонского».
+
­
Кто победил в столкновении Запада и Востока? (приведите аргументы).
Слайд 8. Проверка выполнения задания.
«Оценка деятельности Александра Македонского».
+
­
гибель
рабство,
Опустошение,
людей, целых племен
Держава
военным
была
объединением, не имела единой
экономической базы

Уничтожение изжившей себя державы Ахеменидов
Распространение новых форм социальных отношений и
греческой культуры на новые регионы
Основание новых городов – центров политической и
экономической жизни
Проложены новые пути сообщения,
судоходство, развитие экономики, торговли
Распространение греческого языка, системы образования
Основание библиотеки, Мусейона в Александрии
Развитие научных знаний, их отделение от философии
Расцвет монументальной архитектуры, скульптуры
Появление новых философских концепций и
школ(неоплатонизм, неопифагорейство)
расширилось

Трансформация религиозной жизни, разрушение греческого пантеона восточными богами
Появление новых религиозных сект, близких к христианству
Слайд 9. Ответ на поставленные вопросы, на мой взгляд, не может быть однозначным.
Если считать, что в столкновении Запада и Востока победил Восток, то можно привести следующие
аргументы:
 Превращение Александра в восточного владыку:
 Требование всеобщего поклонения
 Утверждение восточного дворцового церемониала
 Обожествление Александра
 Утрата полисами независимости, превращение в часть эллинистической монархии
 Вторжение восточных богов в греческий пантеон, его трансформация
(демонстрация фидеофрагмента «Вавилон при Александре»)
Слайд 10.
Если считать, что победил Запад, то можно привести следующие аргументы:
Расширение рамок греческого мира
Распространение классического рабства


 Активизация экономики, расширение торговых связей
 Строительство новых городов эллинистического типа
Слайд 11. 2.Эпоха эллинизма.
Однако правильнее было бы считать, что столкновение Запада и Востока представляло собой
попытку синтеза – этнического, политического, культурного, религиозного. Походы Александра
положили начало эпохе эллинизма.
Задание: Прочитайте п 4.§ 5. Выпишите характерные черты эпохи эллинизма.
Слайд 12. Проверка выполнения задания.
Характерные черты эпохи эллинизма:
 Форма государства – эллинистическая монархия:
 Соединение греческих и восточных принципов госуправления и политической жизни
 Преобладание одного из них в зависимости от традиций региона
 Сильная власть монарха при подавлении свободы подданных
 Поддержка хозяйственного развития и торговли
 Стремление к расширению территории
 Строительство новых городов
Слайд 13. Домашнее задание:
§ 5 п. 3­5, конспект
Презентация*
Колосс Родосский – одно из чудес света.
Военный гений Александра Македонского.

Тип урока: урок – лекция.

Цель урока: сформировать представления о Древнем Риме у учащихся 10 классов, как одним из важных периодов античности, повлиявших на историю европейской цивилизации и культуры.

Оборудование:

1. Карты: а) Италия и её древнейшее население. б) Рим – первая держава Средиземноморья. в) Римская империя.
2. Мультимедийный материал (эпизоды из фильма “Древний Рим”).

План урока:

(Приложение 1) .
2. Рим в эпоху царей. (Приложение 2) .
3. Эпоха ранней республики. (Приложение 3) .
4. Рим – первая держава Средиземноморья. (Приложение 4) .
5. Рим в эпоху гражданских войн.
6. Римская империя.

1. Италия и её древнейшее население.

Апеннинский полуостров омывается с запада Тирренским, с востока Адриатическим морями. На юге Мессинский пролив отделяет его от острова Сицилия, горы которого являются продолжением Аппенин. Северную часть полуострова большим полукругом опоясывают Альпы. Горы Аппенины тянутся с севера на юго-восток и отделяют север Италии от Центральной и Южной части. Климат северной части страны наиболее близок к Центральноевропейскому. Климат центральной и южной части – средиземноморский. Важнейшую роль в истории культуры сыграла западная часть Центральной Италии. Здесь находятся три равнины: Этрусская, где лежит Флоренция; Латинская, центр которой – Рим; Кампанская с Капуей и Неаполем. Здесь и более удобное для судоходства побережье, с естественными портами в устье Тибра и в Неаполитанском заливе.

