Процесс забывания в психологии: причины, теории, механизмы. Представления, память и мнемические процессы

ЗАБЫВАНИЕ - активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее.

Забывание (Кондаков, 2007)

ЗАБЫВАНИЕ - мнемический процесс, проявляющийся в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено ранее. Основан на прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. Так, если речь идет о механическом заучивании, то по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. При этом процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей работе, затраченной на заучивание.

Забывание (Рапацевич, 2006)

ЗАБЫВАНИЕ - психический процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма, закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. Забывание особенно интенсивно происходит после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, напр., последовательности цифр или бессмысленных слогов.

Таблица 10


Заполните таблицу 11

Таблица 11

Основные процессы и механизмы памяти.

1. Дайте характеристику важнейших особенностей памяти, как познавательного процесса.

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяют на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. Как можно объяснить явление реминисценции?

8. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

9. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?

Задание-практикум.

Эксперимент 1. «Оперативная память». Эта методика применяется для изучения кратковременной памяти в случае, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Инструкция . Экспериментатор зачитывает числа 10 рядов из 5 чисел в каждом. Задача испытуемого – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим. Третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать. Например, 62142. складываем 6 и 2 = 8, 2 и 1 = 3, 1 и 4 = 5, 4 и 2 = 6 (записываются суммы).

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное число 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Эксперимент 2. «Прием информации» .

Инструкция: Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице (см. ниже). Зачитывают 32 слова: натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, орган, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий .

Испытуемые подсчитывают количество слов, которые успели записать. Если количество слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31-29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

Эксперимент 3. «Непроизвольная память».

Инструкция: Используется материал методики «Прием информации».

НП = (П – М):32 *100%

НП – непроизвольная память

П – количество вспомненных слов

М – количество сфантазированных слов.

Анализ результатов . НП = 70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти;

НП = 51-69% - высокий уровень, выше среднего;

НП= 41-50% - хорошая средняя норма для взрослого человека;

НП=31-40% - посредственная норма взрослого человека;

НП=15-30% - низкий уровень, ниже среднего уровня;

НП ‹ 15% - дефект памяти.

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения, выберите нужное слово :

1. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помниться лучше, чем то, что составляет средства данной деятельности. Следовательно, чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно... .

2. Единовременное повторение заученного материала (более или менее?) продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

3. Объем оперативной памяти равен... информационным единицам.

4. Очень яркая образная память, которую описал А. Р. Лурия, называется... .

5. Темп забывания логически осмысленной информации происходит следующим образом: ... .

6. Улучшение воспроизведения по прошествии времени (48-72 часа) называется... .

7. При запоминании длинного информационного ряда лучше всего запоминается его начало и конец. Это явление называется... .

8. Закон забывания Г. Эббингауза заключается в том, что... .

9. Максимум воспроизведения хорошо выученного нами и понятого текста происходит через... .

10. Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т. Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают... впечатления, при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее... впечатления, а затем наиболее... воспоминания.

Мышление

Функции мышления: раскрытие внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сути объектов и явлений действительности.

Особенности протекания: обобщенное, отраженное и опосредованное познание действительности; решение конкретной задачи; связь с речью.

Заполните таблицу 12.

Таблица 12

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

2. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

3. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?

4. Что характеризует существенные признаки предметов и явлений, которые являются объектом мысленного познания?

5. Охарактеризуйте главные операции мышления.

6. Что является конечным продуктом мысленного познания действительности?

7. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

8. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

9. Определите главные этапы процесса решения задачи.

10. По каким критериям мышление делится на виды?

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля

1. Терминологический диктант.

1. Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.

2. Назовите операцию мышления, смыслом которой является мысленное деление объекта на составляющие.

3. Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.

4. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.

5. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.

2. Определите вид мышления.

1. «...мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б. М.Теплов)

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.

4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»

5. ...мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

6. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

3. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

4. Назовите специфические особенности мышления высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

5. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решения.

6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

7. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.

8. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

· склонность к конформизму;

· очень высокая оценка значимости своих идей;

· частые неудачи в деятельности;

· тревожность как черта характера;

· стремление быть похожим на других;

· заниженная оценка значимости своей деятельности;

· чрезмерно развитое критическое мышление;

· способность видеть объект под новым углом зрения;

· нежелание быть «белой вороной».

9. Правильно ли названы формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, понятийное?

10.Считаете ли вы, что понятие «задача» иногда может иметь более широкий смысл, чем понятие «проблемная ситуация».

Материалы для конспектирования.

