Патриотическая игра "патриот" методическая разработка на тему. Военно-патриотическая игра «Щит Военно патриотическая игра в начальной школе

Айнур Асылкановна Абышева

с. Белоярск

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма и здорового образа

жизни посредством вовлечения их в военно – спортивную игру.

Задачи:

1. формировать стремление к победе, гармонию физического и духовного

начала; навыки быстрой реакции при действии в нестандартных

ситуациях;

2. закрепить знания по истории Отечества и истории Российской армии.

3. развивать и пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни.

4. развивать и укреплять физическую подготовку учащихся для дальнейшей

службы в Вооруженных Силах РФ;

5. воспитывать у молодого поколения дух патриотизма;

6. формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения

работать в команде.

Оборудование и реквизит: магнитофон (ноутбук), колонки, необходимый инвентарь.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел в наш уютный

спортивный зал. И вам необычно повезло. Только сегодня и только у нас, проводится военно-спортивная игра – квест «ВИКТОРИЯ».

В военно - спортивной игре - квесте принимают участие 2 команды интерната из обучающихся 9 -11 классов.

Помогать на сегодня будут наше жюри:

Хатанзеева Светлана Леонидовна

Горшкова Прасковья Пантелеевна

Жюри представлено!

Разрешите военно-спортивную игру квест «Виктория» считать открытой!

Звучит гимн России.

Ведущий 2

Сегодня мы вместе со всей страной отмечаем особенный, торжественный праздник День Победы. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб за нашу Родину. И как вы уже догадались по названию, посвящается она 71 –й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Правила игры:

Игра состоит из 6 этапов:

1 мастер – класс, 2. военная викторина, 3. «Привал», 4.«Военизированная командная эстафета», 5. Дешифровщик. 6. «Снайпер»

За неправильное выполнение задания назначаются штрафные очки по 1 баллу.

На этапе квеста «Венная викторина» за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.,

На этапе квеста «Привал», команда за каждую угаданную песню

(название или слов из песни) получает - 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.

Правила игры зачитаны!

Чтобы начать игру сейчас проведём жеребьёвку.

(ПРОВОДИТСЯ ЖЕРЕБЬЁВКА)

Ведущий 1

Не полная разборка и сборка автомата.

Мы просим подойти к столу обеих команд.(проводится мастер-класс)

Куйбина Ирина У обелиска

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Своею жизнью заплатили

Ведущий 2

2 этап «Военная викторина» (Ваша задача добежать до назначенного пункта и ответить на вопрос, за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941 года.
2..Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ
Ответ: А.И. Солженицын

3.Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса»

4.Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
Ответ: Левитана Ю.Б.
5. Город - герой, который трижды менял своё название?
Ответ:

6.Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова.
Ответ:

Дополнительный вопрос
7.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
Ответ: Иосиф Сталин

Ведущий 1

1.Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя?
Ответ: 250дней.
2. В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»?
Ответ: Волгоград.
3.Сколько месяцев длилась в 1941г. Оборона Киева?
Ответ:
4.Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего существования не был захвачен вражескими войсками.
Ответ: город Ленинград.
5.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
Ответ: о
6 Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»?
Ответ:

Дополнительный вопрос
7.Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши».
Ответ: Орша.

Лаптандер Нина Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

Но за спиной у них - Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг...

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

«Бей за Москву, за нас, ребята!» -

Ведущий 1

3 этап «Марш бросок»

  1. Проползти по пластунский
  1. Меткий стрелок (сбить цель)
  1. Переправа (Перейти через болото)
  1. «Разборка и сборка автомата»

Окотэтто Людмила Теперь они уже старушки.
Порой уходят на покой.
Но помнят, как стреляли пушки,
Как полыхал огнями бой.

Как целый день без передышки
Носили раненых в санбат.
Сдавали к вечеру нервишки...
Но надо, надо! Там солдат

На поле боя ранен в ногу,
А справа лейтенант кричит:
"Сюда! Бегите на подмогу,
Здесь командир лежит, молчит..."

Лаптандер Анастасия И вот совсем не держат руки,
Они горят от мелких ран.
Девчата терпят, терпят муки,
Хотя в глазах стоит туман...

Потом слеза...
Простим им слабость
И скажем прямо, не юля:
Их редко баловала радость,
Когда стонала вся Земля!

5. Санитары

Ведущий 2

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Защищая Родину собой.

4 этап «Привал»

Лаптандер Нина

В окопе тесном фронтовом,

В редчайшие минуты тишины,

Моя любимая, далёкая родня!

Ведущий 1

5 этап «Дешифровщик»

Текст шифровки.

фсфффсф вгфсффсффсф бфсффсффсф уфсффсффсффсф дфсффсффсффсф ефсффсффсффсф тфсффсффсф рфсффсффсфафсффсффсффсф зфсффсффсффсф бфсффсффсффсф ипфсффсффсффсф офсффсффсффсфб ф !

Жюри подводит итоги.

Всех приглашаем на ужин, а после ужина все приходим на награждение.

Ведущий 1

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Награждение участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа с. Белоярск

Айнур Асылкановна Абышева

с. Белоярск

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма и здорового образа

жизни посредством вовлечения их в военно – спортивную игру.

Задачи:

1. формировать стремление к победе, гармонию физического и духовного

начала; навыки быстрой реакции при действии в нестандартных

ситуациях;

2. закрепить знания по истории Отечества и истории Российской армии.

3. развивать и пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни.

4. развивать и укреплять физическую подготовку учащихся для дальнейшей

службы в Вооруженных Силах РФ;

5. воспитывать у молодого поколения дух патриотизма;

6. формировать чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, умения

работать в команде.

Оборудование и реквизит: магнитофон (ноутбук), колонки, необходимый инвентарь.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел в наш уютный

спортивный зал. И вам необычно повезло. Только сегодня и только у нас, проводится военно-спортивная игра – квест «ВИКТОРИЯ».

В военно - спортивной игре - квесте принимают участие 2 команды интерната из обучающихся 9 -11 классов.

Помогать на сегодня будут наше жюри:

Хатанзеева Светлана Леонидовна

Горшкова Прасковья Пантелеевна

Жюри представлено!

Разрешите военно-спортивную игру квест «Виктория» считать открытой!

Звучит гимн России.

Ведущий 2

Сегодня мы вместе со всей страной отмечаем особенный, торжественный праздник День Победы. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб за нашу Родину . И как вы уже догадались по названию, посвящается она 71 –й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Позвольте познакомить вас с правилами игры.

Правила игры:

Игра состоит из 6 этапов:

1 мастер – класс, 2. военная викторина, 3. «Привал», 4.«Военизированная командная эстафета», 5. Дешифровщик. 6. «Снайпер»

За неправильное выполнение задания назначаются штрафные очки по 1 баллу.

На этапе квеста «Венная викторина» за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.,

На этапе квеста «Привал», команда за каждую угаданную песню

(название или слов из песни) получает - 1 балл, за ошибку штраф - 1балл.

Правила игры зачитаны!

Чтобы начать игру сейчас проведём жеребьёвку.

(ПРОВОДИТСЯ ЖЕРЕБЬЁВКА)

Ведущий 1

1.Этап эстафеты «Мастер – класс» Не полная разборка и сборка автомата.

Мы просим подойти к столу обеих команд.(проводится мастер-класс)

Куйбина Ирина У обелиска

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас...

