Логопедическая группа самоанализ результатов профессиональной деятельности. Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда

Ежегодное обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста поставило передо мной проблему : процент детей, имеющих речевые нарушения достаточно высок и продолжает расти. Наблюдается большой разрыв между количеством нуждающихся в логопедической помощи и количеством зачисленных на занятия. На логопункте одновременно занимается до 25 детей. Логопедические занятия рассчитаны на 6-ти или 12-ти месячный срок обучения. Каждый выпущенный ребенок немедленно заменяется следующим. Учителю-логопеду необходимо так организовать коррекционный процесс, чтобы оказать эффективную логопедическую помощь как можно большему количеству детей. Поэтому ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются: 1) сохранять физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи; 2) осуществлять коррекцию недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; 3) успешно социализировать детей с дефектами речи.

Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ребенка взрослых, и уверенность в успехе самого ребенка.

Особое внимание я уделяю диагностической деятельности , результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики: наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями и их анкетирование; специальные диагностические задания; изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).

Диагностику речевых нарушений детей дошкольного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой « Методика обследования нарушений речи у детей». Данная методика рассматривает речь как сложную многоуровневую систему, составные части которой зависят одна от другой и дополняют друг друга, что позволяет выявить взаимодействие неречевых и

речевых процессов. В ходе обследования использую дидактические пособия Коноваленко В.В»Экспресс –обследование звукопроизношения», Смирновой И.А. « Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» и «Логопедический альбом для обследованиялексико-грамматического строя и связной речи», Нищевой Н.В. «Картинный материал к Речевой карте ребенка».

Для выявления речевых нарушений у младших школьников использую материал из методического пособия Грибовой О.Е., Бессоновой Т.Т. «Технология организации логопедического обследования в общеобразовательной школе».

Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения.

Такое комплексное обследование помогает выявить не только речевые нарушения, но и изучить личностные особенности ребенка. Это имеет важное значение при составлении индивидуального плана работы и, в свою очередь, положительно влияет на конечный результат логопедического процесса.

Результаты диагностики за межаттестационный период

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Всего обследовано (% от общего числа детей)

(100%)

(100%)

(100%)

(100%)

(100%)

Выявлено с нарушениями речи

(% от общего количества

обследованных)

(44%)

(39%)

(44%)

(57%)

(45%)

% от количества выявленных с нарушениями

ФФН

(10%)

(13,6%)

(17%)

(17%)

(16%)

ФН

(35%)

(32%)

13 (25%)

(57%)

(62%)

ОНР

(14,5%)

(20%)

(10%)

(13%)

(13%)

НВ ОНР

(8%)

(7%)

(13%)

(12%)

(8%)

Темпо-ритм. нарушения

(1,3%)

(1,5%)

Нарушения чтения и письма

17 (33%)

В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:

Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной –предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;

Игровые и компьютерные – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;

Педагогика сотрудничества – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности. При использовании данной технологии появляется возможность с успехом внедрять в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность с детьми и родителями.

Индивидуализации обучения В.В.Шадрикова – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей.

Здоровьесберегающие, из которых в работе использую компенсаторно-нейтрализующие (японская методика пальцевого массажа) и стимулирующие (сказкотерапия, пескотерапия).

Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.

Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ); интегрированные занятия в содружестве с музыкальным руководителем; совместные проекты.

На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:

  • развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формированию пространственно - временных представлений;
  • коррекции дефектного звукопроизношения;
  • развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • уточнению и расширению словарного запаса;
  • усвоению грамматических категорий;

Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:

  • аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);
  • концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;
  • полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.

На занятиях по предупреждению и исправлению дисграфии особое внимание уделяю формированию полноценных фонематических представлений, навыков анализа и синтеза звукового состава слова, развитию навыков грамматически правильного письма, формированию умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре; умению слушать и слышать товарища. В конце занятия обязательно даю объективную оценку деятельности каждого ребенка. Чаще всего использую оценки в форме эмоционального отношения или оценочного суждения. Стараюсь также привлекать к участию в оценке учебной деятельности самих детей, так как это развивает аналитическую деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям и позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения

Исходя из данных приведенной ниже таблицы видно, что процент детей с речевыми нарушениями достаточно велик и составляет примерно 45% от общего количества обучающихся. Это говорит о том, что практически каждый второй ребенок в образовательном учреждении имеет те или иные проблемы в развитии речи.

В то же время в целом количество учащихся, покинувших логопункт с исправленной речью примерно 77%. Оставшиеся 23% - это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты коррекционной работы, требующей продолжения. Тем не менее, все оставленные для дальнейшей работы дети имеют положительную динамику развития речи. Самое главное: у детей исчезают или значительно снижаются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, что способствует успешной социализации их в коллективе.

Результативность коррекционной работы за межаттестационный период

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Выявлено с нарушениями речи

(% от общего числа детей в ОУ)

(44%)

(39%)

(44%)

(57%)

(45%)

Зачислено на логопедические

занятия (% от общего количества выявленных с нарушениями речи)

(67%)

(68%)

(65%)

(33%)

(41%)

Выпушено с исправленной речью

(78%)

(73%)

(79%)

(76%)

(81%)

Оставлено с улучшениями для продолжения коррекционной работы

(22%)

(27%)

(21%)

(24%)

(19%)

Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе педагогов и родителей. Поэтому, с целью привлечения внимания взрослых к речевым проблемам детей, я ежегодно провожу консультативно-просветительскую работу по распространению специальных знаний в области логопедии и психологии:

  • выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ДОУ;
  • разработка методических рекомендаций и памяток для педагогов по работе с детьми разного возраста, имеющими проблемы в развитии речи;
  • предоставление воспитателям информационных листов с рекомендациями по использованию и проведению артикуляционных и лексико-граммматических упражнений для каждой возрастной группы в рамках тематической недели.