Центральное положение Латинской равнины, раскинувшейся над Тибром, облегчило племени латинян его возвышение в истории Италии. Южная Италия издавна провлекала к себе колонистов из-за моря, из Греции. Многочисленные греческие колонии: Тарент, Регий, Кротон, Элея, Сирракузы и другие рано ввели этот край, названный “Великая Греция”, в орбиту мирового развития.

Из находящихся поблизости от Италии островов наибольший вклад в историю культуры внесла Сицилия. Помимо греков овладевших восточными и южными районами острова, сюда явились карфагеняне, основавшие на западе свои колонии.

Археологические раскопки подтверждают, что люди заселили Италию ещё в эпоху палеолита. Ко времени основания Рима в VIII в. до н.э. населением страны были уже италики, говорившие на индоевропейских языках (латиняне, умбры, вольски, самниты, марсы и другие) Уклад жизни, общественные отношения у всех этих племён были ещё совершенно архаическими.

Более высокий уровень развития общества, основанного уже на использовании труда рабов, был присущ в этот период истории Италии лишь грекам, финикийцам и этрускам. Поэтому ранний период истории Италии прошёл под знаком преобладания этрусков и их войн, вместе с союзными им карфагенянами, против греков за господство над морем. Период этот охватывает VIII-VI вв. до н. э. и служит как бы предисторией к возвышению Рима.

2. Рим в эпоху царей.

По легенде Рим был основан одним из потомков легендарного Троянского героя Энея – Ромулом в 753г. до н. э. Римские историки называют по традиции семерых царей в истории города, историческими личностями считаются два последних царя этрусского происхождения – Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

Полноправных граждан Рима, членов родов, принимавших участие в народном собрании, именовали патрициями, ибо их отцы, “патрес”, заседали Сенате. Первоначально население Рима состояло из 300 родов. Кроме них,в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и ещё более многочисленные плебеи. Плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и не входили в состав римских родов. Сохраняя личную свободу, плебеи не имели политических прав.

Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их была призвана политическая реформа царя Сервия Туллия, которая, подобно реформам Солона в Афинах, подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав римского народа “популюс романус”, были включены и плебеи. Вся совокупность граждан, наделённых политическими правами, была поделена на 6 имущественных разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли, находящейся в собственности того или иного человека. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооружённой пехоты и 18 центурий конницы; остальные – 95 центурий лёгкой пехоты и вспомогательных отрядов. Таким образом, возникло 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции (собрания),которые принимали законы, избирали должностных лиц, объявляли войну или заключали мир. При этом власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях.

Древнейшее римское общество было обществом земледельцев и скотоводов. Благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Большое влияние этруски оказали на римскую архитектуру. Ко времени появления в Риме этрусских царей относится развитие ремесла и торговли. Поначалу Рим обменивался товарами с греческими городами Южной Италии, а в конце эпохи царей – также с Грецией и Карфагеном.

Первоначальная римская религия в отличии от религии греков была анимистической причём как и у греков, с элементами тотемизма. Римляне населили мир многочисленными духами опекавшими земледелие, скотоводство, домашний очаг, семью, жилище. Каждый человек имел духа– покровителя – гения. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов.

Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков, также как и у греков боги выступали в человеческом облике. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трёх главных божеств: Юпитера, Юноны и Минервы. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские божества приобрели в Риме человеческие черты и их стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.

Как и в Греции, жрецы в Риме не образовали особой касты, а были выборными должностными лицами.

3. Эпоха ранней республики.

К 509 г. до н. э. римские историки относят изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого, последнего царя этрусского происхождения. С установлением республиканского правления высшая власть оказалась в руках двух ежегодно избиравшихся консулов, из числа патрициев. В реальной жизни консулы зависели от патрициев и их верховного органа – Сената. Большую роль играли квесторы, которые занимались финансовыми делами, ведали архивом, управляли войсковой казной. В 501 г. до н.э. в Риме впервые избрали должностное лицо наделённое чрезвычайными полномочиями – диктатора. К диктаторской власти римляне прибегали лишь в моменты крайней опасности, требовавшие полного единоначалия. Диктатора избирал сенат. Власть диктатора была неограниченной.