Ведущий 2

2 этап «Военная викторина» (Ваша задача добежать до назначенного пункта и ответить на вопрос, за каждый правильный ответ 1 балл)

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941 года.
2..Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ
Ответ: А.И. Солженицын

3.Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса»

4.Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
Ответ: Левитана Ю.Б.
5. Город - герой, который трижды менял своё название?
Ответ: Волгоград. До 1925года - Царицын, до 1961года – Сталинград.

6.Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова.
Ответ: Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

Дополнительный вопрос
7.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
Ответ: Иосиф Сталин

Ведущий 1

1.Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя?
Ответ: 250дней.
2. В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»?
Ответ: Волгоград.
3.Сколько месяцев длилась в 1941г. Оборона Киева?
Ответ: Более двух месяцев (11 июля – 19 сентября)
4.Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего существования не был захвачен вражескими войсками.
Ответ: город Ленинград.
5.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
Ответ: о коло 900 дней (8 сентября 1941-27 января 1944г.)
6 Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»?
Ответ: Москва, Сталинград Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Минск, Тула, Киев, Брест, Новороссийск.

Дополнительный вопрос
7.Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши».
Ответ: Орша.

Лаптандер Нина Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

Но за спиной у них - Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг...

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

«Бей за Москву, за нас, ребята!» -

Ведущий 1

3 этап «Марш бросок»

  1. Проползти по пластунский
  1. Меткий стрелок (сбить цель)
  1. Переправа (Перейти через болото)
  1. «Разборка и сборка автомата»

(1разбирает другой собирает, чья команда за меньшее время справится)

Окотэтто Людмила Теперь они уже старушки.
Порой уходят на покой.
Но помнят, как стреляли пушки,
Как полыхал огнями бой.


Как целый день без передышки
Носили раненых в санбат.
Сдавали к вечеру нервишки...
Но надо, надо! Там солдат


На поле боя ранен в ногу,
А справа лейтенант кричит:
"Сюда! Бегите на подмогу,
Здесь командир лежит, молчит..."

Лаптандер Анастасия И вот совсем не держат руки,
Они горят от мелких ран.
Девчата терпят, терпят муки,
Хотя в глазах стоит туман...


Потом слеза...
Простим им слабость
И скажем прямо, не юля:
Их редко баловала радость,
Когда стонала вся Земля!

5. Санитары (правильно наложить шину, и перенести пострадавшего)

Ведущий 2

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

4 этап «Привал»

Вот и наступила и у нас минутка отдыха. На этом этапе мы предлагаем вам отгадать мелодию песни военных лет и пропеть хотя бы строчку. Мелодия будет звучать для каждой команды по очереди. За каждую угаданную песню команда зарабатывает 1 балл.

Лаптандер Нина

В окопе тесном фронтовом,

В редчайшие минуты тишины,

Я весточку домой хочу послать.

О чём вам написать, родные, вы, мои?

Не буду пересказывать все ужасы войны,

О них и так не понаслышке знает каждый.

Вы там украдкой молитесь за нас

И ждёте сыновей войны отважных.

Я фотокарточку храню в кармане гимнастёрки,

Она мне сердце греет и хранит меня.

И в памяти я берегу все ваши письма

Моя любимая, далёкая родня!

Ведущий 1

5 этап «Дешифровщик»

Внимание! Внимание! Тревога Перехвачена вражеская шифровка! Команда которая сумеет первой расшифровать текст и выполнит задание, получит 10 балов. Получите шифровку и приступайте к заданию. Если вы не можете расшифровать без ключа, то можете получить ключ подсказку. Для этого вам надо 10 раз отжаться и 20 раз присесть. помните, что на это уйдёт не мало времени!

Текст шифровки.

фсфффсф в фсффсффсфрфсффсффсфафсффсффсф г фсффсффсф б фсффсффсф у фсффсффсффсф д фсффсффсффсф е фсффсффсффсф т фсффсффсф р фсффсффсфафсффсффсффсф з фсффсффсффсф б фсффсффсффсф и фсффсффсффсффсфтфсффсффсффсффсф п фсффсффсффсф о фсффсффсффсфб ф сффсффсфефсффсффсффсфдфсффсффсффсфафсффсффсффсфбфсффсффсффсффсфуфсффсффсффсффсфдфсффсффсффсффсффсфефсффсффсффсффсффсфтфсффсффсффсфзфсффсффсффсффсфафсффсффсффсффсфнфсфафсффсффсффсфмфсффсффсффсфифсффсф !

ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ, ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!

КЛЮЧ К ШИФРОВКЕ зачеркни лишние фсф

Жюри подводит итоги.

Всех приглашаем на ужин, а после ужина все приходим на награждение.

Ведущий 1

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Награждение участников.


Название:
Номинация:

Паспорт работы

Название работы : Игра для одаренных подростков «Где наше будущее?»

Цель и задачи конкурсной работы:

Цель:

Задачи:

Краткое содержание:

Предполагаемые конечные результаты:

Порядок контроля и оценки результатов:

В конце игры, по завершению всех ее этапов проводится общее мероприятия «Кто наше будущее?», на котором дети имеют возможность высказать свое мнение по вопросам принадлежности каждого к государству, стране, отношению к ней и желанию нести ответственность за ее будущее. Данное мероприятие и является оценкой достигнутых результатов в ходе игры. Психолог (ведущий) имеет возможность узнать мнения учащихся по данным вопросам в непринужденной обстановке, в ходе игры. Кроме того, эта игра помогает детям услышать друг друга и узнать мнение своих друзей, лидеров групп по этим вопросам.

Необходимые ресурсы для организации конкурсной работы: Отдельные изолированные комнаты для организации «станций», стулья по количеству участников, столы по количеству станций, бумага формата А4, ватманы, карандаши, фломастеры, ручки, краски, сенсорная доска (стол), колонки, микрофон, компьютер, принтер.

Пояснительная записка

Динамика развития мира сегодня поражает своими темпами. Ежедневно совершаются десятки открытий, исследуются ранее неизвестные материалы, конструкции, механизмы и системы, создаются инновационные методы развития различных жизненных систем, глобальными темпами развивается человеческое общество. И главное, что во главе всего этого стоит Человек. Это Человек строит гипотезы и доказывает теории, которые казались фантастикой еще десять лет назад, это Человек изобретает наше будущее. Самый важный ресурс - это Человеческий ресурс. Мы, те кто сегодня наблюдаем прогресс развития нашей страны и всего мира не можем не понимать, что будущее зависит от подрастающего поколения, а точнее от того, как много будет вложено сил в созидание развития и социализации наших детей.

Актуальность поддержки молодых умов, творческих и желающих действовать не раз подчеркивалась на самом высоком уровне в правительстве Российской Федерации. И как особо важная часть всей системы сопровождения развития науки и развития российского общества заявлена необходимость выявления и поддержки одаренных детей.