В последние годы с расширением у педагогов знаний в области логопедии работа с ними чаще проводится индивидуально, так как их запросы стали более конкретными и узко направленными.

Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении:

  • выступаю на родительских собраниях;
  • в логопедических уголках «Речевичок» и «Советы логопеда» размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста; провожу семинары, тренинги, коллективные и индивидуальные консультации;
  • привлекаю родителей к участию в конкурсах и совместных проектах;
  • предлагаю раздаточный материал в виде буклетов «Играем и учимся» для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи.

Ежегодно на базе МКУ СОШ № 25 провожу консультативную работу в «Знайкиной школе», где рассказываю родителям о критериях речевой готовности ребенка к обучению грамоте, даю рекомендации по развитию звукового состава слова, обогащению словаря, развитию связной речи. По просьбам родителей провожу индивидуальное обследование ребенка и, по необходимости предоставляю необходимый речевой материал для самостоятельных занятий. Кроме этого, совместно с психологом работаю в адаптационной группе «Наш малыш» для детей раннего возраста, готовящихся к поступлению в детский сад. Здесь родители узнают об особенностях речевого развития двухлетних детей, получают информационные буклеты, где размещены упражнения для развития дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, упражнения на координацию речи и движения, а также рекомендации по профилактике речевых нарушений.

Такая работа позволяет педагогам объективно оценить логопедическую помощь в образовательном процессе, а родителям понять всю важность и необходимость устранения речевых проблем как можно раньше, чтобы избежать вторичных нарушений.

Совершенствование образовательного процесса невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Поэтому много времени я отвожу на методическую работу. Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю на специально организованных курсах и принимая участие в семинарах, методических объединениях и конкурсах различного уровня. В течение трех лет межаттестационного периода я занималась проблемой нарушений письменной речи у школьников. Процессы формирования письма и чтения у детей зависят от того, насколько хорошо развиты такие составляющие речи, как: фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез, лексико-грамматический строй, а также правильное зрительное восприятие и воспроизведение на письме знаковых символов. Поэтому я детально изучала специфические проявления каждого вида дисграфии на материале письменных работ учащихся. На основе пособия Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы» я разработала рабочую программу для преодоления различных форм дисграфии с учетом контингента учащихся, их умственными возможностями и наиболее часто встречающимися специфическими ошибками письма. Данная программа была рассмотрена и согласована на МО учителей-логопедов района. В рамках этой темы по самообразованию я разработала и представила для рассмотрения на МО логопедов дидактические пособия по развитию звуко-слогового анализа у школьников, предупреждению и исправлению оптической дисграфии; карточки с игровыми упражнениями, применяемые на занятиях по устранению аграмматической дисграфии и дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза.

В течение двух последних лет работала по теме «Нетрадиционные логопедические технологии». Опыт работы по данной теме был представлен на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Моя статья «Трудный звук победим вместе», в которой представлен опыт работы с родителям включена в сборник Байкальских педагогических чтений.

В 2012 году принимала участие и стала финалистом в муниципальном конкурсе «Воспитатель года». Кроме этого являюсь лауреатом Всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области специальной педагогики в номинации «Лучший логопед 2012».

С учетом современных требований создала предметно-развивающую среду логопедического кабинета; методический и дидактический материал систематизирован по разделам и является коррекционно направленным. На личном сайте Социальной сети работников образования представлены некоторые материалы моей деятельности.

В ходе своей профессиональной деятельности постоянно поддерживаю связь с педагогами Центра психолого-педагогической реабилитации «Доверие» г.Нижнеудинска, что помогает решать многие организационные и методические вопросы по работе с проблемными детьми.

Таким образом, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического процесса, а также взаимосвязанные усилия взрослых по устранению имеющейся у детей речевой патологии позволяет достигать главной цели любого образовательного учреждения, которая заключается в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

Считаю, что главная цель моей деятельности достигается. В дальнейшем планирую строить свою работу исходя из поставленных задач. Будет продолжаться поиск новых эффективных приемов и методов логопедического воздействия.

Руководитель образовательного учреждения ____________________________


Наталья Скворцова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Скворцовой Натальи Ивановны

(Фамилия, имя, отчество)

учитель -логопед _МБДОУ ЦРР д\с № 7 «Город Детства»

(место работы, должность)

Информация об учителе-логопеде :

Стаж (общий, в должности учителя-логопеда ) 12, 3; в должности учителя логопеда -9 лет .

Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам :

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год Общее количество

обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

2011-2012 26 26 100

2012-2013 31 30 96.7

Комментарии (описание до 3 тыс. знаков, включающее названия программ, цель использования, авторское методическое обеспечение и результат, в том числе в виде рисунков

В работе используется программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, автор : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Целью работы является, реализация коррекционной программы по развитию речи, преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников 5-6 лет, на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, оказание своевременной квалифицированной систематической логопедической помощи.

В своей работе реализую следующие задачи :

Развитие сенсомоторных функций.