С середины IV в. до н. э. началась территориальная экспансия Рима, в результате многочисленных войн Рим стал сильнейшим государством в Центральной Италии. К середине III в. до н. э. Рим подчинил себе греческие города Южной Италии и занял господствующее положение на Апеннинском полуострове. Своими победами римляне были обязаны чёткой военной организации, воинской дисциплине, значительными военными силами, созданными из покорённых народов, которые входили в Италийский Союз во главе с Римом. Каждый римский гражданин от 17 до 46 лет был обязан нести военную службу. Обычно римская армия состояла из 4 легионов по 4200 человек пехоты и 300 – конницы. Каждому легиону придавались в помощь когорты латинян и союзников, причём в ходе битвы римляне занимали центр боевого порядка, а союзники удерживали фланги.

Основой римской экономики в эпоху ранней республики оставалось сельское хозяйство. Преобладало мелкое и среднее землевладение. Однако уже в это время патриции сосредотачивали в своих руках крупную земельную собственность. В IV в. до н. э. начали возникать большие имения, где использовался труд рабов. В это же время на смену натуральному хозяйству пришло денежное.

В начале V в. до н. э. в самом Риме развернулась борьба патрициев и плебеев за землю. Под давлением плебеев, требовавших кодификации права, были составлены “законы 12 таблиц”, будучи записью действовавшего тогда обычного права “ Законы…….” отразили развитие общественных отношений в Риме в эпоху перехода к классическому рабовладельческому строю. Законы регулировали различные стороны жизни римского общества. К середине IV в. до н. э. в результате более чем двухсотлетней борьбы патриции и плебеи становятся политически равноправными. Уже к исходу IV в. до н. э. сложилась новая патрицианско-плебейская знать – нобилет, опиравшийся на крупную земельную собственность и ставший высшим сословием государства. Органом власти нобилета был сенат. Таким образом Римская республика имела ярко выраженный аристократический характер.

4. Рим – первая держава Средиземноморья.

В III в. до н. э. экспансия Рима в Средиземноморье продолжилась. На Сицилии римляне столкнулись Карфагеном. В результате Пунических войн Рим сокрушил Карфаген и стал сильнейшей державой в Западном Средиземноморье.

В начале II в. до н. э. Рим обратил свои взоры на Восток, где были ослабевшие к тому времени эллинистические государства (Египет, Сирийское царство Селевкидов, Македония и собственно Греция). К середине II в. до н. э. римляне подчинили Македонию и Грецию. Пергамское Царство в Малой Азии также отошло к Риму.

Таким образом, к концу II в. до н. э. Рим превратился сильнейшую державу Средиземноморья. На завоёванных землях возникли римские провинции: Сицилия, Сардиния, Ближняя и Дальняя Испания, Македония, Ахайя, Азия. Наместники, которыми чаще всего становились люди, исполнявшие прежде высшие административные функции в самом Риме, бывшие консулы, преторы, сосредоточили в своих руках всю полноту военной и судебной власти в провинции.

Захватнические войны принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи завоёванных городов и целых областей.

Особенно обогатился правивший Римской республикой нобилет. Однако, не отставали от него и всадники, второе римское сословие, сосредоточившие в своих руках финансы и торговлю, в то время, как материальной основой власти нобилета было крупное землевладение.

С возникновением крупных поместий римской знати – латифундий, основанных на труде рабов, рабовладельческая система в Италии стала приобретать классические формы. На огромном невольничьем рынке на о. Делос, главном рынке античной работорговли,были дни, когда продавали по 10 тысяч рабов. Крупное землевладение расширялось и в провинциях, откуда вскоре стал поступать в Рим дешёвый хлеб. Массовый приток дешёвой рабочей силы и хлеба из провинций, неконкурентноспособность мелкого крестьянского хозяйства в Италии и постоянное отвлечение свободного земледельца на воинскую службу подорвали основы жизни италийских крестьян. Они вынуждены были бежать в Рим, либо в провинции, где пополняли ряды городской бедноты – пролетариата, жившего за счёт общества подачками богатой знати. Пролетариат, привыкший к праздной жизни, радовался всё более частым играм и празднествам.

В области культуры в это время продолжались восточные (в основном греческие) влияния (литература, театр, архитектура, искусство, философия, религия). К концу III в. до н.э. различия между римскими и греческими богами стёрлись. Был официально утверждён культ 12 главных богов, имевших соответствие в греческом пантеоне. Войны на Востоке стремительно раздвинули умственные горизонты молодого поколения римлян, высокая эллинистическая культура просто заворожила их. Римляне открыли для себя эллинистический культ индивидуальности. Под влиянием эллинизма личность приучалась ценить себя. С Востока шли в Рим и пороки: себялюбие, роскошь, изнеженность, праздность

5. Рим в эпоху гражданских войн.