Одаренный ребенок - это не просто маленький гений, который, прибавив годы будет уже готовым ресурсом для создания научных открытий. Только на первый взгляд нам кажется - пусть он набирает года, надо только подождать и мы получим готового первооткрывателя. Погружаясь в мир науки или творчества, ребенок не всегда находит взаимопонимание с окружающим миром. В рамках работы Государственного областного бюджетного образовательного учреждения «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» проводится важнейшая работа по выявлению, поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

Но где окажутся наши великие умы после обучения – не захотят ли они в поисках «лучшего будущего» обратить свой взор на Запад, с его цветными картинками и привлекательными лозунгами? Если оставить молодого ученого, подрастающего «умника», любознательного и одаренного ребенка одного – то он будет более податлив влиянию западной пропаганды. Но наша задача – привить ребенку понимание – что он нужен своей стране, что в его силах поднимать и развивать науку в России. Наш юный школьник, наш подрастающий специалист должен чувствовать, что Россия нуждается в нем, что он часть своей страны. Гордость за страну, любовь к малой Родине, вера в свои силы и в потенциал своей державы – вот опора для нашего будущего!

В рамках работы профильных смен в ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» реализуется работа по формированию гражданской идентичности одаренных и высокомотивированных детей, учащихся школ Липецкой области в процессе смены, в том числе и в виде игры по станциям.

Целевая группа: участники профильных смен, школьники 12-17 лет, имеющие признаки одаренности.

Цель: способствовать формированию гражданской и национальной идентичности школьников, имеющих признаки одаренности, проживающих в Липецкой области.

Задачи:

  • формировать чувство принадлежности к коллективу, обществу, государству;
  • способствовать развитию чувства гордости за свою страну, ее научные достижения;
  • формировать понимание важности вклада каждого гражданина России в ее развитие;
  • способствовать обобщению знаний школьников о стране;
  • развития интереса к изучению страны;
  • формирование гордости за национальные природные богатства.

Ожидаемые результаты:

  1. Сплочение и единение команд (как части общества) для достижения общих результатов.
  2. Расширение знаний школьников о России, ее богатствах.
  3. Повышение осведомленности о мировых открытиях, совершенных Российскими учеными.
  4. Развитие чувства идентификации себя с российским обществом.
  5. Преодоление навязанных стереотипов о современной России, формирование чувства ответственности за будущее своей страны.

Также интересная работа по патриотическому воспитанию школьников:

Сегодня в социальных сетях и на различных сайтах в интернете можно встретить пропаганду с антироссийским подтекстом, а также прямые призывы к стремлению покинуть свою страну в поисках «лучшей жизни». Дети пубертатного возраста наиболее подвержены такому влиянию. В подростковом возрасте у ребенка уже формируется проекция своего «Я» в будущем, он переживает период формирования системы выборов, которые обеспечивают цельность его личности в будущем (профессия, половая идентичность, личностные установки). Поэтому так важно именно в этот период предоставлять подростку пример гражданской идентичности у взрослых, а также прививать чувство патриотизма . В процессе данной игры одаренные и высокомотивированные школьники получают возможность почувствовать свою причастность к будущему страны. Практическая значимость данной игры заключается в том, что она является практическим опытом познания уникальности России и демонстрирует пример значимости каждого человека для будущего своей Родины. Работа в данном направлении является профилактикой «утечки мозгов» за границы нашей страны.

Для участия в данной игре приглашаются участники профильной смены ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия». В смене участвуют 75 детей, которые поделены на 5 групп. Каждая группа в игре представляет одну команду. Команды состоят из 15 человек.

Игра предполагает наличие легенды – поиск «Манускрипта истины». По легенде в государстве «Умникум» потерялся манускрипт, который содержит в себе истину познания для каждого жителя данной страны. Без этого манускрипта жители страны не могут продолжать жить и работать, в стране начинается хаос и беспорядки. И жители этой страны отправили послание для ребят, чтобы они пришли им на помощь. Участникам предлагается отправится на испытания и ответить на вопросы, использовав знания о своей стране, чтобы помочь жителям волшебной страны.

Участники игры – дети, проходят испытания (станции в здании центра), которые отмечены на карте испытаний, ее получают после оглашения легенды, в определенном порядке (у каждой команды свой порядок), чтобы команды не пересекались на одном испытании. За выполнения заданий игрокам начисляются баллы, в соответствии с ними они получают большой или маленький фрагмент карты. Чем больше будут фрагменты – тем проще будет собрать и догадаться, что на нем изображено. Детям предлагается пройти испытания, и за каждую станцию, в зависимости от правильности выполнения заданий получить часть карты России (детям неизвестно что это пока не соберут), на которой с другой стороны изображен Человек – гражданин своей страны. В конце, когда все команды соберутся в зале их задачей будет истолковать то, что они получили и составить «Манускрипт истины».

Название работы:

Станция 1. «Великие мудрецы»

Цель: повышение уровня осведомленности школьников о достижениях Российских ученых в мировой науки, а также значимости российских литераторов и политиков в мировом сообществе. Дети получают задание – в ответ они должны сказать о ком идет речь или какое открытие сделал человек.

Вопрос 1. Выявленная им система позволила классифицировать существующие и предугадать появление новых … элементов и свойств. Открытие признано величайшем событием в истории материаловедения.

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев, периодическая система химических элементов Менделеева.

Вопрос 2. Одним из первых нашел практическое применение электромагнитных волн, в том числе для радиосвязи. Создал совершенный для своего времени вариант радиоприемника.

Ответ: Александр Степанович Попов, создатель радио.

Вопрос 3. Создал науку о высшей нервной деятельности. Первый российский Нобелевский лауреат. Удостоен награды за исследования физиологии пищеварения. Подсказка: изучал рефлексы.

Ответ: Павлов Иван Петрович, учение об условных и безусловных рефлексах.

Вопрос 4. Сахаров Андрей Дмитриевич провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира. В 1949 г. совместно с помощниками он разработал проект такой … бомбы. Какой?

Ответ: водородной бомбы - первого советского термоядерного оружия.

Вопрос 5. Выдающийся гражданин России … был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он был первым в истории человечества, кто совершил это…. 12 апреля 1961 года.

Ответ: Юрий Гагарин

Вопрос 6. Создатель ракетно-космической техники и практической космонавтики СССР. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли (1957 год) и полет первого космонавта планеты.

Ответ: Королев Сергей Павлович

Вопрос 7. Советский футболист, вратарь, олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957). Лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, МФФИИС, World Soccer, France Football и Placar. Входит в список лучших игроков XX века по версиям Venerdì, Guerin Sportivo, Planète Foot и Voetbal International. Единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч».

Достижения команды:

  • Олимпийский чемпион: (1) 1956
  • Обладатель Кубка Европы: (1) 1960
  • Серебряный призёр Кубка Европы: (1) 1964
  • Бронзовый призёр Чемпионата мира: (1) 1966

Ответ: Лев Яшин

Вопрос 8. Советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, генерал-лейтенант, создатель всемирно известного автомата …… (названного в честь создателя).

Ответ: автомата Калашникова (АК). Калашников Михаил Тимофеевич.

Вопрос 9. Александр Александрович Пороховщиков говорил: «У каждого русского человека должна быть одна забота – служба Родине!» Он сконструировал и построил машину массой 3,5-4 тонны, для 1 человека, с двигателем мощностью 15 кВт, планетарной трансмиссией, максимальная скорость 25 км/ч. Эта машина первый в мире…..

Подсказка: машина упоминается как «самоход», «усовершенствованный автомобиль», «самодвижущийся экипаж».

Ответ: танк.