Формирование кинетических и кинестетических основ артикуляционных движений.

Развитие фонетического и фонематического слуха.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодических компонентов речи.

Обеспечение взаимосвязи коррекционного и общеразвивающего процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики и координации движения.

Развитие общей речевой коммуникации.

Осуществление личностно- ориентированного подхода.

Обеспечение взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Привлечение родителей к работе по преодолению речевых дефектов у воспитанников.

Непосредственно коррекционная деятельность с детьми осуществляется в двух формах : индивидуальная и фронтальная. Дети зачислены после обследования и по итогам заседания ПМПК района. На каждого ребенка составляется личное дело, в которое входит : свидетельство о рождении, заявление родителей, согласие родителей на обследование и работу логопеда, речевая карта, направление на ПМПК, протокол на зачисление, индивидуальная программа.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальные- по циклограмме деятельности .

Коррекционный процесс строится на основе нормативно- правовых документов организации логопедической работы ДОУ : конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании» , Концепции специального (коррекционного) образования МО Ростовской области, Типового положения ДОУ, Типового положения о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Создана единая коррекционно- развивающая среда, максимально направленная на преодоление речевых нарушений у детей.

Помимо этой работы проводится кружковая работа, которую посещают дети по запросу родителей раз в неделю. На эту работу также составлен план, ведется журнал посещаемости.

1.2. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) .

Результаты работы учителя -логопеда по коррекции (развитию)

устной речи обучающихся (воспитанников)

год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизно-шения Развитие словаря Развитие грамматичес-кого строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникатив-ных умений и навыков

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2011-1012 24 92.3 26 100 26 100 26 100 26 100

2012-2013 28 90.3 29 93.5 31 100 31 100 31 100

Результативность работы по коррекции речи за два учебных года (2011-2012, 2012-2013) отражена в годовых отчетах, протоколах на выпуск ПМПК, диагностических картах.

К концу каждого учебного года развитие грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений и навыков выходит на 100% уровень, развитие словаря воспитанников в 2011-2012 уч. году пришло к норме, а в 2012-2013 году у одного воспитанника не соответствовало возрастной норме, что обусловлено индивидуальным развитием данного ребенка и его наследственными факторами.

К конце учебных годов звукопроизношение не соответствовало норме в 2011-2012- у двух человек; в 2012-2013 –у 3 человек. Несмотря на систематическую коррекцию, у этих воспитанников остались искажены некоторые звуки, что обусловлено тяжестью речевого дефекта именно этих воспитанников.

2. Результаты деятельности учителя -логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

обращений

Год Педагогов и специалистов ОУ Родителей или законных представителей

2011 9 64.3 28 100

2011-2-12 10 71.4 26 100

2012-2013 10 62.5 31 100

2011 год указан в таблице отдельно, так как в данном детском саду я работаю с марта 2011г. На 2011 год количество педагогов в саду составляло 14 человек. В 2011-2012 учебном году, педагогов и специалистов в саду -14 человек. В 2012-2013 уч. году пед. состав увеличен до 16 человек.

Консультации для специалистов и воспитателе й проходили как в групповой форме (на педсоветов и педчасах, так и в индивидуальном порядке, по запросу воспитателя или специалиста.

Темы консультаций :

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.

Работа с родителями консультативного характера проводилась в 100% объеме. Это и групповые консультации, и индивидуальные консультации, в форме буклетов, выступления на родительских собраниях.

Темы :

Этапы формирования детской речи.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Игры на кухне.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми.

Когда следует идти к логопеду.

Четвертый год жизни. Развитие речи.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя -логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Направление

деятельности 2011-2012 2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей Выступления на МО района Выступление на педсовете на начало года. Доклады МО в течении года.

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи Выступления на педсовете в начале года Консультация, и рекомендации воспитателям логопедической группы по индивидуальному подходу к воспитанником и единству используемых методик.

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.) Участие в ПМПк ДОУ. Составление пакета документов. Индивидуальных программ. Участие в работе ПМПк ДОУ. Составление индивидуальных программ развития.

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами) Консультации для детей не посещающих ДОУ Сопровождение практики студента 4 курса ЮФУ логопедического факультета Марковой Е. С. С составлением программы практики и рекомендаций по её проведению, на базе нашего ДОУ.

В основе коррекционной коррекционной работы лежит понимание прямой зависимости эффективности диагностической, корреционной и профилактической работы с детьми от уровня профессионального мастерства, специальных знаний и умений всех участников коррекционно образовательного процесса. Поэтому этой работе уделено достаточное внимание.

3. Результат деятельности учителя -логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2013 году разместила свое электронное портфолио на образовательном проекте сайт. о чем есть свидетельство (приложение) .

Там же участвовала в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» , где представила конспект занятия логопедического кружка «Чудо- дерево» , за октябрь (сертификат в приложении) . «Лучший сценарий праздника» Конспект комбинированного развлечения к Дню матери «Рядом с мамой –хорошо!» , за ноябрь (сертификат в приложении) .

Также участвовала в интерактивном конкурсе «Магист» - «Лучший конспект занятия» .

Являюсь членом творческой группы ДОУ. Участвовала в работе адаптационной группы ДОУ. Разработаны и проведены занятия в этой группе в период с февраля по май 2013 года. (конспекты в приложении)

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик, в том числе информационных технологий

В своей работе использую современные образовательные технологии :

Информационные компьютерные технологии.