Генетические корни мышления и речи. Мысль и слово. // Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринты, 1996, 416С.

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Основными процессами памяти, или мнемическими процессами, являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, его повторном восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Существуют различные типологии памяти:

  • o по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
  • o по содержанию - образная, моторная, эмоциональная;
  • o по организации запоминания - эпизодическая, семантическая, процедурная;
  • o по временным характеристикам - долговременная, кратковременная;
  • o по наличию цели - произвольная и непроизвольная.

В случае непроизвольной памяти информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Такая память сильно развита в детстве, у взрослых она ослабевает.

Произвольная память: информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания (насколько прочно, надолго человек хочет запомнить) и от приемов заучивания. Различают следующие приемы заучивания:

  • а) механическое дословное многократное повторение. Здесь работает механическая память, основанная на повторении материала без его осмысливания; тратится много сил, времени, а результаты низкие;
  • б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. В данном случае работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической памяти;
  • в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). Работает образная память, т.е. память на представления. Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего;
  • г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо, после 1-2-кратного повторения, перейти в долговременную память. Кратковременная память ограничена по объему: при однократном предъявлении в ней помешается в среднем 7 ± 2 объекта. Это магическая формула памяти человека. В среднем с одного раза человек может запомнить от пяти до девяти слов, цифр, чисел, фигур, картинок, "кусков" информации. Главное - добиться, чтобы эти "куски" были более информационно насыщены.

Это достигается за счет группировки, объединения цифр, слов в единый, целостный "кусок-образ".

Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения. Для этого используется формула: объем кратковременной памяти /2+ 1 ™ балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

  • 1) с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  • 2) закрытая (в естественных условиях человек не имеет к ней доступа, и лишь при гипнозе, при раздражении определенных участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

В долговременной памяти с сознательным доступом выделяют:

  • а) долговременную семантическую память (хранит информацию о мире, слова, с помощью которых обозначается знание предметов, накопленные знания);
  • б) долговременную биографическую память (хранит информацию о событиях жизни конкретной личности, отражает самосознание).

После травмы человек может утратить биографическую память, не помнить своей прошлой жизни, но сохранить знания, опыт, навыки, хранимые в семантической памяти.

Оперативная память - это вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий данную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Время ночного сна отводится организму для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода се в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций.

Современный американский психолог Роберт Солсо полагает, что у человека есть еще два типа памяти:

  • а) процедурная - знание того, как нужно действовать (сохраняет моторные, перцептивные, когнитивные навыки);
  • б) декларативная - способность дать ясный отчет о прошлом индивидуальном опыте, память на факты и события. У больных с повреждением гиппокампа (особой области мозга) процедурная память сохраняется, а декларативная память на недавние события полностью утрачивается.

Наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя два-три дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания; забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент нужной информации. Для уменьшения забывания необходимо:

  • 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
  • 2) повторение информации (первое повторение через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Информацию необходимо чаше повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше делать это следующим образом: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2 повторения, в третий - седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Следует помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений задень. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Процесс забывания наиболее интенсивно происходит впервые часы и дни после заучивания, затем менее интенсивно он длится в течение трех месяцев. К концу этого периода человек забывает 95% механически заученной информации или 75% логически осмысленной информации, которую не повторяли.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением. Особенно оно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Середина материала запоминается хуже именно в результате проактивного и ретроактивного торможения.

Закон Рибо (закон обратного хода памяти) проявляется у пожилых людей, которые могут хорошо помнить давние события своей жизни, но быстро забывают только что услышанное.

Важным фактором забывания является степень активности использования имеющейся информации: забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Кроме того, забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Таким образом забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).

Согласно теории американского психолога Джона Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал уходит в глубины долговременной памяти и бессознательной психики (без доступа к сознанию человека). Но с помощью особых психологических методов можно получить доступ и к этому материалу.

К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причинами могут стать алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания. При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти (корсаковский синдром) проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Однако даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Вследствие этого возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти. Некоторые психологи однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг. Парная структура, расположенная в височных отделах полушарий головного мозга, гиппокамп, отвечает за перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось. Японские исследователи обнаружили, что в височных долях серого вещества головного мозга записана вся жизнь человека по секундам, но мозг выдает только то, что необходимо для решения тех или иных задач.