Вопрос 10. Русский биолог Илья Ильич Мечников посвятил годы жизни исследованиям в области эпидемиологии холеры, туберкулёза и других инфекционных заболеваний. В 1882 году Мечников одним из первых в мире обнаружил свойство некоторых клеток крови (в частности, лейкоцитов) растворять чужеродные объекты. На основе этого открытия ученый разработал сравнительную патологию воспаления и, впоследствии, фагоцитарную теорию ЧЕГО?, которая принесла ему мировое признание и Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1908 году.

Ответ : теорию иммунитета.

Станция 2. «Моя разная страна»

Цель: формирование принадлежности к своей стране, восприятие ее огромного потенциала, развитие нового восприятия жизни в стране.

Детям предлагается командой за 15 минут раскрасить макет своей страны на ватмане, при этом на карте надо обозначить важные места, достопримечательности и особенности, которые несет в себе Россия. За каждую уникальную историческую и природную отметку – 1 балл.

Станция 3. «Чем мы лучше других?»

Цель: расширение знаний о России, ее богатствах, природных особенностях, сравнение с особенностями других стран.

Вопрос 1. Россия – является крупнейшей страной мира и анимает:

А)1/7 часть суши

Б) 1/8 часть суши

В) 1/9 часть суши

Г) 1/10 часть суши

Ответ: 1/8 часть суши

Вопрос 2. Это бессточное самосадочное озеро в Палласком районе Волгоградской области России, крупнейшее в Европе солёное озеро с лечебной рапой и грязями. Самое большое по площади минеральное озеро Европы. Минерализация его в 1,5 раза выше, чем в Мертвом море. Из-за содержащихся в воде водорослей Dunaliella salina, цвет у озера красноватый. Со времен Ивана Грозного Эльтон использовали для добычи соли. В переводе с казахского означает «золотое дно»

Варианта ответов:

А) Пякуто

Б) Убсу-Нур

Ответ: Эльтон

Вопрос 3. Отметьте особенности, которые не относятся к России, поясните почему:

А) огромная площадь территории;

Б) разнообразие природных условий и ресурсов;

В) малое разнообразие форм рельефа;

Г) отсутствует свободный выход в Мировой Океан;

Д) богатые лесные ресурсы;

Е) большое количество стран-соседей;

Ж) наличие крупных судоходных рек.

Ответ: в, г

Вопрос 4. Эта ледяная пещера – одна из самых больших в мире и единственная в России пещера, специально оборудованная для экскурсий. Находится она на Урале, между Пермью и Екатеринбургом. Возраст этой ледяной пещеры почти 10-12 тысяч лет. Общая протяжённость коридоров составляет около 6000 метров, а длина туристического пути – 1,5 км. В пещере 58 залов и около 70 озер. Некоторые гроты достигают 50-100 метров в длину и 20 метров в высоту.

Варианта ответов:

А) Мраморная пещера

Б) Кунгурская пещера

В) Голубой грот

Г) Ледяная пещера Ватнаекуль

Ответ: Кунгурская ледяная пещера

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10. Россия граничит со многими странами. Какое количество стран имеют общую границу с Россией? Назовите их.

А) 14 стран

Б) 9 стран

В) 19 стран

Г) 13 стран

Д) 10 стран

Ответ: 14 стран. КНДР, Китай, Монголия, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Норвегия.

Ответ засчитывается если участники называют хотя бы 12 стран.

Станция 4: «Во имя ей сложу я песнь……»

Цель: развитие патриотических качеств, учет положительных сторон Российской государственности.

Участникам предлагается придумать стихотворение, поэму, песнь с предложенными словами. Баллы за задание начисляются исходя из учета размера стиха, а также использования всех слов в контексте.

Слова: страна, гордость, важна, человек, ребенок, уникальна, будущее, ученый, творец, награда, честь, мы.

Станция 5. «Мудрость предков»

Цель: осознание мудрости предыдущих поколений, принятие ребенком себя, как части русского народа.

Участникам групп предлагается из набора слов сложить пословицы и объяснить их смысл. Пословицы подбираются по теме игры. Слова предоставляются участникам на сенсорной доске в разброс. За каждый верный ответ начисляется один балл.

Пословицы:

1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

2. Где кто родится, там и пригодится.

3. Глупый ртом глядит, брюхом слушает.

4. Если вздохнуть всем народом, - ветер будет.

5. Согласие крепче каменных стен.

6. Кинь добро назади, очутится напереди.

7. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.

8. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

9. Добрая ссора лучше худого согласья.

10. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Станция 6. «Мы – президент страны»

Цель: осознание единства команды, народа, нации. Принятие своей страны, с ее особенностями, сложностями и успехами.

Участниками команды предлагается представить, что все они один человек – президент страны, которого только сегодня выбрали на пост. Важным условием выполнения задания – является равный вклад каждого. Президенту нужно решить задачи и построить план работы по наиболее важным направлениям. Этапы выполнения задания:

  1. Определить самые важные задачи (по одной от каждого члена команды) – всего 15.
  2. Определить ранг каждой задачи по жизненной важности для народа страны.
  3. Составить план решения трех важнейших задач по этапам – 3-5 этапов.

Для выполнения задания участникам дается текст ситуация: «Представьте, что вы президент страны, в которой недавно произошла революция. По ее итогу враждующие примирились и договорились о равных правах для обоих сторон. Но в ходе гражданской войны большая часть страны пострадала. Разрушены школы, больницы, магазины, дома и т. д. У многих людей нет работы и денег, потому как разрушения коснулись их рабочих мест. Во многих областях, районах, городах нет руководства, сотрудников полиции и других служащих, которые пострадали в ходе войны. Дети не ходят в школу, старики не получают пенсию. На улицах разгром и свалки мусора после бомбежек и сражений. Люди боятся, что умрут от голода, или начнется беспредел, что у них отнимут то, что они имеют. Среди народа паника».

При выполнении задания оценивается смысловая сторона задания, а также то, как действовала команда, на сколько слажена работала. За полноту выполнения задания дается от 5 до 15 баллов.

Итоговый сбор всех участников «Манускрипт истины в руках каждого»

Когда участники собираются вместе в зале они получают по свитку – он пустой. Ребятам предлагается проанализировать полученную карту – почему карта России по величине совпадает с человеком, что значит человек для страны и что он может для страны. Командам необходимо составить «Манускрипт истины», минимум из пяти пунктов, который будет отражать важные ценности для сохранения государственности и уважения к каждому гражданину. Затем каждая команда зачитывает его.

Игра «Кто наше будущее?»

По завершении игры проводится заключительная этап, где дети собираются все вместе. Ведущий задает детям вопросы, которые касаются гражданской позиции, политических установок народа и т.п. В ответ на вопрос участники должны выбрать ответ «да», «нет», «не знаю» и затем пересесть на соответствующую сторону зала. После того, как все заняли свои позиции проводится обсуждение, почему они думаю так или иначе.

Цель: способствовать определению гражданской позиции, развитию патриотизма у подростков

Список примерных вопросов для обсуждения (в зависимости от того, как пойдет беседа:

1. Страна – это государство?

2. Хорошо там, где нас нет?

3. Я знаю, кто такой патриот

4. Я — патриот

5. Мы рождаемся с любовью к Родине

6. Я ничего не могу сделать для своего народа

7. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы стало лучше

8. Мне хорошо в своем городе

9. Мне хорошо в своей стране

10. Моя страна-это я

По результатам обсуждений участникам объявляется, что настоящее название игры не «Где наше будущее?», а «Кто наше будущее?». Потому, что будущее страны – это они, молодые, талантливые, одаренные и способные. Что в их возможностях менять город, страну, мир к лучшему. Вместе идти по пути прогресса и развития, выложив свою дорогу добрыми намерениями и заручившись поддержкой надежных друзей. Они – основа страны, основа благополучия будущих поколений!

