Должностная инструкция водителя экспедитора опасных грузов. Должностная инструкция водителя экспедитора

Водитель-экспедитор не такая простая профессия, как может показаться на первый взгляд

В последнее время все чаще можно встретить потребность в такой профессии, как водитель-экспедитор.

Что же это за профессия, и какие обязанности у водителя экспедитора?

Ответ поможет найти инструкция о должностных обязанностях претендента, который имеет намерение получить эту работу.

Навигация по статье

В чем особенности профессии?

На первый взгляд в профессии водителя-экспедитора нет ничего особенного и примечательного, главное, сидеть за рулем грузового автомобиля и следить за соблюдением правильности маршрута. Но это только на первый взгляд все так просто.

На самом же деле, человек, который занимает эту должность, должен обладать определенными навыками, знаниями и способностями для того чтобы не только правильно составить рабочий маршрут, но и организовать своевременную доставку груза.

Нельзя также забывать о том, что водитель-экспедитор должен при погрузке или разгрузке товара обязательно учитывать особенности каждого вида товаров. Ведь это является залогом сохранности его целостности.

Кроме этого, в дороге нет гарантии того, что автомобиль не сломается, а это означает, что сотрудник, прокладывая маршрут, должен знать, где именно находятся пункты по ремонту грузовых авто.

Необходимо обладать также навыками заполнения : товаротранспортные и складские накладные. От того, насколько правильно и своевременно водитель экспедитор заполнит все необходимые документы, зависит и его заработная плата.

Конечно же, ни в коем случае нельзя забывать о наличии таких навыков, как умение общаться с людьми. Ведь водителю экспедитору по роду своей деятельности приходится общаться с разношерстными людьми: вспыльчивыми, медлительными или нетерпеливыми.

Сотрудник должен уметь найти подход к каждому человеку, организовать общение с ним, таким образом, дабы это ни в коем случае не навредило своевременной доставке грузов в целости и сохранности.

Это означает, что для того чтобы успешно работать водителем экспедитором, необходимо обладать массой знаний и навыков, быть психологом, уметь ориентироваться на местности, знать делопроизводство, а также иметь опыт складской работы.

Какие обязанности и индивидуальная мат. ответственность претендента на этот пост

Данная профессия относится к разряду востребованных. Если внимательно посмотреть на предложения биржи труда или объявлений по поиску вакансий, многие компании помечают потребность в человека на эту должность, как «срочно».

Возникает вопрос: так ли много нужно водителей экспедиторов или к данной профессии выдвигаются некие специфические требования, что приводит к тому, что люди на этой должности не задерживаются?

В основном это связано с тем, что человек должен обладать в первую очередь большой долей ответственности. Именно поэтому перед тем, как принять человека на эту должность, руководители предприятий просят проработать претендента некий испытательный срок. Это необходимо для того чтобы руководитель предприятия убедился в том, что претендент на занимаемую должность сможет справиться со своими профессиональными обязанностями.

Каковы же обязанности водителя-экспедитора грузового автомобиля:

  • Водитель экспедитор не должен бросать грузовое транспортное средство без внимания. Если возникла такая необходимость, машину должен оставлять только на стоянках, где будет обеспечена ее охрана, предварительно поставив его на сигнализацию.
  • Машина должна быть вовремя доставлена под погрузку товара каждый день.
  • Запрещается подвозить в машине по ходу следования посторонних лиц или использовать транспортное средство в личных целях.
  • Экспедитор грузового автомобиля обязан не только внимательно следить, но и принимать непосредственное участие в погрузке, разгрузке и креплении внутри кузова всей партии товара.
  • При погрузке товара в машину следить за тем, чтобы было соблюдено товарное соседство.
  • Контролировать сохранность не только самого товара, но и его упаковки.
  • Вовремя и со всей ответственностью относиться к составлению таких документов, как товаротранспортная накладная, акт недостачи или акт непригодности товара.
  • Всегда быть готовым к выполнению отдельных заданий, которые отдает его непосредственный начальник.

Инструкция обязанностей водителя


Споры по поводу материальной ответственности поможет избежать доп. соглашение о материальной ответственности

Нередко возникают такие ситуации, когда между водителем экспедитором и руководителем предприятия возникают недоразумения по поводу материальной ответственности одной из сторон.