Результаты использования Информационные компьютерные технологии- положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованно повышает мотивацию к обучению, увеличивает концентрацию внимания, развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля , умение самостоятельно приобретать новые знания.

Технология проблемного обучения.

Помогает усвоить способы самостоятельного приобретения знаний , умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка способствует овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей.

Игровые технологии Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения . Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций.

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МДОУ № 26 «Колосок»

Кузьминой Татьяны Вячеславовны

В 1980 году я окончила филологический факультет Мичуринского государственного педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж 28 лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в МДОУ № 26«Колосок». Имею высшую квалификационную категорию (Приказ № 371 УО области от 28.04.2004г.)

В своей деятельности руководствуюсьТиповым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ № 212 от 03.03.2000г.), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997г).

Работаю в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В соответствии с речевым нарушением мною выбраны следующие программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа). – 1993 г.;

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Девизом моей работы являются слова Е.Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Ведущими целями считаю:

1. создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;

2. подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:

а) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;

б) изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

в) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;

г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей готовности к логопедической работе и оказание импомощи в организации полноценной речевой среды;

е) диагностика результативности речевой работы.

На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает с Мичуринским лицеем. Требования, предъявляемые к поступающим в первый класс, достаточно высоки: дети должны уметь читать, писать, понимать содержание прочитанного, уметь пересказать то, что прочитали. Тогда и возникла потребность знакомить детей со всеми буквами алфавита. Мною было составлено планирование по разделу «Обучение грамоте». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельности. К тому же она является частью большой программы «Подготовка детей к школе», над которой работает коллектив нашего учреждения. Учителя города отмечают высокий уровень подготовки к школе наших воспитанников.

Анализируя результаты диагностики по разделу «Обучение грамоте», можно заметить, что в начале года несколько человек знали буквы, умели сливать буквы в слоги. Хотелось бы отметить, что в результате работы по обучению грамоте мои дети: читают по слогам, понимая смысл прочитанного, пишут под диктовку слова и короткие предложения, умеют списывать с доски и с книги. Умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения, владеют анализом и синтезом слов, успешно работают с кассами.

Несмотря на большое количество дидактического материала по данному разделу, нет пособия которое бы в полной мере отвечало всем требованиям выбранной программы. Поэтому, используя накопленный за много лет работы опыт, мною был подготовлен дидактический материал с учетом рекомендаций известных педагогов Р.И. Бунеева, Е.В. Бунеевой,Н.А. Жуковой, Т.А. Ткаченко. В основу легли теоретические положенияД.Б, Эльконина и В.В. Давыдова. При разработке и апробировании материала учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Работа по ознакомлению с буквами строится по доступной увлекательной технологии. Наряду с заданиями по формирования фонематического слуха представлены упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. Материал получил одобрение коллег на городском методическом объединении, был представлен для участия в конкурсе творческих работ, который проводился методическим центром, где получил высокую оценку и сертификат. Также пособие одобрено кафедрой педагогики и методики начального обучения МГПИ. Данный материал успешно используется логопедами города.

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Стараюсь разнообразить занятия за счет нового дидактического материала: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей», «Антонимы», «Пишем и читаем», «Количественные числители»; Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет», Бобылева З.Т. «Игры с парными карточками», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» и др.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно , заменив их на: давай поиграем . Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям. Это можно видеть из таблицы.

Отношение к занятиям

Кол-во человек

Проценты

Очень нравятся

83,3 %

Все равно

16,7 %

Совсем не нравятся

Не знаю

Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Являюсь членом компьютерного клуба логопедов «Логобург». Оформлена картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. Постоянно слежу за новинками литературы по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д».

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО. На протяжении всех лет работы занимаюсь самообразованием. Материалы таких авторов как З.Е. Агранович,Т.А. Ткаченко, Е.В. Новикова использую в своей работе. Заслуживает внимания новая работа «Учусь говорить и читать» авторов С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.

На протяжении 4 лет (2003-2007 гг.) руководила методическим объединением учителей-логопедов города. Составляя план работы на учебный год, учитывала такие задачи как:

1) повышение профессионального мастерства;

2) овладение современными навыками и приемами диагностики и коррекции;

3) изучение, обобщение и внедрение в практику опыта работы коллег;

4) развитие творческой инициативы.

В эти годы работала «Школа молодого специалиста, на заседаниях которой начинающие логопеды не только слушали выступления опытных коллег и наблюдали их работу, но и имели возможность обсудить возникшие вопросы и найти пути их решения.

Старалась разнообразить работу ГПО конкурсами конспектов, выставками пособий, дидактического материала, обобщением опыта работы творческих педагогов, отмечая в каждом его индивидуальность. Постоянно делюсь опытом работы с коллегами по теме «Обучение грамоте».

В межаттестационный период показала 2 открытых занятия для логопедов города. В 2004 году – «Использование занятий по обучению грамоте для профилактики дислексии». 2006 год - «В гостях у цыпленка» на основе мнемотаблиц, так как тема очень заинтересовала. Была изучена соответствующая литература, изготовлены пособия (таблицы, карточки). В основу работы положен материал Большаковой «Учимся по сказке».

Разработала диагностическую карту по определению уровня речевого развития детей, а также диагностический инструментарий и критерии оценки. Провожу обследования в начале и в конце года, результаты оформляю графиками и диаграммами, анализирую полученные данные.