Название:
Номинация: Школа, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, 12-17 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия»
Месторасположение: г. Липецк, ул. 40 лет октября, д.39

Цели и задачи:

  1. Укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  2. Формирование здорового образа жизни у учащихся.
  3. Воспитание патриотизма и чувства товарищества.

Место проведения:

Начальная школа (актовый и спортивный залы, медицинский кабинет, библиотека, кабинет музыки и трудового обучения, зал ЛФК, учебные и игровые классы).

Участники:

Мальчики 3-4х классов, в состав команды входят 10 человек.
Девочки – болельщики.

Условия определения зачета и определения победителей и призеров:

На открытие праздника команды-участники получают “Маршрутные листы” с указанием станций-заданий. Каждая из команд направляется на станцию. Игра начинается по звонку. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в “Маршрутный лист”. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами разных степеней и праздничными пирогами. На каждой станции в различных номинациях определяется лучший игрок и награждается медалью.

Программа мероприятия:

  • Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”.
  • Прохождение станций-заданий участниками игры.
  • Поздравительный концерт.
  • Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
  • Чаепитие в классах.

Организация проведения мероприятия:

В подготовке и проведении военно-патриотической игры принимает участие весь педагогический коллектив школы.
Судейство военно-патриотической игры возлагается на судейские бригады и администрацию школы.
Работники школьной столовой пекут праздничные пироги.
Ученицы 3-4х классов готовят праздничный концерт и поздравительные газеты.

Ход мероприятия:

Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”
23 Февраля – День Защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра.
Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся достойное будущее.
А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Поздравляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем Защитника Отечества.
Военно-патриотическую игру “Юные Защитники Отечества” считать открытой!

Станция 1 “Меткий стрелок”.

Инвентарь: дартс.
Место проведения: зал ЛФК.
Ход: Каждой команде дается 10 попыток, каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции 4-3 минуты.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Снайперы” лучший игрок (команда) награждается медалью. В маршрутном листе записывается количество баллов, набранных командой.

Станция 2 “Военно-полевая кухня”.

Инвентарь: стол, кастрюля с водой, картофель, нож, фартук и колпак.
Место проведения: кабинет трудового обслуживания.
Ход: по сигналу игроки надевают колпаки и фартуки, берут ножи и начинают чистить картофель определенное время (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Шеф-повар” лучший игрок награждается медалью.

Станция 3 “Рота – подъем!”.

Инвентарь: Домашнее задание - спортивная короткая форма (футболка, шорты) .
Место проведения: игровая комната.
Ход: Игроки в короткой спортивной форме без обуви. Одежда сложена на стуле перед участниками. По сигналу, участники должны одеться за 45 секунд (брюки, ремень, рубашку, пиджак, туфли) . В зачет принимаются учащиеся одетые полностью. По окончании конкурса за опрятный внешний вид и осанку добавляется 1 балл. За неопрятный вид – снимается 1 балл.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Настоящий солдат” лучший игрок награждается медалью.

Станция 4 “Патриотическая”.

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Место проведения: игровая комната или класс.
Ход: 1. Назвать государственную символику Российской Федерации.

  • Государственный гимн РФ.
  • Государственный герб РФ.
  • Государственный флаг РФ.

2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 3-4 минуты.

Награждение:
по результатам конкурса отмечается команда, правильно выполнившая задания и давшая полный ответ и награждается медалями в номинации “Знатоки”.

Станция 5 “Силачи” .

Оборудование: перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал.
Задание: Подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми. Подсчитывается количество раз правильно выполненного упражнения. Результаты суммируются и заносятся в маршрутный лист. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Богатыри” лучший игрок награждается медалью.

Станция 6 “На плацу”.

Место проведения: спортзал (помещение, где имеется разметка на полу) .
Задание: выполнение строевых упражнений и команд.

  • Построение в одну шеренгу.
  • Название команды.
  • Девиз команды.
  • Равнение.
  • Строевой шаг на месте, выполнение команд: “На месте шагом – МАРШ!”; “Класс – СТОЙ!”.
  • Повороты на месте.

Оценивается правильное и четкое выполнение заданий и команд, внешний вид, правильная осанка. За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов.

Награждение: по результатам конкурса в номинации “Отличник строевой подготовки” лучший участник (команда) награждается медалью.

Станция 7 “Мозговая атака”.

Инвентарь: листы бумаги и карандаши.
Место проведения: библиотека.
Задание: За определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оценивается количество и правильность названия воинских званий и родов войск. Время выполнения задания 3-4 минуты. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 5 баллов. Результат заносится в Маршрутный лист.
Для справки: рода войск – Военная Авиация (ВВС – штурмовая, истребительная, армейская, стратегическая) , Военно-Морской Флот (ВМФ – надводный, подводный) , Сухопутные Войска (танковые, артиллерийские, инженерные, спецназ, десант ВДВ) , Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН, Войска Противовоздушной Обороны ПВО) .
Воинские звания – рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал - Армии, Маршал, Генералисимус, Верховный Главнокомандующий – Президент России.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Команда умников” лучшая команда награждается медалями.

Станция 8 “Медсанчасть”.

Инвентарь: бинты и вата.
Место проведения: медицинский кабинет.
Задание: За определенное время команда должна наложить ватно-марлевую повязку (на руку, ногу, голову). Оценивается правильность и аккуратность выполнения задания по 5-бальной шкале. За неправильное и неаккуратное выполнение задания снимается 1 балл.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Юный медбрат” лучший игрок (команда) награждается медалью.

Станция 9 “Военно-патриотической песни”.

Оборудование: музыкальный центр – караоке.
Место проведения: кабинет музыки.
Задание: Команда получает задание исполнить песню по данной тематике под фонограмму. Девочки помогают мальчикам. Конкурс оценивается по 5-бальной шкале. Учитывается знание слов и вокальное мастерство. Время проведения – 3-4 минуты.
Награждение: по итогам конкурса в номинации “Юные соловьи” лучший исполнитель (команда) награждается медалью.

Станция 10 “На привале” .

Место проведения : игровая комната.
Задание: Команды-участницы отдыхают. В интеллектуальную борьбу вступают болельщицы.
Викторина:

  • Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)
  • Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)
  • Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)
  • Что означает слово “таран”? (Таран – прямой удар самолета, танка, корабля)
  • Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)
  • Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918)
  • Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)
  • Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники)
  • Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)
  • . Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
  • За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Результат викторины заносится в Маршрутный лист.

    Игра и война - две древних, постоянных спутницы человечества.

    Игровая деятельность является важным средством воспитания детей и юношества. А война, конфликт, противостояние - суровая реальность даже сегодня, тем более, в древности, средневековье и милитаризованных XVII-XX веках.

    Потому неудивительно и исторически обусловлено формирование специфичного вида военно-патриотических игр для детей и молодежи. Об истории и сущности этого явления рассказывает данная статья.

    Военно-патриотические игра (ВПИ) - это игра спортивного типа с элементами ролевого, театрального изображения военных действий или маневров. В ней широко используются элементы “военизации”, употребляются термины и понятия, применяемые в военном деле, в некоторых родах войск или силовых ведомств, и с их учетом организуется деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними.

