Как договориться с директором школы о поставках. Что родителям нужно знать о директоре школы, в которой учится их ребенок? Как наказывать и стоит ли это делать

Для родителей учащихся директор школы- это очень важная персона. Все мы прекрасно знаем, что от него зависит учебный процесс и коллектив преподавателей. Но для того, чтобы эффективно общаться с ним или с ней, вам стоит знать некоторые хитрости. Итак, читайте о том, что родители должны знать о директоре и о школе.

Как нужно общаться с директором

Если вы хотите поговорить директором о какой-нибудь проблеме, попросите его назначить встречу утром. Тогда он будет не сильно измотан и сможет сосредоточиться на ваших словах. Ведь школа требует много сил и нервов.

Если вы жалуетесь на учителя, то директор вряд ли скажет вам, что уволит его. Он выслушает вас и пообещает разобраться. Но даже если он вам этого не скажет, не нервничайте, возможно, он действительно собирается его уволить.

Сложно ожидать от директора школы, чтобы он официально одобрил пропуски вашего ребенка, когда вы собираетесь продлить ему каникулы из-за вашего отпуска. Но знайте, что почти все директора поступают также с собственными детьми или внуками. Поэтому вряд ли он будет слишком строг.

Не стоит заводить с директором серьезный разговор о проблемах вашего ребенка во время школьного баскетбола или на перемене. Если вам есть о чем с ним поговорить, лучше зайдите в его кабинет или заранее договоритесь о встрече. Так вы покажете, что уважаете его время.

Дети в школе и дома

Не думайте, что обо всем, что происходит у вас дома, ребенок не рассказывает в школе. Учителя и директор знают о ваших финансовых проблемах, неприятностях, болезнях и даже запоях. Иногда они знают больше, чем вы хотели бы. Учитывайте это.

Ребенок, которого вы видите дома, это не всегда тот, которого знают в школе, и которого видит директор. Но это не страшно. Это значит, что ваш ребенок эмоционально интеллигентен.

Не говорите директору, что ваш ребенок никогда вам не лжет. Все дети делают ошибки, и хорошие ученики часто больше всего боятся рассказать своим родителям о проблемах с учебой.

Когда в школе появляется ребенок, который в гневе бросается вещами или пытается ударить одноклассника или даже учителя, его родители, как правило, говорят директору: «Странно, дома он у меня как шелковый, особенно когда я его отшлепаю».

Директор и конфликты с учителями

Не стоит жаловаться директору, пока не поговорите непосредственно с учителем. И это не зависит от класса, в котором учится ваше чадо.

Не просите директора, чтобы он поговорил с тем или иным учителем о том, как преподавать конкретный предмет или какое давать домашнее задание. Хороший директор не будет диктовать учителям, что делать. Он работает с ними. А это совсем иное.

Если вам и вашему ребенку не нравится учитель, прежде всего, подумайте об этом, как о своеобразном уроке жизни. Ведь и в школе, как и в жизни, иногда приходится учиться заниматься вещами, которые нам не нравятся. Нужно приступать к серьезному разговору на эту тему, когда вы окончательно убедитесь, что за неприязнью вашего ребенка стоит что-то очень важное.

Директор и дети

Во всякой школе есть ученики-хулиганы, которые третируют других. Родители часто негодуют, что эти «моральные уроды» до сих пор учатся с их чадами. Конечно, администрация школы должна принимать меры, но знайте, что даже такие учащиеся имеют право на образование. Выгнать их очень сложно.

Хорошему директору легко с детьми. А вот с родителями часто бывает трудно. Они постоянно пытаются решить проблемы своих детей за них самих.

Когда неуправляемого школьника учителя отправляют в кабинет директора-профессионала, он часто использует интересную стратегию - не сразу общается с провинившимся. Какое-то время он занимается своими делами, пока нарушитель не «перебесится». Это даст ему возможность успокоиться и начать разговаривать по делу. Кстати, умные родители могут перенять эту стратегию и посмотреть, как она работает в домашних условиях.

Учителя любят далеко не только умных детей и отличников. По-настоящему они ценят старательных учеников, способных на тяжелую работу и преодоление трудностей. Ведь именно это они стараются воспитывать в учениках. Недаром, говорится, что гений - это только 10 процентов врожденных способностей. Остальное - то тяжелый труд!

Директор и родители

Когда ваш ребенок страдает над домашним заданием, вы должны понять, что это его задание, а не ваше. Не делайте домашнюю работу за него - учителя быстро поймут, что может человек с университетским образованием, а что может семиклассник. Дети нуждаются в том, чтобы самостоятельно делать ошибки и преодолевать трудности. Именно так они смогут чему-то научиться.