Анализ диаграмм показал, что уровень речевого развития детей существенно повысился. Если на начало учебного года по результатам обследования преобладающим был средний уровень, доля которого составлялаоколо77 %, а высокого уровня не было совсем, то в конце года детей с низким уровнем вообще не наблюдалось. Количество детей с высоким уровнем речевого развития составило около 50 %.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями.Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из многолетней практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работыпытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для нихсоветчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. В последние годы многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводятмножество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется», «не хочет», «к школе научится», «я в его возрасте тоже плохо говорила». А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективномплане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.

Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В этом учебном году изготовила новый логопедический уголок «Речецветик», из материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

o О чем говорить с ребенком в семье;

o Обогащение словаря в домашних условиях;

o Организация работы по исправлению нарушенного произношения;

o Памятка по разделу«Обучение грамоте».

Вот некоторые темы консультаций для родителей:

ü Правила работы в домашней тетради;

ü Речевые нарушения и причины их возникновения;

ü Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

ü Игра - лучший помощник в занятиях;

ü Нужно ли спешить с обучением в чтении?

Изготовлены папки-передвижки: «Учимся писать», «Знакомимся с буквами», «Леворукий ребенок»; информационный стенд: «Как говорит ваш ребенок». Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития. Оформлена папка «Работа с родителями».

Привлекаю родителей к изготовлению пособий и дидактического материла, которые используются на занятиях.

Ежегодно провожу открытые занятия для родителей, на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года совместно проводятся открытые мероприятия, такие как «Поле чудес», «КНВ», «Что?Где?Когда?», «В стране правильной речи».

Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

ü практически все они читают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

ü отмечают, что занятия приносят реальный результат;

ü замечают значительные улучшения в речи детей;

ü не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Коллектив нашей группы постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятия по накоплению и расширению словаря. Также применяем такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда. В группе организован логопедический уголок, в котором подобранны настольные игры по закреплению правильного произношения для развития дыхания, неречевых процессов. Материал обновляется по мере прохождения.

Мною оформлена папка «Взаимосвязь логопеда и воспитателей». Материал консультаций различен:

ü Упражнения для развития анализа и синтеза;

ü Комплексы артикуляционных упражнений;

ü Формирования графических навыков;

ü Развитие слухового внимания;

ü Развитие мелкой моторики;

ü Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Анализ результатов диагностики за последние три года выявил наличие у большинства детей минимальных проявлений дизартрии.Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема коррекции становится все более актуальной. Изучение данной проблемы считаю для себя профессиональной потребностью. Надеюсь, что, изучив эту тему более основательно, смогу решить ряд трудностей, возникающих в работе с данной категорией детей. Мною составлен план изучения проблемы, подготовлен список необходимой литературы; планирую подготовить рекомендации для родителей, консультации для воспитателей по проблеме «Профилактика и коррекция стертой формы дизартрии у детей».

Последнее время много внимания уделяется ранней диагностикеречевых нарушений. Имеется большое количество методик и практического материала по работе с малышами.Считаю, что в нашем учреждении также назрела необходимость уделить внимание ранней диагностике, выявлять детей группы риска, направлять их на заседания консилиума, а также больше внимания уделять изучению медицинских карт детей, поступающих в детский сад.

Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить. Считаю уместными слова древневосточного мудреца: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить; дай мне терпение принять то, что изменить невозможно; и дай мне Великую мудрость отличить одно от другого!» Эти слова для меня очень важны и актуальны в настоящее время, так как желание помочь детям справиться с речевыми проблемами огромно.

Предлагаемый самоанализ представляет не только опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

На основании положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования РФ от 26.06.2000г. №1908), тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17.08.95г. №4б) и утвержденной приказом Минобразования РФ от 31.08.95г. №463/1268, решения Главной аттестационной комиссии (приказ №2521 Минобразования РО от 06.12.04г.), мне, Бесединой Светлане Федоровне, учителю-логопеду МДОУ ЦРР - д\с №9 «8 марта» г.Зернограда была присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель-логопед».

Аттестация проходила в форме «Экспертное заключение профессиональной деятельности».

Основная часть

Проблема, над которой я работаю вот уже несколько лет и считаю наиболее актуальной на сегодняшний день: формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Повышение эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких детей недостатков речи. Согласно положению «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», принятому Министерством образования Российской Федерации 14 декабря 2000 года в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети с фонетико-фонематическими нарушениями и общим недоразвитием речи. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонем родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение навыков письма и чтения.

В течение ряда лет неуклонен рост числа школьников, имеющих частичные нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия), проявляющиеся специфическими ошибками стойкого характера не может не вызывать недоумения. Ведь многие из этих детей вообще не попадали в поле зрения логопедов, заметных речевых нарушений у них не было выявлено. Подобное возможно потому, что чтение и письмо представляют собой многоуровневые психофизиологические процессы, а их расстройства обусловлены недостаточностью психических функций и, в большей степени, несформированностью фонематических процессов.

В настоящее время велика потребность начальной школы в детях, подготовленных к овладению чтением и письмом, но ощутим недостаток научно-практических разработок, программ, методик по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей с нарушением речи, а также формированию фонетико-фонематических процессов у детей, не имеющих выраженных нарушений звукопроизношения.