    Зарница

    Самой распространенной ВПИ в России была и остается “Зарница” .

    Основные цели Зарницы:

    • воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма;
    • обучение прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела;
    • воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества;
    • подготовка к предстоящей службе в армии.

    Все эти цели правильно организованная “Зарница” выполняет - не “для галочки”, а на самом деле эффективно готовит молодежь к организованным действиям в сложных ситуациях, повышает чувство гражданской ответственности за себя и товарищей, за свою страну.

    В отличие от политизированных игр СССР, главной целью которых было воспитание нужной идеологии, в современных ВПИ больше внимания уделяется воспитанию командного духа и других универсальных ценностей.

    Впрочем, современные ВПИ проводятся с куда меньшим накалом, чем советские аналоги.

    Поэтому нет повода воспринимать военно-патриотические игры как мероприятие неоднозначное, или даже опасное для детей и подростков. Напротив, профессионально организованная игра очень полезна, так как проводится в атмосфере высокого спортивного духа, соревнования и товарищества, а не войны, поиска врагов и подвига любой ценой.

    Принципом “Зарницы” остается олимпийское правило: Главное не победа, а участие!

    Кадры из фильма “До первой крови”, в 1989 году потрясшего всю страну не меньше чем “Чучело”.

    Принцип “добровольно-обязательного” участия сделал ”Зарницу” массовой игрой. Только за первые пять лет проведения в ней поучаствовало более 20 млн. детей!

    Практически весь спектр игр военно-патриотического характера в СССР: “Победа”, “Патриот”, “Юнармеец”, “Защитник” и другие, так или иначе, попадает под определения “Зарница” или “Орленок”, ставшие со временем именами собственными.

    В период развала СССР государство уже не уделяло такого внимания патриотическому воспитанию - и на какое-то время “Зарницы” были практически забыты. Но сегодня игра, казалось бы, безнадежно канувшая в Лету в начале 90-х, получила новую жизнь.

    Мы едем на “Зарницу”!

    Сегодня ВПИ в школах и общественных объединениях - довольно распространенное военно-спортивное мероприятие.

    Этапы игры

    Структура “Зарницы”.
    В игре соревнуются две (и более) команд. Результаты каждого участника на отдельном этапе идут в зачет его команде. В игре побеждает команда, имеющая большее количество побед на этапах.

    Каждая команда подбирает или придумывает себе название, девиз, изготавливает атрибутику - знамя, знаки отличия.

    Конкретные этапы и конкурсы могут варьироваться в разных играх, мы указываем все основные варианты.

    • Общие нормативы. Участники соревнуются в беге, подтягивании на перекладине, отжимании, прыжках и иных физических дисциплинах. По некоторым оценкам, слабые, поверхностно организованные ВПИ - те, в которых этот “физкультурный” этап преобладает и является основным видом деятельности.
    • Технический. Сборка-разборка автомата и снаряжение магазина на время.
    • Огневой. Стрельба из пневматической винтовки либо пистолета. Если игра проходит на специальном полигоне, то стрельба может проводиться из огнестрельного оружия. Метание учебной гранаты на точность и дальность.
    • Походный. Установка палатки на скорость. Разведение костра в различных погодных условиях. Санитарные нормы лагеря. Знание местной флоры и фауны. Прохождение заданного маршрута по карте на время.

    “Тяжело в учении…”

    • Медицинский. Перевязка раненого, изготовление носилок, переноска раненого и другие действия по оказанию первой помощи.

    Будни военных санитаров.

    • Чрезвычайная ситуация. Действия при катастрофах и стихийных бедствиях; поведение при общей панике, в случае терактов; оказание помощи пострадавшим.
    • Полоса препятствий. Преодоление естественной или искусственной полосы препятствий на скорость.

    Полоса препятствий, конечно же, облегченная. Но для школьников - в самый раз!

    • Тактический. Марш-бросок и выход на заданную позицию в указанное время.
    • Химзащита. Знание основных видов отравляющих веществ. Надевание костюма химзащиты и противогаза на скорость.

    Костюмы химзащиты - урок ОБЖ на практике. А потом еще и кросс бежать...

    • Игровой. В основном, это формы игры в захват флага команды противника. Основная цель - захватить флаг соперников и продержать его какое-то время на своей территории, не потеряв при этом свой. Каждый игрок имеет повязку (или погоны) цветов своей команды. Если эту повязку с него срывают - игрок считается “убитым”. В каждой команде есть также доктор, который может “оживить” некоторое количество игроков своей команды. Применять физическую силу категорически запрещено - наблюдатели тут же дисквалифицируют не соблюдающих правила игроков.
    • Викторины по теории. Проверяется знание истории России, Вооруженных Сил, знание действующего законодательства.
    • Конкурс боевых листков. Освещение хода соревнования каждой командой, выявление и награждение полевых корреспондентов.

    Один из самых приятных этапов - церемония награждения.

    Форматы игры

    "Зарницы" можно разделить на “домашние” и “полевые”.

    В домашнем варианте игра проводится один день и не требует создания особых условий. Для ее проведения вполне подойдет школьный двор или спортзал. В программу обычно входят этапы, не требующие полевых условий - огневой, сдача нормативов, викторины и конкурсы.

    Полевой вариант “Зарницы” намного разнообразнее. Игра проводится за городом - в лесу или на специальном полигоне. Участники получают форму армейского образца, питаются пищей, приготовленной на походной армейской кухне, т.е. проводят игру в гораздо более интенсивно-обучающих условиях.

    Игровой процесс занимает от одного до нескольких дней. В последнем случае участники живут в палатках. Программа полевой ВПИ может включать в себя прохождение полосы препятствий, ориентирование на местности, преодоление естественных водных преград, бой с условным противником, игру в захват флага команды ”противника”, стрельбы из боевого оружия и т.д.

    В каждом конкретном случае организаторы игры выбирают из вышеописанных этапов отдельные виды и включают их в свою программу. Иногда “Зарницы” проходят на территории воинских частей, и организацией игр занимаются профессиональные военные.

    Проводятся и чисто развлекательные, юмористические игры по мотивам “Зарницы”. Их главная задача - дать участникам возможность выплеснуть свою энергию на свежем воздухе, побегать и повеселиться, почувствовать командных дух. Одна из таких игр, по мотивам викингов, как раз будет проводится в этом году в Томске

    Хорошее настроение - это главное! Участникам профессионально организованной “Зарницы” всегда будет что вспомнить - с улыбкой, радостью, с гордостью.

    Пейнтбол В последнее время в программу “Зарниц” нередко включают пейнтбол - одну из самых зрелищных и увлекательных составляющих в играх армейской тематики. Он используется как эффективная механика моделирования боевых действий в военно-патриотической игре.

    Сам по себе пейнтбол - военно-техническая игра из разряда экстремальных, имитирующая скоротечные огневые контакты на ограниченном пространстве. В игре используется специальное пневматическое оружие - маркеры, стреляющие шариками с краской. Цель игры - захватить флаг другой команды и принести его на свою базу.

    Благодаря специально разработанному защитному снаряжению, пейнтбол считается одним из самых безопасных видов спорта.

    На вид маркер не менее грозен, чем настоящее оружие.

    Военно-патриотические клубы Во многих городах России существуют военно-патриотические клубы и межклубные ассоциации.