Расширение в Италии рабовладельческого хозяйства, постепенное исчезновение в стране свободного крестьянства, рост неимущих слоёв, пролетариата в городах, привели в середине II в. до н. э. к обострению социальных конфликтов как, между рабами и свободными, так и среди самого свободного населения. Первым сигналом стало длившееся 6 лет восстание рабов на острове Сицилия в 137–132 гг. до н. э., восстание Спартака в Италии в 73–71 гг. до н.э., которое с трудом удалось подавить.

Острые социальные конфликты потрясали и мир свободных римлян. Аграрные реформы братьев Гракхов, направленные на увеличение мелких крестьянских наделов в Италии не удались.

Новым политическим фактором, который стал играть решающую роль стала армия. В городах всё больше становилось неимущих, которые не могли служить в армии. Армия всё больше становилась профессиональной, составленной большей частью из пролетариев. Лишённые всякого имущества, они группировались вокруг своего вождя-командира, ожидая от него не только военной добычи, но и последующего наделения воинов землёй.

В Риме началась эпоха военных диктатур, которая одновременно была и эпохой гражданских войн. Военные диктатуры Мария, Суллы, Помпея, Цезаря существенно ослабили роль Сената и республиканских органов власти. Кризис республиканского строя хорошо виден в вырождении политической жизни в Риме. Главной целью политической деятельности, как отдельных лиц, так и целых группировок стало достижение власти и богатства.

В это время продолжалась экспансия Рима, были образованы новые провинции: Сирия, Галлия.

После покорения Галлии Цезарем и гражданской войны между ним и Помпеем, Цезарь в 45г. до н.э. стал единовластным правителем государства. Так завершилась первая фаза гражданских войн, неизбежно приведших к установлению в Риме нового политического строя. Традиционная форма аристократической республики уже не отвечала реальному положению государства, превратившегося из маленького полиса в обширную мировую державу. Правящему нобилету не удалось ни сохранить свою власть в столице, ни обеспечить надёжное управление провинциями. Недовольство разорявшихся крестьян, городской бедноты, восстания рабов угрожали самим основам Римского рабовладельческого государства. Для его сохранения потребовался переход к единовластному правлению. К нему стремился Цезарь, провозгласивший себя пожизненным диктатором и трибуном, а также верховным понтификом – религиозным главой римлян.

После убийства Цезаря, власть поделили между собой Октавиан и Антоний. Октавиану достались Западные провинции и Италия, Антонию – Восточные провинции. В 31 г. до н.э. в морской битве при мысе Акций на юге Пелопонесса Октавиан одержал убедительную победу. Антоний и Клеопатра покончили сбой, а Египет превратился в ещё одну римскую провинцию. Завершился длительный процесс разложения римского республиканского строя. На смену аристократической республике пришло единовластное правление, получившее название “принципат”: принцепсами именовали себя Октавиан и его приемники – римские императоры.

Последние полвека республики были временем бурного роста ростовщического капитала и числа финансистов и банкиров. Ростовщичеством занимались не только всадники, но и сенаторы, хотя официально им это было запрещено. Чтобы обойти закон, они действовали в провинциях через подставных лиц. Целые общины, города и даже царства, зависевшие от Рима, попадали фактически под власть финансистов и ростовщиков. Благодаря успешным финансовым операциям и ограблению провинций в Риме возникали огромные состояния: Помпея – 70 млн. сестерциев, Лукулла – 100 млн. , Красса – 200 млн.

Важные изменения происходили тогда и в отношениях между рабами и их господами. Наделение раба имуществом стало обычным явлением. Всё чаще в первой половине I в. до н.э. некоторых рабов отпускали на свободу, становясь вольноотпущенниками, а тем самым клиентами своего бывшего хозяина, они могли принести ему больше пользы. Вольноотпущенники иногда добивались весьма привилегированного положения и богатства. Но чаще всего это были люди среднего достатка: врачи, учителя, купцы.

В культурном плане в это время особенно бурно развивались философия, риторика, филология, историография. Дальнейшее распространение получили восточные культы, магия, астрология. Больших успехов достигла римская архитектура. В Риме началось каменное строительство: театр Помпея, форум Цезаря. Рим стал превращаться в город из мрамора, покрылся садами и парками.