Дабы избежать возникновения таких недоразумений перед оформлением на работу между претендентом и предприятием составляются и подписываются следующие соглашения:

  • Трудовое соглашение. В этом документе четко прописываются данные претендента на должность, график его работы, необходимость составления экспедитором всех текущих документов и пр.
  • Договор об индивидуальной мат. ответственности. Этот документ подразумевает полную ответственность человека не только за грузовое ТС, но и за груз, который он принимает на складе или от поставщиков товаров.

Обязанности водителя экспедитора, инструкция должностная – этот тот документ, с которым обязательно должен ознакомиться претендент на занимаемую должность и поставить свою подпись. Это означает, что сотрудник поставлен в известность о своих обязанностях, полностью с ними согласен и готов к их выполнению.

В чем же особенность должностной инструкции водителя экспедитора? Она разрабатывается и составляется не только с учетом особенностей этой профессии, но и особенностей деятельности предприятия, на котором работает человек.

Основная причина составления такой инструкции заключается в том, чтобы человек был знаком со всеми особенностями будущей работы, которые не оговаривались в трудовом договоре. Можно сказать, что является дополнением трудового соглашения между предприятием и сотрудником. Особое внимание в ней уделяется материальной ответственности экспедитора, а также его права.

Водитель экспедитор несет мат. ответственность за:

  • Содержание грузового автомобиля в целости и сохранности, содержание его в надлежащем исправном состоянии.
  • Несет полную материальную ответственность за товар, который загружается на складе или принимается у поставщиков.

Чем детальнее будет прописана мат. ответственность водителя экспедитора, тем меньше вероятность возникновения разного рода недоразумений между экспедитором и руководящими органами организации.

Водитель-экспедитор отвечает за выгрузку товара

Правильность проведения процесса загрузки – выгрузки товаров, как на складе, так и по пути следования грузового автомобиля.

Ответственность может наступить в случае доказанности вины водителя экспедитора, согласно трудового, гражданского или уголовного законодательства.

Неисполнение своих профессиональных обязанностей, прописанных в трудовом соглашении, нанесение значительного ущерба также несет за собой ответственность водителя экспедитора.

Кроме обязанностей, в профессиональной инструкции прописаны также и права экспедитора. Он может требовать от руководящих органов нанимателя соблюдения условий, при которых он сможет выполнять свои проф. обязанности на надлежащем уровне.

Водитель имеет право знакомить руководящие органы работодателя свои предложения, которые касаются выбора маршрута передвижения грузового автомобиля, а также проведения процесса погрузки или выгрузки товара непосредственно на складе предприятия или на складах поставщиков товаров.

В права водителя экспедитора входит также право на своевременное информирование руководства о поломках грузового транспортного средства, а также о необходимости проведения технического осмотра машины или приобретении запасных частей или механизмов, необходимых для того чтобы поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

При каких условиях наступает материальная ответственность экспедитора

Существуют общепринятые условия, при которых наступает материальная ответственность водителя экспедитора. Это возможно только в том случае, когда будет проведено детальное расследование произошедшего.

В процессе расследования должны быть установлены причинно – наследственные связи, которые бы способствовали возникновению данного происшествия. Это может быть кража или повреждение целостности товара; поломка грузового автомобиля, произошедшая в результате неправильных, некомпетентных действий или бездействия водителя; своевременности вызова правоохранительных органов или технической помощи и т. п.

Если в результате проведенного профессионального расследования всех этих факторов, провинность экспедитора будет доказана, ему не удастся избежать мат. ответственности. Размер материальной ответственности водителя, а также мера его вины может быть установлена только в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что если руководство предприятия с одной стороны и водитель экспедитор – с другой, будут придерживаться соблюдения своих профессиональных инструкций и обязанностей, будут ответственно к ним относиться, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций сводится к минимуму.

Профессия относится к разряду востребованных и хорошо оплачиваемых должностей. При этом, не следует забывать о том, что претендент на эту должность несет за собой довольно большую индивидуальную мат. ответственность: за груз и за транспортное средство.