Таким образом, широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

В специальной педагогике особенности развития фонетико-фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями изучали: Р.Е.Левина, Л. Ф. Спирова, Г.А. Каше, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф.Соботович, В.К.Орфинская, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова и многие другие.

Анализ логопедической практики показывает, что современная коррекционная педагогика нуждается в систематизации ценных положений соответствующих теорий и формировании на их основе новых идей, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению проблемы формирования у детей дошкольного возраста фонетико-фонематической системы речи.

Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили цель моей работы: разработать систему коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей, выявить оптимальные для этого условия.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике и обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявить условия эффективного формирования фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему коррекционных мероприятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы.

Обследование детей с речевой патологией осуществлялось в два этапа. На первом этапе обследования использовался ряд приемов, которые являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи

На втором этапе проводилось более углубленное индивидуальное обследование c использованием принципа динамического изучения. Было произведено комплексное изучение личности ребенка, определен уровень речевого развития и выявлен уровень сформированности фонематических процессов. (см. Приложение 1)

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведенный анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, было определены следующие направления:

  1. Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.
  2. Адаптация предложенной системы к условиям ДОУ.
  3. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим, опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Л.В.Лопатиной, Г.А.Каше, В.К.Орфинской и др. и используя собственный практический опыт, разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов см Приложение 2).

Из данной схемы видно, что основным содержанием коррекционной работы с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие, является компенсация нарушенных фонематических процессов, т е формирование полноценных фонематических обобщений. На логопедических занятиях в процессе работы с дошкольниками использовались различные виды коррекционной работы по формированию недостатков речевого развития в комплексе. Кроме того, на занятиях уделялось много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и в пространстве, развитию психических процессов. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов проводилась работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Всю работу можно представить в таблице «Виды коррекционной работы по развитию фонематических процессов» (см. Приложение 3).

Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные формы и приемы обучения, такие как занятия-игры, занятия-путешествия, логопедические досуги, логопедические КВНы, занятия-развлечения, логопедические праздники, физкультурно-речевые и музыкально-речевые занятия. К каждому занятию подобраны упражнения, задания, сюжеты, сюрпризные моменты, необычные приемы подачи материала, продумана оптимальная смена деятельности. Все это делало занятия интересными, увлекательными для детей.

Так как у детей, имеющих речевую патологию, наблюдается недостаточность развития психических функций, недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, немаловажной задачей считаю повышение интереса к занятиям, развитие внимания и речевой активности. Целенаправленно работая над проблемой внедрения комплексно-игрового метода в процесс коррекционного обучения, убеждена, что учебно-игровая ситуация создает максимально благоприятные условия для развития детей и решения задач коррекционной направленности. С этой целью изготовлены и успешно апробировались наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационные и индивидуальные материалы.

  1. Наглядно-игровое средство «Город правильной речи» способствует формированию навыка звукобуквенного анализа и синтеза, является зрительной опорой и игровой ситуацией на занятиях по формированию фонематического восприятия, звукопроизношения. «Город» оснащен многочисленными съемными деталями, нагрудными знаками, буквами, слоговыми рядами.
  2. Дидактическая игра «Логопедические бусы» - способствует развитию фонематического восприятия, формирует навык звукобуквенного анализа, развивает мелкую моторику.
  3. «Световое табло» - способствует дифференциации звуков, создает дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности.
  4. «Цветик-семицветик» - многофункциональное пособие, на его основе проводится более 11 видов игр и упражнений как для развития фонетической стороны речи, так для формирования лексико-грамматических категорий, связной речи.
  5. «Игровизор» - способствует развитию связной монологической речи, а также основных психических процессов, действует на основе приемов мнемотехники.
  6. Панно «Поезд» - содействует обогащению словаря, грамматического строя речи, развивает тонкую моторику и координацию движений.
  7. «Аквариум» - направлен на формирование звукопроизношения, формирование предложно-падежных конструкций, развитие словаря.
  8. «Сказочное путешествие» - настольно-дидактическая игра, направленная на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Результат логопедической работы во многом зависит от слаженной работы педагогического коллектива, а особенно от взаимодействия, преемственности в работе воспитателей и специалистов. На протяжении ряда лет успешно разрабатывается и используется перспективное интегрированное тематическое планирование, которое отражает всю систему коррекционно-образовательного процесса. Такое планирование позволяет всем участникам коррекционно-образовательного процесса четко ставить перед собой цели, задачи, и методы реализации, определять содержание, видеть систему работы и ее этапы, намечать результаты, которых следует достигнуть к концу года.

В целях обеспечения комплексного воздействия была создана картотека «Веселая разминка» для педагогов ДОУ, содержащая комплексы пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, физкультурных разминок для детей с речевой патологией. Многие упражнения самомассажа кистей рук и пальцев рук апробировались на физкультурных и логоритмических занятиях, элементы дыхательной гимнастики использовали воспитатели.

На сегодняшний день проблема сотрудничества учителя-логопеда с родителями становится более актуальной и имеет приоритетное направление. Считаю, что эффективность коррекционного процесса обеспечивается при наличии следующих условий:

  1. Установление партнерских отношений с родителями каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Осуществление информационно-просветительской работы, пробуждение в родителях интереса и желания участвовать в коррекционном процессе;
  3. Обучение родителей конкретным приемам домашней коррекции речи.
  4. Разработка новых форм взаимодействия с родителями.