6. Римская империя.

В результате победы над Антонием и Клеопатрой в 31г. до н.э. Октавиан стал единовластным правителем Римского государства, основав тем самым Римскую империю. При Августе сохранялись многие республиканские традиции, его поддерживало большинство сословий римского государства. Римский плебс получал при Августе даровой хлеб от государства (из 1 млн. населявших тогда Рим, не менее200 тыс.)

Главной опорой власти Августа оставалась армия и прежде всего преторианская гвардия. Завершение длительного периода кровавых гражданских войн принесло государству мир и стабильность. Тем не менее, пограничные войны продолжались. Были основаны новые провинции на Дунае (Паннония и Мезия). Границами империи стали на севере Рейн и Дунай.

Октавиан упорядочил и реорганизовал государственный аппарат управления и провёл целый ряд законов, имевших целью способствовать возрождению римского рабовладельческого общества и семьи.

При Октавиане в Риме развернулось огромное каменное строительство, которое продолжалось и при последующих императорах.

В I–II вв. н.э. в Риме правили императоры из династии Юлиев-Клавдиев и сменившие их – из династии Флавиев. При смене императоров всё большую роль играла армия и преторианская гвардия. Внешняя политика в эти столетия оставалась в общем оборонительной, хотя римской провинцией стала Британия. При императоре Траяне Римская империя максимально расширилась (на Востоке были присоединены территории вплоть до р. Евфрат). Однако в это время всё больше на границах империи ощущается давление варваров (прежде всего германцев). При императоре Траяне, Адриане, Марке Аврелии сложились целые оборонительные рубежи, линии крепостей. Со времён Адриана на службу в легионы принимали даже жителей провинций, независимо от того, имели ли они римское гражданство.

Одним из важнейших явлений в социальной и экономической жизни римского общества тех столетий был начинавшийся кризис рабовладельческого хозяйства. С переходом к оборонительной политике резко сократился приток рабов. Создание крупных земельных владений – латифундий и нехватка рабочей силы вынуждали менять экономическую систему в сельском хозяйстве. Наряду с рабами всё чаще стали появляются лично свободные держатели мелких наделов, вносившие землевладельцу арендную плату – колонны. Колонны обязывались отдавать землевладельцу часть урожая и работать на господской запашке. Некоторые землевладельцы выделяли рабам участки земли для ведения самостоятельного хозяйства.

В это же время возрастает значение провинциальной знати в управлении римским государством. В начале III в. римское гражданство было даровано всему свободнорождённому населению провинций. Выходцы из провинций получили доступ в Сенат, а некоторые из них, такие, как Траян, Адриан, Антонин Пий стали императорами.

В III в. в империи начались внутренние распри, войны между претендентами на престол. Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племён, восстания рабов и длительные войны с персами, усугубили экономический и социальный кризис римского общества.

Административные, военные и экономические реформы, проведённые в Римской империи в конце III – начале IV в.в. при императоре Диолектиане и Константине смогли продлить существование гигантской державы ещё на 100 лет.

В административном отношении империя была разделена на две части – Западную и Восточную, причём Италия окончательно утратила привилегированное положение центра империи. Рим тоже начал терять былое значение столицы мира. При императоре Константине Великом была построена новая столица – Константинополь (“второй Рим”), которая впоследствии стала центром вселенской империи.

В 394 году император Феодосий в последний раз в истории сосредоточил в одних руках власть над обеими частями империи, но через год он умер, и Римская империя была окончательно разделена на Западную и Восточную. Западная империя пала под натиском варваров в 476 году. Восточная Римская империя просуществовала ещё почти тысячу лет, известная в истории как Византия.

В области культуры в период империи продолжали развиваться наука, философия, риторика, литература, архитектура. Бурное строительство шло не только в Риме, но и в провинциях.

На всей территории империи в первые столетия нашей эры возрастало влияние восточных культов. Новые религии соперничали между собой, и победа в конечном счёте досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед богом, братство людей всех народов и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, которое возникло и оформилось в первые века нашей эры. При императоре Константине христианство становится государственной религией Римской империи.

Закрепление пройденного материала

1. Показать на карте основные области Древней Италии.
2. Назвать основные причины падения царской власти в Древнем Риме и установления Республики.
3. Назвать и показать на карте основные направления внешней политики Рима в эпоху Республики и Империи.
4. Назвать основные черты управления государством в эпоху Империи.
5. Перечислить основные достижения культуры Древнего Рима и их влияние на на европейскую цивилизацию.