Это требует от экспедитора более чем ответственного отношения к своей работе, соблюдения трудовой дисциплины, а от руководящих органов работодателя — создания всех условий, необходимых для обеспечения условий работы водителя экспедитора. Только при таких условиях получится избежать неприятностей и недоразумений, придерживаться правил составления и ведения трудовой документации и доставить груз в целости и сохранности до предполагаемого места разгрузки или загрузки товара.

Подробнее об обязанностях водителя-экспедитора можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Вместе с увеличением объемов грузовых перевозок в нашей стране возрастает спрос на таких специалистов, как водители-экспедиторы. В их обязанности входит организация транспортировки товаров по заранее составленным и согласованным маршрутам.

В своей работе водители-экспедиторы должны учитывать множество факторов и условий, влияющих на безопасную и своевременную доставку грузов, знать правила погрузки и разгрузки различных видов товаров, позволяющие обеспечивать их целостность и сохранность, уметь работать с транспортными документами.

Кроме того, водители-экспедиторы должны хорошо знать устройство грузовых автомобилей, уметь ликвидировать поломки, которые могут возникать в пути.

Таким образом, для работы по данной специальности недостаточно иметь права соответствующей водительской категории и определенный водительский стаж.

Что касается высшего образования, оно требуется не всегда. При этом преимущество при трудоустройстве может отдаваться кандидатам, прошедшим обучение по специальностям «Технология транспортных процессов» или «Организация перевозок».

Профессия водителя-экспедитора востребована в производственных организациях, в компаниях, работающих в торговой сфере и в фирмах, занимающихся перевозками. Должность водителя-экспедитора подходит тем, кто любит постоянно находиться в движении и общаться с новыми людьми.

Зарплата у водителей-экспедиторов достаточно высокая: в зависимости от сферы деятельности компании и расстояний, на которые осуществляются грузоперевозки, она может варьироваться в пределах 30-120 тысяч рублей.

Какие задачи выполняет водитель-экспедитор

Обязанности водителя-экспедитора выходят за рамки простой доставки товаров. Он должен выполнять различные сопутствующие функции. Как правило, перед водителем-экспедитором ставятся определенные задачи.

Это:

  • перевозка грузов по установленным маршрутам;
  • участие в приемке груза в месте его отправки, проверка соответствия фактического товара и расходных документов;
  • координация погрузки товара в автомобиль с учетом соблюдения норм безопасности и равномерности распределения нагрузки;
  • контроль целостности упаковки товара;
  • контроль сохранности груза при осуществлении перевозки;
  • оформление документации, подтверждающей приемку и выгрузку товара;
  • контроль технического состояния автомобиля, соблюдение правил его эксплуатации;
  • обеспечение оптимальных условий транспортировки товара.

Водитель-экспедитор должен досконально знать транспортное средство, на котором он работает: существующие дефекты, сроки прохождения техосмотров.

При перевозке грузов с ограниченным сроком годности или требующих соблюдения особых температурных режимов водитель-экспедитор должен тщательно следить за этими параметрами.

Особенности организации работы

При перевозке грузов водитель-экспедитор должен иметь при себе:

  • водительские права (категорий В, С;);
  • регистрационный документ на транспортное средство;
  • действующий страховой полис.

При международных перевозках у специалиста должны быть права, разрешающие ему международное движение. Также водитель обязан знать правила, действующие в той стране, в которую он направляется.

Каждый груз должен сопровождаться определенной партией документации, комплектность которой водитель-экспедитор обязан проверять перед тем, как выезжать на маршрут.


В базовый пакет документов входят:

  • транспортная накладная на перевозимый груз;
  • договор о перевозке товара;
  • путевой лист, счет-фактура;
  • акт приема-передачи груза, доверенность на осуществление перевозки.

Дополнительно могут быть нужны различные сертификаты качества и прочие документы. Кроме наличия документов, перед выездом водитель должен проверять состояние транспортного средства и проходить медицинский осмотр.

Каким требованиям необходимо соответствовать

Водитель-экспедитор должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь водительское удостоверение категорий В, С;
  • обладать безаварийным стилем езды;
  • уметь ориентироваться в местности, в которой предстоит работать;
  • разбираться в техническом состоянии транспортных средств;
  • иметь действующую медицинскую справку;
  • знать особенности перевозки крупногабаритных грузов;
  • досконально знать ППД и действующее законодательство в сфере организации дорожного движения.