    Обычно ими руководят люди, на собственном опыте знакомые с военными действиями.

    Посещающая эти клубы молодежь проходит школу подготовки к предстоящей службе в армии.

    Получая помимо военных еще и практические знания по основам туризма, оказанию медпомощи, действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

    Помимо официальных клубов, существуют еще и подпольные - так называемые “черные следопыты” (ЧС).

    Это группы молодежи, самостоятельно занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной Войны. Их добычей становится оружие, боеприпасы, форма и документы погибших солдат. Все это сбывается либо коллекционерам, либо криминальным структурам. Кроме этого, ЧС подвергают свои жизни и жизни окружающих людей немалой опасности - пролежавшие десятки лет в земле боеприпасы “капризны” и могут взорваться в любой момент.

    Коллаж о “Черных следопытах” выполнен в весьма романтичном стиле. Однако, ничего романтического в осквернении памяти погибших нет - мародеры просто зарабатывают деньги.

    Игровые военно-патриотические шоу

    Военно-патриотические шоу - театрализованные костюмированные выступления, проводящиеся по мотивам (и в местах) крупных исторических сражений. Главная особенность действа в том, что каждый участник изготавливает костюм своими силами, стремясь к наибольшей исторической достоверности. Примерами этих ярких зрелищ, являются традиционные шоу «Куликово поле» и «Бородино», собирающие сотни участников из реконструкторских клубов со всей России и многие тысячи зрителей.

    Бородинское поле… в 2006 году.

    История ВПИ

    Потребность в патриотическом воспитании была актуальна там, где велись войны, а значит - везде и всегда. Специфика времени и политики не могли не отразиться и на ВПИ. Многое в играх минувших дней может показаться современному цивилизованному человеку диким и варварским, а порой даже бесчеловечным, но История порой жестока, и у каждого времени свои законы и нравы.

    Весьма показательны в этом отношении примеры Афин и Спарты, государств, которые шли к схожим целям разными методами, диктовавшимися их политикой - спартанцы культивировали исключительно воинские умения и доблести, в то время как афиняне делали упор на гармоничное развитие личности. Древняя Греция В своем труде “Анахарсис”, Лукиан об афинской системе подготовки молодежи писал так:
    “...более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье” .

    Основной структурой, занимающейся подготовкой молодежи к гражданской жизни в Древней Греции, являлась эфебия (от греческого ephebos - “юноша”), занятия в которой включали в себя гимнастические тренировки, военные упражнения с боевым оружием, театральные репетиции и изучение философии.

    В конце первого года обучения эфебы демонстрировали воинские навыки и технику владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. Хорошая акустика и сценические возможности здания позволяли каждому из 25-30 тысяч зрителей отчетливо видеть и слышать все, что происходило на подиуме. Юноши приносили клятву-присягу, начинающуюся со слов: “Я не опозорю моего священного оружия и не покину моего друга, где бы я ни находился..."

    По завершении этого ритуала каждый эфеб получал личные копье и щит, которые афиняне считали священными и с гордостью хранили до конца жизни.

    Спарта

    Подобно Афинам, Спарта имела свою эфебию. Однако различия в подходе к воспитанию были огромны. Так что военные игры молодых афинян не шли ни в какое сравнение с тем, во что «играли» молодые спартанцы, сразу же после рождения толкаемые государством на жестокий путь воинов.

    В связи с напряженной исторической обстановкой в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания. В основу ее легла концепция воинской доблести как наивысшего идеала.

    Аристотель писал: “…в Лакедемоне (Спарте) ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели”.

    С 7 лет мальчики проходили военно-физическую подготовку в интернатах. Формировались выносливость, привычка к лишениям и боли. В Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской гимнастикой".

    В 15 лет мальчики должны были выдержать ряд испытаний. Одним из них было групповое сражение друг с другом в присутствии зрителей, с целью вывести из строя как можно больше противников. Оружие не применялось, но и, сражаясь кулаками, зубами, ногтями, подростки наносили порой друг другу тяжелые увечья. Некоторые погибали.

    Оставшиеся же переходили к следующему экзамену - их секли у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Порка была жестокой, и молодой спартанец должен был ее выдержать без единого стона.

    Грамоте мальчиков обучали только в пределах необходимости: чтобы могли прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее обучение считалось роскошью и не проводилось.

    “Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине” . Девушек также учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики.

    Спартанские девушки вызывают юношей на бой.

    Третий Рейх

    Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend , сокращение HJ ) — молодежная нацистская организация.

    Организация Гитлерюгенд была основана в 1926 в Веймаре. Вся молодежь в возрасте от 6 до 18 обязана была вступать в различные формирования, существовавшие при гитлеровском рейхе.

    HJ представляла собой организацию военизированного типа. Подростки получали здесь систематизированную подготовку - овладевали навыками жизни в полевых условиях, занимались спортом, приобщались к нацистской идеологии в преддверии военной службы.

    С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания Рейха. Проводились соревнования по легкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

    В военных играх участвовали и девушки. Торжественные марши, пропагандистские шествия и парады, военные игры и совместная жизнь делали Гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи.

    Вот как оценивает деятельность HJ один из ее бывших членов Дитер Хильдебранд:
    “Детский труд - не самая лучшая вещь, и детский героизм нам вовсе не нужен. Я не желаю увидеть это ещё раз. Надо учиться на ошибках прошлого. И делать выводы, чтобы уберечь будущее поколение и чтобы никогда больше никто не смог сказать: «Нас учили петь, маршировать и убивать” .

    Плакат Гитлерюгенд.

    Скаутское движение

    В переводе с английского слово “скаут” означает “разведчик”.
    Скаутское движение было основано англичанином, лордом Баден-Пауэллом, родившимся в 1857 году. Баден-Пауэлл отличился в боях в Южной Африке и был одним из национальных героев.

    В 1901 году закончил книгу “Скаутинг для мальчиков” ("Scouting for boys"), перед написанием которой проработал массу литературы о воспитании молодежи - начиная от древней Спарты и заканчивая нашими днями. В 1907 году на острове Браунси был организован пробный скаутский лагерь, в котором лорд провел более недели с группой из 22 мальчиков.

    В первые два дня производилось размещение, распределение обязанностей, изучение основ лагерного дела. Следующие два дня были посвящены ознакомлению с окружающей средой. Программа последующих дней включала в себя постижение основ географии, истории, уделялось внимание действиям в чрезвычайных ситуациях. Не осталось без внимания духовное развитие - Баден-Пауэлл учил юных разведчиков рыцарскому поведению, рассказывал им об обязанностях настоящего гражданина. Перед отъездом проводились игры и соревнования. Свой опыт Баден-Пауэлл передавал детям в занимательной, игровой форме.

    На сегодня скаутизм - самое массовое молодежное движение в мире.

    ВПИ в дореволюционной России и СССР

    Первый скаутский отряд в России был основан 30 апреля 1909 г. гвардейским офицером Олегом Ивановичем Пантюховым. Скауты просуществовали в России до 1923 г., когда они насильно были разогнаны в угоду созданным на их месте пионерским отрядам.

    19 мая 1922 года в Советской России появилась Пионерская организация (ПО), немало позаимствовавшая у своей предшественницы - скаутской. Главное отличие было в том, что пионер воспитывался как защитник социалистического Отечества и с юных лет подготавливался к борьбе с классовыми и идейными врагами.