Список используемой литературы

  1. Куманецкий К. “Культура Греции и Рима”. М.,1987. 358с.
  2. Тойнби А.Дж . “Постижение истории” М., 1992.73с.
  3. Всемирная история. Т.1. Минск,1993.
  4. Гай Светоний “История 12 цезарей”. М., 1982.67с.
  5. Гай Юлий Цезарь “записки о галльской войне”. М., 1989. 348 с.
  6. Плутарх “Сравнительные жизнеописания”. Т.2. М., 1983. 430 с.
  7. Видеофильм “Древний Рим”. ООО “Видеостудия “Кварт”.

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

$PEKO-
^//атинский
Кабинет
USEUM
Iraeco-
^ATINUM
VI. KASHCHEYEV
THE HELLENISTIC
WORLD AND ROME
елэ
WAR, PEACE AND DIPLOMACY
220-146 B.C.
MUSEUM
GRECO-LATINUM
MOSCOW, 1993
В.И.КАЩЕЕВ
эллинистический
МИРИРИМ
ВОЙНА,МИР И ДИПЛОМАТИЯ
в 220-146 годах до н.э.
ГРЕКО-ЛАТИНСКИИ КАБИНЕТ
Ю.А. ШИЧАЛИНА
МОСКВА. 1993
ББК 63.3(0)322
К31
Кащеев В.И.
Эллинистический мир и Рим: Война, мир и
К31 дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.:
Греко-латинский кабинет, 1993 . - 374 с.
В книге рассматривается напряженный и драматический
период в истории Восточного Средиземноморья - завоевание
эллинистических государств Римом. Перед читателем предстает эпоха
грандиозных войн и интесивной дипломатической деятельности.
Показана специфика войны как основного средства
межгосударственных отношений, военная организация Рима и
эллинистических государств, различные средства и методы дипломатии,
элементы международного права, отдельные аспекты идеологии и
религии. Автор рассматривает дипломатические представления того
времени и тенденции развития римско-эллинистических
отношений в свете важнейших нравственных ценностей эллинов и римлян.
Рецензенты:
кафедра истории древней Греции и Рима
Санкт-Петербургского государственного университета (зав.
кафедрой - доктор исторических наук, профессор Э.Д.
Фролов);
доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев;
доктор исторических наук, профессор А.С. Шофман
Под редакцией доктора исторических наук,
профессора В.Г. Боруховича
тг 0503010000-004 г.
К С05(03)-93 Без объявл
ISBN 5^87245-007-9 О В.И. Кащеев, 1993
ПАМЯТИ ОТЦА
ИВАНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАЩЕЕВА
... Где найти человека столь
легкомысленного или нерадивого, который не
пожелал бы уразуметь, каким образом и
при каком политическом устройстве почти
весь обитаемый мир оказался менее чем за
пятьдесят три года под единой властью
римлян? Никогда раньше не было ничего
подобного.
Полибий 1.1.5
Когда сильный с оружием охраняет
свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и
победит его, тогда возьмет все оружие его,
на которое он надеялся, и разделит
похищенное у него.
Евангелие от Луки. 11.21-22
Суд же состоит в том, что свет
пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет
и не идет к свету, чтобы не обличились дела
его, потому что они злы, а поступающий по
правде идет к свету, дабы явны были дела
его, потому что они в Боге соделаны.
Евангелие от Иоанна. 3.19-21
Щ&^^И^И
Конец III - первая половина II вв. до н. э. -
время великих перемен в истории античного мира: в
противоборстве сошлись эллинистический мир и Рим,
древнегреческая цивилизация и цивилизация римская,
встретились две во многом отличные одна от другой
культуры; результаты этого противоборства изумили не
только современников, к коим принадлежал Полибий,
но и историков последующих эпох. Многие из них
попытались дать свой ответ на тот вопрос, который был
поставлен Полибием: «Каким образом и при каком
политическом устройстве почти весь обитаемый мир
оказался менее чем за пятьдесят три года под единой
властью римлян?». Но проходило время, и к этому
вопросу исследователи возвращались вновь: не потому
ли, что в прошлом, как в зеркале, каждая эпоха
пытается увидеть свой облик?
Начальная временная граница исследования -
220 г. до н. э. В этот период произошли изменения в
политической жизни крупнейших эллинистических
государств (почти одновременно сменились правители в
Сирии, Египте и Македонии), и у римлян
складываются более регулярные и тесные отношения с