Рассмотрим хотя бы в основных чертах его познавательную функцию. При этом следует иметь в виду, что существуют различные виды забывания, например неосознаваемое (пассивное) и активное, произвольное оттеснение информации. В рамках тренировки памяти представляет только ее произвольная, целенаправленная работа, а, следовательно, лишь один вид забывания – активное оттеснение информации. Чтобы понять механизм и функцию активного забывания, необходимо различать информацию, которая фактически никогда не забывается, и информацию, которая забывается. Свое имя, адрес, лица сотрудников и близких и т. п. мы никогда не забываем, так как эта информация жизненно необходима, постоянно находит применение и поэтому непрерывно повторяется. Такая информация никогда не оттесняется из сознательной памяти.

Однако емкость сознательной памяти ограничена. Много другой информации, которая, хотя и важна для нас, но повседневно не используется, необходимо каким-то образом сохранять, но так, чтобы не перегружать сознательную память. Для этого память располагает эффективным и рациональным средством: активным забыванием. Функция забывания состоит в том, чтобы оттеснить такую информацию в латентную (неосознаваемую) память. При забывании информация, следовательно, не отбрасывается, не теряется для памяти, а переходит в латентную память, откуда при необходимости ее можно возвратить в сознатель-ную память, т. е. . В отличие от информации, которая теряется из , информация, поступающая в латентную память, как правило, не теряется. Это относится и к информации, которая либо не была в достаточной мере запечатлена, либо в результате редкого употребления подверглась сильному оттеснению. Такая информация часто воспроизводится с трудом, порою – только при особых условиях, например под .

Принципиальную возможность воспроизведения забытой информации вы, наверное, ощущали на себе. Каждому случалось испытать уверенность, что мы знаем нечто, хотя в данный момент не можем припомнить. Например, при встрече с каким-либо человеком вы чувствуете, что он вам знаком, но вы не в состоянии узнать его. Нередко мы хорошо представляем обстоятельства, время и место, когда и где произошло какой-то информации, но вспомнить ее не можем. Иногда в таких случаях на основе припоминания (которое может протекать весьма сложно) нам удается воссоздать ситуацию и возвратить забытую информацию в сферу сознательной памяти. Все это свидетельствует о том, что забытая информация не теряется, а только оттесняется другой информацией в латентную память и там сохраняется. Если бы оттеснение сопровождалось не сохранением, а потерей, то припомнить забытое было бы невозможно. Факт сохранения забытого в латентной памяти делает возможным его возвращение (путем припоминания) в сознательную память.

Теперь попытаемся дать научное объяснение процессу забывания. Нелепо считать, что причиной его является время. Против этого свидетельствует хотя бы тот факт, что многие детства лучше сохраняются в памяти, чем те, которые мы приобрели в зрелом возрасте. Разумеется, забывание, как и любой другой процесс, занимает какое-то время, однако причиной забывания служит не время само по себе, а какой-либо познавательный процесс. Железо ржавеет не потому, что проходит время, а потому, что оно участвует в химической , которая, естественно, протекает во времени; она-то и обусловливает изменение железа. Подлинная причина забывания заключается скорее всего в ограниченной способности сознательной памяти сохранять информацию, а это в свою очередь создает в механизме, который обеспечивал бы сохранение информации таким образом, чтобы исключить перегрузку сознательной памяти.

Этим механизмом является забывание. В результате оттеснения информации из сознательной памяти в латентную первая освобождается для непрерывно поступающей жизненно необходимой информации, которая может быть воспроизведена в любой требуемый момент времени. Вместе с тем забывание позволяет накапливать огромные количества информации, не перегружая сознательную память. Поэтому активное забывание – не зло и не признак плохой памяти, а, напротив, чрезвычайно важный фактор, способствующий достижению высокой продуктивности памяти. Подлинным злом является не забывание как таковое, а его неквалифицированное применение, препятствующее быстрому и точному воспроизведению забытого. Если вы научитесь осознанно использовать механизм забывания, это позволит значительно повысить продуктивность припоминания. Отбросьте поэтому ваши страхи и предубеждения относительно забывания и постарайтесь привыкнуть к мысли, что при правильном его выполнении оно наполовину заменяет припоминание. Таким образом, при проведении тренировки памяти надо стремиться не к тому, чтобы исключить или преодолеть забывание, а, наоборот, научиться квалифицированно им пользоваться. С этой целью в следующем разделе мы рассмотрим процесс забывания более детально.

Все люди за период своей жизни забывали множество как значительных, так и несущественных для них вещей, сталкиваясь с ухудшением прежних возможностей своей памяти. Герман Эбингаус одним из первых экспериментально ознакомился с процессами забывания путем изучения работ Фехнера по психофизике. После чего был заинтересован проблемой экспериментального изучения психологических функций и построил первую таблицу данных по воспроизведению материала. Далее выяснилось, что ту информацию, которую человек забыл, он вспоминает несколько позднее. Оказывается, что строго определить, как происходит процесс забывания практически невозможно.