Это минимальный перечень требований, которые предъявляются к кандидатам на соответствующие должности. Остальные знания и навыки зачастую приобретаются специалистами уже во время работы или на специализированных курсах.

Кроме этого, многие организации требуют от кандидатов наличия опыта работы по специальности от одного года. Так, к примеру, на работу в организации, занимающиеся транспортировкой опасных грузов, могут приниматься только те водители, которые имеют достаточный опыт и уровень ответственности.

Компании, осуществляющие международные перевозки, могут требовать от водителей-экспедиторов знания иностранных языков. Также в некоторых случаях организации принимают на работу специалистов с личными автомобилями.

Основные разделы должностной инструкции

Водитель-экспедитор при приеме на работу знакомится со своей должностной инструкцией. В ней детально прописываются будущие обязанности, права и ответственность специалиста. Что касается ответственности, это один из важнейших пунктов должностной инструкции. Водитель-экспедитор полностью отвечает за выполнение своих обязанностей, в том числе, несет материальную ответственность за транспортируемый товар; за транспортное средство.

Транспортируемый груз должен быть принят и доставлен в целости. Именно поэтому водитель должен тщательно контролировать все этапы его приемки, транспортировки и разгрузки.

Материальная ответственность может наступить в случае:

  • повреждение транспортируемого товара по вине водителя;
  • кража товара, который перевозится;
  • повреждение транспортного средства по причине некомпетентных действий водителя.

Все указанные действия тщательно расследуются, при этом размер материальной ответственности водителя определяется судом.

В должностные обязанности водителя-экспедитора (помимо просто водительских) входит также оформление документации по приему и сдаче грузов, контроль за погрузкой, обеспечение сохранности груза и пр. Поэтому от кандидатов на эту позицию требуются специфические знания, что и отражено в нашем образце должностной инструкции водителя-экспедитора. Но во многом должностная инструкция водителя-экспедитора схожа с должностной инструкцией водителя.

Должностная инструкция водителя-экспедитора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Водитель-экспедитор относится к категории технических исполнителей.
1.2. Водитель-экспедитор назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Водитель-экспедитор подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.
1.4. На время отсутствия водителя-экспедитора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность водителя-экспедитора назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, С, стаж вождения от 2 лет.
1.6. Водитель-экспедитор должен знать:
- Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
- основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
- правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
- порядок проведения технического обслуживания автомобилей;
- порядок приема и сдачи грузов;
- условия перевозки и хранения экспедируемых грузов.
1.7. Водитель-экспедитор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности водителя-экспедитора

Водитель-экспедитор выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.
2.2. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.
2.3 Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
2.4. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.5. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте.
2.6. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.
2.7. Принимает товар со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.8. Проверяет целостность упаковки, контролирует правильность погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов в автомобиле.
2.9. Обеспечивает сохранность груза при транспортировке.
2.10. Оформляет документацию по приему и сдаче грузов. Выступает доверенным лицом предприятия при сдаче, приеме и транспортировке груза.
2.11. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.
2.12. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.
2.13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права водителя-экспедитора

Водитель-экспедитор имеет право:
3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).
3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность водителя-экспедитора

Водитель-экспедитор несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Транспортный отдел и грузоперевозки - это неотъемлемый элемент практически любой бизнес-структуры. Связующим звеном между разными компаниями, вне зависимости от вектора их деятельности, является водитель-экспедитор. Именно на него возлагается обязанность по доставке грузов из пункта А в пункт Б. При этом заказ клиента он должен перевезти максимально быстро, обеспечив его целостность и сохранность. Ответственность водителя-экспедитора за содержимое его автомобиля огромная, но вместе с тем у него есть и права, прописанные в должностной инструкции. Какие особенности есть у этой профессии, какие требования предъявляются к людям, претендующим на работу экспедитора, а также сколько они зарабатывают - далее в статье.