государствами эллинистического мира. Не случайно основное
свое повествование Полибий начинает именно с этой
даты. В качестве конечного временного рубежа можно
было бы избрать 168 г. до н. э. - год завершения
Персеевой войны, краха Македонской монархии и по-
8
ПРЕДИСЛОВИЕ
литического поражения Селевкидов1, ибо на этой дате
первоначально предполагал остановить свое
повествование древнегреческий историк. И все же вернее для
этой цели взять 146 г. до н. э. - год римских побед
над карфагенянами и Ахейским союзом, год
разрушения Карфагена и Коринфа, когда римлянами в
международных отношениях Средиземноморья была
поставлена точка над «i».
Таким образом, хронологические рамки этого
исследования (220 - 146 гг. до н. э.) совпадают с
временными границами, которые окончательно
выбрал Полибий для своей «Всеобщей истории» -
наиболее важного и ценного источника для реконструкции
взаимоотношений эллинистических государств в Риме.
Из множества проблем экономической,
политической, социальной и духовной жизни народов
Восточного Средиземноморья я избрал лишь одну -
межгосударственные отношения2. При этом сложный
спектр взаимоотношений эллинистических государств
и Рима в области идеологии и религии затрагивается
лишь постольку, поскольку они имеют
непосредственные связи с политической сферой: в войне и
дипломатии. Этим объясняется и то, что роль идеологии,
пропаганды и религии во взаимоотношениях государств
Восточного Средиземноморья не раскрывается здесь
глубоко и детально, но лишь намечена в общих
чертах. А значение экономических факторов3 или, к
примеру, Олимпийских игр2* в международных отношени-
1 Ср., например: Klose P. Die volkerrechtliche Ordnung der helle-
nistischen Staatenwelt in der Zeit von 280 bis 168 v. Chr. Miinchen,
1972.
Ср.: Жигунин В.Д. Международные отношения
эллинистических государств в 280 - 220 гг. до н. э. Казань, 1980.
3 См.: Larsen J.A. Roman Greece // An Economic Survey of
Ancient Rome. Baltimore, 1938. Vol. 4. P. 259-498.
4 См., например: Bengtson Η. Die Olympischen Spiele in der An-
tike. Zurich; Stuttgart, 1971. S. 83ff.
9
ПРЕДИСЛОВИЕ
ях эллинистического мира не затрагиваются вообще:
это хорошие сюжеты для специальных работ. Здесь же
прежде всего рассматриваются формы
межгосударственных отношений и дипломатии^, поэтому средства и
методы внешней политики эллинистических государств
и Рима исследуются не сами по себе, а в контексте
нравственных ценностей эллинов и римлян.
Период становления Римской
Средиземноморской державы - это время, когда возникло тесное
единство народов и государств всего
Средиземноморья: на Западе и Востоке. Это единство, замеченное
еще Полибием, стало предметом его историописания.
Однако я, работая над книгой, сознательно оставил в
стороне вопрос о роли Карфагена в международных
отношениях средиземноморского региона в конце III
- первой половине II вв. до н. э. как потому, что
римско-карфагенские связи - это тема
самостоятельного исследования6, так и потому, что
взаимоотношения Карфагена и эллинистических государств в
рассматриваемый период неудовлетворительно
представлены в наших источниках. Основной акцент в работе
сделан на межгосударственных отношениях в
Восточном Средиземноморье7.
^ Ср.: Gruen E.S. The Hellenictic World and the Coming of Rome.
Berkeley; Los Angeles; L., 1984. Vol. 1-2.
" Об основных трудах по этой проблеме см.: САН. 2nd ed. Vol. 8.
Cambridge а.о., 1989. P. 558-560.
" В книге я опираюсь на некоторые материалы и выводы ранее
опубликованных своих статей: 1) Первая римско-македонская
война в интерпретации английских и американских антиковедов //
ΑΜΑ. 1986. Вып. 6. С. 42-57; 2) Лозунг освобождения греков в
межгосударственных отношениях Восточного Средиземноморья
(III - II вв. до н. э.) // ΑΜΑ. 1990. Вып. 7. С. 41-50; 3)
Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и
современных авторов // ΑΜΑ. 1990. Вып. 8. С. 44-52; 4) Полибий и
внешняя политика Рима в конце III - первой половине II вв. до
н. э. // Из истории социально-этических и политико-правовых