    В 1936 году были проведены первые Всесоюзные военно-спортивные соревнования пионеров и школьников, а в 1937-1940 годах проводились Всесоюзные соревнования по оборонной работе, массовые военно-спортивные игры. Пионеры соревновались за право носить оборонные значки: ЮВС (юный Ворошиловский стрелок), БГТО (будь готов к труду и обороне), БГСО (будь готов к санитарной обороне).

    Структура ПО во многом повторяла структуру старшую - коммунистическую: отчеты, слеты, выборы, лозунги, слава, позор. Такое воспитание принесло свои плоды. В годы Великой Отечественной Войны подростки воевали против фашистов наравне со взрослыми.

    Пионерский значок.

    Не только детям в СССР прививалось чувство патриотизма.

    23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ, сейчас ДОСААФ-РОСТО). Под его эгидой возникали всевозможные кружки военных знаний, в которых гражданское население овладевало стрелковым оружием, изучало армейское вооружение. Проводились игры-учения, имитирующие военную обстановку.

    От таких игр “страдали” порой и совершенно случайные люди: вспоминается эпизод из старого советского фильма, когда спешивший по своим делам прохожий во время учебной воздушной тревоги был насильно сделан “потенциально раненым”, уложен на носилки и перевязан по всем правилам медицинской науки.

    Эмблема ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО. Заключение Главная цель современных ВПИ - пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.

    Председатель Совета Федерации Сергей Миронов так видит будущее ВПИ (и подобных мероприятий) в России:

    “Каждый молодой человек должен быть мужчиной, защитником, борцом. Эти качества очень пригодятся в жизни… Военные сборы, могли бы стать обязательной частью образовательной программы по военно-патриотическому воспитанию для школ, ПТУ и техникумов”.

    Помимо этих, несомненно важных государственных задач, увлекающиеся ВПИ получат от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретут полезные знания, опыт и конечно - новые знакомства.

    Годы идут, а “Зарницы” не стареют.

    "Юные защитники Отечества"

    Цели и задачи:

      Укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

      Формирование здорового образа жизни у учащихся.

      Воспитание патриотизма и чувства товарищества.

    Участники:

    Дети 1-4-х классов, в состав команды входят 10 человек.
    Условия определения зачета и определения победителей и призеров:

      На открытие праздника команды-участники получают “Маршрутные листы” с указанием станций-заданий. Каждая из команд направляется на станцию. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в “Маршрутный лист”. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами разных степеней

    Ход мероприятия:

    Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”
    23 Февраля – День Защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра.
    Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся достойное будущее.
    А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Военно-патриотическую игру “Юные Защитники Отечества” считать открытой!

    Мальчики показывают строевые упражнения.

    Стройся!

    Нале-во!

    Напра-во!

    Кру-гом!

    На первый – второй рассчитайсь!

    В две шеренги стройся!

    Шагом марш!

    Песню запевай!

    Стой раз- два!

    Разойдись!

    По командам стройся!

    Станция “Мозговая атака”.

    Викторина:

      Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)

      Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)

      Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

      Что означает слово “таран”? (Таран – прямой удар самолета, танка, корабля)

      Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)

      Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918)

      Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)

      Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники)

      Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)

      Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

    За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Результат викторины заносится в Маршрутный лист.

    Инвентарь: листы бумаги и карандаши.
    Задание: За определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оценивается количество и правильность названия воинских званий и родов войск. Время выполнения задания 3-4 минуты. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 5 баллов. Результат заносится в Маршрутный лист.
    Для справки: рода войск – Военная Авиация (ВВС – штурмовая, истребительная, армейская, стратегическая), Военно-Морской Флот (ВМФ – надводный, подводный), Сухопутные Войска (танковые, артиллерийские, инженерные, спецназ, десант ВДВ), Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН, Войска Противовоздушной Обороны ПВО).
    Воинские звания – рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал - Армии, Маршал, Генералисимус, Верховный Главнокомандующий – Президент России. (расставить по-порядку)

    ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!!! (быстро одеться и выскочить на улицу, пересчитаться, построиться по командам)

    «Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Командир (имя командира). Рапорт сдан!» - «Рапорт принят, вольно!»

    Главнокомандующий объясняет правила игры:

    «Сейчас каждая команда получит военный пакет с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он и объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания и оценит их... Дойдя до последнего пункта, вы получаете пакет с секретной информацией. В этом пакете – последнее, самое важное задание.

    Командирам, получить военные пакеты!»

      Получив военные пакеты с заданиями, команды разбегаются по своим маршрутам.

    Станция “Патриотическая”.

    Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
    Ход: 1. Назвать государственную символику Российской Федерации.

      Государственный гимн РФ.

      Государственный герб РФ.

      Государственный флаг РФ.

    2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России). Красный цвет – державность (смелость, великодушие). Время выполнения задания 3-4 минуты. Флаг рисуем на снегу бутылки разбрызгиватели воды с красной и синей краской.

    Станция “Меткий стрелок”.

    Ход: каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди.

    Стрельба из пневматической винтовки

    стол, винтовки, пульки, ручка, бутылки

    В маршрутном листе записывается количество баллов, набранных командой.

    Станция “Силачи” .

    Оборудование: двое санок с игроками подтягиваются друг к другу, заматывая верёвку, кто быстрее дойдёт до середины.

    Станция « Сапёры»

    Проползти лёжа на санках через минное поле, не задеть кегли.

    Станция “Медсанчасть”.

    Инвентарь: бинты и вата.
    Место проведения: медицинский кабинет.
    Задание: За определенное время команда должна забинтовать палец. Оценивается правильность и аккуратность выполнения задания по 5-бальной шкале. За неправильное и неаккуратное выполнение задания снимается 1 балл.

    Перевезти раненого на санках (плюшке).

    Станция « Переправа!»

    Переправиться на другую сторону реки. Двоё натягивают канатную переправу (держат верёвку), остальные переправляются. В шлюпке (плюшка) ухватиться за верёвку и перетягиваться.

    « Разведчики

    Расшифровать донесение.

    А ♪ Б ☼ В ☻ Г◄

    Д ▼ Её. _ Ж ▲ З□

    Ий ■ К ╬ Л ╪ М⌡

    Н ⌠ О ⌂ П ≡ Р ∩

    С ∑ Т ↕ У Ω Ф ♫

    Х & Ц ≤ Ч « Ш ®

    Щ ¿ Ъ ¶ Ы Õ Ь

    Э √ Ю ђ Я ≈


    Вскройте конверт, кода расшифруете шифр.

    В конверте « Беги на детскую площадку к школе, ищи клад!»

    Станция “Мозговая атака”.

    ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА

    Станция “Патриотическая”.

    Станция “Меткий стрелок”.

    Станция “Силачи” .

    Станция « Сапёры»

    Станция “Медсанчасть”.

    Станция « Переправа!»

    « Разведчики»

    Найди клад!

    Военно-патриотическая игра

    "Юные защитники Отечества"

    Маршрутный лист

    Класс 4б

    Баллы

    Станция 6 “Медсанчасть”.

    Станция 4 “На плацу”.

    Станция 8 “На привале” .

    Станция 7 “Военно-патриотической песни”.

    Станция 1 “Меткий стрелок”.

    Станция 2 “Патриотическая”.

    Станция 3 “Силачи” .

    Станция 5 Мозговая атака”.