Конечно, жить тяжело, особенно людям с небольшим достатком. Многие родители трудятся на нескольких работах, пытаясь получить как можно больше денег, почти не бывая дома и пренебрегая своими детьми. И часто такие родители пытаются психологически компенсировать это, становясь на сторону своего ребенка во время конфликта с учителем. Но это не лучший выход.

Существует поговорка, что если вы ничего не умеете делать, идите работать школьным учителем. Или директором. Конечно, есть и такие педагоги. Но есть и хорошие профессионалы. Вы должны уважать учителей, по крайней мере, пока они не доказали вам обратное.

Директор и его работа

Что настоящему директору школы нравится в его работе? Он может влиять на детей и взрослых, помогать им в решении проблем и находить решения вместе с ними. И каждый день он приходит в класс, где происходит что-то интересное. Редкая должность дает возможность все это испытать.

Обычно директор никогда знает, что произойдет в этот день. Он должен быть готов ко всему - вытереть рвоту за заболевшим учеником, а потом сразу же пойти на собрание, и по дороге разнять дерущихся одноклассников. Затем оказывается, что надо сгрести снег с тротуара перед школой, а потом встретиться с учителями, чтобы обсудить изменения в программе по языковым предметам, и, наконец, поиграть со школьниками в баскетбол. И все это еще до обеда!

Ну, и кроме всего вышеперечисленного, директор должен разбираться во многом другом - в маршрутах автобусов и учебной программе, в искусстве общения и школьных обедах, в тонкостях развития психологии подростков и теориях управлении конфликтами… Всего и не перечислишь. Одним словом, директор должен быть экспертом во всем. Иногда ему на это дается не больше получаса.

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов . - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина . - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим -обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов . - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова . - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Дорогие сообщники!

Я в некотором роде прошу поддержки в вопросе разговора с директором о переходе на семейное обучение (или экстернат, что с будущего учебного года, похоже, неразличимо). Как проходили разговоры у вас? Чем вы аргументировали свое решение? Встречали ли сопротивление?

Сегодня разговаривала с директором - женщиной очень внятной и заслуженной. Может быть, мои ожидания были наивны, не знаю. Сразу надо сказать, что мои дети (перешли во 2 и 5 классы, мальчики) учатся в английской гимназии, которая считается одной из лучших в Екатеринбурге, а потому несколько раздувает щеки и блюдет традиции. Еще одна вводная: с директором и педсоставом портить отношения не хочу, а хочу определенного союзничества, чтобы нас не пытались выжать из школы на основании непрописочной принадлежности. Ну, мало ли, вдруг дети решат вернуться.

Я изложила свои намерения. Меня попросили пояснить, в чем проблема. А поскольку я не могу сказать в лицо: проблема в системе образования, слишком много спама, дети давятся и устают, сами мы справимся меньшей кровью, мы это можем и хотим, нам нужна свобода, - то благодушно поведала, что у моего старшего ребенка (перешел в 5 класс), очень умного и любознательного мальчишки, катастрофически падает учебная мотивация и растет негативизм, что он страдает от школьных уроков и хочет обучаться дома, что мы консультировались с психологом, что дома ребенок занимается массой интересующих его вещей (в том числе, входящих в школьную программу) с большим удовольствием _в_своем_ритме_. Мне возразили, что а)возможно, вам просто надо перейти в школу попроще; б)проблема с потерей мотивации должна бы решиться в школе, это самый правильный способ; в)домашнее обучение развращает ребенка - как вы можете быть уверены, что не навредите ему? г)сейчас у него начнется новая ступень - 5 класс, адаптация непроста, не забирайте его сейчас, пусть походит хотя бы полгода - а там будет видно, может быть, и не захотите уходить; д)школа еще сама не знает, как в точности будут решаться вопросы с семейкой/экстернатом с будущего года, акты к новому закону посыплются в августе, как горячие оладушки, поэтому ничего конкретного сказать не может.

Разговаривали мы, в целом, благоприятно и довольно долго, я потрясала своими регалиями, доказывающими мою способность обучать детей дома, и свободным рабочим графиком. Мои аргументы за домашнее обучение директора не убедили совсем (ну, я понимаю, что не обязана ее убеждать, но все же)). Расстались на ноте: подумаем обо всем до сентября, а там и уточнения по закону появятся.