С целью оптимизации работы в этом направлении была разработана стратегия взаимодействия с родителями, разработан план работы с семьей. (см. Приложение 4)

Практически все родители всегда заинтересовано относятся к логопедическим занятиям. Они принимают активное участие на собраниях, консультациях, посещают открытые просмотры логопедических занятий. Такой принцип открытости обучения всегда увеличивает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка, повышает роль педагогов ДОУ. Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагогическую компетентность.

О результатах проведенной работы свидетельствуют и результаты анкетирования родителей: 89% родителей полностью удовлетворены работой учителя-логопеда, у 65% родителей изменилось отношение к обучению в логопедической группе.

Выводы:

Итак, проводимая на протяжении ряда лет коррекционная работа дает положительные результаты. Разработанная и используемая система коррекционной работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию основных компонентов фонетической стороны речи, фонематического восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, формированию дифференцированной общей и тонкой моторики, развитию артикуляционного праксиса, а тем самым является основой для обеспечения одинаковых стартовых возможностей дошкольников, их дальнейшего успешного обучения в школе. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Сравнительный анализ уровня развития фонетико-фонематических процессов в период с 2004 по 2009г. показал качественный рост сформированности фонематических представлений в среднем на 27%. Причем с высоким уровнем увеличилось количество детей на 12%, со средним уровнем на 15%.

О положительных результатах проводимой коррекционной работы свидетельствуют заключения ПМПК г.Зернограда. За последние пять лет мною было выпущено две подготовительные группы, всем детям рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Анализируя качественные и количественные показатели работы по проблеме развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, намечены следующие перспективы:

  1. С целью повышения эффективности и качества логопедической работы продолжать совершенствование работы над развитием фонематических процессов, пополняя ее практическим и теоретическим материалом.
  2. Поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счет повышения их педагогической культуры, определения новых точек взаимодействия, использования новых форм работы с родителями.
  3. Продолжая работу по совершенствованию фонематических процессов, совершенствовать просодические характеристики речи, используя различные формы работы по развитию у детей интонационной выразительности.

за 2013-2014 учебный год

Учитель-логопед:

2014 год

Самоанализ деятельности учителя - логопеда

Цель ДОУ: создание условий обеспечивающих формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

1.Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств через комплексный подход:

Организация оптимального двигательного режима;

Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

2.Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности .

3.Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности .

Деятельность учителя-логопеда по годовым задачам

Работа с детьми

1 задача годового плана

Укрепление соматического здоровья дошкольников. Развитие мимической мускулатуры. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие моторики речевого аппарата.

Занятия в проветренном кабинете; витаминизация детей; проведение занятий с соблюдением норм и правил Cан. Пин.

Проведение комплексов

(2-3упражнения) упражнений для развития мимической мускулатуры на каждом индивидуальном занятии.

На каждом индивидуальном или подгрупповом занятии с детьми-логопатами проводилась игра на развитие координации движений, а также упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Проведение комплекса артикуляционных упражнений с каждым ребенком - логопатом на индивидуальных занятиях.

Дети - логопаты старшей и средней групп с дизартрическим синдромом научились управлять мимикой лица.

У большинства старших дошкольников наблюдается значительное улучшение в развитии координации движений, у многих детей виден прогресс в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Развитие моторики артикуляционного аппарата способствует лучшему исправлению дефектов звукопроизношения у детей.

2 задача годового плана ДОУ

Динамика развития детей

Развивать коммуникативные компетентности и интеллектуально-творческие способности детей в процессе развивающих игр средствами современных образовательных технологий. (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ и ИКТ), путем совершенствования комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности.

1. Использование блока логокоррекционных занятий с использованием ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ

2. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

3. Игры с использованием ИКТ на автоматизацию и дифференциацию звуков.

4. Пополнение блока игр с использованием ИКТ на дифференциацию звуков

· Мотивация повышается детей к исправлению имеющихся дефектов речевого развития, повысился результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у старших дошкольников.

· У детей значительно расширился словарь словами-признаками; используя пособие «ЯБЛОНЯ», дети хорошо составляют описательные рассказы о каком-либо объекте.

· Дети – логопаты научились оперировать компьютерным манипулятором «Мышью».

3 задача годового плана ДОУ

Динамика работы с родителями

Повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, образования и подготовки детей к обучению в школе через реализацию совместной проектной деятельности.

ü Участие в групповых родительских собраниях.

Ø Консультация родителей « Причины речевых нарушений».

Ø Консультация для родителей «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома».

Ø Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей»

Ø Консультация для родителей

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо? Как и во что играть шестилеткам»

Ø Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

Ø Участие в родительской конференции «Готовность детей к обучению в школе».

ü Проведение индивидуальных консультаций

Повышение профессионального мастерства


Курсы повышения квалификации,

аттестация

Методические объединения педагогов города,

семинары,

Реферат, доклад,

консультации,

дидактические пособия, методическая разработка

Городские

конкурсы,

конференции.

Результаты

самообразования

Аттестация на высшую категорию апрель 2014 г.

Посещение ГМО логопедов 18.09.13г.

МАДОУ № 4

Тема: Обсуждение плана работы ГМО логопедов ДОУ на год.