Водитель с дополнительным грузом ответственности

Водитель-экспедитор - это не просто извозчик, который день напролет крутит баранку своего автомобиля, а человек, отвечающий за вверенный ему груз, если не головой, так уж точно собственной репутацией. В тот момент, когда он подписывает документы о приеме товара и выезжает на маршрут, он становится обособленной частью компании. Тому, кто хочет стать экспедитором, необходимо понимать, что такая работа сопряжена с рядом трудностей, которые нужно преодолевать быстро и эффективно, принимая решения на собственное усмотрение.

Очень многое в подобной деятельности зависит от маршрута, на котором придется трудиться экспедитору. Работа в пределах одного города не сильно обременительна, но имеет свою специфику. Она обычно связана с торговлей, оказанием транспортных услуг, грузоперевозками, курьерской деятельностью. От водителя наниматели требуют хороших навыков вождения в городских условиях, знания даже самых отдаленных его районов, а также пригородной территории. Работа водителем-экспедитором вахтой - это вообще своеобразный образ жизни. Далеко не каждый человек сможет находиться в пути по нескольку дней, а то и недель, жить в машине или придорожных отелях, и большую часть времени быть в разлуке с домом и семьей. Но есть в этом и свои преимущества - достойная заработная плата, возможность бывать в разных городах, и даже странах, путешествия.

Пять в одном

Резюме водителя-экспедитора обычно вмещает в себя сразу несколько пунктов, в которых претендент на должность указывает свои навыки и умения. Профессиональный экспедитор - это «универсальный солдат», умеющий делать совершенно разную работу:

  1. Водитель. Каждое предприятие выдвигает свои требования к этому пункту, но наличие прав на вождение - естественное и главное условие, поставленное перед соискателем. За рулем человек должен находиться не менее двух лет, при этом у него не должно быть проблем со стражами порядка в отношении нарушения ПДД. Чаще других компаниям требуется водитель-экспедитор категории «В». В этом случае работнику нужно уметь водить только легковой автомобиль, и, скорее всего, он будет перевозить малогабаритные грузы на небольшие расстояния.
  2. Логист. Экспедитор лучше любого офисного служащего знает вверенную ему территорию, поэтому он должен уметь рационально составлять маршрут своего движения, чтобы экономить время и средства работодателя.
  3. Курьер. Передача груза из рук в руки со склада к клиенту и соответствующее документальное оформление этого процесса также входят в перечень обязанностей экспедитора.
  4. Товаровед. Человек, занимающийся развозкой продукции со склада, должен ориентироваться в ассортименте своей компании, не допускать ошибок во время погрузки-выгрузки товара.
  5. Механик. Для любого водителя станет преимуществом понимание устройства автомобиля, а также умение устранять элементарные неполадки в доверенном ему транспортном средстве.

Существуют и другие запросы, предъявляемые к экспедиторам. Более подробно мы расскажем о них немного дальше.

Требования к соискателям

Каким должен быть водитель-экспедитор - зависит от компании, в которой ему предстоит работать, а точнее, от того, чем именно она занимается. Организации, промышляющие международными перевозками, подбирают специалистов, знающих иностранные языки, нормативную и законодательную базу государств, в которых расположены партнерские компании. А также людей, разбирающихся в ведении сопроводительной документации и вопросах, связанных с таможенным контролем. Приветствуется также умение вести деловые переговоры с клиентами и должностными лицами.

Кроме того, экспедитор обязан знать правила перевозки вверенного ему груза и особенности его хранения. В компаниях с небольшим покрытием требования обычно менее строгие. Все дополнительные нюансы должны прописываться в инструкции водителя-экспедитора, которая составляется индивидуально для каждой организации.

Должностная инструкция

Этот документ, как мы уже говорили, не может быть универсальным для всех транспортных компаний из-за разобщенности их сфер деятельности. Тем не менее существует общий принцип, по которому составляется должностная инструкция экспедитора. Она должна состоять из таких разделов:

  • Описание общих положений (название и характеристика должности, информация о том, кому подчиняется сотрудник, его образование, правила трудового распорядка, техника безопасности).
  • Обязанности (здесь прописывают, что конкретно должен делать водитель-экспедитор).
  • Права (в этом пункте указывают обязанности работодателя по созданию нормальных рабочих условий для сотрудника, а также информацию о полномочиях экспедитора).
  • Служебная связь (способы коммуникации водителя с офисом и его действия в случае возникновения любых форс-мажорных обстоятельств).
  • Ответственность (описываются меры взыскания с сотрудника, штрафные санкции и неустойки, которые грозят ему за полное или частичное невыполнение возложенных на него должностных обязанностей, порчу груза, его пропажу или срыв сроков перевозки).