Вот скажите, пжлст, опытные мамы и папы! Как быть с директорами и администрацией? Что работает? Улыбаться и стоять на своем, без предъявления доказательств? Сформулировать пару внятных аргументов о причине ухода? Апеллировать к закону и все тут? Стоит ли привлекать детей и просить их сформулировать и обосновать их желание учиться дома?
Спасибо!

Предстоит разговор с учителем или с директором?
Не стоит волноваться или накручивать себя и приходить на встречу в состоянии «праведного гнева».
Главная ваша цель: сделать так, чтобы проблемы в школе больше не причиняли вреда ребенку, а добрые отношения с учителем были по возможности сохранены.

Для конструктивного общения с учителем важна позиция, которую вы занимаете.

1. Позиция «на равных» - самая лучшая. Вы уверены в своей правоте, исполнены чувства собственного достоинства и уважаете учителя, его педагогический опыт.
Диалог «взрослый-взрослый» позволяет каждому из вас высказывать свои мысли и пожелания и адекватно на них реагировать.
Например, учитель говорит:
«Ваш Саша мешал вести урок: шумел, разговаривал».
На это «взрослая» мама ответит:
«Спасибо, что сказали. Я обязательно поговорю с ним дома.
А какие у него сегодня успехи? »

2. Агрессивная позиция «я умнее» не может привести к конструктивному диалогу.
Мама выступает как «родитель», а учителю отводит роль «неразумного ребенка». Естественно, педагог протестует против такого отношения к себе. Между родителем и учителем возникает конфликт, или они просто игнорируют друг друга. Проблема не только не решается, но и усугубляется. Кроме того, когда родители смотрят свысока на учителя, ребенок тоже начинает вести себя с ним так, как будто он – главный.
В результате, возникают проблемы, которых вполне можно было бы избежать.

3. Попустительская позиция «учитель умнее» иногда допустима в общении с учителем, например, когда педагог значительно старше обоих родителей. В этом случае мама ненадолго становится «ребенком», а воспитатель – в роли «родителя».
Все это хорошо в мирное время, но если произойдет что-то серьезное, такая модель поведения может помешать родителям отстоять права своего чада. Помните, что на вас смотрит ребенок. Постарайтесь держаться на равных с учителем.

Важно выбрать место и время для личного разговора. Третьих лиц не должно быть: присутствие ребенка или других родителей исключено. Поэтому время, когда вы забираете ребенка из школы или после родительского собрания, - не лучшее. Непосредственно перед беседой надо правильно себя настроить. Часто люди, возмущенные какой-то ситуацией, специально накручивают себя перед разговором. Им кажется, что в состоянии «праведного гнева» они будут выглядеть убедительнее. Лучше психологическое состояние – когда вы чувствуете, что готовы спокойно и рационально отстаивать свою позицию.

Начать надо с выражения признательности: «Спасибо за вашу готовность встретиться со мной и обсудить этот вопрос».

Надо сформулировать проблему, которая привела вас к учителю, например, Я хотела бы узнать, почему у моего сына в четверти вышло «4» по математике, если в дневнике в основном стоят пятерки»?

Как вести себя в скользких ситуациях?

Собеседник говорит не по сути: о погоде, событиях дня, других людях. Вернуть беседу в нужное русло можно фразой: «Вернемся к нашей проблеме…»

Если беседа зашла в тупик, надо ее продолжить: «Давайте все-таки вместе искать выход».

Собеседник погрузился в молчание, давая понять, что разговор окончен? В этом случае можно сказать: «Вы молчали. Могу я узнать, какие мысли пришли вам в голову?»

Возможно, начало беседы будет достаточно «жестким», и вы услышите что-то неприятное. Учитель, думая, что вы пришли с обвинениями, начинает защищаться, а как говорится, «лучшая защита – нападение». Ни в коем случае не вступайте в перепалку. Подождите, пока поток обвинений иссякнет, и вы сможете говорить конструктивно. Дайте учителю понять, что вы против проблемы, а не против него.

В течение всей беседы держите в голове две цели: чтобы проблема больше не причиняла вреда ребенку, и, чтобы добрые отношения с учителем были сохранены. Исходя из этого, продумывайте и взвешивайте каждое свое слово, и вы поймете, что стоит говорить, а что нет.

Предложите свой путь решения проблемы. Подчеркните, чем этот путь выгоден для учителя. Будьте готовы к тому, что ваши условия не будут выполнены полностью. Но вполне возможно, что вместе вы найдете «серединный» вариант.

Умейте извиняться и принимать извинения. Возможно, в процессе беседы, вы поймете, что ваша точка зрения была неверной, вы оказались не правы (например, учитель вам расскажет то, о чем ваш ребенок умолчал). Не стесняйтесь признать свою ошибку и поблагодарите за разъяснения.