Посещение ГМО логопедов 18.02.14г. МАДОУ №11 «Елочка»

Тема «Здоровьесберегающие технологии в формировании звукопроизношения дошкольников»

24.04.2014г. МАДОУ № 2 «Сказка»

Научно - практическая конференция учителей – логопедов города

«Реализация личностно – ориентированного подхода в коррекционной работе специалистов службы сопровождения»

Консультации для воспитателей и родителей всех возрастных групп (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Представление здоровье сберегающего пособия «Матрица» на ГМО

учителей – логопедов 18.02.2014 г.

Участник 2-го Всероссийского конкурса мультимедийных технологий «Организации работы с семьей»

Победитель конкурса в рамках ГМО учителей логопедов «Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя – логопеда»

Аттестация на высшую категорию

Индивидуальная работа с детьми и ее результативность

(Здесь таблица с ФИО детей и речевыми заключениями)

Выводы: в 2013-2014 учебном году на базе логопункта – структурного подразделения МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» была создана логопедическая группа. Так же, как в предыдущие годы, работой по коррекции и развитию речи занимался учитель – логопед

В сентябре 2013 года проведена диагностика уровня развития речи детей 4-6 лет. На первый план выдвигается проблема коррекции речи детей с дефектами различного генеза:

Итого с патологией речи –61 ребенок. В связи с одной ставкой логопеда, в логопедическую группу было зачислено 29 детей. Это дети-логопаты, выпускающиеся в школу и дети со сложными речевыми диагнозами. Логопедическая группа сформирована была таким образом:

В течение года выбыло 2 ребенка. Прибыло -6 детей

На конец года выпущено:

Результативность коррекционной работы 76%.

Анализ результативности

В течение года проводились подгрупповые и индивидуальные занятия по устранению неправильного звукопроизношения, по развитию речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия; по формированию лексико-грамматической стороны речи, уделялось внимание работе над фразой ее использованием в связной речи. Помимо положительного результата прослеживается незавершенность работы:


· невозможность проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми – логопатами в период с сентября по декабрь 2013 год (дети из-за закрытия аварийного здания ДОУ были распределены в другие ДОУ города);

· поступление детей в ДОУ и зачисление на логопункт в апреле 2014 год;

· плохая посещаемость некоторых детей детского сада;

· сложность дефектов (ФФНр, обусловлено дизартрией по диагнозу невролога, ОНР);

· не было должного внимания и контроля со стороны родителей.

Работа с педагогами

Участники

Ознакомление педагогов с результатами диагностики и с образованием логопедической группы.

Выступление на ПМПк ДОУ

Педагоги ДОУ

Ознакомление с этапами формирования речи.

Индивидуальные консультации

Воспитатели всех групп.

Дать информацию о значительном улучшении коррекционной работы с детьми при помощи родителей.

Познакомить воспитателей с влиянием фонематического слуха на письменную речь

Консультация для педагогов «Преемственность в речевой работе детского сада и семьи».

Индивидуальные консультации.

Консультация для педагогов «Роль фонематического слуха в формировании письменной речи детей».

Воспитатели всех группы.

Воспитатели подготовительной, старших и средней групп.

Воспитатели подготовительной, старших групп

Познакомить педагогов с положительной динамикой внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ

Индивидуальные консультации

Консультация для педагогов «Ресурсы ИКТ в обучении детей»

Конспект коррекционного занятия «В гости к Царице русского языка »

Педагоги ДОУ

Педагоги г. Нягани и др. городов РФ (на сайте ДОУ)

Представить результаты конечной диагностики.

Выступление на педагогическом совете в конце учебного года.

Педагоги ДОУ

Выводы: тесная взаимосвязь воспитателей, учителя-логопеда, других педагогов детского сада способствует формированию и воспитанию правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Участники

Ознакомление с результатами диагностики, с началом работы логопедической группы, графиком работы учителя-логопеда.

Анкетирование родителей

Выступление на родительских собраниях.

Все группы (октябрь 2014)

Познакомить с правилами проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик, с особенностями развития фонематического слуха.

Расширить знания родителей о проведении коррекционной работы в ДОУ с детьми – логопатами.

Индивидуальные консультации.

Консультации на темы:

«Правила проведения артикуляционной гимнастики»,

«Учимся говорить правильно»,

«О правильном дыхании»,

«Преемственность в речевой работе детского сада и семьи»

«Речевая готовность детей к обучению в школе»

«Формирование фонематического восприятия»,

«Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста».

Консультации на данные темы, коррекционные занятия с использованием современных образовательных технологий, картотеки игр, фотографии работы с детьми - логопатами на сайте ДОУ (Страничка учителя-логопеда).

Родители средних, старших и подготовительной групп.

Родители подготовительной, старших и средних групп.

Познакомить родителей младших групп с нормой речевого развития и с правилами проведения артикуляционной гимнастики, с причинами патологии речи

Консультации на темы :

«Что такое артикуляционная гимнастика для чего нужна»,

«Причины патологии речи»,

«20 советов учителя–логопеда», «Учимся говорить правильно»

Родители младших групп.

Выводы: большое значение имеет тесное сотрудничество с родителями и их действенная заинтересованность в оказании помощи своему ребенку в развитии правильной, грамотной, красивой речи.

ü применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе;

ü продолжить внедрение современных образовательных технологий в логокоррекционную работу (продолжить составление блока коррекционных занятий этапа дифференциации звуков; введение в работу интерактивную доску);

ü осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс;

ü организация и ведение совместного проекта с педагогом – психологом и родителями;

ü продолжать работу по самообразованию по теме «Современные образовательные технологии в работе учителя – логопеда».