Инструкция не должна противоречить действующему законодательству страны, в которой функционирует фирма-работодатель. Ее положения вступают в силу после двустороннего подписания трудового договора между сотрудником и нанимателем и занесением документа в базу предприятия.

Обязанности работника

  • Погрузка/разгрузка продукции и своевременный контроль ее качества.
  • Оформление транспортной документации в соответствии с корпоративными требованиями.
  • Перевозка груза.
  • Контроль состояния транспортного средства и поддержание его технической исправности.

Последний пункт чаще всего вызывает много вопросов со стороны соискателей. В нем не идет речь о том, что экспедитор обязан уметь чинить автомобиль, но он должен вовремя производить его техосмотр и своевременно докладывать о любых неисправностях.

Права сотрудника

С другой стороны, экспедитор может требовать, чтобы работодатель организовал нормальные условия для работы, ввел справедливую компенсацию затрат (оплата командировок, телефонной связи, амортизации автомобиля и т. д.), производил своевременный ремонт транспортного средства. Также водитель-экспедитор может вносить на рассмотрение руководства предложения, касающиеся оптимизации рабочего процесса. Это и вопросы повышения эффективности логистики, и нормализация процесса погрузки на складе.

Важно! Если водитель имеет напарника, то чаще всего именно он несет ответственность за его безопасность, а потому он вправе требовать от пассажира неукоснительного выполнения норм безопасности в автомобиле.

Сфера ответственности

В связи с тем, что экспедиторы имеют доступ к товару и документации, они являются материально ответственными лицами. Подписав акт о приеме груза со склада, они возлагают на себя обязательство по его своевременной передаче в пункт назначения, и до того момента, пока клиент не подпишет товарно-транспортную накладную о приеме товара, только перевозчик за него отвечает. Поэтому в случае утери или порчи груза виновным назначат именно его. К тому же водитель-экспедитор не имеет права передавать третьим лицам сопроводительную документацию или разглашать сведения о ней кому-либо, так как это может повлечь за собой нарушение конфиденциальности и коммерческой тайны.

Классификация водителей

У людей, занятых в автоперевозках, нередко возникает вопрос о том, что означает первый, второй и третий класс водителя. Несмотря на то что такая градация была введена еще во время СССР, она до сих пор часто встречается в транспортных компаниях. Согласно ей, извозчики третьего класса имеют самую низкую квалификацию. У них должны быть права категории «В» и «С» или «В» и «Д», при этом привязки к водительскому стажу нет.

У тех, кто претендует на второй класс, опыт непрерывного вождения не может быть менее трех лет. Также им нужно иметь действующее удостоверение в таких категориях (их комбинации):

  • «В», «С» и «Д»;
  • «В», «С» и «СЕ»;
  • «Д» и «СЕ».

Наивысшим классом есть первый. Водители, относящиеся к нему, должны работать по специальности не менее пяти лет. При этом два из них - обязательно с пометкой «Водитель 2-го класса». Права необходимо иметь всех категорий, кроме мототранспорта («А»): «В», «С», «СЕ» и «Д».

Особенности работы экспедитором на личном транспорте

Не все торговые компании имеют в своем активе достаточное количество автомобилей для развозки грузов, а потому часто нанимают водителей со своими машинами. Но, несмотря на широкую распространенность этой практики, не все владельцы транспорта знают, какие обязательства ложатся на работодателя в таком случае. Водитель-экспедитор на своем авто должен получать компенсацию за то, что компания, на которую он работает, пользуется его личным автомобилем. Сумму компенсации базируют на основе таких составляющих:

  • покрытие расходов на заправку;
  • амортизация;
  • техосмотр;
  • текущий ремонт автомобиля.

Обычно это фиксированные начисления, которые оговариваются при поступлении на работу. Калькуляцию этих выплат можно увидеть в ведомости о з/п, которую получает водитель-экспедитор. Зарплата рабочих этой сферы в среднем по стране - 75 тыс. рублей. Минимум, на который соглашаются водители, - 30 тыс. рублей, максимум - 120 тыс. рублей.