Но, если не прав оказался учитель, не принимайте гордо-злорадный вид. Скажите, что конфликт исчерпан и поблагодарите, что учитель отнесся к проблеме с пониманием. Закончить разговор нужно примирительно: «Я рада, что мы смогли поговорить о проблеме и решить ее».

Даже если вам кажется, что разговор с учителем закончился ничем, вполне возможно, что это не так. Учитель, обдумав состоявшийся с вами разговор, изменит свое мнение по отношению к вашему ребенку. Подождите некоторое время. Если же недопустимые действия, с вашей точки зрения, повторяются, придется идти в вышестоящие инстанции. Разговаривать там нужно, применяя ту же стратегию.

Помните, главное – защита интересов вашего ребенка, его физического и психического благополучия.

По материалам статьи Ю.Василькиной

Наверное, нет такого человека, у которого за годы обучения в школе не возникало бы недопонимания с учителями. Чем младше ребенок, тем больше родители в курсе, чем он живет в школе, как складываются его отношения с учителями и одноклассниками. Но по мере взросления школьника мама и папа постепенно отходят от ежедневных подробностей его жизни вне дома. Ребенок проявляет все больше самостоятельности в своих школьных делах. Поэтому звонки из школы и приглашение на разговор часто застают родителей врасплох: "Все было хорошо, и вдруг что-то случилось…" Что поможет чувствовать себя более уверенно, если у подростка возникли трудности в общении с учителем? Как поддержать ребенка в непростой ситуации? На вопросы обозревателя портала ответила психолог Оксана Лушанкина (Санкт-Петербург).

Нападать и отстраняться – неэффективно

Когда родителей вызывают в школу, они могут растеряться и не знать, как правильно вести себя при разговоре с учителем, завучем, директором. Мама и папа могут испытывать страх, вину, обиду, злость. От того, как они справятся со своими эмоциями, зависит исход проблемы.

Неэффективные стили поведения родителей в подобном случае – отстранение и нападение. При отстранении родители не желают вникать в ситуацию и ответственность за решение проблемы отдают ребенку. Например, мама держится в стороне, боясь навредить: "Если я вмешаюсь, будет еще хуже. К нему будут придираться". А папа говорит: "Ты там разберись, чтобы нас с матерью не дергали". Может показаться, что он прав, ведь дети должны нести ответственность за свои поступки и учиться решать свои проблемы самостоятельно. На самом деле о воспитании самостоятельности речи не идет – родители всего лишь дают ребенку понять, что они не на его стороне. От мамы и папы он получает посыл: "Сделай так, чтобы нас не трогали. Ты сам за себя". Родители не задумываются, что, оказавшись в трудной ситуации, ребенок нуждается в защите, а не в поучениях...

От нападения пользы тем более нет. "Сама виновата, это все из-за твоего характера!" – обвиняют родители дочь, получив сигнал из школы. В то же время они начинают выяснять подробности у родителей одноклассников, поднимают всех на уши и бегут в школу, чтобы доказать, что их ребенок не виноват. Под их горячую руку попадают все: члены семьи, учителя, одноклассники ребенка и их родители.

Стратегии отстранения и нападения неэффективны, потому что здесь речь не про интересы детей. Что происходит на самом деле? Взрослые, вспоминая свой детский опыт, когда они оказались один на один с проблемой, пытаются защитить себя – того школьника, которому было обидно и за которого не постояли родители.

Мне приходилось общаться с родителями в школах. Я видела, как самостоятельные и успешные в своей профессии взрослые, переступая порог учебного заведения, превращались в робких школьников, которые смотрят на учителей снизу вверх и боятся зайти в кабинет директора. Поэтому, чтобы разобраться с тем, что происходит между вашим школьником и учителем, понять суть конфликта и помочь ребенку, постарайтесь сначала помочь себе. От ситуации можно отстраниться на время, чтобы перевести дух, собраться с мыслями, разобраться в своих чувствах – и только после этого уверенно идти в школу.

Конфликты дома и в школе… одинаковы

Любые ссоры – это часть диалога между людьми, и важно разобраться в контексте ситуации. Трения между учителями и учениками происходят по тем же причинам, по которым ссорятся родители и дети. В основе конфликтов – вопросы любви и принятия, борьбы за власть, ответственности, авторитета и границ. Разница лишь в том, что дома можно не обращать внимания на поведение ребенка и ждать, что "он перерастет". А в школе игнорировать конфликтную ситуацию не получится. Придется что-то предпринимать, потому что происходящее мешает учебному процессу, ради которого все в школе собрались.