Определение забывания в психологии

Существует так называемое общепринятое в психологии определение данного термина:

Забывание — полная потеря или исчезновение определенной информации, своего рода возврат к прошлому, когда материал исчезает бесследно.

Забывание - невозможность извлечь из памяти в данный момент то, что было возможно вспомнить раннее. К примеру, я не смог вспомнить в какой-то момент необходимые сведения, значит, их забыл. Проблема заключается в том, что так по сути дела невозможно доказать, что что-либо забыто окончательно и безвозвратно.

Основные теории забывания

Таким образом, начинают возникать различные теории забывания, одна из которых несет название «теория распада». Она заключается в том, что память пассивно распадается с течением времени вне зависимости от каких-либо событий.

Вторая теория - теория интерференции, которая гласит, что мы забываем определенные данные во время процесса обучения, приобретая новые навыки и знания.

Разделить эти две теории так же нельзя, поскольку всегда с течением времени мы приобретаем какую-то новую информацию, значит, память ухудшается по одной из двух вышеизложенных причин.

Что касается исследований, существующих на момент с 2010 г. по 2014 г., наиболее существенным является исследование активного забывания, смысл которого заключается в выявлении неслучайных провалов в памяти. Организм это совершает преднамеренно, происходит адаптивный и необходимый процесс.

В большинстве случаев теории забывания основаны на том, что забывание - недостаток или ошибка, которая случилась в памяти головного мозга.

Активные теории забывания характеризуют забывание, как специфичный отдельный процесс. Произведены три линии исследований, проводимые на моллюсках, насекомых и млекопитающих. На моллюсках (прудовике обыкновенном) был проведен эксперимент, в котором разрушалось тело определенного нейрона в его мозге. У моллюсков имеются довольно крупные нервные клетки, без которых животное не сможет нормально функционировать. Также имеется одна нервная клетка, без которой прудовик не может обучиться новому навыку. Ко всему прочему, стало известно, что после обучения этому новому навыку, когда клетка находится в сохранности, при ее разрушении моллюск не сможет обучаться дальше, но он так же потеряет возможность и забыть то, что выучил до этого момента.

Закон (кривая) забывания по Эббингаузу выглядит следующим образом:

Механизмы забывания

То есть для процесса забывания наличие нервной клетки необходимо, и без нее эта операция не произойдет. Получается, что для ослабления и даже необходима сохранность мозговых структур.

На крысах эксперимент построен по той же структуре. В данном случае так же показано, что без определенного типа рецепторов процесс забывания замедляется.

Все эти сведения означают, что забывание — вполне естественный процесс для организма, связанный с закреплением в памяти приличного количества лишней информации. Нарушение этого процесса приводит к ухудшению процесса обучения.

Основные причины процесса забывания:

При приобретении нового опыта, уже существующий опыт реорганизуется, поскольку поступает другая, более свежая информация. Эти изменения провоцируют забывание. Получается, в организме происходят постоянные изменения и модификации, связанные с нашим обучением. Если этот процесс нарушить, то станет ухудшаться и забывание.

Этот вопрос так же связан с тем, что специализация нервных клеток необратима и постоянна: когда нервная клетка что-то «запомнила», то она не потеряет эти данные никогда. Естественно забывания не существует в здоровом организме, когда при обучении не происходит перестройки, реорганизации опыта и изменений .

Факторы, влияющие на механизм забывания:

Реальная потеря информации происходит во время гибели нервных клеток, при выявлении нарушений или травм. Только в этом случае происходит потеря определенной информации из памяти головного мозга, то есть организм все равно адаптируется к травме или к каким-то патологичным событиям. На эту тему рекомендуем почитать историю пациента .

В сущности, проблема забывания нужной информации волнует большое количество людей. Лучшие умы человечества работают над созданием современных методов частичного предотвращения этого процесса. На сегодняшний день лучшим решением является употребление стимулирующих биологически активных добавок по типу Optimentis, помогающих улучшить память, внимание и активировать все ресурсы головного мозга.

Российские ученые нейрофизиологи уже начали активно проводить клинические исследования, поэтому в ближайшее время можно ожидать появление научных статей с результатами в ведущих научных журналах. А пока что можно довольствоваться лишь мнением независимых врачей, например, главного специалиста НИИ фундаментальной медицины РАМН Евгения Симанюка. Любите науку, читайте ВикиНауку!