Как составить резюме на эту должность

Любого работодателя, прежде всего, будет интересовать реальный опыт работы соискателя. Поэтому в резюме водителя-экспедитора необходимо указать предыдущие места работы (начиная с последнего). Если послужной список большой, можно ограничиться должностями, аналогичными той, на которую претендует кандидат. Кроме того, в резюме обязательно нужно выделить отдельные блоки:

  • описание своих навыков (ведение документации, умение работать с навигатором, знание маршрута, клиентов);
  • личностные качества и характеристики (порядочность, пунктуальность, ответственность, выносливость и т. д.);
  • специальные умения (знание иностранных языков, понимание устройства автомобиля).

Все обязанности водителя конкретизируются в должностной инструкции. Она включает в себя помимо общих положений, построчное перечисление всех прав и мер ответственности за несоблюдение правил транспортировки груза. Инструкция является обязательным приложением к трудовому договору.

Должностные обязанности водителя экспедитора

Основной обязанностью водителя-экспедитора является обеспечение сохранности вверенного ему груза и автомобиля. До отправления в рейс он должен прояснить следующие вопросы.

  • Что за товарно-материальные ценности планируется перевозить?
  • Каковы особенности транспортировки груза?
  • Какова протяженность маршрута движения?
  • Есть ли временной лимит на доставку?
  • Как правильно производить погрузку и разгрузку вверенных ТМЦ?

В рейс экспедитор отправляется только после оформления документов о возложении на него ответственности за сохранность переданных на доставку товаров, материалов или сырья. От момента погрузки до подписания накладной адресатом за товарно-материальные ценности полностью отвечает водитель. Помимо контроля за погрузкой/разгрузкой он курирует состояние груза во время доставки и принимает участие в разработке маршрута. Если предложенный логистом вариант представляется ему не эффективным, он обязан внести свои поправки с учетом особенностей местности и погодных условий.

Должностной инструкцией водителя-экспедитора предусматриваются следующие обязанности.

  • Соблюдение правил эксплуатации автомобиля;
  • Передача груза адресату в идеальном состоянии;
  • Безоговорочная явка на медкомиссию перед рейсом;
  • Своевременное обслуживание автомобиля: техосмотр, плановый ремонт;
  • Аккуратное ведение путевых листов;
  • Грамотное заполнение приемо-сдаточной документации на груз;
  • Изучение особенностей ТМЦ до отправки и контроль над соблюдением правил их погрузки;
  • Обеспечение оптимальных условий транспортировки груза.

Экспедитор должен быть постоянно на связи со своим клиентом (работодателем) и информировать его от возможных задержках в пути, авариях, форс-мажорных и прочих, непредусмотренных договором обстоятельствах. Аналогичные обязанности предусмотрены и в должностной инструкции водителя-курьера с той разницей, что он доставляет не объемный груз, а образец товара, мелкий пакет, посылку или документы. Их часто используют службы доставки, принимающие товары из интернет-магазинов. Водителю-курьеру поручается вручение посылки адресату с подписанием соответствующих документов. То есть, он не просто передает бандероль или пакет, а вручает его под роспись, подписывая с получателем документ для отправителя и службы доставки.

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

Перечень должностных обязанностей водителя грузового автомобиля утверждается руководством транспортной компании или соответствующего отдела на крупном предприятии. Для их исполнения принимается водитель с категорией С или СЕ. В его функции входит управление транспортным средством, его заправка и поддержание исправного технического состояния. Объектом ответственности является сам автомобиль.

В должностной инструкции водителя грузового автомобиля обязательны следующие пункты, регламентирующие его ответственность:

  • Указание грузоподъемности автомобиля, для управления которым нанят водитель.
  • Тип топлива и обязанность по заправке ТС.
  • Контроль над техническим состоянием автомобиля.
  • Своевременная подача машины на погрузку и разгрузку.
  • Устранение мелких поломок своими силами.
  • Строгое соблюдение ПДД.
  • Поддержание идеального гигиенического состояния авто.