идей. Саратов, 1990. С. 44-51; 5) Посредничество и арбитраж во
10
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я сердечно благодарю профессора Ф.У. Уолбан-
ка (Кембридж), который не только отредактировал
английский текст резюме, помещенного в книге, но и
помог решить финансовые проблемы ее издания; без
его трудов, советов и личного участия эта монография
никогда не увидела бы свет.
Выражаю признательность рецензентам:
коллегам, работающим на кафедре истории древней Греции
и Рима Санкт-Петербургского университета, в первую
очередь заведующему кафедрой профессору Э.Д.
Фролову и доценту А.Б. Егорову, профессору Казанского
университета А.С. Шофману и, в особенности,
профессору А.И. Зайцеву (Санкт-Петербург), чьи
доброжелательные замечания и пожелания способствовали
улучшению книги. Моя благодарность - научному
редактору профессору Саратовского университета
В.Г. Боруховичу, а также доценту Т.П. Кац
(Саратов), давшей ценные советы при подготовке рукописи
к печати.
Кандидат исторических наук И.Х. Гарипзанов
(Казань) и доцент Л.Р. Ротермель (Омск)
предоставили мне возможность познакомиться с рукописями
их диссертаций, посвященных вопросам английской,
американской и германской историографии
античности. СВ. Васильев (Саратов) взял на себя решение
некоторых технических вопросов, связанных с изданием
книги, и (совместно с Д.Е. Лукониным) прочел
корректуру. Л.С. Образцова (Москва) и К. Траншел (Ча-
пел-Хилл, Сев. Каролина) внесли важные
исправления в корректуру резюме на английском языке.
М.Ю. Неборский (Москва) оказал мне помощь в
составлении указателей. Всем им я искренне благодарен.
Хочу выразить благодарность тем, кто мне
помогал: в Казанском университете - коллегам и друзьям
из научного семинара "Античный понедельник", в Са-
взаимоотношениях эллинистических государств и Рима // Из
истории античного общества. Нижн. Новгород, 1991. С. 38-49.
11
ПРЕДИСЛОВИЕ
ратовском университете - коллегам по кафедре
истории древнего мира, в Москве - работникам
редакционного отдела Греко-латинского кабинета. Я глубоко
признателен профессору Ю.А. Шичалину (Москва),
великодушно согласившемуся издать мою книгу.
В. Кащеев
Февраль 1993 г.
@X^fN©
ΦΦΦΓΓΊΦΦΦ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
1. Полибий: История и политика
Полибий - писатель, заслуживающий
величайшего доверия.
Тит Ливии. История Рима. 30.45.5
Победоносные войны и успешная
дипломатическая деятельность Рима в конце III - первой половине
II вв. до н. э. всего лишь за несколько десятилетий
существенно изменили характер международных
отношений во всем Средиземноморье, оказали сильное
влияние на судьбы многих государств и народов
античного мира. Будучи свидетелем побед римского
оружия, Полибий попытался понять и объяснить сложные
взаимосвязи различных государств в этот период и
создал принципиально новое по типу историческое
повествование, воплотившееся в его «Всеобщей
истории»1. Римские историки со времени Фабия Пиктора,
О формировании исторической и политической концепции По-
либия см.: Erbse Η. Zur Entstehung des polybianischen Geschichts-
werk // Rheinisches Museum. 1951. Bd. 94. S. 157-179; Fritz K.v.
The Theory of the Mixed Constitution in Antiquity: A Critical Ana-
13
ПОЛИБИЙ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
преследуя свои политические и личные цели, каждый
по-своему освещали римскую внешнеполитическую
историю; по понятным причинам они имели доступ к
такой информации, которую нельзя найти у Полибия.
Критически проанализированный, этот материал
может быть использован современными исследователями
римской истории. И тем не менее, именно Полибиево
описание является базовым для реконструкции
внешней политики Рима в Восточном Средиземноморье.
Жизненный путь и сочинения. Полибий родился
в 208 г. до н. э.2 в Мегалополе в хорошо известной
семье (его отец Ликорта был даже стратегом А

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13

Презентацию подготовили студентки группы Ф – 201 Абдурахманова К. и Родионова В.