Не искать правых и виноватых

Не стоит искать правого и виноватого. Лучше выяснить, что важно для каждого в сложившейся ситуации. Например, если для учителя важно, чтобы ученик его уважал, а ученик хочет, чтобы учитель проявлял к нему больше внимания, следует искать способы, чтобы каждый получил свое.

Быть для ребенка надежным тылом

Ребенок может испытывать страх, обиду, чувство несправедливости, злость. Важно быть рядом с ним и говорить об этих чувствах. Вы можете поддержать ребенка, поделившись воспоминаниями о своих конфликтах с учителями. Он с облегчением поймет, что не один оказался в затруднении. Надежный тыл для ребенка необходим – это основа выхода в любой ситуации.

Прощай, тревога

Когда взрослый человек приходит к пониманию: "Ни мне, ни моему ребенку зла в школе не желают", тревога уходит, и остается лишь техническая часть проблемы. А вот когда родитель продолжает тревожиться, то помочь ребенку он не в силах.

Не бежать в школу по мелкому поводу

Вмешательство родителей обязательно, когда ситуация связана с угрозой или фактом физического и психологического насилия. В других случаях надо учитывать, что в отношениях между учеником и учителем есть все, что и в любых других отношениях. Ссоры, как и счастливые моменты, неизбежны. Излишний родительский контроль вредит диалогу ученика и учителя. Например, школьник делится с мамой, как он выяснял отношения с учителем. Ребенок гордится, что отстоял свое мнение, хотя ему было трудно в споре, а у мамы поднимается тревога: "Его обижают!" Она воспринимает ситуацию, исходя из своей установки "если люди спорят, это плохо".

Важно верить ребенку, когда он уверенно говорит: "Мама, я сам разберусь. Это мои дела!" – и учится справляться со своей тревогой. Если мама не слышит сына, он злится на ее вторжение в школьные дела. Часто бывает: к психологу приходят с проблемой про учителя, а выясняется, что нарушен диалог между родителем и ребенком, а ситуация в школе на самом деле неактуальна.

Доверять учителю

Родители могут сделать для своего ребенка больше, чем пытаться контролировать его отношения с учителем. Например, мама поможет им обоим спокойно взаимодействовать, если будет доверять учительнице и смирится с мыслью, что у сына появилась "школьная мама", которую он будет любить, восхищаться, говорить, какая она добрая и красивая. Не менее важно, чтобы у ребенка были доверительные отношения с родителями. Тогда внешние проблемы он переживает легче, потому что уверен, что главные люди за него.

Разговаривать с учителем спокойно и уверенно

Провести конструктивный диалог с учителем несложно, если разговаривать не из обиженного и агрессивного, а из уверенного и спокойного состояния. Постарайтесь соблюсти четыре условия.

Первое. В разговоре важно слышать друг друга, а когда люди кричат, диалог невозможен. Если учитель общается на повышенных тонах, можно попросить: "Да, я вас слышу. Вы можете говорить на два тона потише?" – и дождаться, когда собеседник начнет говорить спокойнее. Не продолжайте беседу, пока вашу просьбу не выполнят.

Второе. Проясните, чего от вас ждет учитель, на какую помощь рассчитывает: "Чем конкретно я могу вам помочь? Чего вы хотите от моего сына (моей дочери)?"

Третье. Пусть учитель проговорит, какой выход он предлагает: "Каким вы видите разрешение данной ситуации?" Также озвучьте свой вариант – это поможет найти точки соприкосновения.

Четвертое. Не позволяйте учителю оскорблять и называть нелестными словами вашего ребенка, даже если он очень провинился.

Когда ребенок видит, что родители на его стороне и умеют решать трудности без обвинений, эмоциональных выпадов, он чувствует себя в безопасности и дома, и в школе.

Если учитель неправ, просить извиниться перед ребенком

Когда вы понимаете, что к ребенку отнеслись несправедливо, попросите учителя извиниться. Просьба должна быть конкретной, например: "Я прошу вас извиниться перед моей дочерью за то, что вы при всем классе накричали на нее".

Не жаловаться на учителя директору школы

Конфликтная ситуация исчерпана, когда в отношениях между учителем и учеником не осталось напряжения и школьные вопросы решаются привычными способами. Обращение к директору, в отдел образования – это силовые методы, которые применяют люди, находящиеся не в диалоге, а на поле битвы. Если есть желание помочь своему ребенку, поддержать его, лучше прийти на консультацию к психологу.

Беседовала Ирина Барейко