В инструкции обязательно детализируются право наемного водителя на оформление за счет работодателя полиса ОСАГО, предоставление ГСМ в требуемом количестве (либо средств на их приобретение). Крупный плановый ремонт осуществляется также за счет работодателя. Исключение составляют ситуации, в которых вина водителя в поломке ТС неоспорима. Правом заставить его работать на неисправном авто не обладает никто. Но, о выходе его из строя водитель обязан сообщить своевременно.

При отсутствии экспедитора водитель грузовика принимает на себя ответственность за находящиеся в нем товарно-материальные ценности. В этом случае инструкцией обязательно предусматриваются соответствующие пункты, регулирующие водительскую и экспедиторскую деятельность. Если изначально при приеме на работу этот пункт не был предусмотрен, то обязать водителя отвечать за груз работодатель не вправе. Внесение дополнений в договор и должностную инструкцию производится только с согласия работника.

Нанимая водителя, работодатель обязан предоставить ему технически исправный грузовой автомобиль, документально закрепить его за сотрудником, ознакомить его с должностными обязанностями, мерой ответственности, последствиями и, конечно, размером и режимом выплаты заработной платы.

Должностная инструкция водителя автобуса

Водителю автобуса, равно, как и другого пассажирского транспорта, в обязанности вменяется ответственность за пассажиров и само ТС. Перевозка людей – это работа в команде: диспетчеры и технический персонал. Первые контролируют график движения и наличие достаточного количества машин на маршруте. К ней допускаются только водители с правами категории D и стажем не менее 1-го года (для перевозки детей потребуется 3-летний стаж).

К основным должностным обязанностям водителя автобуса относят следующие:

Автобус должен строго соблюдать регламент движения – время выхода в рейс и его окончания, протяженность интервалов и режим остановок. Машина требует специальной подготовки, обязательной гигиенической уборки после каждого рейса и неусыпного внимания водителя. В пассажирском транспорте запрещен перегруз – перевозка большего количества пассажиров, чем предусмотрено инструкцией.

Должностная инструкция водителя погрузчика

Водителю автопогрузчика также полагается должностная инструкция – не сложный на первый взгляд транспорт представляет собой спецтехнику, управление которой требует специальной подготовки. Задача водителя заключается в ловком маневрировании по территории складского или производственного комплекса, одновременной подаче материалов, их разгрузке и погрузке. К основным обязанностям водителя в данном случае относится не только управление самой машиной.

  • Свободное оперирование погрузочным агрегатом.
  • Аккуратная погрузка и разгрузка без ущерба грузу и людям.
  • Самостоятельный текущий ремонт и устранение мелких неисправностей.
  • Монтаж и использование дополнительных приспособлений для захвата груза и его разгрузки.
  • Обеспечение безопасности ТМЦ и коллег.

Для этого требуется соответствующий опыт и умение быстро реагировать. Одно неловкое движение может уничтожить дорогостоящий груз, рядом стоящую технику, стеллажи с готовой продукцией или сырьем, нанести вред людям. Предприятия стараются принимать на эту должность людей с опытом работы на подобной технике. Но, даже при этом условии необходимо пройти инструктаж применительно к данной машине.

Должностные инструкции водителей других ТС

Инструкция, декларирующая конкретные обязанности, составляется для водителей любых транспортных средств – легковых и спецавтомобилей. К последним относятся пожарные. Это сложная техника, обеспечивающая доставку пожарной команды и средств тушения. Задача водителя – оперативно прибыть на вызов, соблюдая ПДД с готовыми к использованию средствами пожаротушения. Машина должна быть в идеально исправном состоянии, заправленная топливом и водой. К работе на таком транспорте допускаются только специально подготовленные специалисты.

Таксисты и просто водители легковых авто, исполняющие трудовые обязанности по договору, придерживаются тех же правил. В них входит:

  • Поддержание вверенного транспортного средства в идеальном техническом состоянии;
  • Согласование всех действий с диспетчером или непосредственным руководством;
  • Обеспечение безопасности пассажиров за счет соблюдения ПДД, скоростного режима и правил перевозки;
  • Вежливость по отношению к клиентам и работодателю;
  • Абсолютная сохранность груза при осуществлении курьерских перевозок.

Обязательным условием допуска является успешное прохождение регулярного медицинского освидетельствования.